Специфика нриродосообразных методов обучения.
Природосообразное образование акцентирует не запоминание информации, а изучение действительности, применение присваиваемой культуры к решению текущих задач окружающей ребенка среды и его личной жизни. Знания, умения и навыки при этих условиях усваиваются прочнее, осознанно и с большей пользой для практики. Очень полезен метод проектов. Он предполагает разделение и упорядочение труда, самоуправление и самодисциплину, межгрупповое соревнование в качестве и эффективности общеполезного дела, ответственность каждого за общий успех и ответственность всех за успех каждого.
Чтобы люди учились научно мыслить, т. е. находить успешное решение задач, которое прежде не давалось им в готовом виде, необходимо:
- — ориентировать их в справочной и специальной литературе, структуре и содержании современной научной дискуссии, классификациях наук и их истории;
- — обеспечить свободное владение номенклатурой, назначением и способами применения общенаучных и конкретно-научных методов;
- — натренировать в рефлективном отслеживании собственных мыслительных действий, проверке и перепроверке их адекватности условиям задачи;
- — воспитать склонность и способность к переносу приобретенного искусства пользоваться научным методом в новые проблемные ситуации, которые создают частное бытие и профессиональная практика.
Монологи учителя сочетаются с живой беседой. Обмениваясь мыслями, учащиеся делают успехи и знания каждого достоянием всех.
Наилучший способ тренироваться в последовательном и строгом мышлении — собственные сочинения. Следование чужому ходу мысли при чтении и слушании лекций истощает душу и погружает ее в своего рода сонливость. Только самостоятельная разработка какой-либо мысли противостоит этому духовному застою.
Научившись приводить мысль к цели, человек проникается духом автора, с большей уверенностью и с более тонким чувством понимает его и глубже судит о нем, как правильно считал немецкий философ И. Г. Фихте (1762−1814).