Формирование готовности учащихся к профессиональному самосовершенствованию
Диссертация
Методологическую основу исследования составляют научные положения о диалектическом характере социальных отношений, положение о развитии и формировании личности в деятельности и общении (К.А.Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, В. В. Давыдов, А. Л. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Т. И. Шамова, Д.Б.Эльконин), философские и психолого-педагогические теории развития личности (Б.Г.Ананьев, Л. С. Выготский… Читать ещё >
Содержание
- Введение.*.,
- Глава 1. Подготовка учащихся к профессиональному самосовершенствованию как целевая функция профессиональных училищ
- 1. 1. Готовность к профессиональному самосовершенствованию как качество конкурентоспособной личности
- 1. 2. Критерии успешности процесса формирования у учащихся готовности к профессиональному самосовершенствованию
- 1. 3. Модель процесса формирования готовности учащихся ПУ к профессиональному самосовершенствованию.,
- Выводы по первой глее
- Глава 2. Реализация комплекса педагогических условий формирования у учащихся готовности к профессиональному самосовершенствованию
- 2. 1. Межпредметные связи как средство формирования готовности учащихся ПУ к профессиональному самосовершенствованию
- 2. 2. Развитие творческой активности учащихся
- 2. 3. Подготовка учащихся к выбору средств самопознания
- 2. 4. Результаты опытно-экспериментальной работы
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 300с.
- Агапова Е.Н. Физиология и психология труда. Самара, изд. Педагогика, 1991.152 с.
- Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 1988. 448 с.
- Алексеев Н.Г., Злотников П. А., Громыко Ю. В. Организационно деятель-ностная игра: возможности и область применения // Вестник высшей школы. 1987. № 7. С.30−35.
- Акимов, а О. В. Педагогическое стимулирование как средство всестороннего развития личности будущего учителя: Автореф.канд.пед.наук. -Киев, 1989.24с.,
- Алехина Е. М. Организация эстетического самовоспитания учащихся профтехучилищ во внеучебное время: Автореф. канд.пед.наук. Казань, 1989.16 с.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х томах, изд. Педагогика, 1980. Т. 1.232 с.
- Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: Изд-во КГУ, 1988. 354 с.
- Асмолов А.Г. Психология личности. М., Изд-во МГУ, 1990. 367 с.
- Ю.Арет А. Я. Основные положения теорий самовоспитания. Фрунзе, 1963.97с.
- П.Бабанский Ю. К., Поташкин М. М. Оптимизация педагогического процесса. Киев: Рад. школа, 1982.200 с.
- Батышев С.Я. Подготовка рабочих в средних профессионально-технических училищах. М.: Педагогика, 1988. 316с.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. Л.: Лениздат, 1992. 400 с.
- Безносов С.П. Профессиональная деформация и воспитание личности, кн. Психологическое обеспечение социального развития человека/ Под ред. А. А. Крылова. Вып.13, Л., 1989. С.77−82.
- Бестужев-Лада И.В. К школе 21 века: Размышления социолога. М.: Педагогика, 1988. 256 с.
- Блонский П.П. Задачи и методы новой народной школы. В кн. Избр.пед. и психол. соч. В 2-х т. М.: Педагогика, 1979. Т.1.
- Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х т. М.: Педагогика, 1979. Т.1.С.286.
- Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. Л.: Изд-во ЛГУ. 283с.
- Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. М. 1996. 465 с.
- Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М., 1968. 61 с. 21 .Буева Л. П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978.216 с.
- Васильченко П.Л. Педагогические коллективы: стабильность и текучесть.//Советская педагогика. 1987. № II. С. 65−69.
- Вершловский С.Г. Профессиональное становление учителя//Вечерняя средняя школа, 1992. № 2/3. С.6−10.
- Волохова Е.Д. Вариативный подход к профессиональному самоопределению подростков. Автореф. дисс. канд.пед.наук. Ярославль, 1994. 18 с.
- Воспитательная работа в профессионально-технических учебных заведениях. М.: Высш. школа, 1981. 287 с.
- Вульфов Б.З. Воспитание и рынок в переходный период //Педагогика. 1993. № 2. С.5−17.
- Вульфов Б.З. Воспитание и рынок в переходный период //Педагогика. 1989. N 3. С.3−9.
- Вульфов Б.З., Иванов В. Д. Время взрослых поступков. М.: Новая школа, 1993.160 с.
- Выготский JI.C. История развития высших психических функций. В 6-ти томах. М.: Педагогика, 1983. Т.З. С. 163.31 .Высоцкий А. И. Психологическая характеристика процесса самовоспитания у подростка: Автореф. канд. пед. наук. М., 1968. — 23 с.
- Галочкин А.А. Межпредметные связи как средство готовности к профессиональному самосовершенствованию. Ярославский педагогический вестник № 1. 1998. С. 145−149.
- Галочкин А.А. Воспитание творческой активности учащихся. Ярославль, изд. 1998. 16 с.
- Гессен С.И. Основы педагогики. М.: Школа-пресс, 1995. 448 с.
- Гоноболин Ф.И. Книга об учителе. М.: Просвещение, 1965.
- Гостюшин А.В. Индивидуальная защита от безработицы. М.: «Белый город», 1992. 96 с.
- Глезерман Г. Е. Формирование, воспитание, самовоспитание личности/Вопросы философии. 1976. N4. С.27−41.
- Гребенюк О.С. Проблемы формирования мотивов учения и труда у учащихся средних профтехучилищ. М.: Педагогика, 1985. 152 с.
- Гребенюк О.С. Общая педагогика. Калининград: КГУ, 1996. 105 с.
- Грехнев B.C. Социально-психологический фактор в системе общественных отношений. М.: Изд-во МГУ, 1989.184 с.
- Гришаева В. Социально-правовая защищенность молодежи //Советская юстиция. 1989. N21. С. 34−48.
- Гришин Д.М. Взаимодействие обьективных и субьективных факторов в процессе нравственного воспитания школьников: Дисс.. доктора пед. наук. Калуга, 1978. 368 с.
- Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. М. Высшая шк. 1991. 147 с.
- Дьяченко Н.Н. Профессиональное воспитание учащейся молодежи. М.: Высш. школа, 1988. 144 с.
- Давыдов В.В. О понятии личности в современной психологии // Психоло1гический журнал. 1988. № 4. С.23−38.
- Дьяченко В.К. Профессиональное воспитание учащейся молодежи. 2-е изд. М.: Высш. школа, 1968. 144 с.
- Дьяченко М.И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы. 2-е изд., перераб., дополн. Минск: Изд-во Белорус, ун-та, 1985.
- Елканов С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя: Кн. Для учителя. М: Просвещение, 1986. 189с.
- Иродов М.И. Социальное становление специалиста на основе гуманизации инженерного образования. Автореф. дисс. канд. пед.наук. Ярославль, 1995.25 с.
- Кан-Калик В.А., Котельников Н. Н., Павлов М. П. Единство учебного, научного и воспитательного процессов как педагогическая основа формирования личности специалиста. В кн. Единство учебного, научного и воспитательного процесса в вузе. М., 1985.
- Кикоть Е.Н. Формирование потребности в профессионально-ориентировочных математических знаниях у студентов технического вуза. Автореферат дисс. канд.пед.наук. Ярославль, 1995. 18с.
- Киселев В.П. Нравственное самовоспитание. М.: Знание, 1977. 324 с.
- Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Изд-во МГУ, 1988.199 с. 63 .Ковалев А. Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. М.: Политиздат, 1975. 475.
- Колесников Л.Ф., Турченко В. Н., Борисова Л. Г. Эффективность образованиям.: Педагогика, 1991.270 с.
- КоменскийЯ.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. М.: Педагогика, 1982. Т. 1. 656 е., Т.2. 576 с.
- Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1986. 394 с.
- Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978.
- Кондрашева Л.В. Теоретические основы воспитания нравственно. психологической готовности студентов педагогического института к профессиональной деятельности. Автореф. дисс.докт.пед.наук. М., 1989. 31с.
- Концепция воспитания учащейся молодежи.// Педагогика. 1982. N 3−4. С.11−19.
- Кочетов А.И. Организация самовоспитания школьников. Минск:
- Нар.асвета. 1990. 51 с. 71. Кочетов А. И. Самовоспитание подростка: Монография. Свердловск, 1967. 72. Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя. JL, изд. ЯГУ 1967. 237 с.
- Кыверялг А.А. Методы исследования профессиональной педагогики. Таллин: Валгус, 1980.334 с.
- Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М., 1964. 30 с.
- Ломов Б.Ф. Человек и техника. М.: Советское радио, 1966. 462 с.
- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. Избр. психол. произвел. М.: Педагогика, 1983 .Т.2.
- Лутошкин А.Н. Как вести за собой: Старшеклассникам об организаторской работе. Изд.2-е, перер. и доп. М.: Просвещение. 1981.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. Высш.школа. М., 1996. 252 с.
- Макаренко А. С. Избр. пед.соч. Москва.: Педагогика, 1997.Т.1.
- Маслоу А. Самоактуализация. В кн. Психология личности: Тексты. М., 1982.110 с.
- Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1991. 152 с.
- Миславский Ю.М. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. М.: Педагогика, 1991.152 с.
- Мудрик А.В. Общение как объект педагогического исследования. В кн. Проблемы общения и воспитания. Тарту, 1974. ч. I.e. 36−59.
- Нравственное самосовершенствование личности. По материалам «Круглого стола», Москва, 1987 г. М.: Знание, 1987. 62с.
- Новацкий Т. Основы дидактики профессионального обучения: Пер. с польск.- М.: Высш. школа, 1979. 284 с.
- Новиков A.M. Процесс и методы формирования трудовых умений. М.: Высш. школа., 1986. 288 с. 87.0рлов Ю. М. Самопознание и самовоспитание характера. М.: Просвещение, 1987. 224 с.
- Осипов П.Н. Педагогические основы стимулирования самовоспитания учащихся средней профессиональной школы: Автореф.дис.докт.пед.наук. Казань, 1993.
- Осипов П.Н. Стимулирование самовоспитания учащихся. Казань, Кар-пол, 1995. 216 с.
- Парыгин Б.Д. Научно-техническая революция и личность. М.: Политиздат, 1978. 240 с.
- Пекелис В. Твои возможности, человек! М., 1991. 60 с.
- Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982, 225 с.
- Прангишвили А.С. Установка и деятельность //Вопросы психологии. 1972. N1. С.3−10.
- Просецкий В.А. Положительный пример в воспитании молодого рабочего. М.: Профиздат, 1963. 80 с.
- Проблемы педагогического стимулирования и методологии исследований советской школы: Сборник статей /Под ред. З. И. Равкина. Йошкар-Ола, 1972. 292 с.
- Платонов К.К. Психология труда. М.: Профиздат, 1979.168 с.
- Психология профессиональной подготовки./ Под ред. Г. С. Никифорова. С.-Пб, 1993.317 с.
- Психология: Словарь./Под общ. ред. А. В. Петр овского, М. Г. Ярошевс кого. М.:Политиздат, 1990. 494с.
- Профессиональная педагогика. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. 512 с.
- Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. -Воронеж, 1996. 253 с.
- ЮЗ.Пряжников Н. С. Игровой метод в профориентации. Методические рекомендации / Под ред. Е. А. Климова. Пермь: Перм.гос.пед.институт, 1989. 70с.
- Ю7.Ривунский Л. И., Соловьева Е. А. Психология самовоспитания. М.: Просвещение, 1982. 316с.
- Рогачев В.В. Педагогические условия включения старшеклассников в социальную деятельность. Автореф. дисс.канд.пед.наук. Ярославль, 1994. 19 с.
- Рожков М.И. Развитие самоуправления в ученических коллективах. Казань: Татарское книжное изд-во, 1987. 119 с.
- О.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Изд.2-е. М.: Учпедгиз, 1946. 704 с.
- Ш. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. 444 с.
- Рыбакова В.И. Управление инновационной деятельностью в образовательных учреждениях региона. Дисс. в виде научн. доклада на соискание учен.степ. канд.пед.наук. Ярославль, 1996. 50с.
- Орлов Ю.М., Творогова Н. Д., Безносюк Е. В. Самовоспитание и самосовершенствование: Учебное пособие/ Под ред. И.А.Сыченкова- 1 Моск.мед.ин-т им. И. М. Сеченова. М.: 1988. 39 с.
- Свенцицкий A.JI. Социальная психология управления. /Под ред. Е. С. Кузьмина. Л.: ЛГУ. 176 с.
- Сериков В.В. Стимулирование самовоспитания старшеклассников как условие формирования социальноценных качеств их личности: Авто-реф.. канд. пед. наук. М. Д979. 25 с.
- Пб.Скворцова Е. Г. Формирование у студентов педвуза готовности и профессиональному самосовершенствованию. Автореферат дисс.канд.пед.наук. Ярославль, 1996. 18с.
- Сохранов В.В. Социально-педагогические основы становления опыта саморегулирования. Пенза: 111 НУ. 121 с.
- И 8. Соколов А. Г. Вопросы управления средними профтехучилищами. М.: Высш. школа, 1973. 43 с.
- Сперанский В.И. Социальная ответственность личности: сущность и особенности формирования. М.: Изд-во МГУ, 1987. 152 с.
- Спирин Л.Ф. Профессиограмма общепедагогическая. Кострома, 1995. 34 с.
- Степанова Т.А. Организационно-педагогические условия социальной адаптации учащихся профессиональных училищ. Автореф. дисс. канд.пед.наук. Ярославль, 1995. 23 с.
- Суворова Л.Н., Аверин А. Н. Социальное управление: опыт философского анализа. М.: Мысль, 1984. 232 с.
- Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. Киев: Рад. школа, 1984. С. 14
- Тайчинов М.Г. Воспитание и самовоспитание школьников. М.: Просвещение, 1986. 160 с.
- Таланчук Н.М. Воспитательная деятельность мастера производственного обучения СПТУ: Вопросы теории. -М.: Педагогика, 1987.112 с.
- Теоретические основы непрерывного образования/ Под ред. В. Г. Онушкина. М. Высш. школа, 1987. 284 с.
- Тимонин А.И. Формирование готовности к использованию игры как педагогического средства. Дисс.канд.пед.наук. Ярославль, 1995. 147 с.
- Турченко В.И. Научно-техническая революция и революция в образовании. М.: Политиздат, 1973.223 с.
- Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. 445 с.
- Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. М.: Просвещение, 1980. 160 с.
- Успенский В.Б. Профессиональная ориентация целевая функция школы: Учебное пособие. Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 1994. 79 с.
- Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Педагогические соч. М.: Педагогика, 1990. Т. 5. 528 с.
- Фокин В.А. Теория и практика социального воспитания учащихся профессионально-технической школы. Автореф. дисс. доктора пед. наук. М., 1996.47 с.
- Формы и методы общеобразовательной подготовки и коммунистического воспитанитя учащихся средних профтехучилищ / Под ред. М.И. Мах-мутова. М.: Педагогика, 1986.216с.
- Формирование у учащихся ПТУ устойчивого интереса к избранной профессии/Под ред. А. А. Вайсбурга. М.: Высш. школа, 1989. 207 с.
- Френсис Д., Вудкок М.: Справочник «Пятьдесят видов деятельности по саморазвитию». М. Прогресс, 1982.284 с.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 168 с.
- Харламов И.Ф. Педагогика. М.: Высш. школа, 1990. 675 с. 139. Чебышева В. В. Психология трудового ообучения. М.: Высш. школа, 1983.239с.
- Чистякова С.Н. Профессиональная ориентация школьников в условиях непрерывного образования//Школа и производство. 1989. № 8. С.31−44.
- ШадриковВ.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994. 315 с.
- Шадриков В.Д. Психологический анализ деятельности. Ярославль, 1982.185с.
- Шакуров Р.Х. Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом. М.: Педагогика, 1982. 208 с.
- Щедровицкий Г., Розин В., Алексеев Н., Непомнящая Н. Педагогика и логика. М., Высш.школа. 1993. 412 с. 145 .Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1998.208 с.
- Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. М., 1980. Т. 1.378 с.
- Шепель В.М. Управленческая психология. М.: Экономика, 1984. 244 с.
- Щербаков А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя. Л., изд. ЯГУ. 1967.
- Fromm Е. The Sane Society. London, 1979.
- Lindgren H.C. Introduction to Social Psychology. New York, 1964. 151. Wheeler S. Socialization alter Childhood. — New York, 1966.