Методика комплексных экскурсий
![Реферат: Методика комплексных экскурсий](https://westud.ru/work/6419092/cover.png)
Исследовательская деятельность основана на закономерной для этого возраста любознательности младшего школьника. Дело в том, что младший школьник уже осознает себя субъектом познавательной деятельности, он становится самостоятельным в познании, стремится докопаться до сути явлений. В отличие от дошкольника его начинают интересовать уже не столько названия предметов и явлений (кто это? что это… Читать ещё >
Методика комплексных экскурсий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
1-й этап. Учитель определяет маршрут движения, проводит предварительную разведку местности, выделяет объекты для изучения и места для проведения исследовательской деятельности учащихся, включая объекты природного и социокультурного окружения, выбирает места свободного общения, отдыха, игр.
Учитель с помощью родителей организует подготовку детей к экскурсии, рекомендует: предваряющие экскурсию задания (подобрать поговорки, загадки и т. д.); оборудование (совки, ножики, пакеты, альбомы с карандашами и др.); одежду и обувь; корм для птиц и т. п.
Проводится вводный инструктаж, во время которого ставится проблема экскурсии, повторяются правила поведения.
- 2- й этап. Непосредственное проведение экскурсии. Задача воспитателя на этом этапе: организовать целесообразное восприятие объектов; обращать внимание детей на необходимые аспекты; создать условия для выполнения детьми самостоятельной исследовательской деятельности; предусмотреть чередование труда, отдыха, игр школьников.
- 3- й этап, заключительный, проводится в школе. На этом этапе обобщаются полученные на экскурсии знания, собранные материалы. Школьникам предлагается рассказать о своих результатах и впечатлениях, оформить альбомы, плакаты, стенды, презентации. Материалы экскурсии часто используются для выполнения детьми творческих заданий по предметам.
Детские исследования как средство воспитания ценностного отношения к природе, окружающей среде
Исследовательская деятельность основана на закономерной для этого возраста любознательности младшего школьника. Дело в том, что младший школьник уже осознает себя субъектом познавательной деятельности, он становится самостоятельным в познании, стремится докопаться до сути явлений. В отличие от дошкольника его начинают интересовать уже не столько названия предметов и явлений (кто это? что это?). Ребенку этого возраста важнее, интереснее разобраться в причинах и закономерностях этих процессов, явлений, названий. При этом важно создать условия, чтобы ребенок мог сам сделать открытие по заинтересовавшей его проблеме. Задача учителя при этом — так сформулировать вопрос, чтобы воспитаннику захотелось получить ответ на него самому, например облекая его в необычную формулировку, а также создать условия и оказать необходимую поддержку школьнику в поиске этого ответа.
В данной деятельности младший школьник использует разнообразные исследовательские методы: наблюдение, эксперимент, сбор и анализ информации.
Наблюдение. Используются следующие виды наблюдений: лонгитюдное (продолженное), кратковременное, скрытое, сравнительное.
Пример
Задания для наблюдения младшими школьниками.
- • «Ведение календаря природы» .
- • «Лес — многоэтажный дом» .
- • «Перед дождем» .
- • «Ель и сосна» .
- • «Осенние изменения в жизни растений» и т. п.
Эксперимент — сложный метод исследования, доступный, однако, и младшим школьникам. Цель эксперимента — проверка сформулированной гипотезы (предположения). В первом звене школы этот метод обычно заключается в том, что воспитатель помогает школьникам сформулировать гипотезу и предлагает проверить ее с помощью наблюдения.
Пример
Школьники высаживают и наблюдают за одинаковыми растениями, растущими в различных условиях: в тени, на солнце, при обильном поливе, при скудном поливе. Гипотеза исследования: условия влияют на рост и развитие растений.
Сбор и анализ информации — еще один метод исследования. В современной школе ученик начальной школы в состоянии подобрать информацию на тему исследования, воспользовавшись энциклопедиями (детскими), фондами школьной библиотеки, интернет-ресурсами и поисковыми системами.
Пример
Темы исследований для младших школьников.
- • «Почему у школы грязный снег?»
- • «Как чистят воду в водоемах?»
- • «Как животные и растения предсказывают погоду?»
- • «Почему лягушки живут рядом с водой?»
- • «Кто питается мышами?»
- • «Почему сова летает бесшумно?»
- • «Почему их так зовут?» (о грибах, птицах, растениях)
- • «Если не будет комара» .
- • «Кто враг огородных растений?»
- • «Почему это насекомое зеленого цвета?»
- • «Почему березу зовут няней ели?»
- • «О чем поют птицы?»
- • «Почему грибы растут под своими деревьями?»
- • «Почему заяц зимой белый, а летом серый?»
- • «Почему медведь зимой в берлоге сосет лапу?»
- • «У кого какой дом?»
- • «Могут ли белка и крот поменяться квартирами?»
Уроки по предметам.
Изучение предмета Окружающий мир обеспечивает естественно-научную основу понимания младшими школьниками необходимости бережного отношения и сохранения окружающей среды как среды обитания живых существ на Земле.
Предметы гуманитарно-эстетического цикла (родной и иностранный языки, литературное чтение, музыка, изобразительное искусство) помогают создать в представлении детей художественные образы природы, сформировать идеалы нравственно-эстетического отношения к ней.
Технология позволяет проверить и развить практические умения младших школьников по охране и благоустройству социоприродного окружения.
Математика демонстрирует связь экологического и экономического воспитания преимущественно через текстовое содержание задач.
Информатика — источник для получения детьми необходимой информации для проведения экологических исследований.
Формы организации внеурочной деятельности по воспитанию ценностного отношения к природе, окружающей среде.
Пример
- • Беседы: «Обсудим прочитанные произведения» .
- • Классные часы: «Природа и человек»; «Человек и четвероногие друзья»; «Подарки леса»; «Путешествие с комнатными растениями»; «Природная аптека»; «Растения-подснежники»; «Путешествие с Красной книгой»; «Занимательные камни»; «Забытые животные»; «Ты ответственен за того, кого приручил»; «Экологическая безопасность»; «Тайны гидросферы Земли»; «Лесные сказки» .
- • Викторины, КВН, эстафеты: «Хоровод дружбы»; «Пестрые звери»; «В грибном царстве» .
- • Акции: «Поможем деревьям и кустарникам подготовиться к зиме»; «Посадим дерево»; «Охраняем муравейник»; «Помогаем растить урожай»; «Цветники у школы» .
- • Праздники: Масленица; День птиц; День Земли; День воды; День солнца; дни заповедников и национальных парков.
- • Деловые игры: «Суд над предприятием-нарушителем»; «Обсуждаем проект парка» .