Вероятностное образование (А. М. Лобок)
![Реферат: Вероятностное образование (А. М. Лобок)](https://westud.ru/work/6446851/cover.png)
Особенности обучения не в том, чтобы транслировать знания, а во множественных проблематизациях, максимально провоцирующих ребенка на самостоятельное движение в пространстве культуры. Искусство учителя не столько следовать пошаговой расписанности действий, сколько удерживать широкое культурное пространство в процессе диалога с различными детскими мнениями; Степень возможности осуществления… Читать ещё >
Вероятностное образование (А. М. Лобок) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Идея: Сформировать авторскую позицию ребенка в культуре. Помочь ребенку обрести способность заявить себя в мире культуры и вести с ней диалог. Развить потребности самореализации в различных сферах и формах культуры, прежде всего лингвистике и математике. Сформировать у младшего школьника письмо как авторское самовыражение и индивидуальную языковую интуицию (литературные способности).
Концептуальные положения: Во главу угла поставлен индивидуальный мыслеобраз, а не стандарты программ. Суть образования есть насилие. Ребенок ценен своим индивидуальным своеобразием. Образование — это мир, стоящий между личностью ребенка и взрослого; это древнейшее порождение цивилизации есть насилие над личностноиндивидуальным бытием человека. Ценность образования в том, что именно оно представляет собой поле, на котором вызревает в ситуации личностного протеста «Я"-концепция личности. Принимая феномен образования как совершенно гениальное культурное изобретение и как неизбежное зло, необходимо научиться эффективно и с наименьшими потерями взаимодействовать с ним.
Процесс: Первая проблема, проблема входа в образование — начальная школа. Здесь происходит радикальное изменение позиции ребенка: от своей логики взаимоотношений с миром, от своего «Я» перейти, принять логику иную, чуждую, лишенную свободы выбора, логику образования.
Подлинным основанием мышления является не понятие, а образ, и именно он является основным предметом описываемой технологии. Начальная школа — это то звено, в рамках которого закладываются прежде всего образно-интуитивные механизмы мышления, и лишь на следующем этапе наступает время формирования собственно понятийных структур.
Обучение организуется на основе принципа вероятности. Под вероятностью понимается:
- 1) степень возможности осуществления события, которое может произойти или не произойти (вероятность достоверного события = 1, невозможного = 0);
- 2) фундаментальный принцип самой жизни, в которой каждое событие совершается с какой-то степенью неопределенности (вероятности).
Потенциальные возможности ребенка реализуются в нем так, что ни он сам, ни кто-либо другой не может предсказать результат. В учебном процессе (уроке) нельзя предсказать те моменты, в которых происходит «встреча» ребенка с культурой. Отрицание жесткой плановости урока, допущение определенной вероятности тех или иных событий в нем. Вероятностный подход к учебному процессу означает:
- • искусство учителя не столько следовать пошаговой расписанности действий, сколько удерживать широкое культурное пространство в процессе диалога с различными детскими мнениями;
- • ориентацию на метод проб и ошибок, перебор случайных вариантов, метод угадывания (поиска) истины;
- • учет неисчерпаемой гаммы возможностей, которые представляют собой ученики.
Особенности обучения не в том, чтобы транслировать знания, а во множественных проблематизациях, максимально провоцирующих ребенка на самостоятельное движение в пространстве культуры.
Обучение детей с различным уровнем готовности к школе. Центром образовательного пространства является не урок-схема (трансляция или репродуцирование), а урок-событае, урок-акт культуры, урок-текст культуры.
Особенности урока. Атмосфера смехового, каламбуристического обыгрывания ситуаций. На уроке ученики обретают уверенность в себе. Культ черновика (все, что написано, сохраняется и дорабатывается), создание «сверхценного» отношения к черновику. Отметки отсутствуют. Атмосфера восприятия ошибки как нормы.