Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

«Социальное» и «культурное» в образовании и развитии человека

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Понятие культуры охватывает глубинные, внутренние содержательноценностные пласты бытия человека в мире. Культура представляет собой источник порождения и развития, всеобщую форму существования человеческих общностей, внутри которых субъекты деятельно осваивают совокупный креативный потенциал человечества. В этом процессе от поколения к поколению транслируются как уже реализованные, так… Читать ещё >

«Социальное» и «культурное» в образовании и развитии человека (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятия социального и культурного принципиально близки. Их «разведение» необходимо для понимания сути принципа культуросообразности образования — того, что выше мы обозначили как его внутренний аспект.

Понятие культуры охватывает глубинные, внутренние содержательноценностные пласты бытия человека в мире. Культура представляет собой источник порождения и развития, всеобщую форму существования человеческих общностей, внутри которых субъекты деятельно осваивают совокупный креативный потенциал человечества. В этом процессе от поколения к поколению транслируются как уже реализованные, так и непроявленные и даже избыточные возможности (замыслы, проекты) деятельности.

Во внутренних пластах культуры сосредоточен опыт расширения сознания людей. Эти пласты представлены такими творениями культуры, как миф, сказка, игра. Погружаясь в них, ребенок, которому пока еще не по силам пополнить нашу общечеловеческую копилку чем-либо объективно новым, значимым и «общественно полезным», восходит на грань уже освоенного и еще не освоенного человечеством.

Человек в культуре — это личность, субъект творения ее новых форм (Э. В. Ильенков, В. В. Давыдов), т. е. общего и значимого для других людей, в которых он идеально представлен (В. А. Петровский), и одновременно — субъект самоизменения, самопреображения, саморазвития.

И природа, и общество всегда обнаруживают себя перед человеком как вполне определенные канонические формы культуры. С этих позиций следует различать понятия социализации и культуроосвоения («инкультурация» М. Мид, «врастание в культуру» Л. С. Выготского). Первое отображает процесс адаптации индивида к «готовым» социальным структурам, второе фиксирует источники его творческого роста в развивающемся обществе. Таким образом, названные понятия характеризуют различные, хотя и взаимосвязанные, уровни жизнедеятельности, всевозможные проекции человеческого развития.

Существующая система образования ориентирована преимущественно на социализацию подрастающего поколения. Культуротворческий потенциал образования при этом элиминируется.

Попытки формировать основы содержания образования из «материала культуры» присущи ряду современных психолого-педагогических концепций, проектов и т. д. В то же время интерпретация процесса развития в терминах социализации остается господствующей в педагогике. Все это является следствием ориентации образования на традиционную социальноисторическую парадигму детства и детского развития и лежащую в ее основе массовую идеологию взрослого (педагогического) своецентризма.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой