ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅, ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ быстро...
Π Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π΅ΠΌ вмСстС Π΄ΠΎ ΠΏΠΎΠ±Π΅Π΄Ρ‹

ΠŸΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏ наглядности. 
Π”ΠΈΠ΄Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ° Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

ΠŸΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏ наглядности обучСния Π²Ρ‹Ρ‚Π΅ΠΊΠ°Π΅Ρ‚ ΠΈΠ· Π΄ΠΈΠ΄Π°ΠΊΡ‚ичСской закономСрности: Π·Π°Π²ΠΈΡΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ эффСктивности обучСния ΠΎΡ‚ ΡΡ‚Π΅ΠΏΠ΅Π½ΠΈ привлСчСния ΠΊ Π½Π΅ΠΌΡƒ всСх ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΎΠ² чувств Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ, вовлСчСния школьников Π² Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΡƒΡŽ ΠΌΡ‹ΡΠ»ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ. ΠŸΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡ усвоСния Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ, ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΉ ΠΈ Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΎΠ² Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ эффСктивСн, Ссли Π² Π½Π΅ΠΌ ΡƒΡ‡Π°ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ ΠΈ Π·Ρ€Π΅Π½ΠΈΠ΅, ΠΈ ΠΎΡΡΠ·Π°Π½ΠΈΠ΅, ΠΈ ΡΠ»ΡƒΡ…, Ссли ΡƒΡΡ‚Π°Π½Π°Π²Π»ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ сущСствСнныС связи ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ чувствСнным… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

ΠŸΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏ наглядности. Π”ΠΈΠ΄Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ° Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹ (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

ΠŸΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏ наглядности обучСния Π²Ρ‹Ρ‚Π΅ΠΊΠ°Π΅Ρ‚ ΠΈΠ· Π΄ΠΈΠ΄Π°ΠΊΡ‚ичСской закономСрности: Π·Π°Π²ΠΈΡΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ эффСктивности обучСния ΠΎΡ‚ ΡΡ‚Π΅ΠΏΠ΅Π½ΠΈ привлСчСния ΠΊ Π½Π΅ΠΌΡƒ всСх ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΎΠ² чувств Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ, вовлСчСния школьников Π² Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΡƒΡŽ ΠΌΡ‹ΡΠ»ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ. ΠŸΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡ усвоСния Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ, ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΉ ΠΈ Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΎΠ² Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ эффСктивСн, Ссли Π² Π½Π΅ΠΌ ΡƒΡ‡Π°ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ ΠΈ Π·Ρ€Π΅Π½ΠΈΠ΅, ΠΈ ΠΎΡΡΠ·Π°Π½ΠΈΠ΅, ΠΈ ΡΠ»ΡƒΡ…, Ссли ΡƒΡΡ‚Π°Π½Π°Π²Π»ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ сущСствСнныС связи ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ чувствСнным ΠΈ Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ, ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π°ΠΌΠΈ, прСдставлСниями ΠΈ ΠΌΡ‹ΡΠ»Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ понятиСм.

ΠŸΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏ наглядности Π² ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ выдвигался ΠΈ Ρ‚СорСтичСски обосновывался ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΠΌΠΈ прСдставитСлями пСдагогичСской мысли. Π•Ρ‰Π΅ Π―. А. КомСнский сформулировал «Π·ΠΎΠ»ΠΎΡ‚ΠΎΠ΅ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΠΎ» Π΄ΠΈΠ΄Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΈ: «…ВсС, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ, ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡ‚ΡŒ для восприятия чувствами, Π° ΠΈΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ: Π²ΠΈΠ΄ΠΈΠΌΠΎΠ΅ — для восприятия Π·Ρ€Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ, ΡΠ»Ρ‹ΡˆΠΈΠΌΠΎΠ΅ — слухом, Π·Π°ΠΏΠ°Ρ…ΠΈ — обоняниСм, ΠΏΠΎΠ΄Π»Π΅ΠΆΠ°Ρ‰Π΅Π΅ вкусу — вкусом, доступноС осязанию — ΠΏΡƒΡ‚Π΅ΠΌ осязания»[1].

К. Π”. Ушинский Ρ€Π΅ΠΊΠΎΠΌΠ΅Π½Π΄ΠΎΠ²Π°Π» Π½Π°Ρ‡ΠΈΠ½Π°Ρ‚ΡŒ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ с Ρ‡ΡƒΠ²ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… восприятий, с Ρ€Π°ΡΡΠΌΠΎΡ‚рСния Π΄Π΅Ρ‚ΡŒΠΌΠΈ ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ², явлСний, Π²Π΅Ρ‰Π΅ΠΉ, событий ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉ Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. По ΠΌΠ½Π΅Π½ΠΈΡŽ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³Π°, дитя мыслит Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°ΠΌΠΈ, красками, Π·Π²ΡƒΠΊΠ°ΠΌΠΈ, ощущСниями Π²ΠΎΠΎΠ±Ρ‰Π΅. ПСдагог, ΠΆΠ΅Π»Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΉ Ρ‡Ρ‚ΠΎ-Π½ΠΈΠ±ΡƒΠ΄ΡŒ ΠΏΡ€ΠΎΡ‡Π½ΠΎ Π·Π°ΠΏΠ΅Ρ‡Π°Ρ‚Π»Π΅Ρ‚ΡŒ Π² Π΄Π΅Ρ‚ской памяти, Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ΅Π½ ΠΏΠΎΠ·Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΈΡ‚ΡŒΡΡ ΠΎ Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΎΠ² чувств: Π³Π»Π°Π·, ΡƒΡ…ΠΎ, чувство ΠΌΡƒΡΠΊΡƒΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Π΄Π²ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΉ ΠΈ Π΄Π°ΠΆΠ΅, Ссли Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ, обоняниС ΠΈ Π²ΠΊΡƒΡ — приняли участиС Π² Π°ΠΊΡ‚Π΅ запоминания. К. Π”. Ушинский вскрыл Π³Π»ΡƒΠ±ΠΎΠΊΠΈΠ΅ связи ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ чувствСнным восприятиСм ΠΈ ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ. Как Π²Π°ΠΆΠ½ΠΎ, ΠΏΠΎΠ΄Ρ‡Π΅Ρ€ΠΊΠΈΠ²Π°Π» ΠΎΠ½, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ ΠΎΡ‰ΡƒΡ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€Π΅Π²Ρ€Π°Ρ‚ΠΈΠ»ΠΎΡΡŒ Π² ΠΏΠΎΠ½ΡΡ‚ΠΈΠ΅, ΠΈΠ· ΠΏΠΎΠ½ΡΡ‚ия ΡΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΠ»Π°ΡΡŒ ΠΌΡ‹ΡΠ»ΡŒ, Π° ΠΌΡ‹ΡΠ»ΡŒ облСкалась Π² ΡΠ»ΠΎΠ²ΠΎ.

Π§Π΅ΠΌ ΠΆΠ΅ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎ обусловлСно наглядноС ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅? Π’ΠΎ-ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Ρ…, особСнностями ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. ПознаниС Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠΈΡ€Π° начинаСтся с ΠΎΡ‰ΡƒΡ‰Π΅Π½ΠΈΠΉ. ΠžΡ‰ΡƒΡ‰Π΅Π½ΠΈΡ — Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ воздСйствия ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠΈΡ€Π° Π½Π° Π½Π°ΡˆΠΈ ΠΎΡ€Π³Π°Π½Ρ‹ чувств. Π’ΠΎ-Π²Ρ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ…, особСнностями развития дСтского ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ. Π’ Ρ€Π°Π½Π½Π΅ΠΌ возрастС ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊ мыслит большС ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π°ΠΌΠΈ, Ρ‡Π΅ΠΌ понятиями. Π•Π³ΠΎ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ· Π²Π½Π°Ρ‡Π°Π»Π΅ носит нагляднодСйствСнный Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€. Им Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ся внСшниС Π΄Π΅Ρ‚Π°Π»ΠΈ, ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠΈ Π² ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π°Ρ…, явлСниях.

ΠŸΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΡ, понятия доходят Π΄ΠΎ ΡΠΎΠ·Π½Π°Π½ΠΈΡ школьников Π»Π΅Π³Ρ‡Π΅, Ссли ΠΎΠ½ΠΈ ΠΏΠΎΠ΄ΠΊΡ€Π΅ΠΏΠ»ΡΡŽΡ‚ΡΡ Ρ„Π°ΠΊΡ‚Π°ΠΌΠΈ, ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€Π°ΠΌΠΈ, дСйствиями с Π±ΡƒΠΊΠ²Π°ΠΌΠΈ, Π·Π²ΡƒΠΊΠ°ΠΌΠΈ, словами, числами ΠΈ Ρ‚. ΠΏ.

Π’ ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰Π΅ΠΌ осущСствляСтся постСпСнный ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ…ΠΎΠ΄ ΠΎΡ‚ Π½Π°Π³Π»ΡΠ΄Π½ΠΎΠ΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π° ΠΊ Π°Π½Π°Π»ΠΈΡ‚ΠΈΠΊΠΎ-синтСтичСскому.

Каково ΠΆΠ΅ Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ наглядного обучСния? НаглядноС ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ способствуСт Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΡŽ Ρƒ ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠΈΡ… школьников Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, внимания, ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ интСрСса. Наглядный ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π» Π»Π΅Π³Ρ‡Π΅ ΠΈ Π»ΡƒΡ‡ΡˆΠ΅ запоминаСтся Π΄Π΅Ρ‚ΡŒΠΌΠΈ. «Π£Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΠΊΠ°ΠΊΠΈΠΌ-Π½ΠΈΠ±ΡƒΠ΄ΡŒ пяти нСизвСстным Π΅ΠΌΡƒ словам, — ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‡Π°Π» К. Π”. Ушинский, — ΠΈ ΠΎΠ½ Π±ΡƒΠ΄Π΅Ρ‚ Π΄ΠΎΠ»Π³ΠΎ ΠΈ Π½Π°ΠΏΡ€Π°ΡΠ½ΠΎ ΠΌΡƒΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒΡΡ Π½Π°Π΄ Π½ΠΈΠΌΠΈ; Π½ΠΎ ΡΠ²ΡΠΆΠΈΡ‚Π΅ с ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚ΠΈΠ½ΠΊΠ°ΠΌΠΈ Π΄Π²Π°Π΄Ρ†Π°Ρ‚ΡŒ Ρ‚Π°ΠΊΠΈΡ… слов — Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ усвоит ΠΈΡ… Π½Π° Π»Π΅Ρ‚Ρƒ. ΠŸΠΎΠΏΡ€ΠΎΠ±ΡƒΠΉΡ‚Π΅ ΠΎΠ΄Π½ΠΎ ΠΈ Ρ‚ΠΎ ΠΆΠ΅ ΠΏΡ€ΠΎΠΈΡΡˆΠ΅ΡΡ‚Π²ΠΈΠ΅ Ρ€Π°ΡΡΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ Π΄Π²ΡƒΠΌ дСтям, ΠΎΠ΄ΠΈΠ½Π°ΠΊΠΎΠ²ΠΎ способным: ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΌΡƒ — ΠΏΠΎ ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚ΠΈΠ½ΠΊΠ°ΠΌ, Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΌΡƒ — Π±Π΅Π· ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚ΠΈΠ½ΠΎΠΊ, — ΠΈ Π²Ρ‹ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΈΡ‚Π΅ Ρ‚ΠΎΠ³Π΄Π° всС Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚ΠΈΠ½ΠΎΠΊ для Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°»[2]. НаглядноС ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ содСйствуСт ΡƒΠ²Π΅Π»ΠΈΡ‡Π΅Π½ΠΈΡŽ Ρ‚Π΅ΠΌΠΏΠ° излоТСния ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π°, ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡŽ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΠΉ ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΎΠ± ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π°Π΅ΠΌΡ‹Ρ… ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π°Ρ….

НСльзя ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ значСния наглядного обучСния. Π§Ρ€Π΅Π·ΠΌΠ΅Ρ€Π½ΠΎΠ΅ ΡƒΠ²Π»Π΅Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈΠ»Π»ΡŽΡΡ‚Ρ€Π°Ρ†ΠΈΡΠΌΠΈ, дСмонстрациСй наглядных срСдств обучСния ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ привСсти ΠΊ ΡΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠΈΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ развития абстрактного ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ.

ΠšΠ°ΠΊΠΎΠ²Ρ‹ ΠΆΠ΅ срСдства наглядности? Π’ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠΌ процСссС ΡˆΠΈΡ€ΠΎΠΊΠΎ примСняСтся такая Π½Π°Π³Π»ΡΠ΄Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ:

  • β€’ СстСствСнная — Π½Π°Ρ‚ΡƒΡ€Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Ρ‹ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΡ… ΠΈΠ·ΠΎΠ±Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΡ (Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Ρ‹, ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Ρ‹, ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚ΠΈΠ½Ρ‹, ΠΏΠΎΡ€Ρ‚Ρ€Π΅Ρ‚Ρ‹, произвСдСния искусств);
  • β€’ объСмная (гСомСтричСскиС Ρ„ΠΈΠ³ΡƒΡ€Ρ‹, Ρ‡ΡƒΡ‡Π΅Π»Π°);
  • β€’ ΠΈΠ·ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Π°Ρ (Ρ„ΠΎΡ‚ΠΎ, ΠΊΠ°Π΄Ρ€Ρ‹ ΠΊΠΈΠ½ΠΎ-, Ρ‚Π΅Π»Π΅-, Π΄ΠΈΠ°Ρ„ΠΈΠ»ΡŒΠΌΠΎΠ², Π΄ΠΈΠ°ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΠ²);
  • β€’ графичСская (схСмы, Ρ‡Π΅Ρ€Ρ‚Π΅ΠΆΠΈ, Ρ‚Π°Π±Π»ΠΈΡ†Ρ‹, Π΄ΠΈΠ°Π³Ρ€Π°ΠΌΠΌΡ‹);
  • β€’ символичСская (гСографичСскиС ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚Ρ‹, глобус);
  • β€’ звуковая (грампластинки, магнитофонная запись);
  • β€’ ΠΌΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΠΈΠΌΠ΅Π΄ΠΈΠ°, основанная Π½Π° ΠΊΠΎΠΌΠΏΡŒΡŽΡ‚Π΅Ρ€Π½Ρ‹Ρ… тСхнологиях, ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡŽΡ‰Π°Ρ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Ρ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ ΡΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π²Π° дистанционного обучСния.

ΠšΠ°ΠΊΠΎΠ²Ρ‹ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΈ наглядного обучСния? Π­Ρ‚ΠΎ — срСдство ΠΈΠ»Π»ΡŽΡΡ‚Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΈ, дСмонстрации Π½ΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ содСрТания; источник ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΈ; ΠΎΠΏΠΎΡ€Π° познания; срСдство Π°ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π°; источник ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌ, поисковых ситуаций; срСдство ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ Π½Π° ΡƒΡ€ΠΎΠΊΠ΅, закрСплСния, систСматизации Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ, самопровСрки, самоконтроля (ΠΊΠ°Π΄Ρ€Ρ‹ Π΄ΠΈΠ°Ρ„ΠΈΠ»ΡŒΠΌΠ°, Π΄ΠΈΠ°ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π°, ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚ΠΎΡ‡ΠΊΠΈ, справочная Ρ‡Π°ΡΡ‚ΡŒ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½Ρ‹Ρ… пособий, ΠΊΠΎΠΌΠΏΡŒΡŽΡ‚Π΅Ρ€Π½Ρ‹Π΅ ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΡ‹).

ΠšΠ°ΠΊΠΎΠ²Ρ‹ дидактичСскиС условия Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠ° наглядности обучСния? УспСшной Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ этого ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠ° содСйствуСт:

  • β€’ обСспСчСниС процСсса обучСния достаточным числом дидактичСских, наглядных ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»ΠΎΠ², ΠΊΠΎΠΌΠΏΡŒΡŽΡ‚Π΅Ρ€Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌ, ΠΏΡ€Π΅Π·Π΅Π½Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΠΉ, Π²ΠΈΠ΄Π΅ΠΎΡ„ΠΈΠ»ΡŒΠΌΠΎΠ², ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½Ρ‹Ρ… Π΄ΠΈΠ°Ρ„ΠΈΠ»ΡŒΠΌΠΎΠ², Π΄ΠΈΠ°ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΠ², кодоскопичСских схСм, ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΠ»Π°ΠΊΠ°Ρ‚ΠΎΠ², ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚ΠΎΡ‡Π΅ΠΊ, ΠΏΡ€ΠΈΠ±ΠΎΡ€ΠΎΠ², Π°ΠΏΠΏΠ°Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Ρ‹ (ΠΊΠΎΠΌΠΏΡŒΡŽΡ‚Π΅Ρ€Ρ‹, ΠΌΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΠΈΠΌΠ΅Π΄ΠΈΠ°ΠΏΡ€ΠΎΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ ΠΈ Ρ‚. ΠΏ.);
  • β€’ сосрСдоточСниС внимания Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Π½Π° Π²ΠΎΡΠΏΡ€ΠΈΡΡ‚ΠΈΠΈ самого Π³Π»Π°Π²Π½ΠΎΠ³ΠΎ, сущСствСнного Π² ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠ°Ρ… ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ², явлСний;
  • β€’ Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€ Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½ΠΈ примСнСния Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Ρ… ΠΈΠ»Π»ΡŽΡΡ‚Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΉ, дСмонстраций Π² Ρ†Π΅Π»ΡΡ… Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ эффСктивного Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎ-Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Π·Π°Π΄Π°Ρ‡;
  • β€’ ΠΏΠΎΠΊΠ°Π· ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ², явлСний Π² ΠΈΡ… Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ, ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠΈ, Π² ΡƒΠ²Π΅Π»ΠΈΡ‡Π΅Π½Π½ΠΎΠΌ Π²ΠΈΠ΄Π΅ (Π°Ρ‚ΠΎΠΌ), Π² Π΄Π²ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΈ (Π΄Π΅Ρ€Π΅Π²ΠΎ-ΡƒΠ³ΠΎΠ»ΡŒ), Π² Π·Π°ΠΌΠ΅Π΄Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠΌ Ρ‚Π΅ΠΌΠΏΠ΅ (ΠΏΠΎΠ»Π΅Ρ‚ ΠΏΡƒΠ»ΠΈ, снаряда);
  • β€’ ΠΏΡ€ΠΈΠ²Π»Π΅Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊ Π²ΠΎΡΠΏΡ€ΠΈΡΡ‚ΠΈΡŽ всСх ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΎΠ² чувств Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ, ΠΎΠ±ΠΎΠ³Π°Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈΡ… Ρ‡ΡƒΠ²ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π°;
  • β€’ устранСниС ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π³Ρ€ΡƒΠ·ΠΎΠΊ ΡƒΡ€ΠΎΠΊΠ° наглядными срСдствами, ΠΏΡ€ΠΈ Π½Π°Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠΈ Π½Π΅ΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΈΡ… пособий ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈΡ… Π½Π΅ Π²ΡΠ΅ сразу, Π° ΠΏΠΎ ΠΌΠ΅Ρ€Π΅ нСобходимости;
  • β€’ Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ сочСтаниС слова ΠΈ ΡΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π² наглядности (Π›. Π’. Π—Π°Π½ΠΊΠΎΠ²)
  • β€’ ΡˆΠΈΡ€ΠΎΠΊΠΎΠ΅ использованиС спорных схСм, Ρ‚Π°Π±Π»ΠΈΡ†, ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚ΠΎΡ‡Π΅ΠΊ (Π‘. Н. ЛысСнкова)[3][4], Π²Ρ‹ΠΏΠΎΠ»Π½ΡΡŽΡ‰ΠΈΡ… ΠΎΠΏΠΎΡ€Π½Ρ‹Π΅ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΈ ΠΌΡ‹ΡΠ»ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, ΠΎΡ‚ΠΎΠ±Ρ€Π°ΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… Π² ΡΠ²Π΅Ρ€Π½ΡƒΡ‚ΠΎΠΉ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π½ΠΎ-символичСской Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ΅ основныС стСрТнСвыС смысловыС полоТСния, ΡΠΎΠ΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π²ΠΎΠ΄Ρƒ наглядночувствСнных восприятий Π² Π°Π±ΡΡ‚Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π½ΠΎ-логичСскиС прСдставлСния. НапримСр.

Π’Π²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅

Π² Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ· Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ (I ΠΊΠ».).

  • 2
  • 3
  • 2 +

условиС вопрос Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ опорная 2 схСма.

  • 2
  • 2 +
  • 3
  • 3
  • 3
  • 3

Π—Π°Π΄Π°Ρ‡Π°. «Π’ Π²Π°Π·Π΅ Π»Π΅ΠΆΠ°Π»ΠΎ 2 яблока. Мама ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠΈΠ»Π° Ρ‚ΡƒΠ΄Π° Π΅Ρ‰Π΅ 3 яблока. Бколько яблок стало Π² Π²Π°Π·Π΅?».

  • 5
  • (это условиС Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ)
  • (это вопрос задания) 5 (это Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅)
  • 5 (это ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚).
  • β€’ Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ сочСтаниС примСнСния ΠΊΠΎΠΌΠΏΡŒΡŽΡ‚Π΅Ρ€Π½ΠΎΠΉ Ρ‚Π΅Ρ…Π½ΠΈΠΊΠΈ с ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΠΌΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Π°ΠΌΠΈ обучСния, устранСниС прСувСличСния значимости использования Π½ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹Ρ… Ρ‚Π΅Ρ…Π½ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΉ. Они, нСсмотря Π½Π° Π²Ρ‹ΡΠΎΠΊΡƒΡŽ ΡΡ„Ρ„Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, Π½Π΅ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Π·Π°ΠΌΠ΅Π½ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΆΠΈΠ²ΠΎΠ΅ слово учитСля, Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρƒ с ΠΊΠ½ΠΈΠ³ΠΎΠΉ, ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅, Π½Π΅Π΄ΠΎΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠ° ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ привСсти ΠΊ ΡΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠΈΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ развития личности, ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΉ ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ Ρ€Π΅ΡˆΠ°Ρ‚ΡŒ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ поискового, ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π°.
  • [1] КомСнский Π―. А. Π˜Π·Π±Ρ€. ΠΏΠ΅Π΄. соч. М., 1955. Π‘. 302—303.
  • [2] Ушинский К. Π”. Π‘ΠΎΠ±Ρ€. соч. Π’. 6. М.; Π›., 1949. Π‘. 267—268.
  • [3] Π—Π°Π½ΠΊΠΎΠ² Π›. Π’. ΠΠ°Π³Π»ΡΠ΄Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ Π°ΠΊΡ‚ивизация учащихся Π² ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ. М., 1960.
  • [4] ЛысСнкова Π‘. Н. Когда Π»Π΅Π³ΠΊΠΎ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒΡΡ. М, 1985. Π‘. 10.
ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ