Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование нравственной культуры старших школьников в процессе изучения гуманитарных дисциплин

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Материалы и результаты исследования внедрены и используются в педагогической деятельности средней школы № 4 г. Казани и в классахгуманитарного профиля при Институте государственной службы при Президенте Республики Татарстан учителями гуманитарных дисциплии (истории, об-ществознания) и классными руководителями. Лекционнопрактические занятия внедрены в учебный процесс Казанского государственного… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Теоретические предпосылки формирования нравственной культуры личности
    • 1. 1. Историческая и дидактическая преемственность нравственного восиитаиия личности
    • 1. 2. Содержание и структура нравственной культуры личности
  • Выводы, но I главе
  • ГЛАВА II. Формирование нравственной культуры старшеклассников в процессе изучения гуманитарных дисциплин
    • 2. 1. Возрастные и психологические особенности старшеклассников как субъектов формирования нравственной культуры
    • 2. 2. Формирование нравственной культуры старших школьников в процессе изучения гуманитарных дисциплин (обществознания, истории) Выводы по II главе
  • ГЛАВА III. Опытно-экспериментальная проверка основных положений формирования нравственной культуры старшеклассников в процессе изучения гуманитарных дисциплин
    • 3. 1. Задачи, диагностический инструментарий экспериментального исследования формирования нравственной культуры старшеклассников в процессе изучеиия гуманитарных дисциплин
  • §-3.2.0пытная работа по формированию нравственной культуры старшеклассников в процессе изучения гуманитарных дисциплин
  • §-3.3.Обработка и интерпретация результатов опытно-экспериментальной проверки основных положений формирования нравственной культуры старшеклассников в процессе изучения гуманитарных дисциплин
  • Выводы по III главе
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  • ПРИЛОЖЕНИЯ

Формирование нравственной культуры старших школьников в процессе изучения гуманитарных дисциплин (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Переход Российской Федерации к рыночной экономике связан с преодолением ряда трудностей. К ним относятся и временный упадок нравственных ценностей, и кризис духовности, развивающиеся индивидуализм и эгоизм, культ денег и т. д. При этом российское общество испытывает острую потребность в личностях, наделенных такими нравственными качествами: как патриотизм, совестливость, доброта, отзывчивость, терпимость, скромность, деликатность и др. Комплекс же гуманитарных предметов, изучаемых в школе, не выполняет в полном объеме своей воспитательной функции по ряду причин: во-первых, недостаточная профессиональная подготовка учителей гуманитарных предметов не позволяет строить процесс воспитания нравственной культуры па должном уровнево — вторых, проблемы нравственного воспитания потеряли свою актуальность еще в период перестройкив-третьих, в постсоветском образовательно-воспитательном пространстве еще не сформированы убедительные подходы нравственного воспитания молодежи в новых социально-экономических условия в-четвертых, несмотря на определенные позитивные изменения в современном гуманитарном образовании, материальное положение носителей нравственной культуры остается ниже среднего уровня.

Практика организации нравственного воспитания в отечественной школе оставляет желать лучшего. До сих пор она носит преимущественно поверхностный характер, в то время как перед современной школой встают задачи воспитания целостной личности, органично включенной в гражданское общество. На смену традиционным, старым, пыпе почти не действующим подходам, идет аксиологический подход, где анализируются приоритетные общечеловеческие ценности в образовании, воспитании и саморазвитии человекакультурологический подход, в основе которого лежит понимание культуры как особого, специфического способа человеческой деятельности, единства многообразия исторических форм деятельности, отражающей «степень» очеловечения природы и меру саморазвития человекаисторический подход, опирающийся на историческую преемственность традиций народа в образовании и воспитании поколенийантропологический подход как философский и методологический принцип, в соответствии с которым исследование осуществляется с учетом достижений комплекса наук о человеке в условиях развития и саморазвития образовательно-воспитательных системгуманистический подход как развитие образовательных систем с учетом признания в качестве из приоритетных ценностей педагога и учащихся гармонизации их интересов, взаимоотношений и условий для их развития и саморазвитиясинергетический подход, подразумевающий процесс взаимодействия двух сопряженных, взаимосвязанных подсистем (преподавания и учения, воспитания и самовоспитания), приводящий к новообразованиям, повышению энергетического и творческого потенциала саморазвивающихся подсистем и обеспечивающий их переход от развития к саморазвитию. Таким образом, новая культура человечества — нравственнаяопределяет ценностные ориентации, мотивирующие нравственно обоснованное поведение, деятельность и новый качественный уровень взаимоотношений людей в обществе.

В узком смысле нравственная культура выступает как часть общечеловеческой культуры, основным содержанием которой являются взаимоотношения людей. В широком смысле она представляет собой основное содержание общечеловеческой культуры. Универсальные, основополагающие духовные ценности, идея их сохранения и нравственный императив составляют её базис и пронизывают все сё сферы.

В проведенных до сих пор исследованиях ценностный, личностный аспект нравственного образования и воспитания изучены в меньшей степени.

В то же время личностный подход к нравственному воспитанию предполагает создание педагогических условий, позволяющих в единстве с формированием знаний, умений и навыков в гуманитарных дисциплинах стимулировать развитие личностных функций обучаемых, их готовность к проявлению личностной позиции в различных сферах деятельности, проявляя те или иные нравственные качества. Одним из проявлений личностного подхода является направленность образовательной деятельности школы па формирование нравственной культуры учащихся, составной части общечеловеческой культуры, концентрирующей в себе достижения многих отраслей гуманитарного знания, сосредотачивающей ценный исторический, философский и художественный опыт пародов мира. Она способствует гармонизации отношений личности с обществом как средой деятельности.

Развитию теории нравственного воспитания и развития личности во многом способствовали работы выдающихся гуманистов, таких, как В. Г. Белинский, II.Г. Чернышевский. Демократические и гуманистические идеи в области воспитания и обучения активно популяризировались и представителями теоретической педагогики: К. Д. Ушинским, Н. И. Пироговым, П. Г. Редкиным, П. Ф Каптеровым, Л. Н. Острогорским и др.

Стремились решить проблему формирования нового человека на основе организации самодеятельности и активного участия воспитанников в строительстве коммунистического общества П. П. Блопский, Н. К. Крупская, A.C. Макаренко, М. М. Пистрак, С. Т. Шацкий и др.

Разработка проблем нравственного воспитания нашла своё отражение в работах известных учёных-педагогов советского и современного периодов: О. С. Богдановой, Н. И. Болдырева, Б. Т. Лихачёва, Ю. П. Сокольникова, U.E. Щурковой, М. И. Шиловой, И. Ф. Харламова, А. Н. Хузиахметова, Р. Х. Шаймарданова и др.

Теория нравственного воспитания опирается в своём развитии на труды по психологии. В исследованиях Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович, A.II. Леонтьева, рассматриваются психологические основы и сущность отношений личности, направленность её интересов и потребностей, особенности развития детей младшего школьного возраста.

Психологи A.A. Бодалсв, A.B. Петровский, Д. И. Фелыптсйн исследовали механизм становления личностных свойств, развития нравственных качеств в процессе общественной и личностпо значимой деятельности. Психологические основы нравственного воспитания школьников рассматривались в работах АЛ. Вепгера, JI.C. Выготского.

В педагогической литературе нравственное воспитание изучалось и в возрастном аспекте. Проблемы нравственного воспитания подростков исследовались в работах О. С. Богдановой, Л. И. Катаевой, А. И. Шемшуриной, Л. И. Рувинского, Ю. П. Сокольникова и др. Вопросы нравственного воспитания учащихся старшего школьного возраста рассматривались в работах Шиловой М. И. Д. И. Водзинского, Е. В. Бондарёвской, В. Е. Гирипа и др.

Также исследовались формирование нравственных знаний и поведения (Ф. Гимаров), воспитание миролюбия (О.В. Журакова), доброты (В.И. Новикова), нравственных потребностей (В.В. Маркова), нравственных привычек (А.Б. Цырсипилон), средство нравственного сознания и поведения воспитуе-мых (H.H. Трофимова), нравственно правового воспитания культуры, пространства (Е.А. Андреева, Р. Н. Гулиахметова, Р.Н. Нариманов).

В работах K.M. Аргеткиной, Н. И. Гусляковой, A.B. Рудневой, АЛ. Сизый разработаны методы, приёмы и средства формирования гуманности школьников.

Теоретические основы процесса воспитания на идеалах народной педагогики раскрываются в трудах В. Ф. Афанасьева, Г. И. Волкова, A.III. Галимова, A.M. Сафина, Я. И. Ханбикова. Активно изучается проблема использования прогрессивных идей и опыта народной педагогики в воспитании школьниковв том числе башкирской (В.И. Баймурзин, Т. К. Исхаков, З. Д. Клекбаева и др.) — казахской (Чокан Валиханов, Ибрай Алтынсарын, Магажан Жумбаев, Абаем Кунанабасв) — татарской (Я.И. Ханбиков, Р. Х. Шаймардаиова, З. Г. Нигматов, III.Г. Залялисв,.

Э.Х. Галсев, С. И. Раимова и др.) — армянской (В.Х. Арутупян) — киргизской (А.К. Бердиев, Ж. Бешимов) — народов хантов, манси (A.J1. Бугаева,.

A.JI. Бузнева и др.).

Педагогические идеи и методические советы по вопросу связи обучения с местным (региональным) материалом содержатся в классических трудах.

B.Г. Белинского, Н. Х. Вссселя, К. Д. Ушииского, А. С Баркова, A.M. Большакова, П. В. Иванова, Д. В. Кацюбы, А. Ф. Родина и др.

Вопросам нравственного воспитания в краеведческой деятельности посвящены работы Г. И. Веденеевой, A.B. Верденова, H.A. Бурдейиого, О.Г. Га-санова, В. И. Смирнова. Вопросы патриотического воспитания исследовались JI.H. Касумовой, И. Т. Прусс. Работы И. И. Бескоровайного, Ю. А. Князева акцентируют внимание на выяснении места и роли краеведения в повышении качества знаний, в трудовой подготовке учащихся, а также в воспитании чувств патриотизма. Проблемы формирования культурных ценностей молодежи исследовались в работах В. И. Андреева, а применения краеведческого материала в учебно-воспитательном процессе в работах Б. В. Бсльского, М. П. Жигаловой, Т. Н. Зиева, Н. П. Кузина, Х. А. Паламетея. Авторы многих работ: М. Г. Закирова, Д. В. Кащоба, А. Е. Сейпеиской, И. М. Абдрашитова, В. П. Ковалев, K.P. Синицыпа, И. М. Щербакова и др. рассматриваюг место, роль, значение школьного музея как средства нравственного воспитания учащихся. Эт.

Вопросы, связанные с формированием нравственного опыта и общественной активности школьников, нашли свое отражение в исследованиях В. А. Василенко, Л. А. Высотипой, Д. И. Водзипского, М. Г. Яновской и др.

Одним из наиболее продуктивных периодов для формирования и закрепления основ нравственной культуры личности является старший школьный возраст. Юноши и девушки 15−17 лет обладают непосредственностью, нестандартным мышлением, эмоциональной восприимчивостью к общественным явлениям и процессам. Их интеллектуальные способности уже выражены, завершается формирование нравственных установок, закладываются основы будущей общественной деятельности. Поэтому работа, но формированию нравственной культуры старшеклассников имеет огромное значение для дальнейшего нравственного развития личности. Специфика старшего школьного возраста актуализирует проблему формирования целостной нравственной культуры личности старшеклассника, что требует введения различных форм образовательной интеграции, реализации межпредметных связей, использования разнообразных (эффективных) технологий организации учебно-воспитательного процесса.

Анализ педагогической литературы и передового опыта позволяет сделать выводы о том, что в настоящее время практически отсутствуют работы, в которых рассматривалась бы нравственная культура старшеклассников на основе современных реалий: социально-политических, национально-региональных, программно-методических и др. Вследствие этого можно говорить о наличии противоречий между недостаточной сформированпостыо нравственной культуры старшеклассников и необходимостью подготовки педагога, способного эффективно решать задачи нравственного воспитания школьников.

Актуальность данного вопроса, а также ее недостаточная теоретическая разработанность позволяют сформулировать проблему исследования: каковы основные положения формирования нравственной культуры старшеклассников в процессе изучения гуманитарных дисциплин.

Теоретическая и практическая значимость дайной проблемы обусловили выбор темы нашего исследования: «Формирование нравственной культуры старшеклассников в процессе изучения 1уманитарных дисциплин».

Выбор данной возрастной группы (старшеклассников) обусловлен сложностью и специфичностью работы по нравственному воспитанию с учащимися данного возраста.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить основные положения формирования нравственной культуры старшеклассников в процессе изучения гуманитарных дисциплин.

Объект исследования: процесс формирования нравственной культуры старшеклассников.

Предмет исследования: основные положения формирования нравственной культуры старшеклассников в процессе изучения гуманитарных дисциплин (общсствознания, истории).

Гииотеза исследования: формирование нравственной культуры старшеклассников в процессе изучения гуманитарных дисциплин будет проходить более эффективно, если:

— осуществить интегративный подход к формированию нравственной культуры старшеклассников в процессе изучения гуманитарных дисциплин;

— целенаправленно ввести в круг задач решаемых гуманитарными дисциплинами, задачу формирования нравственной культуры старшеклассников;

— организовать разнообразную имитациопно-игровую деятельность обеспечивающую активную нравственную идентификацию учащихся;

— моделировать и реализовать в процессе изучения гуманитарных дисциплин личностно ориентированные ситуации нравственного содержания.

В соответствии с целыо и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Уточнить и обосновать содержание, структуру нравственной культуры личности старшеклассника.

2. Выявить и учесть психологические особенности старшеклассников как субъектов нравственного воспитания.

3. Выявить и теоретически обосновать модель формирования нравственной культуры старшеклассников.

4. Разработать показатели, критерии, определить уровни сформированное&tradeнравственной культуры старшеклассников.

5. Экспериментально проверить основные положения формирования нравственной культуры старшеклассников в процессе изучения гуманитарных дисциплин.

Методологическую основу исследования составили философское учение о всеобщей взаимосвязи явлений и процессов, положения диалектической теории познаниятеория системного подхода к изучению педагогических процессов (Ю.К. Бабанский, B.C. Ильин) — идея личностпо-ориентированного образования (A.A. Кирсанов, В. В. Сериков, Р.Х. Шаймарданов) — идеи гуманизации образования (В.П. Бсздухов, B.C. Гершунский, A.M. Хузиахметов, E.H. Шиянов и др.) — аксиологический, деятельностный и личностный подходы в образовании (В.П. Зинченко, В. С. Собкип, B.II. Родин) — отечественные и зарубежные концепции культуры (А.И. Арнольдов, B.C. Библер, Ю. А. Жданов, Д. С. Лихачев и др.) — культурологический подход к взаимодействию в системе «человек-общество» (A.B. Ахутип, A.A. Вербицкий, Г. Д. Гачев) — фундаментальные положения философии, социологии, педагогики о сущности нравственной культуры личности, социальной обусловленности ее развития (Е.В. Пиканорова, И. С. Кон и др.) — методология и методика исследования процессов интеграции в педагогических системах (B.C. Безрукова, М. Н. Берулава и др.).

Для решения задач исследования были использованы следующие методы: теоретический анализ педагогической, философской, социологической литературы: синтез, абстрагирование, конкретизация, аналогия, моделирование, изучение и обобщение педагогического опыта, методы педагогической диагностики (наблюдение, анкетирование, интервьюирование, опрос) — педагогический экспериментметоды математической и статистической обработки результатов педагогического эксперимента.

Экспериментальной базой исследования явились школы № 22, 58, 81, 143, татарская гимназия № 3 г. Казани, а также гимназии № 1 и 2 г. Елабуги.

В эксперименте приняли участие 12 учителей, 438 учащихся 10−11 классов.

Исследования проводились в три этапа:

Первый этап (1998;2000 г. г.) включал изучение и теоретический ¿-нализ педагогической, философской, социологической, культурологической и психологической литературы ио вопросам исследования, определение основных противоречий и проблем в данной областиформулировку гипотезы исследования, определение его целей и задач, разработку научного аппаратарешение основных теоретических задач исследованияпроведение констатирующего этапа эксперимента.

На втором этапе (2000;2002 г. г.) разрабатывалась методика формирования нравственной культуры старшеклассников в процессе изучения гуманитарных дисциплин, проводился формирующий этап эксперимента, в ходе которого апробировалась данная методика, контрольный срез. Третий этап исследования (2003;2004 г. г.) предусматривал обработку, анализ и интерпретацию результатов эксперимента, теоретическое осмысление, уточнение и обобщение отдельных положений исследования, формулировку научных выводов и рекомендации по их внедрению в педагогическую практику, оформление диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Уточнена и обоснована модель нравственной культуры старшеклассников, включающая такие компонентыкак способность к эмоциональному эстетическому восприятию общества, основы этических знаний, нравственная направленность личности, основы нравственного мышления, нравственных умений, качеств личности).

2. Разработаны показатели, критерии сформированное&tradeнравственной культуры старшеклассников (эмоционально-эстетический, информационный, цеиностио-мотивационный, интеллектуальны и деятслыюстно-ииструмен-тальный), а также определены четыре основных уровня ее сформированпо-сти, соответствующие психологическим особенностям учащихся данного возраста.

3. Выявлены и теоретически обоснованы положения, обеспечивающие формирование нравственной культуры старшеклассников в процессе изучения гуманитарных дисциплин.

Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении и обосновании содержания и структуры нравственной культуры личности, в определении психологических особенностей старшеклассников как субъектов формирования нравственной культурыв реализации интегративпого подхода к формированию нравственной культуры старшеклассников (с позиции взаимосвязи гуманитарных дисциплин и нравственного воспитания, что дает возможность осуществить комплексное исследование проблемы формирования нравственной культуры).

Практическая значимость исследования: были разработаны и внедрены в школьную практику научно-методические рекомендации, но формированию нравственной культуры старшеклассников в процессе изучения гуманитарных дисциплин (обществозпапие, история). Материалы исследования могут быть использованы при разработке комплексных программ формирования нравственной культуры старшеклассников.

Результаты исследования могут быть положены в основу профессиональной подготовки и повышения квалификации учителей гуманитарных дисциплин и классных руководителей. Практический опыт, обобщенный в исследовании, может быть использован во всех типах общеобразовательных учреждений.

На защиту выносятся:

1. Модель нравственной культуры старшеклассника, включающая познавательный, эмоциональный и поведенческий компоненты.

2. Осуществление интегративного подхода к формированию нравственной культуры старшеклассников в процессе изучения гуманитарных дисциплин.

3.

Введение

в круг задач, решаемых гуманитарными дисциплинами, задачи по формированию нравственной культуры старшеклассников.

4.Организация разнообразной имигациоино-игровой деятельности, обеспечивающей активную нравственную идентификацию учащихся.

5. Использование личностно ориентированных ситуаций нравственного содержания в процессе изучения гуманитарных дисциплин.

Достоверность нолучениых результатов обеспечивается оптимальным выбором методологических основанийопорой основных положений и научных выводов на достижения передового педагогического опыта, результаты научно — педагогических исследований по проблемесистемным подходом к исследованию проблемыпрактическим подтверждением основных теоретических положений результатами экспериментальной работы.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на заседании кафедры педагогики, кафедры истории Татарстана Казанского государственного педагогического университета, на Всероссийской научно-практической конференции «Воспитательный потенциал учебных дисциплии общепрофсссиопалыюго цикла и формирование личности будущего учителя» (Казань, 2003), Республиканской научно-практической конференции им. П. И. Лобачевского (Казань, 2002) и др.

Материалы и результаты исследования внедрены и используются в педагогической деятельности средней школы № 4 г. Казани и в классахгуманитарного профиля при Институте государственной службы при Президенте Республики Татарстан учителями гуманитарных дисциплии (истории, об-ществознания) и классными руководителями. Лекционнопрактические занятия внедрены в учебный процесс Казанского государственного педагогического университета, используются в системе будущих учителей русского языка и литературы, истории и при организации производственной практики Альметьевского торгово — экономического техникума, а также применяются в системе подготовки специалистов торговли и общественного питания. Основные теоретические положения используются в системе лекциопно -' практических занятий по курсу «Педагогика» и в спецкурсах «Педагогические технологии», «Современные концепции воспитания» при организации педагогической практики в учебных заведениях республики.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы (165 источник), 6 таблиц, 4 графиков, 2 гистограмм и 7 приложений.

Выводы по III главе.

В III главе мы описали проведения опытно-экспериментального исследования основных положений формирования нравственной культуры старших школьников в процессе изучения гуманитарных дисциплин.

В § 3.1 мы наметили программу экспериментального исследования основных положений формирования нравственной культуры у старших школьников в процессе изучения гуманитарных дисциплин.

Программа экспериментальной работы включала следующие задачи: 1. Отобрать и подготовить комплекс диагностических методик, соответствующих целям, задачам, характеру исследования:

2.Создать базу для проверки экспериментальной работы:

3.Разработать план экспериментальной работы:

4.Разработать критерии измерения и оценку уровня сформированное&tradeнравственной культуры старших школьников:

5.Разработать систему учебных и воспитательных форм работ, реализующую выявленные в ходе исследования педаг огические условия:

6.Организовать и провести экспериментальную работу в учебных классах: 7. Обработать, проанализировать, обобщить результаты эксперимента, обосновывать достоверность гипотезы исследования.

В § 3.2 нами представлены конспекты уроков по истории и общестнозпа-нию, проведенных в различных школах г. Казани, когда наглядно видна генетическая связь гуманитарных предметов с нравственным воспитанием и их огромный потенциал для формирования нравственной культуры старшеклассников.

В § 3.3 нами представлен ход опытной экспериментальной работы по формированию нравственной культуры у старших школьников в процессе изучения гуманитарных дисциплин. В итоге можно статистически достоверно утверждать, что в результате действия экспериментальной системы педагогических мероприятий уровень сформированное&tradeнравственной культуры старших школьников по сравнению с контрольными классами значительно повысился.

Таким образом, результаты проведенного эксперимента убедительно подтверждают состоятельность гипотезы исследования формирования нравственной культуры старших школьников в процессе изучения гуманитарных дисциплин и реализации выявленных в процессе исследования положений. Интегрированный курс гуманитарных дисциплин (обществознаиия, истории), па наш взгляд, наиболее оптимальным способом решает проблему формирования нравственной культуры старших школьников, а введение инновационных методов активизации мышления старшеклассников лишь ускоряет этот процесс.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Культура урбанизированного, постиндустриального, технократического общества, сформировавшая его нравственные нормы и ценности, связанные с количественным ростом показателей потребления, исчерпала свои возможности и оказалась неспособной обеспечить дальнейшее устойчивое развитие цивилизации. Преодоление этой ситуации лежит в переходе к новым моделям общественного развития, основу которых составляет коэволюциоииая стратегия. Её реализация связана с выработкой нового цивилизованного мышления, новой социальной идеологии, нравственной культуры, важнейшим признаком которых является гуманистическая направленность. Одной из современных острейших общественных проблем является проблема эти-зации социокультурной среды. Технократическое воздействие на человека постоянно усиливается в связи с научно-техническим прогрессом, в результате чего человечеством теряются некоторые важнейшие морально-нравственные ориентиры, не позволявшие дегумапизировать человеческую культуру.

В сложившихся условиях одной из стратегических задач системы образования становится задача формирования личности с высоким уровнем нравственной культуры, ориентированной па непрерывное саморазвитие, прогресс общества и приоритет нравственных ценностей, способной воспринимать и осуществлять идеи эволюции и обеспечивать своей деятельностью устойчивое развитие человечества в будущем. Успешность ее решения зависит от множества факторов, немаловажную роль среди которых играет время приобщения подрастающего человека к нравственной культуре.

Одним из наиболее продуктивных периодов формирования основ нравственной культуры личности является старший школьный возраст. Старшеклассники обладают большим эмоциональным, интеллектуальным и деятельпостным потенциалом, у них практически уже сформировано мировоззрение, нравственные установки, закладываются прогнозы будущей деятельности. Поэтому работа по формированию нравственной культуры у старших школьников может иметь большой эффект и оказать значительное влияние па становление нравственно-культурной личности.

Проведенное диссертационное исследование выявило большой педагогический потенциал обществозпапии, истории, направленный па решение задач формирования нравственной культуры старшеклассников в процессе изучения гуманитарных дисциплин. Были определены основные принципы формирования нравственной культуры старших школьников в процессе изучения гуманитарных дисциплин, прежде всего, принцип интеграции гуманитарного образования и нравственного воспитания на основе учета их внешних и внутренних (сущностных) взаимосвязей. К выявленным в исследовании сущностным взаимосвязям нравственного воспитания и гуманитарного образования относятся:

— междисциплинарные проблемы нравственной культуры человека, связанные с человеком как носителем цивилизации — проблемы этизации гуманитарной культуры личности (нравственный контекст в изучении общсствоз-нании, истории), этизации сознания и деятельности человека;

— возможность идентификации старшеклассника с социальными объектами и явлениями при изучении гуманитарных дисциплин, в процессе которой он способен осознать свое родство с социокультурной средой, менее затрагивающие внутреннюю сущность предметной области.

Гуманитарной культурой" являются другие аспекты взаимосвязи нравственного воспитания и гуманитарного образования:

— возможность деятсльностного общения с социокультурной средой в процессе изучения гуманитарных дисциплин;

— организация при изучении гуманитарных дисциплин взаимодействия старших школьников с социальными объектами как условиями социализации;

— нравственное просвещение и решение этико-позпавательных проблем при изучении гуманитарных дисциплин.

Как показало исследование, это проявляется в реализации целого ряда научно-методических подходов к формированию нравствсЕШОй культуры старшеклассников, в частности: а) интегративного подхода, ориентирующего па всестороннее использование мсжпредметиых связей между нравственной культурой и гуманитарными предметамиб) антропологического (аутентического) подхода, согласно которому важнейшей стороной нравственной культуры личности, формированию которой способствуют гуманитарные дисциплины, является формирование правильного отношения старшеклассников к самому себе как к социально значимому объекту, позволяя рассматривать свои взаимоотношения с социокультурной средой как личностно, так и социально значимымив) субъектпо-правственного подхода, требующего, чтобы социальные объекты:

— относились личностью к сфере «личностного», равного ей в своей само ценности, и, соответственно, взаимодействие с ними включалось в сферу действия этических норм, правил, установок и т. п;

— могли выступать для личности в роли референтных лиц, меняющих се взгляды, оценки, отношение к себе, вещам, обществу и другим людям;

— могли выступать для личности в качестве полноправных партнеров по общению и совместной деятельностиг) личностно ориентированного подхода, в соответствии с которым па первое место выдвигается пе объективная составляющая содержания образования, пс связанная с реальными интересами и потребностями старшеклассника, а субъективный личностный смысл образования для каждой становящейся личностид) дсятельностного подхода, которой обеспечивает развитие деятельности в приоритетных направлениях на каждой ступени образования в интересах учащихся, позволяет ориентировать образовательный процесс па освоение исторически сложившихся достижений человеческой культуры и адекватно возрасту воспроизводить в ссбс черты той деятельности людей, которая аккумулирована в данном предмете или явлений.

Для решения первой задачи диссертации, представленной в I главе «Теоретические предпосылки формирования нравственной культуры личности», — осуществлен научный обзор и анализ философской и педагогической мысли по проблеме формирования нравственной культуры учащихся, раскрыты сущность, содержание и структура нравственной культуры старших школьников, возрастная специфика их интеллектуального и нравственного уровней.

При решении второй задачи в процессе исследования была разработана модель нравственной культуры старшего школьника, состоящая из пяти базовых компонентов, таких, как способность к эмоционально-эстетическому восприятию общества, основы этических знаний, нравствен пая направленность личности, основы нравственного мышления, основы нравственных умений. При определении критериев, показателей и уровней нравственной культуры старшего школьника мы опирались на данную модель, компоненты которой в ходе всех этапов опытной работы уточнялись, получали свое подтверждение, приобретали обоснованность.

Таким образом, были выделены пять критериев нравственной культуры старших школьников, соответствующих основным её компонентам:

— эмоционально-эстетический;

— информационный;

— ценностно-мотивациопный;

— интеллектуальный;

— деятелыюстио-инструмснтальпый.

По каждому из данных критериев были выделены основные показатели, отражающие содержание нравственной культуры старших школьников. Па основании уровневой дифференциации данных показателей были определены четыре уровня сформированное&tradeнравственной культуры старших школьников: высокий, средний, низкий и очень низкий, характеризующие сформированность нравственной культуры.

Теоретический анализ выявленных иптегративпых связей, принципов и подходов позволил определить основные положения формирования нравственной культуры старших школьников в процессе изучения гуманитарных дисциплин:

1. Модель формирования нравственной культуры старшеклассника, включающая познавательный, эмоциональный и поведенческий компоненты.

2. Осуществление интегративпого подхода к формированию нравственной культуры старшеклассников в процессе изучения гуманитарных дисциплин.

3.

Введение

в круг задач решаемых гуманитарными дисциплинами, задачи по формированию нравственной культуры старшеклассников.

4.0рганизация разнообразной имитационно-игровой деятельности, обеспечивающей активную нравственную идентификацию учащихся.

5. Использование личностно ориентированных ситуаций нравственного содержания в процессе изучения гуманитарных дисциплин.

Реализация данных положений потребовала разработки целостной системы формирования нравственной культуры старших школьников в процессе изучения гуманитарных дисциплин.

Результаты экспериментальной проверки статически достоверно подтвердили состоятельности гипотезу нашего исследования об эффективности формирования нравственной культуры старших школьников на основе выявленных в процессе исследования положений.

Таким образом, результаты проведенного эксперимента убедительно подтверждают состоятельность гипотезы исследования формирования нравственной культуры старших школьников в процессе изучения гуманитарных дисциплин и реализации выявленных в процессе исследования положений. Интегрированный курс гуманитарных дисциплин (обществозпания, истории), на наш взгляд, наиболее оптимальным способом решает проблему формирования нравственной культуры старших школьников, а введение инновационных методов активизации мышления старшеклассников лишь ускоряет этот процесс.

В то же время полученные положительные результаты обосновывают перспективность дальнейшего продолжения исследований по изучению нравственного аспекта гуманитарного образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. ГАбульхаиова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991. 254 с.
  2. Л.С. Уроки нравственного прозрения.- М.: Педагогика, 1983.- 129 с.-20 см.- (Б-ка учителя. Воспитание и обучение)
  3. Т.К. Формирование межпредметных умений учащихся в учебной деятельности. Л., 1988.-41 с.
  4. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.-247 с.
  5. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 1. Казань: Из/1-во Казан, ун-та, 1996. — 565 с.
  6. Андреев В. И. Эвристика для творческого саморазвития.- Казань, 1994.-247 с.
  7. Г. М. Социальная психология. М.: Паука, 1980. — 391 с.
  8. Л.И. Психология формирования и развития личности. — М.: Педагогика, 1981.-318 с.
  9. А.И. Введение в культурологию.- М., 1993
  10. Ю.Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. -М.: Высшая школа, 1980. — 368 с.
  11. В .Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976.- 158 с.
  12. А.Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990.
  13. Т.К. Формирование убеждений в общественно-трудовой деятельности школьников-подростков. Л.: 1982. — 17 с.
  14. В.И. Моральный выбор личности: альтернативы и решения. -М., 1980.-29 с.
  15. Г. И., Лисова К. Л., Суворова Г. Ф. Мсжирсдмстные связи в процессе преподавания основ наук в средней школе // Советская педагогика .-1974.-№ 5 .-С. 56−62.
  16. М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. — 250 с
  17. В.Г. О детских книгах // Изд.псд.соч.М., 1982 с.73
  18. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1983.-272 с.
  19. H.A. Самосознание: опыт философской автобиографии. — М.: Мысль, 1990.- 125 с.
  20. Э. Игры, в которые играют люди, и люди, которые играют в игры. -М.: Прогресс, 1988.-С. 38−42.
  21. Р. Развитие «Я концепция» и ее воспитание. — М.: Прогресс, 1986. -422 с.
  22. М.Н. Интеграция содержания образования. М.: Педагогика, 1993.-172 с.
  23. B.C. Школа диалога культур. // Учит. Газета. 1992, 7 янв. — № 1. — С. 4.
  24. Бим-Бад Б.М., Петровский A.B. Образование в контексте социализации. // Педагогика. 1996. — № 1. — С. 3−8.
  25. М.И. Феноменология ценностных систем личности. // Вестник РГИФ. 1996. — № 1. — С. 137−147.
  26. М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978. — 310с.
  27. О.С., Катаева Л. И., Шемшурипа А. И. О нравственности в воспитании подростков. 1979. М: Просвещение, 1979.- 110 с.
  28. A.A. Психологические условия гуманизации педагогического общения. // Советская педагогика. 1990. — № 12. — С. 65−71.
  29. A.A. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. -271 с.
  30. A.A. Проецирование и взаимодействие в общении. // Педагогика. 1994.-№ 1.-С. 11−14.
  31. A.A. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Просвещение, 1982.- 199 с.
  32. Л.М. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологические исследования. — М.: Просвещение, 1968. 464 с.
  33. В.И. Ценности меняющегося мира (методология исследования) // Гуманитарные пауки в Сибири. 1995. — № 2. — С. 3−10.
  34. Боровикова 1£.Н. Формирование межкультурных коммуникативных умений будущих учителей // Автореферат диссертации кандидата педагогических паук. Челябинск, 1996. — 20 с.
  35. Буева Л. П. Социальпая срсда и сознание личности. М.:МГУ, 1988. — 268 с.
  36. А.Л. Прогрессивные идеи и опыт народной педагогики в нравственном воспитании младших школьников.(на материале национальных школ народов крайнего Севера): Дисс. канд. пед. наук. Пауч.рук. Г. П. Волков. М: НИИИ нац. школ.- 1986.- 194 е.-
  37. К.Я. Педагогический менеджмент. М.: Педагогика, 1992. — 276 с.
  38. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный иод-ход. М.: Высшая школа, 1991. — 207 с.
  39. О. Методы конкретных ситуаций в преподавании управленческих дисциплин. // Альма Матер. 1997. — № 6. — С. 45−48.
  40. Внутришколыюс управление: теория и опыт педагогических и управленческих инноваций / Под ред. Н. В. Горбуновой. М.: Новая школа, 1995. — 107 с.
  41. Воспитание человека: Сборник нормативно- правовых научно- методических, организационно-практических материалов, но проблемам воспитания. (Под ред. В. А. Березиной, О. И. Волжиной, И. А. Зимней.- М.: Вситапа Граф, 2003.-384 с.
  42. Л.С. Собр. Сочинений в 6 т. М., 1984. — Т. 3. — С. 117.
  43. .С. Россия: образование и будущее. Челябинск, 1993. — С.
  44. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. — М.: Школа-нресс, 1995. 448 с.
  45. Т. Левиафан.- М.: Мысль, 1999
  46. В.П., Коротков Э. М., Макгсрн Д. Морозовский проект: инновации в образовательных программах // Специалист. 1995. — № 3. — С. 2−31.
  47. Г., Груздева В. Педагогическая технология эвристического типа // Высшее образование в России. — 1996. № 1. —С. 117−121.
  48. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М.: ИПТОР, 1996. — 544 с.
  49. Деятельность: теории, методология, проблемы. М.: Политиздат, 1990.336 с.
  50. A.B. Воспитателю о психологии общения. М.: Просвещение, 1987.-С. 32.
  51. В.И., Кухтявич Т. Н. и др. Аксиологический потенциал дисциплин социально-гуманистического цикла. М., 1995. — 88 с.
  52. О.В. Очерки по философии образования. — М.: Промо-Медиа, 1995.-240 с.
  53. П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. — М., 1992.- 167 с.
  54. Дж. Школа и общество / Хрестоматия, но истории зарубежной педагогики. Под ред. А. И. Пискунова, 2-е изд. М.: Просвещение, 1981. — С. 490 500.
  55. В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы.-М.: Просвещение, 1991. -- 192 с.
  56. A.A. Личность и коллектив: межличностные конфликты в коллективе, их разрешение. Л., 1976.
  57. A.A., Володарская A.A. Личпостио и мировоззренческие ориентированные ситуации в образовательном процессе профессиональной школы.-М.: АПК и ПРО, 2002.-23 с.
  58. A.B. Идейно-нравствепное воспитание старших школьников. Кн. для учителя.- 2-е изд., доп. и нсрсраб.- М.: 11росвещепие, 1987.- 206, 2. е.- 20 см.
  59. И.А. Культура общения: опыт философско-методологичсского анализа. Воронеж, 1989. — 142 с.
  60. М.С. Мир общения. М.: Поли тиздат, 1988. 319 с.
  61. Как построить свое Я /Под ред. В. П. Зипчепко. — М.: Педагогика, 1991. -131с.
  62. Канн-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990, — 144 с.
  63. Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние па людей. М., 1990. 78−96 с.
  64. A.B. Теория ориентации личности в мире ценностей. — Оренбург, 1996.- 188 с.
  65. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: Анализ зарубежного опыта. -М.: Знание, 1989. 127 с.
  66. A.B. Ценностный подход к организации учебно-воспитательной работы в школе-комплексе № 73 // Сб. «Педагогический поиск». Оренбург, 1991.-С. 21−23.
  67. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.-335 с.
  68. Кон И. С. Психология юного возраста. М: Просвещение, 1979
  69. Ю.А. Внутри школьный менеджмент // Творческая педагогика. / Научно-методический сборник М.: Новая школа, 1993. — С.
  70. В.И. Общественные отношения как фактор развития системы образования // Автореферат диссертации кандидата педагогических паук. -СПб., 1997.-20 с.
  71. IO.II. Эвристические методы в структуре решений. М.: Педагогика, 1970.- 147 с.
  72. IO.II., Сухобская Г. С. Индивидуальные различия в деятельности взрослых учащихся. М.: Педагогика, 1971. — 112 с.
  73. И.С. Университетское образование: идеалы, цели, ценностные ориентации. Ижевск, 1992. — 120 с.
  74. Т.Н. Интеграция эмоционального и делового компонентов учебного взаимодействия студентов в контекстном обучении // Автореферат диссертации кандидата педагогических наук.-М., 1993. — 18 с.
  75. A.II. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1977. -304 с.
  76. Д.А. Ценность как междисциилинарпое понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996. — № 4. — С. 15−26.
  77. A.A. Психологические особенности деятельности. — М.: Знание, 1981.-С. 47−50.
  78. И.Я. Дидактические основы методов обучения. — Педагогика, 1981.-185 с.
  79. II.A. Мсжпредмстпые связи как средство совершенствования учебно-воспитательного процесса.- М.: Изд-во МГГГИ, 1981
  80. В.II. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. М.: Просвещение, 1987. — С. 28.
  81. С.П. Теория образования и обучения. Челябинск, 1975. -124 с.
  82. Е. Я, Ты Мы. — М.: 1986. — С. 35.
  83. Л.М. Учитель как личность и профессия. М.: Дело, 1994. — 216 с.
  84. A.B. Общение школьников. М.: Знание, 1987. — 76 с.
  85. А. Междисциплинарный спецкурс как метод взаимообогащения профессиональных интересов // Высшее образование в России. — 1994. № 4. -С. 43−45.
  86. А.Я. Инновация в образовании. Челябинск, 1995. — 288 с.
  87. З.Г. Принцип гуманизма и его развитие в истории советской школы (1946−89 гг.) // Диссертация доктора педагогических паук. — Казань, 1990.-397 с.
  88. Нравственное и эстетическое воспитание: внеклассная работа со старшеклассниками /Д.И.Водзипский, К. В. Гавриловен, И. И. Казимирская и др.- Под ред. Д.И.Водзипского/.-Минск: Нар. асвета, 1982.- 151 е.-
  89. Нравственпое формирование личности школьника: Сб.иауч.тр./ Лс-пингр.гос.пед.ип-т им. А.И.Гсрцена- Редкол.: З. И. Васильева (отв.ред) и др. -Л.: ЛГПИ, 1980.-155 с.
  90. ЮО.Повыс ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. Ред.- сост. И. Б. Крылова. М.: ИПИ РАО, 1996. — 113 с. ЮГОконь В. Введение в общую дидактику. М.: Высшая школа, 1990. -382 с.
  91. Ориентация и деятельность школьников / Под ред. Т. К. Ахаяп, A.B. Кирьяковой. М.: Прометей, 1991.
  92. ЮЗ.Парыгин Б. Д. Социально-психологический климат коллектива. --Л.: Наука, 1981.- 192 с.
  93. В.Н. Кризис образования в контексте глобальных перемен. Философия образования для XXI века. М., 1992. — С. 17.
  94. Педагогический менеджмент / Вазина К. Я., Петров IO.II. и др. М.: Педагогика, 1991.-288 с.
  95. В.А. К психологии активности личности //Вопросы психологии.- 1975.-JM!' 3
  96. Проблсмы формирования ценностей, ориентации и социальной активности личности. / Под ред. B.C. Мухиной. М., 1981. — С. 88.
  97. Проблемы педагогического стимулирования нравственного и познавательного развития школьников / Сб. ст. Киров, псд. ипст- Марийский пед. ипст- Отв.ред.З. И. Равкип. — Киров. Иошкар — Ола, 1979. 112с.
  98. И.II. Педагогика. М.: Владос, 2001.
  99. Ю.Пойя Д. Как решить задачу? М.: Учпедгиз, 1961
  100. Психология развивающейся личности /Под ред. В. А. Петровского. М., 1987.-230 с.
  101. B.II. Инновационное педагогическое творчество // Альма Матер. — 1997. № 3.-С. 3−7.
  102. Н.С. Философия гуманитарного образования (ценностные основания и концепция базового гуманитарного образования в высшей школе). -М.: ИЦПК11С, 1993. 184 с.
  103. Российская педагогическая энциклопедия. /Гл. ред. В. В. Давыдов. М., 1993.
  104. C.JI. Основы общей психологии. В 2-х т., АГ1Н СССР. — М.: Педагогика, 1989.- Т. 1.
  105. Пб.Рыпдак В. Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теория взаимодействия). М.: Педагогический вестник, 1997.- 244 с.
  106. В .И. Системный подход к классификации ценностей. — М., 1979.- 119 с.
  107. В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Волгоград: ВГПИ, 1994. — 260 с.
  108. В.В. Философское обоснование теории и истории культуры.- М.: Изд-во ВЗГМ, 1990. 242 с.
  109. В.П. Системный подход основа педагогического менеджмента //Педагогика. — 1995. — № 1. — С. 14−18.121 .Сластенин В. А. Гуманистическая парадигма педагогического образования // Магистр. 1994. — № 6. — С. 27.
  110. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. — М.: Аспект-пресс, 1995. —271 с.
  111. Современные проблемы истории образования и педагогической пауки. В 3-х т. / Под ред. З. И. Равкина. М.: Педагогика, 1994.
  112. В.И. Педагогическая эвристика. М.: Аспскт-прссс, 1995. -255 с.
  113. В.В. Культура речи и культура общения. — М.: Просвещение, 1995.-192 с.
  114. B.C. Сочинение в 3-х томах. М.: Мысль, 1990.
  115. Спенсер, Сопср П. Л. Основы искусства речи. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.-449 с.
  116. Спспсср, Герберт. Воспитание: умственное, нравственное и физическое /Сост., вступ. ст.Г.Корнстова- Пср. с англ. М. А. Лазарсвой, — М.: Издательство УРАО, 2002.- 288с.- (Новая педагогическая библиотека)
  117. В.А. Избранные педагогические сочинения. В 3-х томах. М.: Педагогика, 1979. — 560 с.
  118. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Педагогика, 1984.- 118 с.
  119. H.A., Белокур Н. Ф. Формирование воспитательных умений будущего учителя в процессе вузовской общепсдагогической подготовки. — Челябинск, 1996.-72 с.
  120. A.II. Организация учсбпо-иознаватслыюй творческой деятельности школьников.—Л., 1989.-91 с.
  121. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990.- 192 с.
  122. Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. ~М.: Просвещение, 1980. 160 с.
  123. Управление развитием школы / Под ред. М. М. Поташника, B.C. Лазарева. М.: Новая школа, 1995. — 464 с.
  124. Управление по результатам /Т. Сапталайпеп, Э. Воутилайнеп и др. М.: Прогресс, 1993.-360 с.
  125. А.В., Бобров А. А. Формирование у учащихся учебных умений. — М.: Знание, 1987.-80 с.
  126. К .Д. Педагогические сочинения. В 6-ти т. М.: Педагогика, 1990.
  127. К.Д. и русская школа. Беседы о великом педагоге /Под ред. Е. П. Белозерцсва. М.: Роман-газета, 1994. — 190 с.
  128. НО.Фраикл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. — 347 е.
  129. И.Ф. Нравственное воспитание школьников. М.: Просвещение, 1983.-158 с.
  130. А.Т. Самомеисджмсит: для тех, кому от 16 до 20. М.: Экономика, 1996.- 139 с.
  131. А.П. Дидактика. Казань: Магариф, 2004. — 351 с.
  132. А.П. Воспитание личности школьника: учебно-методическое пособие. Казань: Изд-во «Матбугат йорты». — 1999.- 224 с.
  133. А.П. Воспитание серьезное дело. — Казань: изд-во «Казань», 1993.- 127с.
  134. Чернсцов Г1.И. Педагогические основы воспитания трудолюбия школьников //Автореферат диссертации кандидата педагогических паук. — Челябинск, 1990.- 18 с.
  135. М.А. Культура общения. Л.: Знание, 1983. — 32 с. 148.111аймардаиов Р.Х., Сибгатуллин Р. Х. Татарская национальная педагогика (на татарском языке).- Казань: Издательство «Дом печати», 2000.- 392 с.
  136. Р.Х. Интенсивная педаг огическая технология и требования к подготовке будущего учителя. Елабуга: НГ11И, 1991.- 62 с.
  137. Р.Х. Технология интенсивного развития личности учителя высшей квалификации. Казань: КГПУ, 1997.- 176 с.
  138. Р.Х. Личностно ориентированная технология педагогического процесса: Учебно-технологическое пособие. Сургут: РИО СурГПИ, 2002.- 130 с.
  139. Р.Х. Развивающая личностный потенциал ученика технология обучения: Учебное пособие Елабуга: ЕГПИ, 1999.- 96 с.
  140. Т.И., Гекмарева Т. К. Совершенствование системы виутришко-льной педагогической информации как важнейшего условия реализации школьной реформы. М.: МГУ, 1985. — 78 с.
  141. В.Д. Сущность и структура понятия «педагогическая коммуникация» / Понятийный аппарат педагогики и образования. Екатеринбург, 1995.-С. 78−88 155ЛПилова М. И. Изучение воспитанности школьников. М.: Педагоги-ка.1982, — 103 с.
  142. Г. П. Педагогика и логика. М.: Кае таль, 1993. -115 с.
  143. Р.Н., Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. 158.1Цуркова ILE. Программа воспитания школьников. М., 1998.
  144. Д.Б. Избранные психологические груды. М.: Педагогика, 1989.- С. 67.
  145. С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. — 144 с.
  146. И.С. Технология личиостпо ориентированного образования в современной школе.- М.: Сентябрь, 2000. 176 с.
  147. R.B. Adler: Understanding human communication: Tort Worth Holt Reichert and Winston 1991: ISBN 0471 90 675 1.
  148. St. Beer: Diagnosing the system for organizations: Wille 1993: ISBN 0471 90 675 1.
  149. Informationen zu Schulbuchfragen. Heft 17. — 1980.
  150. Phillip G. Clampitt. Communicating for Managerial Effectiveness. Sage Publications, London. Bielefeld, 1991.
  151. Th. E. Harris: Applied organizational communications: Hillsdale 1992 ISBN 0 8058 0050 6.
  152. R. Y. Hirokawa: Communications and group decision making. Thousand Oaks 1996. ISBN 7 619 0462/204
Заполнить форму текущей работой