Формирование нравственной культуры старших школьников в процессе изучения гуманитарных дисциплин
Диссертация
Материалы и результаты исследования внедрены и используются в педагогической деятельности средней школы № 4 г. Казани и в классахгуманитарного профиля при Институте государственной службы при Президенте Республики Татарстан учителями гуманитарных дисциплии (истории, об-ществознания) и классными руководителями. Лекционнопрактические занятия внедрены в учебный процесс Казанского государственного… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. Теоретические предпосылки формирования нравственной культуры личности
- 1. 1. Историческая и дидактическая преемственность нравственного восиитаиия личности
- 1. 2. Содержание и структура нравственной культуры личности
- Выводы, но I главе
- ГЛАВА II. Формирование нравственной культуры старшеклассников в процессе изучения гуманитарных дисциплин
- 2. 1. Возрастные и психологические особенности старшеклассников как субъектов формирования нравственной культуры
- 2. 2. Формирование нравственной культуры старших школьников в процессе изучения гуманитарных дисциплин (обществознания, истории) Выводы по II главе
- ГЛАВА III. Опытно-экспериментальная проверка основных положений формирования нравственной культуры старшеклассников в процессе изучения гуманитарных дисциплин
- 3. 1. Задачи, диагностический инструментарий экспериментального исследования формирования нравственной культуры старшеклассников в процессе изучеиия гуманитарных дисциплин
- §-3.2.0пытная работа по формированию нравственной культуры старшеклассников в процессе изучения гуманитарных дисциплин
- §-3.3.Обработка и интерпретация результатов опытно-экспериментальной проверки основных положений формирования нравственной культуры старшеклассников в процессе изучения гуманитарных дисциплин
- Выводы по III главе
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- ПРИЛОЖЕНИЯ
Список литературы
- ГАбульхаиова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991. 254 с.
- Айзерман Л.С. Уроки нравственного прозрения.- М.: Педагогика, 1983.- 129 с.-20 см.- (Б-ка учителя. Воспитание и обучение)
- Александрова Т.К. Формирование межпредметных умений учащихся в учебной деятельности. Л., 1988.-41 с.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.-247 с.
- Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 1. Казань: Из/1-во Казан, ун-та, 1996. — 565 с.
- Андреев В. И. Эвристика для творческого саморазвития.- Казань, 1994.-247 с.
- Андрсева Г. М. Социальная психология. М.: Паука, 1980. — 391 с.
- Апцифирова Л.И. Психология формирования и развития личности. — М.: Педагогика, 1981.-318 с.
- Арнольдов А.И. Введение в культурологию.- М., 1993
- Ю.Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. -М.: Высшая школа, 1980. — 368 с.
- Асеев В .Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976.- 158 с.
- Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990.
- Ахаян Т.К. Формирование убеждений в общественно-трудовой деятельности школьников-подростков. Л.: 1982. — 17 с.
- Бакштановский В.И. Моральный выбор личности: альтернативы и решения. -М., 1980.-29 с.
- Батурина Г. И., Лисова К. Л., Суворова Г. Ф. Мсжирсдмстные связи в процессе преподавания основ наук в средней школе // Советская педагогика .-1974.-№ 5 .-С. 56−62.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. — 250 с
- Белинский В.Г. О детских книгах // Изд.псд.соч.М., 1982 с.73
- Бссналько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1983.-272 с.
- Бердяев H.A. Самосознание: опыт философской автобиографии. — М.: Мысль, 1990.- 125 с.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди, и люди, которые играют в игры. -М.: Прогресс, 1988.-С. 38−42.
- Берне Р. Развитие «Я концепция» и ее воспитание. — М.: Прогресс, 1986. -422 с.
- Берулава М.Н. Интеграция содержания образования. М.: Педагогика, 1993.-172 с.
- Библср B.C. Школа диалога культур. // Учит. Газета. 1992, 7 янв. — № 1. — С. 4.
- Бим-Бад Б.М., Петровский A.B. Образование в контексте социализации. // Педагогика. 1996. — № 1. — С. 3−8.
- Бобнсва М.И. Феноменология ценностных систем личности. // Вестник РГИФ. 1996. — № 1. — С. 137−147.
- Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978. — 310с.
- Богдаиова О.С., Катаева Л. И., Шемшурипа А. И. О нравственности в воспитании подростков. 1979. М: Просвещение, 1979.- 110 с.
- Бодалев A.A. Психологические условия гуманизации педагогического общения. // Советская педагогика. 1990. — № 12. — С. 65−71.
- Бодалев A.A. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. -271 с.
- Бодалев A.A. Проецирование и взаимодействие в общении. // Педагогика. 1994.-№ 1.-С. 11−14.
- Бодалев A.A. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Просвещение, 1982.- 199 с.
- Божович Л.М. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологические исследования. — М.: Просвещение, 1968. 464 с.
- Бойко В.И. Ценности меняющегося мира (методология исследования) // Гуманитарные пауки в Сибири. 1995. — № 2. — С. 3−10.
- Боровикова 1£.Н. Формирование межкультурных коммуникативных умений будущих учителей // Автореферат диссертации кандидата педагогических паук. Челябинск, 1996. — 20 с.
- Буева Л. П. Социальпая срсда и сознание личности. М.:МГУ, 1988. — 268 с.
- Бузнева А.Л. Прогрессивные идеи и опыт народной педагогики в нравственном воспитании младших школьников.(на материале национальных школ народов крайнего Севера): Дисс. канд. пед. наук. Пауч.рук. Г. П. Волков. М: НИИИ нац. школ.- 1986.- 194 е.-
- Вазипа К.Я. Педагогический менеджмент. М.: Педагогика, 1992. — 276 с.
- Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный иод-ход. М.: Высшая школа, 1991. — 207 с.
- Виханский О. Методы конкретных ситуаций в преподавании управленческих дисциплин. // Альма Матер. 1997. — № 6. — С. 45−48.
- Внутришколыюс управление: теория и опыт педагогических и управленческих инноваций / Под ред. Н. В. Горбуновой. М.: Новая школа, 1995. — 107 с.
- Воспитание человека: Сборник нормативно- правовых научно- методических, организационно-практических материалов, но проблемам воспитания. (Под ред. В. А. Березиной, О. И. Волжиной, И. А. Зимней.- М.: Вситапа Граф, 2003.-384 с.
- Выготский Л.С. Собр. Сочинений в 6 т. М., 1984. — Т. 3. — С. 117.
- Гершунский Б.С. Россия: образование и будущее. Челябинск, 1993. — С.
- Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. — М.: Школа-нресс, 1995. 448 с.
- Гоббс Т. Левиафан.- М.: Мысль, 1999
- Грошев В.П., Коротков Э. М., Макгсрн Д. Морозовский проект: инновации в образовательных программах // Специалист. 1995. — № 3. — С. 2−31.
- Груздев Г., Груздева В. Педагогическая технология эвристического типа // Высшее образование в России. — 1996. № 1. —С. 117−121.
- Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М.: ИПТОР, 1996. — 544 с.
- Деятельность: теории, методология, проблемы. М.: Политиздат, 1990.336 с.
- Добрович A.B. Воспитателю о психологии общения. М.: Просвещение, 1987.-С. 32.
- Добрыпин В.И., Кухтявич Т. Н. и др. Аксиологический потенциал дисциплин социально-гуманистического цикла. М., 1995. — 88 с.
- Должеико О.В. Очерки по философии образования. — М.: Промо-Медиа, 1995.-240 с.
- Друкер П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. — М., 1992.- 167 с.
- Дыои Дж. Школа и общество / Хрестоматия, но истории зарубежной педагогики. Под ред. А. И. Пискунова, 2-е изд. М.: Просвещение, 1981. — С. 490 500.
- Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы.-М.: Просвещение, 1991. -- 192 с.
- Ершов A.A. Личность и коллектив: межличностные конфликты в коллективе, их разрешение. Л., 1976.
- Жохов A.A., Володарская A.A. Личпостио и мировоззренческие ориентированные ситуации в образовательном процессе профессиональной школы.-М.: АПК и ПРО, 2002.-23 с.
- Иващенко A.B. Идейно-нравствепное воспитание старших школьников. Кн. для учителя.- 2-е изд., доп. и нсрсраб.- М.: 11росвещепие, 1987.- 206, 2. е.- 20 см.
- Ильясова И.А. Культура общения: опыт философско-методологичсского анализа. Воронеж, 1989. — 142 с.
- Каган М.С. Мир общения. М.: Поли тиздат, 1988. 319 с.
- Как построить свое Я /Под ред. В. П. Зипчепко. — М.: Педагогика, 1991. -131с.
- Канн-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990, — 144 с.
- Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние па людей. М., 1990. 78−96 с.
- Кирьякова A.B. Теория ориентации личности в мире ценностей. — Оренбург, 1996.- 188 с.
- Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: Анализ зарубежного опыта. -М.: Знание, 1989. 127 с.
- Козлов A.B. Ценностный подход к организации учебно-воспитательной работы в школе-комплексе № 73 // Сб. «Педагогический поиск». Оренбург, 1991.-С. 21−23.
- Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.-335 с.
- Кон И. С. Психология юного возраста. М: Просвещение, 1979
- Конаржевский Ю.А. Внутри школьный менеджмент // Творческая педагогика. / Научно-методический сборник М.: Новая школа, 1993. — С.
- Криличевский В.И. Общественные отношения как фактор развития системы образования // Автореферат диссертации кандидата педагогических паук. -СПб., 1997.-20 с.
- Кулюткип IO.II. Эвристические методы в структуре решений. М.: Педагогика, 1970.- 147 с.
- Кулюткип IO.II., Сухобская Г. С. Индивидуальные различия в деятельности взрослых учащихся. М.: Педагогика, 1971. — 112 с.
- Ладыжец И.С. Университетское образование: идеалы, цели, ценностные ориентации. Ижевск, 1992. — 120 с.
- Лененко Т.Н. Интеграция эмоционального и делового компонентов учебного взаимодействия студентов в контекстном обучении // Автореферат диссертации кандидата педагогических наук.-М., 1993. — 18 с.
- Леонтьев A.II. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1977. -304 с.
- Леоптьев Д.А. Ценность как междисциилинарпое понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996. — № 4. — С. 15−26.
- Леонтьев A.A. Психологические особенности деятельности. — М.: Знание, 1981.-С. 47−50.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. — Педагогика, 1981.-185 с.
- Лошкарева II.A. Мсжпредмстпые связи как средство совершенствования учебно-воспитательного процесса.- М.: Изд-во МГГГИ, 1981
- Максимова В.II. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. М.: Просвещение, 1987. — С. 28.
- Матушкин С.П. Теория образования и обучения. Челябинск, 1975. -124 с.
- Мслибруда Е. Я, Ты Мы. — М.: 1986. — С. 35.
- Митина Л.М. Учитель как личность и профессия. М.: Дело, 1994. — 216 с.
- Мудрик A.B. Общение школьников. М.: Знание, 1987. — 76 с.
- Пазаретяи А. Междисциплинарный спецкурс как метод взаимообогащения профессиональных интересов // Высшее образование в России. — 1994. № 4. -С. 43−45.
- Найн А.Я. Инновация в образовании. Челябинск, 1995. — 288 с.
- Нигматов З.Г. Принцип гуманизма и его развитие в истории советской школы (1946−89 гг.) // Диссертация доктора педагогических паук. — Казань, 1990.-397 с.
- Нравственное и эстетическое воспитание: внеклассная работа со старшеклассниками /Д.И.Водзипский, К. В. Гавриловен, И. И. Казимирская и др.- Под ред. Д.И.Водзипского/.-Минск: Нар. асвета, 1982.- 151 е.-
- Нравственпое формирование личности школьника: Сб.иауч.тр./ Лс-пингр.гос.пед.ип-т им. А.И.Гсрцена- Редкол.: З. И. Васильева (отв.ред) и др. -Л.: ЛГПИ, 1980.-155 с.
- ЮО.Повыс ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. Ред.- сост. И. Б. Крылова. М.: ИПИ РАО, 1996. — 113 с. ЮГОконь В. Введение в общую дидактику. М.: Высшая школа, 1990. -382 с.
- Ориентация и деятельность школьников / Под ред. Т. К. Ахаяп, A.B. Кирьяковой. М.: Прометей, 1991.
- ЮЗ.Парыгин Б. Д. Социально-психологический климат коллектива. --Л.: Наука, 1981.- 192 с.
- Пахомов В.Н. Кризис образования в контексте глобальных перемен. Философия образования для XXI века. М., 1992. — С. 17.
- Педагогический менеджмент / Вазина К. Я., Петров IO.II. и др. М.: Педагогика, 1991.-288 с.
- Петровский В.А. К психологии активности личности //Вопросы психологии.- 1975.-JM!' 3
- Проблсмы формирования ценностей, ориентации и социальной активности личности. / Под ред. B.C. Мухиной. М., 1981. — С. 88.
- Проблемы педагогического стимулирования нравственного и познавательного развития школьников / Сб. ст. Киров, псд. ипст- Марийский пед. ипст- Отв.ред.З. И. Равкип. — Киров. Иошкар — Ола, 1979. 112с.
- Подласый И.II. Педагогика. М.: Владос, 2001.
- Ю.Пойя Д. Как решить задачу? М.: Учпедгиз, 1961
- Психология развивающейся личности /Под ред. В. А. Петровского. М., 1987.-230 с.
- Розип B.II. Инновационное педагогическое творчество // Альма Матер. — 1997. № 3.-С. 3−7.
- Розов Н.С. Философия гуманитарного образования (ценностные основания и концепция базового гуманитарного образования в высшей школе). -М.: ИЦПК11С, 1993. 184 с.
- Российская педагогическая энциклопедия. /Гл. ред. В. В. Давыдов. М., 1993.
- Рубинштсйн C.JI. Основы общей психологии. В 2-х т., АГ1Н СССР. — М.: Педагогика, 1989.- Т. 1.
- Пб.Рыпдак В. Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теория взаимодействия). М.: Педагогический вестник, 1997.- 244 с.
- Сагатовский В .И. Системный подход к классификации ценностей. — М., 1979.- 119 с.
- Ссриков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Волгоград: ВГПИ, 1994. — 260 с.
- Сильвестров В.В. Философское обоснование теории и истории культуры.- М.: Изд-во ВЗГМ, 1990. 242 с.
- Симагов В.П. Системный подход основа педагогического менеджмента //Педагогика. — 1995. — № 1. — С. 14−18.121 .Сластенин В. А. Гуманистическая парадигма педагогического образования // Магистр. 1994. — № 6. — С. 27.
- Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. — М.: Аспект-пресс, 1995. —271 с.
- Современные проблемы истории образования и педагогической пауки. В 3-х т. / Под ред. З. И. Равкина. М.: Педагогика, 1994.
- Соколов В.И. Педагогическая эвристика. М.: Аспскт-прссс, 1995. -255 с.
- Соколова В.В. Культура речи и культура общения. — М.: Просвещение, 1995.-192 с.
- Соловьев B.C. Сочинение в 3-х томах. М.: Мысль, 1990.
- Спенсер, Сопср П. Л. Основы искусства речи. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.-449 с.
- Спспсср, Герберт. Воспитание: умственное, нравственное и физическое /Сост., вступ. ст.Г.Корнстова- Пср. с англ. М. А. Лазарсвой, — М.: Издательство УРАО, 2002.- 288с.- (Новая педагогическая библиотека)
- Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. В 3-х томах. М.: Педагогика, 1979. — 560 с.
- Талызипа Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Педагогика, 1984.- 118 с.
- Томин H.A., Белокур Н. Ф. Формирование воспитательных умений будущего учителя в процессе вузовской общепсдагогической подготовки. — Челябинск, 1996.-72 с.
- Тряпицына A.II. Организация учсбпо-иознаватслыюй творческой деятельности школьников.—Л., 1989.-91 с.
- Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990.- 192 с.
- Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. ~М.: Просвещение, 1980. 160 с.
- Управление развитием школы / Под ред. М. М. Поташника, B.C. Лазарева. М.: Новая школа, 1995. — 464 с.
- Управление по результатам /Т. Сапталайпеп, Э. Воутилайнеп и др. М.: Прогресс, 1993.-360 с.
- Усова А.В., Бобров А. А. Формирование у учащихся учебных умений. — М.: Знание, 1987.-80 с.
- Ушинский К .Д. Педагогические сочинения. В 6-ти т. М.: Педагогика, 1990.
- Ушинский К.Д. и русская школа. Беседы о великом педагоге /Под ред. Е. П. Белозерцсва. М.: Роман-газета, 1994. — 190 с.
- НО.Фраикл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. — 347 е.
- Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников. М.: Просвещение, 1983.-158 с.
- Хролсико А.Т. Самомеисджмсит: для тех, кому от 16 до 20. М.: Экономика, 1996.- 139 с.
- Хузиахметов А.П. Дидактика. Казань: Магариф, 2004. — 351 с.
- Хузиахметов А.П. Воспитание личности школьника: учебно-методическое пособие. Казань: Изд-во «Матбугат йорты». — 1999.- 224 с.
- Хузиахметов А.П. Воспитание серьезное дело. — Казань: изд-во «Казань», 1993.- 127с.
- Чернсцов Г1.И. Педагогические основы воспитания трудолюбия школьников //Автореферат диссертации кандидата педагогических паук. — Челябинск, 1990.- 18 с.
- Чсрнышова М.А. Культура общения. Л.: Знание, 1983. — 32 с. 148.111аймардаиов Р.Х., Сибгатуллин Р. Х. Татарская национальная педагогика (на татарском языке).- Казань: Издательство «Дом печати», 2000.- 392 с.
- Шаймардапов Р.Х. Интенсивная педаг огическая технология и требования к подготовке будущего учителя. Елабуга: НГ11И, 1991.- 62 с.
- Шаймарданов Р.Х. Технология интенсивного развития личности учителя высшей квалификации. Казань: КГПУ, 1997.- 176 с.
- Шаймарданов Р.Х. Личностно ориентированная технология педагогического процесса: Учебно-технологическое пособие. Сургут: РИО СурГПИ, 2002.- 130 с.
- Шаймардаиов Р.Х. Развивающая личностный потенциал ученика технология обучения: Учебное пособие Елабуга: ЕГПИ, 1999.- 96 с.
- Шамова Т.И., Гекмарева Т. К. Совершенствование системы виутришко-льной педагогической информации как важнейшего условия реализации школьной реформы. М.: МГУ, 1985. — 78 с.
- Ширшов В.Д. Сущность и структура понятия «педагогическая коммуникация» / Понятийный аппарат педагогики и образования. Екатеринбург, 1995.-С. 78−88 155ЛПилова М. И. Изучение воспитанности школьников. М.: Педагоги-ка.1982, — 103 с.
- Щедровипкий Г. П. Педагогика и логика. М.: Кае таль, 1993. -115 с.
- Щербаков Р.Н., Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. 158.1Цуркова ILE. Программа воспитания школьников. М., 1998.
- Элькопии Д.Б. Избранные психологические груды. М.: Педагогика, 1989.- С. 67.
- Якиманская С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. — 144 с.
- Якиманская И.С. Технология личиостпо ориентированного образования в современной школе.- М.: Сентябрь, 2000. 176 с.
- R.B. Adler: Understanding human communication: Tort Worth Holt Reichert and Winston 1991: ISBN 0471 90 675 1.
- St. Beer: Diagnosing the system for organizations: Wille 1993: ISBN 0471 90 675 1.
- Informationen zu Schulbuchfragen. Heft 17. — 1980.
- Phillip G. Clampitt. Communicating for Managerial Effectiveness. Sage Publications, London. Bielefeld, 1991.
- Th. E. Harris: Applied organizational communications: Hillsdale 1992 ISBN 0 8058 0050 6.
- R. Y. Hirokawa: Communications and group decision making. Thousand Oaks 1996. ISBN 7 619 0462/204