Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Актуальность преподавания психологии в современной общеобразовательной школе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Занятия, приоткрывающие тайны психологической науки, проводятся и с учащимися. Однако развитие практической психологии образования вызвало к жизни потребность в изучении не отдельных тем по психологии. Конкретные советы психолога, даже очень квалифицированные, семинары по значимым проблемам, не составляющим, однако, целостного представления о психическом развитии человека, вряд ли могут оказать… Читать ещё >

Актуальность преподавания психологии в современной общеобразовательной школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время психология как научная, так и практическая начинает занимать все более заметное место в общей культуре нашей страны.

Во всех областях общественной жизни — экономической, производственной, социальной, в области искусств и спорта, сохранения здоровья и обороны страны и др. представлена наука психология и активно действуют психологи, реализующие достижения науки в реальной практике.

В наибольшей степени влияние научно-практической психологии заметно в развитии современной системы образования.

Психологи пришли в детские сады, школы как гаранты права каждого ребенка на полноценное психическое и личностное развитие, на развитие его индивидуальности. В их задачу входит создание условий для благоприятного и позитивного проживания ребенком дошкольного и школьного детства, оказания помощи в случае необходимости как самим детям, так и их родителям, воспитателям, учителям в решении и понимании проблем обучения, поведения, общения, отношений и пр.

Весьма интенсивно психологи проводят научно-практическую просветительскую работу со взрослыми, справедливо полагая, что им без психологических знаний невозможно грамотно включать ребенка в процесс обучения, воспитания как в семье, так и в любом образовательном учреждении.

Занятия, приоткрывающие тайны психологической науки, проводятся и с учащимися. Однако развитие практической психологии образования вызвало к жизни потребность в изучении не отдельных тем по психологии. Конкретные советы психолога, даже очень квалифицированные, семинары по значимым проблемам, не составляющим, однако, целостного представления о психическом развитии человека, вряд ли могут оказать реальную помощь детям в понимании сущностных характеристик человеческих способностей, отношений, чувств, творчества, смыслов жизни и др.

Гуманизация образования — это не защита учащихся от современных противоречий жизни, а подготовка их к самостоятельной, активной жизни в обществе социальных перемен. Сейчас мы сталкиваемся с определенным противоречием: государственное образование ставит задачу полноценного развития ребенка, но сама система обучения и воспитания накладывает весьма существенные ограничения на возможность решения этой задачи, так как не предусматривает предоставления ребенку знаний о нем самом как представителе рода человеческого, обладающего всеми данными для развития, несущего в себе потенциал творчества и отвечающего за реализацию или нереализацию этого потенциала наряду с теми взрослыми, которые помогают ему войти в культуру современного общества.

Все это делает весьма актуальной проблему школьного психологического образования как обязательной составной части общего школьного образования.

Вопрос о преподавании психологии в школе не нов. Еще в 1789 году в Москве в университетской типографии была издана «Краткая психология, или Учение о душе для детей», сочинения Г. Кампе (перевод с немецкого).

В 1899 году в журнале «Вопросы философии и психологии» была опубликована статья проф. Боборыкина о введении психологии в школьное обучение.

Проблема преподавания психологии в школе не только интенсивно обсуждалась в кругах ученых — психологов и педагогов, но были неоднократные попытки ее позитивного решения. Так, например, в 1906 году психология была введена в общеобразовательный школьный курс. Правда, просуществовала она там недолго, и уже в 1909 году психологию исключили из числа школьных учебных предметов в связи с непроработанностью методического курса и отсутствием специально подготовленных преподавателей.

С 1947 по 1958 годы поколение бабушек и дедушек, вернее, прабабушек и прадедушек современных молодых людей изучало основы психологии в старших классах школы по учебнику замечательного отечественного ученого Б. М. Теплова. Борис Михайлович подчеркивал, что психология дает возможность понимать самого себя, что очень важно для самовоспитания, для того, чтобы выбрать такую специальность, такую работу, в которой можно принести больше всего пользы родине и получить больше всего удовлетворения.

В обсуждении проблемы преподавания психологии в школе участвовали известнейшие московские и питерские профессора — Я. П. Блонский, А. Я. Нечаев, Г. И. Челпанов, К. Н. Корнилов и др. Так, Я. Я. Блонский публикует «Результат анкеты по вопросу о постановке преподавания психологии в средней школе» (М, 1910), А. П. Нечаев «Как преподавать психологию в школе» (СПб., 1911), Г. И. Челпанов «Задачи современной психологии» (М., 1909) и др.[1]

Ученые утверждали, что психология необходима как предмет общего образования, так как она формирует целостное мировоззрение ребенка — учит его взаимодействию не только с окружающей действительностью, но и с людьми и с самим собой. Г. И. Челпанов подчеркивал, что «психология нужна всем: психология есть предмет общеобразовательный. Она нужна и юристам, и медикам, и естественникам»[2].

Он задавал резонный вопрос: «Если мы считаем необходимым, чтобы молодые люди знали природу растений, камней, то отчего же в такой же мере не необходимо для них знание внутреннего мира. Отчего научное знание того, что такое память, внимание, воображение, аффекты, не столько же ценно, сколько является ценным знание внешних явлений?»[3]

Дети и сейчас имеют слабые знания о психике человека, весьма туманно представляют себе содержание внутреннего мира своего и других людей. Слова о «богатстве внутреннего мира» воспринимаются как красивая метафора, не имеющая отношения ни к себе, ни к реальным окружающим людям.

Могут возразить, что и без изучения психологии в школе многие юноши и девушки знают, что такое психология и стремятся получить психологическое образование в вузе, чтобы потом работать по данной специальности. Действительно, в настоящее время множество институтов, университетов, факультетов готовят психологов вообще и практических психологов в частности. Но кто и почему идет в психологию, несмотря на большие конкурсы? Знакомство с абитуриентами и студентами психологических факультетов показывает, что многие из них не знают, что такое психология, идут учиться часто по случайным основаниям — это модно, престижно, интересно и пр. Многие, поступая учиться «на психолога», не знают, что будут делать после окончания вуза, в чем будет заключаться их профессиональная деятельность. Отдельные развивающие занятия, тренинги, которые проводят с детьми школьные психологи, разжигают интерес, но не дают представления о психологии как науке.

Поступая на факультеты математические, биологические, филологические, географические, химические, юридические, исторические и пр., молодые люди имеют представления об основах наук, которые им предстоит изучать. Психология же для них остается загадкой, которую каждый пытается отгадать по-своему, на основе собственных случайных представлений, отрывочных знаний, чьих-то мнений. Отсюда — масса разочарований по мере погружения в науку психологию и ее практику.

Вопрос о неподготовленности выпускников школ к высшему психологическому образованию тоже не нов. Об этом писал еще Г. И. Челпанов: «Я, начав свою академическую деятельность в 90-х гг., столкнулся с этим вопросом. В те годы гимназисты поступали в университет с необыкновенно слабым знанием психологии, правильнее сказать: они ничего не знали. Поэтому приходилось преподавать психологию в очень популярной форме… Но делать было нечего: приходилось читать курс элементарный. Нужно было подумать о том, чтобы ввести преподавание психологии в курс средней школы: как предмет общеобразовательный психология должна иметь место в средней школе»[4].

Мы видим, что на протяжении более века преподавание психологии в школе находится в центре внимания ученых и рассматривается как важное направление деятельности психолога в системе общего среднего образования. Но несмотря на столь длительную историю завоевания своего места в общем среднем образовании, школьный предмет «Психология» в настоящее время вновь является новым, актуальным и спорным одновременно, требующим разработки как своего научного содержания и методов преподавания, так и подготовки кадров преподавателей своего предмета.

  • [1] Ученые не только серьезно обсуждали проблемы преподавания психологии в школе, но и создавали специальные учебники; Автократов С. П. Учебник психологии. — СПб., 1866; Адамов Ф. В. Учебник элементарной психологии. — СПб., 1906; Корнилов К. Н. Психология: Учеб, для средней школы. —М., 1946; Нечаев А. П. Учебник психологии для средних учебных заведений. —СПб., 1911; Теплое Б. М. Психология. Учебник для средней школы. — М., 1954;Фортунатов Г. А., Петровский А. В. Психология. Для X класса средней школы. — М., 1958; Челпанов Г. И. Учебник психологии (для гимназий и самообразования). —. Киев, 1905.
  • [2] Челпанов Г. И. Психология. Философия. Образование. — М.; Воронеж, 1999.-С. 261.
  • [3] Там же.
  • [4] Челпанов Г. И. Психология. Философия. Образование. — М.; Воронеж, 1999. — С. 373.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой