Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности технологии обучения специалистов, получающих второе профессиональное образование: На примере средних специальных учебных заведений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой освоение образовательной программы ускорится в значительной мере, сократится срок обучения, увеличится объем и качество усвоения учебного материала, если разработать более совершенную технологию обучения при подготовке специалистов со средним профессиональным образованием на базе высшего или другого среднего профессионального образования… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретические основы разработки технологии обучения. в условиях диверсификации образования
    • 1. 1. Диверсификация образования
    • 1. 2. Особенности образования взрослых
    • 1. 3. Содержание среднего профессионального образования как второго образования специалиста
    • 1. 4. Проблемы технологии обучения при получении второго профессионального образования
  • ГЛАВА 2. Разработка и экспериментальная проверка технологии обучения, ориентированной на подготовку специалистов со средним профессиональным образованием на базе высшего или другого СПО
    • 2. 1. Задачи и условия эксперимента
    • 2. 2. Разработка технологии обучения, соответствующей особенностям контингента студентов
    • 2. 3. Реализация разработанной модели технологии в практике обучения и результаты ее экспериментальной проверки
    • 2. 4. Рекомендации по применению новых технологий обучения в системе подготовки специалистов со СПО на базе ВО или другого СПО

Особенности технологии обучения специалистов, получающих второе профессиональное образование: На примере средних специальных учебных заведений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Новые социально-экономические условия в стране изменили в значительной мере взгляд на образование: для начала 90-х годов был характерен значительный спад спроса на образование, социологи отмечали общее падение престижа образования, в том числе и профессиональногобыл пересмотрен взгляд на содержание профессиональной подготовки, в частности, значительно повысился интерес к экономическому и юридическому образованию. Одновременно в системе профессионального образования повысился спрос на переподготовку, получение второго высшего или среднего профессионального образования, и даже получение среднего профессионального образования лицами, уже имеющими высшее образование, что было обусловлено ростом безработицы, увольнением в запас офицеров в связи с сокращением армии, социальными и экономическими изменениями в регионах страны. Так, в связи с промышленным освоением Крайнего Северо-Востока СССР, В Магаданской области и Чукотском автономном округе главными специалистами были геологи, шахтеры, строители и др., которые направлялись в регион после окончания учебных заведений в центральных районах страны. С началом реформирования экономики России геология и строительство на Чукотке замерли, многие специалисты, имеющие опыт руководства и управления производством остались без работы. Одновременно происходит изменение статуса Чукотки, она выходит из состава Магаданской области и становится самостоятельным субъектом Российской Федерации. Для управления территорией нужны иные специалисты: юристы, экономисты и другие, которых можно готовить на базе имеющегося, но уже невостребованного обществом профессионального образования.

Появилась потребность в организации профессионального образования взрослых людей, уже имеющих диплом об окончании высшего или среднего специального учебного заведения, опыт работы, определенную целевую установку.

Формирование новой образовательной парадигмы, ориентированной на развитие личности и удовлетворение ее образовательных потребностей, соответствовало изменениям в осознании личностью смысла образования. Однако, ее реализация в новых условиях требовала не только организационной перестройки, но и научного осмысления.

В последние годы в социально-экономической и педагогической литературе нашли освещение вопросы диверсификации образования, как одного из путей демократизации образовательных систем, как условия для самостоятельного формирования собственной образовательной траектории с учетом самооценки возможностей и способности (В.И. Бай-денко, JI.H. Алексеева, Л. Г. Семушина, Ю. Г. Татур, Н. М. Розина и др.). Вместе с тем рассмотрение всей совокупности названных вопросов не решает конкретной проблемы, которая сложилась в нынешних условиях: какими должны быть дидактические условия, которые позволили бы успешно решать вопросы обучения в средних специальных учебных заведениях лиц, получивших ранее высшее образование или среднее профессиональное другого профиля. Поскольку для новых экономических условий характерно высвобождение взрослого населения страны, в том числе и имеющего профессиональное образование, актуальным стал вопрос об особенностях обучения взрослых.

Проблемы образования взрослых в нашей стране всегда были в поле внимания ученых как в педагогическом, так и психологическом плане (Б.Г. Ананьев, Е. И. Степанова, Ж. Л. Витлин, В. Г. Онушкин, Ю.Н. Ку-люткин и др.) — ими рассматривались вопросы психологических особенностей учебно-познавательной деятельности взрослых, характеристики контингента включающихся в образовательный процесс, своеобразие педагогического процесса, специфика образовательных учреждений.

Разработка государственных образовательных стандартов привлекла внимание ученых к исследованию содержательной стороны разных уровней образования, их сходства и различия, реализации в условиях диверсификации образования, преемственности и интеграции уровней образования (С.Я. Батышев, В. П. Беспалько, Л. Г. Семушина, Н.М. Ро-зина, В. М. Кузнецова, В. А. Сластенин, Н. Ф. Талызина и др.).

Под влиянием психологических исследований деятельности личности и в связи с разработкой новой образовательной парадигмы усилилось внимание к вопросам технологии обучения, в частности, к выбору и разработке личностно-деятельностных технологий, что привело к смещению акцентов в образовательном процессе на самостоятельное овладение учебной и профессиональной деятельностью, на формирование активности личности в учебном процессе (В.П. Беспалько, А. А. Вербицкий, В. В. Давыдов, М. В. Кларин, И. С. Якиманская и др.).

Исходя из поставленной проблемы, была сформулирована цель исследования: разработать технологию обучения в средних специальных учебных заведениях специалистов, имеющих высшее или среднее профессиональное образование другого профиля.

Объектом исследования является учебный процесс в средних специальных учебных заведениях.

Предметом исследования являются особенности технологии обучения при подготовке специалистов со средним специальным образованием на базе высшего или другого среднего профессионального образования.

Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

1. Выявить особенности образовательной деятельности студентов, получающих среднее профессиональное образование на базе приобретенного ранее высшего или другого среднего специального образования.

2. Разработать варианты технологии обучения, соответствующие особенностям усвоения учебного материала взрослыми образованными людьми.

3. Экспериментально проверить разработанные варианты технологий.

4. Разработать рекомендации к практическому применению полученных результатов исследования.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой освоение образовательной программы ускорится в значительной мере, сократится срок обучения, увеличится объем и качество усвоения учебного материала, если разработать более совершенную технологию обучения при подготовке специалистов со средним профессиональным образованием на базе высшего или другого среднего профессионального образования, предусматривающую учет возрастных особенностей учебной деятельности, накопленного образовательного опыта, переноса акцента на овладение практическими умениями и навыками при повышении самостоятельности овладения теоретическим материалом, усилении роли самоконтроля в учебном процессе.

Методологическую основу исследования составляют философские положения о роли и месте образования в развитии общества и личности, об образовательных парадигмах, диверсификации образования, учения о психологических особенностях образовательной деятельности взрослых, о личностном подходе в образовании.

Для достижения целей исследования были использованы следующие методы:

— теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования;

— анализ опыта работы учебных заведений, занимающихся образованием взрослых;

— изучение и анализ учебно-программной документации средних и высших образовательных учреждений;

— педагогическое моделирование;

— диагностические методы (анкетирование, тестирование, интервьюирование, беседы);

— фиксированные педагогические наблюдения за деятельностью студентов;

— педагогический эксперимент.

База исследования: экспериментальная работа проводилась в филиале Санкт-Петербургского экономического колледжа г. Анадыря (Чукотский автономный округ). Исследованием было охвачено 150 человек.

Основные этапы исследования:

Первый этап (1996;1997 гг.) — разработка научной концепции исследованияизучение научной литературы по теме исследованияанализ учебно-программной документации средних и высших учебных заведений, изучение и анализ педагогического процесса подготовки специалистов в колледже и филиале из числа студентов, имеющих другое среднее профессиональное или высшее образование.

Второй этап (1997;1999 гг.) — разработка методов и приемов, направленных на изменение традиционной технологии обучения при работе со специалистами, имеющими высшее или другое среднее профессиональное образованиепроверка отдельных методов и приемов в организации учебного процесса.

Третий этап (1999;2000 гг.) — экспериментальная проверка разработанных технологий, направленных на изменение отношения к учебному процессу, на обеспечение заданного уровня усвоения учебного материала, на повышение активности и самостоятельности в самообучении и самоконтроле, анализ результатов работы, обобщение материалов исследования, разработка рекомендаций по использованию технологии обучения специалистов со средним профессиональным образованием на базе высшего или другого среднего профессионального образования.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые исследованы особенности образовательной деятельности студентов, получающих второе профессиональное образование на базе полученного ранее высшего или другого среднего профессионального образованияразработана и экспериментально проверена новая технология обучения, предусматривающая изменения в организиции учебного процесса, выборе методов обучения, структуре содержания подготовки с учетом возраста, мотивации, полученного ранее образования, опыта трудовой деятельности студентов.

Практическая значимость. В ходе исследования разработана технология обучения специалистов, получающих второе профессиональное образование, практически реализована группа методов и приемов, направленных на подготовку специалистов среднего профессионального образования и побуждающих к активному обучению, самоконтролю и самообучениюразработаны методические рекомендации по использованию этих методов и приемов в процессе подготовки специалистов, которые могут быть использованы преподавателями в практической деятельности.

Положения, выносимые на защиту:

1. Разработка технологии профессионального обучения взрослых образованных людей является актуальной задачей и может в значительной мере ускорить учебный процесс, увеличить объем и качество усвоения учебного материала, если в обучении будут использованы методы и приемы, учитывающие имеющийся уровень образования взрослых студентов.

2. Особенность технологии профессионального обучения взрослых состоит в том, что она ориентирована на создание дидактических условий, меняющих отношение к учебному процессу, позволяющих проявить активность, способствующих ускорению изучения учебного материала, формированию механизма самоконтроля и самообучения.

3. Технология обучения взрослых эффективна, если она личностно ориентирована, т. е. предполагает учет субъектного опыта каждого обучающегосясвоеобразие полученного ранее образованияжизненного и профессионального опытамотивов обучения. Технология подготовки взрослых предполагает смешанные формы обучения (очную, заочную, очно-заочную) по индивидуализированным учебным планам.

Результаты исследования внедрены в практику работы филиала Санкт-Петербургского экономического колледжа г. Анадыря. Результаты исследования представлены на V Международную научно-методическую конференцию МГЗИПП «Заочное обучение: стратегия и практика» (март 1999 г., Москва) — обсуждались на педагогическом совете Санкт-Петербургского экономического колледжа (1999 г., Санкт-Петербург) — в отделе содержания образования НИИ высшего образования (2000 г., Москва) — опубликованы в двух статьях в журналах «Специалист» и «Среднее профессиональное образование». Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Заключение

.

Разработка модели технологии обучения в средних специальных учебных заведениях студентов, имеющих первичное высшее или среднее профессиональное образование другого профиля и ее экспериментальная проверка позволили сделать следующие выводы:

1. Подготовка специалистов со средним профессиональным образованием на базе высшего или другого среднего профессионального образования есть одно из проявлений диверсификации. Интеллектуальное развитие человека продолжается и в зрелом возрасте при условии постоянной умственной нагрузки и образовательной деятельности в различных звеньях системы непрерывного образования. Индивидуальные различия во взрослом состоянии больше, чем в детском и поэтому в условиях обучения разного состава студентов по возрасту, уровню базового образования, личного отношения к обучению необходимо выбрать направление на личностно-ориентированные технологии обучения.

2. Разработанная модель технологии обучения специалистов, имеющих первичное высшее или среднее профессиональное образование, предполагает внесение изменений как в организацию учебного процесса и выбор методов обучения, так и в структуру содержания подготовки.

2.1. Изменения в организации учебного процесса а) более широкое предоставление права самостоятельно решать вопрос о собственном образовательном процессе, для чего обеспечивать их полной информацией о содержании и конечных целях подготовки специалиста: о государственном образовательном стандарте профессионального образования по специальности, об учебном плане и учебном графикеб) обеспечение возможности перевода на обучение по индивидуальным планам и индивидуальные формы контроля усвоения учебного материала, а также перехода на смешанную (очно-заочную, заочную, экстернат) форму обучения, предполагающую увеличение объема самостоятельной работыв) опережающую самостоятельную работу по учебным дисциплинам до начала сессии, для чего программу, вопросы зачетов и экзаменов, задания письменных работ (контрольных, рефератов и курсовых) необходимо выдавать студентам сразу после поступленияпредусматривающую также чтение обзорных лекций, подводящих итоги самостоятельной работы студентовг) концентрированное изучение отдельных учебных дисциплин.

2.2. При определении структуры подготовки возможно: изменение соотношения теоретической и практической подготовки на аудиторных занятиях в направлении увеличения практической, исходя из того, что теоретическим материалом студенты могут овладеть самостоятельновведение интегрированных учебных дисциплин, охватывающих содержание разных областей знаний.

2.3. В предлагаемой технологии обучения предусматривается более активное использование таких методов обучения, как: выполнение письменных работ в межсессионный период, включающих вопросы практического характераиндивидуализация заданийприменение знаковой наглядности (опорных схем, материализованных объектов и др.) — ориентация на самоконтрольсоздание условий и обеспечение дидактическими материалами для дистанционного обучения с целью как получения информации, так и самоконтроля, как для теоретической подготовки, так для решения практических задач.

3. Экспериментальная проверка технологии обучения в средних специальных заведениях лиц, имеющих первичное высшее или среднее профессиональное образование показала, что если учитывать психологические особенности образовательной деятельности взрослых, усилить личностный подход в образовании, перенести акцент на овладение практическими умениями и навыками при повышении самостоятельности в овладении теоретическим материалом и усилении роли самоконтроля в учебном процессе, то можно увеличивать объем и качество усвоения учебного материала и сократить срок обучения.

4. Таким образом подтверждена рабочая гипотеза, согласно которой освоение образовательной программы ускорится в значительной мере, сократится срок обучения, увеличится объем и качество усвоения учебного материала, если будет разработана и реализована соответствующая технология обучения. Реализованы цели и задачи исследования. Разработаны методические рекомендации по применению в средних специальных учебных заведениях разработанный технологии.

5. Дальнейшие исследования в этой области должны быть, на наш взгляд, направлены на:

— отработку отдельных методов, форм, организации учебного процесса, таких как концентрированное обучение, интеграция учебных дисциплин и др.;

— выявление типичных профессиональных затруднений и ошибок у лиц, имеющих высшее или среднее профессиональное образование другого профиля и обучающихся в средних специальных учебных заведениях, и включение учебного материала, направленного на предупреждение и преодоление возможных ошибок;

— выявление комфортных условий при обучении в ССУЗах лиц, имеющих базовое высшее или среднее профессиональное образование при обучении по разработанной технологии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. .З. Управление процессом развития и функционирования профессионального образовательного учреждения в условиях рыночной экономики (на материале Кабардино-Балкарской республики). — Дисс. канд. пед. наук — М. — 1997 г. — 206 с.
  2. . Г. Человек как предмет познания .-Л.: изд-во ЛГУ, 1968 г.
  3. А.А. Структура дидактической системы дистанционного обучения.// Заочное обучение: стратегия и практика. Выпуск 3. Материалы V Международной научно-методической конференции. — М., 1999 г. -стр. 22−24.. ,
  4. П.Ф. Средняя профессиональная школа: пути развития. СПО, 1999 г. № 1, стр.2−7.
  5. П.Ф., Байденко В. И., Коломенская A.M., Семушина Л. Г. Среднее профессиональное образование в России: период реформ. -М.: НМЦ СПО Госкомвуза России, 1996. 112 с.
  6. В.Н. Повышать эффективность государственных образовательных стандартов СПО. СПО, 1999 г. № 2, стр. 2−3.
  7. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М., 1980.
  8. В.В. О технологии обучения. // Материал научно-практической конференции «Образование в жизни взрослого человека» ч. 1. / Научные редакторы: В. Г. Онушкин, Н. Н. Лобанова, Е. К. Соколовская. Санкт-Петербург, 1997 г. — стр. 47−50.
  9. В.П., Архипова С. П. Самоорганизация личности учащегося в учебно-воспитательном процессе. // Традиции и современность в образовании. / Материалы научно-практической конференции, ч. 1 / ред. В. Г. Онушкин. СПб., 1996 г. — стр. 56−58.
  10. М.С. Выбор оптимальных методов, средств и форм обучения. СПО, 1999 г. № 5, стр. 21−23.
  11. Ю.К. Интенсификация учебного процесса. М., 1987 г.
  12. Ю.К., Поташник М. М. Оптимизация педагогического процесса: (В вопросах и ответах). Киев: Рад. Школа, 1983 г.
  13. В.И. Диверсификация среднего профессионального образования. М., 1995. — 44 с. — (Проблемы среднего профессионального образования: Обзор информ. НИИ ВО- Вып. 2).
  14. В.И. Диверсификация среднего профессионального образования: сущность, условия, пути реализации. Дис. канд. пед. наук. — М., 1995. — 216 с.
  15. В.И. Стандарты в непрерывном образовании: современное состояние. М.: ИЦП Качество подготовки специалистов 1998 г. -249 с.
  16. В.И., Розина Н. М., Семушина Л. Г. Согласование государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования. Специалист, 1998 г. № 12, стр. 16−17.
  17. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995 г.
  18. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989 г.
  19. В.А. Элементы содержательно-знаковой наглядности в заочном (дистанционном) обучении физике.// Заочное обучение: стратегия и практика. Выпуск 3. Материалы V Международной научно-методической конференции. — М., 1999 г. — стр. 109−111.
  20. Л.Н. Динамика интеллектуального развития взрослых.// Сб. науч. тр. Возрастные особенности умственной деятельности взрослых./Под ред. Е. И. Степановой, НИИ общего образования взрослых АПН СССР.- Л., 1973 г. стр.53−61.
  21. Н.В. Технологичность образовательного процесса как показатель его качества. СПО, 1997 г. № 9 стр. 5−9.
  22. С.С., Климкина Н. Ф. Личностно-ориентированное взаимодействие преподавателей и студентов. Специалист, 1999 г. № 12, стр. 24−28.
  23. Т.Н. Образовательный стандарт 2001 года. СПО, 1999 г. № 3, стр. 27−30.
  24. Я.И. Информационное обеспечение дистанционного образования на основе отечественных телекоммуникаций. .// Заочное обучение: стратегия и практика. Выпуск 3. Материалы V Международной научно-методической конференции. — М., 1999 г. — стр. 6−10.
  25. С.В. Интеграция содержания обучения как средство совершенствования профессиональной подготовки специалистов. Ав-тореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1994 г. — 17 с.
  26. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991 г.
  27. А.А. Концепция знаково-контекстного обучения в ВУЗе. Вопросы психологии, 1987 г. № 1.
  28. Взаимосвязь содержания, форм и методов обучения в средних специальных учебных заведениях. // Сб. науч. тр. М.: НИИ ВШ, 1990 г.
  29. .Л. Методические рекомендации по учету психологических особенностей взрослых в процессе обучения иностранному языку./ НИИ общего образования взрослых АПН СССР.- Л., 1976 г.
  30. Возрастная и педагогическая психология. / Под. ред. А. В. Петровского. М., 1979 г.
  31. Возрастные особенности умственной деятельности взрослых. // Сб. науч. тр./ Под ред. Е. И. Степановой. — НИИ общего образования взрослых АПН СССР.-Л., 1973 г.
  32. .Н., Огарев Е. И. Образование взрослых в обучающемся обществе. // Материалы научно-практической конференции «Образование в жизни взрослого человека» / Науч. ред.: В. Г. Онушкин, Н. Н. Лобанова, Е. А. Соколовская .- СПб, 1997 г.-ч.1.-стр.7−10.
  33. Л.С. Педагогическая психология. М., 1991 г.
  34. П.Я. Методы обучения и умственное развитие. М., 1985 г.
  35. А.А., Малютина Т. Г. Управление реализацией стандартов как инновационным процессом. СПО, 1999 г. № 7, стр.7−10.
  36. .С. Педагогическая прогностика. Киев, 1986 г.
  37. .С. Прогнозирование содержания обучения в техникумах. М.: Высшая школа, 1980 г.
  38. Ю.З. Идея дифференцированного образования в отечественной педагогике. Педагогика, 1994 г. № 5.
  39. Л.Л. Информационные технологии образования взрослых. // Материалы научно-практической конференции «Образование в жизни взрослого человека», ч. 1. / Научные редакторы: В. Г. Онушкин, Н. Н. Лобанова, Е. К. Соколовская. СПб., 1997 г. — стр. 45−47.
  40. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. // Среднее профессиональное образование / Сб. Основных нормативных документов. Под ред. П. Ф. Анисимова. -М.: НМЦ СПО, 1997 г. стр. 165 — 170.
  41. Т.Ф. Личностно-ориентированные технологии обучения (обзор). // Доклады и материалы к научно-практической конференции «Технологии обучения: сущность, опыт применения и проблемы развития». / Ред. И. Л. Первухина и др. М., 1997 г. — стр. 125−139.
  42. А.В., Долгоруков А.М Проблемы развития дистанционного образования в системе среднего профессионального образования. -СПО, 1999 г. Спецвыпуск (Проблемы, перспективы развития), ноябрь.
  43. В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986 г.
  44. В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996 г.
  45. Л.П. Мотивы и их роль в повышении активности студентов при обучении. // Заочное обучение: стратегия и практика. Выпуск 3. Материалы V Международной научно-методической конференции. — М., 1999 г. — стр. 72−74.
  46. Дидактика средней школы: некоторые проблемы современной дидактики. Учеб. пособие./ Под ред. М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1982.
  47. Л.А. Стратегия и тактика обновления содержания образования. СПО, 1999 г. № 8, стр. 6−9.
  48. Н.П., Василовский В. В. Принципы и модели организации учебного процесса и содержания ЦИПС в системе РИТМ. // Межвузовский сб. науч.-метод, тр. «Наукоемкие технологии образования». -М.: Рос. экон. акад., 1998 г. стр. 12−21.
  49. Г. П., чКатасонов A.M., Курбатов К. И. и др. Межвузовская комплексная программа «Наукоемкие технологии образования» // Межвузовский сб. науч.-метод. тр. «Наукоемкие технологии образования». М.: Рос. экон. акад., 1998 г. — стр. 33−40.
  50. Заочное обучение: стратегия и практика. Вып. 2.- Материалы IV Международной научно-методической конференции (Москва, 14−15 апреля 1998 г.). М., 1998 г.
  51. Закон РФ «Об образовании» // Среднее профессиональное образование / Сб. Основных нормативных документов. Под ред. П. Ф. Анисимова. М.: НМЦ СПО, 1997 г. — стр. 3−51.
  52. И.Д. Научно-педагогические проблемы содержания образования на современном этапе развития советской средней школы. М., 1975 г
  53. И.А. Педагогическое взаимодействие как проблема психологии образования в высшей школе. // Проблемы психологии образования. Труды исследовательского центра / под ред. А. А. Вербицкого -М., 1992 г. стр. 18−36.
  54. И.А. Элементарный курс педагогической психологии. -М., 1992 г. ' «
  55. С.И. Учебный процесс в советской высшей школе. -М., 1975 г.
  56. В.М., Яценко В. Е. Непрерывное профессиональное образование : проблемы и перспективы развития. / Под ред. А. Я. Савельева. -М., 1988 52 с.
  57. В.Г. Использование интегрированных связей. СПО, 1999 г. № 2, стр. 8−9.
  58. Иванова-Курник Т.Б., Братерский Ф. Д., Поддубный В. Ф. Перспективы высшего заочного образования. // Заочное обучение: стратегия и практика. Выпуск 3. Материалы V Международной научно-методической конференции. — М., 1999 г. — стр. 28−33.
  59. С.В., Мелехин В. А. Анализ и классификатор педагогических технологий в СССР и зарубежных странах. / НИИ профтехобразования АПН СССР, Д., 1991 г.
  60. B.C., Гарунов М. Г., Маркова Н. А. Технологии обучения в системе научно-технического образования. М., 1995 г.
  61. Л.С. Развитие многоуровневой системы подготовки учителей. Педагогика, 1993 г. № 5.
  62. В.В. Гуманистические тенденции дополнительного профессионального образования. СПО, 1997 г. № 12, стр. 31−35.
  63. В.В. Концепция последипломного дополнительного образования. СПО, 1999 г. N° 2, стр. 18−23.
  64. М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта). -Рига, НПЦ «Эксперимент», 1995 г. 176 с.
  65. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. М.: Знание, 1989 г.
  66. Н.А., Власенко А. Н. Индивидуальные планы обучения в колледжах и рынок. СПО, 1997 г. № 12, стр. 38−45.
  67. Д.Ш. Модульная система обучения. // Доклады и материалы к научно-практической конференции «Технологии обучения: сущность, опыт применения и проблемы развития». / Ред. И. Л. Первухина и др. М., 1997 г. — стр. 149−153.
  68. И.И., Плотницкая Е. Е. Опыт и стратегия развития регионального многопрофильного колледжа. СПО, 1999 г. № 3, стр. 1721- № 4, стр. 34−38.
  69. Л.Л. Социальные и личные потребности в последипломном образовании. // Последипломное образование: потребности, проблемы, тенденции. / Сб. науч. тр. М.: НИИ ВО, 1992 г. — стр. 47−65.
  70. Концепция среднего специального образования // СПО 1990 г. -№ 5. — стр. 3−6.
  71. Е.А. Формирование содержания профессиональной подготовки специалистов среднего звена. Специалист, 1999 г. № 11, стр. 32−34.
  72. О.П. Личностно-ориентированная технология обучения чтению текста. СПО, 1999 г. № 2, стр.37−40
  73. А.А. Экспериментальное исследование интеллектуальных функций студентов. // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии./ Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. -М., Изд-во Московского ун-та, 1980 г.-стр.38−44
  74. П.О. Проблемное обучение. Истоки и сущность. -М.: Знание, 1991 г.
  75. Т.В. Проблемное обучение истоки, сущность, перспективы. — М.: Знание 1991 г.
  76. Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М., 1989 г.
  77. Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985 г.
  78. Ю.Н., Сухобская Г. С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся. М.: Педагогика, 1971 г.
  79. Ю.Н., Сухобская Г. С. Исследование познавательной деятельности учащихся вечерних школы. Самоорганизация познавательной активности личности как основа готовности к самообразованию М.: Педагогика, 1977 г.
  80. К.И. Концепция наукоемких технологий образования. // Межвузовский сб. науч.-метод, тр. «Наукоемкие технологии образования». М.: Рос. экон. акад., 1998 г. — стр. 41−48.
  81. В. С: Непрерывное образование: Структура и содержание. М., 1990 г.
  82. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. 2-е изд. М.: Высш. шк., 1991 г. — 224с.
  83. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981 г.
  84. И.Я. Проблемное обучение. М., 1974 г.
  85. Л.Н. Образование взрослых в общецивилизованном контексте. // Сборник «Образование взрослых: теория и практика."/ Регион. Образование. Занятость. / Под ред. В. Г. Онушкина, Н.А. Тоски-ной и др. -СПб.: Институт образования взрослых, 1995 г.-Вып.1
  86. Т.Ю. Диверсификация профессиональных образовательных программ. Специалист, 1998 г. № 12, стр. 18−19.
  87. П.Н., Скорик А. П. Концептуальные основы системы гуманитарного образования в политехническом университете. // Межвузовский сб. науч.-метод, тр. «Наукоемкие технологии образования». -М.: Рос. экон. акад., 1998 г. стр. 63−70.
  88. .И. Социокультурный фактор в современном образовании взрослых. // Традиции и современность в образовании. / Материалы научно-практической конференции, ч. 1 / ред. В. Г. Онушкин. -СПб., 1996 г. стр. 18−21-
  89. А.К. Психология профессионализма. М. — 1996 г. — 313 с.
  90. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972 г.
  91. М.И. Организация проблемного обучения в школе. -М., 1997 г.
  92. М.И. Проблемное обучение. М.: Педагогика, 1975 г.
  93. М.И., Ибрагимов Г. И., Чбшанов М. А. Педагогические технологии развития мышления учащихся. Казань, 1993 г.
  94. П.Л., Шипилов В. И. Основы дидактической системы наукоемких технологий образования. // Межвузовский сб. науч.-метод, тр. «Наукоемкие технологии образования». М.: Рос. экон. акад., 1998 г. -стр. 49−57.
  95. Л.Л. Экономические отношения в производстве услуг профессионального образования. Дис. канд. эконом, наук. — Кострома, 1996 г. — 179 с.
  96. Мобильность студентов в современном мире / Смирнов А. Г, Тимофеева Н. М., Ткач Г. Ф., Захарова О. Л. М., 1990 г. — 52 с.
  97. Г. В. Стратегии формирования системы среднего профессионального образования. М.: Магистр, 1995 г.
  98. О.Л. Модель самообразовательной деятельности студентов. Специалист, 1998 г. № 9, стр. 15−18.
  99. Наукоемкие' технологии образования: Межвузовский сборник научно-методических трудов. М.: Рос. экон. акад., 1998 г.
  100. В.Я. Социология образования. М.: Изд-во МГУ, 1992 г.
  101. A.M. Принцип гибкости организационных форм профессионального образования. // Заочное обучение: стратегия и практика. Выпуск 3. Материалы V Международной научно-методической конференции. — М., 1999 г. — стр. 11−15.
  102. A.M. Проблемы демократизации профессионального образования. Специалист, 1999 г. № 1, стр. 2−9.
  103. A.M. Профессиональное образование России. (Перспективы развития). М., ИЦП НПО РАО, 1997 г. — 254 с.
  104. A.M. Профессиональные лицеи и колледжи : эксперимент окончен! Специалист, 1999 г. № 2 стр. 2−3.
  105. Образование взрослых: теория и практика. Регион. Образование. Занятость. / Под ред. В. Г. Онушкина, Н. А. Тоскиной и др.- Институт образования взрослых. СПб, 1995 г.-Вып.1
  106. Образование в жизни взрослого человека. // Материалы научно-практической конференции / Науч. Ред.: В. Г. Онушкин, Н. Н. Лобанова, Е. А. Соколовская.- СПб, 1997 г.-Ч.1.
  107. В.И. Введение в общую дидактику. М., 1990 г.
  108. В.И. Основы проблемного обучения. М., 1968 г.
  109. В.Г. Образование в жизни взрослого человека. // Материалы научно-практической конференции «Образование в жизни взрослого человека» / Науч. Ред.: В. Г. Онушкин, Н. Н. Лобанова, Е. А. Соколовская. СПб, 1997 г.-Ч. 1. -стр. 2−5
  110. В.Г. Традиции, нововведения и преемственность в образовании // Традиции и современность в образовании. / Материалы научно-практической конференции, ч. 1 / ред. В. Г. Онушкин. СПб., 1996 г. — стр. 9−13.
  111. В.Г., Огарев Е. И. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии / Российская академия образования. Институт образования взрослых. СПб, Воронеж, 1995 г.
  112. Определение трудности и ценности учебной информации для взрослых людей. // Сб. науч. тр. / Под общ. ред.: Г. С. Сухобской и Ю. Н. Кулюткина — НИИ общего образования взрослых АПН СССР.- Л., 1972 г.
  113. Особенности восприятия учебной информации взрослыми людьми. // Сб. науч. тр. / Под ред. Г. С. Сухобской — НИИ общего образования взрослых АПН СССР, Л., 1973 г.-Вып.1
  114. А.И. Многоуровневое педагогическое образование. -Педагогика, 1993 г. № 1.
  115. Р.А., Каталов В. В. О дистанционном обучении. -СПО, 1999 г. № 4, стр. 39−41.
  116. Педагогика. Учеб. пособие. / Под ред. П. И. Пидкасистого. -М: Рос. Пед. агентство, 1996 г.
  117. Я.И. Возрастные и индивидуально-типические особенности памяти взрослых.// Сб. науч. тр. «Возрастные особенности умственной деятельности взрослых"/ Под ред. Е. И. Степановой -НИИ общего образования взрослых АПН СССР, JI., 1973 г.-стр.20−43.
  118. Я.И. Память.// Сб. науч. тр. «Развитие психофизиологических функций взрослых людей (средняя взрослость)./ Под ред. Б. Г. Ананьева, Е. И. Степановой. -М.: Педагогика, 1977 г.
  119. Н.Г. Организация познавательной деятельности студентов на основе типологии профессиональных задач. Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1984 г.
  120. Е.С. Педагогические аспекты дистанционного обучения студентов заочников. // Заочное обучение: стратегия и практика. Выпуск 3. — Материалы V Международной научно-методической конференции. — М., 1999 г. — стр. 53−55.
  121. Последипломное образование: потребности, проблемы, тенденции. / Сб. науч. тр. М.: НИИ ВО, 1992 г.
  122. Применение современных технологий обучения студентов средних специальных учебных заведений. // Сборник материалов, вып. 1./ Ред. И. Л. Первухина, Е. А. Орехова. М., 1997 г.
  123. Проблемы подготовки специалистов средней квалификации в высшей школе / Ярошенко Н. Г., Семушина Л. Г., Зайцева З. А. и др. -М., 1993 г. 44 с.
  124. Проблемы психологии образования. Труды исследовательского центра / под ред. А. А. Вербицкого М., 1992 г. — 132 с.
  125. Программа развития среднего профессионального образования России на 2000−2005 гг. М., 1999 г. — 47 с.
  126. Психология. Словарь./ Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.-2-е изд., испр. и доп.- М.: Политиздат, 1990 г.
  127. В.Ф. Право и последипломное образования как ступень непрерывного образования.// Последипломное образование: потребности, проблемы, тенденции. / Сб. науч. тр. М.: НИИ ВО, 1992 г. — стр. 135−141.
  128. Развитие дистанционного образования в мире. СПО, 1999 г. № 12, стр. 41 — 43.
  129. Развитие психофизиологических функций взрослых людей (средняя взрослость).// Сб. науч. тр. НИИ общего образования взрослых АПН СССР / Под ред. Б. Г. Ананьева, Е. И. Степановой. М.: Педагогика, 1977 г. ' ' 1
  130. Рекомендации Всероссийской научной конференции «Региональная политика и национальная доктрина образования». СПО, 1999 г. № 4, стр. 5−7.
  131. З.А. Психологические основы профессионального обучения. М.: МГУ, 1985 г.
  132. И.В. Анализ и прогноз направлений развития информатизации образования, информационных и коммуникационных технологий в России и за рубежом. // Заочное обучение: стратегия и практика.
  133. Выпуск 3. Материалы V Международной научно-методической конференции. — М., 1999 г. — стр. 16−19.
  134. И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы- перспективы использования. М.: «Школа-Пресс», 1994 г.
  135. Н.А. Психомоторика / Сб. науч. тр. «Развитие психофизиологических функций взрослых людей (средняя взрослость) / НИИ Общего образования взрослых АПН СССР/ Под ред. Б. Г. Ананьева, Е. И. Степановой. М.: Педагогика, 1977 г. — стр. 53−79.
  136. Н.М. Формирование содержания высшего профессионального образования на основе преемственности со средним профессиональным образованием. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1998 г. — 19 с.
  137. Н.М., Семушина Л. Г., Схиртладзе А. Г. О формировании содержания высшего профессионального образования на базе родственного среднего профессионального. М., 1998 г. — 51 с.
  138. С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. М.: Педагогика, 1989 г.
  139. А.Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования. «Высшее образование в России». — 1994 г. № 2.
  140. С.Г., Калинин А. А. Образовательные стандарты высшего и среднего профессионального образования. Специалист, 1999 г. № 2, стр. 33−34.
  141. В.А. К вопросу о подготовке компетентного и конкурентоспособного специалиста. СПО, 1999 г. № 5, стр. 6−11.
  142. П.И. Дидактические аспекты повышения эффективности дистанционного обучения. // Заочное обучение: стратегия и практика. Выпуск 3. Материалы V Международной научно-методической конференции. — М., 1999 г. — стр. 19−22.
  143. П.И., Сергеев А. В. Развитие дидактики физики как интеграционный процесс. СПО, 1998 г. — № 11,12- 1999 г. № 1,2.
  144. Г. К. Современные образовательные технологии: Уч7 пособие. М.: Народное образование, 1998 г. — 256 с.
  145. Н.А. О комплексном исследовании качества подготовки специалистов с высшим образованием. // Способы оценки качества идейной и профессиональной подготовки специалистов с высшим образованием. М., 1987 г.
  146. Л.Г. К вопросу о выборе технологии обучения // Заочное обучение: стратегия и практика. М., МГЗИПП, 1997 г.
  147. Л.Г. Личностно-ориентированные технологии обучения.// Заочное обучение: стратегия и практика. Выпуск 3. Материалы V Международной научно-методической конференции. — М., 1999 г. -стр. 55−57.
  148. JI.Г. Разработка новых технологий обучения в колледже // Современные проблемы дошкольного образования. Сб. Материалов Международной научно-практической конференции М., МПГУ им. В. И. Ленина, 1997 г.
  149. Л.Г. Стандарты уровней профессионального образования, их значение для разработки содержания подготовки. М., 1993 г. -28 с. — (Проблемы непрерывного образования: Обзор, информ. / НИИ ВО- Вып. 1).
  150. Л.Г. Теоретические основы формирования содержания профессионального образования и обучения в средних специальных учебных заведениях. Автореф. дис. д.п.н.-М., 1991 Г.-31 с.
  151. Л.Г. Уровни профессионального образования и их отношение к квалификации подготавливаемых работников. Специалист, 1998 г. N° 12, стр. 17−18.
  152. Л.Г., Ступникова Л. П. Формирование аналитических и проектировочных умений у учащихся средних специальных учебных заведений.-М., 1994 г.-32 с.
  153. Л.Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и методы обучения в средних учебных заведениях: Учеб.- методич. пособие. -М.: Высш.шк., 1990 г.-192с.
  154. В.В. Личностно ориентированное образование. — Педагогика, 1994 г. № 5.
  155. В.Р. Технологические аспекты организации дистанционного образования в ИТЭП (ТУ). // Материалы IV Международной научно-методической конференции «Заочное обучение: стратегия и практика». Вып. 2./ Ред. В. В. Осипов и др. М., 1998 г. — стр. 20.
  156. И.С. Особенности дистанционного образования в современных условиях. // Материалы IV Международной научно-методической конференции «Заочное обучение: стратегия и практика». Вып. 2./ Ред. В. В. Осипов и др. М., 1998 г. — стр. 26−32.
  157. М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М.: Педагогика, 1986 г. — 150 с.
  158. М.Н., Краевский В. В. Теория содержания общего среднего образования. Проблемы и перспективы. (Методологический аспект). М., 1977 г.
  159. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М., 1976 г.
  160. Е.Э. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием. JL, 1977 г.
  161. Содержание подготовки специалистов с высшим и средним специальным образованием.// Сб. науч. тр. М.: НИИ ВШ, 1988 г.
  162. В.И. Проект виртуального университета: принципы построения. // Заочное обучение: стратегия и практика. Выпуск 3. Материалы V Международной научно-методической конференции. — М., 1999 г. — стр. 3−6.
  163. В.И. Система дистанционного образования взгляд в будущее. // Материалы IV Международной научно-методической конференции «Заочное обучение: стратегия и практика». Вып. 2./ Ред. В. В. Осипов и др. — М., 1998 г. — стр. 10−12.
  164. JI.E. Поиск инновационных средств обучения. -СПО, 1999 г. № 2, стр. 5−7.
  165. JI.E. Учебно-методический комплекс студента. -Специалист, 1999 г. № 2 стр. 12−15.
  166. Среднее профессиональное образование / Сб. Основных нормативных документов. Под ред. П. Ф. Анисимова. М.: НМЦ СПО, 1997 г. — 416 с.
  167. Среднее профессиональное образование на рубеже веков. (Доклад о состоянии и развитии среднего профессионального образования). М., 1999 г. — 80 с.
  168. Е.И. Возрастные особенности мышления взрослых. // Сб. науч. тр. «Возрастные особенности умственной деятельности взрослых». НИИ Общего образования взрослых АПН СССР. — JL, 1973 г. — стр. 7−19.
  169. Е.И. Мышление. // Сб. науч. тр. «Развитие психофизиологических функций взрослых людей (средняя взрослость)». -НИИ Общего образования взрослых АПН СССР. / Под ред. Б. Г. Ананьева, Е. И. Степановой. М.: Педагогика, 1977 г. — стр. 146−161.
  170. В.И. Умственное развитие и обучаемость взрослых: Уч. пособие. JI., ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1981 г.
  171. Н.Ф. Деятельностный подход к построению модели специалиста. Вестник высшей школы, 1986 г. № 3.
  172. Н.Ф. Контроль и его функции в учебном процессе. -Советская педагогика, 1989 г. № 3.
  173. Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста. М.: Знание, 1986 г.
  174. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ, 1975 г.
  175. Ю.Г. Высшее образование в России в XX веке (антропоцентрический взгляд): вчера. сегодня. завтра. М., 1994 г.
  176. Ю.Г. Диверсификация высшего образования в России. Начало пути. «Alma mater», 1992 г. № 4−6.
  177. Технология обучения: сущность, опыт применения и проблемы развития. (Доклады и материалы к научно-практической конференции). -М., 1997 г.
  178. В.А., Афанаскина М. С. Многоуровневая подготовка специалистов в медицинском колледже. Специалист, 1999 г. № 5, стр. 15−16.
  179. Традиции и современность в образовании. / Материалы научно-практической конференции, ч. 1 / ред. В. Г. Онушкин. СПб., 1996 г. -124 с.
  180. Ю.В. Профессиональная самореализация личности и анд-рогогическая ориентация последипломного образования.// Последипломное образование: потребности, проблемы, тенденции. / Сб. науч. тр. -М.: НИИ ВО, 1992 г. стр. 80−108.
  181. O.K. Профессиональная подготовка специалистов в дистанционном вузе XXI века. // Материалы IV Международной научно-методической конференции «Заочное обучение: стратегия и практика». Вып. 2./ Ред. В. В. Осипов и др. М., 1998 г. — стр. 3−7.
  182. O.K., Осипов В. В., Орлов Б. Л., Концепция преобразования МГЗИПП в университет дистанционного обучения. // Заочное обучение: стратегия и практика. Выпуск 3. Материалы V Международной научно-методической конференции. — М., 1999 г. — стр. 63−67.
  183. Л.Н. Внимание. // Сб. науч. тр. «Развитие психофизиологических функций взрослых людей (средняя взрослость)». НИИ Общего образования взрослых АПН СССР. / Под ред. Б. Г. Ананьева, Е. И. Степановой. — М.: Педагогика, 1977 г. — стр. 80−110.
  184. Л.Н. Возрастные особенности внимания взрослых. // Сб. науч. тр. «Возрастные особенности умственной деятельности взрослых». НИИ Общего образования взрослых АПН СССР. — Л., 1973 г. -стр. 44−52.
  185. В.И. Новые информационные технологии важный фактор повышения эффективности дистанционного обучения в колледже.- СПО, 1999 г. Спецвыпуск (Проблемы, перспективы развития), ноябрь.
  186. Я. Научно-педагогические основы единства общего и профессионального образования в средних специальных учебных заведениях. Автореф. дис. док. пед. наук. — Ташкент, 1990 г.
  187. О.Б. Проблемы образовательной политики на пороге XXI века. Специалист, 1999 г. N° 10, стр. 28−30
  188. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. / Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. М.: Изд-во Московского ун-та, 1980 г.
  189. Д.В. О перспективных педагогических технологиях XXI века. СПО, 1999 г. № 5, стр. 2−5.
  190. Д.В., Филатов O.K. Технология обучения в высшей школе. М.: «Экспедитор», 1996 г. — 288 с.
  191. С.Ю. Педагогизация профессионального образования. Специалист, 1998 г. № 8, стр. 29−32.
  192. А.П., Юрисов В. А. Концептуально-методологические основы последипломного образования. // Последипломное образование: потребности, проблемы, тенденции. / Сб. науч. тр. М.: НИИ ВО, 1992 г. — стр. 5−22.
  193. М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Методическое пособие. М.: Народное образование, 1996 г.
  194. М.А. Стандарт математической подготовки студентов в колледжах США. Специалист, 1999 г. N° 4, стр.30−32- N° 5, стр. 30−32.
  195. И.Г. Теоретические основы высшего заочного образования. Автореф. дис. док. пед. наук. — М., 1993 г.
  196. А.Ф. Важнейшее условие повышения качества подготовки специалистов в современных условиях. СПО, 1999 г. № 7, стр. 2−6.
  197. А.Ф., Носко Ю. В. Стандарты и технологии обучения в среднем профессиональном образовании. // Сб. материалов «Применение современных технологий обучения студентов средних специальных учебных заведений». Вып. 1. М., 1997 г. — стр. 6−26.
  198. А.Ф., Черноглазкин С. Ю. О теоретических основах построения дидактической системы подготовки студентов к творчеству в профессиональной деятельности. СПО, 1999 г. № 2, стр. 34−36- № 4, стр. 42−45.
  199. Д.Б., Занков Л. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986 г.
  200. А.Н. Педагогические факторы интенсификации учебного процесса в системе образования взрослых. Дисс. канд. пед. наук. Казань, 1990 г., 215 с.
  201. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996 г.
  202. И.С. Развивающее обучение . М., 1979 г.
  203. И.С. Разработка технологии личностно-ориенти-рованного обучения. Вопросы психологии, 1995 г. № 2, стр. 5−9.
  204. И.П. Интеграционные процессы в высшей школе. -Л.: ЛГУ, 1980 г. 115 с.
  205. Ф. Технология обучения в системе высшего обра зования. М., 1984 г.
Заполнить форму текущей работой