Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Стадии развития морального сознания

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Изыскания Л. Колберга вызвали большой интерес в среде психологов и педагогов, его гипотеза о том, что стадии нравственного развития личности представляют собой упорядоченную, универсальную инвариантную последовательность, подтвердилась и в ряде других исследований. Причем эго нашло подтверждение и в кросскультурных исследованиях, проведенных на материале ряда несхожих культур (Индонезия, Нигерия… Читать ещё >

Стадии развития морального сознания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Исследования Ж. Пиаже, спустя три десятилетия, нашли продолжение в работах американского психолога Лоуренса Колберга (1927−1987). В его научных опытах участвовали не только дети-дошкольники, но также подростки и взрослые. В результате своих изысканий Л. Колберг пришел к выводу о том, что по мере развития нравственного начала интерес человека постепенно смещается с собственной личности на проблемы окружающих. Он выделил несколько стадий, которые люди проходят в своем моральном становлении. Эти стадии автор сгруппировал в три базовых уровня: предконвенциональный (происходит от лат. conventionalis — «соответствующий договору, условию»), конвенциональный и постконвенциональный. Каждый из этих уровней делится у Колберга еще на две стадии.

Находясь на первой стадии первого, предконвенционального уровня, дети оценивают действия преимущественно по их последствиям. Ребенок концентрируется на собственных интересах, а при оценке поступков исходит из того, удастся ли избежать наказания и можно ли получить похвалу или вознаграждение. В его представлении поступок выглядит плохим или хорошим в зависимости от последствий. На первой стадии предконвенционального уровня правильность или неправильность поступков оценивается с точки зрения соблюдения норм с целью избежания наказания.

На второй стадии предконвенционального уровня у детей начинают формироваться элементарные представления о взаимности. Дети уже осознают, что люди должны удовлетворять свои потребности и давать возможность делать это другим. Появляется представление о том, что поступать надо «по-честному», а механизм этого поступка с некоторой долей условности прочитывается, как «ты помогаешь мне — я помогаю тебе» .

На завершающем этапе детства и в подростковом возрасте человек способен подняться на третьей — конвенциональный уровень. Здесь на первый план выходит межличностное взаимодействие и социальные ценности. В ряде случаев они могут доминировать над личными интересами. Л. Колберг отмечает, что в начале этого периода, на третьей стадии, может подчеркиваться необходимость «быть хорошим в своих глазах и глазах других», что означает руководствоваться достойными мотивами и проявлять заботу о других. Для ребенка, переживающего эту стадию морального развития, обычно характерна ярко выраженная конформность по отношению к моделям поведения большинства. Главное значение в этот период приобретает намерение, стоящее за действием: ребенок стремится к получению одобрения за свое «хорошее поведение» .

На четвертой стадии, доминирующей в моральных представлениях подростка, становится социальная точка зрения или позиция члена общества. Его все больше волнует не только соблюдение нравственных норм, но также их поддержание, обоснование и оправдание. Характеризуя особенности поведения человека, находящегося на этой стадии, Колберг отмечает, что подросток стремится вести себя «правильно», выполнять свои обязанности, уважительно относиться к авторитетам и соблюдать социальные нормы, обычно ради самих норм. Подростки уже способны воспринимать происходящее с точки зрения других людей и поддерживать действия, одобряемые окружением. Они ориентируются на общепринятые нормы и законы, на традиционную мораль.

Следующий постконвенциональный уровень (стадии 5 и 6) ознаменован тем, что нравственные суждения человека все более основываются на обобщенных абстрактных принципах, которые принимаются не потому, что общество считает их правильными, а потому что они рассматриваются как справедливые по существу. Индивид, достигший пятой стадии, без какого бы то ни было принуждения, исключительно, но собственной воле следует социальному порядку. Таким образом, он фактически входит в соглашение с обществом, этот негласный договор с обществом гарантирует справедливое распределение прав и свобод, а также их охрану. На этой стадии вперед выходят демократические механизмы — беспристрастность применения закона и противодействие законам, если сами законы нарушают принципы равенства, свободы, справедливости.

Высшая — шестая стадия морального развития личности характеризуется рациональной нравственной позицией и связана со следованием универсальным, абсолютным принципам справедливости, равенства и уважения к человеческой жизни и человеческим правам. Этот уровень характеризуется, как утверждали Л. Колберг и его соавторы, резким сдвигом в сторону абстрактных, универсальных и не связанных с какой-либо конкретной социальной группой нравственных принципов (Л. Колберг, С. Гилиган). Те, кто достигает уровня «истинной нравственности», приходят к выстраданным этическим принципам, основанным на уважении прав человека и признании демократических норм. На этом уровне основным судьей поступков человека выступает совесть.

Л. Колберг, вслед за Ж. Пиаже, считал, что уровень нравственности человека зависит от развития общих когнитивных способностей, что порядок прохождения этапов, как и сама очередность стадий морального развития, неизменны. Каждая стадия выстраивается и развивается из предыдущей, сменяя ее. Пиаже полагал, что кроме общего когнитивного развития большое влияние на нравственное становление (переход от нравственного реализма к нравственному релятивизму) личности оказывают эгалитарные отношения со сверстниками. Колберг также пришел к выводу, что демократичность социальных институтов способствует большей нравственной зрелости членов общества.

Его эксперименты показали, что суждения большинства взрослых соответствуют третьей и четвертой стадиям морального развития по его классификации. Хотя к концу подросткового возраста и тем более в годы юности ответы, соответствующие пятой стадии, появляются все чаще и чаще, этой стадии достигает лишь небольшой процент популяции. Фактически люди с нравственными суждениями шестой стадии встречаются столь редко, что сам Колберг предложил исключить ее из системы оценки.

Изыскания Л. Колберга вызвали большой интерес в среде психологов и педагогов, его гипотеза о том, что стадии нравственного развития личности представляют собой упорядоченную, универсальную инвариантную последовательность, подтвердилась и в ряде других исследований. Причем эго нашло подтверждение и в кросскультурных исследованиях, проведенных на материале ряда несхожих культур (Индонезия, Нигерия, Тайвань, Турция, Центральная Америка и др.). Подтвердились закономерности, обнаруженные Колбергом и в лонгитюдных исследованиях становления морального сознания. В итоге 20-летнего исследования американских мужчин, которых регулярно обследовали, начиная с подросткового возраста, было выявлено, что ни один из них не миновал ни одной из стадий (А. Колби, Л. Колберг, Дж. Гиббс, М. Либерман и др.). Нашло свое подтверждение, высказанное еще Ж. Пиаже, утверждение о тесной связи характера нравственных суждений с уровнем сформированности когнитивных навыков личности. Выявлено также и то, что зрелость нравственных суждений положительно связана с уровнем и качеством формального образования, интересом к искусству и гуманитарному знанию, с общим культурным кругозором и объемом межкультурного опыта, толерантностью и т. п. (Дж. Реет, М. Шомберг, Дж. Спиккелмер).

Однако и теория Ж. Пиаже, и теория Л. Колберга неоднократно подвергались критике. Некоторые специалисты считают, что поскольку нравственные принципы культурно обусловлены, то рассуждения о том, что те или иные моральные суждения более нравственны, чем другие — «эгоцентричны» (Д. Баумринг). Было поставлено под сомнение и то, что в нравственных суждениях маленькие дети ориентированы исключительно на ожидаемую награду, избегание наказания и уважительное отношение к авторитетам. Ряд исследователей считает, что дети обладают более глубокими представлениями о нравственности, чем способны всрбализировать. Для них свойственна «интуитивная нравственная компетентность» (Р. Счеведер, Е. Турайл, Д. Муч).

Сомнения в выводах Л. Колберга были вызваны и появившимися позже результатами гендерных исследований процессов становления моральных суждений. Кэрол Гиллиган, изучавшая эти вопросы, считает, что ориентированность на справедливость традиционно подчеркивается при социализации мальчиков, тогда как девочек обычно социализируют иначе, чтобы они были заботливыми и чуткими. Таким образом, лица мужского пола получают преимущества, поскольку высокий показатель нравственной зрелости обусловлен ориентированностью на справедливость.

В адрес самого подхода изучения уровня нравственного развития личности, предложенного Ж. Пиаже и развитого Л. Колбергом, звучала и более серьезная критика. Так, например, ряд исследователей с полным правом утверждают, что предлагаемая последовательность стадий нравственного развития основана на реакциях, возникающих у испытуемых в гипотетических ситуациях, а не в реальном поведении. Вопрос о том, можно ли предсказывать поведение людей (как детей, так и взрослых) на основе их суждений о вопросах нравственности, звучит риторически. Человек очень часто говорит одно, а делает совсем другое. Очевидно, что на основе нравственных суждений мы можем лишь предположить, каким будет реальное, социальное поведение индивида, поскольку связь между данными характеристиками по самым оптимистичным оценкам может квалифицироваться лишь как умеренная. При этом в специальных исследованиях было замечено, что степень связи нравственных суждений и поведенческих проявлений увеличивается с возрастом (Н. Ньюкомб и др.).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой