Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Профессиональная подготовка руководителей детских хоровых коллективов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С научной точки зрения термин «музыкальная педагогика» является своеобразным «симбиозом», однако он имеет широкое распространение в кругах специалистов, занимающихся преподаванием музыки и его использование достаточно оправданно. развернутых полотен вокально-симфонического жанра) приобщает к шедеврам мировой культуры, способствуя развитию творческого потенциала каждого участника хора (имеются… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. " Историко-теоретические аспекты детского хорового исполнительства в России"
    • I. I «Из истории детского хорового искусства»
    • I. II «Психолого-педагогические аспекты управления детскими хоровыми коллективами»
    • I. III «Профессиональный облик дирижера детского хора: основные характеристики и параметры»
  • Глава II. «Взаимосвязь специальных (музыкальных и психолого-педагогических) дисциплин в процессе профессиональной подготовки дирижера-хоровика»
  • Вводная часть
    • II. I «Методика профессионального ориентирования будущего дирижера-хоровика в процессе занятий»
    • II. II «Моделирование проблемных ситуаций в практическом обучении — как способ профессиональной адаптации»
  • Глава III. «Опытно-экспериментальное исследование проблемы подготовки учащегося к работе с детским хоровым коллективом»
  • Вводная часть
    • III. I «Педагогические наблюдения»
    • III. II «Педагогические беседы, интервью и анкетирование»
    • III. III «Обучающий (формирующий) эксперимент»
  • Выводы

Профессиональная подготовка руководителей детских хоровых коллективов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема эстетического воспитания учащегося, развитие его творческих способностей, и как результат, формирование позитивного мировоззрения, является одной из основополагающих задач музыкальной педагогики.1 Эстетическое образование в целом можно рассматривать как «развитие творческих побуждений человека к красоте». В каждом учащемся есть «творческое ядро», но в силу внешних и внутренних причин оно развивается в разной степени и в разных областяхследовательно, творческих потенциал личности ребенка требует постоянного развития, «шлифовки», целеустремленности, так как воспитание в своей последовательности — необратимый процесс и ошибки воспитания практически не исправляются.

XX век характеризуется большими достижениями в области технологий и художественной культуры, но он же породил и понятие «массовой культуры». Ультрасовременные «культуртехнологии» и, в частности, средства массовой информации имеют непосредственное воздействие на личность и духовную среду человека. В позитивном аспекте массовая культура позволила обществу преодолеть «элитарность» искусства и приобщиться к шедеврам мировой культурыв негативном смысле массовая культура, опускаясь до примитивных вкусов обывателя, упрощается и деформируется, переходит в антикультуру. Хоровое искусство как наиболее демократичный вид музыкального творчества по самой своей сути является массовым, однако, именно это качество позволяет положительно воздействовать на учащегося вне зависимости от степени его музыкальной одаренности. Хоровая музыка (от самых простых песен до.

1 С научной точки зрения термин «музыкальная педагогика» является своеобразным «симбиозом», однако он имеет широкое распространение в кругах специалистов, занимающихся преподаванием музыки и его использование достаточно оправданно. развернутых полотен вокально-симфонического жанра) приобщает к шедеврам мировой культуры, способствуя развитию творческого потенциала каждого участника хора (имеются в виду такие качества как эмоциональность, художественный вкус, стремление к самовыражению и творческой самореализации). Выдающийся немецкий композитор и просветитель Р. Шуман писал: «Люби свой инструмент, но в своем тщеславии не считай его лучшим и единственным. Помни, что существуют и другие, притом столь же прекрасные. Помни и о существовании певцовне забудь, что самое высокое в музыке находит свое выражение в оркестре и хоре».3 Именно потому хоровое воспитание детей и становится приоритетным для современного общества, что оно приобщает к искусству и художественному творчеству огромные массы людей разных возрастов и поколений.

В эстетическом образовании и воспитании детей сегодня все больше проявляются черты нового гуманистического подхода. Это связано, прежде всего, с переменами в современной российской ментальности, с осознанием человека как полноправной творческой личности. Усиление гуманистического компонента в педагогическом мышлении выражается в акцентуации антропологического подхода в воспитании ребенка, в поисках новых путей и средств становления его личности. Индивидуально-личностные ориентиры ребенка и его «креативная доминанта» рассматриваются сегодня в качестве стратегической цели воспитательно-образовательного процесса.

В связи с этим новые задачи возникают в наше время и при формировании методологической культуры педагогов-музыкантов, в частности, хормейстеров. Только высокая профессиональная культура позволяет эффективно решать многообразные задачи, встающие перед.

2 Луначарский А. В. О воспитании и образовании. — М.: Педагогика, 1976, стр. 30.

3 Шуман Р. Жизненные правила для музыкантов. — М: Музгиз, 1959, стр. 12. педагогом-практиком, открывает ему путь к овладению комплексом современных научно-теоретических знаний, умений и навыков.

В контексте сказанного выше, проблема профессиональной ориентации и адаптации дирижера-хормейстера в процессе работы с детским хоровым коллективом является на сегодняшний день одной из наиболее актуальных и важных. В наше время появились новые, профессионально значимые предпосылки для целенаправленной подготовки руководителей детских хоров. Изменились сами эти хоры: в лучших своих образцах они стали самостоятельными творческими единицами, способными к высокохудожественной исполнительской деятельности. Возросли их выразительно-технические возможности, расширился репертуар. Подтверждением сказанному могут служить широко известные достижения таких детских хоровых коллективов как хор Института художественного воспитания детей при Академии педагогических наук СССР, которым на протяжении многих лет руководил В. Г. Соколов, Ансамбль песни и пляски при Московском дворце пионеров (B.C. Локтев), хор мальчиков Московского хорового училища под руководством А. В. Свешникова, хоровая студия «Пионерия» (Г.А. Струве), Детский хор радио и телевидения (B.C. Попов), хоровая школа «Весна» (А.С. Пономарев) и др. Есть основания утверждать, что активизация детского хорового исполнительства в сегодняшней России детерминирована естественной потребностью сохранения и дальнейшего развития традиций отечественной хоровой культуры.

В этой связи возрастает ответственность, лежащая на специальных музыкальных учебных заведениях, целью которых является подготовка дирижеров хоров — людей, способных решать, и на достаточно высоком уровне, те задачи, которые ставит перед ними их профессия. Следует учитывать при этом, что специальность «дирижер хора» вбирает в себя целую совокупность многообразных и разноплановых качеств и свойств, требуя от дирижера быть одновременно и музыкантом-исполнителем, и педагогом — воспитателем, и организатором (менеджером).

И еще одно необходимо дирижеру-хоровику в дополнение к перечисленным качествам. Это — знание возрастных особенностей людей, поскольку хормейстеру приходится подчас иметь дело не только со взрослыми, но и с подростками и детьми, а работа с ними по целому ряду психолого-педагогических и профессионально-музыкальных параметров имеет свои специфические особенности.

Нельзя не отметить в связи с вышесказанным, что проблема целенаправленной подготовки дирижеров для работы с детскими хорами до настоящего времени изучалась явно недостаточночто она далека от своего теоретического и практического решения. Это и определило актуальность данного исследования. Можно констатировать, иными словами, наличие противоречия между существующей учебной практикой подготовки дирижеров-хоровиков в музыкальных учебных заведениях — и требованиями, которые предъявляются реальными условиями работы с детскими хорами.

Отсюда цель исследования — оптимизация процесса профессиональной подготовки руководителей детских хоровых коллективов.

Объект исследования — учебно-образовательный процесс на дирижерских факультетах (отделениях) музыкальных учебных заведений.

Предмет исследования — содержание и формы обучения в условиях дифференцированного подхода к подготовке специалистов для работы как со взрослыми, так и детскими хоровыми коллективами.

Задачи исследования:

1) изучить историко-теоретические и методические аспекты преподавания дирижерско-хоровых дисциплин в российских музыкальных учебных заведенияхвыявить в этом контексте специфику работы с детскими хоровыми коллективами;

2) проанализировать передовой опыт хормейстеров, руководителей детских хоровых коллективовопределить профессиональные параметры дирижерско-хоровой деятельности, обусловленные специфическими условиями работы с детьми;

3) выявить и систематизировать психолого-педагогические и методические аспекты работы с детьми — участниками хоровых коллективовохарактеризовать компоненты, оптимизирующие этот вид деятельности;

4) проверить обоснованность и целесообразность выработанных в ходе исследования теоретико-методических положенийиспытать их «на прочность» в ходе опытно-экспериментальной работы.

Гипотеза.

Процесс профессиональной подготовки будущих руководителей детских хоровых коллективов может стать более эффективным в случае если:

1) В ходе занятий со студентами дирижерско-хоровых отделений музыкальных учебных заведений будет учитываться возрастная специфика работы с детьми, отличающая ее от работы со взрослыми участниками хоровесли в результате этого будут внесены необходимые коррективы в процесс подготовки молодых специалистов (хормейстеров) к их будущей деятельности.

2) В процессе учебной работы со студентами-хоровиками акцент будет ставиться а) на изучении особенностей голосового аппарата детей (и, соответственно, особенностей вокальной работы с ними) — б) на овладении комплексом специальных мануальных приемов и средств управления детскими хоровыми коллективамив) на знании студентами и отработке в ходе учебной практики способов эмоционально-психологического воздействия на детей (участников хоровых коллективов) с целью активизации их интереса к хоровому пению и, как следствие, повышению художественного уровня исполнения хоровых произведений.

Методологической основой исследования послужили: теории отечественных ученых (JI.C. Выготский, А. В. Петровский, П. Я. Гальперин,.

А.В. Запорожец, Е. А. Леванова и др.), отражающие закономерности развития психики индивидуума и особенности этого развития на различных стадиях онтогенезаположения отечественной школы психологии мышления (C.JI. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев) — концепции музыкального мышления и его проявления в соответствующих видах деятельности (Б.М. Теплов, Е. В. Назайкинский, М. Г. Арановский, В. И. Петрушин, Г. М. Цыпин и др.) — исследования и практические разработки, связанные с дирижерско-хоровой деятельностью (П.Г. Чесноков, Н. М. Данилин, В. Г. Соколов, К. Б. Птица и др.) — труды ведущих отечественных специалистов, посвященные проблемам художественно-эстетического и музыкального воспитания и образования (Ю.Б. Алиев, Л. Г. Арчажникова, А. Ю. Гончарук, Т. С. Комарова, О. П. Радынова, Л. А. Рапацкая, Г. П. Стулова и др.) — исследования по проблемам подготовки педагогов-музыкантов (Ю.Б. Алиев, Э. Б. Абдуллин, Л. Г. Арчажникова, Г. М. Цыпин и др.).

В ходе исследования применялись следующие методы:

— Изучение научнотеоретических источников по педагогике, психологии, музыкально-эстетическому воспитанию и образованию;

— Освоение и обобщение передового музыкально-исполнительского и музыкально-педагогического опыта;

Осмысление и рефлексивный анализ-обобщение личного профессионального (дирижерско-хорового) опыта автора диссертации;

— Методы эмпирического уровня, среди которых приоритетное значение имели: а) педагогические наблюденияб) педагогические беседы и интервьюированиев) обучающий (формирующий) эксперимент .

Научная новизна исследования в том, что:

— проанализированы в музыкально-педагогическом аспекте особенности формирования вокальных (певческих) умений и навыков у участников детских хоровых коллективов;

— изучен специфический комплекс мануальных (основанных на движениях рук дирижера) приемов и средств управления детскими хорами;

— выявлены целесообразные и педагогически перспективные способы эмоционально-психологического воздействия на детей и подростковучастников хоровых коллективов;

— разработан и теоретически обоснован спектр педагогических условий и факторов, способствующих оптимизации профессиональной подготовки студентов дирижерско-хоровых факультетов (отделений) к будущей работе с детскими хорамипроведено научно-практическое исследование взаимосвязи и взаимодействия специальных музыкальных дисциплин в контексте профориентации учащихся (дирижеров-хоровиков) на их будущую деятельность.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что: а) разработаны психолого-педагогические основы подготовки специалистов в области руководства детскими хоровыми коллективамиб) определены и теоретически обоснованы приемы и способы педагогических воздействий на детей и подростков в ходе музыкальных (хоровых) занятийв) раскрыты на теоретическом уровне механизмы корреляции специальных музыкальных дисциплин в рамках единого музыкально-образовательного процесса на дирижерско-хоровых отделениях (факультетах) музыкально-педагогических учебных заведений.

Достоверность исследования обеспечена а) использованием спектра методов, адекватных природе и характеру исследуемых явленийб) обращением к широкому кругу научно-литературных источников (отечественных и зарубежных), связанных с основной проблемой диссертации.

Практическая значимость исследования в том, что предложенные автором и экспериментально подтвержденные научно-практические рекомендации способствуют повышению качественного уровня преподавания на дирижерско-хоровых отделениях (факультетах) музыкальных учебных заведений. Оптимизируются содержание, формы и методы занятий в дирижерско-хоровых классах. Результаты проведенного исследования, будучи адаптированными к специфическим условиям работы в различных музыкально-исполнительских классах (вокал, фортепиано и т. д.), могут найти широкое применение в современном музыкально-педагогическом обиходе, войти в качестве компонентов в лекционные курсы по соответствующим музыкально-исполнительским дисциплинам.

Положения на защиту:

1. Существующая практика профессиональной подготовки будущих дирижеров-хоровиков в средних и высших музыкальных учебных заведениях отмечена рядом серьезных недочетов. Не учитываются в ходе этой подготовки возрастные аспекты работы с различными хоровыми коллективамиигнорируются психолого-педагогические и анатомо-физиологические факторы, отличающие формы и методы работы со взрослыми хористами — от форм и методов работы с младшими школьниками и подростками. Тем самым создаются серьезные трудности для выпускников специальных музыкальных заведений в их будущей профессиональной деятельности.

2. Учебно-образовательный процесс на дирижерско-хоровых отделениях (факультетах) должен предполагать определенную бифуркацию (раздвоение, расщепление) на два взаимосвязанных, но в то же время не идентичных направления в работе, одно из которых должно быть сориентировано на профессиональные контакты дирижера со взрослыми хористами, а другое на работу с детьми (до 9−10 лет) и подростками (до13−14 лет) со всеми вытекающими отсюда методологическими особенностями.

3. Занятия с детскими хоровыми коллективами имеют ряд специфических свойств — организационно-структурных, содержательных и др. Поскольку главное в этих занятиях — пробудить активность детей и подростков, инициировать их эмоциональные реакции, вызвать интерес к певческой деятельности, увлечь ею, — мы включали в структуру занятий со студентами элементы игры, органично сочетая (сплавляя) их с процессом научения хоровому пению. В контексте игровой деятельности (даже в простейших ее разновидностях) прочнее усваиваются необходимые знания, умения и навыки. Одновременно должна сохраняться направленность на высокое качество исполнения музыки, на выработку качеств самоконтроля в действиях юных хористов.

4. Среди факторов, обеспечивающих успех работы дирижера-хоровика с детьми и подростками, первоочередное значение имеют: а) умелый подбор певческого репертуара, способного заинтересовать и увлечь хористовб) живая, образная речь педагога, иллюстрирующего музыкальный материал разного рода сравнениями, метафорами и т. д.- в) ясный и четкий дирижерский жест, ориентированный на детское восприятие и адекватно передающий содержание музыкиг) динамичная смена различных видов и форм занятий.

Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе обсуждений материалов на заседаниях кафедры хорового дирижирования Московского государственного института музыки им. А. Г. Шнитке. Основные положения диссертации отражены в 5 публикациях. Теоретические материалы исследования излагались: 1) на Всероссийской педагогической конференции «Практическое обучение хормейстера» (Москва, Московский государственный институт музыки им. А. Г. Шнитке, 2003 год) — 2) на научно-практической конференции «Наука и педагогика в учебном процессе» (Москва, МГИМ им. А. Г. Шнитке, 2003 год) — 3) на межвузовской научно-практической конференции «Проблемы исполнения народно-песенного материала: история и современность» (Москва, МГИМ им. А. Г. Шнитке, 2004 год).

выводы.

1. Проблема профессиональной ориентации и адаптации дирижера-хормейстера в процессе работы с детским хоровым коллективом является на сегодняшний день одной из наиболее актуальных и важных. Это связано в первую очередь с необходимостью активизации детского хорового исполнительства, что обусловлено естественной потребностью общества в сохранении и дальнейшем развитии традиций отечественной хоровой культуры. Не менее значим (в контексте профессиональной подготовки студентов-хормейстеров) и «статус» детского хора как самостоятельного исполнительского направления в современном искусстве, что подтверждают высокие творческие достижения детских хоровых коллективов под руководством В. Г. Соколова, А. В. Свешникова, B.C. Локтева, B.C. Попова, Г. А. Струве, А. С. Пономарева. Следовательно, в наше время появились новые, профессионально значимые предпосылки для целенаправленного обучения руководителей детских хоров и возникла насущная необходимость в их «адресной» конкретной профессиональной подготовке.

2.Вместе с тем, между существующей учебной практикой подготовки дирижеров-хоровиков в средних и высших музыкальных учебных заведениях и реальными требованиями и условиями работы с детскими хорами заложено некое противоречие. В обучении дирижеров-хоровиков имеется ряд серьезных недочетов, поскольку в ходе этой подготовки: а) не учитываются возрастные аспекты работы с различными хоровыми коллективамиб) недостаточно раскрываются психолого-педагогические и анатомо-физиологические факторы, отличающие формы и методы работы со взрослыми хористами — от форм и методов работы с детьми и подростками.

3.В связи с этим в исследовании обосновано положение о необходимости дифференцированного подхода к подготовке специалистов для работы как со взрослыми, так и с детскими хорами. Для этого в содержание учебно-образовательного процесса необходимо внести соответствующие коррективы. Эти коррективы предполагают бифуркацию учебно-образовательного процесса на два взаимосвязанных, но не.

147 идентичных направления: 1) ориентация на профессиональные контакты со взрослыми исполнителями- 2) раскрытие специфики работы с детьми-хористами. При этом наименее разработанной является методика целенаправленной подготовки руководителей детских хоровых коллективов, подразумевающая профессиональную ориентацию учащихся и их профессиональную адаптацию.

4.Исходя из этого, стратегической целью учебно-образовательного и воспитательного процесса в музыкальном учебном заведении среднего и высшего звена является оптимизация процесса практической подготовки руководителей детских хоров, где особое внимание должно уделяться наиболее действенным компонентам, оптимизирующим данный вид деятельности. Процесс обучения вокально-хоровым навыкам должен органично сочетаться в сознании студентов с элементами игры (в том числе обучающего и развивающего характера). Вместе с тем, этот процесс должен опираться на знание особенностей психофизического и эмоционального развития детей, специфики их музыкального мышления. В соответствии с этим необходим: а) умелый подбор репертуараб) образно-эмоциональное воздействие дирижерав) использование приемов «рабочего жеста», способных зримо и рельефно «транслировать» детскому хору творческие намерения дирижераг) динамичность и многообразие видов и форм хоровых занятий.

5. Опытно-экспериментальное исследование подтвердило, что методика профессионального ориентирования позволяет вызвать и воспитать у студентов устойчивый интерес к сфере детского хорового исполнительства и в рамках целенаправленного педагогического процесса способствует формированию определенных профессионально-творческих приоритетов и творческому самоопределению студента-хормейстера.

6. Наиболее действенным способом практической подготовки дирижеров-хоровиков является методика моделирования проблемных ситуаций. Эта методика позволяет оснастить будущих хормейстеров комплексом практических приемов, включающих психолого-педагогические, организационные, культурологические и воспитательные аспекты работы с детскими хоровыми коллективами. Вместе с тем, оснащение учащихся приемами психолого-педагогического воздействия создает благоприятные условия (или предпосылки) для раскрытия личностных качеств будущих руководителей детских хоров и инициирует развитие креативного хормейстерского мышления с усилением творчески-созидательного компонента в действиях студентов.

7. Опытная проверка разработанной системы (концепции) обучения подтвердила ее целесообразность и продуктивность. Предложенные и опробованные в ходе эксперимента методические положения и рекомендации, связанные с профессиональной ориентацией и адаптацией студентов-хоровиков в условиях работы с детскими хорами способствуют оптимизации учебно-образовательного процесса на дирижерско-хоровых кафедрах (отделениях, факультетах) и могут быть использованы в образовательном процессе, а также экстраполированы в контексте других музыкальных специализаций.

8.Однако окончательное формирование личности дирижераруководителя детского хора зависит от множества «частных» факторов, поскольку работа с детским хором требует огромного труда, терпения, и определенного склада характера и темперамента. Это различные аспекты профессиональной деятельности, включающие значимость профессиональных приоритетов хормейстера, уровень творческой фантазии, способность к самоотдаче в работе, волевой потенциал, знания и «талантливость» в области психологии, музыкальную одаренность. Совокупность этих факторов определяет творческий потенциал личности, а способность к аккумуляции и реализации приобретенных знаний в конкретной деятельности является личностной доминантой будущего дирижера, предопределяющей дальнейший уровень его творческого роста, перспективы и т. д. Задача учебно-воспитательного процесса заключена в формировании профессиональных качеств, знаний, умений, дающих «ключ» к вершинам профессионального мастерства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя — М.: Просвещение, 1983. -111с.
  2. Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. М.: Прометей, 1990. — 186 с.
  3. Л.М., Гембицкая Е. Я. Детский хор института художественного воспитания Академии педагогических наук СССР: Содержание и методы работы. М.: Музыка, 1976. — 120 с.
  4. Н.В. Условия певческого развития ребенка в детской хоровой школе «Весна». //Теория и практика хорового исполнительства. Певческое развитие ребенка. Сборник статей. М., 1999, — 104−111 с.
  5. И.Ю. Певческая подготовка дирижера-хормейстера.//Теория и практика хорового исполнительства. Певческое развитие ребенка. Сборник статей. М., 1999. — 81−88 с.
  6. Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе). Воронеж: МОДЕК, 1998.- 350 с.
  7. Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М.: Владос, 2002. — 334 с.
  8. Л. Методика преподавания хорового дирижирования: Учебное пособие для дирижерско-хоровых факультетов музыкальных вузов. -М.: Музыка, 1969. -118 с.
  9. .Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. -339 с.
  10. Ю.Ананьев Б. Г. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М.: Просвещение, 1968. — 334 с.
  11. П.Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.-380 с.
  12. Л.Г. Способности к осуществлению музыкально-педагогической деятельности.//Формирование музыкальноисполнительского мастерства. М., 1981. — 22−30 с.
  13. Л.Г. К вопросу о структуре профессиональных качеств учителя музыки.//Формирование профессиональных качеств учителя музыки в системе высшего педагогического образования. М.: МГОПУ, 1994.-5−16 с.
  14. Л.Г. Общие предпосылки исследования вопросов музыкально педагогического образования.//Теоретические основы профессиональной подготовки учителя музыки. — М., 1980. — 4−12 с.
  15. .В. О хоровом искусстве. Л.: Музыка, 1980.- 216 с.
  16. .В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Издание второе. Л.: Музыка, 1973.- 143 с.
  17. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. -М.: Просвещение, 1982. 189 с.
  18. А.С. Эмоциональный фактор в процессе музыкальных занятий (к проблеме активизации учебной деятельности). //Творческая педагогика накануне нового века. Материалы I научно практической конференции. — М.: МПГУ, 1997. — 178−180 с.
  19. И.В. Современная хоровая музыка: Теория и практика. М.: 1999.- 192 с.
  20. .В. Курс хороведения: Учебник. М., 1991. — 214 с.
  21. Л.А. Дирижирование: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1990. — 159 с.
  22. А.А. Дирижер и хор: Обзор учебно-методических пособий за 1959 1964 годы. //Хоровое искусство: Сборник. — Л.: Музыка, 1967. — с. 130- 154.
  23. М. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности. -Л.: Музыка, 1974.- 144с.
  24. Д.Б. Психология творческих способностей: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: ACADEMIA, 2002. -317с.
  25. М.А. Выявление и воспитание эмоционального начала устудента на уроках дирижирования//Научно методическая работа. — М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1979.
  26. Борис Тевлин. Хоровые пути. Статьи. Воспоминания. Материалы. -М.: Музыка, 2001.-381 с.
  27. И.С. Психолого-педагогические проблемы профессионального становления дирижера. Екатеринбург, 1977.
  28. Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1968.-415с.
  29. Л.И. Проблемы развития эстетического воспитания в системе дополнительного образования детей.//Теория и практика хорового исполнительства. Певческое развитие ребенка. Сборник статей. М.: 1999.9−12 с.
  30. JI.C., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. М.: Педагогика — Пресс, 1993. — 224 с.
  31. Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. 519 с.
  32. Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. — 567с.
  33. П.Я. Управление познавательной деятельностью в плане восприятия.//Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека. М.: Музыка, 1979. — 187 с.
  34. П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. -М.: Изд-во МГУ, 1985. 45 с.
  35. Ф.Н. Психология: Учебное пособие. /Под редакцией Н.Ф. Добрынина/ М.: Просвещение, 1973. — 240 с.
  36. А.Ю. Гармоническое развитие личности ребенка -реальное дело. М., 2000. — 18 п/л
  37. Ю.С. Гавриил Якимович Ломакин. /Издание 2-е, уточненное/ Белгород: Везелица, 1993. — 64 с.
  38. Ю.С. Степан Аникеевич Дегтярев. /Издание 2-е, уточненное/- Белгород: Везелица, 1993. 73 с.
  39. Ю.С. России славу пел. Воронеж: Центрально -черноземное издательство, 1987.- 151 с.
  40. Ю.С. Г.Я. Ломакин. /Издание 2-е, уточненное и дополненное/ Белгород: Везелица, 1993. — 238 с.
  41. В.И. Модернизация системы музыкального воспитания и образования в современной России: актуальные проблемы переходного периода. Опытно экспериментальная работа. — М.: МГИМ им. А. Шнитке, 1999.- 59 с.
  42. Е.А. Эмоциональная память и ее механизмы. М., 1980.
  43. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. — 239 с.
  44. Г. А. Хороведение и управление хором: Элементарный курс. -М.- Л.: Гос. Муз. изд-во, 1948. 105 с.
  45. Л.Г., Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания в школе: Учебник для учащихся педагогических училищ. М.: Просвещение, 1989.- 207 с.
  46. Л.Б. Основы вокальной методики. /Второе издание, переработанное/.- М.: Музыка, 1996. 368 с.
  47. Л.Б. Солисты Ла Скала о вокальном искусстве: Диалоги о технике пения. М., 2002.- 188 с.
  48. А. А. Очерки по методике преподавания хоровых дисциплин: Пособие для педагогов консерваторий. Л.: Государственное музыкальное издательство, 1958.-186 с.
  49. А. Обучение хормейстеров в дореволюционной России. //Вопросы русской и советской хоровой культуры. Труды ГМПИ им. Гнесиных. Выпуск XXIII. М., 1975. — с.42−65.
  50. В.Л. Теория хорового исполнительства. М.: издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1998. — 282 с.
  51. А.В. Восприятие и действие. М.: Просвещение, 1967.323с.
  52. А.В. Избранные психологические труды в 2-х т. М.: Педагогика, 1986, Т.2. -296 с.
  53. JI.H. Голос в развивающем обучении: Книга для педагога. СПб.: издательство «Лицей», 1999. — 132 с.
  54. С.Г. Александр Кастальский: идеи, творчество, судьба.Монография. М.: Вузовская книга, 1999.- 240 с.
  55. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия. /Составитель О.А. Апраксина/ М.: Просвещение, 1990.- 207 с.
  56. В. О методике ведения хоровой практики на начальной стадии обучения дирижера хормейстера.// Хоровое искусство. Выпуск третий. -JL: Музыка 1977. — с. 32−46.
  57. А.В. Игровая деятельность как средство развития музыкального восприятия школьников. /Автореферат канд. диссертации/ -М.: МПГУ, 2003.- 16 с.
  58. С.А. Дирижерский аппарат и его постановка. М.: Музыка, 1967.
  59. Н.И. Теория отражения и проблемы эстетики. М.: Искусство, 1983.- 224 с.
  60. Н.И. Сущность прекрасного. М.: Мол. Гвардия, 1977.191 с.
  61. Я.А. Материнская школа. М.: Учпедгиз, 1947. — 104 с.
  62. Я.А. Дидактические принципы. (Отрывки из «Великой дидактики»). М.: Учпедгиз, 1940. — 91 с.
  63. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. — 335 с.
  64. Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1989. — 254 с.
  65. Т.С. Дети в мире творчества. Книга для педагогов дошкольных учреждений. М., 1995.-10 п/л
  66. A.M. Секреты Бельканто. Книга для начинающих певцов. М., АО «СофтЭрго», 1993. — 160 с.
  67. .Д. Художественность как методологическая основа педагогики искусства.//Творческая педагогика накануне нового века. Материалы I научно практической конференции/ - М.: МПГУ, 1997. — 8284 с.
  68. В.А., Лукин Н. С. Психология подростка. М.: Просвещение, 1965.- 316 с.
  69. И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет: Учебное пособие. 2-е издание. М.:УРАО, 1997. — 175 с. 70 .Кулюткин Ю. Н. Эвристические методы в структуре решений. М.: Педагогика, 1970.-231 с.
  70. А. Основы педагогики музыкальной школы: Учебное пособие для учащихся музыкальных училищ. М.: Музыка, 1985. — 143 с.
  71. Е.А. Технология конструктивного взаимодействия педагога с подростком. — М., 2002.
  72. Е.А. К вопросу о воспитательных системах.//В сб. науч. Статей: Проблемы педагогического образования. -М., 1999. 0,5 п/л
  73. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.- 304с.
  74. А.Н. К теории развития психики ребенка.//Избр. психол. произведения: В 2 т. М., 1983, Т. 1.- 391 с.
  75. А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. Конспект лекций. М.: Изд-во МГУ, 1971. — 40 с.
  76. .Т. Философия воспитания: Спец. курс. М.: Прометей, 1995.-280 с.
  77. .Т. Педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов высш. уч. Заведений. М.: Прометей, 1993. — 526 с.
  78. Д. Выдающиеся русские хоры и их дирижеры. М.: Государственное музыкальное издательство, 1953. — 132 с.
  79. А.В. О воспитании и образовании. М.: Педагогика, 1976.-634 с.
  80. А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. М.: Эйдос, 1994.-96 с.
  81. А.С. Избранные педагогии, сочинения: В 2-х т. М.: Педагогика, Т. I. — 397 с.
  82. А. Вокальное воспитание детей. Д.: Музыка, 1967.- 88с.
  83. И. Золтан Кодай. М.: Сов. композитор, 1983. — 231 с.
  84. Я.Г. Методика преподавания дирижерско хоровых дисциплин. — М.: Музыка, 1978. — 135 с.
  85. В. Очерк истории православного церковного пения в России.//Репринтное издание. Свято-Троицкая Сергеева Лавра, 1985. — 150 с.
  86. В.П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. М., 2002. — 496 с.
  87. С.Н. Далекое близкое. (Б.Л. Яворский о музыкальном воспитании детей). /Музыкальное воспитание в школе, выпуск 16, составитель О.А. Апраксина/ - М.: Музыка, 1985.
  88. Музыкальное воспитание в школе: Выпуск 3./Составитель Апраксина О.А./ М.: Музыка, 1964. — 92 с.
  89. Музыкальное воспитание в школе: Выпуск 11 ./Составитель Апраксина О.А./ М.: Музыка, 1976. — 136 с.
  90. Музыкальное воспитание в школе: Выпуск 16./Составитель Апраксина О.А./ М.: Музыка, 1985. — 92 с.
  91. И.А. О воспитании дирижера. Л., 1987.
  92. Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972.-383 с.
  93. Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога.
  94. Издание четвертое/- М.: Музыка, 1982.- 300 с.
  95. И.Н. Методология и методика организации профессиональной подготовки учителя музыки. Екатеринбург: УГПУ, 1997.- 10п/л
  96. Никольская Береговская К. Ф. Русская вокально — хоровая школа IX — XX веков. Мет. пособие. — М.: «Языки русской культуры», 1998.- 192 с.
  97. В.Я. Интегративный принцип в преподавании музыки. /Автореферат канд. диссертации/ М.: МИГУ, 1997. — 25 с.
  98. Д.Е. Музыкально певческое воспитание детей в общеобразовательной школе: Методическое пособие. — JL, 1972.-152 с.
  99. К.А. Теоретические основы дирижерской техники. JL: Музыка, 1984.- 160 с.
  100. К.А. О дирижерском жесте и его элементах. /Хоровое искусство: Сборник/ Л.: Музыка, 1967.- с. 42−75.
  101. Н.Д. О детском голосе. М., 1966.
  102. М.С., Самарин В. А., Уколова Л. И. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом: Учебное пособие для студентов муз. пед. факультетов. — М., 1999.
  103. .Д. Основы социально- психологической теории. М.: Мысль, 1971.-351 с.
  104. Н.М. Данилина: Письма. Воспоминания. Документы. Сборник статей. /Сост. ред. А.А. Наумов/- М.: Советский композитор, 1987.- 312 с.
  105. Памяти Александра Васильевича Свешникова. Статьи. Воспоминания/сост. С. С. Калинин. М.: Музыка, 1998. — 328 с.
  106. В.И. Музыкальная психология. /Издание 2-е, исправленное и дополненное/ М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.-384 с.
  107. К.К. Руководство хором. /Под редакцией К.Б. Птицы/ -М.: Музыка, 1964.-219 с.
  108. В.М. Психологическая коррекцияпрофессиональной музыкально — педагогической деятельности: Теория, проблемы, практика. М.: МГИМ им. А. Шнитке, 2000.- 246 с.
  109. К.Б. Мастера хорового искусства в Московской консерватории. М.: Музыка, 1970.- 119 с.
  110. К.Б. Очерки по технике дирижирования хором: материал к курсу техники дирижирования. М.- JL: Гос. муз. изд-во, 1948. — 157 с.
  111. Психологический словарь. /Под общей редакцией Ю.Л. Неймера/ -Ростов на — Дону: Феникс, 2003. — 637 с.
  112. Работа в хоре: Сборник статей. / под ред. Д.Л. Локшина/ -издательство ВЦСПС, ПРОФИЗДАТ, I960.- 294 с.
  113. Работа с детским хором. /Сборник под редакцией В.Г. Соколова/. -М.: Музыка, 1981.
  114. О.П. Музыкальное развитие детей. Учебное пособие в 2-х частях. М.: Владос, 1997. — 63 п/л
  115. Л.А. История русской музыки: от Древней Руси до «серебряного века»: Учеб. для студ. пед. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. — 384 с.
  116. Л.А. Подготовка учителя музыки в педагогическом университете (культурологическая концепция).//Творческая педагогика накануне нового века. Материалы I научно практической конференции. -М.: МПГУ, 1997. -128−131 с.
  117. Л.А. Русская художественная культура. М.: Владос, 1998.-600 с.
  118. С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М.: Педагогика, 1989, T.I. — 485 с.
  119. С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: АПН СССР, 1958.- 147 с.
  120. В.А. Хороведение и хоровая аранжировка: Учебное пособие. М.: ACADEMIA, 2002.- 352 с.
  121. В.О. На полях конкурсных программ .//Теория и практика хорового исполнительства. Певческое развитие ребенка. Сборникстатей. -М., 1999.- 17−22 с.
  122. В.О. Заметки о хоровой фактуре. МГИМ им. А. Шнитке, 2000. — 174 с.
  123. В.А., Подымова JI.C. Педагогика: инновационная деятельность М.: Магистр, 1997. — 221 с.
  124. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. М.: Школа — Пресс, 1995, — 383 с.
  125. В.И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учеб. пособие для вузов. М.: Шк. Пресса, 2000.-416 с.
  126. В.Г. Работа с хором. М., Музыка, 1967.- 227 с.
  127. М.И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения. М.: Моск. психол- соц. ин-т: Флинта, 1998.- 363 с.
  128. М.И. Общая психология: Функциональные явления человеческой психики. М.: Моск. психол.-соц. институт- Воронеж: изд-во МОДЕК, 2001.-352 с.
  129. Г. А. Школьный хор: Книга для учителя М.: Просвещение, 1981. — 191 с.
  130. Г. А. Музыка для всех. М.: Молодая гвардия, 1978.-206 с.
  131. Г. П. О формировании творческих способностей учащихся.//Творческая педагогика накануне нового века. Материалы I научно практической конференции/ - М.: МПГУ, 1997.- 39−41 с.
  132. Г. П. Теория и практика работы с детским хором: Учебное пособие для студентов пед. высш. учеб. заведений. М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 172 с.
  133. Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М.: Прометей, 1988. — 269 с.
  134. В.А. Избранные педагогические сочинения. В 3-хт. М: Педагогика, 1979. T.I. — 558 с.
  135. В.А. Разговор с молодым директором школы. 2-е изд. М.: Просвещение, 1982. — 206 с.
  136. В.А. Методика воспитания коллектива. М.: Просвещение, 1981. — 192 с.
  137. Тенета Бартенева Л. Б. Лебедев Константин Михайлович: Очерк о жизненном и творческом пути. — М., 2002. -128 с.
  138. .М. Психология музыкальных способностей. М.- Л.: АПН РСФСР, 1947. — 335 с.
  139. .М. Проблемы индивидуальных различий. М.: АПН РСФСР, 1961.-113 с.
  140. К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии.//Пед. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1988. Т. 5. -526 с.
  141. Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произв. М.: Просвещение, 1989. — 447 с.
  142. А. Лекции по введению в психоанализ. М.: Апрель-Пресс: Эксмо- Пресс, 2001. — 526 с.
  143. П.А. Музыкальное обучение и гуманная педагогика. //Проблемы содержания и методики учебного процесса в музыкальном колледже и вузе: Сборник научных статей. М.: МГИМ им. А. Шнитке, 2001.-с. 3−13.
  144. П.В., Попов B.C., Добровольская Н. Н. Методика музыкального воспитания: Учебное пособие. М.: Музыка, 1990.
  145. Хоровое искусство: Выпуск третий.//Сб. статей. М.: Музыка, 1977.- 142 с.
  146. Хоровое искусство: Сборник статей. Л.: Музыка, 1967. — 154 с.
  147. Г. М. Музыкально исполнительское искусство: Теория и практика. — СПб.: АЛЕТЕЙЯ, 2001. -320 с.
  148. Г. М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества. М.: Сов. композитор, 1988. — 384 с.
  149. Г. М. Психология музыкальной деятельности. М.: Интерпракс, 1994. — 372 с.
  150. В.Ф. Стили управления хором. Санкт — Петербург, 1995.- 53 с.
  151. П.Г. Хор и управление им. М.: Государственное музыкальное издательство, 1952.- 223 с.
  152. В. Некоторые особенности работы над выразительностью пения.//Музыкальное воспитание в школе. Выпуск 3. -М.: Музыка, 1964.
  153. Р. Жизненные правила для музыкантов. М.: Музгиз, 1959.-40 с.
  154. Р. О музыке и музыкантах: Сборник статей. Т. I М.: Музыка, 1975.-407 с.
  155. Р. О музыке и музыкантах: Сборник статей. Т. II М.: Музыка, 1978.-327 с.
  156. Д.Б. Избранные психологические труды: Проблемы возрастной и педагогической психологии М.: Межд. пед. акад., 1995. — 219 с.
  157. Д.Б. Психология игры. М.: Владос, 1999. — 358 с.
  158. Д.Б. Детская психология. (Развитие ребенка от рождения до семи лет) М.: Учпедгиз, 1960. — 328 с.
  159. В.И. Вокальная техника и ее парадоксы. /Издание второе/ СПб.: ДЕАН, 2002.- 128 с.
  160. .Л. Статьи. Воспоминания. Переписка. М., 1972.
  161. А.С. Русская вокальная школа. Исторический очерк развития от истоков до середины XIX столетия: Учебное пособие по курсу «История вокального искусства"/2-е издание, исправленное/-М., 2003. 96 с.
Заполнить форму текущей работой