Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогические условия формирования познавательной мотивации студентов вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Под мотивом понимаются в исследованиях самые различные психологические феномены: представления и идеи, чувства и переживания (Л.И.Божович), предметы внешнего мира (А.Н.Леонтьев), установки (А.Маслоу) и т. д. Дискуссионным является вопрос о том, к чему относятся мотивы и мотивация — к действию или деятельности. Все это делает изучение мотивации поведения человека насущной задачей психологической… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I.
  • ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА
    • 1. 1. Теория мотивации и учебной деятельности в психолого-педагогической литературе
    • 1. 2. Развитие познавательного интереса и творческой активности как условие формирования познавательной мотивации
    • 1. 3. Самостоятельная работа как основа формирования познавательной мотивации студентов вуза
    • 1. 4. Роль личности преподавателя в педагогическом процессе
  • ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
  • ГЛАВА II.
  • ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА
    • 2. 1. Изучение процесса формирования познавательной мотивации студентов вуза на констатирующем этапе работы и его результаты
    • 2. 2. Реализация процесса формирования познавательной мотивации студентов
  • ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Педагогические условия формирования познавательной мотивации студентов вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Происходящие в России политические, духовные и экономические преобразования привели к тому, что общество занято сегодня фундаментальным пересмотром движущих социальных механизмов. Речь идет, прежде всего, о демократической системе социального развития, что требует изменений и в системе образования. Образование выступает как основной фактор обеспечения культурного преобразования — непременного условия обновления социально-экономического уклада и всех аспектов жизнедеятельности общества.

В связи с этим в условиях реализации современной концепции высшего образования особую актуальность приобретает проблема обучения студентов, способных к самосовершенствованию, саморазвитию, к творческому преобразованию действительности. Поэтому в настоящее время в педагогической теории и практике актуальным является формирование познавательной мотивации личности, развитие творческой активности.

Мотивационная сфера является ядром личности. К настоящему времени разработано общее строение мотивации сферы учения, которая включает социальные, познавательные и творческие побуждения, их содержательные и динамические характеристики. В учебной деятельности студентов преобладают внутренние мотивы, т. е. самоутверждение, престижность, долг, необходимость в получении знаний, достижение определенных результатов.

Совершенствование системы преподавания, использование приемов проблемно-развивающего обучения, применение различных форм работы направлено на формирование у студентов положительного отношения к учению. Однако эта проблема до сих пор остается нерешенной.

Одной из причин, по нашему мнению, является то, что понятия «мотив», «мотивация» не получили еще в психологии однозначного толкования.

Под мотивом понимаются в исследованиях самые различные психологические феномены: представления и идеи, чувства и переживания (Л.И.Божович), предметы внешнего мира (А.Н.Леонтьев), установки (А.Маслоу) и т. д. Дискуссионным является вопрос о том, к чему относятся мотивы и мотивация — к действию или деятельности. Все это делает изучение мотивации поведения человека насущной задачей психологической и педагогической наукинеобходимо критическое рассмотрение существующих точек зрения на исследуемую проблему и поиск нового подхода к ее решению.

В психологической литературе целый ряд исследований посвящен проблеме развития мотивационной сферы студентов (И. А. Зимняя, В. В. Ищенко, Б. Б. Коссов, Ю. М. Орлов, Н. И. Петрова и другие). Исследовались также вопросы формирования мотивации учения в школьном возрасте (А.К.Маркова и другие). Также существуют педагогические исследования развития интеллектуально-познавательных мотивов учения: на уровне содержания учебного предмета, методов и средств обучения, взаимодействия преподавателя и студентовуделяется внимание организации педагогического общения, которое является существенным фактором формирования познавательной мотивации студентов.

Однако уже сегодня необходимо понимание того, что высшее педагогическое образование предъявляет более высокие требования к организации образовательного процесса, к совершенствованию традиционных и разработке новых образовательных технологий.

Анализ теории и практики по формированию познавательной мотивации студентов позволил выделить следующие противоречия между: высокой актуальностью формирования познавательной мотивации студентов в системе высшего образования и недостаточной разработанностью этого вопроса в педагогической теориивозможностями высшего образования в формировании познавательной мотивации студентов и недостаточным уровнем реализации этих возможностей в данной системе.

Таким образом, актуальность избранной нами темы исследования определяется недостаточной теоретической разработанностью проблемы и практическими нуждами формирования познавательной мотивации студентов с целью воспитания творческой личности, всестороннее развитого будущего профессионала.

Разрешение указанных противоречий определило проблему исследования: каковы педагогические условия обеспечения эффективности формирования познавательной мотивации студентов вуза?

Цель исследования: выявление и экспериментальное обоснование педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования познавательной мотивации студентов.

Объект исследования: процесс формирования познавательной мотивации студентов.

Предмет исследования: педагогические условия формирования познавательной мотивации студентов.

Гипотеза исследования. Процесс формирования познавательной мотивации студентов вуза будет успешным, если:

— уточнена педагогическая сущность процесса формирования познавательной мотивации студентов;

— теоретически обоснована и разработана модель формирования познавательной мотивации студентов вуза;

— выявлены педагогические условия эффективности познавательной мотивации студентов, осуществляемой путем комплексного воздействия на эмоциональную, когнитивную и креативную сферы личности;

— разработан и экспериментально проверен комплекс критериев и показателей процесса формирования познавательной мотивации студентов.

В ходе работы решались следующие задачи:

1. Проанализировать и обобщить психолого-педагогические исследования, посвященные проблеме формирования познавательной мотивации личности.

2. Теоретически обосновать и разработать модель формирования познавательной мотивации студентов.

3. Выявить педагогические условия формирования познавательной мотивации студентов.

4. Определить и экспериментально проверить комплекс критериев и показателей, обеспечивающих эффективность процесса формирования познавательной мотивации студентов.

Методологическую основу исследования составляют философские положения о всеобщей связи, целостности, взаимозависимости явлений и процессов окружающего мира, о биологической, социальной, психической и духовной сущности человека, о человеке как субъекте общественных отношений, о деятельности как активной форме взаимодействия и о человеке как субъекте деятельности, положения педагогики и психологии о целостности педагогического процесса, о личностно-деятельностном подходе в системе образования и воспитания.

Теоретической основой исследования явились философские положения о деятельности личности и ее продуктивной активностиидеи гуманизации и гуманитаризации образованияпринципы системного подхода к изучению психических процессов, свойств личности и деятельности (К.А.Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, Л. И. Божович, JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, Б. Б. Коссов, С.Л.Рубинштейн) — идеи о психолого-педагогической культуре (К.А.Абульханова-Славская, В. В. Зеньковский, Н. В. Кузьмина, Б. Т. Лихачев, А. В. Мудрик, В. А. Сластенин, К. Д. Ушинский, Е.Н.Шиянов) — теории ценностных ориентаций (Н.Д.Никандров, В. А. Сластенин, К. Д. Ушинский, Е.Н.Шиянов) — теории формирования мотивации учебной деятельности (И.А.Зимняя, Е. П. Ильин, Г. И. Щукина,.

A.К.Маркова, Б.Б.Коссов) — психолого-педагогические концепции развивающего обучения (В.В.Давыдов, Д. Б. Эльконин, И.С.Якиманская) — теория профессионально-педагогической деятельности (Н.В.Кузьмина,.

B.А.Сластенин) — положение о единстве познания и переживания (JI.K. Яковлева) — технологии педагогического процесса (В.В.Давыдов, В.А.Сластенин).

Методы исследования определялись целью, задачами, гипотезой решаемой проблемы. Осуществлялись: теоретический анализ психолого-педагогической литературыизучение, обобщение педагогического опытаметоды эмпирического исследования (наблюдение, тестирование, анкетирование) — метод социологического исследования (опрос) — организовывался педагогический эксперимент, проводился качественный и количественный анализ его результатов.

Опытно-экспериментальной базой исследования послужил Шуйский государственный педагогический университет. Всего в эксперименте приняло участие 198 студентов факультета педагогики и психологии.

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось с 2002 года по 2006 г. и включало три этапа.

Первый этап (2002;2003 гг.) — поисково-теоретический — изучалась психолого-педагогическая литература отечественных и зарубежных авторов по проблеме исследования, определялись понятийный аппарат и методология исследования, проводился отбор эмпирических данных о состоянии сформированности познавательной мотивации студентов, проводился констатирующий эксперимент, разрабатывались экспериментальные материалы и осуществлялась частичная их проверка.

Второй этап (2003;2005 гг.) — опытно-экспериментальныйразрабатывалась экспериментальная программа, выявлялись педагогические условия формирования познавательной мотивации студентов, определялись содержание, методы и формы формирования познавательной мотивации студентов, уточнялась программа исследования, анализировались полученные результаты, проводился формирующий эксперимент.

Третий этап (2005;2006 гг.) — обобщающий — проводилась обработка, систематизация результатов исследования, формулировались выводы, осуществлялось литературное оформление диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Раскрыта сущностная характеристика процесса формирования познавательной мотивации студентов вуза.

2. Разработана и теоретически обоснована модель формирования познавательной мотивации студентов, включающая личностно-рефлексивный, ценностно-мотивационный и содержательно-операционный компоненты.

3. Выявлены педагогические условия эффективности процесса формирования познавательной мотивации студентов вуза, включающие:

— развитие у студентов потребности расширить профессиональные знания и познавательные творческие возможности;

— опору на самостоятельную деятельность студентов;

— интеграцию самостоятельной работы студентов с опытом использования современных педагогических и информационных технологий;

— взаимосвязь формирования познавательной мотивации и развития творческой активности личности;

— личностные качества преподавателя, создающие творческую атмосферу общения.

4. Определены содержание, методы и формы формирования познавательной мотивации студентов.

Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении базовых понятий «мотив», «мотивация», «познавательная мотивация», определении компонентов формирования познавательной мотивации студентов вуза, установлении уровней сформированности познавательной мотивации (низкий, средний, высокий).

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

— выводы по результатам исследования свидетельствуют о существенном повышении уровней познавательной мотивации студентов в учебном процессе вуза;

— разработаны и внедрены педагогические условия, способствующие формированию познавательной мотивации студентов вуза;

— результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности вузов в области формирования у студентов ителлектуально-познавательных мотивов учебной деятельности, а также для создания учебных пособий, программ.

Достоверность полученных результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных теоретических позиций, длительным характером изучения педагогического процесса и организацией опытно-экспериментальной работы со студентами вуза, комплексом теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его целям и задачам, достаточным объемом выборки в проведении опытно-экспериментальной работы.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось в ходе обсуждения на заседаниях кафедры непрерывного педагогического образования, кафедры лингвистического образования Шуйского государственного педагогического университетаМеждународной научно-практической конференции «Образование в XXI веке: этика, религиоведение, педагогика» (г. С.-Петербург, 2003) — VI Всероссийской научно-практической конференции «Качество образования. Система непрерывного педагогического образования» (г. Ростов — на — Дону, 2005 г.) — межвузовских научно-практических конференциях «Профилактика аддиктивного поведения учащейся молодежи» (г. Шуя, 2003 г.) — «Роль самостоятельной работы в подготовке студентов к профессиональной деятельности» (г. Шуя, 2003 г.) — региональной научно-практической конференции «Наука и образование глазами молодых ученых» (г. Шуя, 2006 г.).

Положения, выносимые на защиту:

1. Формирование познавательной мотивации в вузе представляет собой процесс, учитывающий развитие творческого потенциала, познавательных интересов студентов, самостоятельность как важное качество личности.

2. Модель формирования познавательной мотивации студентов вуза включает личностно-рефлексивный, ценностно-мотивационный и содержательно-операционный компоненты.

3. Реализации предложенной модели способствует комплекс педагогических условий: развитие у студентов потребности расширить профессиональные знания и познавательные творческие возможностиопора на самостоятельную деятельность студентовинтеграция самостоятельной работы студентов с опытом использования современных педагогических и информационных технологийвзаимосвязь формирования познавательной мотивации и развития творческой активности личностиличностные качества преподавателя, создающие творческую атмосферу общения.

4. Основные методы и формы формирования познавательной мотивации предусматривают вовлечение студентов в самостоятельную исследовательскую деятельность, творческий поиск.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (220 наименований) и 9 приложений.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

1. Одним из факторов становления основ формирования познавательной мотивации студентов является разработка педагогических условий, создающих благоприятную среду для востребования ценностного потенциала личностных структур сознания студентов. Формирование познавательной мотивации студентов вуза включает личностно-рефлексивный, ценностно-мотивационный и содержательно-операционный компоненты.

2. Положительная динамика в формировании познавательной мотивации студентов достигается следующими педагогическими условиями:

— развитием у студентов потребности расширить профессиональные знания и познавательные творческие возможности;

— опорой на самостоятельную деятельность студентов;

— интеграцией самостоятельной работы студентов с опытом использования современных педагогических и информационных технологий;

— взаимосвязью формирования познавательной мотивации и развития творческой активности личности;

— личностными качествами преподавателя, создающими творческую атмосферу общения.

Разработанный в исследовании методический комплекс формирования познавательной мотивации студентов вуза, включающий интегрированное содержание занятий, эвристические методы обучения, исследовательские формы работы оказался эффективным, так как более чем в три раза увеличилось количество студентов, имеющих высокий уровень направленности на приобретение знаний, т. е. наблюдалась положительная динамика формирования познавательной мотивации студентов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Ядром личности человека, по мнению большинства исследователей, является мотивационная сфера. В психолого-педагогической науке в русле теории учебной деятельности разработано общее строение мотивации сферы учения, которая включает социальные, познавательные и творческие побуждения (мотивы), их содержательные и динамические характеристики.

Мотивация — это сложный механизм, который регулирует соотнесение личностью внешних и внутренних факторов поведения, а под мотивом понимается сложное психологическое образование, побуждающее человека к сознательной деятельности и действиям.

В процессе формирования познавательной мотивации необходимо учитывать особенности личности, в частности личности студентов, для которых важны мотивы самоутверждения, престижности, долга, необходимости в получении знаний, достижении определенных результатов.

Таким образом, на основе анализов результатов проведенного исследования сформулированы выводы:

1. Изучена степень разработанности в педагогической теории и практике проблемы формирования познавательной мотивации студентов вуза. Показано, что данная проблема является важной в педагогической науке, так как формирование мотивационной сферы личности, в частности, познавательной мотивации, — это актуальная педагогическая задача по воспитанию нравственности, формированию интересов, привычек, т. е. формирование целостной личности. При формировании познавательной мотивации студенты вовлекаются в самостоятельную исследовательскую деятельность, творческий поиск.

2. Определена сущностная характеристика формирования познавательной мотивации студентов вуза, представляющая собой педагогически организованный процесс, предполагающий создание условий для комплексного воздействия на эмоциональную и когнитивную сферы личности, учитывающий развитие творческого потенциала, познавательных интересов студентов, самостоятельность как важное качество личности.

3. Разработана модель формирования познавательной мотивации студентов вуза, включающая личностно-рефлексивный, ценностно-мотивационный и содержательно-операционный компоненты, имеет своим результатом высокий уровень сформированности познавательной мотивации.

4. Экспериментально доказано, что процесс формирования познавательной мотивации студентов вуза эффективен при соблюдении взаимосвязанных педагогических условий, среди которых основными являются: развитие у студентов потребности расширить профессиональные знания и познавательные творческие возможности, опора на самостоятельную деятельность студентовинтеграция самостоятельной работы студентов с опытом использования современных педагогических и информационных технологийвзаимосвязь формирования познавательной мотивации и развитие творческой активности личностиличностные качества преподавателя, создающие творческую атмосферу общения.

Полученные опытно-экспериментальным путем результаты позволили подтвердить гипотезу и обозначить проблемы, требующие дальнейшей разработки.

Проведенное нами исследование решает не все вопросы, связанные с формирование познавательной мотивации студентов и требует дальнейшего изучения. Перспективами исследования может быть разработка такой важной педагогической проблемы, как создание системы формирования познавательной мотивации студентов при обучении различным вузовским дисциплинам.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , З.А. Проектирование студентами педвуза профессиональной стратегии / 3. А. Абасов // СОЦИС. 2006. — № 4. — С. 105−110.
  2. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К. А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1980. — 344 с.
  3. , Б. Г. Избр. психол. труды: в 2 т./Б.Г.Ананьев. М.: Педагогика, 1980. — Т. 1. — 230 с.
  4. , Б. Г. Психология и проблемы человековедения /
  5. Б. Г. Ананьев. М.: Ин-т практич. психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1996.-384 с.
  6. , Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев СПб.: Питер, 2002.-288 с.
  7. , А. И. Воспитание и интерес при обучении / А. И. Анастасиев.- СПб., 1903.- 121 с.
  8. , Т. А. Педагогическая поддержка как реальность современного образования / Т. А. Анохина // Новые ценности образования. -М., 1996.-С. 17−21.
  9. , А. Самостоятельная работа студентов / А. Алханов // Высшее образование в России. М., 2005. — № 11. — С. 86−89.
  10. , К. Ш. Формирование ценностных ориентаций будущих учителей / К. Ш. Ахияров // Педагогика. 2002. — № 3. — С. 50−54.
  11. , Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: методические основы / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  12. , Г. С. Особенности культуры глубинного общения / Г. С. Батишев // Диалектика общения. М., 1987. — С. 12−17.
  13. , Н. В., Педагогика: учебник для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. СПб.: Питер, 2004. — 304 с.
  14. , Д. Б. Пути к творчеству / Д. Б. Богоявленская. М.: Знание, 1981.-96 с.
  15. , Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д. Б. Богоявленская. Ростов-н/Д: Изд-во Ростов, ун-та, 1983. -68 с.
  16. , Д. Б. Психология творческих способностей / Д. Б. Богоявленская. М.: Академия, 2002. — 320 с.
  17. , Р. Р. Особенности мотивации и целеобразования в учебной деятельности студентов младших курсов / Р. Р. Бибрих, И. А. Васильев // Вестник МГУ. 1987.- № 2.- С. 28−33.
  18. , С. В. Некоторые особенности мотивации поступления в педагогический вуз / С. В. Бобровицкая. // Психологическая служба образования: материалылы докл. конф. в г. Сочи.- СПб., 1997.-С. 3740.
  19. , Е. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учебное пособие / Е. Б. Бондаревская,
  20. С. В. Кульневич. М., Ростов-н/Д.: Феникс, 1999. — 221 с.
  21. , Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская.- Ростов-н/ Д.: Феникс -2000.- 184 с.
  22. , JI. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович.- М.: Просвещение, 1968. 298 с.
  23. , Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Л. И. Божович.- М.: Просвещение, 1972. 263 е.
  24. , Л.И. Избр. психол. труды. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. М.: Наука, — 1980. — 265 с.
  25. , Дж. О познавательном развитии: исследования развития познавательной деятельности / Дж.Брунер.-М.: Просвещение, 1971.- 186 с.
  26. , И. А. Мотивация и контроль за действием /
  27. И. А. Васильев, М. Ш. Магомед-Эминов.- М.: Изд-во МГУ, 1991. 143 с.
  28. , JI. В. Формирование ценностных установок студента на творческую самореализацию / Л. В. Ведерникова // Педагогика. 2003. -№ 8. — С. 47−53.
  29. , А. А. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении / А. А. Вербицкий, — М.: Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 2000. 200 с.
  30. , В. К. Психологические механизмы мотивации человека / В. К. Вилюнас.- М.: Изд-во МГУ, 1990. 288 с.
  31. Возрастная и педагогическая психология / В. В. Давыдов и др.- под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1981. — 288 с.
  32. , Т. Н. Культура общения / Т. Н. Волкова.- Иваново: ИвГУ, 1993.- 86 с.
  33. , Т. Н. Педагогическая лингвокультурология / Т. Н. Волкова.- Иваново: ИвГУ, 2000. 112 с.
  34. , Л. С. Педагогическая психология / Л.С.Выготский- под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика. Пресс, 1996. — 536 с.
  35. , Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский.- Ростов-н/Д.: Феникс, 1998.-344 с.
  36. , Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. -М.: Смысл, ЭКСМО, 2003. 1136 с.
  37. , Е. Организация самостоятельной работы студентов / Е. Галицких // Высшее образование в России. 2004. -№ 6. — С. 160−163.
  38. , Г. Воспитательный потенциал гуманитарного образования в современных условиях / Г. Габдуллин // Альма матер. -2006. -№ 2.-С. 43−45.
  39. , С. А. Ценностно-мотивационные особенности студентов и тенденции их динамики / С. А. Галонова, Н. А. Мартынова // Акмеология. -2005.-№ 4.-С. 78−85.
  40. , JI. А. Профессиональное развитие человека как субъекта деятельности / Л. А. Головей // Акмеология. 2003. — № 3. — С. 62−66.
  41. , И. 3. Актуальные проблемы воспитания будущих учителей / И. 3. Гликман // Альма матер. 1999. — № 8. — С. 32-35.
  42. , И. 3. Управление самостоятельной работой студентов (системное стимулирование) / И. 3. Гликман- М.: Логос, 2002. 112 с.
  43. , Ж. Что такое психология/Ж. Годфруа. Т. 1.- 1984.318с.
  44. , Н. Ф. Самообразование студентов в условиях заочной формы обучения / Н. Ф. Голованова // Советская педагогика. 1988. — № 1. -С. 75−76.
  45. , В. Мотивация достижения и ее развитие в процессе учебной деятельности: Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте / В. Грабал.- М.: Просвещение, 1980. 240 с.
  46. , В. Некоторые проблемы мотивации учебной деятельности учащихся / В. Грабал. //Вопросы психологии. 1987. — № 1.- С.19−23.
  47. , М. Образование взрослых как механизм социальных преобразований / М. Громкова // Новые знания. 2004. — С. 6−8.
  48. , Е. С. Гуманитарные дисциплины и становление личности / Е. С. Гуртовой, И. Ю. Добродеева, Б. Б. Коссов // Высшее образование в России. 1997. — № 4. — С. 60−67.
  49. , Е. С. Психологические вопросы подготовки и труда учителя малокомплектной школы в новых экономических условиях / Е. С. Гуртовой.- Шуя: ШГПУ, 1997. 78 с.
  50. , Е. С. Подготовка педагогических кадров к работе в сельской школе / Е. С. Гкуртовой, И. Ю. Добродеева. М.: АСОП и Р РФ, 2000.-58 с.
  51. , В. В. Формирование учебной деятельности школьника
  52. В. В. Давыдов, Й. Ломшер, А. К. Маркова. М.: Просвещение, 1982. -319с.
  53. , В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов.-М.: ИНТОР, 1996.- 320 с.
  54. , В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования /
  55. В. В. Давыдов. М.: Академия, 2004. — 288 с.
  56. , В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. -М.: Русский язык Медиа, 2005. Т. 1. — 708 с.
  57. , И. А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности / И. А. Джидарьян // Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974. — С. 63−67.
  58. , А. Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка / А. Д. Дейкина. М.: Просвещение, 1990. — 175 с.
  59. , А. Д. Формирование у школьников взгляда на родной язык как национальный феномен при обучении русскому языку в средней школе: Автореф. дис. докт. пед. наук. 13.00.02. / А. Д. Дейкина.- М., 1994. -23 с.
  60. , А. Б. Воспитателю о психологии и психология общения / А. Б. Добрович. М.: Просвещение, 1987. — 207 с.
  61. , А. Руководство к образованию немецких учителей / Хрестоматия по истории педагогики: для пед. ин-тов и училищ / сост. И. Е. Лавкин, М. В. Макаревич и А. X. Рычагов. Минск, 1971. — 360 с.
  62. , Б. И. Эмоции как ценность / Б. И. Додонов М.: Просвещение, 1978. — 149 с.
  63. , М. А. Направленность процесса обучения в советской школе. Его движущие силы / М. А. Данилов и др.- под ред. Б. П. Есипова. -М.: Просвещение, 1967. 211 с.
  64. , В. И. Теория обучения: современная интерпретация: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений
  65. В. И. Загвязинский. М.: Академия, 2001. — 192 с.
  66. , В. И. Стратегические ориентиры и реальная политика развития образования / В. И. Загвязинский // Педагогика. 2005. — № 6. — С. 10−14.
  67. , С. Психология мотивации / С. Занюк. Киев: Эльга — Н, Ника-Центр, 2001.-352 с.
  68. , И. А. Психология обучения неродному языку / И. А. Зимняя. М.: Русский язык, 1989. — 160 с.
  69. , И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И. А. Зимняя. М.: Логос, 2004. — 384 с.
  70. , Е. Р. Личностно ориентированное профессиональное образование / Е. Р. Зеер, Г. М. Романцев // Педагогика. 2002.- № 3. — С. 1621.
  71. , В. А. Психологические механизмы волевой регуляции / В. А. Иванников. М.- Просвещение, 1991. — 254 с.
  72. , Н. Образование взрослого человека в современном мире / Н. Игнатова // Альма матер. 2005. — № 9. — С. 42−47.
  73. , Е. П. Сущность и структура мотива / Е. П. Ильин // Психологический журнал. 1995. — № 2. — С.32−37.
  74. , Е. П. Мотивация и мотив: теория и методы изучения / Е. П. Ильин. Киев: Эльга-Н, Ника-Центр, 1998. — 287 с.
  75. , Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2000.-512 с.
  76. , Б. Формирование профессиональной мотивации / Б. Илькевич//Альма матер.-2001.-№ 8.-С. 11−15.
  77. , И. В. Ситуативное развитие мотивации и установка / И. В. Имедадзе // Вопросы психологии. 1989. — № 2. — С. 13−18.
  78. , И. И. Структура процесса учения / И. И. Ильясов. М.: Просвещение, 1986. — 260 с.
  79. , И. И. Новый взгляд на умственное развитие и развивающее обучение / И. И. Ильясов // Вопросы психологии.- 1996. № 3. -С. 31−34.
  80. , Д. Б. Прекрасное побуждает доброе. / Д. Б. Кабалевский. М.: Педагогика, 1973. — 253 с.
  81. , О. М. Культура речевого общения. Теория и практика обучения / О. М. Казарцева. М.: Наука, 1998. — 496 с.
  82. Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении / В. А. Кан-Калик. М.: Педагогика. 1987. — 284 с.
  83. Кан-Калик, В. А. Педагогическое творчество / В. А. Кан-Калик. -М.: Педагогика, 1990. 144 с.
  84. , П. Ф. Педагогический процесс / П. Ф. Каптерев. М.: Просвещение, 1989. — 227 с.
  85. , JI. П. Формирование мотивов деятельности школьников / JI. П. Кичатинов. М.: Педагогика, 1989. — 254 с.
  86. , Г. А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам / Г. А. Китайгородская. М.: Высшая школа, 1982.192 с.
  87. , И. Заочное обучение: новые подходы / И. Кириллова // Учитель. 2002. — № 6. — С. 47−49.
  88. Кон, И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1989. — 255 с.
  89. , В. И. К проблеме мотивов / В. И. Ковалев // Психологический журнал. -1991. № 5, — С. 26−33.
  90. , Б. Б. Актуальные проблемы и перспективы развития психодиагностики / Б. Б. Коссов // Психологический журнал. 1985. — № 4.-С. 41−45.
  91. , Б. Б. Творческое мышление, восприятие и личность / Б. Б. Коссов. М.: Просвещение, 1997. — 148 с.
  92. , Б. Б. Личность и педагогическая одаренность: новый метод / Б. Б. Коссов. М.: Просвещение, 1998. — 128 с.
  93. , Б. Б. Личность: теория, диагностика и развитие / Б. Б. Коссов. М.: Академический проект, 2000. -240 с.
  94. , В. С. Анализ мотивов выбора учащимися любимых стихотворений / В. С. Клевченя, Н. А. Олешкевич // Вопросы психологии. -1976.-№ 1.-С. 11−17.
  95. , В. Н. Динамика отношений студентов к учению в педагогическом вузе / В. Н. Косырев, В. А. Сластенин, М. И. Старов // Вопросы психологии. 1985. -№ 3. — С. 34−39.
  96. , Т. Н. Ценностно-целевые приоритеты модернизации современного российского образования / Т. Н. Кочкаева // Социально-гуманитарные знания. 2005. — № 6. — С. 53−64.
  97. , Р. Л. Влияние мотивационной сферы личности на ее статус в коллективе старшеклассников: Мотивы учебной и общественно-полезной деятельности школьников и студентов / Р. Л. Кричевский. М.: Просвещение, 1980. — 286 с.
  98. , И. А. Мониторинг социально-психологического портрета студента вуза / И. А. Крутий // Стандарты и мониторинг. 2004. — № 2.1. С. 32−34.
  99. , В. А. Основы педагогической психологии / В. А. Крутецкий. М.: Просвещение, 1972. — 279 с.
  100. , В. А. Психология обучения и воспитания школьников / В. А. Крутецкий. М.: Просвещение, 1976. — 303 с.
  101. , Н. В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся / Н. В. Кузьмина. // Вопросы психологии.- 1984. № 1.- С. 17−22.
  102. , Н. В. Способности, одаренность, талант учителя / Н. В. Кузьмина. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. — 124 с.
  103. , Н. В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища / Н. В. Кузьмина. -М.: Высшая школа, 1989. 166 с.
  104. , Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н. В. Кузьмина. М.: Высшая школа, 1990.-118 с.
  105. , Н. В. Закономерности акмеолого-ориентированного становления профессионализма учителя / Н. В. Кузьмина // Акмеология. -2003. № 4. — С. 50−54.
  106. , С. В. Педагогика личности от концепций до технологий: учебно-практическое пособие для учителей / С. В. Кульневич. -Ростов/Д.: Учитель, 2001. 259 с.
  107. , Н. В. На пути к профессиональному совершенству / Н. В. Кухарев. -М.: Просвещение, 1990. 159 с.
  108. , В. Н. Высшее педагогическое образование без отрыва от основной деятельности: история, современное состояние, перспективы /
  109. В. Н. Лазарев // Социально-гуманитарные знания. 2004. — № 5. — С. 139 157.
  110. , Г. Организация самостоятельной работы студентов / Г. Ларионова // Педагогика. 2003. — № 4. — С. 107−109.
  111. , А. Н. Потребности, мотивы и сознание / А. Н. Леонтьев.-М.: Просвещение, 1966. 316 с.
  112. , А. Н. Деятельность, сознание, личность: в 2 т. / А. Н. Леонтьев. М.: Педагогика, 1983. Т. 2. — 392 с.
  113. , А. Н. Потребности, мотивы, эмоции / А. Н. Леонтьев. -М.: Изд. МГУ, 1984.- 164 с.
  114. , А. А. Педагогическое общение / А. А. Леонтьев. М.: Смысл, 1997.-365 с.
  115. , М. М. Технология профессионального педагогического образования / М. М. Левина. М.: Академия, 2001. — 272 с.
  116. Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. М.: Советская энциклопедия, 1990. — 675 с.
  117. , Б. Ф. Категории общения и деятельности / Б. Ф. Ломов // Вопросы философии. 1979. — № 8. — С. 21−25.
  118. , И. Мотивы обучения взрослых / И. Луобикене, Э. Буткявичене // СОЦИС. 2006. — № 5. — С. 140−143.
  119. Магомед-Эминов, М. Ш. Психодиагностика мотивации / М. Ш. Магомед-Эминов // Общая психодиагностика.- М., 1987. 18−26.
  120. , А.К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников / А. К. Маркова, А. Б. Орлов, Л. М. Фридман. М.: Просвещение, 1983. — 240 с.
  121. , А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А. К. Маркова. М.: Просвещение, 1983.- 96 с.
  122. , А. К. Формирование мотивации учения / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. М.: Просвещение, 1990. — 192 с.
  123. , А. К. Психология труда учителя / А. К. Маркова. М.: Просвещение, 1993.- 192 с.
  124. , А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. -М.: Просвещение, 1996.-308 с.
  125. , А. Мотивация и личность / А. Маслоу, — М.: Знание, 1999. -330 с.
  126. , A.M. Концепция творческой одаренности / А. М. Матюшкин // Вопросы психологии. 1989.- № 6.- С. 26−29.
  127. , М. В. Мотивации учения младших школьников / М. В. Матюхина. М.: Педагогика, 1984. — 144 с.
  128. , М. И. Организация проблемного обучения в школе
  129. М. И. Махмутов. М.: Педагогика, 1985. — 184 с.
  130. , Н. А. Взаимоотношение слова и образа в процессе усвоения знаний школьниками / Н. А. Менчинская. М: Педагогика, 1954. -431 с.
  131. , А.С. Субъективные модели личностно-профессионального развития управленческих кадров на этапе получения психологического образования / А. С. Мельничук // Акмеология. 2005. -№ 1.-С. 38−46.
  132. Мелик-Пашаев, А. А. Гуманизация образования: проблемы и возможности / А. А. Мелик-Пашаев // Вопросы психологии. 1989. — № 5. -С. 20−23.
  133. , М. Я. Развитие лингвистического мышления учащихся / М. Я. Микулинская. М.: Педагогика, 1989. — 142 с.
  134. , Н. А. Дополнительное образование в современной России / Н. А. Морозова // Педагогика. 2003. — № 8. — С. 31−34.
  135. , JI.M. Учитель как личность и профессионал / Л. М. Митина. М.: Академия, 2004. — 320 с.
  136. Мотивация учения / под ред. М. В. Матюхиной. М.: Просвещение, 1976. — 208 с.
  137. , А. В. Педагогические проблемы свободного общения старшеклассников: Автореф.дис.. канд.пед.наук. 13.00.01 / А. В. Мудрик. -М., 1970.-23 с.
  138. , А. В. О воспитании старшеклассников / А. В. Мудрик. -М.: Просвещение, 1981. 176 с.
  139. , Б. М. Эмоционально-образное познание в развитии человека / Б. М. Неменский // Вопросы психологии. 1991. — № 3. — С. 9−12.
  140. , Н. Д. Современная высшая школа / Н. Д. Никандров. М.: Знание, 1998. — 334 с.
  141. , Э. М. Реформа российского образования и повышения квалификации педагогов / Э. М. Никитин // Методист. 2006. — № 2. — С. 2−7.
  142. , М. А. Интеллектуальные игры для школьников / М. А. Нянковский. Ярославль: Академия развития, 1997. — 241 с.
  143. , С. И. Словарь русского языка / под ред. JI. И. Скворцова.- М.: ОНИКС 21 век: Мир и образование, 2004. 1200 с.
  144. , Ю. М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов вуза / Ю. М. Орлов. М.: Педагогика, 1984. — 274 с.
  145. Педагогика: учебное пособие для студ-ов пед. вузов / под ред. П. И. Пидкасистого.- М.: Педагогическое общество России, 2005.- 593 с.
  146. Педагогика / М. Е. Вайндорф-Сысоева и др.- под ред. J1. П. Крившенко. М.: Проспект, 2004. — 280 с.
  147. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. М.: БСЭ, 2003. — 528 с.
  148. , А. Развитие творческого потенциала студентов / А. Перевалова // Учитель. 2006. — № 3. — С. 76−79.
  149. , В. А. Личность в психологии: парадигма субъективности / В. А. Петровский. -Ростов-н/Д.: Феникс, 1996.-272 с.
  150. , П. И. Самостоятельная деятельность учащихся / П. И. Пидкасистый. М.: Педагогика, 1972. — 181 с.
  151. , П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении / П. И. Пидкасистый. М.: Педагогика, 1980. — 243 с.
  152. , П. И. Искусство преподавания: первая книга учителя / П. И. Пидкасистый. -М.: Российск. пед. агентство, 1998. 184 с.
  153. , Р. А. Мотивация спортивной деятельности / Р. А. Пилоян.- М.: Педагогика, 1984. 263 с.
  154. , Ж. Психология интеллекта / Ж. Пиаже. М.: Междунар. пед. академия, 1994. — 680 с.
  155. , Е. С. Новые педагогические технологии / Е. С. Полат- М.: Знание, 1997.-242 с.
  156. , Н. А. О теоретических основах воспитания познавательной самостоятельности школьников в обучении
  157. Н. А. Половникова.- Казань. Татарск. книжн. изд-во, 1968. 317 с.
  158. Практическая психодиагностика. Методика и тесты. Учебное пособие. Самара: БАХРА-М, 2005. — 672 с.
  159. Плотникова, О. Самостоятельная работа студентов
  160. О. Плотникова, В. Суханова // Высшее образование в России. 2005. — № И. -С. 86−89.
  161. , В. Н. Преемственность в системе непрерывного образования / В. Н. Проскуркин // Педагогика. 2005. — С. 41−46.
  162. , Г. С. Влияние особенностей саморегуляции деятельности на профессиональное самоопределение старшеклассников /
  163. Г. С. Прыгин. В. И. Степанский, В. П. Фарютин // Вопросы психологии. -1987.- № 4.- С. 20−24.
  164. Психология: словарь / под ред. А. В. Петровского, М. Т. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  165. Психология и педагогика / под ред. А. А. Радугина,. М.: Просвещение, 1999.-314 с.
  166. Развитие мотивационно-познавательной сферы личности школьника в условиях учебной деятельности: сб. науч. работ. Вып. 1
  167. М-во образования РФ, Волгоградский гос. пед. ин-т. Волгоград: ВГПИ, 1985.-58 с.
  168. Развитие творческого потенциала личности школьника / под ред. Е. Л. Яковлевой. М.: ВИНИТИ, 1996. — 211 с.
  169. Развитие творческой активности школьников / под ред
  170. А. М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1992. — 168 с.
  171. , И. И. Личность. Индивидуальность. Общество. / И. И. Резвицкий. М.: Политиздат, 1984. — 322 с.
  172. , И. А. Формирование мотивации самообразования / И. А. Редковец // Советская педагогика. 1987. -№ 3. — С. 36−40.
  173. , С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2002. — 720 с.
  174. Русский язык, энциклопедия / под ред. Ю. Н. Караулова. М.: БРЭ- Дрофа, 2003.-704 с.
  175. , М. Г. Мотивация учебной и коммерческой деятельности студентов / М. Г. Рогов. // Высшее образование в России. 1998. — № 4.1. С. 90−96.
  176. , Н. Организация самостоятельной работы студентов в контексте инновационного обучения / Н. Росина // Высшее образование в России. 2006. — № 7. — С. 109−114.
  177. Сафина, 3. Н. Ценности и мотивации взрослых обучающихся как ресурс личностно-профессионального развития / 3. Н. Сафина // Дополнительное профессиональное образование. 2004. — № 4. — С. 28−31.
  178. , В. Самостоятельная работа студентов: актуальные проблемы / В. Сенашенко, Н. Жалкина // Высшее образование в России. -2006. -№ 7. С. 102−109.
  179. , Н. И. Влияние инноваций на формирование мотивации обучения современных школьников: Автореф. дис.. канд.социол.наук. 22.00.01. / Н. И. Сивкова. Екатеринбург, 1999.-21 с.
  180. , В. П. Диагностика личности и деятельности преподавателя и обучаемых / В. П. Симонов.- М.: Просвещение, 2004. -298 с.
  181. , М. Н. Совершенствование процесса обучения / М. Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1971. — 205 с.
  182. , М. Н. Методология и методика педагогических исследований / М. Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1986. — 152 с.
  183. , В. А. Педагогика: учебное пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко. М.: Школа-Пресс, 2000. — 512 с.
  184. , В. А. Психология и педагогика: учебное пособие для вузов / В. А. Сластенин, В. П. Каширин. М.: Академия, 2001. — 576 с.
  185. , JI. Д. Педагогическая психология / Л. Д. Столяренко. Ростов-н/Д.: Феникс, 2000. — 504 с.
  186. , Л. Д. Основы психологии / Л. Д. Столяренко. -Ростов-н/Д.: Феникс, 2003. 704 с.
  187. , В. В. Культура речи. Культура общения / В. В. Соколова. М.: Просвещение, 1996. — 107 с.
  188. , Т. М. Развитие профессиональной компетенции будущего учителя средствами интегрированного учебного содержания / Т. М. Сорокина // Начальная школа. 2004. — № 2. — С. 110−114.
  189. , В. А. О воспитании / В. А. Сухомлинский.- М.: Политиздат, 1985. 270 с.
  190. , В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. -Киев: Радяньска школа, 1988. 272 с.
  191. , В. А. Как воспитать настоящего человека / В. А. Сухомлинский. -М.: Педагогика, 1990.-288 с.
  192. , Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н. Ф. Талызина. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 110 с.
  193. , Н. Ф. Педагогическая психология / Н. Ф. Талызина. -М.: Академия, 1999. 288 с.
  194. , Т. И. Развитие творческой активности учащихся на уроках русского языка / Т. И. Тамбовкина. Калининград, 1974. -147 с.
  195. , Е. Формирование профессионального интереса у будущих учителей / Е. Тесля // Педагогика. 2000. — № 7. — С. 58−63.
  196. Торндайк, Эдвард Принципы обучения, основанные на психологии /Эдвард Торндайк-М.: Знание, 1998. 351 с.
  197. , Д. Н. Формы поведения человека / Д. Н. Узнадзе //Психологические исследования. М., 1966.
  198. , Дж.Б. Психология как наука поведения / Дж.Б.Уотсон -М.: Знание, 1998.-283 с.
  199. , В. М. Ценностные ориентации студентов педагогического вуза / М. В. Утенков, В. И. Овсянников // Педагогика. -1998.-№ 5.-С. 70−72.
  200. , К. Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. / К. Д. Ушинский. М.: Педагогика, 1974. — Т. 1. — 584 с.
  201. , К.Д. Детский мир и хрестоматия: в 2 кн. / К. Д. Ушинский М.: Лествица, 2000. — 1 кн. — 368 с.
  202. Формирование стремлений к знаниям, мотивации учения у школьников / под ред. В. С. Ильина, Ростов-н/Д.: Феникс, 1975. — 291 с.
  203. Формирование интереса к учению у школьников / под ред. А. К. Марковой. М.: Просвещение, 1986. — 275 с.
  204. , Р. А. Энергетические модели мотивации. Моделирование в психологии / Р. А. Хайдн. М.: Наука, 1963. — 234 с.
  205. , X. Мотивация и деятельность / X. Хекхаузенг. М.: Педагогика, 1988.-408 с.
  206. , И. А. Как преподавать мировую художественную культуру / И. А. Химик. -М.: Просвещение, 1992. 157 с.
  207. , JI. А. Живопись на уроках русского языка / Л. А. Ходякова. М.: Наука, 2000. — 291 с.
  208. , А. В. Школа эвристической ориентации / А. В. Хуторской. // Школьные технологии. 1999. — № 4. — С. 27−30.
  209. , А. В. Методы эвристического обучения / А. В. Хуторской. // Школьные технологии. 1999. — № 4. — С. 41−45.
  210. , А. В. Творческий учитель / А. В. Хуторкой // Школьные технологии. 1999. — № 5. — С. 32−35.
  211. , Г. А. Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться / Г. А. Цукерман. М.: Просвещение, 1992. -240 с.
  212. , Н. И. Умственное развитие и обучение / Н. И. Чуприкова. М.: Столетие, 1995. — 190 с.
  213. , В. Д. О структуре познавательных способностей / В. Д. Щадриков. // Психологический журнал. 1985. — № 3. — С. 22−26.
  214. , В. Д. Деятельность и способности / В. Д. Шадриков. -М.: Логос, 1994.320 с.
  215. , Ю. В. Вопросы психологии духовных потребностей: Проблемы формирования духовных потребностей / Ю. В. Шаров. -Новосибирск, 1970. 166 с.
  216. , Ю. В. Формирование духовных потребностей школьников как социально-педагогическая проблема: Автореф.дис. докт.пед.наук. 13.00.02./ Ю. В. Шаров. Л., 1971.-23 с.
  217. , И. П. Развитие интересов в старшем подростковом возрасте / И. П. Шахова // Вопросы психологии. 1986. — № 6. — С. 35−38.
  218. , Е. А. Психологические особенности личности старшеклассника / Е. А. Шумилин. М.: Педагогика, 1979. — 152 с.
  219. , Е. Г. Речевое поведение учителя в условиях демократического и авторитарного стилей общения с учащимися /
  220. Е. Г. Шатова // Современный учитель. М., 1999. — С. 37−41.
  221. , Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г. И. Щукина. М.: Педагогика, 1971. — 352 с.
  222. , Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г. И. Щукина. М.: Просвещение, 1979. -160 с.
  223. , Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г. И. Щукина. М.: Педагогика, 1988. -208 с.
  224. , Д. Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте / Д. Б. Эльконин. Киев: Радяньска школа, 1961. — 219 с.
  225. , Д. Б. Психология развития / Д. Б. Эльконин. М.: Академия, 2001. — 144 с.
  226. Энциклопедический словарь юного филолога / сост. М. В. Панов.-М.: Педагогика, 1984. 352 с.
  227. , И. С. Развивающее обучение / И. С. Якиманская. -М.: Педагогика, 1979. 154 с.
  228. , И. С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения / И. С. Якиманская // Педагогика. 1995.2.-С. 21−27.
  229. , П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека/ П. М. Якобсон. М.: Просвещение, 1969. -317 с.
  230. , Е. JI. Психология развития творческого потенциала личности / Е. JL Яковлева. М.: Флинта, 1997. — 217 с.
  231. Reber A.S. The Penguin dictionary of psychology.- Harmondsworth, Middlesex, Penguin, 1985.
  232. Torrance E.P. Guiding creativ talent.- Englewood Cliffs, N.Y. Prentice-Hall, 1962.
  233. Wallac M.A. Tests tell us Little about Talent// Amer.Scintist.- 1976.142
Заполнить форму текущей работой