Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности (в обучении естественным предметам)
Диссертация
Организовать многолетние вариативные дидактические эксперименты с целью осуществить комплексный подход к оптимизации следующих, по нашей гипотезе, дидактических условий ЭПУИД: а) Постепенно усиливать проблемность, увеличивать сложность исследовательских заданий и оказывать индивидуальную помощь учащимся в процессе их выполнения. б) Постепенно ослаблять контроль, и наоборот, усиливать функции… Читать ещё >
Содержание
- Раздел первый. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭВРИСТИЧЕСКОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВА-' ТЕЛЬСТКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Глава I. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПРЕДПОСЫЛКИ УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬС КОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ.,
- 1. Вопросы истории исследуемой проблемы
- 2. Дидактическая сущность учебно-исследовательской деятельности
- 3. Поиск дидактических предпосылок управления учебно-исследовательской деятельностью
- 4. О границах дидактически целесообразной организации учебно-исследовательской деятельности,
- Глава II. РАЗРАБОТКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ОСНОВ ЭВРИСТИЧЕСКОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ /ЭПУИД/.НО
- §-1.Методологические, психолого-дидактические и кибернетические предпосылки в построении идеальной модели ЭПУИД
- §-2-Разработка программы целей учебно-исследовательс^ кой деятельности
- §-3.Основные функции и типы учебно-исследовательских заданий
- §-4.Сущность эвристик и их систематика в дидактических целях
- §-5.Педагогическая оценка учебно-исследовательских умений. Т
- §-6.Принципы функционирования и развития системы ЭПУИД Раздел второй. КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ОПТИМИЗАЦИИ ДИДАКТИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ЭВРИСТИЧЕСКОГО ПР01РАММИР0РАНШ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Глава III. ОПТИМИЗАЦИЯ УСЛОВИЙ ЭПУИД В ПРОЦЕССЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ
- 1. Оптимизация уровней с ложности, проблема ости учебно-исследовательских заданий и индивидуальной помощи учащимся в условиях ЭПУИД
- 2. Поиски условий введения и применения системы эвристических предписаний
- 3. Сочетание функций контроля и самоконтроля в условиях
- ЭПУИД
- 4. Разработка дидактических условий ЭПУИД для индивидуальной и коллективной деятельности учащихся в малых группах
- 5. Преемственность и перспективность дидактических
- З^словий ЭПУИД в средних ПТУ и в вузе
- 6. Обобщение результатов вариативных дидактических экспериментов
- Глава 1. У. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ К ВНЕДРЕНИЮ МЕТОДИКИ ЭПУИД
- 1. Развитие педагогических умений ЭПУИД у студентов педагогических вузов
- 2. Вопросы комплексного применения технических и дидактических средств в условиях ЭПУИД
- 3. О творчестве педагога в процессе оптимизации условий
- ЭПУИД
Список литературы
- Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология, Соч. 2-е изд., т. З, с.7−644.
- Маркс К. Нищета философии.-Маркс'К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.4, с.85−185.
- Маркс К., Энгельс Ф. Тезисы о Фейербахе. Соч. 2-е изд., гт. З, с.1−4.
- Маркс К., Энгельс Ф. Процесс труда. Соч. 2-е изд., т.23, с.183−197.
- Энгельс Ф. Диалектика природы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.20, с.343−676.
- Ленин В.И. О работе Наркомпроса.- Нолн.собр.соч., т.42, с.322−333.
- Ленин В.И. Задачи союзов молодежи.- Поли.собр.соч., т.41,с.298−318.
- Ленин В.И. Государство и революция.- Полн.собр.соч., т.33, с.1−120.
- Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм.- Полн.собр. соч., т.18, с. 525.
- Ленин В.И. Философские тетради.- Полн.собр.соч., т.29,-782<
- Ленин В.И. Странички из дневника.-Полн.собр. соч., т, 457с.367
- Ленин В.И. Рецензия на книгу Н.А.Рубакина «Среди книг». Полн.собр.соч., т.25, с. III-I14.1. XXX
- Конституция /основной закон/ Союза Советских Социалистических республик: Принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г.-М.:Политиздат, 1977, -67с.
- Материалы ХХУ съезда КПСС.-М.?Политиздат, 1976, -256с.
- Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.:Политиздат, 1981, -223с.
- Постановление ЦК ЗКЛ/б/ 11 Об учебных программах и режимев начальной и средней школе" от 25 августа 1932 г.- 3 кн.?Народное образование в СССР. -М.:Педагогика, 1974, с.156−160.
- Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду».Правда, 1973, 29 декабря.1. XXX
- Аганисян Б.М. Эвристические методы обучения и развитие познавательных интересов учащихся вечерних школ. Автореф. дисс. на соиск. ученой степени канд. педагог, наук. /Ленинградский государственный университет/, Л., 1975, -23 с.
- Александров Г. Н. К проблеме соотношения алгоритмических и эвристических процессов при обучении решению задач.- В кн.: Программированное обучение.-Киев.: ВНИИСК, 1970, с.32−89.
- Алексеев Ы.Г., Юдин Э. Г. Логико-психологический анализ научного творчества и проблемное обучение.- В кн.: Проблемы научного и технического творчества. Материалы к симпозиуму.- М.: Наука, 1967, -77 с.
- Алексюк А.Н. Развитие теории общих методов обучения в советской педагогике 1917−1971гг.: Автореф. дисс. на соиск. ученой степени докт. педагог, наук. /Киевский государственный педагогический институт им. А.М.Горького/.- Киев, 1973, 94 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предает познания. Л: изд-во ЛГУ, 1968.-340с.
- Андреев В.И. Изучение и оценка исследовательских способ -ностей старшеклассников при обучении физике. Советская педаго -гика, 1973, 8, с.52−59.
- Андреев В.И. Организация исследовательской деятельности школьников.- Физика в школе, 1973, № I, с.46−51.
- Андреев В.И. О стимулировании исследовательской деятель -ности учащихся при подготовке семинаров и конференций.- Народное образование, 1972, $ 6, с.31−33.
- Андреев В.И. Развитие исследовательских способностей учащихся. В сбор.: Тезисы материалов Всесоюзной научной конференции «Формирование умений и навыков в области познавательной деятель -ности в процессе изучения основ наук». Славянок, 1974,68−69с.
- Андреев В.И. Применение трехмерных моделей классификации методов преподавания и методов учения при анализе проблемного подхода в обучении В сб.: Совершенствование процесса обучения фи -зике в школе.-Челябинск: ЧШИ, 1975, с. 41−53.
- Андреев В.И. О структуре экспериментально-исследовательских заданий, обладающих развивающими функциями для малых групп учащихся.- Новые исследования в педагогических науках, 1975, 12, с.11−13.
- Андреев В.И. Классификация методов преподавания и учения и анализа проблемного подхода в обучении.-В сб.: Формирование направленности личности школьника.-Владимир: ВШИ, 1975, с.93−102.
- Андреев В.И. Об оценке и развитии исследовательских способностей старшеклассников в обучении физике. Казань, Татиздат, 1975, — 159 с.
- Андреев В.И. Физический эксперимент учащихся в условиях эвристического программирования учения.- Казань: КШИ, 1976,-146с.
- Андреев В.И. Конференции старшеклассников о методах на' учеоно исследования. В сб.: Проблем! ое обучение в школах Татарии.- Казань: КГУ, 1976, с.81−92.
- Андреев В.И. Организация физического эксперимента при проведении лабораторных работ по физике в средних профтехучилищах. -М.: Высшая школа, 1977, 57 с.
- Андреев В.И. Организация физического эксперимента исследовательского характера с индивидуальной помощью учащимся в сред них ПТУ.- М.: Высшая школа, 1978, 46 с.
- Андреев В.И. Развитие и оценка педагогических умений студентов в условиях применения эвристических предписаний. В сб.: Совершенствование подготовки учителя. — Казань: КГПИ, 1978, с. 80−85.
- Андреев В.И. Педагогическая оценка исследовательских умений старшеклассников и студентов в условиях эвристического программирования учения.-Современная высшая школа,-Варшава, 1978, № I, с.77−91.
- Андреев В.И. Пути оптимизации функций контроля и само -контроля в выполнении учащимися экспериментально-исследовательских заданий.-В сб.?Совершенствование процесса обучения физике в школе.- Челябинск: ЧШИ, 1979, с.91−98.
- Андреев В.И. Принципы эвристического программирования учебно-исследовательской деятельности. Новые исследования в педагогических науках, — М. Педагогика, 1979, }<�з 12, с.29−31.
- Андреев В.И. Условия эвристического программирования учебно-исследовательской деятельности.- Советская педагогика, 1979, № 3, с.41−47.
- Андреев В.И., Бедлинекая Э. И., Шарипова Д. А. Контролирующие программы к лабораторным работам по физике в диафиль -мах.Татарское отделение. педобщества РСФСР «Казань, 1976.
- Андреев В.И., Вивдич Ф. М. Экспериментально-исследовательские задания студентам по курсу общей физики. Благовещенск, БВТУ, 1980,-72 с.
- Андреев В.И., Болотова JI.Г.Кабакова Е. И. Контролирующие программы к физическим практикумам в диафильмах.-Казань: Татарское отделение педобщества РСФСР, 1977.
- Андреев В.И., Иванов Ю. С., Кавеева З. М. Синхронные и асинхронные электрические машины. Учебно-исследовательские задания по разделу „Электрические машины“ для студентов педагогических институтов.-Казань, КГ1Ш, 1979,-18 с.
- Андреев В.И., Кленцов О. В. Экспериментально-исследовательские задания по физике с поэтапной помощью в их выполнении.Часть П, Казань, ЮПИ, 1974,-112 с.
- Андреев В.И., Ситдиков Ф. Г., Половникова H.A. Рекомендации для разработки проблем совершенствования подготовки творчески работающего учителя сельской школы Казань, КИМ, 1977, — 23 с.
- Андреев В.И."Филиппович Л. А. Организация практических работ, лабораторных и демонстрационных опытов исследовательского характера по курсу органической химии в средних ПТУ., М., Высшая школа, 1978,-32 с.
- Андреев В.И. „Филиппович Л.А. Организация практических работ, лабораторных и демонстрационных опытов исследовательского характера по курсу неорганической химии в средних ПТУ.-М., Высшаяшкола, 1979, 43 с.
- Андреев В. И, Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности, М. Высшая школа, 1981,-240 с.
- Анохин П.К. Теория отражения и современная наука о мозге.-М., Знание, 1970, 46 с.
- Антипин И.Г. Экспериментальные задачи по физике в 6−7 классах, М., Просвещение, 1974, 124 с.
- Армстронг Генри. Эвристический метод обучения.М., 1900,-27 с.
- Архангельский С.И. Некоторые теоретические положения проблемы использования технических средств в учебном процессе.(Меж -дународн.научн.конференция соц. стран по проблемам школьного оборудования, 27−30 ноября 1973), М., 1973.
- Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе.М., Высшая школа, 1974, 384 с.
- Архангельский С.И. Некоторые новые задачи высшей школыи требования к педагогическому мастерству, М.Знание, 1976, — 36 с.
- Атутов П.Р. Политехнический принцип в обучении школьни -ков.М."Педагогика, 1976,-190 с.
- Афанасьев В.Г. Научно-техническая революция, управление, образование^. .Политиздат, 1972, 431 с.
- Афонина Г. М. Проверка знаний учащихся с помощью системы задач:Автореф.дисс.на соиск.учен.степени канд.педагог.наук (НИИобщей педагогики АПН СССР). М. ДЭ76, — 24 с.
- Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. М.: Политиздат, 1977. — 382 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения.-Ростов -на-Дону, 1972, 347 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения (Аспект предупреждения неуспевающих школьников): Автореф.дисс.на соиск. учен. степени докт.педагог.наук (НИИ общей педагогики АПН СССР), — М., 1973, 51 с.
- Балл Г. А. О психологическом содержании понятия „задача“.- Вопросы психологии, 1970, 6, с.75−85.
- Барабаш В.П. Индивидуальный подход к учащимся в условиях проблемно-поисковой деятельности: Автореф. дисс. на соиск. учен. степени канд.педагог.наук (Одесский гос. ун-т им. Н. И. Мечни -кова), Одесса, 1975, 26 с.
- Белецкая М.А. Лабораторный план в коммунистической школе, Л., 1927, III с.
- Белявский И.Г., Михайлычев Б. А, Изучение отношений в малых группах (школьников) как выражение направленности личности. Советская педагогика, 1970, 1,48−55 с.
- Беляев С.Т. Короток век диплома. Комсомольская правда, 1976, 23 января.
- Берг А.И. Предисловие к книге: Кибернетика и проблемы обучения, М.?Прогресс, 1970, — 388 с.
- Беслер К. Дертель Э., Латинский X. Управление научными исследованиями.Пер. с нем. М.: Экономика, 1975, — 189 с.
- Беспалько В.II. Программированное обучение .Дидактические основы. М.: Высшая школа, 1970, — 300 с.
- Бетев В.А., Кондаков В. А. 0 формировании приемов умственной деятельности в ходе эксперимента учащихся по физике. Ученые записки Куйбышевского педагогического института.Вып.59.: Методика физики. Куйбышев, 1968, 3−27с.
- Битинао Б.П. Методологические вопросы измерения свойств личности учащихся."Семинар по методологии педагогики и методике педагогических исследований“, 1У секция, М.: НИИ АПН СССР, 1973.
- Блауберг И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность систем -ного подхода. М.: Наука, 1973, — 270 с.
- Блонский II.П. Избранные педагогические сочинения, М.: АПН РСет, 1961, — 695 с.
- Богоявленский Д.Н., Менчинская И. А. Психология усвоения зна^ ний в школе, М.гАПН РСФСР, 1959, — 347 с.
- Бондаренко Б.К. Технические средства обучения.- М.:Знание, 1977, 63 с.
- Боно Э.де. Рождение новой идеи. О нешаблонном мышлении. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1976, 142 с.
- Бройль Луи. По тропам науки. М.: Наука, 1962, 408 с.
- Брунер Д. Процесс обучения. М.:АПН РСФСР, 1962, 84с.
- Будасси С.А. Способ исследования количественных харак -теристик личности в группе. Вопросы психологии, 1973, № 3,с.60−69.
- Бунеева Т.К. Коллективные формы обучения на уроке.(1917−1931) В сб.: Некоторые вопросы теории и истории педагогики, М.: НИИ ОП АПН СССР, 1974, с. 120−130.
- Бунеева Т.К. Проблема коллективных форм обучения в педагогической теории и практике советской школы (1917−1931): Автореф. дисс. на соиск. учен. степени канд.педагог.наук.НИИ общей педагогики АПН СССР. М., 1975, — 24 с.
- Буткин Г. А. Формирование умения осуществлять геометрическое доказательство: Автореф.дисс.на соиск.учен.степени канд. педагогических наук. ЫГУ, М., 1967, 22 с.
- Быков В.Н. Использование экспериментального метода исследования в преподавании физики. 1.1*- Просвещение, 1964, 68 с.
- Вайзер Г. А. О методах мыслительной деятельности учащихся при решении физических задач. В кн. :Вопросы алгоритмизации ипрограммирования обучения. М.: Педагогика, 1973, — 263 с.
- Васильева З.И. Единство воспитания и обучения. Л.: Общество „Знание“ РСФСР, 1980, 33 с.
- Вилысеев Д.В. Соотношение шдуктивного и дедуктивного методов познания в школьном обучении. Советская педагогика, 1973, J6 2, 37−46 с.
- Вилькеев Д.В. Методы научного познания в школьном обуче -нии. Казань: Татиздат, 1975, 160 с.
- Волков К. На международном симпозиуме по проблеме груп -повой деятельности в школе. Советская педагогика, 197I, Jfc 7, с.152−158.
- Воскресенская Н.М., 0зрина Е. В. Основные направления изменения образования в элементарной школе США. Физика в школе, гё I, 1975, с.83−86.
- Всесвятский Б.В. Метод искания и новые программы. -На путях к новой цпсоле, 1924, № 4−5, с.5−19.
- Всесвятский Б.В. Исследовательский метод в работе по новым программам. В кн.: Программа ГУСа и общественно-политичес -кое воспитание, -М., 1925, с. 198−220.
- Выготский Д.С. Избранные психологические исследования. М.: Изд-во A1IH РСФСР, 1956, 519 с.
- Гавакова Т.И. Формирование самоконтроля у учащихся УШ классов в учебной деятельности: Автореф.дисс. на соиск.учен.степ, канд.педагог.наук (Киевский госуд.педагог.институт им. А. М. Горького. Киев, 1965, 19 с.
- Гальперин 11.Я. К проблеме внимания. Доклады АПН РСФСР, Л 3,1958, с. 24−35.
- Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий. В кн.?Психологическая наука в СССР, т.1, М.: Изд-во АПЕ1 РСФСР, — 599 с.
- Гальперин П.Я. Основные результаты исследований по проблеме „Формирование умственных действий и понятий“.Доклад на соискание степени доктора педагогических наук.М., 1965. -39с.
- Гайфуллин В.Г. Организация и методика проведения проб -лемных уроков физики на первой ступени обучения: Автореф. дисс. на соискание учен. степени канд.педагог.наук. (Ленинградский педагогический институт им. А. И. Герцена, Л., 1974, — 20 с»
- Герд А.Я. Вопросы и нужды учительства.Сборник X. I9II г. Естествознание как отдельный предает в курсе начальной школы. Избранные педагогические труды. М.: йзд-ео АПН РСФСР, 1953, — 208с.
- Гильбух Ю.З., Рычик М. В. Реализация в учебном процессе функций обучения, развития и диагностики. Советская педагогика, Я 7, 1978, — 88−95 с.
- Гил: (форд Дж. Три стороны интеллекта. В сб.: Психология мышления. Под редакцией и со вступительной статьей А. М. Матюшкина. М.: Прогресс, 1965, 532 с.
- Глушков В. Кибернетика и педагогика. Наука и жизнь, J? I, 1964, с.16−24.
- Голованов В.Н. Законы в системе научного знания. М.: Наука, 1970, — 229 с.
- Гончаров H.K. Ян Амос Коменский и современность. Совет екая педагогика, Je 9,1970,117−126 с.
- Грегори Р.Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия.М.: Прогресс, 1970, 269 с.
- Громцева А.К. гл. «Методы обучения» В кн.?Педагогика школы. Под ред.Г. И. Щукиной М.: Просвещение, 1977, с. 305−327.
- Груздев H.H. Понятие закона, принципа, правила в педа -гогике.Советекая педагогика, 1946, JS 4−5, с.40−52.
- Гурова Л.Л. Психологический анализ решения задач. -Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1976, 327 с.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М.:Педагогика, 1972, — 424 с.
- Давыдов В.В. Тип мышления диалектический. — Учитель -екая газета, 1976, 28 дек.
- Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе. ~ М.: Учпедгиз, I960, 299 с.
- Дистервег А. Избранные педагогические сочинения.Руководство для немецких учителей.М.: Учпедгиз, 1956 т 374 с.
- Дрефенштедт Э., Карл К., Вальтер К. Исследование по программированию процессов преподавания и учения в социалистической школе. В сб.: Опыт дидактических исследований в СССР и ГДР. М.: Педагогика, 1974, с. 216−227.
- Дьяченко В.К. 0 некоторых путях, ведущих к единствуорганизационных форм обучения и воспитания, В кн.: Проблемы социального прогнозирования. — Красноярск, 1976, с.170−179.
- Дулина И.Л. Об использовании элементов безмашинного программирования.-Химия в школе, 1974, JE I, с.50−54.
- Дидактика средней школы. Под ред.М. А. Данилова и М. Н. Скаткина. -М.: Просвещение, 1975, 302 с.
- Евдокимов В.В. Применение некоторых алгоритмических приемов при решении проблемных конструктивно-технических задач. -В сб.:О проблемном обучении. М.: Высшая школа, 1974, с. 91−110.
- Евдокимов В.И., Зильберштейн А. И., Федоренко И. Т. Использование средств наглядности при проблемном обучении. Харьков, 1975, — 24 с.
- Естественно-историческое образование в СССР. Под ред.Б. Е. Райкова. М.: Госиздат, 1924, 367 с.
- Жариков Е.С. Научный поиск.Киев, 1967, 151 с.
- Жариков Е.С. Методологический анализ возможностей оптимизации научного творчества.Киев, 1968, 170 с.
- Жариков Е.С. Интеллект, познание, техника. М.:Знание, 1970, — 47 с.
- Загвязинский В.И. Противоречия процесса обучения. Свердловск, 1971, 181 с.
- Загвязинский В.И. Измерение уровня проблемности в обучении: Тезисы докладов к симпозиуму по методологии педагогики и методики педагогических исследований. У1 сессия. М.: НИИ 011 АПН СССР, 1973, с.233−238.
- Занков Л.В. Дидактика и жизнь. М.: Просвещение, 1968, 175 с.
- Засобина Г. А. Особенности формирования у студентов профессиональных умений в конструировании учебной работы: Автореф.дисс.на соиск.учен.степени канд.пед.наук.(Ленинград -ский госуд. ун-т им. А.А.Заданова), — Л.: 1971, 23 с.
- Зенькович А.Д. Дифференцированный подход к самостоя -тельным работам учащихся на уроках: Автореф.дисс.на соиск. учен, степени канд.педагог.наук (НИИ СиМО АПН СССР), М. Д972, — 22с.
- Зильберштейн А.И. Некоторые вопросы управления познавательной деятельностью учащихся при решении ими проблемных задач.i-В сб.: Вопросы воспитания познавательной активности и самос -тоятельности школьников. Казань, КПМ, 1972, с.37−41.
- Зиновьев С.И. Учебный процесс в советской высшей школе. М.: Высшая школа, 1975, 357 с.
- Зорина Л.Я. К проблеме ознакомления учащихся с .методами научного познания. Новые исследования в педагогических науках. М. -.Педагогика, 1971, В II, с. 37−41.
- Ильина Т.А. О применении системного подхода к вопросам организации обучения в зарубежной педагогике. Советская педагогика, 1973, 3, с 127−136.
- Ильина Т.А. Содержание и методика исследований программированного обучения. В сб.: Опыт дидактических исследованийв СССР и ГДР. Под ред.И. Т. Огородникова и Э.Дрефенштедта. М.: Педагогика, Фальк унд Виссен, 1974, с.176−200.
- Исследования по общей теории систем. М.?Прогресс, 1969, — 307 с.
- Ительсон Л.Б. Психологические теории научения и модели процесса обучения. Советская педагогика, 1973, 3, с. 83−95.
- Ительсон Л.Б. Проблемы современной психологии учения, Выпуск IУ, -М.: Знание, 1970, с. 162.
- Кабанова-Меллер E.H. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М.: Просвещение, 1968, — 288 с.
- Калмыкова Э.И. Обучаемость и принципы построения методов ее диагностики. В кн.?Проблемы диагностики умственного развития учащихся. — М.: Педагогика, 1975, с.10−39.
- Кашин М.И. Годы свершений, годы преобразований.
- Учительская газета, 1976, 24 марта. О
- Кедров Б.М. <�У логике и психологии научного творчества. В кн.: Проблемы научного и технического творчества. М.: Наука, 1967&bdquo-с. 3−18.
- Кедров Б.М. О теории научного открытия. В кн.:Научное творчество. -М.: Наука, 1969, — 446 с.
- Керженцев U.M. Принципы организации.Избранные произведения. М.: Экономика, 1968, 464 с.
- Килпатрик В.Х. Воспитание в условиях меняющейся цивилизации. М.: Госиздат, 1930, 86 с.
- Кирсанов A.A. Индивидуальный подход к учащимся в обучении, Казань, Татиздат, 1966, 95 с.
- Кириллова Е.Ю. 0 способе организации дифференцирован -ного обучения на основе анализа внутренней позиции учащихся. Новые исследования в педагогических науках, 1973, }з 8, с.43−45.
- Клаус Г. Кибернетика и философия. -Iii.: Наука, 1963, 531 с.
- Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности. -Казань, Изд-во Казанского университета, 1969, 278 с.
- Козлова А, Д. Проблемные самостоятельные работы учащихсяв обучении: Автореф.дисс.на соиск. учен. степени канд.педагог.наук (Московский гос.педагог.институт им. В.И.Ленина), М., 1977, -17с.
- Кондаков В.А. Динамические характеристики познаватель -ной деятельности ученика субъекта обучения физике. — В сб.: Современные проблемы методики физики, выпуск 2, Куйбышев, 1973, -175 с.
- Копнин П.В. Диалектика, логика, наука. М.:Наука, 1973, — 463 с.
- Королев Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях. Советская педагогика, 1970, В 9, с.103−115.
- Коротяев Б.И. Вооружать учащихся методом познания учебного предмета. Советская педагогика, 1965, № 7, с.109−114.
- Коротяев Б.И. Методы познания в учебном процессе. -Советская педагогика, 1971, $ 9, с.56−61.
- Костюк Г. С. Принципы развития в психологии. В кн.: Методологические и теоретические проблемы в психологии. (Дод редакцией Е.В.Шороховой) — М.: Наука, — 374 с.
- Коменский Я.А. Избранные педагогические соч.Великая дидактика. М.: Госиздат, 1939, 282 с.
- Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения (методологический анализ), М.: Педагогика, 1977, — 264 с.
- Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М.: Просвещение, — 302 с.
- Крупская Н.К. Рецензия (Е.Паркхерст. Воспитание при помощи дальтоновского плана. Лондон: 1922), пед. соч. т.10,-808с.
- Крупская Н.К. Задачи школы первой ступени. На путях к новой школе, 1922, № 2, с. 3−35.
- Крупская Н.К. В поисках новых путей.М.: Госиздат, 1924, 242 с.
- Кувшинов Н.И. Самоконтроль учащихся на начальном этапе производственного обучения: Автореф. дисс. на соиск.учен.степени канд. педагог. наук (НИИ 011 АПН СССР), М., 1954, 16 с.
- Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. -Л.: ЛГУ, 1970, -114 с.
- Кулибаба И.И. и др. О разработке требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся: Материалы научной конференции."Вопросы организации и методов исследований знаний, умений и навыков учащихся". ivi.: НИИ СиМО АПН СССР, 1973, с. 3−16.
- Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений.-М.-.Педагогика, 1971, 228 с.
- Курохтина Т.И. Управление познавательной деятельностью учащихся в проблемном обучении: Автореферат дисс. на соиск.учен. степени канд.педагог.наук. (Ленинградский гос.педагог.ин-т им.
- Герцена), Л.: 1975: — 21 с.
- Лапчинская В.П. Средняя общеобразовательная школа современной Англии. М.: Педагогика, 1976, — 213 с.
- Левина М.М. К вопросу о теории методов обучения. -Новые исследования в педагогических науках, 1970, Je I, с.82−85.
- Левина М.М. О сущности методов обучения. Советская пе-дагогика, 1970, В 3, с. I06-II5.
- Левина М.М. Анализ системы методов педагогической и учебной деятельности, сложившейся в практике обучения. Новые исследования в педагогических науках, 1973, Je 8, с. 31−34.
- Левина М.М. Сущность и структура методов обучения: Автореферат дисс. на соиск. учен. степени док.педагог.наук. (Московский гос.педагогич.ин-т им. В.И.Ленина), М., 1979, — 31 с.
- Лернер И.Я. Проблема познавательных задач в обучении основам гуманитарных наук и пути ее исследования (постановка проблемы)^ сб.: Проблемные задачи в обучении гуманитарным наукам., М.: Педагогика, 1972, С. 5−36.
- Лернер И.Я. Проблема методов обучения и пути ее иссле -дования.- В сб.:Вопросы методов педагогических исследований.-М.: НИИ 0II АПН СССР, 1973, с.3−133.
- Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения. -М.: Знание, 1976, 64 с.
- Лингарт Й. Процесс и структура человеческого учения. -М.: Прогресс, 1970, 685 с.
- Лийметс Х.Й. Групповая работа на уроке. М.: Знание, 1975. г 64 с.
- Лозовая В.И. Использование проблемных вопросов и заданий душ проверки и оценки знании учащихся: Автореф.дисс. на соиск учен. степени канд.педагог.наук (Казанский гос.педагог.ин-т), -Казань, 1972, 23 с.
- Луначарский A.B. О народном образовании. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958, — 559 с.
- Ляпунов A.A. О некоторых общих вопросах кибернетики. -В кн.:Проблемы кибернетики: вып. I, M.: Наука, с.5−22.
- Малафеев Р.И. Развитие учащихся на основе проблемного обучения физике.- Челябинск, 1975, 156 с.
- Малкин И.И. Метод целевых заданий в школе первой ступени. Просвещение и жизнь. Казань, 1929, с. 21−29.'
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972, 208 с.
- Матюшкин A.M. Психологические основы проблемного и программированного обучения. В сб.: Проблемное и программированное обучение. -М.: Изд-во Советская Россия, 1973, с.30−57.
- Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения.-Казань, Татиздат, 1972, 551 с.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение. М.: Педагогика, 1975, — 367 с.
- Менчинская H.A. Психологические проблемы активности личности в обучении. -Народное образование, 1974, 1§ 4,
- Медянцев Н.И. Вопросы методологии и методики физики.1. Казань, 1932, 116 с.
- Миллер Д., Галантер Ю., Прибрам К. Планы и структура поведения. М.: Прогресс, 1965, — 238 с.
- Милерян Е.А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений. М.: Педагогика, 1973, — 299 с.
- Милле Ф. Статистические методы. Перевод с англ. М.: Госстатиздат- 1968, 214 с.
- Мирошхина Э.А. Формирование гипотез при эвристическом решении задач.Канд.дисс. по психологии, М., 1969, 246 с.
- Молдалалиева К.А. Дифференцированное обучение условие эффективного изучения химии. — Химия в школе, 1974, № I, 43−45 с.
- Мочалова Н.М. Основные дидактические условия реализации методов проблемного обучения: Автореф.дисс. на соиск.учен.степени канд.педагог.наук.(Ленинградский гос. университет игл.А.А.Панова), Л, 1978, — 14 с.
- Навокина З.К. Проб лет индивидуализации обучения в современной американской педагогике и пути его решения в элементарной школе США: Автореф. дисс. на соиск. учен. степени канд.педаг. наук.(НИИ Общей педагогики АПН СССР), М.: 1974, — 21 с.
- Напалков А.В., Родман И. Н., Рошенский В. А. Эвристические программы как основа работы самоорганизующихся и самообучающихся систем. В сб.: Проблемы кибернетики, т. II, Изд-во Рост. университета, 1966, с. 3−21.
- Напалков A.B. Эвристическое програглмирование и исследование механизмов переработки информации. В сб.: Информация и кибернетика.-М.:Советское радио, 1967, — 410 с.
- Натали В.Ф. Естествознание в новой школе. -М.:Новая Москва, 1923, 127 с.
- Научное творчество. М.-.Наука, 1969, 445 с.
- Низамов P.A. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов.Изд-во Казанского университета., 1975, -302 с.
- Низамов P.A. Исследование форм и методов активного обучения: Тезисы докладов Всесоюзной научной конференции «Актив -ность личности в обучении и профессиональном самоопределении».-М.:НИИ проблемы высшей школы, 1976, с.57−65.
- Никандров Н.Д. Современная высшая школа капиталист! -ческих стран.-М.: Высшая школа, 1978, 278 с.
- Никитин Е.Г. Объяснение функция науки. — М.: Наука, — 205 с.
- Ныоэлл А., Шоу Да., Саймон Г. Процессы творческого мышления.- М.: Прогресс, 1965,-с.203.
- Овакимян Ю.О. Формирование приемов самоконтроля в процессе обучения: Автореф.дисс. на соиск.учен.степени канд. педа -гогич.наук.(Московский гос.педагогич.ин-т им. В.И.Ленина), М.: 1969, — 24 с.
- Оганесян Д.О. О выработке самоконтроля в процессе труда: Тезисы докладов на П съезде общества психологов, вып.2, М.:1. АПН СССР, 1954, с.83−84.
- Озрина Е.В., Разумовский В. Г. Курс физики для неполной средней школы США. Физика в школе, 1973, 6,95−98 с.
- Оконь В. Основы проблемного обучения, М., Просвещение, 1968, — 208 с.
- Павлов И.II. Полное собрание сочинений, тЛУ. -М.-Л.- АН СССР, 1951, 451 с.
- Павловские среды, т.П. (Отв.редактор Л.А.Орбели) .M.-JI.: АН СССР, 1951, 579 с.
- Парменов К.Я. Эвристический метод в его историческом развитии Известия АПН РСФСР, вып.122, М., 1962, с.13−21.
- Параил В.А. Активизация студентов как участников учебного процесса в высшей технической школе США: Тезисы докладов Всесоюзной научной конференции «Активизация личности в обучении и профессиональном самоопределении», М.: ВНИИ ВШД976, с. 86 -96.
- Петрова Г. И. Гносеологический анализ теорий обучения. Изд-во Томского университета Томск: Т1У- 1977, — 131 с.
- Петрова Н.И. Формирование индивидуального стиля будущего учителя. В сб.: Проблемы подготовки учителя. Казань, 1ШШ, 1976, — 250 с.
- Петровский A.B. К построению социально-психологической концепции групповой активности. Вопросы психологии, 1974, В 12, с.5−14.
- Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. М.: Педагогика, 1972, 184 с.
- Пидкасистый П.И. Процесс и структура самостоятельной деятельности учащегося в обучении: Автореф. дисс. на соиск.учен. степени док.педагог.наук.(Московский гос.педагог.ин-т В.И.Ленина), М., 1974, 37 с.
- Пинкевич А.П. Основы методики естествознания.М.: Работник просвещения, 1927, 245 с.
- Пинкевич Л.П. Основы советской педагогики. М.: Госиздат, 1929, 350 с.
- Пинский A.A. Методика физики как наука. Советская педагогика, 1978, В 12, с, 115−120
- Платонов К.К., Голубев Г. Г. Психология. М.: Высшая школа, 1973, 256 с.
- Подоляк Л.Б. Об особенностях формирования самоконтроляв трудовых действиях учащихся У-УП классов. Вопросы психологии, 1961, II, с.55−63.
- Половникова H.A. Система воспитания познавательных сил школьников. Казань, КШИ, 1975, — 100 с.
- Половникова H.A. Исследование процесса формирования познавательной самостоятельности школьников в обучении: Автореф. дис сертации на соиск.учен.степени доктора педагог. наук (ЛГПИ им. А.И.Герцена), Л., 1977, — 58 с.
- Пономарев H.A. Психология творчества и педагогика. -М.: Педагогика, 1976, 280 с.
- Пойа Д. Как решать задачу? М.:Учпедгиз, 1959, — 207с,
- Пойа Д. Математическое открытие. М.: Наука, 1970, 448с.
- Полонский В.М. Оценка эффективности педагогических исследований и разработок. Советская педагогика, 1975, ii 9,-с.51−56
- Полянский И.И. Внеклассные самостоятельные опыты, наблюдения и экскурсии учащихся. Экскурсионное дело, 1922, $ 4, с. 96−141.
- Поспелов Д.А. «Пушкин В.Н. „Садовский В. Н. Эвристическое программирование и эвристика как наука. Вопросы философии, 1967, 117, с.45−56.
- Прессман Л.П. Как планировать применение технических средств. Народное образование, 1968, 2, с. 86−91.
- Прессман Л.П. Основы методики применения экранно звуковых средств в школе. — М.: Просвещение, 1979, — 176 с.
- Программы 1УСа и общественно-политическое воспитание.- М.: Работник просвещения, 1925″ -276с.
- Принципы самоорганизации (перевод с англ.).Сб.статей, -М.: Мир, 1966, 621 с.
- Пушкин В.Н. Эвристика наука о творческом мышлении.- М.: Политиздат, 1967, 271 с.
- Рабунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. М.: Педагогика, 1975, — 182 с.
- Раев А. И. Управление умственной деятельностью младшего школьника. Л, 1976, — 134 с.
- Разумовский В.Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике. -М.: Просвещение, 1975, 271 с.
- Разумовский В.Г. Усанов В.В. .Хишшкова Л. С. Некоторые итоги перехода на новое содержание образования и пути дальней -шего совершенствования учебного процесса по физике.- Физика в школе, 1976, I, 4−13 с.
- Ракитин И.Н. 0 средствах управления учебным процессом в условиях проблемных ситуаций. В сб. Проблемное и программиро -ванное обучение. (Под ред. Т. В. Кудрявцева и Л.М.Матюшкина). — М.: Советская Россия, 1973, с. 57−66.
- Райков Б.Е. Исследовательский метод в преподавании естествознания и его современное приложение. В кн.: Естественно-историческое образование в СССР. — М.: Начатки знаний, 1924, с.3-к
- Райков Б.Е. Исследовательский метод в педагогической работе. Л.: Госиздат, 1924, — 66 с.
- Розенберг Н.М. Обучающая программа с адаптацией по сложности. Советская педагогика, 1969, $ 9, с. 32−42.
- Розенблат Г. И. Как приступить к решению задачи по физике. Квант, 1975, й 5, с.20−23.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.-ГЛ.: Изд-во АН СССР, 1946, 704 с.
- Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. -М.: Изд-во АН СССР, 1958, 147 с.
- Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. -М.: Изд-во АН СССР, 1959, 354 с.
- Руссо Ж. Эмиль. Перевод Перова, 1896, 651 с.
- Садовский В.Н. Основания общей теории систем. -М.:Мир, 1974, 276 с.
- Самоорганизующиеся системы. М.: Мир, 1964, — 435 с.
- Секей Л. Знание и мышление. В сб.: Психология мышле -ния. -М.?Прогресс, 1965, — 532 с.
- Семенов H.H. Наука и общество. Статьи и речи. -М.:Наука, 1973, 479 с.
- Скаткин М.Н., Лернер И. Я. О методах обучения.- Советскаяпедагогика, 1965, Je 3, II5-I28 с.
- Скаткин М.Ы. Совершенствование процесса обучения. -4/1.: Педагогика, 1971, 206 с.
- Скаткин М.Н., Лернер И. Я. Методы обучения. Б кн.- Дидактика средней школы. — М.: Просвещение, 1975, с.246−185.
- Самарин Ю.А. Очерки психологии ума. М.: АПН СССР, 1962, — 504 с.
- Солодухин H.A. Моделирование как метод обучения физике: Автореф. дисс. на соиск. учен. степени канд.педагог.наук.(Московский гос.педагог.ин-т им. В.И.Ленина), М., 1971, — 21 с.
- Сохор А.М. Некоторые методологические вопросы теоретических исследований в педагогике. Вопросы повышения эффективности теоретических исследований в педагогической науке. Часть П, -М.: НИИ ОН АПН СССР, 1976, с. 62−66.
- Степашко Л.А. Проблема активности и самостоятельности учащихся в советской дидактике (I9I7-I93I): Автореф.дисс. на соиск.учен.степени канд.педагог.наук.(НИИ общей педагогики): АПН СССР, М., 1966, 19 с.
- Суворова Г. Второй советско-чехословацкий симпозиум по вопросам педагогики. Советская педагогика, 1976, Je 7*с.130−136.
- Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы.- М.: Педагогика, 1973, 268 с.
- Талызина Н.Ф. Кибернетика и педагогика: Материалы научной конференции ученых-педагогов социалистических стран. -М.: АПН СССР, 1971, с. 6?-69.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знании. -М.: МГУ, 1975, 343 с.
- Тамарин В.Э. К вопросу о соотношении понятий „закон“ ипринцип“ б дидактике. В сб. ¡-Вопросы повышения эффективности теоретических исследований в педагогической науке, часть 1, М.: НИИ ОП АПН СССР, 1976, -223 с.
- Тангян С.А. Образование и общественный прогресс в развивающихся странах. М.: Наука, 1975, — 296 с.
- Теучеж Р.Х. Соотношение способов преподавания и учения в педагогическом процессе: Автореф. дисс. на соиск.учен.степени канд.педагог.наук.(НИИ Общей педагогики АПН СССР). -М., 1975, — 21 с.
- Теплов Б.М. Психология. М.: Учпедгиз, 1951, — 320 с.
- Торндайк Э. Процесс учения человека. М.: Госиздат, 1935, — 160 с.
- Тульчинская Г. М. Метод сопоставления и противопоставления в форме графов. В сб.: Вопросы методики преподавания физики в школе. — Владимир: ВШИ, 1976, с. 3−13.
- Тюфанов Ю.Н. Формирование познавательного интереса у старшеклассников в процессе самостоятельной работы по физике: Автореф.дисс.на соиск.учен.степени данщ.педагог.наук.(НИИ со -держания и методов обучения. АПН СССР М., 1977, — 19 с.
- Украинцев Б.С. Самоуправление системы и причинность.- М.:Прогресс, 1972, 254 с.
- Улъяницкий В.Ю. Дальтон-план и преподавание естество -знания в школе на основании исследовательского метода.-Педагогическая мысль, 1924, № 2, с.42−57.
- Унт И.Э. К проблеме 1шдивидуализации учебного процесса. -Советская педагогика, 1971, № II, с.42−48.
- Успенский В.В. Школьные исследовательские задачи. -Советская педагогика, 1968, № 7, с.31−36.
- Усова A.B. Учебный эксперимент учащихся как метод обучения. В сб.: Развитие познавательных способностей и самостоя -тельности учащихся в процессе преподавания физики» Челябинск, 1970″ с.3−25.
- Усова A.B. Формирование обобщенных умений и навыков.- Народное образование, 1974, Jfc 3, с. II7-I23.
- Усова A.B., Гурьева В. Г., Косовичева А. Н. Сравнитель -ный аналих оценок и самооценок учащихся 6−10 классов по физике.- В сб. Совершенствование процесса обучения физике в средней школе. Челябинск, 1975, с. II0-I2I.
- Философская энциклопедия, т.З. М.: Советская энциклопедия, 1964, с. 409−410.
- Фридман Л.М. Логико-психологический анализ учебных за -дач. М.: Просвещение, 1977, — 205 с.
- Халиуллин Р.И. Система дифференцированных заданий на проблемных уроках по химии. Химия в школе, 1973, $ 5, с. 35 -39.
- Шамова Т.И. Активизация познавательной деятельности учащихся общеобразовательной школы. Обзорная информация. -М.: НИИ ОП АПН СССР, 1976, 55 с.
- Шапоринский С.А. К проблеме взаимоотношений научного познания и обучения. Советская педагогика, 1966, 12, 43−52с.
- Шапоринский O.A. Научное и учебное объяснение. -Совет -екая педагогика, 1971, $ 10, с. 9−17.
- Шапоринский С.А. О некоторых критериях сложности и эф -фективности лабораторной работы. Новые исследования в педагогических науках, 1973- № 3, с. 35−37.
- Шапоринский С.А. Методы науки и методы обучения. Советская педагогика, 1976, № 7, с.34−43.
- Шацкий С.Т. Бодрая жизнь. Педагогические соч. т.1 -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1964, 503 с.
- Шахмаев Н.М. Дидактические проблемы применения технических средств обучения в средней школе. М.: Педагогика, 1973, -265 с.
- Шахмаев Н.М. Технические средства обучения. М.: Знание, 1975, — 63 с.
- Штофф В.А. Моделирование и философия. М.: Наука, 1966, 259 с.
- Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979, — 160 с.
- Эрдниев П.М. Развитие навыков самоконтроля в связи с активизацией процесса обучения математике: Автореф. дисс. на соиск. учен. степени канд.педагог"наук. НИИ общего и политехнического образования АПН СССР, М., — 21 с.
- Эсаулов А.Ф. Психология решения задач. М.: Высшая школа, 1972, 216 с.
- Ягодовский К.П. Исследовательский метод в школьном обучении. М.-Л.: Госиздат, 1929, — 168 с.
- Янг С. Системное управление организаций.- М.: Советское радио, 1972. -319с.
- Ярошевский М.Г. О трех способах интерпретации научного творчества. В сб.?Научное творчество. -М.?Наука, 1969, с.3−25.
- Ярошевский М. Г. Логика развития науки и деятельности ученого.- Вопросы философии, 1969, с49- 61.
- Arthur A., Garinand Kobert B. Sund. Teaching Science Through Discovery. Columbus, Ohio, 1970″
- Barron F. Creative Person und creative process. New York e.d., Holt e.a., 1969. VIII, 212p.
- Bartecki J., Grabior E. 0 nowa organizacj prozesse nauczania Warszawa, 1962.325″ Beckman M. Evaluating the case method. «The educational for forum», 1972, v. 36, N.4
- Brigitte Frantz. Das Schulexperiment auf den einzelnen Stufen des Erkenntnisprozesses. Physik in der Schule, N. 11,1971*
- Brigitte Frantz. Handlungsvorschriften fur die Schuler beim ExperementierenprozeB. Physik in der Schule, N.3, 1971*
- Brunner J. S. The Conditions of Creativity. In the book: Contemporary Approaches to Creative Thinking. Ed. by H.E. Gruber Wd by Others. N.Y., 1963.
- Duane J. An Individualized Approach to Teaching Media liration. «Educational Technology», Englewood cliffs (N.J.). 1974. Vol. 15, N. 7, P
- Eberhard uossa. Experiment-experimentelle Methode -personlichkeitsentwicklung. Physik in der Schule, N. 11, 197&"333* Frank H. Kybernetische Grundlagen der Padagogik. Stut-gart, Verlag Kohlhammer, 1971″
- Green Edward J. The Gecerning Process und Programmed Instruction Holt, ftizerhart und Winstion, Iwc, N. 4-, 1963.335* Convreur H. Methodes des cos: «qwe avenir „Dirichion ot gestion des entrepresses“, P., 1975» N. 2, p. 53−58.
- Children at School. Primary Education in Britain Today. Heinemann, Lnd., 1970.
- Henry E Armstrong. The Teaching of Scientific Method jv ¦. /i Iand other Papers on Education. Lnd., 1970. i--' L340./Henry E. Armstrong. The Teaching of Scientific Method and other Papers on Education Lnd., 197°*
- Kruszewski K. Nauczanie programowane w systemie dudak-tyczhym Warszawa. PZWS, 1972, 301 p.
- Jerome S. Brunner Toward a Theory of Instruction Cambridge (Mass.). 1966, 176 p.
- Teaching School Physics. Ed. by Lewis I.L. Pengwin Books, 1972. ,
- The -nuffield Toundation Science Teaching Projech -VII Olevel chemistry examinational j.c. Mathewes. King Edward VII Gol. Lytham.
- The School Science Heview. Vol 49 September 1968. Objec-J
- Joive testing BHD J. Daniels School of Education. Bath University of Technology.
- Tudor jkowell Jones. Creative Learning in Perspective. Univer. of London Press I/TD, 1972.
- Pipping Gunter. Entwicklung mathematischer Fahigkeiten. e
- Volk und Wissen. Volkseigener Vrlag. Berlin, 1971*
- Unlig Albert. Komponenten der Unterrichtsgestaltung, Berlin, 1960.398