Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование представлений о времени и герое при изучении обзорных тем в 10-м классе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая ценность исследования состоит в том, что разработанные теоретические и практические пути формирования представлений учащихся вооружают учителя методикой работы над важнейшими звеньями школьного курса литературы, способствуют созданию целостного осмысления историко-литературного процесса. Выявленные принципы отбора художественного материала и конкретная методика его анализа на уроках… Читать ещё >

Содержание

  • I ГЛАВА. Методические и психолого-педагогические аспекты изучения обзорных тем II
    • I. Место и характер обзорных тем в школьном курсе литературы II
    • 2. Психолого-педагогические основы формирования представлений при изучении литературы $ 3. Использование смежных искусств и их роль в формировании представлений учащихся
    • 4. Задачи и методика исследования 52 П
  • ГЛАВА. Формирование представлений о времени и герое при изучении раздела «Введение» в 10 классе
    • I. Цели и задачи раздела «Введение» $ 2. Своеобразие эпохи и искусства 90−900-х годов и формирование «образа времени»
    • 3. Проблема героя времени в литературе и искусстве рубежа веков и ее методическое решение
    • 4. Проблема человека-творца в литературе и искусстве конца Х1Х-начала XX века и ее место в обзорннх уроках
    • 5. Анализ представлений десятиклассников, сформировавшихся в процессе работы над «Введением» 124 Ш

    ГЛАВА. Изучение обзорной темы «Литература 1917−1929 годов в связи с задачей формирования представлений $ I. Взаимодействие классной и внеклассной работы как условие формирования представлений учащихся об эпохе 20-х годов $ 2. Освоение десятиклассниками образа героя времени в обзорном сопоставлении поэзии и живописи первых послереволюционных лет 149

    3. Обогащение представлений школьников о времени и герое 20-х годов при обзорном знакомстве с произведениями прозы и изобразительного искусства этого периода 160 $ 4. Итоги экспериментальной работы 177

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 184 БИБЛИОГРАФИЯ 187

    ПРИЛОЖЕНИЕ

Формирование представлений о времени и герое при изучении обзорных тем в 10-м классе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Проблема изучения обзорных тем в жольном литературном курсе относится к числу важнейших, что обусловливается незаменимой их ролью в формировании представлений учащихся о закономерностях ист орик о-ху доже с тве нн о го процесса. Значение обзорных тем, их характер и место в программе неоднократно рассматривались в методической литературе /см. труды: В. Гречишников, 1937; Б. В. Рождественский, 1949; К. П. Спасская, 1952; Е. В. Квягковский, 1955; Н. В. Филиппович, 1958; В. В. Голубков, 1962; В. А. Никольский, 1963; Г. И. Беленький, Н. В .Колокольцев, 1962; А. С. Елеонская, 1964; Л. Тимофеев, Л. Устюжанин, 1968; Н. И. Кудряшев, 1970; М.Г.КачуринД973- З.И.Ту-аева, 1971; М. А. Христенко, 1975; И. С. Збарскяй, 1977; Н. В. Адорова, 1977; Л. И. Троицкая, 1978 и др./.

Однако в методике до сих пор не раскрыта научно-педагогические и психологические основы изучения обзорных тем, не обоснованы методы и приемы, которые бы активизировали деятельность школьников в процессе их освоения. Нередко обзорные темы воспринимаются учениками абстрактно и существуют для них как изолированные разделы курса, а не как те «нервные узлы», которые должны соединять в их сознании сведения об определенных периодах развития литературы к создавать конкретное представление о каждом из них. Все это обусловило выбор темы исследования и его актуальность.

В ходе исследования необходимо было рассмотреть, как решается проблема представлений в современной психолого-педагогической науке /в трудах Б. Г. Ананьева, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, Е. И. Игнатьева и других/. Б. Г. Ананьев видел в представлениях «звено диалектического перехода от ощущения к мысли». Такое понимание объясняет важность решения данной проблемы для учебно-педагогического процесса и побуждает искать рациональные пути формирования представлений. Для их создания, как многократно отмечали психологи, большое значение имеет зрительное восприятие «как наиболее определенное, объективированное восприятие человека» /С.Л.Рубмнштейн/.

Так как сама структура привлекаемого обзорно материала ведет к обобщениям, почти не имеющим под собой конкретно-чувственной основы, при изучении обзорных тем особенно необходимо использовать изобразительное искусство как зрительную наглядность.

Сказанное побудило сделать предметом нашего исследования методические пути изучения обзорных тем в 10 классе с использованием произведений изобразительного искусства, способствующие формированию представлений учащихся о времени и герое.

Цель исследования — обоснование системы отбора произведений литературы и изобразительного искусства, привлекаемых к изучению обзорных тем, разработка приемов их сопоставления и методики анализа с учетом специфики обоих искусств, определение возможностей координации классной и внеклассной работы и самостоятельной деятельности учащихся, обеспечиващей наиболее эффективное усвоение материала обзорных тем и формирование их представлений об изучаемой эпохе.

Методологической и теоретической основой исследования являются труды классиков марксизма-ленинизма, материалы ХХУ съезда КПСС и партийные документы, а яакже психолого-педагогические, литературоведческие, искусствоведческие и методические работы.

Рабочая гипотеза. На основании многолетних наблюдений и изучения педагогического опыта мы предположили, что основанное на конкретных представлениях, целостное осмысление десятиклассниками обзорных тем возможно при следующих условиях:

— изучение обзорных тем строится концептуальнов качестве ведущей концепции в 10 классе может быть выдвинута проблема героя, отразившего в себе наиболее характерные тенденции эпохи /исторического времени/;

— формирование представлений о герое и времени наиболее успешно осуществляется при том условии, что привлекаемый литературный материал рассматривается в соотнесенности с произведениями смежных искусств того же исторического периода;

— в изучении обзорных тем сочетаются и взаимодействуют классная и внеклассная формы работы;

— усвоение обзорного материала учениками отполируется постоянной активизацией их познавательной деятельности.

Основные задачи исследования. Для проверки выдвинутой гипотезы была проведена опытно-экспериментальная работа, в процессе которой выяснялись оптимальные варианты изучения обзорных тем, определялась содержательная сторона уроков и внеклассных занятий, осмыслялись формы и методы подачи материала, способетвунцие формированию представлений учащихся. В опытной работе мы стремились реализовать следующие условия: I. Построить изучение обзоров таким образом, чтобы в материале прослеживались внутренние связи между различными художественными явлениями определенного исторического периода. 2. Путем отбора наиболее яркого конкретно-образного материала добиться эмоционального воздействия уроков и внеклассных занятий на учащихся. 3. Стимулировать при изучении обзоров работу воссоздающего воображения.

Организуя опытную работу, мы исследовали: 1/уровни представлений учащихся, сложившиеся под влиянием предложенной нами системы изучения обзоров, включающих, наряду с литературой, материал изобразительного искусства- 2/изменения в восприятии учащимися произведений изобразительного искусства, прежде всего живое"си, под влиянием целенаправленного их анализа в единстве формы и содержания.

В качестве основных характеристик, по которым мы могли судить об уровне представлений учащихся, нами были выдвинуты три: богатство представлений, их содержательность и характер речевого высказывания. Богатство представлений означало их широту и разносторонность. Под содержательностью представлений № понимали их наполненность конкретно-образным материалом, дающим возможность оперировать им в процессе мышления. Характер речевого высказывания учащихся являлся показателем слитности или яркости, отчетливости возникающего представления. Мы также разработали характеристики, на основании которых судили об уровнях восприятия произведений искусства и умении анализировать их в единстве формы и содержания.

Этапы исследования. В процессе констатирующего эксперимента анализировался материал, дапций возможность судить о путях и формах изучения обзоров, о знаниях и представлениях учащихся по избранным обзорным темам. В эксперимент были включены учащиеся шести школ г. Новокузнецка /М 4,34,54,55,99,103/, студенты I курса факультета русского языка и литературы Новокузнецкого государственного педагогического института /1967;77 г. г./. Обучающий эксперимент проводился в течение четырех лет на базе школы № 4 г. Новокузнецка /1976;1980 г. г./ в период педагогической практики студентов 4 курса факультета русского языка и литературы /учителя Н. Г. Бессоненко, Л. П. Стаценко, Е. А. Седых, студенты В. Не-миров, С. Владимиров, О. Якопий, Л. Чусова, В. Панова, Т. Чернова, Л. Флек, Л. Вилисова, Л. Леонтьева, Т. Чалых, Н. Стародубова/. Экспериментальные материалы апробировались в 1979;80 годах в школе № 210 г. Ленинграда /учитель Е.М.Кулявич/. Изменения в характере представлений учащихся и в восприятии ими произведений искусства под влиянием целенаправленной работы в экспериментальных классах формировались нами с помощью анкетного опроеа, письменных и устных ответов учащихся и сочинений творческого характера. Всего проанализировано-1000 работ. Выводы делались на основании сопоставления работ различного характера, выполненных учащимися экспериментальных классов до и после изучения обзорных тем. Результаты анализа материала, собранного в процессе проведения эксперимента, убедили нас в состоятельности выдвинутой гипотезы.

Положения, выносимые на защиту. I. Эффективность изучения обзорных тем в 10 классе обеспечивается выделением внутри обзоров стержневой про блеш — концепции героя и времени, которая объединяет вокруг себя разнохарактерный литературно-художественный материал и позволяет ученику воспринимать его не абстрактно, а в богатсиве конкретных представлений.

2. Формирование представлений об исторической эпохе и ее героях происходит успешно в тех случаях, когда к урочной и внеурочной работе в связи с изучением обзорных тем широко привлекается изобразительное искусство и организуется целенаправленное его восприятие, способствующее синтезированию конкретного и обобщенного в личном опыте учащихся. Высокий уровень представлений учащихся обеспечивается полноценным восприятием произведений искусства.

3. В использовании изобразительного искусства при изучении обзорных тем должна осуществляться определенная система. Только в этом случае оно оказывает положительное влияние на учебный процесс и способствует формированию представлений.

Научная новизна. Новизна проведенного исследования заключается в психолого-педагогическом обосновании методической целесооб с) V разности выделения проблемы — герой и время — при изучении обзорных тем.

Новыми явились в исследовании принципы отбора литературно-ху-дожественного материала, способствующего стимулированию конкретно-образного восприятия обзоров.

В значительной степени новым оказался раскрытый в диссертации подход к произведениям изобразительного искусства, привлекаемым на уроки и внеклассные занятия: система в их отборе, компановке, в сопоставлении их с литературой. Постоянная демонстрация произведений изобразительного искусства в соотнесенности с литературным материалом обеспечивала богатство зрительных впечатлений и яркость конкретных представлений учащихся при изучении обзорных тем.

Практическая ценность исследования состоит в том, что разработанные теоретические и практические пути формирования представлений учащихся вооружают учителя методикой работы над важнейшими звеньями школьного курса литературы, способствуют созданию целостного осмысления историко-литературного процесса. Выявленные принципы отбора художественного материала и конкретная методика его анализа на уроках и внеклассных занятиях в процессе изучения обзоров позволяет активизировать учебный процесс и добиться осознанных представлений и знаний учащихся о культуре определенных исторических периодов. Помимо использования в школьной практике, результаты исследования могут быть рекомендованы также для включения в лекционные курсы, практические и семинарские занятия по методике преподавания литературы в педагогических яузах.

Апробация работы. С изложением основных установок и выводов исследования диссертант выступал на курсах усовершенствования учителей в Новокузнецке, Прокопьевске, Осинниках, на Герценовских чтениях в ЛГПИ им. А.й.Герцена, в ОИУУ Ленинграда и Новгорода.

По материалам диссертации опубликованы статьи: «К вопросу об использовании живописи в развитии речи старшеклассников» /в соавторстве с С.И.Иванищевым/ - в сб.: «Методика преподавания литературы в средней школе», вып.2. Л., 1876- «Формирование представлений о новом герое /раздел» Введение" в 10 классе/ - в сб.: «Развитие творческой активностя школьников в процессе преподавания литературы». Л., 1978; «Армирование представлений учащихся об исторической эпохе» — в сб.: НИШ /в печати/. В соавторстве с научными сотрудниками Кемеровского областного музея в г. Новокзгзнецке Т. А. Бобровской, Е. Я. Ермолаевым создан каталог «Кемеровский областной музей советского изобразительного искусства». Л., «Художник РСФСР», 1969 — 115 с., с иллюстрациями.

Объем я структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения, содержащего материалы формирующего эксперимента. Работа изложена на 186 страницах машинописного текста.

Список литературы

включает 230 наименований работ. Приложение содержит сочинения учащихся, викторину, текты экскурсий.

5. Результаты исследования показали, что использование произведений изобразительного искусства на уроках литературы при изучении обзорных тем должно носить не случайный, эпизодический характер, а стать системой, формирующей совместно с литературой яркое «видение*1 своеобразия эпохи и ее героя. Такая система была свзда-на в экспериментальных классах с помощью выставок произведений изобразительного искусства, ставших составной частью всей работы по обзорам.

6″ В диссертации не только научно обоснован и экспериментально проведен отбор произведений живописи, графики, скульптуры в соответствии с характером изучаемого историко-литературного периода, но и осуществлен подход к ним как к самостоятельным видам искусства, обладающим своей спецификой и требующим специальной организации восприятия их идейно-художественныхюособенностей.

7. В исследовании доказано, что целенаправоенная, систематическая, активная работа учащихся с произведениями искусства развивает их умение видеть опецифику языка искусства, учит сопоставительному анализу литературы и живописи, формирует осознанное восприятие и совершенствует качество представлений.

8. Материалы исследования могут быть условием успешного осуществления межпредметных связей в изучении историко-литературно-го курса, т.к. раскрывают значение изобразительного искусства как одного из действенных средств формирования представлений учащихся об изучаемой эпохе, глубоких знаний об общности всех видов искусств в историко-художественном процессе. Систематическая работа с произведениями изобразительного искусства благотворно влияет и на усвоение ими литературного материала, развивает, совершенствует речь учащихся, обогащает их кругозор искусствоведческими знаниями.

Все это вместе взятое формирует диалектико-материалистическое мировоззрение старшеклассников, способствует глубокому и осознанному восприятию ими историко-художественного процесса в курсе литературы старших классов. Дальнейшая разработка проблемы использования смежных искусств на уроках литературы должна дать обоснованную единую систему изучения обзорных тем в историко-литера-турном курсе 8−10 классов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.

I. Изучение обзорных тем в историко-литературном курсе стар" ших классов является важным звеном в формировании «наний учащихся об общих закономерностях историко-художественного процесса. Обзорные темы позволяют раскрыть диалектику историко-художественного развития, показать, как в искусстве отражается общественное сознание и какова роль самого искусства в его формировании.

— 185.

2. Глубокое восприятие и усвоение обзорных тем возможно только при четкой организации изучаемого материала вокруг определенных проблем. В качестве ведущих в курсе 10 класса нами были выделены проблемы героя и исторического времени.

3. Так как до сих пор обзорные теш воспринимаются учащимися отвлеченно, без опоры на чувственный опыт, мы поставили целью добиться конкретно-образного эмоционального восприятия учащимися обзорного материала на основании ярких, четких представлений о времени и герое и осуществили это в опытно-экспериментальной работе.

4. В нашем исследовании впервые в методике преподавания литературы обоснованы принципы включения в классную и внеклассную работу по литературе произведений изобразительного искусства, способствующих созданию у учащихся ярких, наглядных представлений об изучаемом историческом периоде.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.И. Поли.собр.соч. Изд.5-е. М.: Политиздат, 1974, т.35 — 599 с.
  2. В.И. Полн.собр.соч., т.36 741 с.
  3. В.И. Полн.собр.соч., т.39 623 с.
  4. В.И. Полн.собр.соч., т.49 706 с.
  5. В.И. Философские тетради. М., 1947, 469 с.
  6. В.И. Сочинения. Изд.4-е. Госполитиздат, 1954, т.14 368с.
  7. Р.Я. Советское искусство периода гражданской войны и первых лет строительства социализма. М.: Изд-во Акад. худо-жеств СССР, 1962 79 с.
  8. В. В спорах о художественном методе. Л., 1979 375 с.
  9. М.В. Ф.Буслаев и русская наука об искусстве. Искусство, 1968, № 8, с.61−67.
  10. В.Н. Слова и краски. Очерки из истории творческих связей поэтов и художников. М.-Л.: Советский писатель, 1966 -243 с.
  11. .Г. Очерки психологии. Л., 1945 160 с.
  12. .Г. Проблема представлений в советской психологической науке. В кн.: Философские записки. Вопросы психологии. Изд^во АНН СССР, 1950, т.5, с.59−98.
  13. А рнхейм. Р .Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974 — 392 с.
  14. Ц.П. Хрестоматийная система и новые методы. СПБ. 1914 — 88 с.
  15. Д. Собр. соч. в 5-ти т., т.2 М.: Гослитиздат, 1954 -468 с.
  16. Г. А. Закономерности стилевого развития советской прозы 20-х годов. М.: Наука, 1977 — 254 с.
  17. В. Революция и судьба художника. А. Толстой и его путь к социалистическому реализму. М.: Сов. писатель, 1967 462 с.
  18. И.Г. Эстетическое восприятие живописи старшеклассниками. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1965 — 19 с.
  19. И.Б., Федосов И. А. История СССР. Учебник для 9 класса.-М.: Просвещение, 1977 383 с.
  20. И.Р. В защиту поэзии.* NT.: Изд-во иностр. лит., 1959 -373 с.
  21. A.A. Записные книжки /1901−192О/. М.: Худож. лит-ра, 1965 663 с.- 189
  22. Л.И., Благонадежина Л. В. Вопросы психологии: личности школьника М.: Издательство АПН РСФСР, 1961 — 407 с.
  23. Бонч-Бруевич В. Д. Воспоминания. М.: Худ. лит., 1968 — 206 с.
  24. Борьба за реализм в изобразительном искусстве 20-х годов. Материалы, документы, воспоминания. М.: Сов. художник, 1962 -403 с.
  25. В.В. Русская советская проза 20-х годов. Л.: Наука, 1975 279 с.
  26. В.Е. Формирование представлений у школьников 4-го класса. Автореф. Дисс. канд пед. наук. Л., 1963 — 18 с.
  27. Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства, т.1,П. Изд. Кожанчикова. СПБ, 1861 643 с.
  28. А. Александр Фадеев. Черты творческой индивидуальности. Л., 1971 130 с.
  29. В.М. Формирование у школьников 7 классов приемов анализа памятников искусства на уроках истории культуры. Дисс. канд. пед. наук Л., 1969 — 365 л.
  30. С.А. Психологический анализ отношения подростка к изобразительному искусству. Автореф. Дис. канд. пед. наук. M., 1972 25 с.
  31. H.H. О восприятии картины.- Искусство, 1965,§- I, с.35−40.
  32. H.H. ьосприятие произведений живописи и скульптуры. -В сб.: Художественное восприятие. Л.: Наука, 197I — 387 с.
  33. H.H. Восприятие картины. Пособие для учителя. Изд.2-е, доп. М.: Просвещение, 1976 — 32 с.
  34. М.А. Переписка. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1976 — 383 с.
  35. Всеобщая история искусств, в 6-ти т., т.6. М.: Искусство, 1966−408 с.
  36. Л.С. Развитие высших психических функшй. М.: Изд-во АПН РСФСР, I960 — 500 с.
  37. Л.С. Психология искусства. Изд. 2-е, испр. и доп.-М.: Искусство, 1968 376 с.
  38. В.М. Рассказы. Л.: Худож. лит. Ленингр. отделение, 1978 — 316 с.
  39. А.К. Поэзия рабочего удара. М.: Худ. лит., 1971-ЗОЗс.
  40. Х.М. Формирование представлений учащихся 5−6 класса. Автореф. Дис. канд. пед. наук. Л., 1964 — 20 с.
  41. Гомберг-Вержбинская ЭЛ. Русское искусство и революция 1905 года. Графика. Живопись. Л.: ЛГУ, I960 — 176 с.
  42. A.M. Собр. соч в 30-ти т., т.23 М.: Гос. изд. худ. лит., 1953 — 464 с.
  43. A.M. Собр. соч. в 30-ти т., т.25. М.: Гос. изд. ХУД. лит., 1953 520 с.
  44. A.M. Собр. соч., т.28. М.: Гослитиздат, 1954 600 с.
  45. A.M. Собр. соч., т.29. М.: Гослитиздат, 1954 672 с.
  46. A.M. Собр. соч., т.30. М.: Гослитиздат, 1955 819 с.
  47. A.M. Собр. соч. в 18-ти т., т.4. М.: Гослитиздат, I960 424 с.
  48. A.M. Письмо к А.К.Воронскому. Горьковские чтения 1953−1959. — М.: Изд-во АН СССР, 1961 — 451 с.
  49. Дис. канд. пед. наук Киев, 1973 — 23 с.
  50. Н.А. Ранняя советская проза I9I7-I926. Л.: Наука, 1976 — 203 с.
  51. А.П. Мир искусства. Л.: Художник РСФСР, 1972 — lile.
  52. В.В. Виды обобщений в обучении. М.: Педагогика, 1972 — 423 с.
  53. Ф.Н. Особенности восприятия живописи учащимися 5−6 классов.- Автореф. Дис. канд. пед. наук. М., 1971 24 с.
  54. Н. Социалистический реализм и художественное развитие человечества.- В сб.: Социалистический реализм и художественное развитие человечества. М.: Наука, 1966 563 с.
  55. С. Собр. соч. в 5-ти т., т.4. М.: Гослитиздат, 1962 -455 с.
  56. B.C., Бобровская Т. А., Ермолаев Е. Я. Каталог, Кемеровский областной музей советского изобразительного искусства в г.Новокузнецке.- Л.: Художник РСФСР, 1969 115 с. с иллюстрациями.
  57. Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. М.: Учпедгиз, i960- 311 с.
  58. Л. Портрет в русской советской живописи. Л.- Художник РСФСР, 1966 — 157 с.
  59. С.А. Теория словесности. Киев, Изд-во Сотрудник, I9II 187 с.
  60. Е.И. О некоторых особенностях изучения представлений- 193 и воображения. Известия АПН РСФСР, вып.76, 1956 — с.1−17.
  61. История русского искусства. Изд-во Акад. художеств СССР. М., 1961 315 с.
  62. История русского искусства. Под общей ред. акад. И. Э. Грабаря /и др./. М.: Изд-во АН СССР в 13-ти т., т.10, кн.1, 1968,511с.
  63. История русской поэзии в 2-х т., т.2. Л.: Наука, 1969 459 с.
  64. Н.М. Тезисы диссертации К проблеме зрительных представлений. Л.: ЛГУ, 1947 — 3 с.
  65. Е.В., Фехт-Бабушкин Ю.У. Исследование художественных интересов. М.- Педагогика, 1974 160 с.
  66. В.С. В.И.Суриков. В кн.: История русского искусства. Под общей ред. И. Э. Грабаря /и др./, т.9, кн.2. М.: Наука, 1965 -442 с.
  67. В.А. Русский реализм начала XX века. М.: Наука, 1975 -280 с.
  68. В.Г. Дневник /1881−1893 г. г./, т.1. ГИЗ Украины, 1925 225 с.
  69. В.Г. Собр.соч. в 10 т., т.2. М.: Гослитиздат, 1954 479 с.
  70. А.И. Собр.соч. в 6 т., т.2. М.: Гослитиздат, 1937 -590 с.
  71. В.М. Богатыри. В кн.: Замечательные полотна. Книга для чтения по истории русской живописи ХУШ-начала XX в., кн.Х. Л.: Художник РСФСР, с.166−379.
  72. В.П. Советская реалистическая поэзия /Тихонов, Светлов, Багрицкий/. М.: Высшая школа, 1973 310 с.
  73. А.Г. Собр.соч. в 2-х т., т.1. М.: Правда, 1965 -543 с.
  74. Шмин-Сибиряк Д. Н. Собр.соч. в 8 т., т.З. М.: Гослитиздат, 1954 632 с.
  75. В.В. Собр.соч, в 13 т., т.12. И.: Гослитиздат, 1955 715 с.- 195
  76. B.B. Собр. соч. в 6-ти т., т.5. М.: Правда, 1973 -366 с.
  77. Мелик-Яашаев A.A. Выразительная функция цвета в изобразительной деятельности. Вопросы психологии, 1975, № 4, с.108−117.
  78. ИЗ. Миронов Г. М. Короленко. ЖЗЛ. М.: Молодая гвардия, 1962 367с.
  79. ., Тагер Б. Творчество Максима Горького. Изд.З. :!•: Просвещение, 1969 335 с.
  80. К.Д. Судьбы русского реализма начала XX века. Л.: Наука, 1972 283 с.
  81. Г. А. Теоретические проблемы современного изобразительного искусства. М.: Советский художник, 1972 343 с.
  82. А. М.Горький и художественные искания XX столетия. М.: Сов. писатель, 1971, 295 с.
  83. В.Н. А.Блок. М.: Гослитиздат, 1956 262 с.
  84. В.Н. Перепутья. Из истории русской поэзии начала XX века. М.: Худож.лит., 1976 367 с.
  85. Остроумова-Лебедева А. П. Автобиографические записки, т.2. Л.-М.: Искусство, 1945 192 с.
  86. Очерки по истории русского портрета конца XIX-начала XX века. М.: Искусство, 1964 471 с.
  87. Павловские среды, т.Ш. М.-Л.: АН СССР, 1949 516 с.
  88. В.Н. Мир искусства. В кн.: История русского искусства. М.: Наука, 1968, т.10, кн.1, с.341−486.
  89. В.Н. Мир искусства /альбом/. М.: Изобразит. искусство, 1975 247 с.
  90. A.B. Общая психология. Учебник для пединститутов. Изд.2-е, доп. М.: Просвещение, 1976 479 с.
  91. П.П. Формирование и развитие социалистического реализма. М.: Просвещение, 1973 336 с.
  92. Л.М. Вопросы художественной культуры в школьном курсе новой и новейшей истории. Дис. канд.пед.наук. Л., 1973 214 с.
  93. Программы восьмилетней школы. Изобразительное искусство. 4−6 классы. М.: Просвещение, 1977.
  94. Программы восьмилетней и средней школы. История 9−10 классы. М.: Просвещение, 1977 III с.
  95. Пролетарские поэты первых лет советской эпохи. Л.: Сов. писатель, 1959 586 с.
  96. И.Н. Константин Сомов /альбом/. М.: Изобразит, искусство, 1972 127 с.
  97. В. Н.Ярошенко. М.: Искусство, I960 320 с.
  98. Психолого-педагогические вопросы обучения и эстетического воспитания. /Сборник статей/ Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1975 — 132 с.
  99. Пути развития русского искусства конца XIX-начала XX века. Живопись, графика, скульптура, театрально-декорационное искусство. Очерки. М.: Искусство, 1972 271 с.
  100. М.Ф. Русская поэзия революционной эпохи I9I7-I929 г.г. /Проблематика и поэтика/. Лекции ЛГПИ. Л., 1979 52 с.
  101. C.B. Петр Щухмин. Л.: Художник РСФСР, 1966 102с.
  102. Рез З. Я. Методика изучения лирики в школе. Дис. на соискание ученой степени доктора пед. наук. Л., 1970, т.1 389 е., П — 664 с.
  103. Рез З. Я. Лирика А. Блока в школьном изучении. Методические рекомендации. Л /ЛГПИ/, 1975 41 с.
  104. С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: Изд-во АН СССР, 1958 147 с.
  105. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1956 696 с.
  106. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973 423 с.
  107. М.А. Избранные труды. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958 -611 с.
  108. Ю.А. Очерки психологии ума. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962 504 с.
  109. Д.В. Русская живопись конца 1900-х начала 1910-х- 200 годов. Очерки. M.: Искусство, 1971 143 с.
  110. Д.В. Русские живопивцы начала XX века. Новые направления. Л.: Аврора, 1973 207 с.
  111. С веком наравне. М.: Молодая гвардия, 1969 464 с.
  112. А. Железный поток. Рассказы. М.: Изд-во Худож. лит., 1979 494 с.
  113. A.A. Собр.соч. в 10-ти т., т.4. M., 1948 426 с.
  114. А. Из истории «Железного потока» /сборник/. М.: Советская Россия, 1976 ПО с.
  115. В. А. Репину И.Е. 20 янв. 1905 г. Репин И. Е. и Стасов В. В. Переписка, т.З. М.-Л.: Искусство, 1948.
  116. И.М. Избранные философские и психологические произведения. М.: Гослитиздат, 1947 647 с.
  117. И.М. Избранные произведения, т.2. 2-е изд. М.: Учпедгиз, 1958 413 с.
  118. ВЛ. Масса и личность в русской советской прозе 20-х годов. К проблеме народного характера. Воронеж, 1975 -341 с.
  119. A.B. Наглядный образ в структуре познания. М.: Политиздат, 1971 271 с.
  120. E.H. Особенности зрительных представлений у детей различных школьных возрастов.- Вопросы психологии, 1962, № I, с.81−88.- 201
  121. H.M. Картина как пособие на уроках родного языка.-Русская школа, 1912, № I, с.45−85.
  122. Н.М. Указатель картин к урокам русского языка и беседам на гуманитарные темы. Русская школа, 1914, № I, с.1−52.
  123. H.A. Изучение лирики и поэм Янковского в школе. Л.: Просвещение, 1972 239 с.
  124. Ю. Художественная жизнь России на рубеже 19−20 в.в. М.: Искусство, 1970 293 с.
  125. .Л. Русская живопись конца XIX-начала XX века. Замечательные полотна. Книга для чтения по истории русской живописи ХУШ-начала XX века, кн.1. Л.: Художник РСФСР, 1966 -с.353.
  126. .М. Психология музыкальных способностей. М.-Л.: Изд. АПН РСФСР, 1947 335 с.
  127. В.А. Раскрытие сюжета художественной картины в процессе ее восприятия. Автореф. Дис. канд.пед.наук. Л., 1973−21 с.
  128. В.П. Ленинский план монументальной пропаганды. М.: Изд-во Акад. художеств СССР, 1961 56 с.
  129. Л.И. Методика обзорного изучения советской многонациональной поэзии в школе. Автореф. Дис. канд.пед.наук.1. Л., 1978 19 с.
  130. З.й. Изучение обзорных тем в 10 классе осетинской школы. Автореф. Дис. канд.педнаук. M., 1971 20 с.
  131. И.С. Собр. соч. в 12-ти т., т.12. М.: Гослитиздат, 1958 695 с.2С6. Удонова З. В. Горький в борьбе с декадентами. М.: Сов. Россия, 1968 192 с.
  132. Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси: Изд-во АН Груз. ССР, 1961 210 с.
  133. К.Д. Собр.соч. в 10-ти т., т.6. М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР. 1949 448 с.
  134. К.Д. Собр.соч. в 10-ти т., т.8. М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР 776 с.
  135. A.A. За 30 лет. Избр. статьи, речи и письма о литера- 203 туре и искусстве. Изд.2-е. М.: Сов. писатель, 1959 986 с.
  136. Д. Собр.соч. в 4-х т., т.4. М.: Гослитиздат, 1961 -528 с.
  137. A.A. Малыжин. Очерк: жизни и творчества. М.-Л.: Гослитиздат, 1959 222 е., с. 19.
  138. Ю. М.Б., Греков. М.: Искусство, 1956 139с.
  139. М.А. Связь классных и внеклассных занятий при изучении обзорных тем в старших классах. Автореф. Дис. канд. пед.наук. М., 1975 26 с.
  140. А.П. Цит. по кн.: Горький А. М. Собр.соч.в 30-ти т., т.28. М.: Гослитиздат, 1954 600 с.
  141. Ф.И. Статьи, высказывания, воспоминания, т.2. М.: Искусство, i960 631 с.
  142. П.А. Обобщенные ассоциации в учебной работе школьника. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959 303 с.
  143. Ф.Н. Вопрос о представлениях в трудах И.М.Сеченова и И. П. Павлова. Вопросы философии, 1952, № 2, с.98−111.
  144. М.А. По велению души. Статьи, очерки, выступления, документы. М.: Молодая гвардия, 1970 399 с.
  145. П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964 86 с.
  146. О.В. Советская скульптура. Пособие для учителя средней школы. М.: Просвещение, 1973 223 с.
Заполнить форму текущей работой