Формирование представлений о времени и герое при изучении обзорных тем в 10-м классе
Практическая ценность исследования состоит в том, что разработанные теоретические и практические пути формирования представлений учащихся вооружают учителя методикой работы над важнейшими звеньями школьного курса литературы, способствуют созданию целостного осмысления историко-литературного процесса. Выявленные принципы отбора художественного материала и конкретная методика его анализа на уроках… Читать ещё >
Содержание
- I ГЛАВА. Методические и психолого-педагогические аспекты изучения обзорных тем II
- I. Место и характер обзорных тем в школьном курсе литературы II
- 2. Психолого-педагогические основы формирования представлений при изучении литературы $ 3. Использование смежных искусств и их роль в формировании представлений учащихся
- 4. Задачи и методика исследования 52 П
- ГЛАВА. Формирование представлений о времени и герое при изучении раздела «Введение» в 10 классе
- I. Цели и задачи раздела «Введение» $ 2. Своеобразие эпохи и искусства 90−900-х годов и формирование «образа времени»
- 3. Проблема героя времени в литературе и искусстве рубежа веков и ее методическое решение
- 4. Проблема человека-творца в литературе и искусстве конца Х1Х-начала XX века и ее место в обзорннх уроках
- 5. Анализ представлений десятиклассников, сформировавшихся в процессе работы над «Введением» 124 Ш
ГЛАВА. Изучение обзорной темы «Литература 1917−1929 годов в связи с задачей формирования представлений $ I. Взаимодействие классной и внеклассной работы как условие формирования представлений учащихся об эпохе 20-х годов $ 2. Освоение десятиклассниками образа героя времени в обзорном сопоставлении поэзии и живописи первых послереволюционных лет 149
3. Обогащение представлений школьников о времени и герое 20-х годов при обзорном знакомстве с произведениями прозы и изобразительного искусства этого периода 160 $ 4. Итоги экспериментальной работы 177
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 184 БИБЛИОГРАФИЯ 187
ПРИЛОЖЕНИЕ
Список литературы
- Ленин В.И. Поли.собр.соч. Изд.5-е. М.: Политиздат, 1974, т.35 — 599 с.
- Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.36 741 с.
- Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.39 623 с.
- Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.49 706 с.
- Ленин В.И. Философские тетради. М., 1947, 469 с.
- Ленин В.И. Сочинения. Изд.4-е. Госполитиздат, 1954, т.14 368с.
- Аболина Р.Я. Советское искусство периода гражданской войны и первых лет строительства социализма. М.: Изд-во Акад. худо-жеств СССР, 1962 79 с.
- Акимов В. В спорах о художественном методе. Л., 1979 375 с.
- Алпатов М.В. Ф.Буслаев и русская наука об искусстве. Искусство, 1968, № 8, с.61−67.
- Альфонсов В.Н. Слова и краски. Очерки из истории творческих связей поэтов и художников. М.-Л.: Советский писатель, 1966 -243 с.
- Ананьев Б.Г. Очерки психологии. Л., 1945 160 с.
- Ананьев Б.Г. Проблема представлений в советской психологической науке. В кн.: Философские записки. Вопросы психологии. Изд^во АНН СССР, 1950, т.5, с.59−98.
- А рнхейм. Р .Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974 — 392 с.
- Балталон Ц.П. Хрестоматийная система и новые методы. СПБ. 1914 — 88 с.
- Бедный Д. Собр. соч. в 5-ти т., т.2 М.: Гослитиздат, 1954 -468 с.
- Белая Г. А. Закономерности стилевого развития советской прозы 20-х годов. М.: Наука, 1977 — 254 с.
- Баранов В. Революция и судьба художника. А. Толстой и его путь к социалистическому реализму. М.: Сов. писатель, 1967 462 с.
- Белявский И.Г. Эстетическое восприятие живописи старшеклассниками. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1965 — 19 с.
- Берхин И.Б., Федосов И. А. История СССР. Учебник для 9 класса.-М.: Просвещение, 1977 383 с.
- Бехер И.Р. В защиту поэзии.* NT.: Изд-во иностр. лит., 1959 -373 с.
- Блок A.A. Записные книжки /1901−192О/. М.: Худож. лит-ра, 1965 663 с.- 189
- Божович Л.И., Благонадежина Л. В. Вопросы психологии: личности школьника М.: Издательство АПН РСФСР, 1961 — 407 с.
- Бонч-Бруевич В. Д. Воспоминания. М.: Худ. лит., 1968 — 206 с.
- Борьба за реализм в изобразительном искусстве 20-х годов. Материалы, документы, воспоминания. М.: Сов. художник, 1962 -403 с.
- Бузник В.В. Русская советская проза 20-х годов. Л.: Наука, 1975 279 с.
- Букина В.Е. Формирование представлений у школьников 4-го класса. Автореф. Дисс. канд пед. наук. Л., 1963 — 18 с.
- Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства, т.1,П. Изд. Кожанчикова. СПБ, 1861 643 с.
- Бушмин А. Александр Фадеев. Черты творческой индивидуальности. Л., 1971 130 с.
- Васильева В.М. Формирование у школьников 7 классов приемов анализа памятников искусства на уроках истории культуры. Дисс. канд. пед. наук Л., 1969 — 365 л.
- Васильева С.А. Психологический анализ отношения подростка к изобразительному искусству. Автореф. Дис. канд. пед. наук. M., 1972 25 с.
- Волков H.H. О восприятии картины.- Искусство, 1965,§- I, с.35−40.
- Волков H.H. ьосприятие произведений живописи и скульптуры. -В сб.: Художественное восприятие. Л.: Наука, 197I — 387 с.
- Волков H.H. Восприятие картины. Пособие для учителя. Изд.2-е, доп. М.: Просвещение, 1976 — 32 с.
- Врубель М.А. Переписка. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1976 — 383 с.
- Всеобщая история искусств, в 6-ти т., т.6. М.: Искусство, 1966−408 с.
- Выготский Л.С. Развитие высших психических функшй. М.: Изд-во АПН РСФСР, I960 — 500 с.
- Выготский Л.С. Психология искусства. Изд. 2-е, испр. и доп.-М.: Искусство, 1968 376 с.
- Гаршин В.М. Рассказы. Л.: Худож. лит. Ленингр. отделение, 1978 — 316 с.
- Гастев А.К. Поэзия рабочего удара. М.: Худ. лит., 1971-ЗОЗс.
- Гафурова Х.М. Формирование представлений учащихся 5−6 класса. Автореф. Дис. канд. пед. наук. Л., 1964 — 20 с.
- Гомберг-Вержбинская ЭЛ. Русское искусство и революция 1905 года. Графика. Живопись. Л.: ЛГУ, I960 — 176 с.
- Горький A.M. Собр. соч в 30-ти т., т.23 М.: Гос. изд. худ. лит., 1953 — 464 с.
- Горький A.M. Собр. соч. в 30-ти т., т.25. М.: Гос. изд. ХУД. лит., 1953 520 с.
- Горький A.M. Собр. соч., т.28. М.: Гослитиздат, 1954 600 с.
- Горький A.M. Собр. соч., т.29. М.: Гослитиздат, 1954 672 с.
- Горький A.M. Собр. соч., т.30. М.: Гослитиздат, 1955 819 с.
- Горький A.M. Собр. соч. в 18-ти т., т.4. М.: Гослитиздат, I960 424 с.
- Горький A.M. Письмо к А.К.Воронскому. Горьковские чтения 1953−1959. — М.: Изд-во АН СССР, 1961 — 451 с.
- Дис. канд. пед. наук Киев, 1973 — 23 с.
- Грознова Н.А. Ранняя советская проза I9I7-I926. Л.: Наука, 1976 — 203 с.
- Гусарова А.П. Мир искусства. Л.: Художник РСФСР, 1972 — lile.
- Давыдов В.В. Виды обобщений в обучении. М.: Педагогика, 1972 — 423 с.
- Дмитренко Ф.Н. Особенности восприятия живописи учащимися 5−6 классов.- Автореф. Дис. канд. пед. наук. М., 1971 24 с.
- Драгомирецкая Н. Социалистический реализм и художественное развитие человечества.- В сб.: Социалистический реализм и художественное развитие человечества. М.: Наука, 1966 563 с.
- Есенин С. Собр. соч. в 5-ти т., т.4. М.: Гослитиздат, 1962 -455 с.
- Жерлицына B.C., Бобровская Т. А., Ермолаев Е. Я. Каталог, Кемеровский областной музей советского изобразительного искусства в г.Новокузнецке.- Л.: Художник РСФСР, 1969 115 с. с иллюстрациями.
- Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. М.: Учпедгиз, i960- 311 с.
- Зингер Л. Портрет в русской советской живописи. Л.- Художник РСФСР, 1966 — 157 с.
- Золотарев С.А. Теория словесности. Киев, Изд-во Сотрудник, I9II 187 с.
- Игнатьев Е.И. О некоторых особенностях изучения представлений- 193 и воображения. Известия АПН РСФСР, вып.76, 1956 — с.1−17.
- История русского искусства. Изд-во Акад. художеств СССР. М., 1961 315 с.
- История русского искусства. Под общей ред. акад. И. Э. Грабаря /и др./. М.: Изд-во АН СССР в 13-ти т., т.10, кн.1, 1968,511с.
- История русской поэзии в 2-х т., т.2. Л.: Наука, 1969 459 с.
- Карпенко Н.М. Тезисы диссертации К проблеме зрительных представлений. Л.: ЛГУ, 1947 — 3 с.
- Квятковский Е.В., Фехт-Бабушкин Ю.У. Исследование художественных интересов. М.- Педагогика, 1974 160 с.
- Кеменов В.С. В.И.Суриков. В кн.: История русского искусства. Под общей ред. И. Э. Грабаря /и др./, т.9, кн.2. М.: Наука, 1965 -442 с.
- Келдыш В.А. Русский реализм начала XX века. М.: Наука, 1975 -280 с.
- Короленко В.Г. Дневник /1881−1893 г. г./, т.1. ГИЗ Украины, 1925 225 с.
- Короленко В.Г. Собр.соч. в 10 т., т.2. М.: Гослитиздат, 1954 479 с.
- Куприн А.И. Собр.соч. в 6 т., т.2. М.: Гослитиздат, 1937 -590 с.
- Лобанов В.М. Богатыри. В кн.: Замечательные полотна. Книга для чтения по истории русской живописи ХУШ-начала XX в., кн.Х. Л.: Художник РСФСР, с.166−379.
- Любарева В.П. Советская реалистическая поэзия /Тихонов, Светлов, Багрицкий/. М.: Высшая школа, 1973 310 с.
- Малышкин А.Г. Собр.соч. в 2-х т., т.1. М.: Правда, 1965 -543 с.
- Шмин-Сибиряк Д. Н. Собр.соч. в 8 т., т.З. М.: Гослитиздат, 1954 632 с.
- Маяковский В.В. Собр.соч, в 13 т., т.12. И.: Гослитиздат, 1955 715 с.- 195
- Маяковский B.B. Собр. соч. в 6-ти т., т.5. М.: Правда, 1973 -366 с.
- Мелик-Яашаев A.A. Выразительная функция цвета в изобразительной деятельности. Вопросы психологии, 1975, № 4, с.108−117.
- ИЗ. Миронов Г. М. Короленко. ЖЗЛ. М.: Молодая гвардия, 1962 367с.
- Михайловский Б., Тагер Б. Творчество Максима Горького. Изд.З. :!•: Просвещение, 1969 335 с.
- Муратова К.Д. Судьбы русского реализма начала XX века. Л.: Наука, 1972 283 с.
- Недошивин Г. А. Теоретические проблемы современного изобразительного искусства. М.: Советский художник, 1972 343 с.
- Овчаренко А. М.Горький и художественные искания XX столетия. М.: Сов. писатель, 1971, 295 с.
- Орлов В.Н. А.Блок. М.: Гослитиздат, 1956 262 с.
- Орлов В.Н. Перепутья. Из истории русской поэзии начала XX века. М.: Худож.лит., 1976 367 с.
- Остроумова-Лебедева А. П. Автобиографические записки, т.2. Л.-М.: Искусство, 1945 192 с.
- Очерки по истории русского портрета конца XIX-начала XX века. М.: Искусство, 1964 471 с.
- Павловские среды, т.Ш. М.-Л.: АН СССР, 1949 516 с.
- Петров В.Н. Мир искусства. В кн.: История русского искусства. М.: Наука, 1968, т.10, кн.1, с.341−486.
- Петров В.Н. Мир искусства /альбом/. М.: Изобразит. искусство, 1975 247 с.
- Петровский A.B. Общая психология. Учебник для пединститутов. Изд.2-е, доп. М.: Просвещение, 1976 479 с.
- Плукш П.П. Формирование и развитие социалистического реализма. М.: Просвещение, 1973 336 с.
- Предтеченская Л.М. Вопросы художественной культуры в школьном курсе новой и новейшей истории. Дис. канд.пед.наук. Л., 1973 214 с.
- Программы восьмилетней школы. Изобразительное искусство. 4−6 классы. М.: Просвещение, 1977.
- Программы восьмилетней и средней школы. История 9−10 классы. М.: Просвещение, 1977 III с.
- Пролетарские поэты первых лет советской эпохи. Л.: Сов. писатель, 1959 586 с.
- Пружан И.Н. Константин Сомов /альбом/. М.: Изобразит, искусство, 1972 127 с.
- Прытков В. Н.Ярошенко. М.: Искусство, I960 320 с.
- Психолого-педагогические вопросы обучения и эстетического воспитания. /Сборник статей/ Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1975 — 132 с.
- Пути развития русского искусства конца XIX-начала XX века. Живопись, графика, скульптура, театрально-декорационное искусство. Очерки. М.: Искусство, 1972 271 с.
- Пьяных М.Ф. Русская поэзия революционной эпохи I9I7-I929 г.г. /Проблематика и поэтика/. Лекции ЛГПИ. Л., 1979 52 с.
- Разумовская C.B. Петр Щухмин. Л.: Художник РСФСР, 1966 102с.
- Рез З. Я. Методика изучения лирики в школе. Дис. на соискание ученой степени доктора пед. наук. Л., 1970, т.1 389 е., П — 664 с.
- Рез З. Я. Лирика А. Блока в школьном изучении. Методические рекомендации. Л /ЛГПИ/, 1975 41 с.
- Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: Изд-во АН СССР, 1958 147 с.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1956 696 с.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973 423 с.
- Рыбникова М.А. Избранные труды. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958 -611 с.
- Самарин Ю.А. Очерки психологии ума. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962 504 с.
- Сарабьянов Д.В. Русская живопись конца 1900-х начала 1910-х- 200 годов. Очерки. M.: Искусство, 1971 143 с.
- Сарабьянов Д.В. Русские живопивцы начала XX века. Новые направления. Л.: Аврора, 1973 207 с.
- С веком наравне. М.: Молодая гвардия, 1969 464 с.
- Серафимович А. Железный поток. Рассказы. М.: Изд-во Худож. лит., 1979 494 с.
- Серафимович A.A. Собр.соч. в 10-ти т., т.4. M., 1948 426 с.
- Серафимович А. Из истории «Железного потока» /сборник/. М.: Советская Россия, 1976 ПО с.
- Серов В. А. Репину И.Е. 20 янв. 1905 г. Репин И. Е. и Стасов В. В. Переписка, т.З. М.-Л.: Искусство, 1948.
- Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. М.: Гослитиздат, 1947 647 с.
- Сеченов И.М. Избранные произведения, т.2. 2-е изд. М.: Учпедгиз, 1958 413 с.
- Скобелев ВЛ. Масса и личность в русской советской прозе 20-х годов. К проблеме народного характера. Воронеж, 1975 -341 с.
- Славин A.B. Наглядный образ в структуре познания. М.: Политиздат, 1971 271 с.
- Соколов E.H. Особенности зрительных представлений у детей различных школьных возрастов.- Вопросы психологии, 1962, № I, с.81−88.- 201
- Соколов H.M. Картина как пособие на уроках родного языка.-Русская школа, 1912, № I, с.45−85.
- Соколов Н.М. Указатель картин к урокам русского языка и беседам на гуманитарные темы. Русская школа, 1914, № I, с.1−52.
- Станчек H.A. Изучение лирики и поэм Янковского в школе. Л.: Просвещение, 1972 239 с.
- Стернин Ю. Художественная жизнь России на рубеже 19−20 в.в. М.: Искусство, 1970 293 с.
- Сурис Б.Л. Русская живопись конца XIX-начала XX века. Замечательные полотна. Книга для чтения по истории русской живописи ХУШ-начала XX века, кн.1. Л.: Художник РСФСР, 1966 -с.353.
- Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.-Л.: Изд. АПН РСФСР, 1947 335 с.
- Терентьев В.А. Раскрытие сюжета художественной картины в процессе ее восприятия. Автореф. Дис. канд.пед.наук. Л., 1973−21 с.
- Толстой В.П. Ленинский план монументальной пропаганды. М.: Изд-во Акад. художеств СССР, 1961 56 с.
- Троицкая Л.И. Методика обзорного изучения советской многонациональной поэзии в школе. Автореф. Дис. канд.пед.наук.1. Л., 1978 19 с.
- Туаева З.й. Изучение обзорных тем в 10 классе осетинской школы. Автореф. Дис. канд.педнаук. M., 1971 20 с.
- Тургенев И.С. Собр. соч. в 12-ти т., т.12. М.: Гослитиздат, 1958 695 с.2С6. Удонова З. В. Горький в борьбе с декадентами. М.: Сов. Россия, 1968 192 с.
- Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси: Изд-во АН Груз. ССР, 1961 210 с.
- Ушинский К.Д. Собр.соч. в 10-ти т., т.6. М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР. 1949 448 с.
- Ушинский К.Д. Собр.соч. в 10-ти т., т.8. М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР 776 с.
- Фадеев A.A. За 30 лет. Избр. статьи, речи и письма о литера- 203 туре и искусстве. Изд.2-е. М.: Сов. писатель, 1959 986 с.
- Гурманов Д. Собр.соч. в 4-х т., т.4. М.: Гослитиздат, 1961 -528 с.
- Хватов A.A. Малыжин. Очерк: жизни и творчества. М.-Л.: Гослитиздат, 1959 222 е., с. 19.
- Халаминский Ю. М.Б., Греков. М.: Искусство, 1956 139с.
- Христенко М.А. Связь классных и внеклассных занятий при изучении обзорных тем в старших классах. Автореф. Дис. канд. пед.наук. М., 1975 26 с.
- Чехов А.П. Цит. по кн.: Горький А. М. Собр.соч.в 30-ти т., т.28. М.: Гослитиздат, 1954 600 с.
- Шаляпин Ф.И. Статьи, высказывания, воспоминания, т.2. М.: Искусство, i960 631 с.
- Шеварев П.А. Обобщенные ассоциации в учебной работе школьника. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959 303 с.
- Шемякин Ф.Н. Вопрос о представлениях в трудах И.М.Сеченова и И. П. Павлова. Вопросы философии, 1952, № 2, с.98−111.
- Шолохов М.А. По велению души. Статьи, очерки, выступления, документы. М.: Молодая гвардия, 1970 399 с.
- Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964 86 с.
- Яхонт О.В. Советская скульптура. Пособие для учителя средней школы. М.: Просвещение, 1973 223 с.