Актуальность исследования. В современных условиях, когда российское общество переживает сложный период социокультурных трансформаций, демократизации, включения в систему рыночных отношений, на первый план выдвигаются проблемы подготовки человека к сознательному участию в жизни социума, формирования его социальной и культурной компетентности, готовности к самостоятельному жизненному выбору. Преобразования в России определяют становление личности, одной из важнейших характеристик которой выступает активность в постижении социальной действительности, способность к проявлению ответственности и инициативности [49].
Сложившаяся экономическая ситуация, изменения в системе социальной поддержки населения привели к ограниченному участию государственных органов в обеспечении достойного уровня жизни россиян. Становится очевидным, что ответственность за судьбу человека находится в его собственных руках и только активная личность, способная успешно адаптироваться к социальному пространству, в состоянии нести ответственность за свое настоящее и будущее, за процветание своей страны. Преодоление социальной пассивности граждан выступает как первостепенное направление развития российского общества в современных условиях.
Приоритетной становится задача воспитания человека, способного выступать творцом собственной жизни, стремящегося к осознанному участию в различных сферах социальной практики, что приводит к пониманию необходимости активизации работы школы и других социальных институтов в организации социально значимой деятельности школьников с целью создания условий для становления социальной направленности личности, формирования готовности к социальным действиям, приобщения подрастающих поколений к деятельности, направленной на творческое преобразование окружающей действительности.
Интерес к изучению социальной активности подростков как психолого-педагогического феномена обусловливается наличием у представителей этой возрастной категории, в силу их психофизиологической специфики, готовности и желания совершать социально значимые действия. Подвижность системы ценностей, выдвижение на первый план потребности в расширении социального пространства, стремление самоутвердиться в среде сверстников и получить одобрение окружающих, познать себя как личность и другие особенности, присущие подросткам, делают детей этого возраста наиболее уязвимыми и заслуживающими пристального внимания школы, семьи, общественности.
Формирование конструктивной социальной активности предполагает создание организованной среды, отвечающей требованиям современного социума. Для появления и развития такой среды в стенах образовательных учреждений необходимо включение в процесс воспитания других социальных институтов (семьи, общественных организаций), что обеспечит адекватное отражение жизнедеятельности социума. Образовательные учреждения не могут не учитывать особенности воспитательного воздействия ближайшего окружения ребенка — его семьи. В связи с этим остро стоит проблема разработки системы взаимодействия школы и семьи как фактора формирования социальной активности подростков.
Средняя общеобразовательная школа является подсистемой общей системы образования, выполняющей государственный заказ по воспитанию подрастающего поколения, в то время как семья — первичный институт социализации, закладывающий основы всей будущей жизнедеятельности человека. Семья «охватывает» человека целиком во всех проявлениях, в стенах родного дома формируются основные качества личности, и этим во многом определяется ценность и значимость семейного воспитания. Трудно не согласиться с утверждением президента РАО Н. Д. Никандрова о том, что ценности и социальные нормы в человеческой жизни, заложенные в семье, являются «основой основ». Скоординированная деятельность этих двух важных в жизни подростка институтов — школы и семьи — позволит включить в систему воспитания подрастающего поколения государственные, общественные и другие социальные институты, сформировать личность, отличающуюся высокой социальной ответственностью.
Переход России к постиндустриальному типу развития, формирование и становление новой российской государственности в условиях гражданского общества предполагают именно такой подход к воспитанию подрастающего поколения, выступающий решающим условием формирования у молодежи системы социально значимых ценностей и общественных установок, которые будут формироваться и развиваться путем интегрированного взаимодействия родителей и педагогов. Между тем, проведенный нами анализ научных трудов и воспитательной практики, показал, что остаются недостаточно изученнымипедагогические основы взаимодействия двух важнейших социальных институтов воспитания — школы и семьи — как средства развития социальной активности подростков, не выявлены формы и методы этого взаимодействия.
Таким образом, в результате анализа научной литературы и практики мы выявили ряд противоречий, наиболее значительными из которых являются противоречия между:
— потребностью современного российского социума в конкурентоспособной, активной, ответственной, творчески развитой личности и недостаточной теоретической разработкой вопросов воспитания этих качеств у подростков в рамках образовательных учреждений различного типа и в условиях семьи;
— актуализацией общественных требований к социальному институту семьи и неготовностью родителей к воспитанию детей в новых условиях;
— потенциальными возможностями взаимодействия школы и семьи в формировании у подростков готовности и способности к проявлению конструктивной социальной активности и недостаточным уровнем рационального использования этих возможностей;
— высоким уровнем философского осмысления проблемы и отсутствием действенных педагогических механизмов формирования социальной активности подростков средствами взаимодействия педагогов и родителей.
Необходимость решения вышеназванных противоречий побудила нас избрать тему исследования, проблема которого состоит в поиске эффективных технологий формирования социальной активности подростков. Целью исследования является выявление и практическая апробация способов взаимодействия школы и семьи в формировании социальной активности подростков. — ,.
Объектом исследования выступает учебно-воспитательный процесс, предметом — система взаимодействия педагогов и родителей в формировании социальной активности подростков.
Для достижения цели диссертационного исследования были поставле-1 ны и решались следующие задачи:
1. Осуществить ретроспективный теоретический анализ названной проблемы с целью конкретизации дефиниции «социальная активность» применительно к подростковому возрасту.
2. Определить воспитательный потенциал семьи как условие эффективности взаимодействия школы и семьи в развитии социальной активности у подростков.
3. Разработать и апробировать модель формирования социальной активности подростков в процессе взаимодействия школы и семьи.
Исследование проводилось на базе МОУ Лицей № 4 и МОУ СОШ № 2 г. Кисловодска.
В основу исследования легла гипотеза о том, что взаимодеиствие школы и семьи является эффективным средством формирования социальной активности у подростков, если разработана и внедрена в практику модель этого взаимодействия, опирающаяся на принципы системного, деятельностного и личностного подходов, основанная на профессионально-педагогической помощи семье в ее укреплении и развитии, согласованности действий педагогов и родителей в интересах детейесли в процессе взаимодействия школы и семьи будут созданы условия для развития и самореализации подростков, обеспечена их психологическая комфортность в образовательной среде.
Методологическую основу исследования составили целостный и системный подходы к анализу социальных явленийдеятельностный подход к формированию социальной активностиидеи о том, что развитие человека как личности социально обусловленоположения гуманистической философии о взаимосвязи и взаимозависимости явлений и процессов окружающей действительности, о том, что творческая сущность личности, выступающей субъектом исторического процесса и развития культуры, проявляется в социальной деятельноститезисы о единстве исторического и логического при рассмотрении современного состояния и тенденций развития педагогических теорий, о приоритете духовных ценностей над материальнымигуманистический, личностно ориентированный подход к воспитанию подрастающего поколения, отстаивающий отношение к человеку как высшей ценноститребование объективности в подборе, анализе и оценке фактов и явленийположения о диалектическом характере воспитания и образования, связи исторического и современного, объективного и субъективногоидеи о сущности и механизмах адаптации личности к социуму на основе взаимодействия различных социальных институтов.
Теоретическая основа исследования включает в себя идеи Я. А. Коменского о природосообразности воспитания, антропологические воззрения К. Д. Ушинского, теории о становлении социальной активности подростков, представленные в трудах крупнейших отечественных педагогов и ученых прошлого века Ш. А. Амонашвили, П. П. Блонского, Е. В. Бондаревской, С. И. Гессена, П. Ф. Каптерева, A.C. Макаренко,.
A.B. Мудрика, В. А. Сухомлинского и др.
Значительное влияние на ход исследования оказали идеи Ч. Кули, Дж. Мида, П. Ф. Каптерева об активном участии личности в собственном развитииположения С. Т. Шацкого и A.C. Макаренко о необходимости деятельного участия личности в окружающей жизнитезис о включении личности в преобразующую деятельность в процессе социального общения выдвинутый и обоснованный Т. Н. Мальковской, Л. И. Новиковой, Л. Ф. Спиринымнаучные теории JI.C. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, базирующиеся на утверждении о единстве внешних и внутренних факторов в процессе развития социальной активности личности.
В ходе работы использовались следующие методы исследования: теоретический анализ специальной литературыобобщение опыта совместной деятельности педагогов и родителей как средства развития социальной ак тивностипроектированиенаблюдение (прямое и опосредованное) — изучение школьной документациианкетирование, интервьюирование и ранжированиепоисково-констатирующий и формирующий эксперимент.
Организация исследования осуществлялась в три этапа.
На первом этапе (2005;2006 гг.) — диагностико-прогностическомизучалась специальная литература по исследуемой проблеме, собирался фактический материал, отражающий особенности проявления социальной активности подростков, формулировалась цель и задачи исследования, рабочая гипотеза, осуществлялся констатирующий эксперимент.
На втором этапе (2006;2007 гг.) — поисково-констатирующем — проводился отбор методик, способствующих развитию социальной активности подростков в процессе взаимодействия школы и семьи, их экспериментальная проверка. Разрабатывалась и апробировалась модель взаимодействия школы и семьи в развитии социальной активности подростков, определялись организационно-педагогические принципы и условия эффективной реализации названной модели.
На третьем этапе (2007;2008 гг.) — формирующем — осуществлялась проверка достоверности данных, которые получены в ходе формирующего эксперимента, их обработка, обобщение результатов исследования, формуI лировались выводы и определялись направления дальнейших исследований.
Научная новизна исследования заключается в ретроспективном рассмотрении философского, социологического и психолого-педагогического содержания дефиниции «социальная активность», конкретизации его сущности применительно к личности подросткав выявлении потенциальных возможностей взаимодействия школы и семьи в развитии социальной активности подростковв разработке и обосновании модели взаимодействия образовательного учреждения и семьи, оказывающей эффективное влияние на развитие социальной активности подростковв выявлении критериально-уровневых характеристик социальной активности подростков, отражающих динамику развития исследуемого процессав научной обосновании методов вовлечения подростков в общественно полезную деятельность.
Теоретическая значимость исследования состоит в характеристике педагогических основ взаимодействия школы и семьи в формировании социальной активности у подростковвыявлении содержания и наиболее эффективных методов осуществления этого процесс, создании и теоретическом обосновании модели взаимодействия школы и семьи в развитии социально активной личности подростка.
Практическая значимость исследования проявилась в разработке уровней и критериев формирования социальной активности у подростковв апробации модели взаимодействия школы и семьи в развитии социально активной личности подростка. Разработанная модель отличается доступностью применения в образовательных учреждениях среднего звена. Теоретические обобщения и выводы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы учителями общеобразовательных школ, педагогами дополнительного образования, а также для разработки спецкурсов и проведения семинарских занятий в высших учебных заведениях. Внедрение в образовательный процесс научно обоснованного методического инструментария обеспечения процесса развития социальной активности у подростков средствами взаимодействия школы и семьи (разработанная лично соискателем многоуровневая программа развития социальной активности подростков «Мой маленький огромный мир" — критериально-оценочный аппарат исследования этого процесса) обеспечивает целенаправленное эффективное развитие социальной активности у подростков — будущих граждан России.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Социальная активность является устойчивым свойством личности и реализуется в совокупности социально значимых действий, направленных на интенсивное и осознанное взаимодействие с социальной средой, которое осуществляется в процессе внешней и внутренней (практической щпсихиче-ской) деятельности по преобразованию личности и социума с учетом задач общественного развития. Для формирования социальной активности в подростковом возрасте необходимо знание психолого-педагогических особенностей и среды развития ребенка, которое способствует успешному развитию социальной активности в системе взаимодействия образовательного учреждения и родителей подростка.
2. Эффективность процесса взаимодействия в системе «школа-семья» обеспечивается при соблюдении следующих принципов: принцип согласия, обеспечивающий обоюдное понимание воспитательной цели и взаимное доверие родителей и педагогов, сохранение достаточно высокого уровня доброжелательностипринцип единства требований школы, семьи и общества, опирающийся на наличие взаимосогласованных, не противоречащих другу другу целевых установок со стороны родителей, социума и педагоговпринцип сопричастности, который содействует договоренности о рамках участия школы и семьи в создании наилучших условий для формирования социальной активности у подростковпринцип содеятельности, предполагающий совместную деятельность представителей школы и семьи в едином деле с детьми.
3. Разработанная и апробированная нами модель взаимодействия школы и семьи в формировании социальной активности у подростков представляет собой воспитательную систему, которая состоит из целевого, содержательного, инструментального и оценочно-регулятивного компонентов. Реализация системного подхода к организации взаимодействия школы и семьи в формировании социальной активности у подростков позволяет проанализировать и научно обобщить практический опыт решения названной проблемы, комплексно подойти к воспитательным задачам школы и семьи, снизить влияние деструктивных факторов в сфере воспитания подростков,'оптимально использовать ресурсы и потенциальные возможности взаимодействия-школы и семьи. *.
Достоверность и обоснованность выводов и результатов исследования определяется достаточной методологической обоснованностью исходных теоретических позицийобширностью источниковедческой базыанализом проблемы развития социальной активности подростков на междисциплинарном уровнеопорой на теоретические и эмпирические методы исследования, их взаимосвязью и обусловленностью целью, задачами и логикой исследованияисчерпывающим анализом данных, полученных в ходе экспериментавнедрением основных положений и результатов исследования в образовательную практику.
Апробация и внедрение результатов исследования. Полученные результаты были представлены в виде доклада на V Международном конгрессе I.
Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру" (Пятигорск, 2007), обсуждались в ходе научной конференции молодых ученых, аспирантов и соискателей «Молодая наука» (Пятигорск, 2006, 2008), Международной научно-практической конференции «Проблемы семьи и семейной педагогики: теория и практика, история и современность», посвященной памяти.
П.И. Петренко (Пятигорск, 2005), в научных журналах «Вестник Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена» и «Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета». Теоретические положения и выводы периодически обсуждались на заседаниях кафедры педагогики ГОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет», получили практическую реализацию в работе МОУ Лицей № 4 и МОУ СОШ № 2 г. Кисловодска:
П.И. Петренко (Пятигорск, 2005), в научных журналах «Вестник Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена» и «Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета». Теоретические положения и выводы периодически обсуждались на заседаниях кафедры педагогики ГОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет», получили практическую реализацию в работе МОУ Лицей № 4 и МОУ СОШ № 2 г. Кисловодска.
Выводы по опытно-экспериментальной работе подтвердили гипотезу исследования. Так, если до начала внедрения разработанной программы в экспериментальной группе высокий уровень сформированности социальной активности наблюдался у 12,9% учащихся, в конце его это число возросло до 34,2%. Средний уровень повысился с 19,7% до начала эксперимента до 47,2% в конце его. Значительные изменения наблюдались и среди учащихся, представляющих низкий уровень, количество которых, соответственно, уменьшилось от 67,4% в начале эксперимента до 18,6% в конце его.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Результаты анализа теоретических исследований по теме диссертации и опытно-экспериментальной работы позволили сделать следующие выводы.
В конце XX — начале XXI веков ценностно-целевые ориентиры российского общества и характер социального заказа системе образования претерпели существенные изменения, что потребовало подготовки выпускников школы к жизни в условиях многокритериальное&tradeвыбора, к необходимости видеть проблемы, чутко на них реагировать, действовать в нестандартных ситуациях, принимая ответственные решения. Иными словами, современное образовательное учреждение должно направлять свои усилия на то, чтобы за годы обучения школьники приобретали опыт самостоятельных действий, развивали свой творческий потенциал, овладевали навыками социального поведения.
Ценностные регулятивы человеческого существования в настоящее' время ориентированы на созидание новых социальных отношений, направленных на признание индивидуальности и уникальности каждого. Такой подход способствует созданию условий для саморазвития и самореализации человека в социуме, получению объективного знания о положении личности в мире, о ее реальных потребностях и возможностях, осознанию индивидом роли и значения своей деятельной активности для жизни общества.
Анализ специальных исследований и социально-педагогической практики позволяет утверждать, что в системе многообразных социальных институтов, оказывающих влияние на развитие личности, важным, неотъемлемым, в высшей степени действенным компонентом является семья. Социализация личности, развитие ее социальной активности происходит в процессе усвоения общественных норм и культурных ценностей. Фундамент личности закладывается в семье, школа и другие социальные институты продолжают укреплять и развивать общественно значимые качества учащихся. Изучив психолого-педагогическую литературу, обобщив имеющийся опыт работы с детьми и подростками, включая анализ собственной педагогической деятельности, мы констатировали противоречие между потребностью современного общества в людях, умеющих самостоятельно находить жизненные ориентиры, творчески мыслить, генерировать новые идеи и определять пути их претворения в жизнь, и готовностью педагогических коллективов и семьи к решению задачи воспитания личности такого типа.
В России начала XXI века социально полезная инициативная деятельность детей и молодежи редко рассматривается как стратегический ресурс государственно-общественного развития. В современных моделях взаимодействия «общество — государство» предусматривается в основном пассивное участие подрастающего поколения в организуемых социальными институтами мероприятиях. Между тем детство является периодом активного «развертывания» растущего человека в обществе и освоения им социокультурных достижений и ценностей, пробы и самоопределения в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах. Поэтому огромные социальные ресурсы демократического общества должны быть направлены на выработку у будущих граждан качеств, лежащих в основе формирования социальной активности.
По мере развития учащихся, их взросления активность как природная способность человека преобразуется в социальную систему потребностей и интересов. Этот процесс включает в себя осознание учащимися общественных явлений, которые составляют предметную сторону отношенийвыработку социальных потребностей гражданской направленности, прежде всего потребности в коллективном взаимодействии, и соответствующих мотивов, побуждающих к сотрудничествуучастие в практической социально ценной. деятельности.
Наше исследование показало, что социальная активность — интегратив-ное понятие. Она проявляется как а) состояние деятельности, б) актуальная потребность, в) преобразующая способность и г) качество личности. Как особое состояние деятельности социальная активность характеризуется позитивно выраженной субъективностьюкак актуальная потребность она реализуется в совокупности мотивов, целевых установок, которые определяют интересы личности, включение ее в деятельность. Являясь преобразующей способностью, социальная активность проявляется в специальных знаниях, умениях и навыках и как устойчивое качество личности — в целеустремленности, самостоятельности, инициативности и других соответствующих качествах.
Решая проблему развития социальной активности подростков, следует учитывать выводы ученых, состоящие в том, что социальная деятельность человека выступает стержневой, ведущей характеристикой личности и что социальная активность раскрывается посредством мотивов поведения, смысловых систем, ценностных ориентиров, конкретной направленности ее на решение общественных задач.
Анализ специфики развития личности в подростковом возрасте позволил нам сделать вывод, что этот период сензитивен для развития социальной активности: у подростков формируется самооценка, появляется стремление занять более самостоятельную позицию, самоутвердиться, проявить свой потенциал в различных видах деятельности, вырабатывается способность к самостоятельному и свободному мышлению, реальной личностной потребностью становится творческая, в том числе социальная, деятельность. Исходя из этого основным и зачастую единственным средством эффективного воздействия на подростков выступает специально задаваемая и общественно одобряемая групповая деятельность.
Процесс воспитания социальной активности управляем, он должен базироваться на принципах сотрудничества, взаимоуважения, доверия взрослых и детей. Практика показывает, что в современном образовательном учреждении деятельность взрослых предполагает привлечение к социально значимым мероприятиям исключительно активных, коммуникабельных ребят преимущественно старшего школьного возраста, а остальные учащиеся, имеющие склонность и желание к подобной работе, часто остаются без должного внимания и со временем превращаются в социально пассивных людей, равнодушных к общественной жизни.
Решению проблемы включения как можно большего числа детей в общественно полезную деятельность способствует интеграция усилий школы и семьи, поскольку участие родителей в воспитательном процессе школы значительно обогащает его, наполняя реальным жизненным содержанием, не допускает формализации работы школы, делает образовательный процесс интересным, насыщенным, социально значимым.
Несмотря на теоретическую разработанность вопросов совместной деятельности школы и семьи, на практике результаты исследований используются весьма ограниченно. Формальный подход к общению с родителями учащихся со стороны школы, отсутствие у педагогов желания поломать негативные стереотипы в данной сфере обусловили кризис системы «школа — семья». Вместе с тем и школой, и родителями осознается потребность в сотрудничестве и взаимодействии их друг с другом в воспитательном процессе, особенно в тот период, когда повышается активность ребенка, расширяется круг его общения, увеличивается разнонаправленность влияний окружающей среды, имеющих неодинаковый воспитательный заряд, что требует более пристального внимания и сотрудничества учителей и родителей. Взаимодействие школы и семьи дает возможность, оказывая систематическую помощь родителям в вопросах обучения и воспитания, создавать единую воспитательную среду.
Интеграцию социальных институтов следует осуществлять с опорой на интересы семьи как первичного фактора социализации, поскольку как эмоциональный, так и социальный опыт ребенка весьма зависим от семейных связей, уровня и качества детско-родительских отношений, педагогической компетентности старших членов семьи. Обновляя социально-педагогическую практику взаимодействия образовательного учреждения и семьи, необходимо с иметь в виду, что особенности семейного микросоциума являются стабилизирующими в процессе социализации и одновременно провоцируют проявление различных «сбоев» у ребенка. Поэтому так важен учет реалистичных представлений о социальном самочувствии семьи. В этой связи целесообразным представляется систематическое изучение мнений родителей школьников, а также их собственных суждений о различных аспектах социальной жизни семьи.
Существующая проблема связи социальных функций школы с семьей предполагает решение вопроса упорядочения этой связи и вычленение тех важнейших направлений, форм и методов, по которым должно осуществляться взаимодействие, для того чтобы подготовка подростков к жизни проходила не в рамках надуманных моделей и схем, а в условиях реальных жизненных процессов. Отсюда возникает необходимость изучения механизма связи школы с окружающей средой, постоянного наблюдения, позволяющего судить об общественных процессах, происходящих в производственной и духовной сферах жизнедеятельности конкретного региона. Такого рода знание позволит целенаправленно осуществлять поисковую активность подростков и создавать предпосылки к реализации их творческого, социального потенциала.
Проведенный нами анализ проблемы формирования социальной активности учащихся средней школы дает основание утверждать, что развитие этого качества не может осуществляться эффективно в рамках «заданности» социальной роли подростка, опирающейся на систему поручений. Несколько поколений молодежи, прошедших такую «школу поручений», навсегда утратили вкус к общественной работе. Поэтому в целях решения поставленной задачи необходимо выработать принципиально иные установки на развертывание активности молодежи, способы ее самоутверждения: при создании проектов и реализации замыслов, какими так богат человек в подростковом возрасте, должно быть предусмотрено право на поиск и возможную ошибку. Исходя из того, что социальный опыт ребенка — это не только его возраст, но и тот мир, в котором он растет, семья, в которой он воспитывается, в ходе исследования нами была теоретически разработана и практически апробирована модель педагогического взаимодействия школы и семьи по формированию социальной активности у подростков.
Стержневая идея, которой мы руководствовались при построении модели, — оптимальное развитие каждого ребенка, его индивидуальности в рамках специально организованной среды образовательного учреждения, где подросток выступает в роли участника коллектива, и тесное сотрудничество семьи и образовательного учреждения в вопросах воспитания, его социализации в условиях образовательного учреждения. У семьи и образовательного учреждения — единые цели и задачи, а содержание и методы воспитания специфичны, тем не менее ни одна проблема не может быть успешно решена образовательным учреждением без сотрудничества с семьей.
Представленная модель взаимодействия школы, и семьи в процессе формирования социально активной личности подростка была создана в ходе проектировочной деятельности (осуществляемой автором), состоящей из трех этапов:подготовительного (диагностика готовности педагогического коллектива и родителей к самому процессу формирования) — 2) основного (разработка непосредственно методики формирования) — 3) заключительного (оценка полученных результатов, корректировка педагогического процесса).
Основой для построения системы методов воспитания в нашей педагогической модели является их роль в педагогической практике. Оказавшись перед проблемой выбора принципиальной линии поведения, мы испытывали потребность в знании определенной совокупности возможных решений данной воспитательной задачи, так как овладение тем или иным методом воспитания позволяет выработать стратегию нашей педагогической деятельности на длительный период времени, предвидеть результат своей работы по программе. Выбор нами целого ряда методов определялся не только стратегией, но и тактикой воздействия на личность, так как действенность методов и приемов обусловлена постоянной опорой на психологию подростка. Возрастные особенности воспитанников, внешние обстоятельства педагогического общения, стиль педагога и др. предполагают индивидуальный подбор способов педагогического взаимодействия, поскольку выбор метода является реакцией на вновь возникшую ситуацию.
На основе осуществленного теоретического исследования для обеспечения функционирования модели нами была разработана программа «Мой маленький огромный мир», по которой строится работа клуба «Отцы и дети» в МОУ Лицей № 4 г. Кисловодска. Программа представляет собой совокупность содержания, средств, методов, форм стимулирования социальной активности подростков и механизмов включения их в общественно полезную деятельность. Цель программы — реализация педагогического потенциала взаимодействия школы и семьи в этом направлении.
Предложенная программа опирается на общие (обеспечивающие основу педагогического взаимодействия) и специфические (определяющиеся осо-, быми организационно-педагогическими условиями взаимодействия школы и семьи как средства стимулирования социальной активности личности) педагогические принципы. Организация взаимодействия школы и семьи в процессе формирования социально активной личности подростка потребовала определения системы методических принципов, обеспечивающих его эффективность. К основным из них можно отнести следующие: принцип согласия, обеспечивающий обоюдное понимание воспитательной цели и взаимное доверие родителей и педагогов, сохранение достаточно высокого уровня доброжелательностипринцип единства требований школы, семьи и общества, опирающийся на наличие взаимосогласованных, не противоречащих другу другу целевых установок со стороны родителей, социума и педагоговпринцип сопричастности, содействующий договоренности школы и семьи о степени их участия в создании наиболее приемлемых условий формирования социальной активности у подростковпринцип содеятельности, предполагающий совместную деятельность представителей школы и семьи в едином деле с детьми.
Образовательно-воспитательное пространство учебного заведения мы рассматриваем как педагогически целесообразно организованную среду, проявляющую себя в качестве фактора интегративного воздействия на процессы становления, развития и самореализации воспитанников, создающую основу поведения и деятельности личности в процессе ее социального самоопределения, представляющую важнейшее условие формирования совокупности социально-ценностных отношений в сфере образования и организации социального опыта. Опираясь на результаты опытно-экспериментальной работы, мы утверждаем, что созданное нами образовательно-воспитательное пространство выступает своеобразным жизненным полем, в рамках которого личность осваивает объективную систему социальных ролей и одновременно приобретается опыт эффективного решения проблем, стоящих перед учеб-' ным заведением и семьей.
Концепция развития социальной активности подростков в процессе взаимодействия школы и семьи отталкивается от предположения о том, что учащиеся являются полноценными субъектами учебно-воспитательного процесса, они не только готовятся к будущей жизни, но уже живут в том микросоциуме, который составляют образовательное учреждение и семья. Таким образом, основная задача педагогического коллектива заключается, прежде всего, в организации полноценной, продуманной до мельчайших деталей жизнедеятельности воспитанников, позволяющей реализовать право ребенка на полное раскрытие и развитие своих способностей, воспитание у учащихся субкультурной ориентации, овладение культурным механизмом принятия решения, развитие способности к самореализации, потенциала школьника в сферах молодежной культуры с учетом потенциала семьи.
Предлагаемая нами педагогическая технология обладает целым рядом отличительных характеристик по сравнению с традиционным педагогическим процессом. Технология психолого-педагогического сопровождения социального самоопределения учащихся включает присущие ей технологические единицы: проектирование деятельности ученика, предполагающее последовательные фазы действия по социальному самоопределениюсоздание условий для совместного построения образовательно-развивающей деятельности, соответствующей проектуосмысление осуществленной работы в целях коррекции или преобразования проекта и нахождения новых подходов к обеспечению положительной динамики процесса.
В результате практической апробации программы было доказано, что формирование социальной активности подростков происходит эффективнее, если в воспитательной работе школы с подростками принимают участие родители. Достижению обозначенной цели способствует использование комплекса методов и форм воспитания, направленных на развитие самостоятель-) ности, инициативности учащихся, осознание учащимися ответственности перед обществом, а также просветительская работа с родителями, направленная на оказание им дидактической помощи в изучении особенностей подросткового возраста и выявлении индивидуальных особенностей детей.'.
Таким образом, результаты апробации модели становления социально активной личности подростков средствами взаимодействия школы и семьи подтвердили правомерность выдвинутой нами гипотезы и эффективность созданной педагогической модели взаимодействия.