Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Творческие задания как составляющая исследовательской деятельности обучающихся

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В процессе овладения опытом творческой деятельности у учащихся постепенно формируются такие качества, как познавательная самостоятельность и способность творчески решать те или иные задачи. При этом включение школьников в активную творческую деятельность предполагает не только рассказ о творческом процессе, знакомство с результатами исследовательского поиска других людей, но и создание… Читать ещё >

Творческие задания как составляющая исследовательской деятельности обучающихся (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одной из основных целей образования вообще и предмета «Информатика и ИКТ» в частности — заложить основы социализации обучающихся в новых экономических условиях, способствовать воспитанию и развитию инициативной, творческой, предприимчивой личности, ее самоопределению в будущей профессиональной карьере.

Внедрение компьютерных технологий в образовательную среду урока позволяет повышать и стимулировать интерес учащихся, активизировать мыслительную деятельность и эффективность усвоения, моделировать и визуализировать абстрактные понятия и процессы, индивидуализировать обучение, повышать скорость изложения и усвоения материала. В процессе обучения на уроках информатики в школе важную роль играют творческие задания. Под этим термином мы понимаем задания, не решаемые по готовым образцам, а прогнозирующие новые решения, в которых необходима догадка, которые выражают индивидуальные склонности, способности и опыт человека.

На сегодняшний день в психолого-педагогической и философской литературе существует достаточно много трактовок понятия «творчество». Так, например, в Большом энциклопедическом словаре творчество рассматривается как деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью [2]. Психология подразумевает под данным термином «психический процесс создания новых ценностей» [3]. Философы творением, творчеством называют всякое внесение нового, в частности создание образов в результате формирующейся деятельности духа, творческой фантазии [4]. Все трактовки сходятся в одном, считая творчество деятельностью, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Таким образом, можно считать синонимами понятия творчества и творческой деятельности. Творческая деятельность — форма деятельности человека или коллектива, создание качественно нового, никогда ранее не существовавшего. Стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить традиционным способом.

В процессе овладения опытом творческой деятельности у учащихся постепенно формируются такие качества, как познавательная самостоятельность и способность творчески решать те или иные задачи. При этом включение школьников в активную творческую деятельность предполагает не только рассказ о творческом процессе, знакомство с результатами исследовательского поиска других людей, но и создание предпосылок и условий такой деятельности, которая побуждала бы их к проявлению активности и самостоятельности. Исключительно важную роль в воплощении данной цели играет использование творческих заданий, обращенных к учащимся. Задача в данном случае выступает как педагогическая цель, воплощенная в конкретном материале с учетом уровня подготовленности и ближайших резервных возможностей личности и коллектива [5].

Практика обучения на уроках информатики показывает, что школьники, выполняя творческие задания, могут не только более глубоко и всесторонне изучать те или иные явления, выражать своё отношение к изучаемому, высказывать свою точку зрения, переносить известные способы решения в новые условия, но и находить принципиально новые алгоритмы и способы получения искомого результата. Исходя из вышеизложенного, можно с уверенностью сказать, что творческие задания — это не что иное как одна из форм исследовательской деятельности учащихся на уроках информатики и во внеурочное время. Творческое задание как и исследовательская деятельность, предполагает стимуляцию познавательной активности, поиск новых знаний и нестандартных способов решения задачи, выражающих индивидуальные склонности, способности, личный опыт человека.

В курсе информатики и ИКТ в рамках темы «Формализация и моделирование» учащимся старших классов было предложено создать модель «школа — жизнь». При этом дополнительно не оговаривалось, какая это должна быть модель, к какому классу моделей ее можно будет отнести, какие группы признаков или свойств моделируемого объекта следует выделить. Представленные модели отличались способом описания (табличный, графический, словесный). Однако, общим для всех моделей был неординарный подход к выполнению задания. Одна из групп учащихся представила графическую модель.

Помимо того, что интересно само по себе видение подобной модели, несомненный творческий подход, и кроме всего прочего использование элементов исследования.

Выполняя подобные задания, обучающиеся в большинстве случаев проявляют оригинальность и нестандартность действий, предлагают новые способы решения, у них все четче проявляется интерес к предмету.

Важнейшим атрибутом исследовательского мышления является представление о модели как об особой категории, позволяющей сформировать особую знаковую систему знаков-копий. Модель в этом случае выступает упрощенным знаком-копией явления, который является новым качественным средством работы с явлением, его описанием и объяснением, сопоставлением с другими явлениями, выявлением причинно-следственных связей между ними[10].

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой