Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Дидактические и методические аспекты деятельности преподавателя по созданию и использованию учебных натурных постановок по рисунку на ХГФ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Изучить и рекомендовать для использования в процессе обучения рисунку основные приемы конструирования учебных натурных постановок. Для этого исследовать: а) учебные рисунки различных периодов, архивные документы, методические записки, воспоминания художников-педагогов и их современниковб) работу художников-педагогов над созданием учебных натурных постановок в историческом аспекте и на современных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Исторический аспект развития и использования учебных натурных постановок в художественных учебных заведениях России
    • 1. Роль и значение учебных натурных постановок в процессе профессионального обучения рисунку
    • 2. Методы работы художников-педагогов над созданием учебных натурных постановок:. а) в период предварительной подготовки- б) в период создания учебной натурной постановки
  • Выводы по главе I
  • Глава II. Научные и методические принципы создания и использования натурных постановок по рисунку
    • I. Роль научных положений дидактики и методики преподавания рисунка в создании оптимальных условий для эффективного использования учебных натурных постановок в процессе обучения рисунку
    • 2. Некоторые вопросы целенаправленного формирования восприятия и художественного мышления рисующих на основе работы над учебными натурными постановками
    • 3. Принципы создания, использования и критерии оценки учебных натурных постановок по рисунку
  • Выводы по главе II

Глава III. Выявление оптимальных условий для эффективного обучения студентов художественно-графических факультетов теоретическим и методическим принципам создания и использования учебных натурных постановок по рисунку.

§ 1. Значение содержательности и целенаправленности учебных натурных постановок в достижении эффективности обучения рисунку.

§ 2. Экспериментально-исследовательская работа по теме диссертации (методика проведения, ход, результаты и их статистическая обработка):. а) констатирующий эксперимент. б) поисковый эксперимент. в) формирующий эксперимент.

§ 3. Обучение студентов теоретическим и методическим принципам создания и использования учебных натурных постановок по рисунку.

Выводы по главе III.

Дидактические и методические аспекты деятельности преподавателя по созданию и использованию учебных натурных постановок по рисунку на ХГФ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Воспитание нового поколения молодых творческих кадров, художественное образование студенческой молодежи — важнейшая и актуальная научно — педагогическая задача. Особое внимание уделяется со стороны правительства Российской Федерации развитию творческой активности учащейся молодежи, подготовке ее к созидательной деятельности, а также совершенствованию уровня педагогических кадров с использованием инновационных форм и методов обучения.

Искусство, как составная часть общего образования и воспитания подрастающего поколения, является ведущим средством воспитания культуры и развития творческих потенциалов, активно влияет на общественное сознание, способствует формированию гармонически развитой личности.

Неслучайно в решении совместной коллегии Министерства культуры Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации «О состоянии и развитии художественного образования в России» (16 ноября 1999 г.) подчеркивается, что ситуация переходного развития общества приводит к возрастанию ценности эстетического образования. Появление в последние годы различных типов образовательных учреждений (лицеи, гимназии, школы с углубленным обучением искусству, профильные художественные классы, эстетические центры и т. д.), способствует созданию благоприятных условий для обучения искусству, а также для более эффективного эстетического воспитания и художественного образования школьников.

Учитывая важность системы эстетического воспитания будущего поколения, целью, которой является воспитание личности человека, формирование его мировоззрения с помощью искусства, неизменно высоки требования к подготовке школьных учителей изобразительного искусства, как важнейшего связующего звена между профессиональным искусством и населением.

Педагогические вузы несут ответственность за успешную реализацию сложных задач обучения и воспитания учительских кадров. Несмотря на то, что в настоящее время в высшей школе существуют как традиционные, так и альтернативные формы обучения, вопросы эффективности подготовки учителей изобразительного искусства остаются актуальными.

Овладение основами изобразительной грамоты по рисунку базируется на рисовании с натуры, которое является так же основой и в специальной подготовке будущих художников — педагогов по рисунку в педагогических вузах на художественно-графических факультетах (ХГФ). Рисование с натуры предусматривает определенную систему обучения, планомерного изложения достоверных знаний и последовательного развития практических умений и навыков. Поэтому насколько будет эффективен процесс овладения рисунком, во многом зависит от качества учебных натурных постановок.

В подготовке учителя изобразительного искусства обучение приемам организации учебной натурной постановки и эффективному ее использованию в учебном процессе является важным и недостаточно методически разработанным разделом в дисциплине «Рисунок».

Художник-педагог должен владеть не только мастерством изображения, но и уметь самостоятельно и разнообразно творчески мыслить при организации и использовании учебных натурных постановок в процессе обучения рисунку.

Основополагающее значение для нашего исследования имели труды известных ученых в области общей педагогики: С. И. Архангельского, В. И. Андреева, Ю. К. Бабанского, В. П. Есипова, М. К. Данилова, Л. Ф. Колесникова, В. И. Леднева, И .Я. Лернера, A.M. Матюшкина, В. Н. Михеева, М. Н. Скаткина, А. А. Смирнова, В. А. Сластенина, И. С. Якиманской и др.

Методическая наука все основательнее базируется на теоретических и практических основах реалистической художественной школы, которые представлены в трудах таких исследователей, как А. Д. Алехин, Н. Н. Анисимов, Г. В. Беда, Н. Н. Волков, Д. Н. Кардовский, Т. С. Комарова, К. Н. Корнилов, B.C. Кузин, В. К. Лебедко, Л. А. Панова, А. С. Пучков, Н. Н. Ростовцев, A.M. Серов,.

A.M. Соловьев, Г. Б. Смирнов, А. Е. Терентьев, Е. В. Шорохов, М. Ф. Харитонов, А. А. Унковский, В. Н. Яковлев, А. П. Яшухин и других.

Вопросам теории и практики изобразительного искусства достаточное внимание уделяли советские художники А. А. Дейнека, Б. В. Иогансон, Д. Н. Кардовский, Е. А. Кибрик, В. Д. Фаворский, К. Ф. Юон и др.

Некоторые вопросы целенаправленного формирования восприятия и художественного мышления рассматривали в своих трудах Б. Г. Ананьев, Р. Арнхейм, Ю. Ю. Вергилис, J1.C. Выготский, В. П. Зинченко, Е. И. Игнатьев, Л. Г. Медведев, B.C. Кузин, Д. Н. Узнадзе, A. J1. Ярбус и др.

По близким проблемам рядом авторов проводились исследования как в организации занятий по рисунку, так и по вопросам организации учебной натурной постановки (Н.А. Алимасова, Г. В. Беда, Э. М. Белютин, JT.A. Панова, А. С. Пучков, А. В. Триселев, М. Ф. Харитонов, А. Е. Хитров и др.).

Таким образом, поиски основных закономерностей в развитии методов обучения рисунку указывают на стремление ученых, искусствоведов, художников-педагогов разрабатывать эту сложную педагогическую проблему.

Однако вопросы разработки критериев оценки качества учебных натурных постановок, их использования на занятиях, а также дидактические и методические аспекты деятельности преподавателя на ХГФ требуют еще всестороннего изучения, теоретического и экспериментального обоснования.

Изучая работу учителей изобразительного искусства, выпускников художественно-графических факультетов, можно отметить, что многие из них не владеют методами конструирования и пониманием значения теоретических основ учебных натурных постановок.

В создании учебных постановок художники-педагоги обычно руководствуются учебной программой, где только в общих чертах определяется характер постановок. Работа над натурной постановкой требует от них дополнительных знаний в области психологии восприятия предмета, пространства и рисунка, дидактических принципов обучения, методики создания учебных постановок.

Недостаток теоретической и методической литературы по вопросам конструирования учебных натурных постановок отрицательно сказывается на обучении и воспитании будущих учителей изобразительного искусства.

На основании опыта социологических исследований И. С. Левшиной «Как воспринимается искусство» был сделан неутешительный вывод: не более 5% зрителей способны полностью воспринимать произведение искусства, то есть воспринимать не только его сюжет, но и его пластическое построение [50, с. 137]. В разное время проводились исследования в Кубанском педагогическом университете Пановой J1.A., в Чувашском педагогическом университете имени И. Я. Яковлева Харитоновым М. Ф., которые показали, что многие выпускники художественно-графических факультетов не владеют методами конструирования и не имеют достаточно глубоких теоретических знаний по организации учебных натурных постановок.

Данная проблема автором рассматривалась в Тольяттинском государственном университете (ТГУ) в рамках констатирующего эксперимента. Студентам факультета изобразительного искусства было предложено самостоятельно выполнить ряд заданий по организации учебных натурных постановок по рисунку с конкретной поставленной учебной целью, сопроводив их эскизами с методическими рекомендациями и требованиями к учебным натурным постановкам. Результаты исследования в ТГУ показали, что студенты, успешно справлявшиеся с учебными и творческими заданиями, оказались в большинстве неспособными к решению поставленной задачи.

Данные социологического исследования И. С. Левшиной и результаты приведенных выше исследований теоретических и практических знаний и навыков студентов и выпускников художественно-графических факультетов определили проблему нашего исследования — необходимость обучения студентов ХГФ практическим навыкам по рисунку с одновременным изучением научно-теоретических основ пластического построения учебных натурных постановок, а также дидактических и методических аспектов деятельности преподавателя по их созданию и использованию в процессе обучения рисунку.

В нерешенности данной научно — педагогической проблемы в значительной мере страдает качество подготовки будущих учителей изобразительного искусства.

Поэтому рассмотрение данной проблемы специальной подготовки студентов по рисунку на ХГФ является важной научно-педагогической задачей и требует дополнительного рассмотрения, анализа и, возможно, коррекции учебного процесса.

При организации учебной натурной постановки педагог решает вопросы пластической организации предметов, элементов постановки, ее ритмической структуры (линейной, тональной, цветовой) в соответствии с поставленной целью. В этот процесс целесообразно привлекать к активному участию студентов, что позволяет развивать у них понимание сущности процесса организации постановки, выработки самостоятельных навыков, необходимых им в профессиональной деятельности в качестве учителя изобразительного искусства.

Надо разъяснять студентам, что особенно важно при создании учебной натурной постановки (замысел, конкретная, дидактическая задача постановки, ее главное предназначение в связи с программой), говорить об основных элементах и средствах ее пластической организации и т. д.

Проведение целенаправленной работы по изучению студентами теоретических и методических принципов организации и использования учебных натурных постановок позволит значительно улучшить качество формирования у них соответствующих умений и навыков, и они смогут эффективнее применять их на практике.

Кроме этого поиск новых форм по использованию учебных натурных постановок открывает преподавателю на ХГФ широкие возможности инновационной деятельности в повышении эффективности специальной подготовки студентов по рисунку.

В нашем исследовании сделана попытка проникновения в учебно-воспитательные процессы, с целью раскрыть резервные возможности учебной дисциплины рисунка. Выявление методов активизации творческой деятельности студентов затрагивает содержание, организацию и методы занятий по рисунку, где, наряду с вопросами изобразительной грамоты, немаловажное значение придается обучению студентов художественно-графических факультетов теории и методике работы над созданием и использованием учебных натурных постановок по рисунку.

Для достижения этой цели мы стремились собрать разрозненные приемы и методы по организации учебных натурных постановок, подкрепить их выводами из живого творческого опыта художников и адаптировать их применительно к учебному процессу обучения рисунку. В конечном счете, это должно расширить возможности студентов в организации учебных натурных постановок и более эффективному их использованию в учебном процессе.

Важно привить интерес студентам к вопросам конструирования и анализа учебных натурных постановок, изучению научных положений дидактики и методики, тем самым, развивая их способности мыслить, понимать и сознательно относиться к процессу обучения рисунку.

Важность этой составляющей в формировании будущего педагога трудно переоценить. От того, как будут формироваться, и развиваться эти навыки и способности у студентов, будет зависеть в будущем успех их профессиональной работы.

В учебном процессе, с одной стороны, существует настоятельное требование действующей программы, а, с другой стороны, — необходимость развить интерес у студентов к дидактическим и методическим аспектам организации и использовании учебных натурных постановок по рисунку. Это обусловило стремление автора исследования построить обучение, таким образом, чтобы основные принципы конструирования учебных натурных постановок рассматривались при выполнении учебных заданий, а также при выполнении специальных упражнений.

Актуальность исследования заключается в необходимости повышения качества художественной и методической подготовки учителя изобразительного искусства, создание основательных предпосылок для более прочного освоения теоретических и методических принципов создания и использования учебных натурных постановок по рисунку.

Цель исследования: решение данной проблемы.

Объект исследования — учебно-творческая деятельность студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях рисунком.

Предмет исследования — дидактические и методические аспекты деятельности преподавателей по созданию и использованию учебных натурных постановок по рисунку на ХГФ.

Гипотеза исследования: мы исходили из предположения о том, что если, при учете педагогической направленности обучения, комплексно давать теоретические и методические знания по вопросам конструирования учебных натурных постановок, то формирование у студентов соответствующих умений и навыков будет проходить значительно успешнее, и они смогут эффективнее применять их на практике потому, что будут:

• раскрыты и научно — теоретически обоснованы дидактические и методические аспекты деятельности преподавателя по организации и использованию учебных натурных постановок по рисунку на ХГФ;

• определены наиболее продуктивные методические средства и рекомендации для студентов по организации и использованию учебных натурных постановок по рисунку;

• использованы при обучении рисунку система дополнительных заданий и упражнений на формирование соответствующих навыков и средства, обеспечивающие учебно-вспомогательный и развивающий процесс (ТСО, наглядные пособия в виде таблиц, схем и т. д.) и.

Задачи исследования:

1. Выявить место и значение учебных натурных постановок в отечественной школе обучения рисунку со дня основания Академии художеств по настоящее время и использовать положительный опыт выдающихся художников-педагогов в этой области для современного научно-теоретического обоснования принципов их создания.

2. Рассмотреть основные вопросы в повышении роли учебных натурных постановок в процессе обучения и воспитания будущих учителей изобразительного искусства.

3. Раскрыть некоторые вопросы целенаправленного формирования восприятия и художественного мышления студентов на основе работы над учебными натурными постановками.

4. Обобщить опыт работы художников-педагогов по созданию и использованию учебных натурных постановок по рисунку в художественных ВУЗах и ХГФ педагогических институтов.

5. Показать воспитательные и развивающие возможности учебных натурных постановок в развитии аналитического и творческого мышления будущих учителей изобразительного искусства.

6. Дать научно-обоснованные рекомендации в организации учебных натурных постановок для занятий по рисунку на ХГФ.

7. Изучить и рекомендовать для использования в процессе обучения рисунку основные приемы конструирования учебных натурных постановок. Для этого исследовать: а) учебные рисунки различных периодов, архивные документы, методические записки, воспоминания художников-педагогов и их современниковб) работу художников-педагогов над созданием учебных натурных постановок в историческом аспекте и на современных аналогичных примерах ХГФ педагогических и художественных ВУЗов страныв) отношение учителей изобразительного искусства к вопросам организации учебных натурных постановок на уроках рисования с натуры в средней школег) экспериментальные данные, полученные при конструировании натурных постановок студентами ХГФ на основе предложенных теоретических обоснований и без них.

Методологическую основу исследования составляют законы диалектики, а также основные положения дидактики, связанные с процессом обучения рисованию и освоению его методической сущности, принципиальные положения методики обучения, используемые в отечественной художественной школе.

Для реализации поставленной цели и решения задач использовались следующие методы:

1) Изучение и анализ литературы по методике преподавания рисунка по проблеме организации и использования учебной натурной постановки.

2) Диагностические методы (беседы со студентами и преподавателями по интересующей нас проблеме, анкетирование, контрольные срезы и т. д.).

3) Анализ и систематизация учебных и творческих работ студентов по рисунку.

4) Психолого-педагогический эксперимент (педагогические установки, пробные и контрольные задания, дополнительные упражнения и т. д.).

5) Моделирование учебно-творческой ситуации, создания ситуации проблемного обучения.

6) Оценка работ студентов в соответствии с поставленными перед ними задачами по специально разработанным критериям оценки результатов их деятельности.

7) Метод статистического анализа.

Теоретической основой являются труды отечественных и зарубежных ученых, методистов и художников-педагогов реалистической художественной школы в области искусствознания, эстетики, психологии, педагогики, методики преподавания изобразительного искусства.

Научная новизна:

— предложена новая методика организации учебных натурных постановок по рисункуразработана, научно обоснована и экспериментально проверена методическая система;

— выявлены оптимальные условия для эффективного обучения студентов художественно-графических факультетов теории и методике работы над созданием и использованием учебных натурных постановок по рисунку.

Теоретическая значимость результатов исследования:

— внесен вклад в теорию и методику обучения и воспитания средствами рисунка;

— решена значительная научно-педагогическая задача — сочетание обучения студентов практическим навыкам по рисунку с изучением научно-теоретических основ пластического построения учебных натурных постановок, а также дидактических и методических аспектов деятельности преподавателя по их созданию и использованию в процессе обучения рисунку;

— разработаны принципы создания, использования и критерии оценки качества учебных натурных постановок по рисунку;

— предлагается система упражнений для выработки навыков в организации натурных постановок, которые будут применяться студентами в будущей творческой и педагогической деятельности.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

— разработанные задания, упражнения, направлены на совершенствование работы со студентами по освоению методических принципов организации и использования учебных натурных постановок по рисунку;

— предложенная и апробированная средствами педагогического эксперимента методика обучения студентов художественно-графических факультетов теоретическим и методическим принципам создания и использования учебных натурных постановок может применяться в учебном процессе в интересах повышения эффективности их специальной подготовки по рисунку;

— полученные результаты исследования и выводы могут быть использованы при разработке учебных программ и пособий, а также как материал для дальнейшей научно-практической работы.

Достоверность научных результатов исследования базируется на обширном материале по психологии, педагогике, методике преподавания изобразительного искусства, сравнительным анализом различных источников информации, экспериментальным подтверждением основных положений исследования, анализом полученных исходных и конечных результатов исследования, а также экспериментальной проверкой системы упражнений и методики преподавания рисунка.

Апробация и внедрение результатов исследования.

О результатах диссертационного исследования сообщалось на научно-методических конференциях:

1. Повышение эффективности использования учебных натурных постановок по рисунку — Тольятти — 1998.

2. Методические требования к организациям учебной постановки натюрморта — Тольятти — 1999.

3. Роль оценки в определении уровня развития чувства формы в процессе обучения рисунку — Тольятти -1999.

Разработанные в результате исследования методические рекомендации внедрены в учебно-воспитательные процессы Тольяттинского государственного университета, а также эффективно используются некоторыми педагогами художественных и общеобразовательных школ.

Основное содержание диссертации нашло отражение в следующих публикациях:

1. Традиции и новаторство в деятельности художника-педагога при организации и использовании учебных натурных постановок по рисунку — В спец. вып.: Наука — промышленности и сервису — Известия Самарского научного центра РАН — Самара, 2006, с. 180−186.

2. Совершенствование методов дидактического воздействия учебных, натурных постановок в процессе подготовки учителей изобразительного искусства — сб.: Международный симпозиум «Технология — 2000» — СамараТольятти-Россия, 1995, с. 299−300.

3. Научные и методические принципы создания учебных постановок по рисунку — В сб.: Вопросы истории, теории методики преподавания изобразительного искусства — Москва 1997, с. 34.

4. Совершенствование методов дидактического воздействия учебных натурных постановок на процесс профессиональной подготовки учителей изобразительного искусства — В сб.: Методическая и художественно-профессиональная подготовка студентов факультета изобразительных искусствСамара, 1997, с. 20−21.

5. Дидактические и методические аспекты использования учебных натурных постановок в процессе подготовки учителей изобразительного искусства — В сб.: Методологические проблемы профессиональной подготовки специалистов в ВУЗе — Тольятти, 2001, с. 193−195.

6. Некоторые психофизиологические особенности зрительного восприятия при рисовании с натуры — В сб.: Развитие культуры народов Поволжья — Тольятти, 2001, с. 21−22.

7. Эффективность использования учебных натурных постановок по рисунку в процессе профессиональной подготовки учителей изобразительного искусства — Москва, Прометей, 2001, с. 132−135.

8. Дифференцированный подход к студентам на занятиях по рисунку-В сб.: Методологические и методические аспекты организации самостоятельной работы студентов — Тольятти, 2002, с. 144−146.

9. Субъективный фактор, как одна из составляющих процесса обучения рисунку — В сб.: Теоретические и практические аспекты развития системы управления качеством подготовки специалистов сферы сервиса — Тольятти, 2004, с. 89−91.

10. Принципы организации и критерии оценки учебных натурных постановок по рисунку — В сб.: Система управления качеством подготовки специалистов для сферы сервиса: проблемы, опыт, перспективы развитияТольятти, 2005, с. 58−60.

11. Некоторые аспекты деятельности художника-педагога над составлением и конструированием учебных натурных постановок по рисункуВ сб.: Проблемы и решения современной технологии — Тольятти, 2005, с. 94 100.

12. Эффективность использования учебных натурных постановок по рисунку в процессе подготовки студентов изобразительных специальностей — В сб.: Состояние и перспективы развития инновационной деятельности в области сервиса поволжского региона — Тольятти, 2005, с. 290−294.

13. Приемы и методы построения учебного академического рисунка, как средства эффективного решения дидактических задач в процессе обучения студентов художественных специальностей — В сб.: Наука — промышленности и сервису — Тольятти, 2006, с. 230−237.

14. Условия, задачи и методы учебной работы по наиболее эффективному овладению графическими изобразительными средствами при работе над натурными постановками — В сб.: Система управления качеством подготовки специалистов для сферы сервиса: проблемы, опыт, перспективы развитияТольятти, 2006, с. 29−32.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Методическая система обучения студентов художественно-графических факультетов теоретическим и методическим принципам создания и использования учебных натурных постановок по рисунку в интересах повышения качества их специальной подготовки по рисунку.

2. Система упражнений для выработки навыков в организации натурных постановок, которые будут применяться студентами в будущей педагогической деятельности.

3. Практические задания, направленные на совершенствование работы со студентами по освоению методических принципов организации и использования учебных натурных постановок по рисунку на ХГФ.

Структура диссертации.

Специфика обозначенного объекта изучения, а также особенности поставленных задач определили структуру работы. Она состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложения. В работе приводятся схемы, таблицы, графики и диаграммы, отражающие результаты экспериментальной работы. В приложение вошли фотокопии студенческих работ, выполненных в ходе педагогического эксперимента, разработанная автором исследования рабочая программа по рисунку для занятий в 7 и 8 семестрах на художественно-графическом факультете.

Во введении дается общая характеристика работы: обосновывается актуальность темы диссертации, определяется объект, предмет и цель исследования, выдвигается гипотеза, раскрываются задачи и методы исследования, выдвигаются положения, выносимые на защиту.

Первая глава является теоретической частью исследования научных и методических принципов создания учебных натурных постановок по рисунку. Данная проблема рассматривается в историческом развитии, учитывается опыт русской школы и методологических исследований настоящего времени. Определена взаимосвязь педагогической мысли отдельных ведущих педагогов и их методов работы в этой области.

Во второй главе рассматривается роль научных положений дидактики и методики преподавания рисунка, оптимальные условия создания и использования учебных натурных постановок. Дается психолого-физиологическое обоснование восприятия предмета и пространства, роли натурных учебных постановок в профессиональной подготовке учителей изобразительного искусства.

В третьей главе описывается практическая часть экспериментального исследования. Указывается, какими методами пользуются художники-педагоги при конструировании учебных натурных постановок. Для решения этой проблемы были использованы эксперименты:

— констатирующий, в ходе, которого выяснено незнание студентами пластических основ при создании постановок;

— формирующий, в процессе, которого студентам наряду с практическими заданиями давались комплексно теоретические знания по организации постановок, анализировались основные закономерности и особенности их пластического построения;

— контрольный, который устанавливал правильность или ошибочность выбранного направления обучения студентов.

В заключении дается анализ результатов исследования, говорится о практическом использовании результатов эксперимента, о научной новизне проблемы.

Выводы по главе 3.

Система упражнений по рисунку подготавливает студентов к работе с натуры, дает им разносторонние теоретические и практические знания.

Практическая работа со студентами преимущественно осуществляется в двух направлениях: анализ работ мастеров по видению в натуре сложных ходов композиции и отбор средств, с помощью которых выявляются закономерности организации натуры. Художественный образ заключает в себе выразительную композицию, в которой характер замысла произведения подчиняется интересам создания эстетического воздействия на зрителя.

В результате проведенного педагогического исследования установлено, что учебные натурные постановки могут быть широко использованы в дидактических целях при обучении студентов рисунку, т.к. они в доступной форме позволяют педагогу объяснить некоторые особенности художественного видения модели и последовательного ее создания на плоскости.

Использование упражнений по рисунку должно основываться на индивидуальном подходе к каждому студенту, т.к. это отвечает требованиям обучения с учетом ориентации на развитие способностей к изобразительной деятельности и позволяет повысить уровень художественной подготовки в целом.

Практическая подготовка студентов экспериментальных групп заметно повысилась от применения в обучении рисунку композиционных принципов организации натурной постановки, а также практического использования предложенных упражнений, что подтверждает правильный выбор средств и методов в обучении студентов теоретическим и методическим принципам создания и использования учебных натурных постановок по рисунку.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате проведенных исследований, включающих изучение теории обучения рисованию, данных экспериментальных работ, мы пришли к следующим выводам:

1. Учебная натурная постановка, как важная часть методики обучения изобразительному искусству, имеет большое значение в общей работе преподавателя на ХГФ по овладению студентами практическими навыками по рисунку и воспитанием будущих учителей изобразительного искусства. При ее конструировании необходимы, с одной стороны, научнотеоретическое обоснование с использованием законов природы, а, с другой, привлечение богатого творческого опыта художников-педагогов.

2. История развития методов обучения рисунку неразрывно связана с поисками художников-педагогов выразительности характера учебных натурных постановок, на основе которых происходило обучение и воспитание художников. Будущему учителю изобразительного искусства необходимы знания того, как ставились натурные постановки для учащихся различных периодов времени, чтобы в своей практической работе использовать позитивные аспекты создания натурных постановок и не повторять тех, ошибок которые допускались в прошлом. Содержание учебных натурных постановок и приемы их организации должны отражать современные требования обучения и методики преподавания рисунка.

3. Требования к подготовке преподавателя в практической работе можно условно разделить на два аспекта: учебно-познавательный и воспитывающий. В первом учитель направляет внимание учащихся на последовательное изучение закономерностей реальной действительности, воспитывая правильные представления об отношении субъективных ощущений и реальной сущности предметов. Во втором воспитывает художественно-образное отношение к явлениям общественной жизни, раскрывает эстетическую сущность предметов на основе научных положений. Натурная постановка выступает в данном случае как исходный момент для изучения характерных объективных закономерностей реальной действительности и как средство, способствующее возникновению эмоций и развитию чувств. Исследование данного вопроса показало, что теоретические разработки характера сложности учебных натурных постановок, позволяющих более четко определить и поставить перед учащимися учебные задачи, стимулирующие их мыслительную деятельность и воспитывающие чувства, способствуют повышению качества специальной подготовки будущих учителей изобразительного искусства.

4. Процесс познания всех многогранных явлений действительности учащимся происходит в практической его работе при рисовании с натуры гипсовых моделей, натюрмортов, человека, животных, природы. Основной задачей преподавателя является постоянная концентрация внимания учащегося на самых типичных объективных закономерностях природы, активизация его познавательной деятельности, вооружение его конкретными знаниями. Это может быть только в том случае, если преподаватель создаст для очередного задания постановку, которая может направить мысль обучающегося на понимание главного существенного из того научного положения, которое предложено для изучения на данном этапе.

Только ссылкой на конкретную натурную постановку можно в практической работе подвести учащегося к правильному познанию и пониманию научно-теоретических положений о закономерностях пропорциональных соотношении, конструктивных особенностях строения предметов, о законах передачи пространства (перспективы), анатомическом строении человека и животных, о физических законах явлений освещения.

5. Длительная работа учащегося над изображением поставленной модели способствует возникновению эмоций, развитию чувств, оставляет в памяти его определенный след, который входит в опыт по развитию творческих представлений, понятий. Идейное смысловое содержание, эстетическая выразительность каждой постановки должны помогать воспитанию моральных, интеллектуальных и эстетических чувств. Это возможно только в том случае, если преподаватель сумеет поставить натурную постановку, вызывающую положительные эмоции, характером выбранных предметов, модели, оригинальностью, выразительностью и красотой их композиции в пространстве.

6. Учебная натурная постановка должна способствовать развитию мыслительной деятельности учащегося. Для решения этой задачи при конструировании натурных постановок преподаватель должен учитывать психолого-физиологические основы восприятия предмета и рисунка учащимися, задачи развития и воспитания восприятия предметного мира художником и методы, приемы их воспитания, определенные и сформулированные в теоретических положениях науки обучения — дидактике.

7. Теоретические основы конструирования учебных натурных постановок, разработанные в диссертации, раскрывают большие возможности креативного подхода преподавателя к решению задач развития и воспитания восприятия учащихся (развития «умения видеть», «постановка глаза» и т. д.). Они также способствуют более ответственному отношению к подбору и компоновке предметов, как в пространстве, так и на изобразительной плоскости, что позволяет глубже подойти к вопросам качества специальной подготовки будущего учителя изобразительного искусства.

8. Свои образовательные и воспитывающие функции учебная натурная постановка может выполнить при условии соблюдения дидактических принципов. Исходя из общих задач обучения, преподаватель строит замысел и выразительность элементов натурной постановки в соответствии с эстетическими принципами, которые способствуют активным поискам воспитывающих и развивающих возможностей натурной постановки.

Принцип научности в обучении рисунку позволяет направить мышление учащихся на выявление закономерностей явлений, помогает решению научно-аналитических задач, помогает составить натурную постановку таким образом, чтобы она способствовала проявлению и развитию интеллектуальных чувств.

При составлении рабочей программы преподаватель руководствуется принципом последовательности и постепенности в обучении, что помогает ему определить объем задач, поставленных перед учащимися в каждой постановке.

Принцип учета индивидуальных особенностей учащихся при коллективном обучении должен лечь в основу конкретного решения сложности той или иной натурной постановки для данной группы студентов.

9. Для более успешного решения вопросов улучшения работы преподавателя над учебными натурными постановками на кафедре рисунка должны быть научно-теоретические разработки отдельных наиболее важных натурных постановок с наглядными материалами (эскизы, фотографии, рисунки, таблицы, иллюстрации и т. д.).

10. Следует улучшить и методы работы преподавателей над созданием учебных натурных постановок. Характер и смысловое содержание каждой постановки должно быть определено рабочей программой, составленной каждым преподавателем на определенный промежуток времени (учебный год или полугодие) и утверждаемой кафедрой.

11. Для плодотворной работы художника-педагога над учебными натурными постановками требуется наличие соответствующих атрибутов натурного фонда. Создание натурного фонда требует строгой научной системы к подбору, хранению и выбору необходимых предметов и реквизита. Расположение их в самом помещении для хранения должно обеспечить быстрое и полное выполнение задуманных преподавателем натурных постановок.

12. Учитывая значение натурных постановок в работе учителя изобразительного искусства, при его подготовке, необходимо дать определенный объем теоретических знаний по работе над созданием постановок. Для этого в тематику лекционного курса по рисунку включить теоретические вопросы работы над натурными постановками. Практическим приемам работы над постановкой в пространстве следует обучать с самого первого курса на занятиях рисунком, а также в процессе подготовки к урокам рисования с натуры, при прохождении студентами педагогической практики в школе.

Итак, в заключении можно сказать о том, что разработанная и экспериментально проверенная нами методическая система по организации и использовании учебной натурной постановки в процессе обучения рисунку может быть эффективно использована в практической работе преподавателями и студентами ХГФ, а также преподавателями педагогических училищ и художественных школ. Материалы диссертационного исследования могут быть полезны для дальнейшего совершенствования методики преподавания рисунка, возможной коррекции учебного процесса обучения рисунку на художественно-графических факультетах пединститутов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Замысел и группировки в композиции // Юный художник, 1994, № 5−6, С. 40−43.
  2. О.А. Натура и рисование по представлению.- М.: Изобразительное искусство, 1985.- 152 е., ил.
  3. С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М.: Высшая школа, 1976. — 200 с.
  4. Р. Искусство и визуальное восприятие.- БГК им. Бодуэна де Куртенэ, 2000. -392 с.
  5. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
  6. А.А. Рисунок с натуры на начальном этапе обучения изобразительному искусству: Учебное пособие. М.: Изд-во «Прометей», МПГУ, 1996. -72 е., ил.
  7. А.О. Рисунок в средней художественной школе. М.: АХ СССР, 1963.
  8. Г. В. Основы изобразительной грамоты. Рисунок. Живопись. Композиция. / 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1981.-239 е., ил.
  9. П.П. Состояние преподавания рисунка в художественных вузах и меры его улучшения / Вопросы художественного образования. Л.: Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Вып. XXII. 1978, С. 37−48.
  10. Э.М. Основы изобразительной грамоты. / 2-е изд. доп.- М.: Советская Россия, 1981.-232 с.
  11. А.В. Психология мышления и кибернетика.- М., 1970.
  12. А.И., Лихачева В. Т. Эстетическое воспитание школьников. М.: Педагогика, 1974.
  13. П.Д. О том, что в памяти. Л.: Художник РСФСР, 1962.
  14. П.Д. О том, что в памяти. Л.: Художник РСФСР, 1962.
  15. Ю.П., Зинченко В. П. Проблемы адекватности образа. // Вопросы философии 1967, № 4.
  16. Ю.П., Зинченко В. П. Формирование зрительного образа. Исследование деятельности зрительной системы. М.: Издательство МГУ, 1969.- 106 с.
  17. Г. Г. Уроки рисования с натуры в общеобразовательной школе. / Пособие для учителей М.: Просвещение, 1980.- 144 е., ил.
  18. Владимир Андреевич Фаворский. К выставке, посвященной 100-летию со дня рождения. -М.: Советский художник, 1986.- 128 с.
  19. Н.Н. Восприятие предмета и рисунка.- М.: АПН РСФСР, 1950.508 е., ил.
  20. Н.Н. Композиция в живописи.- М.: Искусство, 1977.
  21. Вопросы истории и методики преподавания изобразительного искусства. Выпуск I. Сборник статей. М.: Прометей, 1996. — 172 с.
  22. Вопросы истории и методики преподавания изобразительного искусства. Выпуск II. Сборник статей. М.: Прометей, 1998. — 226 с.
  23. Восприятие и деятельность. / Под ред. А. Н. Леонтьева. М.: Издательство МГУ, 1976.- 320 с.
  24. Восприятие и деятельность. / Под ред. А. Н. Леонтьева М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 1976.
  25. Л.С. Психология искусства.- М.: Искусство, 1968. 576 с.
  26. X. Рисунок и живопись. Полный курс. / Пер. Е. Зайцевой. М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 256 е., ил.
  27. А.А. Учитесь рисовать. Беседы с изучающими рисование. М.: Издательство АХ СССР, 1961, — 224 е., ил.
  28. А.С. Педагогическая система и методы Д.Н. Кардовского в учебной деятельности его учеников и последователей. Дис. к.п.н., М., 1982.
  29. Ч. Рисунок. Человеческое тело. Анатомия, морфология, пластика. / Пер. Г. Семеновой. М.: Изд-во Эксмо, 2004. — 112 е., ил.
  30. Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики: Учеб. пособие. / Под ред. М. Н. Скаткина. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1982.- 319 с.
  31. Н.А. Московское училище живописи, ваяния и зодчества. -М.: Искусство, 1951.- 169 с.
  32. Дмитрий Николаевич Кардовский об искусстве. Воспоминания, статьи, письма.- М., I960.- 340 е., ил.
  33. . Ключи к искусству рисунка / Пер. с англ. Е. А. Мартинкевич. -Мн.: ООО Попурри, 1999.- 224 с, ил.
  34. А. Дневники, письма, трактаты: в 2-х томах / Пер. с ранненемецкого. JT-M., 1957, т.1−227 е., ил., т. П-254 е., ил.
  35. В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982.- 160 с.
  36. JI.B. Психологические вопросы сочетания слова и наглядности. -М.: Издательство АПН РСФСР, 1950, вып. 24, С. 72−116.
  37. В.П., Вергилис Ю. Ю. Формирование зрительного образа.- М., 1967.
  38. Д.Н., Яковлев В. Н., Корнилов К. Н. Пособие по рисованию. -М-Л., Госстройиздат, 1938.- 162 е., ил.
  39. Ю.М. Рисунок и живопись: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. Шк., 1997.- 271 е., ил.
  40. А.А. Теория и практика формального метода построения изображения в системе профессиональной и специальной подготовки художника-педагога: Автореф. дис. д. п. н. М.: 2006.- 35 с.
  41. Ф.В. Золотое сечение в живописи: Учеб. пособие. К.: Выща шк. Головное изд-во, 1989.-143 е., ил.
  42. Константин Коровин. Жизнь и творчество. Письма, документы, воспоминания.- М.: Изд-во Академии художеств, 1963.
  43. Н.П. Учебное рисование / 2-ое изд. переработанное М.: Просвещение, 1984.- 256 е., ил.
  44. Н.П. Художник-педагог.- М.: Акад. художеств, 1969.
  45. B.C. Вопросы изобразительного творчества, — М., Просвещение, 1971.- 142 с.
  46. B.C. Основы обучения изобразительному искусству в школе.- М.: Просвещение, 1977. 208 е., ил.
  47. B.C. Психология.- М.: Высшая школа, 1982.- 256 е., ил.
  48. B.C. Рисунок. Наброски и зарисовки: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.- 232 е., ил.
  49. В.А. Основы рисования для строителей.- М.: Архитектурное изд-во, 1953.
  50. И.С. Как воспринимается произведение искусства. // Из опыта социологических исследований, — М., 1983.
  51. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.
  52. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.
  53. ЛИ Н. Г. Основы учебного академического рисунка: Учебник. М.: Изд-во Эксмо, 2004. — 480 е., ил.
  54. Мастера искусства об искусстве.- М.: Искусство, 1969, т.6.
  55. Л.Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку.- М.: Просвещение, 1986. 159 е., ил.
  56. Методика обучения рисованию в восьмилетней школе. / Под ред. А. П. Фомичева М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.
  57. Методические материалы в помощь преподавателям художественно-графических факультетов заочных отделений педагогических институтов. -М.: МГЗПИ, 1967.
  58. О.В. Учебный рисунок в Академии художеств XVIII века.-М., АХ СССР, 1951.- 82 е., ил.
  59. А.Н. Воспоминания об А.Г. Венецианове и учениках его.-Отечественные записки.- 1857, № 11, С. 81−102.
  60. Н.М., Белютин Э. М. Выдающиеся русские художники педагоги. — М.: АХ СССР, 1962.- 382 е., ил.
  61. Н.М., Белютин Э. М. Педагогическая система Академии художеств XVIII века. М., Искусство, 1956.- 519 е., ил.
  62. Н.М., Белютин Э. М. Русская художественная школа второй половины XIX в.- начала XX века М.: Искусство, 1967.- 321 е., ил.
  63. Н.М., Белютин Э. М. Русская художественная школа первой половины XIX в. М.: Искусство, 1963.- 409 е., ил.
  64. M.JI. П.П. Кончаловский.- М.: Советский художник, 1967.
  65. Н.П. Наглядные пособия и оборудование для занятий изобразительным искусством // Из опыта работы учителя.- М.: Просвещение, 1975.- 135 е., ил.
  66. П.Я. Для тех, кто рисует. Советы художника // Теория складок на материи одежды.- М., Советский художник, 1965, С. 29−52.
  67. П.Я. Каждый может научиться рисовать. Советы рисовальщика,-М., 1966.
  68. JI.A. Принципы композиции натюрморта / на материале 1−2 курсов в системе подготовки художника-педагога. Дис. к.п.н.- Краснодар, 1988.-190 с.
  69. Ю.И. Принцип сознательности в обучении рисунку студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов (раздел фигура человека). Дис. к.п.н., М., 1972.
  70. Программы педагогических институтов.- М.: Просвещение, 1983. С. З-15.
  71. А.С., Триселев А. В. Методика работы над натюрмортом.- М.: Просвещение, 1982.- 160 е., ил.
  72. Н.Э. Рисование с натуры. / 3-е изд.- Л.: Художник РСФСР, 1978.
  73. Рисунок. / Под ред. A.M. Серова. М.: Просвещение, 1975. 271 е., ил.
  74. Рисунок. Учебное пособие для вузов / Ф. В. Антонов, Н. П. Бесчастнов, Б. А. Бурмистров и др.- М.: Легпромбытиздат, 1988. 176 е., ил.
  75. Рисунок. Учебные постановки. 2 -е издание. М.: АХ СССР, 1963.
  76. Е.Е. Изобразительное искусство в школе. / Из опыта работы -М.: Просвещение, 1976.- 119 е., ил.
  77. Н.Н. Академический рисунок. / 3-е изд. перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1995.- 239 е., ил.
  78. Н.Н. История методов обучения рисованию. /Русская и советская школы рисунка.- М.: Просвещение, 1982. 240 е., ил.
  79. Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе.- М.: АГАР, 1998.- 256 е., ил.
  80. Н.Н., Терентьев А. Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием: Учеб. пособие для студентов худож.- граф. фак. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1987.- 176 е., ил.
  81. Русская и советская художественные школы // Путеводитель.- M.-JL: Советский художник, 1965.
  82. В. Уроки изобразительного искусства // Юный художник, 1992, № 1, С. 42 -45.
  83. А.П. Полный курс рисования.- М.: Алев, 1996.- 160 с.
  84. Г. Г. В.Е. Савинский художник и педагог. — М.: Изобразительное искусство, 1983. — 144 е., ил.
  85. Г. Б. Рисунок головы и портретные задания: Пособие для студентов заочников ХГФ.- Л.: Учпедгиз, 1968.
  86. Советы мастеров // Сборник. Л.: Художник РСФСР, 1979.- 374 с.
  87. Д.И. Уроки Кардовского // Юный художник, 1980, № 2, С. 28−32.
  88. Н.М. Изобразительное искусство. Учебник для уч. 5−8 кл.: В 4 ч. Ч. З. Основы композиции. Обнинск: Титул, 1996.- 80 е., ил.
  89. П. Рисунок. Базовый курс / Пер. с англ. Питер Станир, Терри Розенберг.- М.: ACT: Астрель, 2005.- 239, ил.
  90. .М. Избранные труды: В 2 т. М., 1985. — Т. 1.
  91. А.Е. Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1981.- 175 е., ил.
  92. А.Е. Существенные аспекты специализации подготовки художников-педагогов по рисунку. Дис. к.п.н., М., 1977,254 с.
  93. Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки.-Тбилиси, 1961.
  94. Учебный рисунок. Московский гос. акад. художеств, ин-т М.: Искусство, 2003, — 91 е., ил.
  95. Учебный рисунок. Учеб. пособие / Санкт-Петербургский гос. акад. ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Российской Акад. художеств. //Изд. 2-е, доп. -М.: Изобразительное искусство, 1995.- 216 е., ил.
  96. В.А. О художнике, о творчестве, о книге. 1966. — С.21.
  97. З.И. А.Г. Венецианов педагог. — М., 1952.- 140 с.
  98. М.Ф. Научно-теоретические основы учебных натурных постановок по рисунку и живописи на художественно-графических факультетах педагогических институтов. Дис. к. п. н.- М.: МПГУ, 1975.-212 с.
  99. А.Е. Рисунок. Пособие для обучающихся в художественно-промышленных учебных заведениях и мастеров прикладного искусства.- М.: Легкая индустрия, 1964.
  100. Художественно-графический факультет и школа // Сборник научных трудов.- Л., 1976.- С. 44−52.
  101. Художественно-графический факультет. 50 лет (1941−1991). Юбилейный сборник.- М.: Прометей, 1992. 268 с.
  102. П.П. теоретик и педагог. — М.: Академия художеств, 1963.
  103. П.П. и Савинский В.Е. Переписка (1883 1888). Воспоминания. / Ред. и комментарии И. А. Бродского и М. С. Коноплевой — М — Л., 1939.- 28 с.
  104. П.П. Письма, записные книжки, воспоминания (1832 1919). -М: Искусство, 1953, — 593 с.
  105. П.П. Письма, записные книжки, воспоминания 1832−1919. М.: Искусство, 1953.
  106. Школа изобразительного искусства: Вып. 2 3-е изд., испр. и доп. / А. Н. Буйнов, Е. М. Елизарова, Б. В. Иогансон и др. — М.: Изобраз. искусство, 1988. -160 е., ил.
  107. Школа изобразительного искусства: Вып. 3 3-е изд., испр. и доп. — М.: Изобраз. искусство, 1989.- 200 е., ил.
  108. Школа изобразительного искусства: Вып. 4. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Изобраз. искусство, 1993.- 208 е., ил.
  109. Е.В. Основы композиции.- М.: Просвещение, 1979.- 303 е., ил.
  110. А.В. Постановка натюрморта.- //Художник, № 6,1969.
  111. А.П. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1971.
  112. В.Н. Краткие сведения о рисовании фигуры человека.- M.-JI. // Юный художник, № 2, 1938.
  113. Bammes G. Der nakte Mensch. Hand und Lehrbuch der Anatomie fur Kunstler.- VEB Verlag der Kunst Dresden, 1984.
  114. Bohlich A./ Alfs A. Mit Feder, Stift und Pinsel. Eine Anleitung fur grafisches Gestalten / 2. Auflage Volk und Wissen Volkseigener Verlag Berlin, 1983.
  115. Lucia A. Sallemme Compositonal exercises for paiter. London: Nen — Varh, 1973.
  116. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РИСУНКУ ДЛЯ ЧЕТВЕРТОГО КУРСА ХГФ1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  117. Основу заданий по рисунку на IV курсе составляют натурные постановки мужской или женской фигуры. Предлагаемая программа строится на чередовании заданий в определенной последовательности. Сложность постановок нарастает постепенно от задания к заданию.
  118. Задание № 1. Лекция на тему: «Анатомическое и конструктивное обоснование форм человеческого тела в рисунке, необходимость соблюдения основ анатомического строения фигуры человека в учебных рисунках».
  119. Цель лекции: раскрыть анатомические и конструктивные особенности строения фигуры человека, указать на основные пропорции фигуры, необходимые при рисовании. Время: 1 час.
  120. Задание № 2. Краткосрочный рисунок натурщика в двух положениях с врисовыванием скелета в изображения фигуры.
  121. Рекомендации для студентов: особенно внимательно прорисовать части скелета, соответствующие зрительным опорным точкам.
  122. Задание № 3. Рисунок обнаженной полуфигуры в легком повороте с хорошо выраженным движением рук.
  123. Задание № 4. Рисунок предыдущей постановки по памяти.
  124. Цель задания: активизация сознательного подхода студентов к выполнению рисунка.
  125. Решение: линейно-штриховое.
  126. Материал: бумага ¼ листа, карандаш.
  127. Время, отводимое на выполнение задания: 1 час.
  128. Задание № 5. Лекция на тему: «Методическая последовательность работы над рисунком обнаженной фигуры человека».
  129. Задание № 6. Линейно-конструктивный рисунок обнаженной мужской фигуры (вид спереди).
  130. Задание № 7. Светотеневой рисунок обнаженной мужской фигуры, стоящей в несложной позе с преимущественной опорой на одну ногу (вид спереди).
  131. Цель задания: на примере натурной постановки, проводя анатомическое обоснование формы тела, осуществляя его объемную характеристику, передавая особенности фигуры и ее частей, правильно использовать средства светотени.
  132. Задание № 8. Рисунок предыдущей постановки по памяти.
  133. Цель задания: проверка и закрепление полученных знаний и навыков.
  134. Решение: линейно-штриховое.
  135. Материал: бумага ¼ листа, карандаш.
  136. Время, отводимое на выполнение задания: 2 часа.
  137. Задание № 9. Наброски обнаженной фигуры в статичных и динамичных позах. Цель задания: содействовать развитию быстрого восприятия натуры, определению пропорций, движения и особенностей изображаемой фигуры.
  138. Решение: линейное, линейно пятновое.
  139. Материал: бумага 1/8−¼ листа, карандаш, фломастер, кисть, перо, черная или коричневая акварель, тушь.
  140. Время, отводимое на выполнение задания: 6 часов.
  141. Задание № 10. Линейно конструктивный рисунок стоящей обнаженной мужской фигуры (вид со спины).
  142. Цель задания: линейно-конструктивный анализ форм человеческого тела и построение фигуры со спины. Решение: линейное.
  143. Материал: бумага ¼−½ листа, карандаш. Время, отводимое на выполнение задания: 4 часа.
  144. Задание № 11. Светотеневой рисунок стоящей обнаженной мужской фигуры со спины.
  145. Цель задания: определение и использование главных линий, передающих форму в рисунке, передача основных контрастов движения фигуры, трактовка объемной формы человеческого тела с помощью светотени. Решение: линейное.
  146. Задание № 12. Рисунок предыдущей постановки по памяти.
  147. Цель задания: проверка и закрепление полученных знаний и навыков.
  148. Решение: линейно штриховое.
  149. Материал: бумага ¼ листа, карандаш, уголь, сангина.
  150. Время, отводимое на выполнение задания: 2 часа.
  151. Задание № 13. Рисунок обнаженной мужской фигуры по представлению.
  152. Цель задания: тренировка зрительной памяти, приобретение необходимых навыков при изображении мужской фигуры без натуры в разных положениях. Решение: линейно штриховое.
  153. Материал: бумага ¼−½ листа, карандаш, уголь, сангина. Время, отводимое на выполнение задания: 4 часа. Рекомендации для преподавателя: на одном листе выполняется 3−4 изображения фигуры в различных движениях.
  154. Рекомендации для студентов: изучение соответствующих книг и пособий по пластической анатомии.
  155. Задание № 14. Рисунок обнаженной мужской фигуры, сидящей в несложной позе.
  156. Цель задания: передача движения фигуры, особенностей ее строения в условиях конкретного освещения. Решение: тональное.
  157. Материал: бумага ½−1 листа, карандаш, уголь, сангина, сепия, соус. Время, отводимое на выполнение задания: 24 часа.
  158. Задание № 15. Тренировка в учебном педагогическом рисовании.
  159. Цель задания: приобретение навыков быстрого рисования с натуры и без ее использования, освоение навыков быстрой работы над изображениями больших размеров на крупных листах бумаги, классной доске. Время, отводимое на выполнение задания: 4 часа.
  160. Задание № 16. Наброски групп людей, уличных сценок.
  161. Цель задания: развитие наблюдательности у студентов, приобретение умения целостно и обобщенно видеть и изображать группы людей. Время, отводимое на выполнение задания: 4 часа.8 СЕМЕСТР
  162. Задание № 17. Пластические и пропорциональные особенности людей разного пола и возраста.
  163. Цель лекции: обратить внимание студентов на основные пластические и пропорциональные особенности людей разного пола и возраста, определяющие их внешний вид, типичные положения в статике и динамике. Время: 1 час.
  164. Задание № 18. Линейно конструктивный рисунок обнаженной женской фигуры в несложном движении.
  165. Цель задания: линейно-конструктивный анализ формы обнаженной женской фигуры и передача ее пластических особенностей. Решение: линейное.
  166. Материал: бумага ¼−½ листа, карандаш. Время, отводимое на выполнение задания: 8 часов. Рекомендации преподавателю и студентам аналогичны заданию № 6.
  167. Задание № 19. Светотеневой рисунок обнаженной женской фигуры в несложном движении.
  168. Задание № 20. Обобщенный рисунок предыдущей постановки по памяти.
  169. Цель задания: дальнейшее развитие зрительной памяти и сознательногоподхода к рисунку.
  170. Решение: линейно штриховое.
  171. Материал: бумага ¼ листа, карандаш, уголь, сангина.
  172. Время, отводимое на выполнение задания: 2 часа.
  173. Задание № 21. Наброски обнаженной фигуры человека в активном движении. Цель задания: передача движения, пропорций, характерных особенностей фигуры человека.
  174. Решение: линейное, линейно пятновое.
  175. Материал: по выбору студентов.
  176. Время, отводимое на выполнение задания: 6 часов.
  177. Задание № 22. Линейно конструктивный рисунок женской фигуры в динамичной позе.
  178. Цель задания: линейно-конструктивный анализ форм женской фигуры вдвижении.1. Решение: линейное.
  179. Материал: бумага ¼ -½ листа, карандаш. Время, отводимое на выполнение задания: 2 часа.
  180. Задание № 23. Рисунок обнаженной женской фигуры сидящей в динамичной позе (поворот, наклон и т. д.).
  181. Цель задания: дальнейшее развитие зрительной памяти и сознательногоподхода к рисунку.
  182. Решение: линейно штриховое.
  183. Материал: бумага ¼−½ листа, карандаш, уголь, сангина. Время, отводимое на выполнение задания: 2 часа.
  184. Задание № 25. Рисунок по представлению обнаженной женской фигуры.
  185. Цель задания: получение необходимых навыков при изображении женской фигуры без натуры. Решение: линейно штриховое.
  186. Материал: бумага ¼- ½ листа, карандаш, уголь, сангина. Время, отводимое на выполнение задания: 4 часа.
  187. Задание № 26. Краткосрочные рисунки обнаженной и одетой мужской или женской фигуры в одном и том же движении.
  188. Цель задания: усвоить в рисунке необходимость связи одежды с фигурой. Решение: линейно штриховое, с незначительной светотеневой проработкой.
  189. Материал: бумага ½ -1 лист, карандаш. Время, отводимое на выполнение задания: 20 часов.
  190. Задание № 27. Лекция на тему: «Проблема пространственного решения фигуры человека в интерьере».
  191. Цель лекции: на конкретных примерах произведений мастеров и работ методического фонда показать возможные варианты пространственного решения фигуры в интерьере. Время: 1 час.
  192. Задание № 28. Рисунок одетой фигуры человека в интерьере с введением драпировок и предметов быта.
  193. Цель задания: решение пространственной задачи фигуры и интерьера. Решение: тональное.
  194. Задание № 29. Рисунок предыдущей постановки по памяти.
  195. Цель задания: фиксация по памяти композиционного и пространственного решения постановки. Решение: тоновое.
  196. Материал: бумага ¼ листа, акварель, тушь. Время, отводимое на выполнение задания: 2 часа.
  197. Задание № 30. Тематические наброски одетых фигур людей различных профессий.
  198. Цель задания: подготовить студентов к выполнению рисунков длякомпозиционной работы.
  199. Решение: линейное, линейно пятновое.
  200. Материал: бумага 1/8 -¼ листа, карандаш, уголь, акварель, тушь. Время, отводимое на выполнение задания: 6 часов.
  201. Задание № 31. Наброски и зарисовки двух одетых фигур людей, связанных общим действием: беседой, чтением, работой.
  202. Цель задания: развитие у студентов композиционного видения напримере двух фигур.1. Решение: светотеневое.
  203. Материал: по усмотрению студентов.
  204. Время, отводимое на выполнение задания: 6 часов.
  205. Задание № 32. Тренировка в учебном педагогическом рисовании.
  206. Цель задания: дальнейшее совершенствование навыков быстрого рисования с натуры и без ее использования, освоение навыков быстрой работынад изображениями больших размеров на крупных листах бумаги, классной доске.
  207. Время, отводимое на выполнение задания: 6 часов.
  208. Рис. 107 а. Композиционная схема
  209. Рис. 107. Ж.Б. С. Шарден. Кухонный стол Рис. 107 б. Чередование светлого 1732. Масло и темного
  210. Рис. 107 в. Схема построения планов1. Работа с документацией3
Заполнить форму текущей работой