Дидактические и методические аспекты деятельности преподавателя по созданию и использованию учебных натурных постановок по рисунку на ХГФ
Изучить и рекомендовать для использования в процессе обучения рисунку основные приемы конструирования учебных натурных постановок. Для этого исследовать: а) учебные рисунки различных периодов, архивные документы, методические записки, воспоминания художников-педагогов и их современниковб) работу художников-педагогов над созданием учебных натурных постановок в историческом аспекте и на современных… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Исторический аспект развития и использования учебных натурных постановок в художественных учебных заведениях России
- 1. Роль и значение учебных натурных постановок в процессе профессионального обучения рисунку
- 2. Методы работы художников-педагогов над созданием учебных натурных постановок:. а) в период предварительной подготовки- б) в период создания учебной натурной постановки
- Выводы по главе I
- Глава II. Научные и методические принципы создания и использования натурных постановок по рисунку
- I. Роль научных положений дидактики и методики преподавания рисунка в создании оптимальных условий для эффективного использования учебных натурных постановок в процессе обучения рисунку
- 2. Некоторые вопросы целенаправленного формирования восприятия и художественного мышления рисующих на основе работы над учебными натурными постановками
- 3. Принципы создания, использования и критерии оценки учебных натурных постановок по рисунку
- Выводы по главе II
Глава III. Выявление оптимальных условий для эффективного обучения студентов художественно-графических факультетов теоретическим и методическим принципам создания и использования учебных натурных постановок по рисунку.
§ 1. Значение содержательности и целенаправленности учебных натурных постановок в достижении эффективности обучения рисунку.
§ 2. Экспериментально-исследовательская работа по теме диссертации (методика проведения, ход, результаты и их статистическая обработка):. а) констатирующий эксперимент. б) поисковый эксперимент. в) формирующий эксперимент.
§ 3. Обучение студентов теоретическим и методическим принципам создания и использования учебных натурных постановок по рисунку.
Выводы по главе III.
Список литературы
- Авсиян О.А. Замысел и группировки в композиции // Юный художник, 1994, № 5−6, С. 40−43.
- Авсиян О.А. Натура и рисование по представлению.- М.: Изобразительное искусство, 1985.- 152 е., ил.
- Архангельский С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М.: Высшая школа, 1976. — 200 с.
- Архейм Р. Искусство и визуальное восприятие.- БГК им. Бодуэна де Куртенэ, 2000. -392 с.
- Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
- Баранов А.А. Рисунок с натуры на начальном этапе обучения изобразительному искусству: Учебное пособие. М.: Изд-во «Прометей», МПГУ, 1996. -72 е., ил.
- Барщ А.О. Рисунок в средней художественной школе. М.: АХ СССР, 1963.
- Беда Г. В. Основы изобразительной грамоты. Рисунок. Живопись. Композиция. / 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1981.-239 е., ил.
- Белоусов П.П. Состояние преподавания рисунка в художественных вузах и меры его улучшения / Вопросы художественного образования. Л.: Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Вып. XXII. 1978, С. 37−48.
- Белютин Э.М. Основы изобразительной грамоты. / 2-е изд. доп.- М.: Советская Россия, 1981.-232 с.
- Брушлинский А.В. Психология мышления и кибернетика.- М., 1970.
- Бурова А.И., Лихачева В. Т. Эстетическое воспитание школьников. М.: Педагогика, 1974.
- Бучкин П.Д. О том, что в памяти. Л.: Художник РСФСР, 1962.
- Бучкин П.Д. О том, что в памяти. Л.: Художник РСФСР, 1962.
- Вергилес Ю.П., Зинченко В. П. Проблемы адекватности образа. // Вопросы философии 1967, № 4.
- Вергилес Ю.П., Зинченко В. П. Формирование зрительного образа. Исследование деятельности зрительной системы. М.: Издательство МГУ, 1969.- 106 с.
- Виноградова Г. Г. Уроки рисования с натуры в общеобразовательной школе. / Пособие для учителей М.: Просвещение, 1980.- 144 е., ил.
- Владимир Андреевич Фаворский. К выставке, посвященной 100-летию со дня рождения. -М.: Советский художник, 1986.- 128 с.
- Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка.- М.: АПН РСФСР, 1950.508 е., ил.
- Волков Н.Н. Композиция в живописи.- М.: Искусство, 1977.
- Вопросы истории и методики преподавания изобразительного искусства. Выпуск I. Сборник статей. М.: Прометей, 1996. — 172 с.
- Вопросы истории и методики преподавания изобразительного искусства. Выпуск II. Сборник статей. М.: Прометей, 1998. — 226 с.
- Восприятие и деятельность. / Под ред. А. Н. Леонтьева. М.: Издательство МГУ, 1976.- 320 с.
- Восприятие и деятельность. / Под ред. А. Н. Леонтьева М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 1976.
- Выготский Л.С. Психология искусства.- М.: Искусство, 1968. 576 с.
- Гаррисон X. Рисунок и живопись. Полный курс. / Пер. Е. Зайцевой. М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 256 е., ил.
- Дейнека А.А. Учитесь рисовать. Беседы с изучающими рисование. М.: Издательство АХ СССР, 1961, — 224 е., ил.
- Дерябин А.С. Педагогическая система и методы Д.Н. Кардовского в учебной деятельности его учеников и последователей. Дис. к.п.н., М., 1982.
- Джованни Ч. Рисунок. Человеческое тело. Анатомия, морфология, пластика. / Пер. Г. Семеновой. М.: Изд-во Эксмо, 2004. — 112 е., ил.
- Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики: Учеб. пособие. / Под ред. М. Н. Скаткина. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1982.- 319 с.
- Дмитриева Н.А. Московское училище живописи, ваяния и зодчества. -М.: Искусство, 1951.- 169 с.
- Дмитрий Николаевич Кардовский об искусстве. Воспоминания, статьи, письма.- М., I960.- 340 е., ил.
- Додсон Б. Ключи к искусству рисунка / Пер. с англ. Е. А. Мартинкевич. -Мн.: ООО Попурри, 1999.- 224 с, ил.
- Дюрер А. Дневники, письма, трактаты: в 2-х томах / Пер. с ранненемецкого. JT-M., 1957, т.1−227 е., ил., т. П-254 е., ил.
- Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982.- 160 с.
- Занков JI.B. Психологические вопросы сочетания слова и наглядности. -М.: Издательство АПН РСФСР, 1950, вып. 24, С. 72−116.
- Зинченко В.П., Вергилис Ю. Ю. Формирование зрительного образа.- М., 1967.
- Кардовский Д.Н., Яковлев В. Н., Корнилов К. Н. Пособие по рисованию. -М-Л., Госстройиздат, 1938.- 162 е., ил.
- Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. Шк., 1997.- 271 е., ил.
- Ковалев А.А. Теория и практика формального метода построения изображения в системе профессиональной и специальной подготовки художника-педагога: Автореф. дис. д. п. н. М.: 2006.- 35 с.
- Ковалев Ф.В. Золотое сечение в живописи: Учеб. пособие. К.: Выща шк. Головное изд-во, 1989.-143 е., ил.
- Константин Коровин. Жизнь и творчество. Письма, документы, воспоминания.- М.: Изд-во Академии художеств, 1963.
- Костерин Н.П. Учебное рисование / 2-ое изд. переработанное М.: Просвещение, 1984.- 256 е., ил.
- Крымов Н.П. Художник-педагог.- М.: Акад. художеств, 1969.
- Кузин B.C. Вопросы изобразительного творчества, — М., Просвещение, 1971.- 142 с.
- Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в школе.- М.: Просвещение, 1977. 208 е., ил.
- Кузин B.C. Психология.- М.: Высшая школа, 1982.- 256 е., ил.
- Кузин B.C. Рисунок. Наброски и зарисовки: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.- 232 е., ил.
- Лапин В.А. Основы рисования для строителей.- М.: Архитектурное изд-во, 1953.
- Левшина И.С. Как воспринимается произведение искусства. // Из опыта социологических исследований, — М., 1983.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.
- ЛИ Н. Г. Основы учебного академического рисунка: Учебник. М.: Изд-во Эксмо, 2004. — 480 е., ил.
- Мастера искусства об искусстве.- М.: Искусство, 1969, т.6.
- Медведев Л.Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку.- М.: Просвещение, 1986. 159 е., ил.
- Методика обучения рисованию в восьмилетней школе. / Под ред. А. П. Фомичева М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.
- Методические материалы в помощь преподавателям художественно-графических факультетов заочных отделений педагогических институтов. -М.: МГЗПИ, 1967.
- Михайлова О.В. Учебный рисунок в Академии художеств XVIII века.-М., АХ СССР, 1951.- 82 е., ил.
- Мокрицкий А.Н. Воспоминания об А.Г. Венецианове и учениках его.-Отечественные записки.- 1857, № 11, С. 81−102.
- Молева Н.М., Белютин Э. М. Выдающиеся русские художники педагоги. — М.: АХ СССР, 1962.- 382 е., ил.
- Молева Н.М., Белютин Э. М. Педагогическая система Академии художеств XVIII века. М., Искусство, 1956.- 519 е., ил.
- Молева Н.М., Белютин Э. М. Русская художественная школа второй половины XIX в.- начала XX века М.: Искусство, 1967.- 321 е., ил.
- Молева Н.М., Белютин Э. М. Русская художественная школа первой половины XIX в. М.: Искусство, 1963.- 409 е., ил.
- Нейман M.JI. П.П. Кончаловский.- М.: Советский художник, 1967.
- Никанорова Н.П. Наглядные пособия и оборудование для занятий изобразительным искусством // Из опыта работы учителя.- М.: Просвещение, 1975.- 135 е., ил.
- Павлинов П.Я. Для тех, кто рисует. Советы художника // Теория складок на материи одежды.- М., Советский художник, 1965, С. 29−52.
- Павлинов П.Я. Каждый может научиться рисовать. Советы рисовальщика,-М., 1966.
- Панова JI.A. Принципы композиции натюрморта / на материале 1−2 курсов в системе подготовки художника-педагога. Дис. к.п.н.- Краснодар, 1988.-190 с.
- Преображенский Ю.И. Принцип сознательности в обучении рисунку студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов (раздел фигура человека). Дис. к.п.н., М., 1972.
- Программы педагогических институтов.- М.: Просвещение, 1983. С. З-15.
- Пучков А.С., Триселев А. В. Методика работы над натюрмортом.- М.: Просвещение, 1982.- 160 е., ил.
- Радлов Н.Э. Рисование с натуры. / 3-е изд.- Л.: Художник РСФСР, 1978.
- Рисунок. / Под ред. A.M. Серова. М.: Просвещение, 1975. 271 е., ил.
- Рисунок. Учебное пособие для вузов / Ф. В. Антонов, Н. П. Бесчастнов, Б. А. Бурмистров и др.- М.: Легпромбытиздат, 1988. 176 е., ил.
- Рисунок. Учебные постановки. 2 -е издание. М.: АХ СССР, 1963.
- Рожкова Е.Е. Изобразительное искусство в школе. / Из опыта работы -М.: Просвещение, 1976.- 119 е., ил.
- Ростовцев Н.Н. Академический рисунок. / 3-е изд. перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1995.- 239 е., ил.
- Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию. /Русская и советская школы рисунка.- М.: Просвещение, 1982. 240 е., ил.
- Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе.- М.: АГАР, 1998.- 256 е., ил.
- Ростовцев Н.Н., Терентьев А. Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием: Учеб. пособие для студентов худож.- граф. фак. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1987.- 176 е., ил.
- Русская и советская художественные школы // Путеводитель.- M.-JL: Советский художник, 1965.
- Рябова В. Уроки изобразительного искусства // Юный художник, 1992, № 1, С. 42 -45.
- Сапожников А.П. Полный курс рисования.- М.: Алев, 1996.- 160 с.
- Серова Г. Г. В.Е. Савинский художник и педагог. — М.: Изобразительное искусство, 1983. — 144 е., ил.
- Смирнов Г. Б. Рисунок головы и портретные задания: Пособие для студентов заочников ХГФ.- Л.: Учпедгиз, 1968.
- Советы мастеров // Сборник. Л.: Художник РСФСР, 1979.- 374 с.
- Соколов Д.И. Уроки Кардовского // Юный художник, 1980, № 2, С. 28−32.
- Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Учебник для уч. 5−8 кл.: В 4 ч. Ч. З. Основы композиции. Обнинск: Титул, 1996.- 80 е., ил.
- Станир П. Рисунок. Базовый курс / Пер. с англ. Питер Станир, Терри Розенберг.- М.: ACT: Астрель, 2005.- 239, ил.
- Теплов Б.М. Избранные труды: В 2 т. М., 1985. — Т. 1.
- Терентьев А.Е. Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1981.- 175 е., ил.
- Терентьев А.Е. Существенные аспекты специализации подготовки художников-педагогов по рисунку. Дис. к.п.н., М., 1977,254 с.
- Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки.-Тбилиси, 1961.
- Учебный рисунок. Московский гос. акад. художеств, ин-т М.: Искусство, 2003, — 91 е., ил.
- Учебный рисунок. Учеб. пособие / Санкт-Петербургский гос. акад. ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Российской Акад. художеств. //Изд. 2-е, доп. -М.: Изобразительное искусство, 1995.- 216 е., ил.
- Фаворский В.А. О художнике, о творчестве, о книге. 1966. — С.21.
- Фомичева З.И. А.Г. Венецианов педагог. — М., 1952.- 140 с.
- Харитонов М.Ф. Научно-теоретические основы учебных натурных постановок по рисунку и живописи на художественно-графических факультетах педагогических институтов. Дис. к. п. н.- М.: МПГУ, 1975.-212 с.
- Хитров А.Е. Рисунок. Пособие для обучающихся в художественно-промышленных учебных заведениях и мастеров прикладного искусства.- М.: Легкая индустрия, 1964.
- Художественно-графический факультет и школа // Сборник научных трудов.- Л., 1976.- С. 44−52.
- Художественно-графический факультет. 50 лет (1941−1991). Юбилейный сборник.- М.: Прометей, 1992. 268 с.
- Чистяков П.П. теоретик и педагог. — М.: Академия художеств, 1963.
- Чистяков П.П. и Савинский В.Е. Переписка (1883 1888). Воспоминания. / Ред. и комментарии И. А. Бродского и М. С. Коноплевой — М — Л., 1939.- 28 с.
- Чистяков П.П. Письма, записные книжки, воспоминания (1832 1919). -М: Искусство, 1953, — 593 с.
- Чистяков П.П. Письма, записные книжки, воспоминания 1832−1919. М.: Искусство, 1953.
- Школа изобразительного искусства: Вып. 2 3-е изд., испр. и доп. / А. Н. Буйнов, Е. М. Елизарова, Б. В. Иогансон и др. — М.: Изобраз. искусство, 1988. -160 е., ил.
- Школа изобразительного искусства: Вып. 3 3-е изд., испр. и доп. — М.: Изобраз. искусство, 1989.- 200 е., ил.
- Школа изобразительного искусства: Вып. 4. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Изобраз. искусство, 1993.- 208 е., ил.
- Шорохов Е.В. Основы композиции.- М.: Просвещение, 1979.- 303 е., ил.
- Щербаков А.В. Постановка натюрморта.- //Художник, № 6,1969.
- Якобсон А.П. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1971.
- Яковлев В.Н. Краткие сведения о рисовании фигуры человека.- M.-JI. // Юный художник, № 2, 1938.
- Bammes G. Der nakte Mensch. Hand und Lehrbuch der Anatomie fur Kunstler.- VEB Verlag der Kunst Dresden, 1984.
- Bohlich A./ Alfs A. Mit Feder, Stift und Pinsel. Eine Anleitung fur grafisches Gestalten / 2. Auflage Volk und Wissen Volkseigener Verlag Berlin, 1983.
- Lucia A. Sallemme Compositonal exercises for paiter. London: Nen — Varh, 1973.
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РИСУНКУ ДЛЯ ЧЕТВЕРТОГО КУРСА ХГФ1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Основу заданий по рисунку на IV курсе составляют натурные постановки мужской или женской фигуры. Предлагаемая программа строится на чередовании заданий в определенной последовательности. Сложность постановок нарастает постепенно от задания к заданию.
- Задание № 1. Лекция на тему: «Анатомическое и конструктивное обоснование форм человеческого тела в рисунке, необходимость соблюдения основ анатомического строения фигуры человека в учебных рисунках».
- Цель лекции: раскрыть анатомические и конструктивные особенности строения фигуры человека, указать на основные пропорции фигуры, необходимые при рисовании. Время: 1 час.
- Задание № 2. Краткосрочный рисунок натурщика в двух положениях с врисовыванием скелета в изображения фигуры.
- Рекомендации для студентов: особенно внимательно прорисовать части скелета, соответствующие зрительным опорным точкам.
- Задание № 3. Рисунок обнаженной полуфигуры в легком повороте с хорошо выраженным движением рук.
- Задание № 4. Рисунок предыдущей постановки по памяти.
- Цель задания: активизация сознательного подхода студентов к выполнению рисунка.
- Решение: линейно-штриховое.
- Материал: бумага ¼ листа, карандаш.
- Время, отводимое на выполнение задания: 1 час.
- Задание № 5. Лекция на тему: «Методическая последовательность работы над рисунком обнаженной фигуры человека».
- Задание № 6. Линейно-конструктивный рисунок обнаженной мужской фигуры (вид спереди).
- Задание № 7. Светотеневой рисунок обнаженной мужской фигуры, стоящей в несложной позе с преимущественной опорой на одну ногу (вид спереди).
- Цель задания: на примере натурной постановки, проводя анатомическое обоснование формы тела, осуществляя его объемную характеристику, передавая особенности фигуры и ее частей, правильно использовать средства светотени.
- Задание № 8. Рисунок предыдущей постановки по памяти.
- Цель задания: проверка и закрепление полученных знаний и навыков.
- Решение: линейно-штриховое.
- Материал: бумага ¼ листа, карандаш.
- Время, отводимое на выполнение задания: 2 часа.
- Задание № 9. Наброски обнаженной фигуры в статичных и динамичных позах. Цель задания: содействовать развитию быстрого восприятия натуры, определению пропорций, движения и особенностей изображаемой фигуры.
- Решение: линейное, линейно пятновое.
- Материал: бумага 1/8−¼ листа, карандаш, фломастер, кисть, перо, черная или коричневая акварель, тушь.
- Время, отводимое на выполнение задания: 6 часов.
- Задание № 10. Линейно конструктивный рисунок стоящей обнаженной мужской фигуры (вид со спины).
- Цель задания: линейно-конструктивный анализ форм человеческого тела и построение фигуры со спины. Решение: линейное.
- Материал: бумага ¼−½ листа, карандаш. Время, отводимое на выполнение задания: 4 часа.
- Задание № 11. Светотеневой рисунок стоящей обнаженной мужской фигуры со спины.
- Цель задания: определение и использование главных линий, передающих форму в рисунке, передача основных контрастов движения фигуры, трактовка объемной формы человеческого тела с помощью светотени. Решение: линейное.
- Задание № 12. Рисунок предыдущей постановки по памяти.
- Цель задания: проверка и закрепление полученных знаний и навыков.
- Решение: линейно штриховое.
- Материал: бумага ¼ листа, карандаш, уголь, сангина.
- Время, отводимое на выполнение задания: 2 часа.
- Задание № 13. Рисунок обнаженной мужской фигуры по представлению.
- Цель задания: тренировка зрительной памяти, приобретение необходимых навыков при изображении мужской фигуры без натуры в разных положениях. Решение: линейно штриховое.
- Материал: бумага ¼−½ листа, карандаш, уголь, сангина. Время, отводимое на выполнение задания: 4 часа. Рекомендации для преподавателя: на одном листе выполняется 3−4 изображения фигуры в различных движениях.
- Рекомендации для студентов: изучение соответствующих книг и пособий по пластической анатомии.
- Задание № 14. Рисунок обнаженной мужской фигуры, сидящей в несложной позе.
- Цель задания: передача движения фигуры, особенностей ее строения в условиях конкретного освещения. Решение: тональное.
- Материал: бумага ½−1 листа, карандаш, уголь, сангина, сепия, соус. Время, отводимое на выполнение задания: 24 часа.
- Задание № 15. Тренировка в учебном педагогическом рисовании.
- Цель задания: приобретение навыков быстрого рисования с натуры и без ее использования, освоение навыков быстрой работы над изображениями больших размеров на крупных листах бумаги, классной доске. Время, отводимое на выполнение задания: 4 часа.
- Задание № 16. Наброски групп людей, уличных сценок.
- Цель задания: развитие наблюдательности у студентов, приобретение умения целостно и обобщенно видеть и изображать группы людей. Время, отводимое на выполнение задания: 4 часа.8 СЕМЕСТР
- Задание № 17. Пластические и пропорциональные особенности людей разного пола и возраста.
- Цель лекции: обратить внимание студентов на основные пластические и пропорциональные особенности людей разного пола и возраста, определяющие их внешний вид, типичные положения в статике и динамике. Время: 1 час.
- Задание № 18. Линейно конструктивный рисунок обнаженной женской фигуры в несложном движении.
- Цель задания: линейно-конструктивный анализ формы обнаженной женской фигуры и передача ее пластических особенностей. Решение: линейное.
- Материал: бумага ¼−½ листа, карандаш. Время, отводимое на выполнение задания: 8 часов. Рекомендации преподавателю и студентам аналогичны заданию № 6.
- Задание № 19. Светотеневой рисунок обнаженной женской фигуры в несложном движении.
- Задание № 20. Обобщенный рисунок предыдущей постановки по памяти.
- Цель задания: дальнейшее развитие зрительной памяти и сознательногоподхода к рисунку.
- Решение: линейно штриховое.
- Материал: бумага ¼ листа, карандаш, уголь, сангина.
- Время, отводимое на выполнение задания: 2 часа.
- Задание № 21. Наброски обнаженной фигуры человека в активном движении. Цель задания: передача движения, пропорций, характерных особенностей фигуры человека.
- Решение: линейное, линейно пятновое.
- Материал: по выбору студентов.
- Время, отводимое на выполнение задания: 6 часов.
- Задание № 22. Линейно конструктивный рисунок женской фигуры в динамичной позе.
- Цель задания: линейно-конструктивный анализ форм женской фигуры вдвижении.1. Решение: линейное.
- Материал: бумага ¼ -½ листа, карандаш. Время, отводимое на выполнение задания: 2 часа.
- Задание № 23. Рисунок обнаженной женской фигуры сидящей в динамичной позе (поворот, наклон и т. д.).
- Цель задания: дальнейшее развитие зрительной памяти и сознательногоподхода к рисунку.
- Решение: линейно штриховое.
- Материал: бумага ¼−½ листа, карандаш, уголь, сангина. Время, отводимое на выполнение задания: 2 часа.
- Задание № 25. Рисунок по представлению обнаженной женской фигуры.
- Цель задания: получение необходимых навыков при изображении женской фигуры без натуры. Решение: линейно штриховое.
- Материал: бумага ¼- ½ листа, карандаш, уголь, сангина. Время, отводимое на выполнение задания: 4 часа.
- Задание № 26. Краткосрочные рисунки обнаженной и одетой мужской или женской фигуры в одном и том же движении.
- Цель задания: усвоить в рисунке необходимость связи одежды с фигурой. Решение: линейно штриховое, с незначительной светотеневой проработкой.
- Материал: бумага ½ -1 лист, карандаш. Время, отводимое на выполнение задания: 20 часов.
- Задание № 27. Лекция на тему: «Проблема пространственного решения фигуры человека в интерьере».
- Цель лекции: на конкретных примерах произведений мастеров и работ методического фонда показать возможные варианты пространственного решения фигуры в интерьере. Время: 1 час.
- Задание № 28. Рисунок одетой фигуры человека в интерьере с введением драпировок и предметов быта.
- Цель задания: решение пространственной задачи фигуры и интерьера. Решение: тональное.
- Задание № 29. Рисунок предыдущей постановки по памяти.
- Цель задания: фиксация по памяти композиционного и пространственного решения постановки. Решение: тоновое.
- Материал: бумага ¼ листа, акварель, тушь. Время, отводимое на выполнение задания: 2 часа.
- Задание № 30. Тематические наброски одетых фигур людей различных профессий.
- Цель задания: подготовить студентов к выполнению рисунков длякомпозиционной работы.
- Решение: линейное, линейно пятновое.
- Материал: бумага 1/8 -¼ листа, карандаш, уголь, акварель, тушь. Время, отводимое на выполнение задания: 6 часов.
- Задание № 31. Наброски и зарисовки двух одетых фигур людей, связанных общим действием: беседой, чтением, работой.
- Цель задания: развитие у студентов композиционного видения напримере двух фигур.1. Решение: светотеневое.
- Материал: по усмотрению студентов.
- Время, отводимое на выполнение задания: 6 часов.
- Задание № 32. Тренировка в учебном педагогическом рисовании.
- Цель задания: дальнейшее совершенствование навыков быстрого рисования с натуры и без ее использования, освоение навыков быстрой работынад изображениями больших размеров на крупных листах бумаги, классной доске.
- Время, отводимое на выполнение задания: 6 часов.
- Рис. 107 а. Композиционная схема
- Рис. 107. Ж.Б. С. Шарден. Кухонный стол Рис. 107 б. Чередование светлого 1732. Масло и темного
- Рис. 107 в. Схема построения планов1. Работа с документацией3