Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогический процесс в дошкольных образовательных организациях: научный анализ

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Организационно-управленческий — практическая организация взаимодействия педагога с детьми в разных видах деятельности; использование различных методов, приемов, форм, обеспечивающих успешность постижения содержания образования; Организация жизни детей, или режим дня, что включает научно обоснованное сочетание режимных процедур, основных видов деятельности, общения детей со сверстниками… Читать ещё >

Педагогический процесс в дошкольных образовательных организациях: научный анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Педагогический процесс — определенное во времени, постоянно развивающееся взаимодействие педагога и детей, направленное на решение задач обучения, воспитания, развития личности в целом и приводящее к намеченному преобразованию свойств и качеств воспитуемых.

Педагогический процесс — одна из основных категорий педагогической науки; он неразрывно связан с законами воспитания, динамикой возрастного развития, ценностями дошкольного возраста, мастерством и творчеством педагога и пр. Педагогический процесс характеризуется:

  • а) динамичностью — постоянным движением, сменой видов деятельности, характером взаимодействия его участников и т. д.;
  • б) целостностью — все функционирующие в нем компоненты находятся в единстве.

Педагогический процесс как систему характеризуют следующие компоненты:

  • 1) целевой — педагогические цели рассматриваются на уровне проектирования (раскрываются в образовательных программах, перспективных, календарных планах) и реализации (цель ставится при организации и осуществлении разных видов деятельности и т. п.). Целевой компонент обусловливает характер взаимодействия педагога с детьми, методику организации педагогической работы, выбор педагогических технологий, средств и пр. Таксономия целей — это выстроенность целей в определенной последовательности, иерархии значимости, например от общей цели, обусловленной социальным заказом, к личностно-ориентированной, т. е. цели образования применительно к конкретному ребенку;
  • 2) содержательный — это та социально-обусловленная и педагогически адаптированная часть общественно-исторического опыта, которую необходимо освоить; содержание проектируется в образовательных программах;
  • 3) организационно-управленческий — практическая организация взаимодействия педагога с детьми в разных видах деятельности; использование различных методов, приемов, форм, обеспечивающих успешность постижения содержания образования;
  • 4) результативный — он отражает эффективность протекания педагогического процесса, достигнутые результаты. Своевременная и качественная диагностика результатов педагогической работы позволяет успешно проектировать и осуществлять образовательные цели и задачи.

Педагогический процесс имеет циклический характер. Каждый цикл предусматривает ряд этапов:

  • 1) подготовительный — целеполагание, выбор средств, методов, проектирование педагогических условий и т. д.;
  • 2) основной — этап осуществления педагогического процесса;
  • 3) заключительный — анализ достигнутых результатов.

Педагогический процесс в дошкольных организациях тесно связан с такими понятиями, как:

  • а) организация жизни детей, или режим дня, что включает научно обоснованное сочетание режимных процедур, основных видов деятельности, общения детей со сверстниками и с педагогом в индивидуальных, подгрупповых и общегрупповых формах;
  • б) возрастная специфика детей (раннее детство, младший, средний и старший дошкольный возраст), ценности возраста;
  • в) развивающее социокультурное пространство, предметноигровая среда;
  • г) индивидуальный подход к детям, личностно-ориентированное взаимодействие;
  • д) деятельность, точнее — разные виды деятельности: игровая, трудовая, двигательная, изобразительная и др., общение педагога с детьмиу которое сопровождает все виды деятельности (или деятельностно-опосредованное общение по терминологии В. А. Петровского).

Организация педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях строится на основе следующих принципов: учет ценностей дошкольного возраста, возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников; комплексное использование разных видов деятельности; эстетизация всей жизни детей; совместный образ жизни; гуманность; демократичность; поддержка и развитие субъектности детей; культуросообразность; системность и целостность; учет этнокультурных условий жизни.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой