Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Система воспитания джентльмена

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Также джентльмен должен владеть и ремеслом. Знание некоторых вещей настолько необходимо усваивать детям, пока они малы, что усовершенствованию в этих вещах должна быть посвящена некоторая часть их времени. Эти занятия вовсе не способствовали здоровью. Таковы чтение и письмо и все другие занятия, связанные с сидением на месте, цель которых — воспитание их ума и которые неизбежно отнимают… Читать ещё >

Система воспитания джентльмена (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Цель воспитания, по Локку, — сформировать джентльмена, дельца, умеющего «вести дела толково и предусмотрительно», принадлежащего к высшим слоям общества. Джентльмен — это человек добродетельный и деятельный, физически крепкий, умеющий владеть собой, обладающий ясной мыслью и жизненно необходимыми знаниями. Программа обучения должна включать латинский и французский языки, арифметику, географию, историю, танцы, фехтование, а также ребенок должен приобрести навыки социального поведения— «хорошие манеры и знание света». Основную задачу Локк видел в воспитании нравственного, физически и умственно развитого джентльмена.

Приведем некоторые рассуждения Дж. Локка по воспитанию джентльмена.

Родителям следует заботиться, чтобы дети ни зимою, ни летом не одевались и не закутывались слишком тепло. Только привычка закаляет тело и делает его более выносливым к холоду. Также следует обмывать ребенку ежедневно ноги холодной водой, а обувь делать настолько тонкой, чтобы она промокала и пропускала воду. Только начинать это делать нужно весной, тепловатой водой, и переходя постепенно к все более холодной, до тех пор пока через несколько дней не перейдете к совершенно холодной; затем уже продолжайте так и зимой, и летом. В этот период мальчика должны научить плавать, поскольку это может пригодиться ему в нужную минуту.

Очень полезно для всякого, и особенно для детей, проводить много времени на открытом воздухе и как можно меньше бывать возле огня, даже зимою. Но держать юного джентльмена всегда в тени, никогда не выпуская его на солнце и ветер из опасения за цвет его лица, — это хороший способ сделать из него красавчика, но не человека дела. Но если в детские годы ему будут постоянно и строго запрещать садиться на землю и пить холодную жидкость, то правило предосторожности, превратившись в привычку, сильно поможет ему оберечь себя, когда он выйдет из-под надзора своей няни или воспитателя. Когда мальчик подрастет, он должен получить свободу, и во многих вещах необходимо будет предоставить ему самостоятельность, так как нельзя же вечно держать его под надзором. Самым лучшим и надежным контролем, считал Локк, будут тогда те хорошие принципы, которые внушили ему, и те привычки, которые ему привили; поэтому им-то и следует уделять самое большое внимание.

Пища должна быть совсем обыкновенной и простой; пока ребенок ходит в детском платьице или, по крайней мере, до двух или трехлетнего возраста, вовсе не давать ему мяса. На завтрак и ужин очень полезно давать детям молоко, молочный суп, кашу на воде, овсянку и целый ряд блюд. Следует также умеренно солить их пищу и не приучать к сильно приправленным блюдам. Когда мальчик просит еду не в установленное время, не давать ему ничего другого, кроме сухого хлеба. Не нужно приучать к определенному времени еды, так как еда по установившейся привычке будет приурочиваться к определенным промежуткам времени, желудок ребенка будет требовать пищи к привычному часу и будет испытывать раздражение, если этот час пропущен. Джентльмен должен воспитываться так, чтобы во все времена быть в состоянии носить оружие и стать солдатом.

Питьем ребенка должно быть только слабое пиво; да и его не следует никогда давать пить в промежутках между едой, а лишь после того, как тот съест кусок хлеба. Запрещение пить без употребления еды должно предупредить привычку часто подносить ко рту кружку; это опасное начало и подготовка к веселой компании. Дети не должны никогда пить никаких крепких напитков, разве только в тех случаях, когда это требуется как лекарство для укрепления сердца, и притом лишь по предписанию врача. Но и в этих случаях нужно с особой строгостью следить за слугами и самым строгим образом ставить им на вид, если они нарушают предписания.

Из фруктов детям вовсе не следует давать дынь, персиков, а также слив большинства сортов и всех произрастающих в Англии сортов винограда, так как, обладая весьма соблазнительным вкусом, они содержат очень нездоровый сок. Но клубнику, вишню, крыжовник и смородину, если они совершенно зрелые, можно разрешать им есть почти без всякого опасения и притом в довольно большом количестве.

Только сну нужно полностью удовлетворять их желание: ничто в такой мере не способствует росту и здоровью детей, как сон. Все, что нужно здесь регулировать, сводится к вопросу, какое время должно отводиться детскому сну. На это можно только сказать, что очень полезно приучать детей вставать рано утром. Это самое лучшее с точки зрения здоровья; и тот, для кого благодаря укоренившейся привычке вставать рано сделалось легким и привычным делом с самого детства, не станет, будучи взрослым, тратить лучшую и полезнейшую часть своей жизни в ленивой дремоте, валяясь в постели.

Постель ребенка должна быть жесткой, и стеганое одеяло лучше перины; жесткое ложе укрепляет члены, в то время как зарывание каждую ночь в перины изнеживает и расслабляет тело и часто является причиной слабости.

Послушание и уступчивость, внушенные детям настойчивостью родителей в столь раннем возрасте, что дети не могут помнить, как эти качества у них появились, будут казаться детям естественными и в дальнейшем, будут проявлять свое действие с силой природных качеств, предупреждая всякое сопротивление и недовольство. Нужно лишь позаботиться об одном: начать применение этого метода в раннем возрасте, а затем неуклонно его держаться до тех пор, пока почтительный страх и уважение к родителям не войдут у детей в привычку, пока не исчезнут малейшие проявления непокорности с их стороны и они не проникнутся готовностью слушаться. Именно эта почтительность, если только удалось укрепить ее в детях (а этого следует добиться в раннем возрасте, ибо иначе эта почтительность может быть достигнута лишь ценою усилий и побоев, которых потребуется тем больше, чем позже начинают воспитывать, в сочетании с такой мерой снисходительности, которая не позволила бы детям использовать эту снисходительность во зло), должна явиться в будущем, после того, как дети подрастут и сделаются разумнее, средством воздействия на них, а не побои, брань или другие унизительные наказания.

Танцы сообщают детям пристойную уверенность и умение держаться и, таким образом, подготовляют к обществу старших; поэтому танцам детей следует обучить возможно раньше, как только становятся к этому способными. Хотя это искусство заключается в одной лишь внешней грации движений, оно, больше чем что-либо другое, сообщает детям мужественные привычки и повадки".

Локк также много говорил о пользе ремесла. Ремесло, по его мнению, всегда было важной составляющей воспитания. Благодаря ремеслу юноша развивался физически, а также занимал свое свободное время, что ограждало молодого человека от дурных влияний. Однако этот аспект воспитания не носит явной ориентации на будущую жизнь воспитанника, он скорее выступает в качестве хобби, которое должно благотворно влиять на будущего джентльмена.

Введение

элемента хобби в педагогическую систему, на взгляд Локка, значительно модернизирует ее, так как увлеченный чем-то ребенок гораздо труднее поддается дурным влияниям, чем ничем не увлекающийся человек. В нашей стране этот аспект стал чрезвычайно важным, когда с разрушением организованного досуга молодежи возросла преступность среди несовершеннолетних. А следовательно, многие положения педагогической системы Локка актуальны и сегодня.

Следующим аспектом педагогической системы Локка является то, что юноша должен был получать образование дома, быть с самого раннего детства под присмотром одного единственного воспитателя, который становился практически членом семьи. Вот что говорит Локк об учебе в школе: «Я не могу спокойно думать о том, что молодого джентльмена считают необходимым втолкнуть в общее стадо и затем погонять его розгой и плеткой из класса в класс, как бы сквозь строй, чтобы он приобрел интеллектуальную культуру».

Что ж, на тот период времени подобный подход являлся обоснованным. Школа той эпохи не столько развивала, сколько подавляла и уничтожала у ребенка тягу к знаниям, стремление к учебе. Действительно, как уже упоминалось выше, система образования была схоластической, а розга свободно гуляла по спинам воспитанников. При таком подходе к образованию, вместо умного, энергичного и любознательного человека получали забитого и равнодушного индивида, обладающего ворохом ненужных, зазубренных аксиом. Возможно, что это и подходило для Средневековья, с его идеологией подавления всяческих свобод и инакомыслия, однако в Новом времени подобная система уже не удовлетворяла запросов общества, а потому Локк настоятельно рекомендовал родителям воспитывать своих детей дома. Однако не только устаревшая система образования не устраивала Локка. Он считал, что в школе толпа дурно воспитанных детей («стадо») будет плохо влиять на молодого джентльмена.

Проблему домашнего образования можно толковать двояко. С одной стороны, роль воспитания значительно упрощается, так как исключили из развития ребенка такой сильнодействующий фактор, как неблагоприятное влияние среды. Таким образом, создаются идеальные условия для процесса обучения. Молодой человек видит лишь то, что должен видеть, знает лишь то, что должен знать. В результате получается своеобразный «идеальный» продукт воспитания.

Однако данный подход обладает также рядом негативных моментов. Во-первых, эффект новизны какого-либо порока, встреченного молодым человеком в жизни, может перевесить все воспитание, полученное дома от педагога. Во-вторых, общение со сверстниками — это своеобразная «школа жизни», и часто она оказывается эффективнее всех книжных истин. Нельзя не согласиться с тем, что группа дурно воспитанных людей часто плохо влияет на отдельную личность, но воспитатель должен это учитывать и воспитывать в ребенке чувство собственной неповторимости, индивидуальности. Ребенку также может пригодиться общение с дурно воспитанными людьми, так как это научит его коммуникабельности, умению найти общий язык с представителями самых разных сословий, а это обязательно пригодится человеку в будущем. Подобный подход к воспитанию имеет практикоориентированный характер.

/• Обучение джентльмена — долгий и сложный процесс. Чтобы хорошо изучить все вышеперечисленные предметы, нужно немало времени и средств. И если не приучить с самого раннего детства ребенка к порядку и строгости, то вряд ли он сможет так углубленно изучать предметы, которые, возможно, будут ему не по душе.

Также джентльмен должен владеть и ремеслом. Знание некоторых вещей настолько необходимо усваивать детям, пока они малы, что усовершенствованию в этих вещах должна быть посвящена некоторая часть их времени. Эти занятия вовсе не способствовали здоровью. Таковы чтение и письмо и все другие занятия, связанные с сидением на месте, цель которых — воспитание их ума и которые неизбежно отнимают у джентльменов значительную часть времени с самых ранних лет. Из ручных ремесел, для усвоения которых, равно как и для упражнения в них, требуется физический труд, многие благодаря этому упражнению не только увеличивают ловкость и искусство, но и укрепляют также здоровье, особенно если ими заниматься на открытом воздухе.

Чтение служит совершенствованию разума. Совершенствование же разума нужно для двух целей: вопервых, для расширения собственных знаний, во-вторых, для того, чтобы люди могли передавать эти знания и делать их понятными для окружающих. Последнее пусть для занятий джентльмена и не главное, все же не менее важно, чем первое, так как большая часть жизненных дел и выгод зависит от того, что говорим или пишем другим людям.

Круг наших знаний не может быть шире круга наших идей. Следовательно, тот, кто желает быть сведущим во всем, должен познакомиться с объектами всех наук. Но для джентльмена, чье призвание — в служении отечеству, это необязательно, ему более всего подобает заниматься вопросами нравственными и политическими. Итак, к его призванию самым непосредственным образом относятся науки о добродетелях и пороках, о гражданском обществе и видах правления, а также право и история.

Джентльмену достаточно воспринять идеи, относящиеся к его призванию; он найдет их в книгах на вышеупомянутые темы. Следующим шагом в совершенствовании его разума должно стать усмотрение связи этих идей в утверждениях, которые выдвигаются и преподаются в книгах в качестве истин. До того как человек сможет судить, истинно это или нет, его разум едваедва усовершенствуется, и он будет думать, и говорить лишь в соответствии с книгами, которые прочитал.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой