Педагогические условия преодоления неуверенности у старших школьников
Диссертация
В своем исследовании мы опирались на положения советских психологов и педагогов о ведущей роли эмоций в формировании личности дошкольника, значении деятельности в становлении самосознания человека (Б.Г.Ананьев, 1948; А. В. Запорожец, 1971; А. НЛе-онтьев, 19Р5), о важности характера общения со взрослыми в формировании личности ребенка (А.В.Запорожец, М. И. Лисина, 1974; А. А. Леонтьев, 1979; А. Н… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Постановка проблемы я ее изучевие в психологопедагогических исследованиях
- 1. 1. Исходные положения исследования и воспитательный подход к неуверенным детям в практике
- Л1.2. Феномен неуверенности и его изучение в психолого-педагогических исследованиях 1.В. Предмет, задачи и методики исследования
- Глава II. Проявление неуверенности и ее причины у детей старшего дошкольного возраста
- 2. 1. Изучение особенностей проявления неуверенности у старших дошкольников
- 2. 2. Основные причины неуверенности дошкольников
- Глава III. Определение педагогических условий преодоления неуверенности у старших дошкольников
- 3. 1. Оптимальный характер руководства деятельностью неуверенных детей
- 3. 2. Влияние детского окружения на эмоциональное самочувствие и успешность деятельности неуверенного ребенка
- 3. 3. Механизм и пути преодоления неуверенности у старших дошкольников
Список литературы
- Маркс К. Капитал // Соч. — 2-е изд. — Т.23. — С.1−784.
- Ленив В.И. Философские тетради // Поли.собр.соч. Т.29. -С.3−620.
- Материалы XXУП съезда КПСС. М.: Политиздат, 1986. — 352 с.
- Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы // Правда. 1984. — 14 апр.
- Абраменнова В.В. Роль совместной деятельности в проявлении гуманности: Автореф.дис.. канд.психол.наук. М., 1981. -27 с.
- Алексеева А.В. Особенности поведения застенчивых детей и методы их воспитания: Автореф.дис.. канд.пед.наук. Л., 1976. — 13 с.
- Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети! М.: Пособие для учителя — Просвещение, 1983. — 208 с.
- Амонашвили Ш. А. Обучение. Оценка^Отметка. М.: Знание, 1980. — 96 с.
- Ананьев Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания // Известия АПН РСФСР. 1948. — Вып.18. — С.101−124.
- Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки // Йзбр. психол.тр.: в 2 т. М., 1980. — Т.2. — С.129−267.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. — 380 с.
- Авкудинова Н.Е. О развитии самосознания у детей // Дошк. воспитание. 1958. — № 2. — С.9−16.
- Анкудинова Н.Е. Особенности осознания своих умений у детей 2−7 лет: Автореф.дис.. канд.пед.наук (по психологии). -М., 1959. 18 с.
- Антонова T.B. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками // Дошк. воспитание. 1975. — й 10. — С.34−39.
- Аржанова А.И. Проблема детской общительности и коллективной игры в системе психологии // Психология и педагогика игры дошкольника /Под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. М., 1966. — С. 205−212.
- Аржанова А.й. Психологические основы товарищества и дружбы детей дошкольного возраста: Автореф.дис.. кавд.пед.наук (по психологии). Саратов, 1951. — 14 с.
- Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. М.: Просвещение, 1968. — 445 с.
- Артемова Л.В. Содержание и организация общения дошкольников как средство нравственного воспитания: Автореф.дис.. д-ра пед.наук. Тбилиси, 1985. — 51 с.
- Башлакова Л.Н. Влияние общения воспитателя с дошкольниками на взаимоотношения детей: Автореф.дис.. кавд.пед.наук. -М., 1976. 24 с.
- Белкин A.C. Начальные формы педагогической запущенности // Дошк. воспитание. 1974. — Ш 6. — C.3I-39.
- Белова Е.Д. Причины отклонений в поведении старших дошкольников // Дошк. воспитание. 1978. — № 2. — С.27−30.
- Блощицина Т.С. Формирование взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх: Автореф.дис.. кавд.пед.наук. М., 1983. — 19 с.
- Богомолова H.H., Данилин К. Е. Спецпрактикум по социальной психологии. М.: Изд-во МГУ, 1979. — 59 с.
- Бодалев A.A. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. -272 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- М.: Просвещение, 1968. 464 с.
- Бронников И.Н. Особенности осознания поступков детьми от2 до 5 лет: Автореф.дис.. канд.пед.наук.(по психологии).- М., 1965. 20 с.
- Бугрименко Е.А. Психологические условия организации контроля и самоконтроля у дошкольников: Автореф.дис.. канд. психол.наук. М., 1981. — 22 с.
- Булатова A.B. Развитие самооценки поведения и качеств личности у детей старшего дошкольного возраста // Воспитание и обучение старших дошкольников в детском саду: Тез. Всесоюз. науч.конф. !Й., 1971. — С. 122−126.
- Буре P.C. Общение детей в условиях детского сада // Ребенок в системе коллективных взаимоотношений / Под ред. Л.П.Буе-вой, Л. И. Новиковой. М., 1972. — С.57−61.
- Буре P.C. Воспитание дошкольника в труде: Пособие для воспитателей дет.садов. М: Просвещение, 1971. — 58 с.
- Бурова A.B. О способах взаимоотношений ребенка со взрослыми в зависимости от содержания общения со стороны взрослого // Проблемы психологии личности и социальной психологии: Сб. тр. / МГПИ им. В.ИЛенина. М., 1977. — С.54−69.
- Валлон А. Психическое развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967. — 196 с.
- Вольцис К.Я. Взаимоотношения детей в малых группах, возникающие на основе игровой деятельности: СообщЛ. Типы взаимоотношений детей в игровых группах // Новые исслед. в психологии и возрастной физиологии / АПН СССР. 1972. — № 2. -С. 80−84.
- Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А. М. Виноградовой. М.: Просвещение, 1969. — 95 с.
- Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. — 500 с.
- Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрения ребенка // Психология личности. Тексты. М., 1982. — С.161−165.
- Габдреева Г. Ш. Самоуправление психическим состоянием: Учеб. пособие. Казань: Йзд-во Казан. ун-та, 1981. — 64 с.
- Голубева А.Н. Психологические особенности проявления настойчивости у детей дошкольного возраста: Автореф.дис.. канд. пед. наук (по психологии). М., 1955. — 15 с.
- Горбачева В.А. К вопросу о формировании оценки и самооценки у детей // Известия АПН РСФСР. 1948. — Вып.18. — С.3−26.
- Гордецова Н.М. Взаимосвязь тревожности ожиданий, психодинамической тревожности и социометрического статуса у старших дошкольников // Проблемы интегрального исследования индивидуальности. Пермь, 1978. — Вып.2. — С.71−79.
- Давыдов В.В. О связи современной психологии с педагогической практикой // Вопр. психологии. 1978. — № 5. — С.12−18.
- Деревянно Р.И. Особенности мотивов общения со взрослыми и сверстниками у дошкольников: Автореф.дис.. канд.психол. наук. М., 1983. — 27 с.
- Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под ред. Т. А. Репиной. М.: Педагогика, 1987. — 192 с.
- Димитров И.Т. Содержание и функции образа самого себя у дошкольников: Автореф.дис.. канд.психол.наук. М., 1979.19 с.
- Добрович A.B. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М.: Просвещение, 1987. — 206 с.
- Добрович А.Б. Кто в семье психотерапевт? М.: Знание, 1985.- 80 с.
- Дусмухамедова Ш. А. Психологические особенности педагогической оценки в обучении детей шестилетнего возраста: Автореф. дис.. канд.психол.наук. М., 1987. — 24 с.
- Дюга Л. Застенчивость: Психол. и морал. этюд. П., 1899. -137 с.
- Жуковская Р.И. Влияние стихотворений на преодоление молчаливости и замкнутости // Известия АПН РСФСР. 1948. — Вып.18.- С. 27−58.
- Заззо Р. Психическое развитие ребенка и влияние среды // Вопр. психологии. 1967. — № 2. — C. II-24.
- Залюбовская Е.В. Преодоление коммуникативных барьеров в условиях совместной деятельности: Автореф.дис.. канд.психол. наук. М., 1984. — 22 с.
- Запорожец A.B. Педагогические и психологические проблемы всестороннего развития и подготовки к школе старших дошкольников // Воспитание и обучение старших дошкольников в детском саду: Тез.Всесоюз.науч.конф. Минск, 1971. — 4.1. -C.I-6.
- Засурцева О.П. Факторы оптимизации социально-психологическо-го климата: Автореф.дис.. канд.психол.наук. М., 1982. -19 с.
- Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М.: Просвещение, 1986. — 128 с.
- Захаров А.И. Не такой как все // Семья и школа, 1984. № 9. — С. 22−25.
- Захарова A.B. Генезис самооценки: Автореф.дис.. д-ра психол. наук. М., 1989. — 44 с.
- Иванов С.М. Генератор радости. М.: Знание, 1964. — 112 с.
- Иванова Г. В. Психологические особенности отношений ребенка дошкольного возраста в группе сверстников: Автореф.дис.. канд.психол.наук. М., 1976. — 23 с.
- Йващенко Ф.И. Развитие уверенности в своих силах у слабоуспевающих школьников: Автореф.дис.. канд.пед.наук. М., 1952. — 13 с.
- Ильина А.И. Индивидуальные особенности общительности в связи со скоростными проявлениями темперамента подвижных и инертных групп учащихся: Автореф.дис.. канд.пед.наук (по психологии). М., 1965. — 19 с.
- Имедадзе Н.В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте // Психологические исследования / Под ред. А.С.Прав-гишвили. Тбилиси, 1966. — С.49−58.
- Каган М.С. Мир общения: Пробл.межсубъект.отношений. М.: Политиздат, 1988. — 315 с.
- Кадырова З.Р. Формирование нравственных норм у старших дошкольников в разных условиях семейного воспитания: Авгореф. дис.. канд.психол.наук. М., 1987. — 26 с.
- Калишенко В.Д. Педагогическая оценка как средство формирования коллективистической направленности взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста: Автореф.дис.. канд.пед. наук. М., 1985. — 22 с.
- Кан-Калик В.А., Ковалев Г. А. Педагогическое общение как предмет теоретического и прикладного исследования // Вопр.психологии. 1985. — К? 4. — С.9−17.
- Каптерев П.В. Избранные педагогические сочинения / Под ред. А. М. Арсентьева. М.: Педагогика, 1982. — 704 с.
- Кисловская В.Р. Зависимость мевд социометрическим статусом и симптомом тревожности ожиданий в социальном общении: Автореф.дис.. канд.психол.наук. М., 1972. — 26 с.
- Коломинский Я.Л. Осознание человеком своих личных взаимоотношений с другими членами группы // Вопр. психологии. -1967. № 3. — СЛ10−119.
- Коломинский Я.Л. Психология общения. М.: Знание, 1974. -96 с.
- Коломинский Я.Л., Панько S.A. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М.: Просвещение, 1988. — 189 с.
- Комиссаренко Т.И. Зависимость социального поведения детей в группе сверстников от воздействий взрослого: Автореф.дис.. канд.психол.наук. М., 1979. — 16 с.
- Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. -383 с.
- Кон И. О. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. — 367 с.
- Корчак Я. Избранные педагогические произведения / Пер. с пол. К. Э. Сенкевич. М.: Педагогика" - 474 с.
- К проблеме формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности: Сб.науч.тр. МГПИ им. В. И. Ленина / Под ред. В. С. Мухиной. М., 1979. — Вып.1. — 101 с.
- Кравцов Г. Г., Кравцова Е. Е. Шестилетний ребенок: Психол. готовность к школе. М.: Знание, 1987. — 77 с.
- Корницкая С.В. Влияние содержания общения со взрослыми на отношения к нему ребенка: Автореф.дис.. канд.психол.наук. М., 1975. — 23 с.
- Ковалев А.Г. Личность и пути ее формирования. М.: Знание, 1971. — 31 с.
- Котырло В.К., Титаренко Т. М. Роль дошкольного воспитания в формировании личности. Киев: О-во «Знание», 1977. — 48 с.
- Крайнова Л.В. Формирование нравственной активности у детей старшего дошкольного возраста в совместной продуктивной деятельности: Автореф.дис.. канд.пед.наук. М., 1985.23 с.
- Красневская Г. М. Неуверенность в своих силах у учащихся четвертого класса и пути ее преодоления: Автореф.дис.. канд. психол.наук. Минск, 1969. — 21 с.
- Кулачковская С.Е., Тищенко С. П. Влияние опыта общения ребенка со взрослыми на направленность его переживания // Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания: Тез.докл. Всесоюз.конф. М., 1979.1. С. 87−91.
- Кулачковская С.Е. Оптимизация воздействия воспитателя на эмоциональное поведение ребенка // Пути внедрения результатов социально-психологических исследований в практику коммунистического воспитания. Минск, 1979. — С.122−123.
- Кульчицкая Е.й. Роль чувств симпатии и антипатии во взаимоотношениях детей дошкольного возраста // Коллектив, личность ребенка, внутриколлективные отношения. М., 1970. — С.160−167.
- Лаврентьева Г. П. Развитие взаимоотношений у детей под влиянием такта воспитателя // Воспитание, обучение и психическое развитие: Тез.докл. У Всесоюз. съезду психологов СССР. М., 1970. — 4.1. — С.39.
- Лаврентьева Г. П. Роль эмоций в овладении дошкольниками правилами взаимоотношений со сверстниками: Автореф. дис,. канд.психол.наук. Киев, 1982. — 22 с.
- Котырло В.К., Приходько Ю. А. Влияние мотивации игровой деятельности на характер взаимоотношений детей // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста, М., 1978. -С.122−132.
- Лангмейер Й., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. Прага: Мед. изд-во, 1984. — 334 с.
- Леви В.Л. Искусство быть собой. Кемерово: Кн. изд-во, 1978. 222 с.
- Леви В.Л. Нестандартный ребенок. 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Знание, 1988. 254 с.
- Леонтьев A.A. Деятельность и общение // Вопр. философии.1979. te X. — C. I2I-I32.
- Леонтьев A.A. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979. -47 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
- Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательности учения // Известия АПН РСФСР. 1947. — Вып.7. — С.3−40.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Мысль, 1965.- 572 с.
- Лидак Л.В. Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры: Автореф.дис.. канд.лед.наук. Л., 1982. — 22 с.
- Лиман Т.П. Отношение воспитателя к детям как фактор формирования личности дошкольника // Сов.педагогика. I98X.1. К 2. С.70−77.
- Липкина А.И. Психология самооценки школьника: Автореф. дис.. д-ра психол.наук. М., 1974. — 35 с.
- Липкина А.й. Самооценка школьника. М.: Знание, 1976. -64 с.
- Лисива М.й. Влияние общения со взрослыми на психическое здоровье ребенка // Дошк. воспитание. 1982. — № 8. -С.43−47.
- Лисина М.И. Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми у детей от рождения до семи лет: Автореф. дис.. д-ра психол.наук. М., 1974. — 36 с.
- Лисина М.й. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. — 144 с.
- Лисива М.Й., Галигузова Л., Царегородцева Л. Развитие общения со сверстниками // Дошк.воспитание. 1985. — № 3.1. С.47−51.
- Лиштвав З.В. Воспитание дружеских взаимоотношений в строительных играх // Учен.зап. Рост.гос.пед.ин-та Ростов-н/Д, 1956. — Вып.1. — С.39−54.
- Макаренко A.C. Коллектив и воспитание личности. М.: Педагогика, 1972. — 336 с.
- Макаренко A.C. Методика организации воспитательного процесса / Под ред. Г. С. Макаренко. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. — 108 с.
- Макаренко A.C. О воспитании. М.: Политиздат, 1988. -255 с.1X0. Маралов В. Г. Развитие самосознания и проблема подготовки детей к школе. Вологда: ВГПЙ, 1986. — 52 с.
- Матусик А. Воспитание организаторских умений у детей 6−7 лет: Автореф.дис.. канд.пед.наук. М., 1966. — 19 с.
- Мереи Ф. Измерение активности или актометрия в детском саду // Дошк.воспитание. 1973. — № 9. — C.88−9I.
- ИЗ. Мерлин B.C. Индивидуальный стиль общения // Психол.журн. -1982. Т. З, № 4. — С.26−36.
- Мерлин B.C. Очерк теории темперамента. М.: Просвещение, 1964. — 304 с.
- Мерлин B.C. Индивидуальный стиль общения // Психол.журн. -1982. Т. З, fe 4. — С.26−36.
- Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М: Педагогика, 1986. — 254 с.
- Мудрик A.B. Общение как фактор воспитания. М.: Педагогика, 1984. — III с.
- Мухина B.C. К проблеме социального развития ребенка // Психол.журн. 1980. — T. I, № 5. — С.43−53.
- Мясищев В.Н. Проблема личности и ее роль в вопросах соотношения психологии и физиологии // Исследования личности в норме и экспериментальных условиях. Л.: ЛНИИ, 1969.
- Мясищев В.Н. Сознание как единство отражения действительности и отношения к ней // Проблемы сознания: Материалы симпоз. М., 1966. — СЛ26−132.
- Неверович Я.З. Некоторые психологические особенности овладения дошкольниками нормами поведения в коллективе // Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников. -М., 1965. С.396−419.
- Нежнов П.Г. Особенности взаимоотношений, возникающих в детских группах в связи с руководством совместной деятельностью: Автореф.дис.. канд.психол.наук. М., 1976. — 18 с.
- Неймарк М.С. Некоторые проблемы личности школьника. М.: Знание, 1975. — 64 с.
- Николаева А.Б. Психологические особенности влияния личности воспитателя детского сада на дошкольников: Автореф.дис.. канд.психол.наук. М., 1985. — 18 с.
- Новикова Е.В., Кочубей Б. И. Эмоциональная устойчивость школьника. М.: Знание, 1988. — 80 с.
- Общение и его влияние на развитие психики дошкольника: Сб. науч.тр. НИИ общ. педагогики АПН СССР / Под ред. М. И. Лисиной. М., 1974. — 209 с.
- Ольшанникова А.Е. Показатели утомляющей деятельности и сила нервной системы по отношению н процессу возбуждения // Типологические особенности высшей нервной деятельности. -М., 1967. Т.У. — С.124−132.
- Ольшанникова А.Е. Эмоции и воспитание. М.: Знание, 1983. — 80 с.
- Отношения между сверстниками в группе детского сада: (Опыт соц.-психол.исслед.) /Под ред. Т. А. Репиной. М.: Педагогика, 1978. — 200 с.
- Основные механизмы условнорефлекторной деятельности ребенка / Под ред. А.Г.Иванова-Смоленского. М.- Л.: Работник просвещения, 1930. — 264 с.
- Особенности психичеокого развития детей 6−7 летнего возраста / Е. З. Басина, Л. В. Берцфан, Е. А. Бугрименко и др.- Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. М.: Педагогика, 1988. -136 с.
- Павленчик В.А. Формирование положительных взаимоотношений детей 6-го года жизни в совместной трудовой деятельности: Автореф.дис.. канд.пед.наук. Киев, 1982. — 25 с.
- Павлов И.П. Избранные произведения. М., 1949. — 638 с.
- Палей А.й. Модальная структура эмоциональности и когнитивный стиль // Вопр.психологии. 1982. — № I. — C. II8-I26.
- Панько Е.А. Психология деятельности воспитателя детского сада. Минск: Вышейш.шк., 1986. — 157 с.
- Петровский A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. — 255 с.
- Петровский A.B. О психологии личности. М.: Знание, 1971. -64 с.
- Петровский В.А. К пониманию личности в психологии // Вопр. психологии. 1981. — № 2. — С.40−48.
- Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М.: Изд-во МГУ, 1982. — 168 с.
- Прангишвили A.C. Исследования по психологии установки. -Тбилиси: Мецниереба, 1967. 340 с.
- Прихожан А.М. Анализ причин тревожности в общении со сверстниками у подростков: Автореф.дис.. канд.психол.наук. -М., 1977. 18 с.
- Психологические исследования общения / АН СССР, Ин-т психологии- Отв.ред. Б. Ф. Ломова и др. М.: Наука, 1985.344 с.
- Психологические исследования / Под ред. А. С. Првнгишвили. -Тбилиси: Мецниереба, 1966. 210 с.
- Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте: Сб.науч.тр. / АПН СССР, НИИ общ. педагогики- Под ред. В. В. Давыдова, И. В. Дубровиной. М., 1980. — 162 с.
- Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М.: Просвещение, 1965. -295 с.
- Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте: Сб.науч.тр. / АПН СССР. НИИ общ. педагогики- Под ред. В. В. Давыдова, И. В. Дубровиной. М., 1980. — 162 с.
- Психология развивающейся личности / А. В. Петровский, В.В.Аб-раменкова, Т. Т. Горбаченко и др. М.: Педагогика, 1987. -240 с.
- Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. М.: Педагогика, 1983. — 448 с.
- Развитие общения у дошкольников / Под ред. А. В. Запорожца, М.ИЛисиной. М.: Педагогика, 1974. — 288 с.
- Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: Психологические исследования / Под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович. М.: Педагогика, 1986. — 176 с.
- Репина Т.А., Горяйнова А. Ф. Ценностные ориентации и оценочные отношения в дошкольном возрасте // Отношения между сверстниками в группе детского сада / Под ред. Т. А. Репиной.1. М., 1978. С.104−127.
- Репина Т.А., Гостюхина О. М. Самостоятельные игровые объединения // Дошк.воспитание. 1984. — № 2. — С.43−46.
- Репина Т.А. Особенности межличностных отношений ребенка-дошкольника в семье // Психологические основы формирования личности в условиях общественного и семейного воспитания: Тез. докл. Всесоюз.конф. М., 1979. — C. I82-I85.
- Репина Т.А. Изменение эмоционального отношения к свойствам объекта у детей дошкольного возраста // Доклады АПН РСФСР.- 1957. № 2. — С.81−84.
- Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. М.: Педагогика, 1988. — 232 с.
- Репина Т.А., Смолева Т. О. Феномен неуверенности и некоторые пути ее преодоления // Творчество и педагогика. Тез. Всесоюз.конф. М., 1988. — Т.5. — С.197−201.
- Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. М.: Педагогика, 1988.- 120 с.
- Рояк А.А. Психологическая характеристика трудностей взаимоотношений со сверстниками некоторых детей дошкольного возраста // Вопр. психологии, 1974. — te 4. — С.71−83.
- Рояк А.А. Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада // Дошк.воспитание. 1977. -12.- C. I2-I9.
- Рубинштейн С.Л. Проблема деятельности и сознания в системе советской психологии // Учен.зап. МГУ им. М. В. Ломоносова. -1945. Вып.90. — С.6−21.
- Рудик П.А. Психология. М.: Физкультура и спорт,-1964. -462 с.
- Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М.: Наука, 1979. — 352 с.
- Савонько Е.И. Возрастные особенности ориентации ребенкана самооценку, оценку его другими людьми // Новые исслед. в психологии и возрастной физиологии / АПН СССР. 1970. -№ I. — С.129−132.
- Савонько Е.И. Оценка и самооценка как мотивы поведения школьников разного возраста // Вопр. психологии. 1969. -№ 4. — C. I07-II6.
- Сандлер Р.Я. Взаимоотношения детей на втором году жизни. -М.: Медгиз, 1950. 52 с.
- Сегаль Е., Листопадова Г. Зависимость поведения дошкольника от поведения группы сверстников // Всесоюз. науч. конф. по актуальным проблемам дошкольного воспитания и вопросам подготовки детей к школе. М., 1970. — T.I. — C. I44.
- Серебрякова Е.А. Уверенность в себе и условия ее формирования у школьников: Автореф.дис.. канд.пед.наук (по психологии). М., 1955. — 16 с.
- Силвестру А. И. К вопросу о развитии самооценки в дошкольном возрасте // Новые исслед. в психологии / АПН СССР. -1982. № 2. — С.80−84.
- Силвестру А.И. Роль индивидуального опыта и опыта общения в формировании у дошкольника представлений о своих возможностях: Автореф.дис.. канд.пед.наук. М., 1978. — 18 с.
- Симонов П.В. Что такое эмоция? М.: Наука, 1966. — 93 с.
- Симонов П. В, Темперамент. Характер. Личность. М.: Наука, 1984. — 161 с.
- Славина Л.С. Дети с аффективным поведением. -.11.: Просвещение, 1966. 150 с.
- Смирнова Е.О. Влияние формы общения со взрослыми на эффективность обучения дошкольников // Вопр.психологии. 1980. — № 5. — C. I05-III.
- Спиваковская A.C. Профилактика детских неврозов: Комплекс.психол.конференция. М.: йзд-во МГУ, 1988. — 198 с.
- Стеркина Р.Б. К вопросу об уровне притязаний детей дошкольного возраста // Воспитание самостоятельности и активности у детей дошкольного возраста. М., 1973. — C. I7I-I75.
- Стеркина Р.Б. Роль деятельности в формировании самооценкиу детей дошкольного возраста: Автореф.дис.. канд.поихол. наук. М., 1977. — 15 с.
- Столин В.В. Самосознание личности. М.: ЕТзд-во МГУ, 1983. — 286 с.
- Страхов Й.В. Психология педагогического такта. Саратов: Изд-во Сарат, ув-та, 1966. — 280 с.
- Суворова В.В. Психофизиология стресса. М.: Педагогика, 1975. — 208 с.
- X8I. Султангалиева I.K. Особенности социального поведения трудных детей 6−8 лет в ситуации депривации основных потребностей: Автореф.дис.. канд.психол.наук. М., 1988. — 16 с.
- СухомлинскиЙ В. А. Методика воспитания коллектива. М.: Просвещение, 1981. — 192 с.
- СухомлинскиЙ В. А. Сердце отдаю детям. Киев: Рад.шк., 1973. — 288 с.
- Счастная A.M. Психологические особенности межличностных отношений детей б-летнего возраста в условиях детского сада: Автореф.дис.. канд.пед.наук. Минск, 1980. — 21 с.
- Таджибаевэ Л.М. Формирование положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в совместной продуктивной деятельности: Автореф.дис.. канд.пед.наук. М., 1981. — 19 с.
- Тищенко С.П., Уманец Л.й. Динамика уровня притязаний дошкольника в реальных игровых ситуациях // Новые исслед. впсихологии. 1980. — № 2. — С.43−47.
- Узнадзе Д.Н. / АПН СССР. Психологические исследования. -М.: Наука, 1966. 451 с.
- Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В б т. Т.2. — М.: Педагогика, 1988. — 496 с.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. М.: Педагогика, 1986. — 391 с.
- Холл Ст. Очерки по изучению ребенка./ Пер. с англ. М.: Пучина, 1925. — 141 с. J
- Цзен Н.В., Пахомов Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения. -М.: Физкультура и спорт, 1988. 273 с.
- Чеснокова И.Й. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977. — 144 с.
- Шакуров Р.Х. Условия эффективности оценочных воздействий в формировании личности // Сов.педагогика. 1964. — te 3. -С.73−77.
- Шакуров Р.Х. Оценочные отношения как фактор возникновения чувств гордости и стада у младших дошкольников: Автореф. дис.. канд.пед.наук, (по психологии). Киев, 1966. -19 с.
- Шибутани Т. Социальная психология. М.: Прогресс, 1969. -535 с.
- Штольц X. Каким должен быть твой ребенок? М.: Просвещение, 1988. — 144 с.
- Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А.Д.Кошеле-вой. М.: Просвещение, 1985. — 176 с.
- Якобсон С.Г. Взаимоотношения детей в совместной деятельности и проблемы // Взаимоотношения детей в совместной деятельности и проблемы воспитания. М., 1976. — C.4I-60.
- Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969. — 317 с.
- Якобсон С.Г., Доронова Т. Н. Психологические принципы формирования начальных форм учебной деятельности у дошкольников // Вопр.психологии. 1988. — $ 3. — С.30−36.
- Ярроу Мериол Радке. Исследования отношений и оценок детей // Методы изучения детских оценок: Пер. с англ. Нью-йорк, 1960,
- ZOZ. Л. С., Ж., Мггщл. e?? a??u?z1. JCit
- Z05. ^av^dmv Лксйя-т olm f. i^^eek ??f ?fae-aa
- И0Ц. de Uji-a^ms n. imuudc&n-. лСтс2,05. 'Жаттш в, a^feefo ouidфриЛ-ирс //nwnuzS ж.
- Z0?>. ЖеЛ^аЛши Жшъ£ J Sfltaea^. eftunv. qM&4I., M.01 Jim-fJf & ^^baAtcf. % %w?L mwtuonai mn^wne/itj jUd ¿-шш.^ ?o00. ^oAneide^ % МоИш^Ст unta*m ?Mmde-ufrn-d ?., 3. Jttdte* tu^dtcm. der eu? eu? f~spatytf- Wte-h1. Ж, Я. fatyj. tkapu /W
- Анкета для родителей I. Сведения о ребенке и семье
- Фамилия, имя ребенка, дата родания2. Состав семьи3. Профессия родителей1. Образование отца и матери1. Материальное положение1. Бытовые условия семьи-
- Какой ребенок по счету в семье?
- Как проходила беременность?
- Много ли болел? Какими заболеваниями? Желанный ли (ждали, планировали) или случайный?
- Как ребенок рос, развивался?
- Был ли когда-либо напуган, чем? Как ведет себя в зоопарке? В чем проявлялись его страхи? Часто ли плачет? П. Особенности воспитания ребенка в семье, его склонности и интересы
- За что хвалите ребенка, за что ругаете чаще всего?
- Что запрещаете, что разрешаете?
- Есть ли разногласия по вопросам воспитания ребенка с мужем, матерью, тещей? Б чем конкретно? В чем помогает муж?
- Что преобладает в характере ребенка: решительность, смелость или осторожность, робость?
- Как ведет себя с посторонними детьми, взрослыми (дичится или общителен)?
- Как ведет себя в новой для него обстановке?
- Назовите лучших друзей вашего ребенка (по двору, дет скому саду)-1. Анкета для воспитателя1. Ваш возраст?
- Стаж педагогической работы?3. Образование? ««
- С какого времени ведете эту группу?
- Имеете ли подменного воспитателя или работаете одна?
- Есть ли в Вашей группе единство требований к детям со стороны Вас, другого воспитателя, няни?
- Если единство требований отсутствует, то почему?
- Считаете ли Вы, что успех педагогической работы зависит от различных качеств воспитателя? Если да, то от каких?
- Какие Ваши личные качества, черты характера помогают Вам как воспитателю? Какие мешают? -
- Вспомните, с какими трудностями Вы столкнулись в работе в первые месяцы работы?1. Что дается Вам легче (подчеркните одной чертой), что труднее (подчеркните двумя чертами)? Владение коллективом Проведение занятий
- Организация режимных моментов и руководство детьми в повседневной жизни
- Руководство игровой деятельностью
- Руководство трудовой деятельностью
- Установление контактов и налаживание отношений с детьми
- П тип предоставляете детям полную свободу, контроль за поведением детей и их действиями осуществляете незаметно, поощряете инициативу, самостоятельность, предъявляете, хотя и ограниченное количество требований, но разъясняете их необходимость.
- Ш тип предоставляете почти полную свободу действий, предъявляете детям минимальное число требований. 13. Воспитателя, придерживающегося I, П или I типа воспитания Вы предпочли бы себе в напарники? Почему?
- Какого типа воспитания придерживается Ваша напарница, устраивает ли это Вас? Почему?
- Когда Вам работать с этим напарником легче в I или 2 смену и почему?
- Утомляются ли у Вас голосовые связки за рабочую смену?
- Какие качества в &-етях Вашей группы Вас больше всего огорчают?
- Часто ли дети обращаются к Вам с жалобами, характер жалоб С пов оды) ?
- Есть ли у Вас в группе робкие, застенчивые, нерешительные дети, неуверенные в своих силах, ожидающие поддержки от Вас?1. Сколько их?
- Есть ли тревожные дети, которые многого боятся?
- Какие приемы работы с такими детьми Вам помогают в преодолении стеснительности, боязни, страхов, неуверенности детей?
- Анкета № 2 (родителям и воспитателям)
- Фамилия, имя, возраст ребенка
- Подчеркните, пожалуйста, один иэ трех соответствующий с Вашей точки зрения ответов*
- Ваш ребенок: общительный со взрослыми-не очень общительный, не идет на контакт с незнакомыми взрослыми- замкнут (необщительный).
- Общительный с детьми (в большинстве случаев предпочитает играть с детьми)-не очень общительный (в одинаковой степени любит играть с другими детьми и один)-замкнутый, необщительный (любит играть один).
- Активен, проявляет инициативу-не очень активный, избегает ситуаций, где необходимо проявить инициативув игре пассивен, подчиняется другим детям, выполняет второстепенные роли, руководить игрой не берется.
- Умеет дружно играть с другим, и детьми- конфликты возникают, но редко- конфликты возникают часто.
- Охотно делится игрушками, сдадостями с другими- не очень охотно-неохотно.
- Сочувствует другому, когда т, от чем-нибудь огорчен, пытается помочь ему, утешить, пожалеть-только иногда выражает сочувствие другому- внешне не выражает своего сочувствия.
- Часто обижает других детей, дерется- иногда бывает агрессивен- спокоен, совсем не дерется.8. Обидчивый-не очень обидчивый- совсем необидчивый.
- Всегда бывает справедливым во взаимоотношениях со сверстниками, разбирает конфликты других, мирит их-не всегда бывает справедливым- чаще бывает несправедливым.
- Всегда говорит правду, никого не обманывает- иногда говорит неправду-часто обманывает.
- Всегда старается быть вежливым- иногда бывает вежливым, иногда нет-часто бывает грубым, забывает говорить «волшебные слова».
- Прислушивается к просьбам старших-не всегда слушает, что ему говорят окружающие- упрям.
- Любит все делать самостоятельно, даже если не умеет-не очень стремится к самостоятельности, в новой обстановке ждет поддержки-постоянно ждет поддержки, предпочитает, чтобы за него сделали другие.
- Старается доводить начатое дело до конца- недостаточно настойчив-как правило, не доводит начатое дело до конца.
- Умеет придумывать интересные игры, игровые навыки и умения хорошо развиты-игровые навыки и умения развиты в средней степени- умения и навыки игры развиты плохо.
- Хорошо танцует и поет- музыкальные способности средние- музыкальные способности выражены слабо.
- Умеет сам одеваться и раздаваться, аккуратно-иногда просит, чтобы ему помогали одеваться и раздеваться и часто забывает класть вещи на место- не хочет сам одеваться и раздеваться, вещи бросает.
- Обладает хорошим здоровьем, крепкий, рослый- здоровье среднее-слабый, болезненный.
- Кроме того родителей спрашивали
- Как чаще обращаетесь с ребенком: в) всегда прислушиваетесь к желанию ребенка и стараетесь исполнить его желание-б) «на равных"-в) не любите возражений строго разговариваете.
- Какое отношение к детскому саду у ребенка: любит, идет с желанием-не всегда идет в детский сад с желанием- отрицательное отношение к детскому саду.
- Конспект занятия Беседа о правилах дорожного движения и поведения в транспорте в форме рассказа
- Помогите, ребята, Незнайке обратиться с просьбой вежливо, так, чтобы не обидеть человека.
- Подскажите, как нужно спросить у впереди стоящих пассажиров, выходят они или нет?
- Спасибо! Вот Незнайка и подошел к дому, где жиает его друг Знайка.