Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогические условия преодоления неуверенности у старших школьников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В своем исследовании мы опирались на положения советских психологов и педагогов о ведущей роли эмоций в формировании личности дошкольника, значении деятельности в становлении самосознания человека (Б.Г.Ананьев, 1948; А. В. Запорожец, 1971; А. НЛе-онтьев, 19Р5), о важности характера общения со взрослыми в формировании личности ребенка (А.В.Запорожец, М. И. Лисина, 1974; А. А. Леонтьев, 1979; А. Н… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Постановка проблемы я ее изучевие в психологопедагогических исследованиях
    • 1. 1. Исходные положения исследования и воспитательный подход к неуверенным детям в практике
  • Л1.2. Феномен неуверенности и его изучение в психолого-педагогических исследованиях 1.В. Предмет, задачи и методики исследования
  • Глава II. Проявление неуверенности и ее причины у детей старшего дошкольного возраста
    • 2. 1. Изучение особенностей проявления неуверенности у старших дошкольников
    • 2. 2. Основные причины неуверенности дошкольников
  • Глава III. Определение педагогических условий преодоления неуверенности у старших дошкольников
    • 3. 1. Оптимальный характер руководства деятельностью неуверенных детей
    • 3. 2. Влияние детского окружения на эмоциональное самочувствие и успешность деятельности неуверенного ребенка
    • 3. 3. Механизм и пути преодоления неуверенности у старших дошкольников

Педагогические условия преодоления неуверенности у старших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В материалах ХХШсъезда КПСС, в Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1985;1990 годы и до 2000 года подчеркивается роль человеческого фактора в развитии общества. В основных направлениях общеобразовательной и профессиональной школы и других документах по народному образованию перед всей системой просвещения поставлена актуальная задача коренным образом улучшить воспитание подрастающего поколения.

Особое внимание педагогическая наука отводит необходимости изучения процесса развития целеустремленной, социально активной личности, уверенной в своих возможностях, способной принимать деятельное участив в коммунистическом самоуправлении.

Как указывают ведущие советские и зарубежные психологи (Л.И.Божович, 1968; Л. С. Выготский, 1981; А. В. Запорожец, Х9Р4- А. Н. Леонтьев, 1988; а также А. Валлон, 1967; Р. Заззо, 1967), дошкольное детство — особо ответственный период в развитии ребенка, когда закладываются основные личностные механизмы, характерологические особенности человека, у дошкольника возникают первые представления об окружающей действительности, о своих возможностях и отношениях с окружающими людьми, которые оказывают существенное влияние на активность развивающейся личности.

Серьезным тормозом в становлении активности может оказаться неуверенность ребенка в собственных силах. Поэтому поиски путей преодоления неуверенности с опорой на психологическую природу этого феномена приобретают большое значение и актуальность.

Отдельные компоненты неуверенности детей школьного возраста, проявление ее в самооценке ребенка, влияние на ее развитие характера педагогического общения и возможные пути ее преодоления изучались в работах Ф. И. Иващенко (61), Е. И. Савонько (164), Е. А. Серебряковой (168).

Г. М.Красневская (83) подчеркивает, что неуверенность ребенка возникает в силу ряда условий воспитания еще в дошкольной детстве. Некоторые пути преодоления у дошкольников замкнутости и застенчивости, связанных в большинстве случаев с неуверенностью, исследовались в работах Р. И. Жуковской (50), Л. В. Алексеевой (6). 1.

Проблема педагогических условий преодоления неуверенности дошкольника, рассматриваемой как сложный комплекс психических проявлений, где ведущим является аффективный компонент — отрицательное эмоциональное состояние ожидания неуспеха, а также в зависимости от психологических особенностей проявления неуверенности и ее причин, специально не исследовалась. Неразработанность этой актуальной проблемы как в психологии, так и в педагогике сказывается отрицательно на педагогической практике, затрудняет осуществление индивидуального подхода к ребенку — воспитатели часто не видят трудностей, с которыми сталкиваются неуверенные дети, не знают, в чем должна заключаться помощь, оказываемая им.

Объект исследования — дети старшего дошкольного возраста, характеризующиеся неуверенностью, которая может отличаться разной степенью глубины, устойчивости и сферой распространения.

Предмет исследованияусловия эффективного педагогического воздействия по преодолению неуверенности.

Цель исследования — разработка и обоснование психолого-педагогического механизма преодоления неуверенности у старших дошкольников.

Гипотеза исследования заключается в том, что актуализации стремления неуверенного ребенка к проявлению активности будет способствовать усиление противоречий мезду этим стремлением и желанием избегать неудачи, блокирующим активность, и обеспечение доминирования первой тенденции над второй. Педагогическое руководство процессом коррекции заключается в создании специальных ситуаций, в которых неуверенному ребенку обеспечивается эмоциональное благополучие и успешность иохода «борьбы» этих тенденций.

В соответствии с целью и гипотезой были поставлены для решения задачи;

1. Изучить психологические особенности проявления неуверенности и выявить причины ее развития у детей старшего дошкольного возраста.

2. Наметить пути коррекции неуверенности и разработать систему педагогических воздействий по ее преодолению или смягчению.

Предварительное решение первой по существу психологической задачи в контексте педагогического исследования нам необходимо было для научного обоснования основной второй задачи.

На защиту выносятся следующие положения:

I. Неуверенность у детей старшего дошкольного возраста представляет собой сложный психологический феномен, проявляющийся в сферах: эмоциональной, когнитивной и поведенческой, первая из которых является определяющей. Неуверенность может различаться как по устойчивости, так и по ареалу распространения (при установлении контактов с окружающими, в деятельности ребенке или носитьгенерализованный характер).

Основные причины ее развития: неблагоприятный прошлый опыт ребенка, приобретению которого способствует преобладание авторитарных тенденций в общении взрослых с ребенком и неблагоприятное положение в обществе сверстников на фоне определенных психофизиологических особенностей*.

2. В основе эффективных педагогических воздействий на неуверенных детей должно лежать обеспечение ребенку эмоционального благополучия в общении и отношениях со взрослыми и сверстниками, успешности в деятельности.

3. Один из главных психолого-педагогических механизмов коррекции неуверенности — создание специальных ситуаций, помогающих ребенку актуализировать его стремление к проявлению активности, которое в обычных условиях подавляется страхом неуспеха в деятельности и боязнью в установлении контактов.

В своем исследовании мы опирались на положения советских психологов и педагогов о ведущей роли эмоций в формировании личности дошкольника, значении деятельности в становлении самосознания человека (Б.Г.Ананьев, 1948; А. В. Запорожец, 1971; А. НЛе-онтьев, 19Р5), о важности характера общения со взрослыми в формировании личности ребенка (А.В.Запорожец, М. И. Лисина, 1974; А. А. Леонтьев, 1979; А. Н. Леонтьев, 19?5), значимости эмоционального благополучия дошкольника в обществе сверстников для его гармоничного развития (Т.А.Репина, 1989; А. А. Рояк, 1988; Л. Н. Бакланова, 1986 $ др.).

Особенности задач, поставленных в исследовании, определили специфику используемых нами методик, которые были направлены: X) на изучение психологических особенностей и природы неуверенности каадого ребенка и стиля воспитания его взрослыми в семье к У нас не было возможности изучать экспериментально эти психофизиологические особенности ребенка (о них мы судили лишь на основе изучения анамнеза развития ребенка, бесед с родителями, воспитателями и собственных педагогических наблюдений). и детском саду- 2) ва выявление положения ребенка в системе групповых межличностных отношений, общения, оценочных отношений- 3) на апробацию методов, корректирующих неуверенность.

Исследование проводилось в 7 старших группах д/с № 40, 147 г. Иркутска, д/с Ш 478, 747 г. Москвы: всего было обследовано 209 детей, среди которых было выделено 53 ребенка с разным типом неуверенности.

5 исследовании была установлена зависимость между типом воспитания в детском саду, семье и развитием неуверенности. Было выявлено, что авторитарные тенденции в воспитании способствуют развитию неуверенности.

Преобразующий эксперимент, который включал в себя методы и приемы создания эмоционального благополучия в общении и отношениях с окружающими, а также обеспечения ребенку успешности в деятельности, позволил определить эффективные пути коррекционной работы по преодолению неуверенности.

Теоретическое значение работы заключается в в"делении совокупности показателей неуверенности, систематизации различных типов неуверенности у дошкольников, установлении причин ее возникновения и определении на этой основе педагогических условий преодоления неуверенности.

Научную новизну исследования составляет разработка путей коррекции неуверенности с учетом того, что неуверенность — сложный комплекс психических проявлений, в котором ведущим является отрицательное эмоциональное переживание — страх, связанный с ожиданием неуспеха в предстоящей деятельности или при установлении контактов с окружающими, с учетом в педагогической работе особеностей неуверенности, ее причин и противоречий, которые возникают у ребенка менду боязнью проявить Активность и естественным стремлением действовать.

Практическая значимость работы состоит в том, что на основе сформулированных теоретических положений, апробированных педагогической практикой в семье и группе детского сада, разработана система педагогических воздействий, облегчающих осуществление индивидуального подхода к неуверенным детям, преодоление их неуверенности и повышение у них активности и инициативности, качеств столь необходимых для формирования полноценной личности.

Апробация материалов исследования происходила на Всесоюзной конференции «Педагогика и творчество» (1988 г.), на конференции молодых ученых и аспирантов НЩ дошкольного воспитания в г. Москве (1988 г.), на научно-практических конференциях педагогического института г. Иркутска (1986, 1987, 1988 гг.).

Основные положения и результаты исследования нашли отражение в практических рекомендациях воспитателям, подготовленных для журнала «Дошкольное воспитание» и использованных при проведении семинарских занятий со студентами Иркутского государственного педагогического института, а такая в лекциях для слушателей повышения квалификации дошкольных работников при Институте усовершенствования учителей в г. йркутоке.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Результаты проведенного нами исследования позволили определить типы неуверенности в зависимости от характера ее проявления (степени устойчивости и ареала распространения). Исследование показало, что неуверенность старших дошкольников — сложный многообразный феномен, проявляющийся в эмоциональной, когнитивной и поведенческой сферах, первая из которых является определяющей. Неуверенность может носить как парциальный характер и распространяться на конкретные виды деятельности или общение, так и быть генерализованной — охватывать область общения и отношений, а также область деятельности. По степени устойчивости неуверенность может быть относительно устойчивой, либо проявляться эпизодически.

Изучение причин неуверенности на констатирующем этапе исследования свидетельствует, что основными причинами развития неуверенности являются неблагоприятный прошлый опыт ребенка с его неуспешностью в деятельности и дискомфорт в общении, который возникает при авторитарном стиле воспитания как в семье, так и в детском саду на фоне определенных психофизиологических особенностей (слабости нервной системы, особой впечатлительности, которые могут быть предпосылками развития неуверенности).

Неуверенность, проявляющаяся при контактировании со сверстниками, в свою очередь, может вызываться отсутствием опыта общения и игрового взаимодействия.

В ходе поискового преобразующего эксперимента были выделены благоприятные и неблагоприятные условия педагогического руководства деятельностью неуверенных детей. Неблагоприятными являютсяпредупреждение о трудности задания, об оглашении оценок, ограничение времени. Ориентация ребенка на успех, положительная оценка в ходе деятельности оказывают стимулирующее воздействие на неуверенных детей. Улучшению эмоционального самочувствия и обеспечению успешности деятельности неуверенных детей также способствует включение неуверенного ребенка в совместную деятельность со сверстниками, к которым он питает симпатию.

Формирующий эксперимент показал, что актуализации стремления неуверенного ребенка к проявлению активности способствует усиление противоречий меаду этим стремлением и желанием избежать неудачи, блокирующим активность, и обеспечение доминирования первой тенденции над второй. Этому способствует также педагогическое руководство, заключающееся в создании специальных ситуаций, в которых неуверенному ребенку обеспечивается эмоциональное благополучие и успешность исхода «борьбы» этих тенденций.

Таким образом, выдвинутая гипотеза была подтверждена.

Конкретизация воспитательных программ преодоления неуверенности или ее смягчения осуществлялась с учетом «глубины проникновения» отрицательного эмоционального состояния, вызываемого ожиданием неуспеха от предстоящей деятельности или в ситуации необходимости установления контактов с окружающими людьми.

Исследование дает возможность сделать следующие выводы:

1. Основными причинами развития неуверенности являются: неблагоприятный прошлый опыт ребенка, приобретению которого способствует преобладание авторитарных тенденций в общении взрослых с ребенком на фоне определенных психофизиологических особенностей.

2. В основе эффективных педагогических воздействий на неуверенных детей с целью преодоления неуверенности должно лежать обеспечение эмоционального благополучия в общении и отношениях со взрослыми и сверстниками, успешности в деятельности.

3. Одним из главных психолого-педагогических механизмов коррекции неуверенности старших дошкольников является создание специальных ситуаций, помогающих актуализировать стремление неуверенного ребенка к проявлению активности, которое в обычных условиях подавляется страхом неуспеха в деятельности и боязнью в установлении контактов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К. Капитал // Соч. — 2-е изд. — Т.23. — С.1−784.
  2. В.И. Философские тетради // Поли.собр.соч. Т.29. -С.3−620.
  3. Материалы XXУП съезда КПСС. М.: Политиздат, 1986. — 352 с.
  4. Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы // Правда. 1984. — 14 апр.
  5. В.В. Роль совместной деятельности в проявлении гуманности: Автореф.дис.. канд.психол.наук. М., 1981. -27 с.
  6. А.В. Особенности поведения застенчивых детей и методы их воспитания: Автореф.дис.. канд.пед.наук. Л., 1976. — 13 с.
  7. Ш. А. Здравствуйте, дети! М.: Пособие для учителя — Просвещение, 1983. — 208 с.
  8. Ш. А. Обучение. Оценка^Отметка. М.: Знание, 1980. — 96 с.
  9. .Г. К постановке проблемы развития детского самосознания // Известия АПН РСФСР. 1948. — Вып.18. — С.101−124.
  10. .Г. Психология педагогической оценки // Йзбр. психол.тр.: в 2 т. М., 1980. — Т.2. — С.129−267.
  11. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. — 380 с.
  12. Н.Е. О развитии самосознания у детей // Дошк. воспитание. 1958. — № 2. — С.9−16.
  13. Н.Е. Особенности осознания своих умений у детей 2−7 лет: Автореф.дис.. канд.пед.наук (по психологии). -М., 1959. 18 с.
  14. T.B. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками // Дошк. воспитание. 1975. — й 10. — С.34−39.
  15. А.И. Проблема детской общительности и коллективной игры в системе психологии // Психология и педагогика игры дошкольника /Под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. М., 1966. — С. 205−212.
  16. А.й. Психологические основы товарищества и дружбы детей дошкольного возраста: Автореф.дис.. кавд.пед.наук (по психологии). Саратов, 1951. — 14 с.
  17. Е.А. Ребенок в дошкольные годы. М.: Просвещение, 1968. — 445 с.
  18. Л.В. Содержание и организация общения дошкольников как средство нравственного воспитания: Автореф.дис.. д-ра пед.наук. Тбилиси, 1985. — 51 с.
  19. Л.Н. Влияние общения воспитателя с дошкольниками на взаимоотношения детей: Автореф.дис.. кавд.пед.наук. -М., 1976. 24 с.
  20. A.C. Начальные формы педагогической запущенности // Дошк. воспитание. 1974. — Ш 6. — C.3I-39.
  21. Е.Д. Причины отклонений в поведении старших дошкольников // Дошк. воспитание. 1978. — № 2. — С.27−30.
  22. Т.С. Формирование взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх: Автореф.дис.. кавд.пед.наук. М., 1983. — 19 с.
  23. H.H., Данилин К. Е. Спецпрактикум по социальной психологии. М.: Изд-во МГУ, 1979. — 59 с.
  24. A.A. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. -272 с.
  25. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- М.: Просвещение, 1968. 464 с.
  26. И.Н. Особенности осознания поступков детьми от2 до 5 лет: Автореф.дис.. канд.пед.наук.(по психологии).- М., 1965. 20 с.
  27. Е.А. Психологические условия организации контроля и самоконтроля у дошкольников: Автореф.дис.. канд. психол.наук. М., 1981. — 22 с.
  28. A.B. Развитие самооценки поведения и качеств личности у детей старшего дошкольного возраста // Воспитание и обучение старших дошкольников в детском саду: Тез. Всесоюз. науч.конф. !Й., 1971. — С. 122−126.
  29. P.C. Общение детей в условиях детского сада // Ребенок в системе коллективных взаимоотношений / Под ред. Л.П.Буе-вой, Л. И. Новиковой. М., 1972. — С.57−61.
  30. P.C. Воспитание дошкольника в труде: Пособие для воспитателей дет.садов. М: Просвещение, 1971. — 58 с.
  31. A.B. О способах взаимоотношений ребенка со взрослыми в зависимости от содержания общения со стороны взрослого // Проблемы психологии личности и социальной психологии: Сб. тр. / МГПИ им. В.ИЛенина. М., 1977. — С.54−69.
  32. А. Психическое развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967. — 196 с.
  33. К.Я. Взаимоотношения детей в малых группах, возникающие на основе игровой деятельности: СообщЛ. Типы взаимоотношений детей в игровых группах // Новые исслед. в психологии и возрастной физиологии / АПН СССР. 1972. — № 2. -С. 80−84.
  34. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А. М. Виноградовой. М.: Просвещение, 1969. — 95 с.
  35. Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. — 500 с.
  36. Л.С. Развитие личности и мировоззрения ребенка // Психология личности. Тексты. М., 1982. — С.161−165.
  37. Г. Ш. Самоуправление психическим состоянием: Учеб. пособие. Казань: Йзд-во Казан. ун-та, 1981. — 64 с.
  38. А.Н. Психологические особенности проявления настойчивости у детей дошкольного возраста: Автореф.дис.. канд. пед. наук (по психологии). М., 1955. — 15 с.
  39. В.А. К вопросу о формировании оценки и самооценки у детей // Известия АПН РСФСР. 1948. — Вып.18. — С.3−26.
  40. Н.М. Взаимосвязь тревожности ожиданий, психодинамической тревожности и социометрического статуса у старших дошкольников // Проблемы интегрального исследования индивидуальности. Пермь, 1978. — Вып.2. — С.71−79.
  41. В.В. О связи современной психологии с педагогической практикой // Вопр. психологии. 1978. — № 5. — С.12−18.
  42. Р.И. Особенности мотивов общения со взрослыми и сверстниками у дошкольников: Автореф.дис.. канд.психол. наук. М., 1983. — 27 с.
  43. Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под ред. Т. А. Репиной. М.: Педагогика, 1987. — 192 с.
  44. И.Т. Содержание и функции образа самого себя у дошкольников: Автореф.дис.. канд.психол.наук. М., 1979.19 с.
  45. A.B. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М.: Просвещение, 1987. — 206 с.
  46. А.Б. Кто в семье психотерапевт? М.: Знание, 1985.- 80 с.
  47. Ш. А. Психологические особенности педагогической оценки в обучении детей шестилетнего возраста: Автореф. дис.. канд.психол.наук. М., 1987. — 24 с.
  48. Л. Застенчивость: Психол. и морал. этюд. П., 1899. -137 с.
  49. Р.И. Влияние стихотворений на преодоление молчаливости и замкнутости // Известия АПН РСФСР. 1948. — Вып.18.- С. 27−58.
  50. Р. Психическое развитие ребенка и влияние среды // Вопр. психологии. 1967. — № 2. — C. II-24.
  51. Е.В. Преодоление коммуникативных барьеров в условиях совместной деятельности: Автореф.дис.. канд.психол. наук. М., 1984. — 22 с.
  52. A.B. Педагогические и психологические проблемы всестороннего развития и подготовки к школе старших дошкольников // Воспитание и обучение старших дошкольников в детском саду: Тез.Всесоюз.науч.конф. Минск, 1971. — 4.1. -C.I-6.
  53. О.П. Факторы оптимизации социально-психологическо-го климата: Автореф.дис.. канд.психол.наук. М., 1982. -19 с.
  54. А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М.: Просвещение, 1986. — 128 с.
  55. А.И. Не такой как все // Семья и школа, 1984. № 9. — С. 22−25.
  56. A.B. Генезис самооценки: Автореф.дис.. д-ра психол. наук. М., 1989. — 44 с.
  57. С.М. Генератор радости. М.: Знание, 1964. — 112 с.
  58. Г. В. Психологические особенности отношений ребенка дошкольного возраста в группе сверстников: Автореф.дис.. канд.психол.наук. М., 1976. — 23 с.
  59. Ф.И. Развитие уверенности в своих силах у слабоуспевающих школьников: Автореф.дис.. канд.пед.наук. М., 1952. — 13 с.
  60. А.И. Индивидуальные особенности общительности в связи со скоростными проявлениями темперамента подвижных и инертных групп учащихся: Автореф.дис.. канд.пед.наук (по психологии). М., 1965. — 19 с.
  61. Н.В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте // Психологические исследования / Под ред. А.С.Прав-гишвили. Тбилиси, 1966. — С.49−58.
  62. М.С. Мир общения: Пробл.межсубъект.отношений. М.: Политиздат, 1988. — 315 с.
  63. З.Р. Формирование нравственных норм у старших дошкольников в разных условиях семейного воспитания: Авгореф. дис.. канд.психол.наук. М., 1987. — 26 с.
  64. В.Д. Педагогическая оценка как средство формирования коллективистической направленности взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста: Автореф.дис.. канд.пед. наук. М., 1985. — 22 с.
  65. Кан-Калик В.А., Ковалев Г. А. Педагогическое общение как предмет теоретического и прикладного исследования // Вопр.психологии. 1985. — К? 4. — С.9−17.
  66. П.В. Избранные педагогические сочинения / Под ред. А. М. Арсентьева. М.: Педагогика, 1982. — 704 с.
  67. В.Р. Зависимость мевд социометрическим статусом и симптомом тревожности ожиданий в социальном общении: Автореф.дис.. канд.психол.наук. М., 1972. — 26 с.
  68. Я.Л. Осознание человеком своих личных взаимоотношений с другими членами группы // Вопр. психологии. -1967. № 3. — СЛ10−119.
  69. Я.Л. Психология общения. М.: Знание, 1974. -96 с.
  70. Я.Л., Панько S.A. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М.: Просвещение, 1988. — 189 с.
  71. Т.И. Зависимость социального поведения детей в группе сверстников от воздействий взрослого: Автореф.дис.. канд.психол.наук. М., 1979. — 16 с.
  72. Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. -383 с.
  73. Кон И. О. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. — 367 с.
  74. Я. Избранные педагогические произведения / Пер. с пол. К. Э. Сенкевич. М.: Педагогика" - 474 с.
  75. К проблеме формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности: Сб.науч.тр. МГПИ им. В. И. Ленина / Под ред. В. С. Мухиной. М., 1979. — Вып.1. — 101 с.
  76. Г. Г., Кравцова Е. Е. Шестилетний ребенок: Психол. готовность к школе. М.: Знание, 1987. — 77 с.
  77. С.В. Влияние содержания общения со взрослыми на отношения к нему ребенка: Автореф.дис.. канд.психол.наук. М., 1975. — 23 с.
  78. А.Г. Личность и пути ее формирования. М.: Знание, 1971. — 31 с.
  79. В.К., Титаренко Т. М. Роль дошкольного воспитания в формировании личности. Киев: О-во «Знание», 1977. — 48 с.
  80. Л.В. Формирование нравственной активности у детей старшего дошкольного возраста в совместной продуктивной деятельности: Автореф.дис.. канд.пед.наук. М., 1985.23 с.
  81. Г. М. Неуверенность в своих силах у учащихся четвертого класса и пути ее преодоления: Автореф.дис.. канд. психол.наук. Минск, 1969. — 21 с.
  82. С.Е., Тищенко С. П. Влияние опыта общения ребенка со взрослыми на направленность его переживания // Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания: Тез.докл. Всесоюз.конф. М., 1979.1. С. 87−91.
  83. С.Е. Оптимизация воздействия воспитателя на эмоциональное поведение ребенка // Пути внедрения результатов социально-психологических исследований в практику коммунистического воспитания. Минск, 1979. — С.122−123.
  84. Е.й. Роль чувств симпатии и антипатии во взаимоотношениях детей дошкольного возраста // Коллектив, личность ребенка, внутриколлективные отношения. М., 1970. — С.160−167.
  85. Г. П. Развитие взаимоотношений у детей под влиянием такта воспитателя // Воспитание, обучение и психическое развитие: Тез.докл. У Всесоюз. съезду психологов СССР. М., 1970. — 4.1. — С.39.
  86. Г. П. Роль эмоций в овладении дошкольниками правилами взаимоотношений со сверстниками: Автореф. дис,. канд.психол.наук. Киев, 1982. — 22 с.
  87. В.К., Приходько Ю. А. Влияние мотивации игровой деятельности на характер взаимоотношений детей // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста, М., 1978. -С.122−132.
  88. Й., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. Прага: Мед. изд-во, 1984. — 334 с.
  89. В.Л. Искусство быть собой. Кемерово: Кн. изд-во, 1978. 222 с.
  90. В.Л. Нестандартный ребенок. 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Знание, 1988. 254 с.
  91. A.A. Деятельность и общение // Вопр. философии.1979. te X. — C. I2I-I32.
  92. A.A. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979. -47 с.
  93. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  94. А.Н. Психологические вопросы сознательности учения // Известия АПН РСФСР. 1947. — Вып.7. — С.3−40.
  95. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Мысль, 1965.- 572 с.
  96. Л.В. Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры: Автореф.дис.. канд.лед.наук. Л., 1982. — 22 с.
  97. Т.П. Отношение воспитателя к детям как фактор формирования личности дошкольника // Сов.педагогика. I98X.1. К 2. С.70−77.
  98. А.И. Психология самооценки школьника: Автореф. дис.. д-ра психол.наук. М., 1974. — 35 с.
  99. А.й. Самооценка школьника. М.: Знание, 1976. -64 с.
  100. М.й. Влияние общения со взрослыми на психическое здоровье ребенка // Дошк. воспитание. 1982. — № 8. -С.43−47.
  101. М.И. Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми у детей от рождения до семи лет: Автореф. дис.. д-ра психол.наук. М., 1974. — 36 с.
  102. М.й. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. — 144 с.
  103. М.Й., Галигузова Л., Царегородцева Л. Развитие общения со сверстниками // Дошк.воспитание. 1985. — № 3.1. С.47−51.
  104. З.В. Воспитание дружеских взаимоотношений в строительных играх // Учен.зап. Рост.гос.пед.ин-та Ростов-н/Д, 1956. — Вып.1. — С.39−54.
  105. A.C. Коллектив и воспитание личности. М.: Педагогика, 1972. — 336 с.
  106. A.C. Методика организации воспитательного процесса / Под ред. Г. С. Макаренко. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. — 108 с.
  107. A.C. О воспитании. М.: Политиздат, 1988. -255 с.1X0. Маралов В. Г. Развитие самосознания и проблема подготовки детей к школе. Вологда: ВГПЙ, 1986. — 52 с.
  108. А. Воспитание организаторских умений у детей 6−7 лет: Автореф.дис.. канд.пед.наук. М., 1966. — 19 с.
  109. Ф. Измерение активности или актометрия в детском саду // Дошк.воспитание. 1973. — № 9. — C.88−9I.
  110. ИЗ. Мерлин B.C. Индивидуальный стиль общения // Психол.журн. -1982. Т. З, № 4. — С.26−36.
  111. B.C. Очерк теории темперамента. М.: Просвещение, 1964. — 304 с.
  112. B.C. Индивидуальный стиль общения // Психол.журн. -1982. Т. З, fe 4. — С.26−36.
  113. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М: Педагогика, 1986. — 254 с.
  114. A.B. Общение как фактор воспитания. М.: Педагогика, 1984. — III с.
  115. B.C. К проблеме социального развития ребенка // Психол.журн. 1980. — T. I, № 5. — С.43−53.
  116. В.Н. Проблема личности и ее роль в вопросах соотношения психологии и физиологии // Исследования личности в норме и экспериментальных условиях. Л.: ЛНИИ, 1969.
  117. В.Н. Сознание как единство отражения действительности и отношения к ней // Проблемы сознания: Материалы симпоз. М., 1966. — СЛ26−132.
  118. Я.З. Некоторые психологические особенности овладения дошкольниками нормами поведения в коллективе // Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников. -М., 1965. С.396−419.
  119. П.Г. Особенности взаимоотношений, возникающих в детских группах в связи с руководством совместной деятельностью: Автореф.дис.. канд.психол.наук. М., 1976. — 18 с.
  120. М.С. Некоторые проблемы личности школьника. М.: Знание, 1975. — 64 с.
  121. А.Б. Психологические особенности влияния личности воспитателя детского сада на дошкольников: Автореф.дис.. канд.психол.наук. М., 1985. — 18 с.
  122. Е.В., Кочубей Б. И. Эмоциональная устойчивость школьника. М.: Знание, 1988. — 80 с.
  123. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника: Сб. науч.тр. НИИ общ. педагогики АПН СССР / Под ред. М. И. Лисиной. М., 1974. — 209 с.
  124. А.Е. Показатели утомляющей деятельности и сила нервной системы по отношению н процессу возбуждения // Типологические особенности высшей нервной деятельности. -М., 1967. Т.У. — С.124−132.
  125. А.Е. Эмоции и воспитание. М.: Знание, 1983. — 80 с.
  126. Отношения между сверстниками в группе детского сада: (Опыт соц.-психол.исслед.) /Под ред. Т. А. Репиной. М.: Педагогика, 1978. — 200 с.
  127. Основные механизмы условнорефлекторной деятельности ребенка / Под ред. А.Г.Иванова-Смоленского. М.- Л.: Работник просвещения, 1930. — 264 с.
  128. Особенности психичеокого развития детей 6−7 летнего возраста / Е. З. Басина, Л. В. Берцфан, Е. А. Бугрименко и др.- Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. М.: Педагогика, 1988. -136 с.
  129. В.А. Формирование положительных взаимоотношений детей 6-го года жизни в совместной трудовой деятельности: Автореф.дис.. канд.пед.наук. Киев, 1982. — 25 с.
  130. И.П. Избранные произведения. М., 1949. — 638 с.
  131. А.й. Модальная структура эмоциональности и когнитивный стиль // Вопр.психологии. 1982. — № I. — C. II8-I26.
  132. Е.А. Психология деятельности воспитателя детского сада. Минск: Вышейш.шк., 1986. — 157 с.
  133. A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. — 255 с.
  134. A.B. О психологии личности. М.: Знание, 1971. -64 с.
  135. В.А. К пониманию личности в психологии // Вопр. психологии. 1981. — № 2. — С.40−48.
  136. Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М.: Изд-во МГУ, 1982. — 168 с.
  137. A.C. Исследования по психологии установки. -Тбилиси: Мецниереба, 1967. 340 с.
  138. А.М. Анализ причин тревожности в общении со сверстниками у подростков: Автореф.дис.. канд.психол.наук. -М., 1977. 18 с.
  139. Психологические исследования общения / АН СССР, Ин-т психологии- Отв.ред. Б. Ф. Ломова и др. М.: Наука, 1985.344 с.
  140. Психологические исследования / Под ред. А. С. Првнгишвили. -Тбилиси: Мецниереба, 1966. 210 с.
  141. Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте: Сб.науч.тр. / АПН СССР, НИИ общ. педагогики- Под ред. В. В. Давыдова, И. В. Дубровиной. М., 1980. — 162 с.
  142. Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М.: Просвещение, 1965. -295 с.
  143. Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте: Сб.науч.тр. / АПН СССР. НИИ общ. педагогики- Под ред. В. В. Давыдова, И. В. Дубровиной. М., 1980. — 162 с.
  144. Психология развивающейся личности / А. В. Петровский, В.В.Аб-раменкова, Т. Т. Горбаченко и др. М.: Педагогика, 1987. -240 с.
  145. Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. М.: Педагогика, 1983. — 448 с.
  146. Развитие общения у дошкольников / Под ред. А. В. Запорожца, М.ИЛисиной. М.: Педагогика, 1974. — 288 с.
  147. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: Психологические исследования / Под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович. М.: Педагогика, 1986. — 176 с.
  148. Т.А., Горяйнова А. Ф. Ценностные ориентации и оценочные отношения в дошкольном возрасте // Отношения между сверстниками в группе детского сада / Под ред. Т. А. Репиной.1. М., 1978. С.104−127.
  149. Т.А., Гостюхина О. М. Самостоятельные игровые объединения // Дошк.воспитание. 1984. — № 2. — С.43−46.
  150. Т.А. Особенности межличностных отношений ребенка-дошкольника в семье // Психологические основы формирования личности в условиях общественного и семейного воспитания: Тез. докл. Всесоюз.конф. М., 1979. — C. I82-I85.
  151. Т.А. Изменение эмоционального отношения к свойствам объекта у детей дошкольного возраста // Доклады АПН РСФСР.- 1957. № 2. — С.81−84.
  152. Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. М.: Педагогика, 1988. — 232 с.
  153. Т.А., Смолева Т. О. Феномен неуверенности и некоторые пути ее преодоления // Творчество и педагогика. Тез. Всесоюз.конф. М., 1988. — Т.5. — С.197−201.
  154. А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. М.: Педагогика, 1988.- 120 с.
  155. А.А. Психологическая характеристика трудностей взаимоотношений со сверстниками некоторых детей дошкольного возраста // Вопр. психологии, 1974. — te 4. — С.71−83.
  156. А.А. Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада // Дошк.воспитание. 1977. -12.- C. I2-I9.
  157. С.Л. Проблема деятельности и сознания в системе советской психологии // Учен.зап. МГУ им. М. В. Ломоносова. -1945. Вып.90. — С.6−21.
  158. П.А. Психология. М.: Физкультура и спорт,-1964. -462 с.
  159. В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М.: Наука, 1979. — 352 с.
  160. Е.И. Возрастные особенности ориентации ребенкана самооценку, оценку его другими людьми // Новые исслед. в психологии и возрастной физиологии / АПН СССР. 1970. -№ I. — С.129−132.
  161. Е.И. Оценка и самооценка как мотивы поведения школьников разного возраста // Вопр. психологии. 1969. -№ 4. — C. I07-II6.
  162. Р.Я. Взаимоотношения детей на втором году жизни. -М.: Медгиз, 1950. 52 с.
  163. Е., Листопадова Г. Зависимость поведения дошкольника от поведения группы сверстников // Всесоюз. науч. конф. по актуальным проблемам дошкольного воспитания и вопросам подготовки детей к школе. М., 1970. — T.I. — C. I44.
  164. Е.А. Уверенность в себе и условия ее формирования у школьников: Автореф.дис.. канд.пед.наук (по психологии). М., 1955. — 16 с.
  165. А. И. К вопросу о развитии самооценки в дошкольном возрасте // Новые исслед. в психологии / АПН СССР. -1982. № 2. — С.80−84.
  166. А.И. Роль индивидуального опыта и опыта общения в формировании у дошкольника представлений о своих возможностях: Автореф.дис.. канд.пед.наук. М., 1978. — 18 с.
  167. П.В. Что такое эмоция? М.: Наука, 1966. — 93 с.
  168. Симонов П. В, Темперамент. Характер. Личность. М.: Наука, 1984. — 161 с.
  169. Л.С. Дети с аффективным поведением. -.11.: Просвещение, 1966. 150 с.
  170. Е.О. Влияние формы общения со взрослыми на эффективность обучения дошкольников // Вопр.психологии. 1980. — № 5. — C. I05-III.
  171. A.C. Профилактика детских неврозов: Комплекс.психол.конференция. М.: йзд-во МГУ, 1988. — 198 с.
  172. Р.Б. К вопросу об уровне притязаний детей дошкольного возраста // Воспитание самостоятельности и активности у детей дошкольного возраста. М., 1973. — C. I7I-I75.
  173. Р.Б. Роль деятельности в формировании самооценкиу детей дошкольного возраста: Автореф.дис.. канд.поихол. наук. М., 1977. — 15 с.
  174. В.В. Самосознание личности. М.: ЕТзд-во МГУ, 1983. — 286 с.
  175. Й.В. Психология педагогического такта. Саратов: Изд-во Сарат, ув-та, 1966. — 280 с.
  176. В.В. Психофизиология стресса. М.: Педагогика, 1975. — 208 с.
  177. X8I. Султангалиева I.K. Особенности социального поведения трудных детей 6−8 лет в ситуации депривации основных потребностей: Автореф.дис.. канд.психол.наук. М., 1988. — 16 с.
  178. СухомлинскиЙ В. А. Методика воспитания коллектива. М.: Просвещение, 1981. — 192 с.
  179. СухомлинскиЙ В. А. Сердце отдаю детям. Киев: Рад.шк., 1973. — 288 с.
  180. A.M. Психологические особенности межличностных отношений детей б-летнего возраста в условиях детского сада: Автореф.дис.. канд.пед.наук. Минск, 1980. — 21 с.
  181. Л.М. Формирование положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в совместной продуктивной деятельности: Автореф.дис.. канд.пед.наук. М., 1981. — 19 с.
  182. С.П., Уманец Л.й. Динамика уровня притязаний дошкольника в реальных игровых ситуациях // Новые исслед. впсихологии. 1980. — № 2. — С.43−47.
  183. Д.Н. / АПН СССР. Психологические исследования. -М.: Наука, 1966. 451 с.
  184. К.Д. Педагогические сочинения: В б т. Т.2. — М.: Педагогика, 1988. — 496 с.
  185. X. Мотивация и деятельность. М.: Педагогика, 1986. — 391 с.
  186. Ст. Очерки по изучению ребенка./ Пер. с англ. М.: Пучина, 1925. — 141 с. J
  187. Н.В., Пахомов Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения. -М.: Физкультура и спорт, 1988. 273 с.
  188. И.Й. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977. — 144 с.
  189. Р.Х. Условия эффективности оценочных воздействий в формировании личности // Сов.педагогика. 1964. — te 3. -С.73−77.
  190. Р.Х. Оценочные отношения как фактор возникновения чувств гордости и стада у младших дошкольников: Автореф. дис.. канд.пед.наук, (по психологии). Киев, 1966. -19 с.
  191. Т. Социальная психология. М.: Прогресс, 1969. -535 с.
  192. X. Каким должен быть твой ребенок? М.: Просвещение, 1988. — 144 с.
  193. Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А.Д.Кошеле-вой. М.: Просвещение, 1985. — 176 с.
  194. С.Г. Взаимоотношения детей в совместной деятельности и проблемы // Взаимоотношения детей в совместной деятельности и проблемы воспитания. М., 1976. — C.4I-60.
  195. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969. — 317 с.
  196. С.Г., Доронова Т. Н. Психологические принципы формирования начальных форм учебной деятельности у дошкольников // Вопр.психологии. 1988. — $ 3. — С.30−36.
  197. Ярроу Мериол Радке. Исследования отношений и оценок детей // Методы изучения детских оценок: Пер. с англ. Нью-йорк, 1960,
  198. ZOZ. Л. С., Ж., Мггщл. e?? a??u?z1. JCit
  199. Z05. ^av^dmv Лксйя-т olm f. i^^eek ??f ?fae-aa
  200. И0Ц. de Uji-a^ms n. imuudc&n-. лСтс2,05. 'Жаттш в, a^feefo ouidфриЛ-ирс //nwnuzS ж.
  201. Z0?>. ЖеЛ^аЛши Жшъ£ J Sfltaea^. eftunv. qM&4I., M.01 Jim-fJf & ^^baAtcf. % %w?L mwtuonai mn^wne/itj jUd ¿-шш.^ ?o00. ^oAneide^ % МоИш^Ст unta*m ?Mmde-ufrn-d ?., 3. Jttdte* tu^dtcm. der eu? eu? f~spatytf- Wte-h1. Ж, Я. fatyj. tkapu /W
  202. Анкета для родителей I. Сведения о ребенке и семье
  203. Фамилия, имя ребенка, дата родания2. Состав семьи3. Профессия родителей1. Образование отца и матери1. Материальное положение1. Бытовые условия семьи-
  204. Какой ребенок по счету в семье?
  205. Как проходила беременность?
  206. Много ли болел? Какими заболеваниями? Желанный ли (ждали, планировали) или случайный?
  207. Как ребенок рос, развивался?
  208. Был ли когда-либо напуган, чем? Как ведет себя в зоопарке? В чем проявлялись его страхи? Часто ли плачет? П. Особенности воспитания ребенка в семье, его склонности и интересы
  209. За что хвалите ребенка, за что ругаете чаще всего?
  210. Что запрещаете, что разрешаете?
  211. Есть ли разногласия по вопросам воспитания ребенка с мужем, матерью, тещей? Б чем конкретно? В чем помогает муж?
  212. Что преобладает в характере ребенка: решительность, смелость или осторожность, робость?
  213. Как ведет себя с посторонними детьми, взрослыми (дичится или общителен)?
  214. Как ведет себя в новой для него обстановке?
  215. Назовите лучших друзей вашего ребенка (по двору, дет скому саду)-1. Анкета для воспитателя1. Ваш возраст?
  216. Стаж педагогической работы?3. Образование? ««
  217. С какого времени ведете эту группу?
  218. Имеете ли подменного воспитателя или работаете одна?
  219. Есть ли в Вашей группе единство требований к детям со стороны Вас, другого воспитателя, няни?
  220. Если единство требований отсутствует, то почему?
  221. Считаете ли Вы, что успех педагогической работы зависит от различных качеств воспитателя? Если да, то от каких?
  222. Какие Ваши личные качества, черты характера помогают Вам как воспитателю? Какие мешают? -
  223. Вспомните, с какими трудностями Вы столкнулись в работе в первые месяцы работы?1. Что дается Вам легче (подчеркните одной чертой), что труднее (подчеркните двумя чертами)? Владение коллективом Проведение занятий
  224. Организация режимных моментов и руководство детьми в повседневной жизни
  225. Руководство игровой деятельностью
  226. Руководство трудовой деятельностью
  227. Установление контактов и налаживание отношений с детьми
  228. П тип предоставляете детям полную свободу, контроль за поведением детей и их действиями осуществляете незаметно, поощряете инициативу, самостоятельность, предъявляете, хотя и ограниченное количество требований, но разъясняете их необходимость.
  229. Ш тип предоставляете почти полную свободу действий, предъявляете детям минимальное число требований. 13. Воспитателя, придерживающегося I, П или I типа воспитания Вы предпочли бы себе в напарники? Почему?
  230. Какого типа воспитания придерживается Ваша напарница, устраивает ли это Вас? Почему?
  231. Когда Вам работать с этим напарником легче в I или 2 смену и почему?
  232. Утомляются ли у Вас голосовые связки за рабочую смену?
  233. Какие качества в &-етях Вашей группы Вас больше всего огорчают?
  234. Часто ли дети обращаются к Вам с жалобами, характер жалоб С пов оды) ?
  235. Есть ли у Вас в группе робкие, застенчивые, нерешительные дети, неуверенные в своих силах, ожидающие поддержки от Вас?1. Сколько их?
  236. Есть ли тревожные дети, которые многого боятся?
  237. Какие приемы работы с такими детьми Вам помогают в преодолении стеснительности, боязни, страхов, неуверенности детей?
  238. Анкета № 2 (родителям и воспитателям)
  239. Фамилия, имя, возраст ребенка
  240. Подчеркните, пожалуйста, один иэ трех соответствующий с Вашей точки зрения ответов*
  241. Ваш ребенок: общительный со взрослыми-не очень общительный, не идет на контакт с незнакомыми взрослыми- замкнут (необщительный).
  242. Общительный с детьми (в большинстве случаев предпочитает играть с детьми)-не очень общительный (в одинаковой степени любит играть с другими детьми и один)-замкнутый, необщительный (любит играть один).
  243. Активен, проявляет инициативу-не очень активный, избегает ситуаций, где необходимо проявить инициативув игре пассивен, подчиняется другим детям, выполняет второстепенные роли, руководить игрой не берется.
  244. Умеет дружно играть с другим, и детьми- конфликты возникают, но редко- конфликты возникают часто.
  245. Охотно делится игрушками, сдадостями с другими- не очень охотно-неохотно.
  246. Сочувствует другому, когда т, от чем-нибудь огорчен, пытается помочь ему, утешить, пожалеть-только иногда выражает сочувствие другому- внешне не выражает своего сочувствия.
  247. Часто обижает других детей, дерется- иногда бывает агрессивен- спокоен, совсем не дерется.8. Обидчивый-не очень обидчивый- совсем необидчивый.
  248. Всегда бывает справедливым во взаимоотношениях со сверстниками, разбирает конфликты других, мирит их-не всегда бывает справедливым- чаще бывает несправедливым.
  249. Всегда говорит правду, никого не обманывает- иногда говорит неправду-часто обманывает.
  250. Всегда старается быть вежливым- иногда бывает вежливым, иногда нет-часто бывает грубым, забывает говорить «волшебные слова».
  251. Прислушивается к просьбам старших-не всегда слушает, что ему говорят окружающие- упрям.
  252. Любит все делать самостоятельно, даже если не умеет-не очень стремится к самостоятельности, в новой обстановке ждет поддержки-постоянно ждет поддержки, предпочитает, чтобы за него сделали другие.
  253. Старается доводить начатое дело до конца- недостаточно настойчив-как правило, не доводит начатое дело до конца.
  254. Умеет придумывать интересные игры, игровые навыки и умения хорошо развиты-игровые навыки и умения развиты в средней степени- умения и навыки игры развиты плохо.
  255. Хорошо танцует и поет- музыкальные способности средние- музыкальные способности выражены слабо.
  256. Умеет сам одеваться и раздаваться, аккуратно-иногда просит, чтобы ему помогали одеваться и раздеваться и часто забывает класть вещи на место- не хочет сам одеваться и раздеваться, вещи бросает.
  257. Обладает хорошим здоровьем, крепкий, рослый- здоровье среднее-слабый, болезненный.
  258. Кроме того родителей спрашивали
  259. Как чаще обращаетесь с ребенком: в) всегда прислушиваетесь к желанию ребенка и стараетесь исполнить его желание-б) «на равных"-в) не любите возражений строго разговариваете.
  260. Какое отношение к детскому саду у ребенка: любит, идет с желанием-не всегда идет в детский сад с желанием- отрицательное отношение к детскому саду.
  261. Конспект занятия Беседа о правилах дорожного движения и поведения в транспорте в форме рассказа
  262. Помогите, ребята, Незнайке обратиться с просьбой вежливо, так, чтобы не обидеть человека.
  263. Подскажите, как нужно спросить у впереди стоящих пассажиров, выходят они или нет?
  264. Спасибо! Вот Незнайка и подошел к дому, где жиает его друг Знайка.
Заполнить форму текущей работой