Развитие межкультурной компетентности студентов технического вуза в процессе изучения иностранного языка
Диссертация
Для того, чтобы решить вторую задачу исследования — разработать модель развития МКК студентов в процессе изучения иностранного языка в техническом вузе, мы рассмотрели различные подходы к формированию данной интегративной характеристики личности в отечественной и зарубежной литературе. Под межкультурной компетентностью (МКК) мы понимаем совокупность знаний, умений и личностных качеств будущих… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
- 1. 1. Современные научные подходы-к-проблеме развития межкультур. 1 :. ной- компетентности личности
- 1. 2. Развитие межкультурной компетентности: студентов технического: вуза в процессе гуманитаризации- современного инженерного образования
- 1. 3. Модель развития- межкультурной- компетентности студентов в процессе изучения иностранного языка в техническом вузе
- ВыводышоТ главе.?'
- ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ i РАБОТА Г10 РАЗВИТИЮ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В
- ТЕХНИЧЕСКОМ’ВУЗЕ.-.'
- 2. Г Выявление уровня-развития межкультурной компетентности студен-. тов в реальном образовательном процессе технического вуза
- 2. 2. Проектирование" локальной дидактической системы, обеспечивающей развитие межкультурной компетентности^ студентов в процессе изучения иностранного языка в техническом вузе
- 2. 3. Опыт реализации модели- развития межкультурной компетентности студентов технического вуза при изучении’иностранного языка
- 2. 4. Анализ результатов экспериментального обучения студентов технического вуза:.
- 2. Г Выявление уровня-развития межкультурной компетентности студен-. тов в реальном образовательном процессе технического вуза
Список литературы
- Акулова, Е.А. Личностно-деятельностный подход в обучении студентов технического университета предметам гуманитарного профиля: учеб. пособие / Е. А. Акулова. Брянск: БГТУ, 2003. — 75 с.
- Алексеев, Н. А. Личностно ориентированное обучение: вопросы теории и практики / Н. А. Алексеев. Тюмень, 1997. — 180 с.
- Алексеев, Н. Философия образования / Н. Алексеев, И. Семенов, В. Швырев // Высшее образование в России. 1997. — № 3. — С.88−94.
- Алмазова, Н.И. Кросс-культурная составляющая иноязычной коммуникации: когнитивный и дидактический аспекты / Н. И. Алмазова. СПб.: Наука, 2003. -139 с.
- Алмазова, Н.И. Когнитивные аспекты формирования межкультурнойкомпетентности при обучении иностранному языку в неязыковом 'вузе: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02 / Н. И. Алмазова. СПб., 2003. — 446с.
- Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. -М., 1977.-380 с.
- Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина- пер. сангл. СПб: Питер, 2002. — 688 с.
- Андреев, А. Знания или компетенции? / А. Андреев // Высшее образование в
- России. 2005. — № 2. — С. 3−11.
- П.Андреев, В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития /
- В.И. Андреев. Казань: Центр инновац. технологий, 2000. — 608 с. 12. Арановская, И. Подготовка специалиста как социокультурная проблема / И. Арановская //Высшее образование в России. -2002. -№ 4. — С. 115−119.
- Архангельский, С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы / С. И. Архангельский. М.: Высш. шк., 1980. — 368 с.
- Асмолов, А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров / А. Г. Асмолов. М.: Из-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.-768 с.
- Асмолов, А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа: учеб. для вузов по специальности «Психология» / А. Г. Асмолов. -М.: Смысл: Академия, 2002. 414 с.
- Асташова, H.A. Концептуальные основы педагогической аксиологии / H.A. Асташова // Педагогика. 2002. — N 8. — С. 8−13.
- Афанасьев, Ю.Н. Может ли образование быть негуманитарным? / Ю. Н. Афанасьев // Вопросы философии. 2000. — № 7. — С. 37 — 42.
- Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
- Барышников, Н.В. Толерантность как основа межкультурной коммуникации Электронный ресурс. / Н. В. Барышников. Электрон, текстовые дан. — Режим доступа: http://pn.pglu.ru/index.php?module=subjects&func=viewpage&pageid==59
- Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. М.: Искусство, 1986.-444 с.
- Безрукова, B.C. Педагогика / B.C. Безрукова. Екатеринбург: Изд-во СИПИ, 1994.-337 с.
- Белов, Е.В. Факты и оценки: социально-гуманитарное образование в России по материалам социологического исследования / Е. В. Белов, С. Г. Плотникова // Преподавание социально-гуманитарных дисциплин. Аналитический доклад. М.: Логос, 2003. — С. 540−654.
- Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. -М.: Педагогика, 1989. 190 с.
- Библер, B.C. Культура. Диалог культур: опыт определения / B.C. Библер // Вопр. философии. 1988. — № 6. — С. 31−43.
- Библер, B.C. От наукоучения к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век / B.C. Библер. М.: Политиздат, 1991. — 412 с.
- Библер, B.C. Школа диалога культур / B.C. Библер // Советская педагогика. -1988.-№ 11.-С. 105−115.
- Бим, И.Л. Личностно-ориентированный подход основная стратегия обновления школы / И. Л. Бим // Иностр. яз. в шк. — 2002. — № 2. — С. 11−15.
- Битинас, Б.П. Введение в философию воспитания / Б. П. Битинас. М.: APT+N: Фонд духов, и нравств. образования, Б. г. (1996). — 135 с.
- Блауберг, И.В. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1973. — 270 с.
- Богин, Г. И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текстов: автореф. дис.. д-ра филол. наук: 10.02.19 / Г. И. Богин. Л., 1984. -31 с.
- Бодалев, A.A. Психология о личности / A.A. Бодалев. М.: Изд-во МГУ, 1988.- 188 с.
- Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. 2003. — № 10. — С. 8−14.
- Бондаревская, Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1995. — № 4. — С. 29 — 36.
- Бондаревская, Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования / Е. В. Бондаревская // Педагогика. -, 1997. № 4. — С. 11−17.
- Бондаревская, Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учеб. пособие / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. Ростов н/Д: Творческий центр «Учитель», 1999. — 560 с.
- Бондаренко, О.Р. Межкультурные аспекты коммуникативной компетенции: методы и организация обучения иностранного языка в языковом вузе / О. Р. Бондаренко // Сб. науч. тр. МГЛУ. М., 1991. — Вып. 370.-С. 38−48.
- Бордовская, Н.В. Педагогика: учеб. для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. -СПб и др.: Питер, 2006. 299 с.
- Боровкова, Е.Е. Формирование межкультурных коммуникативных умений будущего учителя: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Е.Е. Боровкова- Челяб. гос. пед. ун-т. Челябинск, 1996. — 230 с.
- Буглаев, В.Т. Университет на пороге третьего тысячелетия / В. Т. Буглаев, В. И. Попков // Учебный процесс в техническом вузе: сб. науч. тр. / Под ред. В. И. Попкова. Брянск: Изд-во БГТУ, 2001. — С. 7−18.
- Буланкина, Н.Е. Проблема эффективного культурного самоопределения личности в полиязыковом образовательном пространстве: монография / Н. Е. Буланкина. М.: АПКиПРО, 2002. — 208 с.
- Бурак, А.Л. Translating culture: перевод и межкультурная коммуникация / А. Л. Бурак. -М: Р. Валент, 2002. 151 с.
- Буркова, О.И. Подготовка учителя иностранного языка к межкультурной коммуникации в условиях педагогического колледжа: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / О.И. Буркова- Вят. гос. пед. ун-т. Киров, 2001. — 195 с.
- Василькова, В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: Синергетика и теория социальной самоорганизации / В. В. Василькова. СПб.: Лань, 1999.-479 с.
- Вежбицкая, А. Семантические универсалии и описание языков /
- A. Вежбицкая. М.: Яз. рус. культуры, 1999. — 777 с.
- Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А. А. Вербицкий. М.: Высшая школа, 1991. — 207 с.
- Верещагин, Е.М. Лингвострановедческая теория слова / Е. М. Верещагин,
- B.Г. Костомаров. -М.: Русский язык, 1980. 320 с.
- Верещагин, Е.М. Язык и культура. Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного: метод, руководство / Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров. М.: Русский язык, 1990. — 246 с.
- Вершловский, С.Г. Педагог эпохи перемен, или Как решаются сегодня проблемы профессиональной деятельности учителя / С.Г. Вершловский- Отв. ред. М. А. Ушакова. -М.: Сентябрь, 2002. 159 с.
- Возгова, З.В. Формирование межкультурной компетенции учащихся в процессе работы над международными телекоммуникационными проектами: дис. канд. пед. наук / З. В. Возгова. Челябинск, 2003. — 194 с.
- Воробьев, В.В. Лингвокультурология (Теория и методы) / В. В. Воробьев. -М.: Изд-во РУДН, 1997. 331 с.
- Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. М.: Педагогика, 1991.-480 с.
- Гадамер, Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики / X.-Г. Гадамер- пер. с нем. М.: Прогресс, 1988. — 699 с.
- Галкин, АА. Культура толерантности перед вызовами глобализации /
- A.A. Галкин, Ю. А. Красин // Социс. 2003. -№ 8. — С. 64−74.
- Галушко, Т.Г. Диалог культур как методологическая основа межкультурной коммуникации / Т. Г. Галушко // Мир языка и межкультурная коммуникация: Материалы междунар. науч.-практ. конф. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2001. — Ч. 1. — С.56−60.
- Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам / Н. Д. Гальскова. -М.: АРКТИ, 2003. 189 с.
- Гачев, Г. Д. Национальные образы мира: курс лекций / Г. Д. Гачев. М: Academia, 1998.-432 с.
- Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века: в поисках практи-ко-ориентированных образовательных концепций / Б. С. Гершунский. -М.: Совершенство, 1998. 608 с.
- Гинецинский, В.И. Основы теоретической педагогики: учебное пособие /
- B.И. Гинецинский. СПб: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1992. — 154 с.
- Голованова, И.А. Некоторые аспекты содержания обучения иностранному языку в системе дополнительного профессионального образования / И. А. Голованова // Сб. науч. тр. МГЛУ. М., 1998. — Вып. 440. — С. 5−13.
- Горбунов, В.И. Гуманизация технического образования в средней и высшей школе: организационно-воспитательный императив / В. И. Горбунов, О. Н. Викторов. Чебоксары: Изд-во Чувашского ун-та, 2000. — 100 с.
- Гудков, Д.Б. Межкультурная коммуникация: проблемы обучения / Д. Б. Гудков. М.: Изд-во МГУ, 2000. — 118 с.
- Гумбольдт, В. Язык и философия культуры / В. Гумбольдт- пер. с нем. яз. -М.: Прогресс, 1985.-451 с.
- Гурье, Л.И. Проектирование педагогических систем: учеб. пособие: для техн. вузов. / Л. И. Гурье. Казань: изд-во Каз. гос. технол. ун-та, 2004. -206 с.
- Девятова, Г. Г. Формирование готовности будущих учителей иностранного языка к межкультурной коммуникации: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Г. Г. Девятова- Магнитог. гос. техн. ун-т им. Г. И. Носова. — Магнитогорск, 2002.- 186 с.
- Декларация Мехико по политике в области культуры. М., 1984.
- Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1982. — 319с.
- Дмитриев, Г. Д. Многокультурное образование / Г. Д. Дмитриев. М.: Нар. образование, 1999. — 208 с.
- Дмитриев, Г. Д. Многокультурность как дидактический принцип / Г. Д. Дмитриев // Педагогика. 2000. — № Ю. — С. 3−10.
- Долгов, Л.М. Формирование ключевых компетенций / Л. М. Долгов // Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию: материалы семинара июль 2001 г., Самара. Самара: Профи, 2001. — С. 37−40.
- Долженко, O.B. Очерки по философии образования / О. В. Долженко. М., 1995.-240 с.
- Елизарова, Г. В. Культура и обучение иностранным языкам / Г. В. Елизарова. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. — 291 с.
- Елизарова, Г. В. Культурологическая лингвистика: Опыт исследования понятия в методических целях / Г. В. Елизарова. СПб.: Бельведер, 2000. — 137 с.
- Елизарова, Г. В. Формирование межкультурной компетенции студентов в процессе обучения иноязычному общению: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02 / Г. В. Елизарова- Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. СПб., 2001. — 371 с.
- Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 208 с.
- Загвязинский, В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 192 с.
- Заир-Бек, Е. С. Основы педагогического проектирования: учеб. пособие / Е.С. Заир-Бек. СПб.: Просвещение, 1995. -234с.
- Закон Российской Федерации «Об образовании»: 3-е изд. -М.: ИНФРА-М, 2001.-52 с.
- Запесоцкий, A.C. Гуманитарная культура и гуманитарное образование / A.C. Запесоцкий. СПб.: СПбГУП, 1996. — 322 с.
- Запесоцкий, А. Какого человека должна формировать сегодня система образования? / А. Запесоцкий // Высшее образование в России. — 2003. № 3. — С. 44 — 60.
- Запесоцкий, A.C. Образование: Философия, культурология, политика / A.C. Запесоцкий. -М.: Наука, 2002.-455 с.
- Зеер, Э.Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования / Э. Ф. Зеер. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф. — пед. унта, 2000.-258 с.
- Зеер, Э.Ф. Психология профессии: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Э. Ф. Зеер. М.: Академический Проект- Фонд «Мир», 2005. -329 с.
- Зеер, Э.Ф. Становление личностно ориентированного образования / Э.Ф. Зе-ер // Образование и наука. 1999. — № 1. — С.112−122.
- Зеер, Э.Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование / Э. Ф. Зеер, Г. М. Романцев // Педагогика. 2002. — № 3. — С. 16−21.
- Зеер, Э.Ф. Личностно-ориентированные технологии профессионального развития специалиста: науч.-метод. пособие/ Э. Ф. Зеер, О. Н. Шахматова. -Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999.-245 с.
- Зимняя, И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата современного образования Электронный ресурс. / И. А. Зимняя // Интернет-журнал «Эйдос». — 2006. — 5 мая. — Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm.
- Зимняя, И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека Электронный ресурс. / И. А. Зимняя // Интернет-журнал «Эйдос». 2006. — 4 мая. — Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2006/0504.htm.
- Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учеб. для вузов: 2-е изд., доп., испр. и перераб. / И. А. Зимняя. -М.: Логос, 2002. 384 с.
- Зникина, Л.С. Межкультурный аспект в структуре профессионального образования менеджеров / Л. С. Зникина. Кемерово: КузГТУ, 2003. — 129 с.
- Зубарева, Л.Б. Формирование интеркультурной компетентности в профессиональной подготовке будущего учителя: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01, 13.00.08 / Л.Б. Зубарева- Челяб. гос. пед. ун-т. Челябинск, 2002. — 191 с.
- Изаренков, Д.И. Базисные составляющие коммуникативной компетенции и их формирование на продвинутом этапе обучения студентов-нефилологов / Д. И. Изаренков // Рус.яз. за рубежом. 1990. — № 4. — С. 54−60.
- Изместьева, И.А. Обучение межкультурной коммуникации будущих учителей иностранного языка: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01, 13.00.02. / И.А. Изместьева- Якут. гос. ун-т им. М. К. Аммосова. Якутск, 2002. — 149 с.
- Иноземцев, В.Л. Иммиграция: новая проблема нового столетия. Методологические аспекты / В. Л. Иноземцев // Социс. 2003. — № 6. — С. 29−38.
- Исаев, И.Ф. Профессионально-педагогическая куль.тура преподавателя: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. Ф. Исаев. М.: Издательский центр «Академия», 2002. -208 с.
- Кабакчи, В.В. Основы англоязычной межкультурной коммуникации / В. В. Кабакчи. СПб.: РГПУ им. Герцена, 1998. — 228 с.
- Каган, М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений / М. С. Каган. -М., 1988. -319 с.
- Каган, М.С. Философия культуры / М. С. Каган. СПб.: Петрополис, 1996.-415 с.
- Каган, М.С. Философская теория ценности / М. С. Каган. СПб.: Петрополис, 1997. — 204 с.
- Караулов, Ю.Н. Русский язык и языковая личность / Ю. Н. Караулов. -М.: Наука, 1987.-264 с.
- Козырев, В.А. Высшее образование России в зеркале Болонского процесса: научно-методическое пособие / В. А. Козырев, H.JI. Шубина. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. — 434 с.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (Одобрена Правительством РФ 29 декабря 2001 г.) // Вестник образования.-2002. № 6. С. 11−40.
- Корочкина, М.Г. Формирование межкультурной компетенции в техническом университете: англ. язык: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / М.Г. Корочкина- Таганрог, гос. радиотехн. ун-т. Таганрог, 2000. — 178 с.
- Коряковцева, Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык: пособие для учителей / Н. Ф. Коряковцева. -М.: АРКТИ, 2002. 176 с.
- Костомаров, В.Г. Язык и язык и культуры в межкультурном общении / В. Г. Костомаров, Ю. Е Прохоров // Россия Восток — Запад. — М., 1998. -С. 349−356.
- Костомаров, В.Г. Язык и культура. Новое в теории и практике лингво-страноведения. Доклад на VIII конгрессе МАПРЯЛ, ФРГ, Регенсбург, 1994 г / В. Г. Костомаров, Ю. Е Прохоров, Т. Н. Чернявская. ~М., 1994 48 с.
- Краевский, В.В. Общие основы педагогики: Учеб. пособие для студентов и аспирантов пед. вузов /В.В. Краевский. М., Волгоград: Перемена, 2002. — 163 с.
- Крылова, Н.Б. Культурология образования / Н. Б. Крылова. М.: Нар. образование, 2000. — 272 с.
- Крылова, Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста / Н. Б. Крылова. М.: Высшая школа, 1990. — 142 с.
- Кузьмина, Н.В. Методы системного педагогического исследования / Н. В. Кузьмина. Л.: ЛГУ, 1970. — 114 с.
- Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н.В. Кузьмина- ВНИИ проф.-техн. образования. М.: Высш. школа, 1990. — 117 с.
- Кургузов, В.Л. Гуманитарная культура: (Теорет. обоснование феномена и проблемы функционирования в техническом вузе) / В. Л. Кургузов. -Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2000. 552 с.
- Лейфа, И.И. Социокультурный аспект в формировании профессиональной компетенции будущих учителей иностранного языка (немецкий язык, младшие курсы): дис. .канд. пед. наук: 13.00.02. / И.И. Лейфа- Моск. пед. гос. ун-т им. В. И. Ленина. -М., 1995. 163 с.
- Леонтьев, A.A. Национальные особенности коммуникации как междисциплинарная проблема: объем, задачи и методыэтнопсихолингвистики / A.A. Леонтьев // Нац.-культ. специфика речевого поведения. М., 1977.-С. 5−14.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. -М.: Политиздат, 1977. 304 с.
- Лещев, C.B. Эволюция понятия гуманитарного Электронный ресурс. / C.B. Лещев. Электрон, текстовые дан. — Режим доступа: http://www.library.mephi.rU/data/scientific-sessions/2001/6/1766.html
- Лихачев, Б.Т. Педагогика: курс лекций: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б. Т. Лихачев. М.: Юрайт-Издат, 2003.-607 с.
- Ломакина, О. Этапы проектирования деятельности / О. Ломакина // Высшее образование в России. -2003. -№ 3. С. 127−130.
- Лотман, Ю.М. Беседы о русской культуре / Ю. М. Лотман. СПб.: Искусство, 1994.-399 с.
- Любимов, Л.Л. Современная государственная политика в сфере социально-гуманитарного образования / Л. Л. Любимов // Преподавание социально-гуманитарных дисциплин. Аналитический доклад. М.: Логос, 2003. — С. 41−55.
- Маркова, А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. М., 1996.-308 с.
- Марковина, И.Ю. Национально-специфическое в межкультурной коммуникации / И. Ю. Марковина, Ю. А. Сорокин // Текст как явление культуры. Новосибирск: Наука, 1989. — С. 71−135.
- Мартене, Р. Социальная психология и спорт: пер. с англ. / Р. Мартене. -М.:ФиС, 1979.- 176 с.
- Маслова, В.А. Лингвокультурология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Маслова. М.: Издательский центр «Академия», 2004. -208 с.
- Межкультурная коммуникация: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. 32 800 «Культурология», 32 900 «Рус. яз. и лит.», 33 200 «Иностр. языки» / В. Г. Зинченко, В. Г. Зусман, В. М. Бухаров и др. -Н. Новгород: ДЕКОМ, 2001. 313 с.
- Межкультурный диалог: тренинг этнокультурной компетентности / Н. М. Лебедева, О. В. Лунева, Т. Г. Стефаненко, М. Ю. Мартынова. М.: Изд-во РУДН, 2003.-266 с.
- Митин, Б.С. Инженерное образование на пороге XXI века / Б. С. Митин, В. Ф. Мануйлов. М.: Изд-во «Дом Русанова», 1996. — 224 с.
- Митяева, A.M. Компетентностная модель многоуровневого высшего образования (на материале формирования учебно-исследовательской компетентности бакалавров и магистров): автореф. дис. д-рапед. наук: 13.00.08 /А.М. Митяева. Волгоград, 2007.-43 с.
- Наместникова, И.В. Межкультурная коммуникация как социальный феномен: автореф. дис.. д-ра филос. наук: 09.00.11 / И. В Наместникова- Моск. гос. соц. ун-т. -М., 2003. -49 с.
- Национально-культурная специфика речевого поведения / Под ред. A.A. Леонтьева, Ю. А. Сорокина, Е. Ф. Тарасова. -М.: Наука, 1977. 352 с.
- Немов, P.C. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика: Введение в научное психологическое исследование с элементами мат. статистики. / P.C. Немов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 630 с.
- Нещадим, И.О. Иноязычная подготовка как средство формирования профессиональной компетентности студентов технического вуза: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08 /И.О. Нещадим. Ставрополь, 2006. -23 с.
- Николаева, Л.В. Педагогические основы обучения межкультурной коммуникации в условиях интегрированного курса гуманитарныхдисциплин: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / JI.В. Николаева- Якут. гос. ун-т им. М. К. Аммосова. -Якутск, 1999. -179 с.
- Новиков, А.Н. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия. Векторы развития / А. Н. Новиков. М.: Эгвес, — 2000. — 270 с.
- Общая и профессиональная педагогика: учеб. пособие для студ., обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: в 2-х книгах / Под ред. В. Д. Симоненко, М. В. Ретивых. Брянск: Изд-во Брян. гос. ун-та, 2003.-Кн. 1.-174 с.
- Орехова, Е.Я. Образование во Франции: традиции и реформы: авто-реф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01 / Е.Я. Орехова- Тул. гос. пед. ун-т им. Л. Н. Толстого. Тула, 2004. — 38 с.
- Орлов, A.A. Профессиональное мышление учителя как ценность /
- A.A. Орлов- Федер. агентство по образованию, ГОУ ВПО Тул. гос. пед. ун-т им. Л. Н. Толстого. Тула: Изд-во ТГПУ, 2006. — 227 с.
- Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению: пособие для учителей иностр. яз. / Е. И. Пассов. М.: Просвещение, 1985.-208 с.
- Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений /
- B.А.Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, E.H. Шиянов. М.: Школьная пресса, 2004.-512 с.
- Петровская, Л.А. Компетентность в общении / Л. А. Петровская. М., 1989.-216 с.
- Пидкасистый, П.И. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы / П. И. Пидкасистый, JI.M. Фридман, М. Г. Гарунов. — М.: Педагогическое общество России, 1999. 354 с.
- Плужник, И.Л. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции студентов гуманитарного профиля в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01 / И. Л. Плужник. -Тюмень, 2003.-46 с.
- Плужник, И.Л. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции студентов гуманитарного профиля в процессе профессиональной подготовки: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01 / И. Л. Плужник. Тюмень, 2003.-335 с.
- Пономаренко Л.П., Белоусова Р. В. Основы психологии для старшеклассников: пособие для педагога: в 2 ч. Ч. 2: Психология общения: 11 класс. / Л. П. Пономаренко, Р. В. Белоусова. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.-192 с.
- Попков, В.А. Дидактика высшей школы: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Попков, A.B. Коржуев. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 136 с.
- Поторочина, Г. Е. Дидактические условия формирования интеркультурной компетенции студентов педвуза: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Г. Е. Поторочина- Глаз. гос. пед. ин-т им. В. Г. Короленко. Глазов, 2001. — 218 с.
- Примерная программа дисциплины обучения иностранным языкам (в вузах неязыковых специальностей) Электронный ресурс. Москва, 2000. -Режим доступа: http://www.edu.ru/db/portal/spe/progs/hf.01.htm — Интернет публикация.
- Прохоров, Ю.Е. Национальные социокультурные стереотипы речевого общения и их роль в обучении русскому языку иностранцев / Ю. Е. Прохоров. М.: Педагогика-пресс, 1996. — 215 с.
- Равен, Д. Компетентность в современном обществе: Выявление, развитие и реализация / Д. Равен- пер. с англ. под общ. ред. В. И. Белопольского. М.: Когито-центр, 2002. — 394 с.
- Рикер, П. Герменевтика, этика, политика: Московские лекции и интервью / П. Рикер- пер., отв. ред. И. С. Вдовина. М.: Kami: Изд. центр «Academia», 1995.-159 с.
- Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х т. Т. 1. — М.: Большая рос. энцикл., 1993 — 607 с.
- Рубинштейн, C.JI. Основы общей психологии / C.JI. Рубинштейн. -М.: Педагогика, 1989. 328 с.
- Сафонова, В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций / В. В. Сафонова. Воронеж: Истоки, 1996.-238 с.
- Сафонова, В.В. Социокультурный подход в обучении иностранному языку: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02 / В.В. Сафонова- МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 1992.-311 с.
- Свасьян, К.А. Феноменологическое познание: Пропедевтика и критика /К.А. Свасьян. Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1987. — 198 с.
- Сепир, Э. Избранные труды по языкознанию . и культурологии / Э. Сепир- пер. с англ. под ред. А. Е. Кибрика. М.: Прогресс. Изд. группа «Универс», 1993. — 654 с.
- Сергеева, Н.Л. Специфика воспитательного процесса в техническом вузе Электронный ресурс. / Н. Л. Сергеева. Электрон, текстовые дан. — Режим доступа: — http://drupal.psychosfera.ru/?q=node/98
- Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков. -М.: Издательская корпорация «Логос», 1999.-272 с.
- Симоненко, В.Д. Технологическая культура и образование (культурно-технологическая концепция развития общества и образования) / В. Д. Симоненко. — Брянск: Издательство БГПУ, 2001. -214 с.
- Ситарам, К.С. Основы межкультурной коммуникации / К. С. Ситарам, Р. Т. Когделл // Человек. 1992. — № 2. — С. 51−64- № 3. — С. 60−68- № 4. — С. 106−116- № 5.-С. 100−107.
- Ситаров, В.А. Дидактика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Ситаров. М.: Издательский центр «Академия», 2002.368 с.
- Сластенин В.А. Педагогика: Инновационная деятельность / В. А. Сластенин, JI.C. Подымова. M.: Магистр, 1997. -283 с.
- Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. Д. Смирнов. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 304 с.
- Сохранов, В.В. Теоретические основы профессионально-педагогического саморегулирования учащейся молодежи: автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.08 / В.В. Сохранов- Калуж. гос. пед. ун-т. Ярославль, 1998. -33 с.
- Степанов, E.H. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / E.H. Степанов, J1.M. Лузина. М.: ТЦ Сфера, 2005. — 160 с.
- Степанов, П.В. Воспитание толерантности у школьников: теория, методика, диагностика / П.В. Степанов- под ред. Л. И. Новиковой. М.: АПК и ПРО, 2003.-84 с.
- Стефаненко, Т.Г. Этнопсихология / Т. Г. Стефаненко. М.: Ин-т психологии РАН, «Академический проект», 1999. — 320 с.
- Сулима, И. Принципы организации образовательного процесса (герменевтический опыт) / И. Сулима // Aima mater: Вестник высшей школы. -1999.-№ 1.-С. 12−17.
- Суртаева, H.H. Проектирование педагогических технологий в профессиональной подготовке учителя (на примере естественнонаучных дисциплин): дис.. д-ра. пед. наук: 13.00.01 / H.H. Суртаева- РАО, Ин-т средств обучения. М., 1995.
- Сыромясов, О.В. Формирование межкультурной профессиональной компетенции специалиста на основе иноязычного текста: (Нем. яз., неяз. вуз): дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / О.В. Сыромясов- Мордов. гос. ун-т им.
- Н.П. Огарева. M., 2000. — 160 с.
- Тайлор, Э.Б. Первобытная культура: пер. с англ. / Э. Б. Тайлор. -М.: Наука, 1989.- 315 с.
- Таранов, П.С. Золотая книга руководителя / П. С. Таранов. М.: ФАИР, 1996.-496 с.
- Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология: учеб. пособие для ср. пед. учеб. заведений / Н. Ф. Талызина. М.: Академия, 1998. — 288 с.
- Тер-Минасова, С. Г. Язык и межкультурная коммуникация / С.Г. Тер-Минасова. -М.: СЛОВО, 2000.-261 с.
- Томахин, Г. Д. Человек и культура / Г. Д. Томахин. М.: Наука, 1990. -238 с.
- Федоров, И.Б. Высшее профессиональное образование: Мировые тенденции. Социальные и философские аспекты / И. Б. Федоров, С. П. Еркович, i
- C.B. Коршуков. М.: Изд-во МГТУ, 1998. — 367 с.
- Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2005. — 490 с.
- Фролова, O.A. Формирование межкультурной компетентности студентов высших учебных заведений экономического профиля в современных условиях: дис.. канд. пед. наук: (13.00.01, 13.00.08) / O.A. Фролова. 2002. -297 с.
- Фурманова, В.П. Межкультурная коммуникация и культурно-языковая прагматика в теории и практике преподавания иностранных языков: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02 / В.П. Фурманова- МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 1994. — 475 с.
- Фурманова, В.П. Межкультурная коммуникация и лингвокультурове-дение в теории и практике обучения иностранным языкам / В. П. Фурманова. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1993. — 124 с.
- Халеева, И.И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи / И. И. Халеева. -М.: Высшая школа, 1989. 236 с.
- Хуторской, A.B. Ключевые компетенции и образовательные стандарты Электронный ресурс. / A.B. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос».2002.-23 апреля. Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm
- Хуторской, A.B. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы / A.B. Хуторской // Народное образование.2003.-№ 2.-С. 58−64.
- Хуторской, A.B. Современная дидактика: учебник для вузов / A.B. Хуторской. СПб. и др.: Питер: Питер-бук, 2001. — 536 с.
- Хуторской, A.B. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций Электронный ресурс. / A.B. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». 2005. — 12 декабря. — Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm.
- Шаклеин, В. Лингвокультурологический фактор в современной системе образования / В. Шаклеин // Aima mater (Вестник высшей школы). 1998. -№ 8.-С. 14−16.
- Шевандрин, Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Н. И. Шевандрин. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 512 с.
- Шеламова, Г. М. Деловая культура и психология общения: учебник для нач. проф. образования- учеб. пособие для сред. проф. образования / Г. М. Шеламова. М.: Издательский центр «Академия" — ПрофОбрИздат, 2002.-128 с.
- Шемарин, Н. Нерешенные проблемы гуманизации высшего образования / Н. Шемарин, Д. Дарчия, О. Медухо // Высшее образование в России. -1997.-№ 2.-С. 79−81.
- Шихардина, Л.Н. Межкультурный диалог на уроках иностранного языка как фактор развития личности учащихся: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Л. Н. Шихардина. Челябинск, 2003. — 174 с.
- Этлис, М.М. Гуманитарное образование в техническом университете Электронный ресурс. / М. М. Этлис // Интернет-журнал «Образование: исследовано в мире». 31.01.2007. — Режим доступа: http://www.oim.ru/reader.asp?nomer=581
- Этлис, М.М. Роль гуманитарных и общественных наук в формировании интеллектуального потенциала Электронный ресурс. / М. М. Этлис // Интернет-журнал «Образование: исследовано в мире». 12.02.2006. — Режим доступа: http://www.oim.ru/avtor.asp?nom= 140
- Ядвиршис, Л.А. Подготовка учителя к социально-педагогической деятельности в микросоциуме: монография / Л.А. Ядвиршис- под общ. ред. В. А. Сластенина. Брянск: Изд-во БГПУ, 2000. — 228 с.
- Языкова, И.Н. Управление учебной деятельностью студентов в процессе обучения иностранному языку в техническом вузе / И. Н. Языкова. -Барнаул: Изд-во Алтайского ун-та, 2004. 177 с.
- Якиманская, И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. -М.: Педагогика, 1996. 95 с.
- Якиманская, И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения / И. С. Якиманская // Вопросы психологии. -1995. № 2. — С.31−42.
- Яковлева, Н.О. Проектирование как педагогический феномен / Н. О. Яковлева // Педагогика. 2002. — № 6. — С.8−14.
- Ялалов, Ф.Г. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию Электронный ресурс. / Ф. Г. Ялалов // Интернет-журнал «Эйдос». 2007. — 15 января. — Режим доступа: http://www.eidos.ni/journal/2007/0115−2.htm.
- Ячин, С.Е. Феноменология сознательной жизни / С. Е. Ячин. Владивосток: Дальнаука, 1992.-203 с.
- Bennet, M.J. Basic concepts of intercultural communication. Selected readings / M.J. Bennet. Intercultural Press, Inc., 1998. — 272 p.
- Berns, M. Contexts of competence: social and cultural considerations in communicative language teaching / M. Berns. New York: Plenum, 1990.
- Brumfit, Ch. Communicative methodology in language teaching / Ch. Brumfit. Cambridge: Cambridge University Press, 1984. — 354 p.
- Budd, D.H. Culture meets culture in the movies: An analysis East, West, North and South, with filmographies / D.H. Budd. London: McFarland & со, cop. 2002.-274 p.
- Byram, M. Teaching and assessing intercultural communicative competence / M. Byram. Clevedon: Multilingual Matters LTD., 1997. — 121 p.
- Byram, M. Assesing Intercultural Competence in Language Teaching / M. Byram // Sprogforum. 2000. — No 18. — Vol. 6. — P. 8 — 13.
- Byram, M. Teaching-and-learning language-and-culture / M. Byram, C. Morgan. Clevedon, Philadelphia, Adelaide. Multicultural Matters Ltd., 1994. — 219 p.
- Canale, M. From communicative competence to communicative language pedagogy / M. Canale // Language and Communication / J.C. Richards, R.W. Schmidt (eds.). London: Longman, 1983. — P. 2−27.
- Canale, M. Theoretical bases of communicative approach to second language teaching and learning / M. Canale, M. Swain //Applied Linguistics. 1980. -No.l.-P. 1−47.
- Developing Intercultural Competence Электронный ресурс. // Washington University in St. Louis Overseas Programs. Режим доступа: www.artsci.wustl.edu/~overseas
- Gao, Mobo C.F. Influence of Native Culture and Language on Intercultural communication: the Case of PRC Student Immigrants in Australia Электронный ресурс. / Mobo C.F. Gao — Режим доступа: http://www.immi.se/intercultural/nr4/gao.htm
- Hall, E.T. The Silent Language / E.T. Hall. N.Y.: Doubleday, 1979. -374 p.
- Halliday, M.A.K. Language as Social Semiotic: The Social Interpretation of Language and Meaning / M.A.K. Halliday. Baltimore: University Park Press, 1978
- Hammer, M.R. Intercultural communication competence / M.R.Hammer // Handbook of international and intercultural communication / M.K. Asante, W.B. Gudykunst (eds.). London, 1989. — P. 199 -211.
- Hymes, D. Competence and performance in linguistic theory / D. Hymes // Language Acquisition: Models and Methods- R. Huxley and E. Ingram, eds. -London: Academic Press, 1971.
- Hymes, D.H. Essays in the history of linguistique anthropology / D.H. Hymes. Amsterdam, Philadelphia: Benjamins, 1983. — 156 p.
- Jaeger, K. Intercultural learning: renewal of the intercultural field of research / K. Jffiger // Sprogforum. 2000. — No 18. — Vol. 6. — P. 43 — 46.
- Kaikkonen, P. Intercultural learning through foreign language education / P. Kaikkonen // Experiential Learning in Foreign Language Education- C.N. Candin (ed.). London- New York, etc., 2001. — P. 61−105.
- Kohls, L.R. Developing intercultural awareness: a cross-cultural training handbook / L.R. Kohls, J.M. Knight. Yarmouth, ME: Intercultural Press, 1994.-146 p.
- Kramsch, C.J. From language proficiency to interactional competence / C.J. Kramsch // Modern Language Journal. 1986. No.70. — P. 366−372.
- Murray, A. Some cultural considerations for international business person /
- A. Murray // Межкультурная коммуникация: Теория и практика: сб. науч. ст.- под ред. Ю. Б. Кузьменковой. М.: ГУ ВШЭ, 2000. — С. 174−179.
- Risager, К. The teacher’s intercultural competence / К. Risager // Sprogfo-rum. 2000. — No 18. — Vol. 6. — P. 14 — 20.
- Rose, K.R. Pragmatics in teacher education for nonnative-speaking teachers: a consciousness-raising approach / K.R. Rose // Language, Culture and Curriculum. 1997.-Vol. 10. -№ 2. — P. 125−138.
- Samovar, L. A Oral communication: Message and response / L.A. Samovar, J. Mills- 5th ed. Dubuque (Iowa): Brown, cop. 1983. — 315 p.
- Savignon, S.J. Communicative competence. Theory and Classroom Practice / S.J. Savignon. McGraw-Hill, 1997.-288 p.
- Savignon, S.J. Communicative Language Teaching: Linguistic Theory and Classroom Practice / S.J. Savignon // Interpreting communicative language teaching: Contexts and concerns in teacher education. London: Yale University Press, 2002.-P. 1−27.
- Seelye, H.N. Teaching culture: strategies for intercultural communication / H.N. Seelye. Lincolnwood, Illinois: National Textbook Company, 1997. — 336 p.
- Sheils, J. Communication in the modern language classroom / J. Sheils. -Strasbourg: Council of Europe Press, 1993.
- Spitzberg, В.H. A Model of intercultural communication competence /
- B.H. Spitzberg // Intercultural communication: a reader- Samovar L.A., Porter R. (eds.). Belmont- Albany- Bonn, etc., 1997. — P. 379−391.
- Van Ek, J.A. Objectives for foreign language learning. Project No. 12: Learning and teaching modern languages for communication: Vol. I: Scope / J.A. Van Ek- Council of Europe. Council for Cultural co-operation. Strasbourg, 1986. -65 p.
- Van Ek, J.A. Objectives for foreign language learning. Project No. 12: Learning and teaching modern languages for communication: Vol. II: Levels / J.A. Van Ek- Council of Europe. Council for Cultural co-operation. -Strasbourg, 1987.-77 p.
- Wham, M.A. Enhancing multicultural awareness through the storybook reading experience / M.A. Wham, J. Barnhart, G. Gook // Journal of Research and Development in Education. Vol. 30. — № 1. — Fall 1996. — Athens, Georgia. -P. 1−7.
- Wierzbicka, A. Semantics: Primes and universals / A. Wierzbicka. Oxford- New York: Oxford univ. press, 1996. — 500 p.