Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие слухового восприятия у детей с нарушениями слуха

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В первом классе учитель начинает занятия слухо зрительно с помощью карточки с вопросами: Как ты слышишь? Что ты сейчас будешь делать? Ученик отвечает, не повторяя вопрос. При этом учитель следит за грамотностью устного ответа ученика. Ученику предлагаются поручение: возьми карандаш. Возьми ручку. Ученик воспринимает поручение слухо зрительно, выполняет их и говорит, что он сделал. Например… Читать ещё >

Развитие слухового восприятия у детей с нарушениями слуха (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На индивидуальных занятиях основным содержанием работы по развитию слухового восприятия у детей с недостатками слуха на индивидуальных занятиях является обучение их восприятию на слух устной речи. Это обучение восприятию на слух языка осуществляет на уроках индивидуальной работы в условиях широкого использования звукоусиливающей аппаратуры стационарного типа, индивидуальных слуховых аппаратов типа Вабос и других с помощью компьютера.

Во время индивидуальных занятий по развитию слухового восприятия и формирования произношения учитель использует эффективные педагогические технологии, современные компьютерные технологии при постановке коррекции, автоматизации и дифференциации звуков, применяет различные игровые ситуации, компьютерные игры в соответствии со спецификой детей с недостатками слуха, способствует улучшению учебно воспитательного процесса, развитию умственных способностей детей, их личности.

Все это осуществляется с целью овладения и внедрения в практику деятельности инновационными формами, новыми педагогическими технологиями, методическими рекомендациями к проведению индивидуальных занятий по развитию слухового восприятия и формирования звукопроизношения у детей с недостатками слуха. В каждом отдельном случае учительница выбирает тот способ общения с ребенком, который обеспечит взаимопонимание и возможность управлять действиями ребенка [4, с.89].

Материалом, который учительница предлагает детям с недостатками слуха для восприятия на слух являются слова, словосочетания, фразы. И только при достаточном развитии слухового восприятия для восприятия на слух ученикам предлагаются слоги и отдельные фонемы. В процессе работы на индивидуальных занятиях ученики учатся выполнять поручения, воспринятые только на слух, отвечать на вопросы, пересказывать услышаны, писать слуховые диктанты. Очень важно, чтобы ответная реакция ребенка с недостатками слуха на восприятие определенного материала на слух была естественной: при прослушивании поручений ученик должен их вы понимать, не повторяя при прослушивании вопросов ответить на них и т. д.

На индивидуальные занятия учитель берет только тот речевой материал, который проработан по содержанию в классе или в группе. На первом году тренировки развитие слуховой функции ребенка с недостатками слуха начинается с обучения различению на слух фраз (слов) после слухо зрительной тренировки.

Сначала ученик учится различать фразы (слова) при выборе из 2 х. При этом учительница дает фразы (слова) написанные на карточках и в процессе слуховой тренировки они находятся перед глазами ученика. Если в процессе занятия после 5 6 разового повторения фраза (слово) на слух учеником не воспринимаются, то учитель подает ее слухо зрительно и она воспринимается слухо зрительно с последующим восприятием только на слух. Если ребенок различила фразу на слух, то учитель предлагает ученику для различения на слух словосочетания и слова, которые входят в эту фразу.

Если ребенок хорошо различает слова, словосочетания, то учитель предлагает для различения на слух фразы. Таким образом, увеличивается количество фраз и слов, которые учитель предлагает ученику только на слух. Постепенно он забирает карточку и ученик учится различать на слух фразы и слова без опоры на карточки.

В первом классе учитель начинает занятия слухо зрительно с помощью карточки с вопросами: Как ты слышишь? Что ты сейчас будешь делать? Ученик отвечает, не повторяя вопрос. При этом учитель следит за грамотностью устного ответа ученика. Ученику предлагаются поручение: возьми карандаш. Возьми ручку. Ученик воспринимает поручение слухо зрительно, выполняет их и говорит, что он сделал. Например: Я взял карандаш. Я взял ручку. Затем учительница предлагает ученику прослушать фразы: Дай карандаш. Дай ручку.

При прослушивании перед учеником лежат карточки с этими фразами. При этом учитель показывает ученику н, а ту карточку, которую он воспринимает только на слух. карточки убираются, ученик воспринимает поручения только на слух, выполняет их и говорит, что он сделал. Затем ученику предлагаются для различения на слух слова карандаш, ручка. Слова сначала различаются слухо зрительно, а потом только на слух.

Постепенно на следующих занятиях увеличивается количество слов, фраз. К примеру. Дай карандаш. Дай ручку. Дай пластилин. Дай тетрадь. Ученик сначала различает фразы слухо зрительно, а потом только на слух. Затем ученику для различения на слух предлагаются 4 слова: тетрадь, пластилин, ручка, карандаш.

Далее ученику предлагается при слухо зрительном восприятии выполнить поручения: Дай ручку. Возьми ручку. Дай пластилин. Возьми пластилин. Затем для различения на слух предлагаются слова: дай, возьми. Слова написаны на карточках и лежат перед учеником. После правильного (удачного) различение слов, ученику предлагаются на слух поручения типа: Дай карандаш. Возьми ручку и т. д. Ученик воспринимает поручения на слух, выполняет их и говорит, что он сделал.

На следующем занятии учительница предлагает ученику слова для восприятия сразу на слух без предварительной слухо зрительной тренировки. Для облегчения восприятия эти незнакомые по звучанию слова учитель вводит в фразу, которая состоит из слов, звуковой образ которых уже известны ученику.

Например, ученику знакома по звучанию фраза: возьми книгу. Ему также знакомо по звучанию слово «мальчик». Ученику предлагается на слух фраза: мальчик взял книгу. В этой фразе слово «взял» незнакомое по звучанию. Позже дается сразу на слух такая фраза «Мальчик читает книгу». Слово «читает» незнакомое по звучанию. Ученик учится воспринимать незнакомые по звучанию слова сразу на слух, опираясь не только на свой слух, но и на определенную смысловую догадку.

Для восприятия на слух учитель дает тексты. Сначала тексты состоят из слов, знакомых по звучанию, то есть, знакомые по звучанию слова даются в различных сочетаниях. Постепенно в тексты учитель начинает включать слова, незнакомые по звучанию. Ученик, опираясь на слух и смысловое домысливание, распознает данные слова [6, с.21−23].

При восприятии на слух текста учитель учит ребенка, прежде всего, понимать основное содержание текста. При этом необязательно точное восприятие всех слов в тексте. Ученику каждый текст учитель предлагает сразу на слух. После неоднократного прослушивания текста предлагает ученику нарисовать (схематично) на компьютере, или рассказать, о чем говорится в тексте. Если ученик не может выполнить эту задачу, то учитель предлагает текст второй раз.

Затем текст воспринимается слухо зрительно (один раз). Далее текст воспринимается только на слух по предложениям. Сначала предложения и слова учитель дает по порядку, а затем деформировано. После того, как ученик научится различать на слух текст, учитель предлагает ему выполнить ряд задач в тексте.

При ответах ученику дается картинка или текст, написанный на карточке. Ученик воспринимает вопрос сразу на слух. Если ученик после 2 -х разового повторения не смог понять вопрос, то вопрос воспринимается учеником слухо зрительно. Текст считается воспроизводимым, если учеником воспринимаются на слух все слова и фразы текста, представленные деформировано, а также ученик отвечает на вопросы к тексту, заданные только на слух.

На следующем занятии текст воспринимается учеником на слух. Учитель читает текст целиком или по предложениях в зависимости от возможностей ученика. Затем ученику предлагается прочитать текст написанный карточке. После прочтения текста карточка с текстом убирается и ученику предлагается для восприятия на слух отдельные слова, и словосочетания.

На последующем занятии ученик воспринимает текст сразу на слух, потом перед учеником кладется карточка с написанным текстом. Учитель предлагает ученику для восприятия сразу на слух вопрос к тексту. Для облегчения работы ученику может быть подан текст или картинка к нему.

Ученик воспринимает вопрос и сразу же отвечает не повторяя вопрос. Ответы могут быть как короткими, так и полными. Учитель добивается, чтобы речевой материал, который воспринимает ученик, произносился голосом нормальной разговорной громкости, в нормальном темпе, с правильным выделением ударного слога, с соблюдением правил орфоэпии.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой