Педагогические условия развития музыкально одаренных детей
Диссертация
Методологическую основу исследования составили: психологическая концепция деятельностного подхода в развитии личности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) — положение о личности как субъекте совместной деятельности и собственного развития в обучении (К.А. Абульханова-Славская, В.И. Слобод-чиков, Б.Д. Эльконин) — концепция Л. С. Выготского о культурно-исторической обусловленности развития… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретические основы развития музыкально одаренных детей
- 1. 1. Психолого-педагогические подходы к пониманию одаренности
- 1. 2. Сущность музыкальной одаренности
- 1. 3. Психолого-педагогические факторы развития музыкально одаренных детей
- Выводы
- Глава 2. Сущность педагогических условий развития музыкально одаренных детей
- 2. 1. Особенности процесса обучения детей музыкальному искусству.'
- 2. 2. Логика анализа опыта работы педагогов-мастеров с музыкально одаренными детьми
- 2. 3. Характеристика педагогических условий развития музыкально одаренных детей в опыте работы педагогов-мастеров
- Выводы
Список литературы
- Абульханова-Славская К.А. О путях построения типологии личности. // Психологический журнал.- 1983 — Т4- № 1- С.14−29.
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.-299 с.
- Азарова JI.H. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников. (Проблема трансцендентности в рамках психологического сопровождения). // Журнал практического психолога.-1998 № 4 — С.80−83.
- Айзенк Г. Ю. Интеллект: новый взгляд. / Вопр. психологии. 1995. — № 1. С.111−131.
- Амонашвили Ш. А. Школа жизни. М.: Издательский дом Ш. Амонашвили, 1998.-80 с.
- Ананьев Б.Г. О соотношении способностей и одаренности. Проблема способностей. М.: Педагогика, 1962. 140 с.
- Андреева JI.H. Педагогическая технология управления процессом обучения одаренных детей: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Казань, 2000. -28 с.
- Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. М.: Наука, 1977, — 184с.
- Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. // Первые встречи с искусством.- М.: Искусство в школе, 1995. С.3−36.
- Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль. 1986. — 158 с.
- Асмолов А. Г. Ягодин Г. А. Образование как расширение возможностей развития личности (от диагностики отбора к диагностике развития). /У Вопр. психологии. 1992. № 1. — С.6−13.
- Байдалинов С.Н. Фортепианная школа, А Н. Есиповой и ее значение в современной музыкальной педагогике: Авюреф. дис.. канд. пед. наук. М. 2000.- 21 с.
- Баренбойм. JI. Эмиль Гилельс. Творческий портрет артиста. М.: Советскийч чкомпозитор, 1990. -264 с.
- Баррон Ф. Личность как функция проектирования человеком самого себя. // Вопр. Психологии. 1990. -№ 2. — С. 153−158.
- Безрогов В.Г. Воспоминания как источник по истории детства. // Труды кафедры педагогики, истории, образования и педагогической антропологии. -М&bdquo- 2001. Вып 2. — С. 65−77- Вып.4. — С. 130−157.
- Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. М.: Академия, 2000. — 192 с.
- Белова Е. Одаренные дети. // Дошкольное воспитание. 1991. — № 4. — С.69−75- 1996.- № 5, — С.31−38- 1996, — № 10. С.76−87.
- Белова Е.С. Одаренность малыша раскрыть, понять, поддержать. М.: Флинта, 1998. — 144 с.
- Блага К., Шебек М. Я твой ученик. Ты — мой учитель. — М.: Просвещение, 1991. — 143 с.
- Богачинская Ю.С. Метод как система регулятивов обучения гуманитарно-художественным предметам в школе: Дис. .канд. пед. наук. Волгоград, 1994.- 154 с.
- Богоявленская Д.Б., Богоявленская М. Е. Творческая работа просто устойчивое словосочетание, (о феномене творческого мышления). / Педагогика. -1998. — № 3. — С.36−43.
- Богоявленская Д.Б., Ильясов И. И. Диагностика структуры одаренности и пути повышения творческой активности учащихся.. Гуманизация образования. 2000, — № 1. — С. 196−209.
- Богоявленская Д. Определение понятия «активность» как необходимое условие эффективного формирования данного качества личности. 7 Актуальные проблемы формирования и воспитания активности: Тезисы докладов. Рига. 1979. С. 17−19.
- Бодалев А.А. Проблема способностей в психологии. Психология о личности. М.: Изд-во МГУ. 1988. — С.24−37.
- Бодрова Е.В. и др. Актуальные проблемы развижя пюрческих способностей в обучении и воспитании. // Вопр. психологии. 1989. — № 1. — С.174−176.
- Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. // Изучение мотивации поведения детей и подростков. Под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежиной. М.: Педагогика, 1972. — С.22−29.
- Бондаревская Е.В., Кульневич С. В. Педагогика. М- Ростов-н-Д. 1999.
- Бондаревская Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность. // Педагогика. 1999. — № 3. — С.37- 43.
- Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов-н-Д.: Изд-во ростов, пед ун-та. 2000. — 352 с.
- Борытко Н.М. Пространство воспитания: образ бытия. Волгоград: Перемена. 2000. — 225 с.
- Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. М.: ИП РАН, 1997. 352 с.
- Братусь Б.С. Аномалия личности М.: Мысль. 1988. — 304 с.
- Булычев Б.Е. Детская музыкальная школа как современная педагогическая система и пути ее совершенствования: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Чебоксары, 1998, — 18 с.
- Валеева Р.А. Корчак и Сухомлинский: как любить ребенка. // Педагогика.1998. № 6. — С.48−57.
- Введение в педагогическую культуру. Под ред. Е. В. Бондаревской. Ростов-н-Дону: РГПУ, 1995. — 172 с.
- Венгер Л.А. Педагогика способностей. М.: Педагогика. 1973. 140 с.
- Веракса Н.Е., Дьяченко О. М. Еще не поздно. М.: Знание, 1992. — 128 с.
- Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 288 с.
- Власова В.Б. Традиции как социально-философская категория. Филос. Науки. 1980. — № 4. — С.30−39.
- Волгоград Фортепиано — 2000. — Волки рад: ООО «ЛБФ». 2000. 300 с.
- Воротникова Е.Н. О совершенствовании учебного процесса в музыкэльных школах. // Педагогика. 2001. — № 4. С. 44−47.
- Воскресенский М. Оборин артист и учитель. // Оборин Л — педагог. — М.: Музыка, I989.-C.6-I8.
- Вульфов Б.З. Учитель: профессиональная духовность. // Педагогика. 1995. -№ 2. — С.48−52.
- Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте. // Хрестоматия по психологии. М.: Просвещение, 1987. — С.320−325.
- Газман О.С. Воспитание: цели, средства, перспективы 7 Новое педагогическое мышление. М., 1989.- С.221−237.
- Газман О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы. / Новые ценности образования. № 2. — М., 1995. С. 16−45.
- Гальтон Ф. Наследственность таланта. М.: Мысль, 1996. 269 с.
- Гафурова Н.О. Конструирование среды, развивающей одаренность личности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Красноярск, 1996. -20 с.
- Гилельс Э. О моем педагоге. // Советская музыка. 1964. — № 10. — С. 152−160.
- Гильбух Ю. З. Гарнец О.Н. Коробко С. Л. Феномен умственной одаренности. // Вопр. психологии. 1990. — № 4. С.147−155.
- Гинсбург Г. Статьи, воспоминания, материалы. М.: Советский композитор, 1984.-288 с.
- Голубева Э.А. Некоторые проблемы природных предпосылок общих способностей. // Вопр. психологии. 1980. № 4.
- Голубева Э.А. Опыт комплексного исследования способностей. // Человек в системе наук. М.: Наука. 1989. — С.252−370.
- Гончаренко Н.В. Гении в искусстве и науке. М.: Искусство. 1991. -432с.
- Гончарова О.В. О гуманистической направленности в работе с одаренными детьми. У Гуманизация образования и проблемы развития личности. -Волгоград: Перемена. 2000. С.60−71.
- Горлинский В.И. Модернизация системы музыкального образования и воспитания в современной России: актуальные проблемы переходного периода: Автореф. дис. .д-ра пед. наук. М. 1999. — 59 с. 1. N N
- Готсдинер А. К проблеме многосторонних способностей. /7 Вопр. психологии. 1991. — № 1. — С.82−88.
- Готсдинер А. Психологические особенности подросткового возраста. // Вопросы методики начального музыкального образования. М.: Музыка, 1981.- С 12−32.
- Гримак Л.П. Общение с собой: Начала психологии активности. М.: Политиздат, 1991.-312 с.
- Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: введение в психологию активности. М.: Политиздат, 1989. — 318 с.
- Гринберг М., Пронин В. В классе П.С. Столярского. // Музыкальное ис-полнительнство. Вып.6. — М.: Музыка, 1970. С. 162−193.
- Данилюк А.Я. Теория интеграции образования. Ростов-н-Д: Изд-во Рост. Пед. ун-та, 2000. 400 с.
- Диагностика способностей и личностных черт учащихся в учебной деятельности. Под ред. В. Д. Шадрикова. Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 1989.- 140 с.
- Доман Г. Гармоничное развитие ребенка: как развить умственные и физические способности ребенка. М.: Аквариум, 1996. 448 с.
- Доровской А.И. Дидактические основы развития одаренности учащихся.- М.: Российское педагогич. агенство, 1998. 210 с.
- Доровской А.И. 100 советов по развитию одаренности. М.: Российское педагогич. агенство, 1997. — 309 с.
- Дружинин. В.Н. Психология интеллекта. ' Педагогика. 1998. — № 2. -С.32−37.
- Дружинин В.Н. Психология общих способное гей. С-Пб: Питер. 1999. 368 с.
- Дьяченко II.Г. Котляревский И. А. Полянский Ю.А. Теоретические основы воспитания и обучения в музыкальных учебных заведениях. Киев: Музычна Украина, 1987. 111с.
- Дьяченко О.М. Проблема развития способностей до и после JI.C. Выготчского // Вопр. психологии. 1996. № 6. — С.98−109.
- Ершов А.А. Взгляд психолога на активность человека. М.: Луч, 1991.157 с.
- Загадка человеческого понимания. Под общ. ред. А. А. Яковлевой. М.: Политиздат. 1991. — 352 с.
- Задорина Е.Н. Классификация учащихся специализированных школ по различным параметрам одаренности. Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1991. — № 2(6). С.32−34.
- Задорина Е.Н. Соотношение творческой и специальной одаренности в различных возрастных группах учащихся музыкальной школы. // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1991. — № 1(5). -С.39−44.
- Защитить и приумножить отечественные традиции музыкального образования: круглый стол. // Педагогика. 2001. № 8. — С 47−55.
- Землянский Б. На уроках Л.Н. Оборина. Оборин Л.- педагог. М.: Музыка, 1989.-С.57−108.
- Ибука М. После трех уже поздно. М.: Знание, 1991. — 192 с.
- Иванников В.А. К сущности волевого поведения. // Психол. Журнал. -Т.6.-№ 3.- 1985. -С.47−55.
- Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М.: Издательство МГУ, 1991. — 140 с.
- Игнатенко Т.Ф. Формирование инициативности старшеклассников в процессе учебно-познавательной деятельности: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Брянск, 1996. — 23 с.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. С-Пб.: Питер. 2000. — 512 с.
- Интуиция, логика, творчество. Под ред. М. И. Панова. М.: Наука. 1987. -175 с.
- Искусство и дети. Эстетическое воспитание за рубежом. М.: Искусство. 1969. — 272 с.
- Каптерев П.Ф. О саморазвитии и самовоспитании. // Педагогика. 1999. -№ 7. — С.73−84.
- Карпов А.В., Жедунова Л. Г. Рефлексивность в структуре общих способностей. // Ярославский педагогический вестник. 1998. № 2. — С.57−61.
- Карцева Т.Б. Личностные изменения: проблемы психологической диагностики. // Человек в системе наук. М.: Наука. 1989. — С.483−492.
- Каткова Л.В., Корепанова М. В., Зодбаева Б. Д. Проблемы воспитания одаренных детей. Волгоград: Перемена, 1999. 56 с.
- Кирнарская Д.К. Музыкально-языковая способность как компонент музыкальной одаренности. // Вопр. психологии. 1989. — № 2. — С.47−57.
- Кирнарская Д.К. Полюшка, Поля. (о Полине Осетинской). // Общая газета, 9−15.08.-2001.-№ 32 (418).
- Кирнарская Д.К. Современные представления о музыкальных способностях. // Вопр. психологии. -- 1988. № 2. С. 129−137.
- Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. М.: Наука, 1988. -192 с.
- Коган Л. Воспоминания. Письма. Статьи. Интервью. М.: Советский композитор, 1987. — 256 с.
- Колесникова И.А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмаль-ной рефлексии. СПб.: СПбГУПМ, 1999. 242 с.
- Конференция по проблемам одаренности. 7 Вопр. психологии. 2001. -№ 3, — С.135−140.
- Корепанова М.В. Психолого-педагогические подходы к проблеме развития «образа Я» дошкольника. // Гуманизация образования и проблемы развития личности. Волгоград: Перемена. 2000. С.80−97.
- Короленко Ц. П. Фролова Г. В. Спаси 1е и>пая способность вообразить. Психология художественного творчества. Минск: Харвест. 1999. С.368−386.
- Коростелева И. С. Ротенберг B.C. Поисковая активность и проблемы обучения и воспитания. Вопр. Психо.'им ии. 1988. № 6. С.60−70.
- Короткое В.М. Основоположник теории развития личности. К 170-летию содня рождения К. Д. Ушинского. /7 Педагогика. 1994. — № 4. — С.79−81.
- Кравцов Г. Г. Принцип единства аффекта и интеллекта как основа личностного подхода в обучении детей. // Вопр. Психологии. 1996. — № 6. — С.53−64.
- Красникова С.В. Формирование готовности учителя к развитию креативности младших школьников: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 2000. -16 с.
- Краснов Г. В. Мемуары как источник изучения психологии творчества. // Психология процессов художественного творчества. Л.: Наука, 1980. -С.84−93.
- Краткое руководство для учителей по работе с одаренными учащимися. -М.: Молодая гвардия, 1997. 137 с.
- Кригер Е.Э. Педагогические условия развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -Барнаул, 2000. 18 с.
- Критский Б.Д. Теория и практика подготовки будущего учителя музыки: образовательный метатекст и проблемы его интерпретации: Автореф. дис. .д-ра пед. наук. -М., 2001. -49 с.
- Крупнов А.И. Динамические черты активности и эмоциональности как основные характеристики темперамента. ' Психология и психофизиология активности и саморегуляции, поведения и деятельности человека. Свердловск, 1989.-С. 3−13.
- Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л.: Знание. 1985. — 32 с.
- Кулова Е. Открытые уроки JI.1I. Оборина. // Оборин Л педагог. — М.: Музыка. 1989. — С.42−56.
- Кульневич С.В. Личностная ориентация методологической культуры учителя. Педагогика. 1997. № 5. С. 108−1 15.
- Курбатова И.А. Возможности полимодального подхода в диагностике детской одарснности. Вопр Псичоло! ни. 1995. № 2. С.59−65.
- Левочкина И.А. Психофизиологические особенности музыкально ода•ч N.ренных подростков. // Вопр. психологии. 1988. — № 4. — С.149−154. т 111. Леонтьев А. Н. Развитие психики в онтогенезе. // Избр. произведения в2т. т.1. — М.: Педагогика, 1983. — 392 с.
- Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. М.: Академия, 2000. — 320 с.
- Лейтес Н.С. Ранние проявления одаренности. // Вопр. психологии. -1988. № 4. — С.98−107.
- Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М.: Знание, 1984.-80 с.
- Лихачев Б.Т. Детская одаренность. // Педагогика. М., 1996. — С.74−84.
- Маркарян Э.С. Узловые проблемы теории культурных традиций. // Со-• ветская этнография. 1981. — № 2−3.
- Маркова А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990. — 191 с.
- Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. М.: Евразия, 1997.-430 с.
- Матюшкин A.M. Концепция творческой одаренности. // Вопр. психологии. 1989. -№ 6. — С.29−33.
- Матюшкин A.M. Одаренные и талантливые дети. // Вопр. психологии.- 1988. № 4.-С.88−97.41
- Мелик-Пашаев А. А. Из опыта изучения эстетического отношения к действительности. // Вопр. психологии. 1990. № 5. — С.23−30.
- Мелик-Пашаев А. А. Об источнике способности человека к художественному творчеству. // Вопр, психологии. 1998. № 1. С.76−82.
- Мелик-Пашаев А. А. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития школьников. Вопр. психологии.- 1989. № 1. С. 15−23.
- Мелхорн Г. Мелхорн Х-Г. Гениями не рождаются: общество и способности. Пер. с нем. М.: Просвещение. 1989. 160 с.
- Мерлин B.C. Структура личности, характер, способности, самосозна1. Ч Чние. Пермь, 1990. — 140 с.
- Миронова Н.А. Моцартианство как традиция русской музыкальной педагогики и образования. /У Традиции русской художественной культуры. Межвузовский сборник научных трудов вып. З М — Волгоград, 2000. -241с.
- Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. М.: Педагогика, 1991. — 151 с.
- Моляко В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности. // Вопр психологии. 1994. — №.5. — С.86−95.
- Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград: Перемена, 1995. — 151 с.
- Мялкин А.В. Способности и потребности личности. М.: Мысль, 1983. — 260 с.
- Науменко С.И. Индивидуально-психологические особенности музыкальности. // Вопр. психологии. 1981. -№ 5.
- Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога. М.: Музыка, 1988.-240 с.
- Нейгауз Г. Автобиографические записки, избранные статьи. Письма к родителям. М.: Советский композитор, 1975. 528 с.
- Одаренные дети. Пер. с английского. М.: Прогресс, 1991. 376 с.
- Осницкий А.К. Осознанная саморегуляция активности в жизни школы и ученика. Журнал прикладной психологии. 1998. № 6. С.43−54.
- Орлов В.И. Активность и самостоятельность учащихся. У/ Педагогика. -1998. -№ 3. С.44−48.
- Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальное in. М.: Просвещение. 1991. 287 с.
- Ощепкова О.В. Педаго1 ические аспекты формирования и развития худо жественно-творческих способностей (па материале преподавания музыки) Автореф. дне. .д-ра пед. на к. М&bdquo- 2000. 43 с
- Панов В.И. Одаренные дети: выявление обучение развитие. // ПедагоNгика. 2001. -№ 4. — С.30−43.
- Педагогика. Под ред. ГШ. Пидкаеиетого. М.: Педагогическое общество России, 1998.-640 с.
- Перова Н. Масара Ибуку: изменить способы обучения. // Семья и школа. 1996.-№ 9.-С.10−13.
- Петровский А.В., Брушлинский А. Б., Зинченко В. А. Общая психология. -М.: Академия, 1996. 490 с.
- Петровский А.В. Личность учителя с позиции персонализации. // Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-на-Дону, 1996. С.456- 474.
- Петровский А.В. Развитие личности и одаренность // Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-на-Дону, 1996. — С. 475−483.
- Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М.: ТОО «Горбунок», 1992.-244 с.
- Петрушин В.И. Музыкальная психология. М.: Владос, 1997. 384 с.
- Пидкасистый П.И., Чудновский В. Э. Психолого-педагогические основы развития одаренности учащихся. М.: Педагогическое об-во Росии. 1999. -32с.
- Пилиповский В.Я. Требования к личности учителя в условиях высокотехнологического общества. // Педагогика. 1997. № 5. С.97−103.
- Платонов К.К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972. 312 с.
- Платонов К.К. Место характера и способностей в структуре личности // Структура и развитие личности М.: Наука. 1986. С. 145−171.
- Поддьяков Н.Н. Новый подход к разви тию творчества у дошкольников.
- Вопр. психологии. 1990. — № 1. — С.16−19.
- Поддьяков Н.Н. Основное противоречие развивающейся психики ребенка.
- Педагогика. 2000. — № 1. — С. 12−20
- Пономарев Я.А. Психологический механизм творчества. Человек в системе наук. М.: Наука. 1989. — С. З70−492.
- Пономарев Я.А. Психология творчесжа и педагогика М.: Педагогика.1976.-280 с.
- Попова J1.B. Что такое одаренность? // Школа здоровья. 1995. — № 1. — С.5−18.
- Посталюк Н.Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1989. -206 с.
- Подготовка будущего учителя музыки к применению личностного подхода в системе музыкального воспитания. Волгоград: Перемена, 1998.- 16 с.
- Психология одаренности детей и подростков. Под ред. Н. С. Лейтеса. М.: Академия, 2000. 336 с.
- Психология одаренности: от теории к практике. Под ред. Д. В. Ушакова М.: PerSe, 2000.-80 с.
- Психология процессов художественного творчества. Под ред. Б. С. Мейлаха Л.: Наука. 1980. — 285 с.
- Рабочая концепция одаренности. М.: Магистр, 1998. — 68 с.
- Раабен Л. М.С. Ростропович. /У Жизнь замечательных скрипачей и виолончелистов. Ленинград: Музыка, 1969. — С.230−248.
- Радынова О.П., Катинене А. И., Палавандишвили М. Л. Музыкальное воспитание дошкольников. М.: Академия, 1998. — 240 с.
- Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. М.: Знание, 1980. 96с.
- Ражников В.Г. Три принципа новой педагогики в музыкальном обучении // Вопр. психологии. 1988. — № 1. С.33−42.
- Растопчина Н. Ф.М. Блуменфельд. Ленинград: Музыка, 1975. 87с.
- Резерв успеха творчество. Под ред. Г. Нойнера, В. Кальвейта, X. Клейна. Пер. с нем. — М.: Педагогика, 1989. 116 с.
- Ризз Г. И. Я. Корчак: Ребенка надо уважать. «Педаюгика. 1996. — № 4. С.69−73.
- Роботова А.С. Развитие педагогического знания как гуманитарного. Герценовские чтения „Педагогика и образование“. С-Пб. 1997. С.3−11.
- Роджерс К. Клиентоцентрированный / чеоловекоцентрированный подход в психотерапии. // Вопр. психологии. 2001. № 2. — С.48−58.
- Роджерс Н. Творчество как усиление себя. // Вопр. психологии. 1990. — № 1,-С.164−68.
- Роджерс Н. Путь к целостности: человеко-центрированная терапия на основе экспрессивных искусств. 7 Вопр. психологии. 1995. — № 1. -С.132−139.
- Рождественская Н.В. Проблемы и поиски в изучении художественных способностей. /7 Психология художественного творчества. Минск: Хар-вест, 1999. — С.283−295.
- Ротенберг B.C. Проблемы воспитания в свете психосоматической парадигмы. // Вопр. Психологии. 1989. — № 6. — С.22−28.
- Рубинштейн C. J1. Проблема способностей и вопросы психологической теории. // Проблемы общей психологии. Под ред. Е. В. Шороховой М.: Педагогика, 1973. — С.220−235.
- Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. -М.: Педагогическое об-во России. 1999. 220 с.
- Савенков А.И. Детская одаренность и школьное обучение. Н Школьные технологии. 1999. — № 1−2. — С.121−131.
- Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. М.: Академия, 2000.-232 с.
- Савенков А.И. Основные подходы к разработке концепции одаренности. -! Педагогика. 1998. — № 3. — С.48−53.
- Савенков А.И. У колыбели гения. М.: Педагогическое об-во России. 2000.-224 с.
- Самойлов Л.П. Подготовка будущего учителя к применению технологийчличноетно-развивающего обучения в начальной школе (на основе герменевтических традиций): Дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 2001. — 209 с.
- Самохвалова С.Ю. Эстетическое развитие младшего школьника в условиях музыкально-практической деятельности: Дис. .канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 2001. — 153 с.
- Саранов A.M. Инновационный поиск в современной развивающейся школе. Волгоград: Перемена, 1999. — 228 с.
- Сахаров Д. Л.Н. Оборин педагог, музыкант, человек. // Оборин Л-педагог. — М.: Музыка, 1989. — С. 19−42.
- Сергеев Н.К. Непрерывное педагогическое образование: концепция итехнология учебно-научно-педагогических комплексов. С-Пб. — Волгоград: Перемена. 1997. 166 с.
- Серебряков Г1. Воспоминания, статьи, материалы. Волгоград: ВГТУ. 1996. — 308 с.
- Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектироава-ния педагогических систем. М.: Логос, 1999. 272 с.
- Симонов П.В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность. М.: Наука, 1984.- 160 с.
- Сластенин В.А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И. Шиянов Е.Н. Педагогика -М.: Школа-Пресс, 1997.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека. М.: Школа-Пресс. 1995. 384 с.
- Совершенствование подготовки будущего учителя музыки в условиях личностно ориентированного образования (на примере специализации „Фортепиано“) Волгоград: Перемена. 1999. 22 с.
- Сраджев В.П. Принципы обучения как дидактический фундамент воспитания пианиста. Елец: Mvsa. 2000. 32 с.
- Сударчикова JI.Г. Взаимосвязь различных видов деятельности в процессеЧобучения игре на фортепиано: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М. 2001. -19 с.
- Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М.: Политиздат, 1976. — 216 с.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Рад. школа, 1988. -215 с.
- Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. М.: Педагогика. 1988.- 176 с.
- Теория и методика обучения игре на форгениано. Под ред. А. Г. Каузовой, А. И. Николаевой. М.: Владос, 2001. 368 с.
- Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. Способности и одаренность. // Избр. Труды в 2 т. т.1. — М.: Педагогика, 1985. — С. 15−41- С.42−222.
- Телегина Э.Д. Воспитание творческой личности в современных социальных условиях. // Мир психологии. 1998. № 3 (15). С.181−189.
- Торшина К.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии. // Вопр. психологии. 1998. № 4. — С. 123−132.
- Учителю об одаренных детях. М.: Молодая гвардия, 1997. — 353 с.
- Филатов В.П. Традиции в познании. / Научное познание и мир человека. М.: Политиздат, 1989. — 270 с.
- Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.-840 с.
- Фролкин В. Япония: детские сады Судзуки в Мацумото. /7 Дошкольное воспитание. 1991. -№ 6. С.84−86.
- Ханин В.Н. Педагогический анализ художественного произведения о детстве: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Ека1еринбург. 1997. 23 с.
- Хахалин Л. Загадка вашего ребенка. М.: Знание. 1990. — 192 с.
- Хуторский А.В. Развитие одаренности школьников: методика продмстив, но го обучения. М.: Владос. 2000. 320 с.
- Хеллер К., Перлет К., Сиервальд В. Лонгитюдное исследование одарен1. N -sности. // Вопр. психологии. 1991. — № 2. — С. 120−127.
- Хеннингсен Ю. Автобиографии и педагогика. М., 2000.
- Хентова. С. Эмиль Гилельс. М.: Музыка, 1967. — 280 с.
- Холодная М.А. Психологические механизмы интеллектуальной одаренности. // Вопр. психологии. 1993. № 1. С.32−39.
- Цветкова С.Н. Содержание и методика обучения одаренных детей в начальной и неполной средней школе Англии и США: Дис. .канд. пед. наук. -М&bdquo- 2000.-212 с.
- Цукерман Г. А. Ю-12-летние школьники: „ничья земля“ в возрастной психологии. // Вопр. психологии. 1998. № 3. — С. 17−31.
- Цыпин Г. М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. М., 1994. — 372 с.
- Чудасова Л.А. Воспитание одаренных детей в теории и практике отечественной педагогики 20-х начала 30-х годов XX в: Автореф. дис. .канд. пед. наук.-М» 1996, — 20 с.
- Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. -М.: Знание, 1986. 79 с.
- Шадриков В.Д. О содержании понятий «способности» и «одаренность». Н Психол. журнал. 1982. — ТЗ. № 5. — С.3−10.
- Шадриков В.Д. О структуре познавательных способностей. /У Психол. жу рнал. 1985. — Т6. — № 3. С.38−46.
- Шведерский А.С. Можно ли у чить тому, чему нельзя научить? // Психология художественного творчества. Минск: Харвест. 1999. С.387−399.
- Школяр Л.В. Музыкальное искусство как учебный предмет в начальной школе: Автореф. дис. .д-ра. пед. нау к. М. 1999. 43 с.
- Штерн В. Умственная одаренность. С-Пб.: Союз. 1997. 128 с.
- Шумакова П.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей. //Вопр. психологии. 1996. № 3. С.34−43.
- Шу макова II.Б. Развитие одаренпосш детей младшего школьного возраста в условиях экспериментального обучения. // Новые исследования в1. N Чпсихологии и возрастной физиологии. 1991. — № 1(5). — G.44−49.
- Щелбанова Е.И. и др. Идентификация одаренных учащихся как первый этап лонгитюдного исследования развития детской одаренности. // Вопр. психологии. 1996. -№ 1. — С.97−107.
- Щелбанова Е.И. и др. Современные лонгитюдные исследования одаренности. // Вопр. психологии. 1994. № 6. С.134−140.
- Щетинин М.П. «Объять необъятное». М.: Педагогика, 1986. 174 с.
- Эльконин Б.Д. Психология развития. М.: Академия, 2001. 144 с.
- Эфроимсон В.П. Загадка гениальности. М.: Знание, 1991. 62 с.
- Эфроимсон В.П. Предпосылки гениальности: биосоциальные факторы повышенной умственной активности. Человек. 1997. — № 6. — С.98−107−1998. № 1.- С.5−20.
- Юдина Е.И. Первые уроки музыки и творчества. М.: Аквариум, 1999.- 272 с.
- Юркевич B.C. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. М.: Просвещение, 1996, — 136 с.
- Юркевич В. «Другая» одаренность. (О принципах обучения одаренных детей). // Семья и школа. 1995. — № 9. — С. 16−18.
- Яковлева E.JI. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся. М: Молодая гвардия, 1997. 78 с.
- Яковлева E. J1. Развитие творческого потенциала личности школьника. // Вопр. психологии. 1996. — № 3. — С.28−34.
- Яковлева E. J1. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития. // Вопр. психологии. 1997. № 4. — С.20−27.
- Ярошевский М. П. Идеи Б.М. Теп.това о переживании как феномене культуры. // Вопр. психологии. 1997. № 4.-С.63−75.
- Barron F. Putting creativitv to work R. Steinberg. T. Tardif (eds.). The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press. 1988. P.76−98.
- Gardner H. Creative lives and creative works: a synthetic scientific approach1. N -4
- R/Stemberge, T. Tardif (eds.). The nature of creativity. Cambridge: Cambr. m Press, 1988. P.298−324.
- Golz R. Probleme des Vergleichs deutscher und rassischer Fragestellungen der Padagogik im gegenwartigen Transformationsproze. ' Humanisierung der Bildung, 2000. № 1. — C.93−123.
- Guilford Y.P. The nature of human intelligence. N.Y.: Mc-Gaw Hill, 1967.
- Torrance E.P. Guiding creative talent Englewood Cliffs, W.J.: Prentice-Holl, 1964.
- Torrance E.P. The nature of creativity as manifest in testing // R. Sternberg, T. Tardif (eds.). The nature of creativity Cambridge: Cambr. Press, 1988.- P.4375.
- Vendrovskaja R.B. Die Tradition als axiologisches Bildungsproblem (.). In: Bottcher L./Golz R. (Hrsg): Reformpadagogik (.)/A, a.O., 1995. S.128−135.