Пути и средства воспитания художественной культуры младшего школьника
Несмотря на то, что свободное время представляет собой ведущую сферу жизнедеятельности человека, в которой происходит его физическое и духовное формирование и становление, в наименьшей степени ей уделено внимание в педагогике. Доминирующая роль в ней всегда отдаётся учебное деятельности, в процессе которой согласно теории педагогики и осуществляется воспитание. Вся прочая деятельность… Читать ещё >
Пути и средства воспитания художественной культуры младшего школьника (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Большую роль играет искусство и эстетическое воспитание в формировании нравственности. Ещё Аристотель писал, что музыка способна оказывать влияние на этическую сторону души, и, поскольку она обладает таким свойством, она должна быть включена в число предметов воспитания молодёжи.
Искусство и в особенности литература являются, могучим средством духовного возвышения человека.
«Чем больше я читаю, тем больше книги роднят меня с миром, тем ярче и значительнее становится для меня жизнь». А. М. Горький Чтобы чувствовать красоту оперного искусства, необходимо знать его особенности, понимать язык музыки и вокала, с помощью которых композитор и певцы передают все оттенки жизни и чувств и воздействуют на мысли и эмоции слушателей.
Развитие личности младшего школьника является следствием знакомства с произведениями искусства: литературы, музыки, живописи и т. д. На каждом новом этапе, более высоким уровне обучение младший школьник испытывает всё больше затруднений в усвоении эстетического в действительности. Причиной этого является неразвитость самих качеств личности, способствующих формированию познавательных процессов и составляющих единую систему, которую в целом можно назвать интеллектуальной и которая одновременно обеспечивает восприятие нового эстетического понимания, которое мало ориентирует на развитие индивидуальных особенностей ученика.
В процессе деятельности решаются следующие задачи:
- — передача учащимся этнопедагогических знаний об истории и культуре Беларуси (обычаях, обрядах, традициях, основах народного декоративно-прикладного искусства);
- — формирование способности понимать явления национальной художественной культуры и их эстетическое значение в жизни общества;
- — совершенствование умений воспринимать произведения искусства, получать эстетическое наслаждение от восприятия произведений народного декоративно-прикладного искусства, высказывать эстетическое суждение, давать эстетическую оценку произведению искусства, явлению действительности;
- — развитие эмоционально-чувственной сферы учащихся, эмоциональной отзывчивости к произведениям народного декоративного искусства;
- — формирование интереса к художественной культуре Беларуси, уважения и интереса к культурным ценностям других народов;
- — формирование эстетической потребности в преобразовании окружающей действительности по законам красоты;
- — развитие изобразительных умений и навыков учащихся и их творческих проявлений, стремлений и способности художественно-творческого самовыражения в изобразительной и декоративно-прикладной деятельности по продолжению народных художественных традиций;
- — воспитание активного эстетического отношения к действительности и искусству.
У детей в младшем школьном возрасте прежде всего возникает интерес и желание вносить что-то новое в свои действия, творить и украшать окружающий мир с позиции своего, пусть маленького, но эстетического опыта. Ребёнку необходимо получать удовольствие от действий, которые по его мнению, неожиданно преобразили определённый объект, а также от восприятия и передачи содержания и настроения произведения. Детское восприятие должно сопровождаться чувством радости и увлечённости.
В процессе художественного воспитания младших школьников необходимо учитывать, что ребёнок данного возраста особенно чувствителен, предрасположен к восприятию красоты окружающего мира. Именно в общении с эстетическими объектами живой и неживой природы с искусством у него возникает эстетические чувства наслаждения, которые испытывает человек при восприятии прекрасного в действительности и произведении искусства.
Потребность художественного воспитания рассматривается исследователями как «наука в удовлетворении эстетического наслаждения» (П.А.Рудик), «потребность в эстетическом переживании» (В.В.Неверов), как потребность «в эстетическом наслаждении» (К.Островский).
Учитывая то, что активно-деятельностная природа потребности наиболее ярко раскрывается в младшем школьном возрасте, под эстетической потребностью учащихся начальных классов мы понимаем свойственное ребёнку от природы стремление к прекрасному, степень которого определяется способностью личности эмоционально переживать искусство и творчески преображать окружающую действительность.
С дошкольного возраста ребёнка привлекают яркие цвета природы, картин, игрушек. Он испытывает потребность повторить увиденное: передать цвета на листке бумаги, в своём или «композиторском» варианте спеть песенку, придумать свой «секрет», которого нет ни у кого, собрать наиболее яркие карточки для игры и др.
Мир детства огромен и индивидуален для каждого ребёнка. Педагог должен помочь младшему школьнику развить и полноценно реализовать его основную потребность — творить в правильно организованной художественной деятельности.
Потребность в творчестве, выраженная не только в самореализации, но и в желании ребёнка стать создателем новых ценностей в художественной сфере, тесно связана с эстетической потребностью.
«Художественная деятельность развивает художественно-образное мышление растущей личности, которое по своей природе является диалектическим, чуждым одномерному видению явлений. Поэтому общение с искусством, участие в художественной самодеятельности способствуют развитию школьников ка субъектов познания других людей, позволяют им творчески постигать внутренний мир другого человека» [Гавриловец К.В., Казимирская И. И. Нравственно-эстетическое воспитание школьников. 2-е изд., переработка и доп. Мн., 1988. С. 61.].
По мнению Л. С. Выготского, творческой называется такая «деятельность человека, которая создаёт нечто новое, всё равно будет это созданное… какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувствами, живущими и обнаруживающимися только в самом человеке» (Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб., 1997. С. 3.).
Сфера свободного времени и досуга, в частности, всегда являлась объектом научного интереса. Философия рассматривает свободное время в качестве пространства для осуществления специфических социальных процессов, выявляет истоки возникновения свободного времени и его взаимосвязь с временем рабочим, его социальную ценность. Социология и экономика осуществляют количественный и статистический анализ указанных процессов, исследуют характер и содержание свободного времени личности, деятельность социальных институтов досуга по его наполнению, аксиологию досуга. Психология обращает внимание на потребности и мотивы, определяющие поведение и поступки человека в этой временной сфере.
В своей совокупности данные этих наук свидетельствуют о том, что свободное время является доминирующим пространством, в котором происходит физическое и духовное развитие человека.
Обоснование этого положения мы можем найти в работах древнегреческих философов и. в частности, в «Политике» и «Никомаховой этике» Аристотеля, где свободное время связывается со свободой жизнедеятельности человека. Ш. Фурье, В. Сен-Симон, Р. Оуэн выдвигали положения о необходимости увеличения свободного времени для всестороннего развития личности, Шопенгауэр назвал досуг венцом человеческого существования, так как только он делает человека полным обладателем своего «я». Саморазвитие личности, овладение ею достижениями культуры и создание культурных ценностей — все это связывалось непосредственно со свободным временем.
Несмотря на то, что свободное время представляет собой ведущую сферу жизнедеятельности человека, в которой происходит его физическое и духовное формирование и становление, в наименьшей степени ей уделено внимание в педагогике. Доминирующая роль в ней всегда отдаётся учебное деятельности, в процессе которой согласно теории педагогики и осуществляется воспитание. Вся прочая деятельность представляется как внешкольная или, согласно терминологии советского периода, культурно-просветительская работа.
По своей сути культурно-просветительная работа является педагогикой досуга.
Музыка является одним из богатейших и действенных средств воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы. Гармоничность музыкально-эстетического воспитания важна для детей всех возрастов. Но никто так не нуждается в ней, как дети дошкольного возраста. Музыкальные впечатления, полученные ими, остаются в памяти надолго, иногда на всю жизнь.
Роль фольклора в воспитании школьников велика: произведения фольклора дают богатейшие возможности для умственного развития, и в особенности для эстетического и нравственного воспитания учащихся. Народное творчество вбирает в себя жизненный опыт, коллективную мудрость, пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы. Фольклор дает детям самые главные и простые понятия о жизни и о людях. Он отражает общее интересное и насущное, то, что затрагивает всех и каждого: труд человека, его взаимоотношения с природой, жизнь в коллективе. Детям импонирует свойственная народному творчеству поэтизация природы, удивление перед ее могуществом и красотой, восхищение силой рук и ума человека. Фольклор воспитывает у детей эстетическое отношение к природе, к труду, ко всей окружающей действительности, учит видеть прекрасное в человеческих отношениях.