Развитие творческих способностей студентов педвуза в процессе обучения художественной обработке металла
Диссертация
Овладение технологиями и операциями художественной обработки металла, ознакомление с декоративными возможностями материала, из которого создается художественно ценное произведение прикладного искусства, является составляющим компонентом обучения студентов ХГФ. Освоение каждой технологии помогает выбрать наиболее приемлемый для студента изобразительный язык, увеличивая арсенал средств… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ХГФ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКЕ МЕТАЛЛА
- 1. 1. Художественная обработка металла как один из видов декоративно-прикладного народного творчества
- 1. 2. Психологические основы развития творческих способностей личности
- 1. 3. Педагогические условия развития творческих способностей студентов ХГФ в обучении художественной обработке металла
- Выводы по 1 -й главе
- ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ХГФ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКЕ МЕТАЛЛА
- 2. 1. Особенности проведения педагогического эксперимента
- 2. 2. Экспериментальная проверка педагогических условий обучения студентов ХГФ художественной художественной обработке металла
- 2. 3. Результаты экспериментального исследования развития творческих способностей студентов ХГФ
- Выводы по 2-й главе
Список литературы
- Активизация процессов развития творческих способностей на занятиях рисунком, живописью, композицией /Сборник научных трудов. М.: Прометей, 1994. — 229 с.
- Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник, педагог, школа. Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1981.
- Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. М.: «Сов. Радио», 1979. -184 с.
- Ананьев Б.Г. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. -М.: Наука, 1968. 320 с.
- Андреев В.И. Диалектика воспитания и саморазвития творческой личности. Казань: Изд-во Казанск. Ун-та, 1988. 238 с.
- Анохин П.К. Теория отражения и современная наука о мозге. -М.: Знание, 1970. 46 с.
- Анисимова Л.Н. О творческих способностях студентов ХГФ при решении задач по начертательной геометрии //Вопросы теории и методики преподавания черчения и начертательной геометрии в пединститутах и в средней школе. М.: Прометей, 1987. С. 14−16.
- Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. М.: Наука, 1977. — 183 с.
- Артемьева Т.М. Проблема способностей: личностный аспект // Психологический журнал. 1984. Т.5. № 3. С. 46−55.
- Ю.Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М.: Прогресс, 1980. — 528 с.
- П.Афасижев М. Н. Эстетические потребности человека. -М.: Знание, 1979. 64 с.
- Бабанский Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения. -М.: Знание, 1978.- 48 с.
- Базылевич Т.Ф. К проблеме задатков прогностических способностей //Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 6. С. 90−99.
- Блейхер В.М., Бурлачук Л. Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. Киев: Вища школа, 1978. 142 с.
- Блонский П.П. Развитие мышления школьника. Избранные психологические произведения. -М.: Просвещение, 1964. 547 с.
- Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. Т.2. -М.: Педагогика, 1979. 399 с.
- Богомолова Г. Н. Мотивационно-ценностное отношение студентов к учебному труду // Совершенствование психолого-педагогической, методической и художественной подготовки студен- тов ХГФ к работе в школе. Том 1. Уфа, 1991. С. 17−19.
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения творчества // Исследование проблем психологии творчества /Под ред. Я. А. Пономарева. М.: Наука, 1983. С. 182−195.
- Богоявленская Д.Б., Сусоколова И. А. Генезис интеллектуальной активности//Психология творчества общая, дифференциальная, прикладная / Под ред. Я. А. Пономарева. М.: Наука, 1990.- С.159−171.
- Богуславская И.Я. Русское народное искусство. Л., 1968.
- Боровикова С.И. Колье, опаленное талантом. Ж. Ювелир, № 3,1996, с. 18−20.
- Ботвинников А.Д., Ломов Б. Ф. Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков школьников. М.: Педагогика, 1979. — 255 с.
- Бочарова СЛ.-Итоги и задачи исследования памяти на современном этапе // Психологический журнал. 1984. № 1. Т.5. С. 15−18.
- Бочаров Г. Н. Художественный металл Древней Руси: Наука., М. 1984−241 с.
- Брунер Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977.-396 с.
- Булатова И.М. Эмоциональность обучения как условие повышения учебно-познавательной активности студентов // Дисс. к.п.н., Казань, 1985. 148 с.
- Василенко В.М. Русское прикладное искусство. М., 1977.-102 с.
- Васильев И.А., Поплужный В. Л., Тихомиров O.K. Эмоции и мышление. -М.: МГУ, 1980. -192 с.
- Венгер Л.А. Педагогика способностей. М.: Знание, 1973.-117 с.
- Возрастная и педагогическая психология: Учебник. Изд. 2-е. М.: Просвещение, 1979. — 288 с.
- Волков И.П. Учим творчеству. -М.: Педагогика, 1982. 85 с.
- Вопросы совершенствования профессиональной подготовки студентов художественно-графических факультетов. Черкесск.: НКЦ «Истоки», 1992. — 75 с.
- Восприятие и действие. М.: Просвещение, 1967. — 332 с.
- Выготский Л.С. Проблемы обучения и умственного развития в школьном возрасте /Избранные психологические произведения. М.: Просвещение, 1956. — 449 с.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. -М.: Просвещение, 1994.
- Вяткин Б.А., Хрусталева Т. М. Специальные способности в структуре индивидуальности учителя // Вопросы психологии. !994. № 4. -С. 73−81.
- Галкина Т.В. Психологический механизм решения задач на оценку и самооценку //Психология творчества общая, дифференциальная, прикладная / Под ред. Я. А. Пономарева. М.: Наука, 1990.-С. 149−159.
- Гильбурх Ю.З. Зрительная память и ее формирование в трудовом обучении // Школа и производство. № 6. 1989. С. 26−30.
- Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М.: Прометей. 1993. 306 с.
- Голубева Э.А. Комплексное исследование способностей // Вопр. псих. 1986. № 5. С. 18−30.
- Гольдентрихт С.С. О природе эстетического творчества. -М.: МГУ, 1977. 249 с.
- Готсдинер A.JI. К проблеме многосторонних способностей // Вопр. псих. № 4,1991.-С. 82−88.
- Гончарова И. В тени веков. Ж. Ювелир № 3,1996. с. 23−24.
- Григорьев Э.П., Заец Р. В., Моляко В. А. Психологические аспекты художественного конструирования. Киев: Знание, 1975. 17 с.
- Громов Е.С. Природа художественного творчества. М.: Просвещение, 1986. — 237 с.
- Давыдов Г. А. Творчество и диалектика. -М.: Наука, 1976.176 с.
- Дадашева М.Р. Воспитание творческого воображения студентов педагогического факультета: дисс. канд.пед.наук. Баку, 1989.-156 с.
- Долинный С.Д. Кружева из металла.- Киев.: Урожай. 1991.
- Дружинин В.Н. Психодиагностика: личность и ситуация // Диагностика способностей и личностных черт учащихся в учебной деятельности / Под ред. В. Д. Шадрикова. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1989. -С.6−14.
- Елатомцева И.М. Роль декоративного искусства в эстетическом воспитании учащихся. Витебск.: Народная Асвета, 1965.
- Елисеев В.А. Осознаваемые и неосознаваемые компоненты творческого мышления // Исследование проблем психологии творчества/ Под ред. Я. А. Пономарева. М.: Наука, 1983.-С.247−266.
- Ермолаева-Томина Л. Б. Проблема развития творческих способностей детей (по материалам зарубежных исследований). //Вопросы психологии. -1975. N5. с. 166−176.
- Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М.: АПН РСФСР, 1961. — 223 с.
- Изюмова С.А. Мнемические способности и усвоение знаний в школе // Вопросы психологии. 1986. № 3. С. 16−19.
- Ильина Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения. М.: Знание, 1972. — 72 с.
- Ильин М.А. Русское народное искусство. М., 1959.
- История педагогики. (Сост. Н. А. Константинов, Е. Н. Медынский, М.Ф. Шабаева). М.: Просвещение, 1974. — 446 с.
- Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М.: Просвещение, 1968. -288 с.
- Кадыров Б.Р. Способности и склонности (психофизиологие исследования). Ташкент, 1990.-170 с.
- Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности (нормативный подход). М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1983. 168 с.
- Канцедикас А.С. Народное искусство. М., 1975 Сб. Русский художественный металл.М., 1958. 233 с.
- Катханов К. Н. Педагогические основы производительного труда. М.: Высшая школа, 1987. 359 с.
- Катханова Ю.Ф. Развитие творческих способностей школьников и студентов художественно-графического факультета в графической деятельности. Автореф. дис.. докт. пед. наук.-М., 1994.-35 с.
- Киященко Н.И. Сущность прекрасного. -М.: Молодая гвардия, 1974. -188 с.
- Коваленко А.Б., Литвинова Н. И., Моляко В. А. Психологические проблемы творческой деятельности. Киев: Знание, 1990. 16 с.
- Коган И.М. Творческий поиск: энерго-мотивационный аспект //Вопросы псих. № 1,1992. С. 138−146.
- Козленко В.Н. Проблема креативности личности // Психология творчества общая. Дифференциальная, прикладная / Под ред. Я. А. Пономарева. М.: Наука, 1990.-С.131−148.
- Колесов Д.В., Соколов Е. Н. О психофизиологии творчества // Психологический журнал. Т.13. 1992. № 6. С. 43−53.
- Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения в 2-х т. М.: Педагогика, 1982. т.1. — 636 е., т.2. — 576 с.
- Корешков В.В. Формирование личности школьников в процессе художественно-эстетической организации среды. /Докт. диссертация, 1994.
- Корешков В.В., Сидоренко В. В. Композиция как средство выражения. Ж. Металлург, № 7,1982.
- Кузин B.C. Психология. Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. 3-е изд. перераб. и доп. М.: Агар, 1997. — 303 с.
- Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе. -М.: Просвещение, 1972.
- Куликов В.В. Ажур металла рукотворный. Тула.: Приокское книжное изд-во, 1990.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. М.: Педагогика, 1983. т.1. — 392 е., т.2. — 320 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: Политиздат, 1975. 304 с.
- Лернер И .Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. — 186 с.
- Лейтес Н.С. на пути к изучению самых общих предпосылок способностей // Проблемы дифференциальной психофизиологии. М.: педагогика, 1972. Т.7. С. 223−231.
- Лейтес Н.С., Грановская P.M. Элементы практической психологии.-.: изд-во Ленинград. Университета, 1988.-560 с.
- Ломов Б.Ф. Формирование графических знаний и навыков у учащихся. -М.: АПН СССР, 1959. 270 с.
- Лук А. Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978.-127с.
- Луначарский А.В. О воспитании и образовании. М.: Педагогика, 1976. — 640 с.
- Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. М.: Педагогика, 1970. -495 с.
- Лучшие психологические тесты // Пер. с анг. Е. А. Дружининой. Харьков, 1994. — 320 с.
- Лямин И.В. Художественная обработка металла. М.: Машиностроение, 1988.
- Маркова А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М.: 1990. 110 с.
- Марченков В.И. Ювелирное дело. М., 1992.
- Матюшкин A.M. К характеристике продуктивных процессов мышления //Экспериментальное исследование продуктивных (творчески) процессов мышления. М.: Знание, 1973. С. 4−8.
- Методы педагогических исследований. М.: Педагогика, 1979. -256 с.
- Мешков Н.И. Становление учебно-профессиональной мотивации студентов в процессе подготовки педагогических кадров в университете: Автореф. докт. дис. С. Петербург, 1993. — 18 с.
- Ю1.Михайленко Л. Б. Формирование мотивации профессионально-педагогической деятельности на факультете изобразительного искусства // Научные труды МПГУ им. Ленина. Серия: гуманитарные науки. М.: Прометей, 1995. С. 186−189.
- Моляко В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности // Вопросы психологии. 1994. № 5.-С.86−95.3нание. 1978.-47 е.-)
- Моляко В.А. Психологическое изучение творческой личности. Киев: Знание, 1978. 26 с.
- Моляко В.А. Психология творческой деятельности. Киев, Знание, 1978. 47 с.
- Моносова Л.Ф. Индивидуальный подход в обучении как мера педагогического воздействия //Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1973. С.26−31.
- Юб.Моросанова В. И., Сагиев P.P. Диагностика индивидуально-стилевых особенностей саморегуляции в учебной деятельности студентов // Вопросы психологии. 1994. № 5. С. 134−140.
- Ю7.Николаева Т. В. Прикладное искусство Московской Руси. М., 1975.
- Новикова Л.И. Искусство и труд. М.: Высш. школа, 1974. -176 с.
- Новиков В.П. Современные художественные изделия из металла. Л.: Машиностроение, 1990.
- Ю.Новиков В. П. Почти все о ювелирных изделиях. С-Пб.: Континент, 1995.
- Новиков В.П., Павлов B.C. Ручное изготовление ювелирных украшений. Л., 1991.
- И.Обуховский К. Психология влечений человека. М.: Прогресс, 1972. — 237 с. 113,Общая психология. М.: Просвещение, 1986. — 203 с.
- Овсянников М.Ф. Эстетика в прошлом, настоящем и будущем. М.: Просвещение, 1988. — 189 с.
- Нб.Основы художественного ремесла: практическое пособие для руководителей школ, кружков /В.А. Барадулин. Б. И. Коромыслов, Ю. В. Максимов и др.- под ред. В. А. Бородулина. М.: Просвещение, 1979.-320 е., ил., 16 л. ил.
- Павлов Т.Д. Информация, отражение, творчество. М.: Прогресс, 1967. — 102 с.
- Павлов И.П. Избранные труды. М.: АПН РСФСР, 1951.616 с.
- Педагогика. //Под ред. Ю. К. Кабанского. -М.: Просвещение, 1983.-600 с.
- Постникова-Лосева М. М. Русское ювелирное искусство, его центры и мастера (17−19 вв.). М.: Наука, 1974.
- Платонов К.К., Голубев Г. Г. Психология. -М.: Высш. школа, 1977. 247 с.
- Платонов К.П. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972.312 с.
- Пономарев Я.А. К теории психологического механизма творчества // Психология творчества общая, дифференциальная, прикладная. М.: 1990. С. 13−37.
- Пономарев Я.А. Психология творчества: перспективы развития //Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 6. С. 38−50.
- Психологические и психофизиологические особенности студентов /Под ред. Н. М. Пейсахова. Казань: Изд-во Казанск. Ун-та, 1977. 296 с.
- Развитие творческих способностей на занятиях изобразительным искусством. //Межвузовский сборник научных трудов. М.: МПГУ, 1983.
- Рождественская С.Б. Русская народная художественная традиция в современном обществе. М.: Наука, 1981.
- Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: Просвещение, 1980.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976.416 с.
- Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М.: АН СССР, 1957. — 294 с.
- Рузавин Г. Н. Методы научного исследования. М.: Мысль, 1975.-237 с.
- Сельскому учителю о народных художественных ремеслах Сибири и Дальнего Востока. Кн. Для учителя (сост. Т. Б. Митлянская и др. М.: Просвещение. 1983. 256 с. Ил. 40 л. ил.
- Семенов И.Н. Системный подход к изучению организации продуктивного мышления //Исследование проблем психологии творчества /Под ред. Пономарева Я. А. М.: Наука, 1983. С. 27−61.
- Семенов И.Н., Степанов С. Ю. Рефлексивно-инновационныйпроцесс: модель и метод изучения //Психология творчества общая, Чдифференциальная, прикладная /Под ред. Я. А. Пономарева. М.: Най,-ка, 1990.-С. 64−91.
- Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. М.: Политиздат, 1947. — 648 с.
- Сидоренко В.В. Формирование и развитие творческих способностей у студентов художественно-графических факультетов на занятиях художественной ковкой. Автореф. канд. дис., 1994.16 с.
- Симонов В.П. Мозг и творчество //Вопр. философии. № 11.-1992.-С. 3−8.
- Симонов П.В. Что такое эмоция ? М.: Наука, 1966. — 93 с.
- Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М.: Наука, 1981.216 с.
- Скатерщиков В.К. Об эстетическом вкусе. М.: Знание, 1974.-96 с.
- Скворцов К. А. Художественная обработка материалов и самодельное оборудование. М.: 1994. С. 155.
- Словарь по этике. //Под ред. И. С. Кона. М.: Политиздат, 1975. — 391 с.
- Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М.: МГУ, 1985. — 232 с.
- Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. М.: Просвещение, 1966. -422 с.
- Современные художественные изделия из металла В. П. Новиков, И. П. Мельситов, Ю. П. Комягин. -JL: Машиностроение. Jle-нингр. Отд-ние, 1990. 231 е.: ил.
- Соловьев К.А. История художественного металла. М.: 1963.
- Способности и склонности: комплексные исследования //Под ред. Голубевой Э.А.- научные исследования ин-та общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1989. — 200 с.
- Столяренко В. Рыцарский титул платины. Ж. Ювелир, № 3, март, 1996. с. 34−35.
- Теплов Б.М. Избранные труды. Т.1. М.: Педагогика, 1985. 328 с.
- Токарев П. Отечество им Красное село. Ж. Ювелир, № 3, март, 1996. — С. 40−41.
- Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси.: АН Груз. ССР, 1961. — 210 с.
- Уткин П.И., Королева Н. С. Народные художественные промыслы. М.: Высш. школа, 1992. — 159 с.
- Федотов Г. Звонкая песнь металла. М.: Просвещение, 1996.
- Философский словарь.//Под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1987. — 590 с.
- Флеров А.В. Художественная обработка металла. М. Д976.
- Флеров А.В. Художественная обработка металлов ручным способом. Учебное пособие. М., 1985. — 49 с.
- Флеров А.В., Демина М. Т., Елизаров Ю. А., Шеманов А.н. Техника художественной эмали, чеканка и ковки. М.: Машиностроение, 1986.
- Фресс П, Пиаже Ж. Экспериментальная психология. //Под ред. А. Н. Леонтьева. М.: Прогресс, 1978. — 300 с.
- Хафизова Д.А. Интенсификация учебно-творческой деятельности студентов на основе использования резервных возможностей личности: Дисс. канд. псих.наук. Казань, 1990. 185 с.
- Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. М.: Просвещение, 1988.
- Хворостов А. С: Чеканка. Инкрустация. Резьба по дереву. -М.: Просвещение, 1986.
- Художник, вещь, мода. /Сборник статей. М.: Советский художник, 1988. — 366 с.
- Чекалов А.К. Основы понимания декоративно-прикладного искусства. М.: Изд-во АХ СССР, 1962.
- Чирков Д.А. Художественная обработка металла. М.: Наука. -104 с.
- Шестаков В.П. Гармония как эстетическая категория. М.: Наука, 1973. — 256 с.
- Шорохов Е.В. Основы композиции. Учебное пособие для студентов пед. вузов. М.: Просвещение, 1988.
- Щербаков B.C. Изобразительное искусство, обучение и творчество.-М. .-Просвещение, 1969, с. 30.
- Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971. — 351 с.
- Экспериментальное исследование продуктивныхтворческих) процессов мышление //Под ред. A.M. Матюшкина и др. -М.: Знание, 1973. 145 с.
- Эстетика: Словарь. //Под ред. А. А. Беляева и др. М.: Политиздат, 1989. — 447 с.
- Эстетика, искусство, человек. //Отв. ред. М. Ф. Овсянников и др. М.: Наука, 1977. — 334 с.
- Эстетическое воспитание студентов. //Под ред. М. Ф. Овсянникова. М.: Высш. школа, 1980. — 248 с.
- Эстетическое воспитание. //Под ред. В. И. Толстых. М.: Высш. школа, 1979. — 384 с.
- Эстетическая культура и эстетическое воспитание. Книга для учителя. //Сост. Г. С. Лабковская. М.: Просвещение, 1983. — 304 с.
- Юнг К. Г. Психологические типы./Пер. с нем. М.: ГИЗ, 1924.-96 с.
- Якиманская И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников // Вопросы психологии. № 2. С. 64−76.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение. М.: Педагогика, 1997. -104 с.
- Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. -М.: Искусство, 1964. 86 с.
- Ярошевский М.Г. История психологии. М.: Мысль, 1976. — 459 с.
- Ястебова Н.А. Формирование эстетического идеала и искусство. М.: Наука, 1976. — 296 с.