Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование ценностных ориентаций школьников в условиях сельской образовательной среды

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Личностные ценности формируются в процессе стихийной социализации под влиянием как взаимодействия человека с социальной практикой общества и ближайшего окружения, так и в процессе относительно социально-контролируемой социализации, т. е. в процессе воспитания. При этом ценности, культивируемые в процессе семейного, социального и адаптационно-коррекционного воспитания, адекватны социальным лишь… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Теоретико-методологические подходы к проблеме формирования ценностных ориентаций подростков
    • 1. 1. Философско-психологические концепции формирования ценностных ориентаций
    • 1. 2. Структурное строение и содержание ценностных ориентаций подростков
    • 1. 3. Модель формирования ценностных ориентаций у подростков
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА II. Педагогические условия формирования духовно-нравственных ценностных ориентаций подростков в сельском социуме
    • 2. 1. Специфические условия современного культурно-образовательного социума якутского села
    • 2. 2. Диагностика ценностных ориентаций школьников в условиях сельской образовательной среды
    • 2. 3. Педагогические условия и средства формирования ценностных ориентаций школьников в системе воспитательной работы
  • Выводы по второй главе

Формирование ценностных ориентаций школьников в условиях сельской образовательной среды (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В современном обществе происходят значительные преобразования, ориентированные на глубокое переосмысление человеком приоритетов и ценностей в сознании людей. В настоящее время система новых ценностей еще не сложилась в такой степени, в какой она может диктовать общественному и индивидуальному сознанию свои правила. В связи с этим в данный период происходит обратное явление, то есть, не люди строят свое поведение, согласно общественным ценностям и нормам, а нормы и ценности складываются под влиянием той или иной деятельности человека.

Особую тревогу вызывает молодежь, так как смена приоритетов в обществе пришлась на период ее формирования. В исследованиях последних лет отмечаются низкий уровень развития ценностных ориентаций молодого поколения и слабая обеспеченность условий для их духовно-нравственного развития. Социологические опросы среди молодых людей различных социальных групп свидетельствуют о недостаточной социальной зрелости сельских подростков, низком уровне сформированности у них тех ценностных ориентаций, которые обуславливают активную жизненную позицию, позитивное поведение и креативное мышление, побуждают к совместным действиям, активной социальной жизни. Большая роль в этом отводится как школьной воспитательной системе, так и всей образовательной среде, обеспечивающих свободное развитие интеллектуальной и духовной культуры молодежи в макро-и микросоциуме. Следовательно, проблема формирования ценностных ориентаций школьников как никогда значима в современной школе.

Об актуальности проблемы формирования ценностных ориентаций школьников свидетельствует внимание к ним ученых различных школ в разные периоды развития общества.

Важное значение для решения поставленной проблемы имеют труды по анализу системы формирования ценностей человека (К.А.Абульханова.

Славская, И.В.Бестужева-Лада, М. Вебер, О. Г. Дробницкий, И. С. Кон, В. Т. Лисовский, Т. Парсонс, М. Рокич, С. Л. Рубинштейн, П. Сорокин, У. Томас) — нормативно-ценностным системам и социальному действию (Б.Т.Лихачев) — анализу социокультурной ситуации (А.М.Цирульников) — мотивации и управлению деятельностью (М.И.Иконникова, В.А.Ядов) и др.

Механизмы поведения и деятельности человека, социально-психологический климат общества и групп представлены в трудах Н. Ф. Наумовой, В. Е. Семенова, Д. И. Фельдштейна, Е. В. Шороховой и др.

Различные стороны ценностных ориентаций освещались в философских и социологических трудах западных исследователей (М.Вебер, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, П. Сорокин, У. Томас, М. Рокич и др.).

Проблема формирования ценностных ориентаций часто рассматривается в виде перечня, оценки и классификации тех или иных ценностей, которые проявляются в поведении и деятельности подростков.

Проблема ценностей отражена в трудах якутских ученых: ценности жизни (В.Н.Антонова, Л.А.Афанасьев-Тэрис, У. А. Винокурова, А.Г.Корнилова) — ценности социума (А.П.Оконешникова, Е.П.Чехордуна) — ценности семьи (М.М.Прокопьева, Б. Н. Попов, Г. С.Попова) — ценности труда (Д.А.Данилов, П. П. Кондратьев, А.Д.Семенова) — ценности национальной культуры и полиязычного образования (Н.И.Бугаев, А. Д. Николаева, И. С. Портнягин, К.Д.Уткин) — ценности гражданского общества и демократической культуры (Л.И. Аманбаева, В. А. Голованов и др.).

Проблема ценностных ориентаций и их роль в регуляции направленности личности изучалась многими исследователями как зарубежными, так и российскими в контексте разрабатываемых ими теорий. Вместе с тем следует подчеркнуть, что в их исследованиях не рассматривались вопросы трансформации ценностных ориентаций у подростков в условиях перехода общества к рыночным отношениям, в ходе которого кардинально меняются социально-экономические отношения в обществе. Недостаточно разработана проблема выявления и дифференциации ценностных ориентаций подростков, учитывающих особенности развития современного общества. Без привлечения элементов комплексного анализа невозможно раскрыть сложную природу формирования ценностных ориентаций подростков в условиях сельского социума.

Остается неразрешенной задача преодоления ослабленного рефлексивного отношения современной сельской молодежи к социальной действительности, негативных стереотипов поведения в микрогрупповой среде общения, что нередко приводит к суицидальным явлениям. По данным Шведского Центра суицидальных исследований, более чем половину попыток суицида в России можно предупредить с помощью направленного психолого-педагогического воздействия через формирование позитивных духовно-нравственных ориента-ций, основанных на качественном изменении сознания и поведения сельских подростков, определяемых их активной жизнедеятельностью в социокультурной среде. Таким образом, в решении данной задачи не в полной мере используются педагогические возможности сельской образовательной среды, хотя во многих программных документах обозначена необходимость разработки стратегии воспитательной деятельности, основанной на междисциплинарной интеграции педагогики, психологии, социологии, культурологии и других наук о человеке, а также программирования воспитания на обширной социальной базе с подключением всех субъектов социальной сферы.

Аналитический обзор философской, социологической, психолого-педагогической литературы подводит к выводу, что проблема формирования ценностных ориентаций подростков в исследуемом аспекте может быть отнесена к числу наименее освещенных и спорных.

Анализ современного состояния педагогического образования и науки в области воспитания позволил выявить основные противоречия, существующие как в практическом, так и в теоретическом планах между:

— существующей ценностной дезориентацией сельского школьника и педагогическими средствами формирования ориентаций в условиях сельской образовательной среды;

— потребностью формировать нравственные представления и ценности сельского уклада жизни и дефицитом средств (технологий, методик, программного и научно-методического обеспечения) для реализации этой потребности;

— потребностью во взаимодействии школы, семьи в решении задач воспитания на основе ценностей духовной культуры и недостаточным числом теоретических исследований по выявлению педагогических условий и форм такого взаимодействия;

— заявляемыми целями формирования системы духовно-нравственных ценностей сельских подростков и недостаточностью обоснования условий для их достижения.

Сопоставление указанных продуктивных противоречий позволяет выделить ключевую проблему исследования, связанную с необходимостью формирования ценностных ориентаций школьников в условиях сельской образовательной среды.

Таким образом, необходимость разрешения указанных противоречий обусловила выбор темы настоящего диссертационного исследования — «Формирование ценностных ориентаций школьников в условиях сельской образовательной среды» (на материале образовательных учреждений Республики Саха (Якутия).

Объект исследования: процесс формирования личности школьника в условиях сельской образовательной среды.

Предмет исследования: педагогические условия формирования духовно-нравственных ценностных ориентаций подростков в условиях сельской образовательной среды.

Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать педагогические условия по формированию духовно-нравственных ценностных ориентаций, детерминирующих адаптацию и самореализацию сельских подростков в современной социокультурной среде.

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что педагогические условия по формированию духовно-нравственных ценностных ориентаций подростков в условиях сельской образовательной среды будут эффективными, если они основываются на:

— учете специфики социокультурных условий села;

— моделировании и вариативной организации образовательно-воспитательной среды в сельском социуме;

— результатах активной созидательной деятельности подростка в учебное и внеучебное время;

— мониторинге изменений личностных качеств ребенка и их соотнесении с доминирующими ценностями в семье и обществе.

В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:

1. обосновать теоретические положения, определяющие достоверность и эффективность процесса формирования духовно-нравственных ценностных ориентаций у сельских подростков;

2. определить духовно-нравственные ценностные ориентации, детерминирующие процесс успешной адаптации и самореализации сельских подростков в социокультурной среде;

3. проанализировать социально-педагогические условия формирования ценностных ориентаций школьников в условиях сельской образовательной среды;

4. разработать и опытно-экспериментальным путем проверить организационно-педагогическую модель формирования духовно-нравственных ценностных ориентаций школьников в условиях сельской образовательной среды.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют философские, социологические, психологические и педагогические труды, раскрывающие сущность и возможности формирования духовно-нравственных ценностных ориентаций детей и молодежи:

— основополагающие концепции ценности свободы в философии психологии (Л.С.Выготский, В. А. Канке, К. Роджерс, Ж.-П.Сартр, Н. С. Трубецкой, М. Хайдеггер, К.Г.Юнг);

— теории системы ценностных отношений (М.С.Каган, Л. И. Столовичанализ системы ценностей человека (М.Вебер, Т. Парсонс, М. Рокич, С. Л. Рубинштейн, П. Сорокин, У. Томас);

— труды, посвященные нормативно-ценностным системам и социальному действию (К.А.Абульханова-Славская, О. Г. Дробницкий, Б. Т. Лихачев, С. В. Лурье, Й. Хейзинг);

— работы в области мотивации и управления деятельностью (И.В.Бестужев-Лада, М. И. Иконникова, И. С. Кон, В. Т. Лисовский, В.А.Ядов);

— исследования, касающиеся механизмов поведения и деятельности человека, создания социально-психологического климата общества и групп (Л.Н.Гумилев, Н. Ф. Наумова, В. Е. Семенов, Д. И. Фельдштейн, В. Д. Шадриков, Е.В.Шорохова);

— исследования по проблемам этнопсихологических особенностей, мотивов поведения и деятельности подростков-якутов, их личностной зрелости (Л.И.Аманбаева, Л.А.Афанасьев-Тэрис, У. А. Винокурова, Д. А. Данилов, П. П. Кондратьев, Н. Д. Неустроев, А. П. Оконешникова, Б. Н. Попов, Г. С. Попова, И. С. Портнягин, К. Д. Уткин, Е.П.Чехордуна).

В ходе решения поставленных задач применялись следующие методы:

1. Эмпирический (наблюдение, анкетирование, беседа, интервью, эксперимент, измерение, ранжирование, сравнение, экспертиза).

2. Теоретический (абстрагирование, ретроспективный, сравнительный, элементарно-теоретический анализ и синтез).

3. Метод математической статистики. Научная новизна исследования:

— уточнено понятие «ценностные ориентации» как интегративное личностное качество, определяющее индивидуальную, социально одобряемую жизнедеятельность, основанную на высоких духовно-нравственных ценностях;

— раскрыто, что интегральным показателем сформированности духовно-нравственных ценностных ориентаций является совокупность свойств, характерных для самодетерминации личности, в том числе способность к осознанной организации и проектированию собственного поведения, готовность к трудовой и общественной деятельности, ориентированность на здоровый образ жизни;

— обоснованы педагогические условия и способы формирования ценностных ориентаций школьников в процессе активной созидательной деятельности в образовательной среде сельского социума, характеризующейся особым типом взаимодействий и взаимоотношений, социальными нормами, традиционными установками, системами ценностей, особенностями семейных взаимоотношений;

— разработана и апробирована модель позитивной социализации школьника с учетом особенностей жизни и быта в сельском социуме. Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании и конкретизации сущности феномена «формирование ценностных ориентаций школьников», в теоретической разработке модели и комплекса педагогических условий формирования ценностных ориентаций сельских школьников, обеспечивающих их продуктивное личностное становление в современных социальных реалиях.

Практическая значимость исследования. Полученные в ходе исследования теоретические положения, выводы, предложенные педагогические условия, пути и способы формирования ценностных ориентаций школьников в условиях сельской образовательной среды могут быть использованы в других сельских образовательных учрежденияхв педагогических колледжах и вузах при изучении влияния нравственных ориентаций на качественные характеристики адаптации и самореализации выпускников школ в социокультурной среде.

Основные результаты исследования нашли отражение в программах по формированию ценностных ориентаций сельских учащихся, в учебном курсе для студентов, дидактических и методических пособиях («Книга обо мне: пособие по самовоспитанию подростков" — «Формирование ценностных ориентаций у сельских подростков: пособие для классного руководителя" — «Формирование ценностных ориентаций у современной молодежи: по материалам о молодежи Республики Саха (Якутия)" — «Программа нравственного воспитания ребенка»).

Достоверность результатов исследования подтверждается методологической обоснованностью исходных теоретических положений, теоретическим анализом проблемы, использованием комплекса взаимосвязанных исследовательских (теоретических и эмпирических) методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам диссертационного исследования, воспроизводимостью результатов и репрезентативностью полученных данных, их количественным и качественным анализом.

Апробация работы. Основные положения и результаты диссертационного исследования были доложены и обсуждены на заседаниях лаборатории социокультурных проблем НИИ национальных школ Республики Саха (Якутия) — на международной научно-практической конференции «Республика Саха (Якутия) и международное пространство: перспективы развития» (г.Якутск, 2001) — на межрегиональнных конференциях «Этнопедагогика в условиях модернизации российского образования» (г.Якутск, 2004) — «Этносы развивающейся России: проблемы и перспективы» (24−25 октября 2008 г. г. Абакан) — на круглом столе XI съезда учителей и педагогической общественности Республики Саха (Якутия) «Качественное образование — инвестиции в будущее» (г.Якутск, 2006) — на республиканских научно-практических конференциях: «Концепция обновления и развития национальной школы Республики Саха (Якутия): замысел, достижения, возможности» (г.Якутск, 2000), «Образование и социализация личности в современном обществе» (г.Якутск, 2002), «Новый стиль жизни и молодежная политика Республики Саха (Якутия)» (г.Якутск, 2002), «Ценности образования: самодетерминация личности» (г.Якутск, 2005) — на улусных семинарах работников образования: «Презентация «Бэйэм туспунан кинигэ» («Книга обо мне») (с.Намцы Намского улуса, 2004), «Формирование ценностных ориентаций у сельских подростков» (с.Майя Мегино-Кангаласского улуса, 2005), «Формирование ценностных ориентаций у современной молодежи» (семинар преподавателей и студентов педагогических колледжей) (г.Якутск, 2005). По теме исследования разработаны программы по формированию ценностных ориентаций подростков, а также учебный курс по работе со студентами (учащейся молодежи). Автором по данной теме опубликовано 6 дидактических и методических пособий, утвержденных учебно-методическим советом Министерства образования Республики Саха (Якутия).

Базу исследования составили Нахаринская СОШ, Майинская гимназия Мегино-Кангаласского, Сунтарский лицей Сунтарского, Хара-Алданская СОШ Таттинского, Оленекская, Харыйалахская СОШ Оленекского, Бердигестяхская СОШ Горного улусов (районов) и СОШ № 7, Физико-технический лицей г. Якутска.

Основные этапы исследования:

На первом (2000;2003 гг.) этапе определялись основные подходы к разработке концепции исследования и систематизации представлений о проблеме, объекте и предмете исследованияизучалась разработанность проблемы в психолого-педагогической науке. Осуществлялся поиск педагогических условий формирования ценностных ориентаций школьников.

На втором (2003;2008 гг.) этапе анализировались и теоретически обобщались научно-педагогические источники, уточнялся аппарат исследованияконструировалась модель формирования ценностных ориентаций школьниковраскрывались сущность, содержание, формы и методы ее реализации.

На третьем (2008;2009 гг.) этапе осуществлялась проверка достоверности данных формирующего эксперимента, проводились внедрение результатов в практику и их обобщение, описывались результаты исследования, оформлялась диссертация.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Духовно-нравственные ценностные ориентации — интегративное качество личности (гражданственность, патриотизм, ответственность, толерантность, взаимодействие и т. д.), формируемое у подростков в процессе целенаправленной учебно-воспитательной работы в сельском социуме для социально одобряемого выбора ими своего поведения в-жизненно значимых ситуациях и деятельности.

2. Интегральным показателем сформированности духовно-нравственных ценностных ориентаций является совокупность свойств, характерных для самодетерминации личности, в том числе способность к осознанной организации и проектированию собственного поведения, готовность к трудовой и общественной деятельности, ориентация на здоровый образ жизни.

3. Организационно-педагогические условия формирования духовно-нравственных ценностных ориентаций у сельских подростков включают в себя:

— создание образовательно-воспитательной среды, обеспечивающей интеграцию деятельности общеобразовательного учреждения и сельского социума с учетом данных социокультурного анализа и мониторинга образовательных потребностей субъектов данной деятельности;

— вариативность и динамичность использования средств, форм, методов и приемов формирования ценностных ориентаций школьников в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей, возраста, пола, с учетом изменений физиологического порогапредоставление подросткам возможности для продуктивной творческой самореализации в культурном потенциале социума, общественной жизни села.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, глав, заключения, библиографии и приложений.

Результаты исследования могут быть использованы при разработке программ развития как отдельных общеобразовательных учреждений, так и улусных образовательных систем.

Физиологический порог имеет определенное влияние на качество адаптации к среде, т. е. физиологический порог влияет на характер и качество образовательной деятельности учащихся.

Образовательный процесс находится в функциональной зависимости от условий развития личности, в том числе физиологического порога восприятия как одного из определяющих компонентов психофизиологического развития, так как образование включает в себя наряду с усвоением опыта предшествующих поколений (обучение) и воспитание качеств поведения, умственное и физическое развитие учащихся. То есть, без учета воспитания и развития учащихся не может быть полноценного развития личности, способной к адаптации в среде.

Повышение порога восприятия (речь идет о снижении способности к восприятию сложной информации) оказывает отрицательное влияние на познавательные процессы.

Опытно-экспериментальная работа по проверке выносливости учащихся (на примере Нахаринской школы Мегино-Кангаласского улуса) подтвердила гипотезу о влиянии физиологического порога на формирование и развитие ценностных ориентаций в зависимости от возраста.

Были определены следующие задачи по формированию и развитию ценностных ориентаций у подростков:

— охватить тестированием большее количество учащихся, в т. ч. учащихся начальных классов;

— при дальнейшем тестировании уровня выносливости учащихся учесть не только возрастные, но и половые и этнические различия испытуемых.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Личностные ценности формируются в процессе стихийной социализации под влиянием как взаимодействия человека с социальной практикой общества и ближайшего окружения, так и в процессе относительно социально-контролируемой социализации, т. е. в процессе воспитания. При этом ценности, культивируемые в процессе семейного, социального и адаптационно-коррекционного воспитания, адекватны социальным лишь в большей или меньшей степени и не идентичны друг другу, хотя могут иметь много общего. Социальное воспитание, всегда функционирующее в конкретном обществе, культивирует тот набор ценностей, который адекватен типу государственного устройства, социально-политической системе данного общества.

Политическая система определяет набор ценностей социального воспитания в соответствии с присущими ей организацией политической власти, отношений между обществом и государством, свойственными ей политическими процессами и господствующей в ней идеологией. Ценности, культивируемые социальным воспитанием, условно можно представить в виде двух больших блоков.

Первый — ценности культуры данного общества, ставшие имплицитно присущими ей в ходе истории, а также формулируемые многими поколениями мыслителей-носителей и активных субъектов — строителей данной культуры.

Второй блок ценностей, культивируемых в социальном воспитании, имеет конкретно-исторический характер и определяется идеологией конкретного общества, т. е. господствующей системой идей и взглядов — политических, правовых, философских, нравственных, религиозных, эстетических, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности, выражаются интересы больших социальных групп, и которые в большей или меньшей степени определяют все аспекты жизни общества и его членов (свобода, равенство, богатство, личность и др.).

Оба блока ценностей, с одной стороны, культивируются в процессе социального воспитания на институционально-вербализованном уровне, будучи отобранными в соответствии с идеологией общества и отраженными в соответствующих юридических актах, воспитательных программах, учебных и просветительских текстах и т. д.

Нет людей, не преисполненных определенными иерархически выстроенными ценностными ориентациями. Любой предмет, любое событие имеют свой смысл, объективную значимость, положительную или отрицательную ценность. Но каждый из нас обладает исключительной способностью по-своему относиться к ценностям того или иного рода, в чем и состоит суть именно ценностной ориентации.

Любой акт поведения индивида, влияющий в той или иной степени на других людей, вызывает оценку со стороны окружающих. Мы можем оценивать этот поступок как правильный или неправильный, хороший или плохой и т. п., используя при этом понятие морали. В зависимости от того, как усвоена и принята индивидуумом мораль, в какой мере он соотносит свои убеждения и поведение с действующими моральными нормами, можно судить и об его уровне нравственности.

Изучение процесса формирования личности сельских школьников без учета педагогических условий формирования духовно-нравственных ценностных ориентаций при всей своей объективности все-таки игнорирует полноценный комплексный подход к системе воспитания, представляющей особую организацию взаимосвязанных компонентов, органическое их единство, имеющее сложные внутренние взаимосвязи, отношения, уровни. Подобная точка зрения не позволяет установить реальные значения и функции всех компонентов системы воспитания, участвующих в формировании личности.

Поэтому была предпринята попытка определения путей и методов формирования личности сельских школьников с учетом и на основе их духовно-нравственных ориентаций. Формирование ценностных ориентаций рассматривалось как детерминант процесса успешной адаптации и самореализации в социокультурной среде и процессов формирования личности сельских школьников, основывающихся на функционально-вариативном подходе к реализации концептуальных положений воспитания, предполагающем вариативное моделирование образовательной сферы.

Было обосновано и экспериментально подтверждено, что формирование ценностных ориентаций благотворно влияет на процесс формирования личности в целом, а в условиях сельского социума его роль возрастает, приобретая детерминирующий характер, во многом определяя качество адаптации и самореализации сельских школьников в современной социокультурной среде.

Базой для исследования послужили сельские социумы и общеобразовательные учреждения Мегино-Кангаласского, Сунтарского, Таттинского и Оленекского улусов (районов), а также общеобразовательные учреждения г. Якутска. Достоверность выводов подтверждена результатами вычисления коэффициента корреляции по методу Браве-Пирсона.

Экспериментально доказано, что формирование духовно-нравственных ценностных ориентаций школьников напрямую зависит от ценностей, доминирующих в семье и обществе. Следовательно, можно говорить о том, что в основу воспитательного процесса должны быть положены анализ социокультурной ситуации, мониторинг образовательных потребностей и мониторинг изменений личностных качеств учащихся и их соотнесение с доминирующими ценностями в семье и обществе, что позволяет определить организационно-педагогические условия формирования личности и реализовать функционально-вариативный подход в моделировании образовательной сферы.

Основным результатом исследования стала предложенная нами вариативная модель позитивной социализации школьника с помощью социально-педагогического и психологического регулирования воздействия на личность (в т.ч. путем формирования ценностных ориентаций через различные виды деятельности по интересам), позволяющая увидеть и понять процесс формирования личности как целостную систему.

Результаты, полученные в ходе исследования по формированию ценностных ориентаций сельских школьников, подтверждаются. Педагогические условия и средства формирования ценностных ориентаций сельских школьников в процессе системы воспитательной работы дали положительные результаты. Так, увеличилось число учащихся экспериментальной группы с высоким уровнем сформированности ценностных ориентаций — с 15,5% до 37,3%, уменьшилось количество школьников с низким уровнем — с 43,1% до 9,1%. Несколько стабильной осталась часть учащихся со средним уровнем — с 41,4% до 53,6%.

Все выдвинутые в соответствии с целью и гипотезой исследования задачи решены. Изучено современное состояние проблемы формирования ценностных ориентаций школьниковопределены ценностные ориентации, детерминирующие процесс успешной адаптации и самореализации учащихся в социокультурной среде, и экспериментально проверены возможные пути решения исследуемой проблемыразработана и опытно-экспериментальным путем проверена организационно-педагогическая модель формирования ценностных ориентаций сельских школьников.

Помимо собственно научного интереса, решение исследуемой проблемы имеет практическое значение в разработке актуальных вопросов воспитания сельских школьников. Материалы исследования могут быть использованы:

— при разработке научно-практических рекомендаций в организации воспитательной работы в сельских школах республики;

— при изучении влияния нравственных ориентаций на качественные характеристики адаптации и самореализации школьников в социокультурной среде, в педагогических колледжах и вузах.

Однако проведенное исследование не исчерпывает решения всех вопросов, связанных с формированием ценностных ориентаций и социальной адаптацией сельских школьников в современных условиях. Разработанный теоретический и практический материал требует дальнейшего изучения педагогических основ возрождения традиционных народных духовно-нравственных ценностей и на их основе обеспечения социальной адаптации учащихся в современных сложных социально-экономических, морально-этических условиях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К.А.Абульханова-Славская. М., 1980. — 335с.
  2. , В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развитие личности / В. Г. Алексеева // Психологический журнал. 1984. -Т.5.-№ 5.- С.63−70.
  3. , Л.И. Теоретические основы обучения и воспитания / Аманбаева Л. И. Якутск, 1998. — 124с.
  4. , Б.Г. Избранные психологические труды. В 2 т. Т.1. / Ананьев Б. Г. М.: Педагогика, 1980. -232с.
  5. , Т.С. Формирование ценностных ориентаций старшеклассников: на материале сельских школ.: диссертация. кандидата педагогических наук: 13.00.01/Т.С.Анисимова Липецк, 1999. — 192 с.
  6. , О.Н. Формирование ценностных ориентаций старшеклассников: Монография / Апанасенко О. Н. Бийск: БЛГУ им. В. М. Шукшина, 2006. — С. 54−57.
  7. , Г. А. Формирование духовно-нравственных ценностных ориентаций подростков на морально-этических традициях адыгов : Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Аргунова Г. А. Карачаевск, 2005. — 195 с.
  8. , И.С. Воспитательная работа с подростками. М.: Первое сентября. — 2004. — 208 с.
  9. , Э.А. Микросреды и трансформация общественных ценностей в ценностной ориентации личности / Э. А. Арутюнян. Ереван, 1979. — 218 с.
  10. , Е.Н. Теоретико-методологические основы развития духовной культуры учителя/Е.И.Артамонова//Педагогическое образование и наука. 2005.-№ 5, С.4−8.
  11. Е.И. Философско-педагогические основы развития духовной культуры современного учителя /Е.И.Артамонова М.:Прометей, 2005, 54−58 с.
  12. О.И. Культура и образование коренных малочисленных народов Севера /О.И.Артеменко. М., 2007. — 192 с.
  13. , М.А. Педагогические условия активизации учебно-познавательной деятельности подростков: (На материале изучения ин. яз.): автореф. дис. канд. педаг.наук.: 13.00.01 / М. А. Арутюнян. Ереван, 1993. — 18с. 32−39 с.
  14. , М.А. Микросреды и трансформация общественных ценностей в ценностной ориентации личности /М.А.Арутюнян Ереван, 1979,
  15. , Н.А. Учитель: проблемы выбора и формирование ценностей / Асташова, Н.А. — Воронеж: Модэк, 2000. — 271 с.
  16. Афанасьев-Тэрис JI.A. Айыы сиэрин тутус / Афанасьев-Тэрис JI.A. -Дьокуускай, 1996. 72 с.
  17. Афанасьев-Тэрис, JI.A. Доктрина Кулаковского / Афанасьев-Тэрис JI.A.- Якутск, 2005. 77 с.
  18. Ю.К. Об актуальных вопросах методологии дидактики /Бабанский Ю.К. // Сов. Педагогика. 1978. — № 9. — С.45−55.
  19. , О.М. Истина и ценность / Бакурадзе О. М. // Вопросы философии 1966. — № 7. — С.7−26.
  20. , М.М. Эстетика словесного творчества / Бахтин М. М. М., 1979.- 300с.
  21. , Н.А. Философия свободного духа / Н. А. Бердяев, М.: Прогресс, 1994. — 405 е.
  22. Бестужев-Лада, И. В. Какая ты молодежь? / Бестужев-Лада И.В. М., 1988. — Ю9с.
  23. , B.C. Культура: Диалог культур / В. С. Виблер // Вопросы философии. 1989. — № 6. — С.34−46.
  24. , B.C. Самостоянье человека «Предметная деятельность» в концепции Маркса и само детерминация индивида. / Библер B.C. -Кемерово, 1993.-94 с.
  25. , В.Е. Изучение ценностного сознания личности социологическими средствами. Философия образования / Боборыкин
  26. B.Е., Зинченко Ю. Г. // Сборник материалов конференции. Серия «Symposium», вып. 23. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. — С.230−239.
  27. , Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте /Л.И.Божович М., 1956, 28 с
  28. , З.А. Формирование ценностных ориентаций личной жизни у выпускников общеобразовательной школы : Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Болатова З. А. Карачаевск, 2006. — 215 с.
  29. , Е.В. Ценностные основания личности ориентир воспитания / Бондаревская Е. В. // Педагогика — 1998. — № 4 —1. C.29−36
  30. , Е.В. Воспитание как возрождение гражданского человека, культуры и нравственности. Исход посылки поиска подхода к воспитанию. / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. — Ростов на Дону: творческий Центр «Учитель», 1999. — 560 с.
  31. , С.С. Методика диагностики ценностных ориентаций личности / С. С. Бубнова. М., 1995.- С. 53−60
  32. А.Л. Прогрессивные идеи и опыт народной педагогики в нравственном воспитании младших школьников (на материале национальных школ народов Крайнего Севера) /А.Л.Бугаева М., 1986. -194 с.
  33. А.Л. Традиционная педагогическая культура хантов и манси /А.Л.Бугаева М., 1994 — 164 с.
  34. , Н.И. Шаманизм как образовательная культура / Бугаев Н. И. // Управление школой. 2001.- № 42.- 189 с.
  35. , Л.П. Человек: деятельность и общение /Буева Л.П. М., 1978. -141 с.
  36. А.А., Жук Т.В. //Системный подход и современная наука. Вып. 3. — Новосибирск, 1975. — С.154−160.
  37. , И. В. Формирование гражданских ценностных ориентаций старшеклассников в образовательном процессе : автореф.. канд. пед. Наук: 13.00.01 / Вахрушева И. В. Киров, 2005. — 197 с.
  38. , М. Избранные произведения /М.Вебер. М.: Прогресс, 1990. -804 с.
  39. , О. В. Особенности ценностных ориентаций и условия их формирования в старшем школьном возрасте (на примере уроковобществоведческого цикла): автореф.канд. психол. наук: 19.00.07 /
  40. О.В. Курск, 2003. — 45 с.
  41. , У.А. Ценностные ориентации якутов в условиях урбанизации / Винокурова У. А. Новосибирск, 1996.- 141 с.
  42. , У.А. Философия духа и развитие народов Якутии. (Философия духа этнического ренессанса) / Винокурова У. А. // Человек, общество, культура. Нерюнгри, 1998.- С. 11−21.
  43. , В.В. Понятие установки, отношения и ценностной ориентации в социологическом исследовании / Водзинская В. В. // Научный доклад высшей школы Философской науки. 1968. — № 2. — С. 48−54.
  44. , Г. Н. Педагогика жизни / Г. Н. Волков. Чебоксары, 1989. — 155с.
  45. , Г. Н. Педагогика любви. Избранные педагогические соч / Г. Н. Волков. в 2 т. Т. 1. — М.: Магистр-пресс, 2002. — 460 с.
  46. , Б.З. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учеб. пособ. / Вульфов, Б.З., Иванов В. Д. М., 1997. -288с.
  47. , Л.С. М.: Издательский Дом Шкалвы Амоношвили, 1996. -(Антология Гуманной педагогики). — 533с.
  48. Л.С. Педагогическая психология /Л.С.Выготский — М.:Педагогика-Пресс, 1996, 533 с.
  49. , П.Я. Психология как объективная наука / Гальперин П. Я. — М.- Воронеж: МОДЭК, 1998. 480с.
  50. , Г. М. Современная концепция и программа воспитания школьников / Г. М. Гнездилова. — Бийск, 1998. — 109 с.
  51. , Ж. Что такое психология. Т.1/ Годфруа. — М., 1992. -Гл. 5−6, 8−9.
  52. , В.А. Формирование ценностей гражданского общества в условиях общеобразовательной школы : Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Голованов В. А. Якутск, 2003. — 172 с.
  53. , Е.И. Психология человеческого взаимопонимания / Е. И. Головаха, Н. В. Панина. Киев: Изд-во полит, лит. Украины, 1989. — 189 с.
  54. , Н. Культурно-мифологическое пространство ОУ как средство становления нравственного опыта личности / Н. Градченкова. — Ростов на Дону, 2001. 161 с.
  55. , Л.Н. Этносфера: история людей и история природы / Гумилев Л. Н. М., 1993.-278с.
  56. , В.В. Последние выступления / В. В. Давыдов. М., 1998. — 88 с.
  57. , Д.А. Социально-педагогические основы организации школьной системы в автономных республиках Сибири / Данилов Д. А. Якутск: Кн. изд-во, 1976. -240с.
  58. , Д.П. Формирование социокультурных ценностных ориентаций учащихся в контексте деятельности молодежных общественныхобъединений и организаций : Дис.. канд. пед. наук: 13.00.05 / Даянова Д. П. Казань, 2006. — 197с.
  59. , У. Психология / У. Джеймс. М.: Педагогика, 1991. — С.91.
  60. , Г. Г. Проблемы теории человеческих потребностей / Дилигенский Г. Г. // Вопросы философии. 1976. — № 9. — С.40−44.
  61. , А.С. Физиология высшей нервной деятельности / А. С. Дмитриева. М.: Высш. школа, 1974. — 454 с.
  62. , А.И. О ценностных отношениях личности / А. И. Донцов. // Советская педагогика. — 1974. — № 3. — С. 25−74.
  63. , А.И. О ценностных отношениях / А. И. Донцов // Советская педагогика. — 1974. — № 5. — С. 67−71.
  64. О.Г. Мир оживших предметов /Дробницкий О.Г. М., 1967. — С.321.
  65. , Л.И. Проблемы идеального / Дубровский Л. И. М., 1983 -154 с.
  66. , Э. Социология образования / Дюркгейм Э. М.: Директ-Медиа, 2007- 115 с.
  67. , А.Г. Потребности. Интересы. Ценности / Здравомыслов А. Г. М.: Политиздат. — 1986. — 223 с.
  68. А.Г. Потребности. Интересы. Ценности /А.Г.Здравомыслов М.:Политиздат, 1986 — 223 с.
  69. , О.И. Ценностные ориентации и механизмы социальной регуляции поведения / Зотова О.И.// Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. — С. 241−255.
  70. , А.Ф. Идеализированная модель как основа научной теории /А.Ф.Зотов // Вопросы повышения эффективности теоретических исследований в педагогической науке. М., 1976. — 223 с.
  71. , А.В. Идейно-нравственное воспитание старших школьников / Ивашенко А. В. — М.: Просвещение, 1987. — 110 с.
  72. , С.Н. Молодежь: социологический и социально-психологический анализ / Иконникова С. Н. Л., 1974. — С.116.
  73. , С.Н. Культурное пространство и возрождение России / Иконникова С. Н. // День науки в Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов: матер, конф. СПб, 1996. — С. 116−119.)
  74. , B.C. Формирование личности школьника (ценностный процесс) / Ильин B.C. М. 1984. — С. 72.
  75. , И.А. О новом человеке / Ильин И. А. // Слово. 1993. — № 1−2. -С.16−20.
  76. , И.Ю. Ценностные ориентации в личностной системе регуляции поведения / Истошин И. Ю. // Психологические механизмы поведения. -М.:Наука. 1979. — С. 252−257.
  77. , М.С. Системный подход и гуманитарное знание / Каган М. С. Д.: Изд-во ЛГУ, 1991.- 384 с.
  78. , В.А. Основы философии: учеб. для студентов сред. спец. учеб. заведений / В. А. Канке. М.: Логос, 1999. — 286с.
  79. , С. Б. Формирование ценностных ориентаций школьников в проектной деятельности (На примере архитектурно-художественных классов): автореф.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Капелева С. Б. Тюмень, 2004. — 44 с.
  80. , В.А. Воспитательная система школы : педагогические идеи и опыт формирования /В.А.Караковский. — М.:Новая школа, 1992. -128 с.
  81. , В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности -основа целостного учебно-воспитательного процесса / В. А. Караковский. М., 1983.-80 с.
  82. Н.П. Формирование ценностных ориентаций у сельских подростков: пособие для классного руководителя /Н.П.Карпова. Якутск: Триада, 2004. — 32 с.
  83. Н.П. Формирование ценностных ориентаций у современной молодежи: результат мониторинга /Н.П.Карпова. Якутск: Триада, -2004. — 16 с.
  84. Карпова Н. П. Книга обо мне: рабочая тетрадь для подростков /Н.П.Карпова. Якутск: Триада, 2004. — 16 с.
  85. , К.В. Прогностическая концепция целей и содержания образования / Под ред. И. Я. Лернера и И. К. Журавлева. М.: ИТПИМНО, 1994.-352 с.
  86. Китайская классическая книга «Книга перемен». М., 2000, — Т.2. — С.39
  87. , Л.Н. Цель и смысл жизни человека / Коган Л. Н. М.: Мысль. -1984.-252 с.
  88. Кон, И. С. Социология личности / Кон И. С. М. 1968. — 383 с.
  89. Кон, И. С. Психология старшеклассника / И. С. Кон. — М.: Молодая гвардия, 1980. 191 с.
  90. , П.П. Функциональная сущность учебного труда школьников в содержании трудового образования / Кондратьев П. П. Якутск: Сахаполиграфиздат, 1996. -96с.
  91. , В.В. Формирование нравственных ценностных ориентаций сельских подростков: автореф. дис.. канд. пед наук: 13.00.01 / Копусова В. В. Ярославль, 2000. — 20 с.
  92. , А.Г. Педагогика социальной работы в сельской среде / Корнилова А. Г. Якутск, 1997. — С.23
  93. , Г. И. Структура ценностных подростков и проблема мотивации обучения / Коротин Г. И. // Вестник Новгородского государственного университета. № 6.- 1998.- 1−15 с.
  94. , О.Н. Воспитание: новые подходы к вечной теме / Крутова О. Н. -М., 1933.- С. 93.
  95. , Г. В. Эллэйада /Ксенофонтов Г. В.-Новосибирск, 1977. 67 с.
  96. , С.В. Педагогика личности: От концепций до технологий: Учеб. пособие / С. В. Кульневич. — Ростов на Дону, 2001. — 157 с.
  97. , B.C. Государственные образовательные стандарты / Леднев B.C. М.: МПСИ, 2002.-384 с.
  98. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / Леонтьев А. Н. -М.:Политиздат, 1977. 304с. Леонтьев, Д. А. Личность: человек в мире и мир в человеке/ Леонтьев Д. А. //Вопросы психологии.- 1989.- № 3 -С.11−21.
  99. , Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций / Леонтьев Д. А. М. «Смысл», 1992. — 17с.
  100. , А.Н. Проблемы развития психики / Леонтьев А. Н. М., 1972.- 317с.
  101. , Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной конструкции / Д. А. Леонтьев // Вопросы философии. — 1996.- № 4.- С. 15−26.
  102. , В.Т. Советское студенчество / Лисовский В. Т. //
  103. Социологические очерки. М., 1990.-С.302.
  104. , Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей в России в XIX и XX веках / Лихачев, В.Т. — М, 1997. 84 с.
  105. , Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений и слушателей ИГЖ и ФГЖ / Б. Т. Лихачев. М.: Юрайт, 2000.-523с.
  106. , С.В. Метаморфозы традиционного сознания. Опыт разработки теоретических основ этнопсихологии и их применения к анализу исторического и этнографического материала / Лурье С. В. СПб., 1994. -288 с.
  107. , Т.Ю. Понятие ценности в буржуазной социологии / Любимова Т. Ю. // Социальные исследования. М. Наука, 1970. — Вып.5. — 186 с.
  108. Лях, В.И. «Теория Бернштейна Н. А. и проблема индивидуальных различий в КС.» / В. И. Лях // Психофизиологические аспекты спортивной и учебной деятельности. 1987. — с. 38−52
  109. Ю.Майорова, Э. Р. Формирование личностно-ориентированногообразовательного взаимодействия как необходимое условие его эффективности / Э. Р. Майорова. — М., 1998. 167 с. Ш. Макаренко, А. С. Антология гуманной педагогики — М.: Издательский
  110. Дом Шалвы Амонашвили, 1999. 224с. 112. Менчикова Л. А. Формирование ценностных ориентаций современной личности: монография: /Менчикова Л.А. — Уфа, 2006. — 109 с.
  111. , Л.Ф. Формирование ценностных ориентаций обучающихся в культурно-образовательной среде школы : Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Михальцова Л. Ф. Новокузнецк, 2003. — 185 с.
  112. Моральный выбор /под общ.ред. А. И. Титаренко. М. Изд-во МГУ, 1980. -344 с.
  113. , А.В. Социальная педагогика / А. В. Мудрик. — М., 2000. 8 с.
  114. , В.И. Идеи здоровой жизни / В. И. Мурашов // Школа духовности. — 2001.— № 4.
  115. , B.C. Возрастная психология / Мухина B.C. — М., 1997. — с.431.
  116. , В.Н. Личность и неврозы / Мясищев В. Н. — Л., 1960. — 427с.
  117. И.С. Диалектическое противеречие и логика сознания. М., 1996.-214 с.
  118. , Н.Ф. Социологическое и психологически е аспекты целенаправленного поведения / Наумова Н. Ф. М.: Наука. — 1988. — 200 с.
  119. , Н.Д. Сельская учебно-производственная школа-комплекс как вариант системы обучения / Неустроев Н. Д., Савинов Т. Т. — Якутск: М-во образования Респ. Саха (Якутия), 1995. — 112с.
  120. , Н.Д. Духовные ценности воспитания человека / Никандров Н.Д.// Педагогика.— 1998.- № 4.- с. 3−8.
  121. , А.Д. Полиэтническая школа: проблемы становления и развития / А. Д. Николаева. М.: Academia, 2004. — 136 с.
  122. , Г. П. Ориентация на гуманистические традиции и ценности как идеология инновационных образовательных процессов / Новикова Г. П. // Педагогическое образование и наука. — № 5 — 2005. — 15−21 с.
  123. , Л.И. Педагогика детского коллектива / Л. И. Новикова. — М., 1978. -31 с.
  124. . А.П. Этнопсихологические особенности народов в воспитании детей / А. П. Оконешникова. Пермь: ИПК «Звезда», 1996. — 149с.
  125. , В.Б. Личность и социальные ценности / Ольшанский В. Б. // Социология в СССР. -М. Мысль 1966 — Т. 1. — С. 470−530.
  126. , Т. Человек в современном мире /Т. Парсонс. М.:Прогресс, 1988. -268 с.
  127. , О.В. Формирование ценностных отношений сельских школьников в познавательной деятельности / Петунин О. В., Шошина М. Ю. // Образование в современной школе. — 2006. — № 12. — С. 45−52.
  128. , Ж., Фресс, П. Экспериментальная психология. Мотивация / Пиаже Ж. Фресс П. Т.5. — М., 1966. — С.301.
  129. Платонов, К. К Структура и развитие личности: Для психологов, философов, социологов / К.К.Платонов- Отв. ред. А. Д. Глоточкин. М.: Наука, 1986.-255 с.
  130. , Б.Н. Модель этнопедагогической системы традиционного семейно-бытового воспитания детей / Попов Б. Н. // Проблемы этнопедагогики. Якутск, 1999.- С.23−26.
  131. , Б.Н. Нравственное воспитание в трудовом коллективе: Примерные рекомендации по комплексному воспитанию различных категорий населения / Попов Б. Н. — Якутск, 1978. — С. 96−109.
  132. , Г. С. Торут угэс сайдар тосхоло / Попова Г. С. — Дьокуускай, 1997.- С. 3−15.
  133. , И.М. Сознание в трудовой деятельности / Попова И. М. Киев-Одесса, 1985. — 186 с.
  134. , И.С. Нравственный кодекс учения айыы / Портнягин И. С. // Педагогические науки. Сб.науч.тр. — Якутск, 1996. — С.21−24.
  135. М.М. Семья как самоорганизующаяся среда воспитания детей: дисс.кан.педаг.наук / М. М. Прокопьева. Якутск, 1999. — 172 с.
  136. , Т.В. Формирование трудовых ценностных ориентаций старших школьников в образовательно-воспитательном процессе сельских школ : автореф.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Ризина Т. В. Рязань, 2005. — 34 с.
  137. Роджерс, Карл Р. Взгляд на психотерапию: Становление человека: Пер. с англ. М. М. Исениной. М.: Прогресс. Универс, 1994. — 479 с.
  138. Н.С. Культура, ценности и развитие образования. М., 1992. — 154 с.
  139. , М. Методика «Ценностные ориентации» Рокича http://psylab.info/
  140. , C.JI. Основы общей психологии: В 2 т. Т. II / Рубинштейн С. Л. — М.: Педагогика, 1989. —328с.
  141. , Ю.Р. Ценностные ориентации и морально-психологический климат общества / Саарнийт Ю. Р., Семенов В. Е. // Вестник СПбГУ. — Серия 6. Вып.2(№ 13). — СПб, 1993. — С.43−49.
  142. , С.Д. Ценностные ориентации детей при переходе в младший школьный и подростковый возраст / Сайко С. Д. // Вопросы психологии. 1986. — № 2. — С.67−74.
  143. , Г. К. Современная образовательная технология : Учебное пособие / Г. К. Селевко. — М.: Народное образование, 1998. с. 59−137, с. 73−79, с. 164, с. 256.
  144. , В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи / В. Е. Семенов // Социологические исследования. 2007. № 4. — с.37−43.
  145. , И.Г. «Отец» научно-производственный центр психодиагностики / Сенин И. Г. — Ярославль, 1991. — 20с.
  146. , В.В. Личностно-ориентированное образование / В. В. Сериков // Педагогика. — 1994. — № 5. С. 16−20.
  147. , П.В. Междисциплинарная концепция человека: потребностно-информационный подход. Человек в системе наук / Симонов П. В. — М.: Наука, 1989. — С.58−73.
  148. JT.B. Психопатический механизм любовного чувства //Современная семья проблемы и перспективы /Под ред. А. И. Тащевой и др., Ростов-на-Дону, 1994.
  149. , М.В. Ценностные ориентации в структуре личности и деятельности подростков: Монография / Сокольская М. В. — Хабаросвк: Изд-во ДВГУПС, 2004. 119 с.
  150. , П.А. Человек. Цивилизация. Общество: Пер. с англ.- М.: Республика, 1992.-420 с.
  151. Е.Б. Влияние общеобразовательного учреждения на формирование ценностных ориентаций и Я-концепции современных подростков: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. проф. В. С. Агапова. М.: Изд-во МГОУ, СПГИ, 2007. — 20с.
  152. , Е. Н. Теория и технология моделирования воспитательной системы образовательного учреждения: Дисс. д-ра пед. наук / Е. Н. Степанов: 13.00.01: Ярославль, 1999. 319 с.
  153. , Л.А. Философия и история образования / Степашко Л. А. — М., 1999.-272 с.
  154. , А.Ю. Вариативность ценностных ориентаций современных старшеклассников : Дис.. канд. психол. наук: 19.00.13 / Стойлик А. Ю. -Москва, 2004. 175 с.
  155. , В.В. Самосознание личности / В. В. Столин. М.: МГУ, 1984. -280 с.
  156. , Л.Н. Красота, добро, истина: Очерк истории эстетической аксиологии / Столович Л. Н. — М.: Республика, 1994. 464 с.
  157. , В.А. О воспитании / В. А. Сухомлинский. — М., Политиздат, 1973. 272 с.
  158. , Л.Н. О воспитании / Толстой Л. Н. // Педагогические сочинения. -М., 1953.-73 с.
  159. Thomas W., Znanieclci F. The polish Peasant in Europe and America. Vol. 1. Second edition. N.Y., 1927.
  160. , В.П. Личность и общество / Тугаринов В. П. — М., 1965. 52 с.
  161. М. Молодое поколение М.Титма, Э.Саар. Москва, 1986. — с.255.
  162. , Б. Первые три года жизни / Уайт Б. — М., 1982. 77 с.
  163. , Д.Н. Анатомия гуманистической педагогики / Д. Н. Узнадзе. — М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 2000. — 224с.
  164. , К.Д. Модель духовности: интеграл целостности и алгоритм гармонии / Уткин К. Д. — Якутск, 2002. — С. 6−17.
  165. , К.Д. Педагогические сочинения / Ушинский К. Д. — М.: Педагогика, 1988. 175 с.
  166. , Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды / Фельдштейн Д. И. — М.: Флинта, 1999. — 672с.
  167. Философский энциклопедический словарь / Ред.-сост.: Губский Е. Ф. и др.- М.: Тривола, 1996. 600 с.
  168. , Ч.Х. Формирование ценностных ориентаций старшеклассников в воспитательном пространстве городской микросреды: Автореф.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Хасанова Ч. Х. Казань, 2003. — 26 с. о
  169. ПЗ.Хейзинга, И. Homo ludens. Опыт исследования игрового элемента в культуре / Хейзинга Й // Самосознание европейской культуры XX века. — М., 1991.-366 с.
  170. A.M. Система образования в этнорегиональном и социокультурном измерениях /А.М.Цирульников. Санкт-Петербург2007, — 288 с.
  171. A.M. Педагогика кочевья /А.М.Цирульников. Якутск2009, — 312 с.
  172. A.M. Социокультурные основания развития системы образования. Метод социокультурной ситуации /
  173. A.М.Цирульников//Вопросы образования. 2009, — № 2. — С.40−65. 177. Чагин, Б. А. Проблема ценности и оценка в свете К. Маркса, Ф. Энгельса и
  174. B.И.Ленина / Б. А. Чагин // Проблема ценности в философии. — М., Наука, 1966.- 261 с.
  175. , Е.П. Взаимодействие микросоциумов в воспитании детей/Е.П.Чехордуна. — Якутск, Бичик 2002, 88 с.
  176. , С.Н. Основы профессиональной ориентации школьников / С. Н. Чистякова. — М., Просвещение, 1983. — 95 с.
  177. Ч.А. Ценностные ориентации и самочувствие молодежи в новых общественно-экономических условиях /Ч.А.Шакеева. Москва-Воронеж, 1998. — 192 с.
  178. , В.Д. Философия образования и образовательные политики / Шадриков В. Д. М., 1993. — 191 с.
  179. , С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. / Шацкий С. Т. М.: Педагогика, 1980. — Т.1 — 301 с. — Т.2. — 414.
  180. , А.И. Диагностика развития нравственной самооценки школьников: научно-педагогическое пособие для педагогов и классных руководителей / Шемщурина А. И., Шемшурин А. А., Величко О. Ю. // Этическое воспитание. — № 2. — 2007. — С.59−71.
  181. , Ю.А. Проблема ценностной ориентации и массовые информационные процессы / Шерковин Ю. А. // Психологический журнал. 1982. — № 5.- Т.З. — С. 135−146.
  182. , Е.В. Психологический аспект проблемы личности / Шорохова Е. В. // Теоретические проблемы психологии личности. — М., 1974. — 3-С.ЗЗ.
  183. , Н.Е. Педагогический анализ воспитательного процесса / Щуркова Н. Е. // Классный руководитель. — 1998. — № 1. 58−77.
  184. , Д.Б. Опыт психологического исследования в экспериментальном классе // Вопросы психологии. — 1960. — № 5. — С.29−40.
  185. Юнг, К. Г. Психология и поэтическое творчество / Юнг К. Г. // Самосознание европейской культуры XX века. — М., 1991. С. 103−118.
  186. , В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / В. А. Ядов. М., ЛГУ, 1979. — 264 с.
  187. , В.А., Кон И.С. Личность и ее ценностные ориентации / Ядов В. А., Кон И.С. // Информационный бюллетень ИКСИ АН СССР. — 1969. — № 4. — Вып.1. — 198с.
  188. Е.А. Социология. Учебное пособие для студентов, Харьков: Издательство «Константа», 1996. 176 с.
Заполнить форму текущей работой