Теоретические основы фундаментализации общенаучной подготовки в системе высшего технического образования
Диссертация
Реализованы психолого-педагогические условия: усиление в содержании профессионального образования абстрактных, теоретических, прогнозных, проектных компонентов общетехнического знанияпроектирование циклов общенаучных дисциплин, обобщенно и адекватно отражающих фундаментальные идеи, логику и структуру соответствующих наук с современных позицийцеленаправленная структурно-содержательная перестройка… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ФУНДАМЕНТАЛИЗАЦИЯ КАК НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
- 1. 1. Цели образования и образовательные парадигмы
- 1. 2. Идея фундаментализации образования и пути ее развития
- 1. 3. Сущность концепции фундаментализации образования
- 1. 4. Современные тенденции развития науки и производства и задачи инженерно-технической подготовки
- 1. 5. Ведущие тенденции фундаментализации общенаучной подготовки в системе высшего технического образования
- Резюме
- ГЛАВА 2. ОБЩЕНАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА КАК ОБЪЕКТ ФУНДАМЕНТАЛИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- 2. 1. Историография проблемы содержания учебного предмета,
- 2. 2. Анализ традиционных подходов к проектированию учебных планов и программ учебной дисциплины
- 2. 3. Принципы фундаментализации общенаучной дисциплины в техническом вузе
- 2. 4. Психолого-педагогические условия фундаментализации общенаучной дисциплины
- Резюме
- ГЛАВА. J УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФУНДАМЕНТАЛИЗАЦИИ ОБЩЕНАУЧНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА
- 3. 1. Формирование учебно-методического комплекса дисциплины
- 3. 2. Проектирование обучающе-контролирующих модулей
- 3. 3. Общие принципы формирования методических пособий к практическим занятиям
- 3. 4. Построение лабораторных руководств в логике системного подхода
- Резюме
- ГЛАВА 4. ОПЫТ ФУНДАМЕНТАЛИЗАЦИИ ОБЩЕНАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
- 4. 1. Построение программы учебной дисциплины на основе принципа единства фундаментализации и профессионализации знаний
- 4. 2. Характеристика основных особенностей учебных заданий
- 4. 3. Технологии экспериментального обучения
- 4. 4. Фундаментализация знаний при системном изучении общенаучной дисциплины
- Резюме
Список литературы
- Аверьянов А.Н. Системное познание мира. М.: 1985. — 261 с.
- Аитов Н.А., Александров Г. Н., Мавлютов P.P. Высшее техническое образование в условиях НТР. М.: Высшая школа, 1987. — 256 с.
- Алабужев П.М., Городецкий А. Ф., Минкевич Л. М., Хон В.Ф. Курс механики и специальностъ//Весшик высшей школы, 1968, № 3. -С. 90−91
- Анофрикова С.В. Формирование обобщенных приемов деятельности при подготовке учителей физики// Практика создания модели специалиста в различных вузах. М.: Знание, 1989. -(Новые методы и средства обучения) — № 4 (8). — С.77−90.
- Артюх С.Ф., Лобунец В. И., Белова Е. К. Создается сквозная программа специальности//Вестник высшей школы, 1981, № 8. -С.16−18
- Архангельская Ю.С., Решетова З. А. Учебные карты-задания к лабораторным работам по физике «Медицинские приборы и аппараты». Под ред. проф. А. Н. Ремизова. 2-й МОЛГМИ им. Н. И. Пирогова, 1985.-51 с.
- Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы: Учеб.-метод.пособие.-М.: Высшая школа, 1980. 368 с.
- Атанов Г. А., Мартынович Н. Н., Семко А. Н., Токий В. В. Программа курса физики как предметная модель обучаемого// Современные проблемы дидактики высшей школы: Сб. избр. трудов Междунар. конф. (27−31 августа 1997 г.).-Донецк: Дон ГУ, 1997. -С. 112−120.
- Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. -М.: Политиздат, 1981. 432 с.
- Ахундов М.Д., Борисов ВИ., Тюхтин B.C. Интегративные науки и системные исследования// Синтез современного научного знания. М., 1973. С.224−249.
- Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М., 1982.- Байденко В. И. Образовательный стандарт: теоретические и концептуальные основы (Опыт системного исследования). Дис. докт. пед. наук. — М., 1999.
- Баляева С. А. Проблема фундаментализации и профессионализации образования в дидактике высшей школы. М.: 1985.-Рукопись представлена Моск. ун-том Деп. в НИИВШ 17 янв. 1985, № 85−85. -28 с.
- Баляева С.А. Единство фундаментализации и профессионализации знаний как принцип построения общетеоретической дисциплины в вузе (на материале теоретической механики).-Дис.. канд. пед. наук.-13.00.01.-М., 1985.-230 с.
- Баляева С.А. К вопросу о развитии познавательной активности в процессе обучения / Деп. в НИИ ВШ, № 312−88 от 25.02.88. 8 с.
- J Баляева С. А. О повышении уровня познавательной активности и самостоятельности студентов// Пути совершенствования учебно-воспитательного процесса в условиях перестройки высшей школы. Методические рекомендации. Краснодар: ЮГУ, 1988. — С. 125−127.
- Баляева С. А. Методическое обеспечение лабораторных занятий в условиях компьютеризации обучения// Компьютерная технология обучения в высшей школе. Тезисы докладов I Всесоюзной конференции. Севастополь: Изд-во СВВМИУ, 1989. — С.57−59.
- Баляева С. А. Модульный подход к изучению общетеоретических дисциплин в вузе// Совершенствование процесса обучения в вузе. Методические рекомендации. Краснодар: ЮГУ, 1990. — С.5−7.
- Баляева С. А. Совершенствование структуры методических указаний к практическим занятиям // Совершенствование процессаобучения в вузе. Методические рекомендации. Краснодар: КГУ, 1990. -С.23−24.
- Баляева С. А. Новое в формах контроля / Деп. в НИИ ВШ № 166−91 от 21.02.91- 8 с.
- Баляева С. А. Методическое обеспечение системы контроля знаний в условиях индивидуализации процесса обучения // Пути повышения эффективности учебного процесса в вузе. Тезисы научно-практической конференции. Краснодар: КГУ, НГМА, 1993. — С.15−16.
- Баляева С.А. Опыт применения компьютера на лабораторных занятиях// Совершенствование содержания, форм и методов подготовки специалистов высшей квалификации. Методические рекомендации. Краснодар: КГУ, НГМА, 1993. — С.60−62.
- Баляева С.А. Психологические аспекты проектирования обучающих программ// Пути повышения эффективности учебного процесса в вузе. Тезисы научно-практической конференции. -Краснодар: КГУ, НГМА, 1993. С.80−82.
- Баляева С.А. Пути повышения эффективности учебных занятий в вузе// Совершенствование содержания, форм и методов подготовки специалистов высшей квалификации. Методические рекомендации. Краснодар: КГУ, НГМА, 1993. — С.469.
- Баляева С.А. Совершенствование содержания и структуры учебных пособий в вузе// Проблемы подготовки специалистов в морском вузе. Тезисы докладов научно-практической конференции. Краснодар. Изд-во КГУ, 1994. С.6−7.
- Баляева С.А. Условия активизации познавательной деятельности студентов// Проблемы подготовки специалистов в морском вузе. Тезисы научно-практической конференции. Новороссийск: НГМА, КГУ, 1994. — С.5−6.
- Баляева С.А. Организация проверки остаточных знаний // Пути повышения подготовки специалистов в морском вузе. Тезисы научно-практической конференции. Новороссийск: НГМА, КГУ, 1995. — С. 126−127.
- Баляева С.А. Теоретические вопросы тестового контроля знаний // Пути повышения подготовки специалистов в морском вузе. Тезисынаучно-практической конференции. Краснодар. КГУ, НГМА, 1995. — С. 127−128.
- Баляева С.А. Возможности тестового контроля на лабораторно-практических занятиях// Пути повышения качества подготовки специалистов в морском вузе. Материалы научно-методической конференции. Новороссийск: Изд-во НГМА, 1996. — С.57−59.
- Баляева С. А. Новое в моделях обучения// Пути повышения качества подготовки специалистов в морском вузе. Материалы научно-методической конференции. Новороссийск: НГМА, КГУ, 1996. -С.60−62.
- Баляева С. А. Опыт работы в системе дополнительного образования// Пути повышения качества подготовки специалистов в морском вузе. Материалы научно-методической конференции. -Новороссийск: НГМА, КГУ, 1996. С.59−60.
- Баляева С.А. Теоретические основы построения учебной дисциплины в высшей школе. Монография. — М.: Изд-во «Прометей», 1997. 128 с.
- Баляева С.А. Разработка модели обучения на основе принципа фундаментализации знаний о предмете// Современные проблемы дидактики высшей школы. Тезисы международной конференции (27−31 августа 1997 г.) Донецк: ДонГУ, 1997. — С.25−26.
- Баляева С.А. Современные тенденции развития науки и производства и проблема формирования модели специалиста//
- J Баляева С. А. Проектирование дидактических средств в высшей школе. Монография. М.: Изд-во «Прометей», 1998. — 179 с.
- Баляева С. А. Построение содержания общенаучной дисциплины с точки зрения его фундаментализации// Духовно-нравственные и государственно-правовые основы отечественного просвещения. Сборник тезисов. М.: ОДИ — INTERNATIONAL, 1998. — С.98−100.
- Баляева С. А. Фундаментализация как важнейший компонент реформы системы образования // Сборник научных трудов НГМА. Выпуск 3. Тезисы докладов. Новороссийск: НГМА, 1998. — С.245.
- Баляева С. А. Ведущие тенденции фундаментализации высшего образования// История и современное состояние Российского образования. Малоисследованные проблемы. Сборник научных работ. М.: ООО Педагогика, 1998. — С.28−33.
- Баляева С.А., Козырева Л. В. Методическое обеспечение самостоятельной работы студентов// Пути повышения качестваподготовки специалиста в условиях перестройки высшей школы. Методические рекомендации, ч.И. Краснодар: КГУ, 1989. — С.90−94.
- Баляева С.А., Углова А. Н. Методические основы тестового коллоквиума// Пути повышения качества подготовки специалистов в морском вузе. Материалы научно-методической конференции. -Новороссийск: НГМА, КГУ, 1996.- С.56−57.
- Баляева С. А. Углова А.Н. Практикум по курсу общей физики. Часть I. Механика. Колебания и волны. Молекулярная физика и термодинамика. Учебное пособие для студентов вузов. М.: Изд-во «Прометей», 1998. — 95 с.
- Баляева С.А., Углова А. Н. Активизация самостоятельной работы обучаемых// Духовно-нравственные и государственно-правовые основы отечественного просвещения. Сборник тезисов. М.: ОДИ — INTERNATIONAL, 1998. — С. 102−103.
- Баляева С. А., Углова А. Н. Опыт разработки заданий тестового контроля по основам физики// Сборник научных трудов НГМА. Выпуск 3. Тезисы докладов. Новороссийск: НГМА, 1998. ~ С. 246.
- Баляева С. А., Углова А. Н. Практикум по курсу общей физики. Часть Ш. Оптика. Элементы квантовой и ядерной физики. Учебное пособие для студентов вузов. М.: Изд-во «Прометей», 1999. -122с.
- Баляева С.А., Углова А. Н., Миронова Е. И. Проектирование обучающе-контролирующих модулей// История и современное состояние Российского образования. Малоисследованные проблемы. Сборник научных работ. М.: ООО «Педагогика», 1998. — С.86−88.
- Батышев С .Я. Реформа профессиональной школы: опыт, поиск, задачи, пути реализации. М., 1988.
- Барышев А. Микроэлектроника и информатика // Курьер ЮНЕСКО, 1983. Апрель.
- Белова Е.К., Дмитриенко Т. А. Некоторые вопросы оптимизации рабочих и сквозных программ специальностей// Проблемы высшей школы. Киев, 1980, вып.40. ~ С.3−6.
- Белогурова В.А. Практика создания модели специалиста в медицинском и фармацевтическом вузах// Практика создания модели специалиста в различных вузах. М.: Знание, 1989. -(Новые методы и средства обучения) — № 4 (8). — С.29−53.
- Белоцерковский О., Чудинов Э. НТР и подготовка специалиста нового типа//Политсамообразование, 1980, № 6. с.21−29.
- Берг А.И., Седов ЛИ., Смирнов В. И., Щукин А. Б., Ханович И .Г. Снова о теоретической механике для радиоинженеров//Вестник высшей школы, 1972, № 2. С.60−61.
- Берталанфи JI. фон. Общая теория систем обзор проблем и результатов// Системные исследования: Ежегодник, 1969. — М.: Наука, 1969.
- Беспалько В.П. Дидактические основы программного управления процессом обучения.: Автореф. дис. д-ра пед.наук. -М., 1968.
- Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж, 1977.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
- Беспалько В.П., Беспалько JI.B. Педагогическая технология // Новые методы и средства обучения. М.: Знание, 1989. — № 2 (6). -С.3−53.
- Блажий А., Дриенский Д., Перлаки И., Научно-техническая революция и инженерное образование./Пер. со славац.- Под ред. А Я. Савельева. М. Высшая школа, 1988. — 285 с.
- Блауберг И.В., Садовский В Н., Юдин Э. Г. Системный подход в современной науке// Проблемы методологии системного исследования. М., 1970. — С.7−48.
- Блауберг И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. — 270 с.
- Богомолов А.И. Учебный план современного втуза.//Вестник высшей школы, 1971, № 8. -С.18−25.
- Брунер Дж. Процесс обучения: Пер. с англ. М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1962. — 84 с.
- Брунеску В., Ника Ю. Современная проблематика содержания образования//Проблемы социалистической педагогики. М., 1973. — С.258−261.
- Брусиловский Н.Л. Модели обучения/ЛГехническая кибернетика, 1992, № 5. С.97−119.
- Буева Л.П. Человек, культура и образование в кризисном социуме.// Философия образования. М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1996. -С.76−90.
- Бурбаки Н. Элементы математики: Кн.8. Очерки по истории математики. Пер. с франц. М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1963. — 292с.
- Бурчаков А.С., Шаровар И. И. Так реализуется непрерывное математическое обучение//Вестник высшей школы, 1979, № 5. -С.64−65.
- Бэндек А. Вопросы взаимосвязи общего, политехнического и профессионального образования в средних школах социалистических стран.: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1979.
- Васильева С.В. Интеграция содержания обучения как предпосылка совершенствования профессиональной подготовки специалистов со средним специальным образованием. М., НИИВШ, 1990.
- Вербицкий А.А. О контекстном обучении // Вестник высшей школы, 1985, № 8.
- Вербицкий А.А. Концепция знаково-контекстного обучения в вузе // Вопросы психологии, 1987, № 5.
- Вербицкий А.А. Психолого-педагогические особенности использования ЭВМ как орудия деятельности в контекстном обучении// Психолого-педагогические основы исследования ЭВМ в вузовском обучении. М.: Изд-во МГУ, 1987.
- Вербицкий А.А. Методологические проблемы непрерывного образования// Непрерывное образование: Методология и практика. М.: Знание, 1990. — С. З-ЗО.
- Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод, пособие. М.: Высш. шк., 1991. — 207 с.
- Вербицкий А., Агапова О., Ушаков А. Сотворение образа мира // Вестник высшей школы, 1991, № 7.
- Верхола А.П. Дидактические основы оптимизации процесса обучения дисциплинам вуза.: Дис. д-ра пед. наук. Киев., 1989. -426с.
- Виданов Ф.А. Вопросы теории учебного предмета.//Сов.педагогика, 1970, № 1. С. 100−106.
- Володарская И.А., Арташкина Т. А. Использование профессиональных задач в процессе обучения// Практика создания модели специалиста в различных вузах. М.: Знание, 1989. -(Новые методы и средства обучения) — № 4 (8). — С.69−76.
- Воронина Т.П. Перспективы образования в информационном обществе// Философия образования. М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1996. — С. 194−200.
- Воронина Т.П., Кашицин В. П., Молчанова О. П. Образование в эпоху новых информационных технологий. М.: Ассоциация международного образования, 1995.
- Воронцов М.А., Куницын В. Е., Матвеев А. Н. Технология обучения общей физике в компьютерной среде// Компьютерная технология обучения в высшей школе. Тезисы II Всесоюзной конференции. -Севастополь, 1990.
- Всесвятский Б.В. Системный подход к биологическому образованию в средней школе: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1985. —143 с.
- Выготский JI.C. История развития высших психических функций// Развитие высших психических функций. М., 1960.
- Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 1. Т.2 М, 1982.
- Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. Москва: Изд-во Моск. ун-та., 1988. — 255 с.
- Гальперин П.Я. Основные результаты исследования по проблеме «Формирование умственных действий и понятий.» М.: Изд-во Моск. ун-та, 1965. — 51 с.
- Гальперин П.Я. К характеристике 3 типа учения// Третий Всесоюзный съезд общества психологов СССР. М., 1968. — С. 131 132.
- Гальперин П.Я. Изменение методики обучения одно из условий повышения эффективности процесса учения//Вопросы философии, 1974, № 1. — С.91−94.
- Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. -М., 1985.
- Гаранович H.M. Использование интегративных связей для формирования у студентов профессиональных умений: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1987.
- Гареев В.М., Куликов С. И., Дурко Е. М. Принципы модульного обучения//Вестник высшей школы, 1987, № 8. С.30−33.
- Гермаидзе Г. Е. Совершенствование содержания подготовки техников-металлургов в условиях научно-технического прогресса// Вопросы совершенствования подготовки специалистов со средним специальным образованием. М., 1987.
- Герней Т., Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы эффективного применения компьютера в учебном процессе // Вопросы психологии, 1985, № 3.
- Гершгорин А.Д., Кемпнер M.JL, Седунова С. П. Текстовые задачи по дисциплине «Теоретическая механика»: Раздел 2 «Кинематика». М.: МИИТ, 1980. -40 с.
- Голубев И.С., Хижняк А. Н. О системе математических знаний. //Вестник высшей школы, 1981, № 6. С. 18−20.
- Горбунова JI. А. Высшее техническое образование в системе связей наука-производство// Наука, образование, производство: проблемы развития и взаимосвязи. Томск, 1981. — С. 133−141.
- Горностаев П.В. Теория общего образования взрослых. М., 1974.
- Готт B.C. Материальное единство мира и единство научного знания//Вопросы философии, 1977, № 12. С.24−33.
- Готт B.C., Семенюк Э. П., Урсул, А Д. Категории современной науки: (становление и развитие).-М.: Мысль, 1984. 268 с.
- Гудков В.А., Барабанов Г. П., Андросюк Е. Р. Пути интенсификации учебного процесса в вузе// Методы совершенствования учебно-воспитательного процесса в вузе: Межвуз. сб. научн. трудов. -Волгоград: Изд. ВПИ, 1987. С. 139−145.
- Гудков В.А., Подлеснов В Н. Вопросы создания контролирующе-обучающих модулей по техническим дисциплинам// Методы совершенствования учебно-воспитательного процесса в вузе: Межвуз. сб. научн.трудов. Волгоград: Изд. ВПИ, 1987. — С. 174 178.
- Гусинский Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода. М.: Школа, 1994. -184с.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении(Логико-психологические проблемы построения учебных предметов).-М.: Педагогика, 1972.-423 с.
- Давыдов В.В. Проблема развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика., 1986. — 240 с.
- Давыдов В.В., Маркова А. К. Развитие мышления в школьном возрасте// Принципы развития в советской психологии. М., 1980.
- Давыдов В.В., Маркова А. К. Концепция учебной деятельности школьников// Вопросы психологии, 1981, № 6.
- Девятова С.В., Купцов В.И. XX столетие век образования// Философия образования. — М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1996. -С.91−103.
- Долженко О.В. Философия образования: дань моде или условие выживания?// Философия образования. М. Фонд «Новое тысячелетие», 1996. -С.22−36.
- Евстратов В. А. Методические рекомендации по составлению структурно-логических схем учебных курсов и учебно-методических карт/Харьк. политехи, ин-т.-Харьков, 1977. 17с.
- Жак И. Е. Профессионализируем преподавание математики//Вестник высшей школы, 1971, № 12. С.89−90.
- Журавлев И.К., Зорина Л. Я. Дидактическая модель учебного предмета.-Новые исследования в педагогических науках. М., 1979, № 1(33).-С. 18−23.
- Журавлев И.К., Зорина Л. Я. Представление об учебном предмете И Теоретические основы содержания общего среднего образования Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М., 1983. — С. 191−202.
- Зависимость обучения от типа ориентировочной деятельности. -Сб. статей под ред. П. Я. Гальперина и Н. Ф. Талызиной. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1968.
- Зайцев Г. П., Безлепкин В. В. Возможности целевой интенсивной подготовки специалистов//Вестник высшей школы, 1985, № 8. -С.21−24.
- Зайцев O.C. Построение учебных программ по курсу общей химии// Журнал Всесоюзного химического общества им. Д. И. Менделеева. т.26, 1981, № 2. С. 175−180.
- Зайцев О.С. Наши методические принципы преподавания общей химии.-Вестник высшей школы, 1983, № 7. С.27−31.
- Зверев И.Д., Максимова В. Н. Межпредметные связи в современной школе ,-М.: Педагогика, 1981. 160 с.
- Зиновкина М М. Теоретические основы целенаправленного формирования творческого технического мышления и инженерных умений студентов. Завод-втуз при автозаводе им. И. А. Лихачева. -М., 1987.-83 с.
- Зинченко В.П. Человеческий интеллект и технократическое мышление // Коммунист, 1988, № 3.
- Зорина Л.Я. О межпредметных связях, имеющих мировоззренческое значение// Межпредметные связи в процессе преподавания основ наук в средней школе, ч. 1. М., 1973. — С.42−46.
- Зорина Л. Я Пути отбора методологических знаний: Сообщение I. Отбор методологических знаний в соответствии с целями и принципами обучения// Новые исследования в педагогических науках. М., 1973, № 8(21). — С.34−35.
- Зорина Л.Я. Пути отбора методологических знаний: Сообщение И. Отбор методологических знаний в соответствии с их видами// Новые исследования в педагогических науках. М., 1974, № 9(22). -С.20−21.
- Зорина Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний у старшеклассников. М.: Педагогика, 1978. — 126 с.
- Зорина Л.Я. Системность знаний учащихся по физике. М., 1980.
- Зорина Л.Я. Отражение науки в содержании образования// Теоретические основы содержания общего среднего образования Под ред. В. В. Краевского, И Я. Лернера. М., 1983. — С. 104−118.
- Зорина Л.Я. Основания для отбора и распределения основных и вспомогательных знаний в различных циклах учебных предметов// Теоретические основы содержания общего среднего образования М1од ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. -М., 1983. С.121−224.
- Измайлова А. А. Межпредметные связи фундаментальных и технических дисциплин в вузе: Автореф. дис. канд. пед.наук. М., 1982. -18 с.
- Ильина Т. А. Структурно-системный подход к организации обучения. -М., 1971. Вып. 1- 1972. Вып. 2- 1973. Вып. 3.
- Ильина Т.А. Педагогика: курс лекций. М.: Просвещение, 1984.
- Искусственный интеллект" и психология. М.: Наука, 1976.
- Кабанова О. Я. Обучение студентов немецкому языку на основе теории поэтапного формирования умственных действий// К проблеме управления обучением и воспитанием. М.: Изд-во МГУ, 1970.
- Каган В.И. Единая методическая система института (методологические предпосылки)// Новые исследования в педагогических науках. М., 1985, № 2 (46).
- Каган В.И., Сычеников И. А. Основы оптимизации процесса обучения в высшей школе (Единая методическая система института: теория и практика): Науч. метод, пособие. — М.: Высш. шк., 1987.-143 с.
- Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности (нормативный подход).-М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. 168 с.
- Калошина И.П., Мельман Р. Я. О применении теоретических знаний учащимися профтехучилищ//Вопросы психологии, 1978, № 3. -С.65−73.
- Калошина И.П., Харичева Г. С. Логические приемы мышления при изучении высшей математики. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1978.
- Кан-Калик В.А., Гибкие модели учебного процесса/ТВестник высшей школы. 1989, № 4. — С.9−11.
- Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М., 1990.
- Кантеник С.К. Единство труда, обучения и воспитания//Вестник высшей школы, 1985, № 3. С.9−15.
- Карпов В.В. В основе бригадно-модульная структура//Вестник высшей школы, 1990, № 5. С.47−48.
- Карпов В В., Катханов М. Н. Инвариантная модель интенсивной технологии обучения при многоступенчатой подготовке в вузе. -М., 1992.-141 с.
- Кедров В.М. Маркс и единство наук естественных и гуманитарных//Вопросы философии, 1968, № 5. — С.3−14.
- Кедров Б.М. Диалектический путь теоретического синтеза современного естественнонаучного знания// Синтез современного научного знания. М., 1973. — С.9−59.
- Кедров Б.М. Классификация наук. Прогноз К. Маркса о науке будущего. М.: Мысль, 1985. — 543 с. у Кинелев В. Г. Университетское образование: его настоящее и будущее//Магистр, 1995, № 3. С. 1−9.
- Кинелев .Г. Разговор с министром//Магистр, 1997, № 2. С. 1−8.
- Клочков В.В. Экономика образования: иллюзия и факты. 1985.
- Князева Е.Н., Курдюмов С. П. Синергетика как новое мировоззрение: диалог с И. Пригожиным//Вопросы философии, 1992, № 12.
- Кондратьева Л.Л., Лазутина Г. В., Пронин С И. Моделирование профессиональной деятельности в системе практических занятий// Содержание, формы и методы обучения в высшей и средней специальной школе: Обзор, информ. НИИВШ. М., 1985. Вып.4.
- Конфедератов И.Я. Педагогика: Новое и традиционное//Вестник высшей школы, 1968, № 2. С. 13−22.
- Конфедератов И.Я. Новые идеи и методы в педагогике высшей школы: Материалы лекций, прочит, в Политехи, музее на фак. програмир. обучения. М.: Знание, 1969. — 26 с.
- Конфедератов И.Я. Лекция и учебник//Вестник высшей школы, 1969, № 12.-С. 16−22.
- Конфедератов И Я. Наука и учебная дисциплина//Вестник высшей школы, 1971 ,№ 6.-С. 15−21.
- Концепция непрерывного образования // Народное образование, 1989, № 10.
- Концепция профессионально технического образования. — М., 1991. v Концепция очередного этапа реформирования системы образования Российской Федерации. М., 1997.
- Королев Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях // Советская педагогика, 1970, № 9.
- Косатая В.М. Межпредметные связи как средство формирования некоторых приемов мышления// Межпредметные связи в процессе преподавания основ наук в средней школе, ч. 1. М., 1973. — С.81−85.
- Косатая В.М. Приемы познавательной деятельности как вид межпредметных связей: Автореф. дис.канд.пед.наук. М., 1975. -25с.
- Котелова Ю.В. Очерки по психологии труда. М.: Изд-во МГУ, 1986.
- Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения: Методологический анализ. М., 1977.
- Краткий психологический словарь/Под ред. А. В. Петровского и М.Г. Ярошевского- М, 1985. я Краткий словарь по философии/Под общ. ред. И. В. Блауберга, И. К. Пантина.-З-е издание., дораб. и доп. М.: Политиздат, 1979. -413с.
- Крыштановская О.В. Инженеры. Становление и развитие профессиональной группы. М: Наука, 1989.
- Кузнецов И.В. Структура физической теории//Вопросы философии, 1967, № 11. С.86−98.
- Кузьмин В.П. Принцип системности в теории и методологии К.Маркса. М.: Политиздат, 1976. — 247 с.
- Кузьмин В.П. Различные направления разработки системного подхода и их гносеологические основания// Системные исследования: Методологические проблемы. Ежегодник 1984. М., 1984.-С.7−32.
- Куровский B.JI. Дидактические условия общенаучной подготовки специалистов в техническом вузе: Дис. док. пед. наук.-13.00.01.-Норильск, 1993.-384 с.
- Лебедев О.Т. Прогнозирование подготовки инженерных кадров для электронной пром-ти (Методологические проблемы).-Л.: Изд-во Лен. ун-та, 1977. 232 с.
- Левина М.М. Новые исследования в педагогических науках. Сб. статей. Отв. ред. М. Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1972.
- Левина М.М. Системно-структурный анализ как метод исследования в дидактике// Вопросы методов педагогических исследований. М., 1973.-С. 192−199.
- Левина М.М. Сущность и структура методов обучения. Дисс. докт. пед. наук. -М., 1979.
- Левина М.М. Проблема интеграции дидактической и методической подготовки студентов// Теория и практика высшего педагогического образования: Межвузовск. сб. научн. тр. М.: Изд-во «Прометей», 1991. — С.30−35.
- Левина М.М. О методологических проблемах дидактики высшей школы// Формирование социально активной личности учителя: Межвуз. сб. научн. тр. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1989. — С.47−55.
- Левина М.М. Методологические характеристики педагогической технологии обучения// Научные труды Московского педагогического государственного университета. Серия: Психолого-педагогические науки. М.: Изд-во «Прометей», 1998.
- Левина М.М. Основы технологии профессионального, педагогического образования / М-во образования Рос. Федерации., Моск. пед. гос. ун-т, М-во образования Респ. Беларусь, Акад. последиплом. образования. Минск, 1998. — 344 с.
- Легенький Г. И. Педагогический процесс как целостная динамическая система. Харьков, 1979.
- Легостаев И. И. Стандартизация и диагностика обучения: теория и практика. Учебное пособие для студентов. М. Изд-во МГОПИ «Альфа», 1993. — 122 с.
- Леднев B.C. Содержание общего среднего образования: Проблемы структуры. М.: Педагогика, 1980. — 264 с.
- Леднев B.C. Непрерывное образование: структура и содержание. -М.: АПН СССР, 1988. 282 с.
- Леднев B.C. Содержание образования. М, 1989.
- Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. 2-е изд., перераб. М.: Высшая школа, 1991. — 224 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М. Изд-во МГУ, 1981.
- Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: 1980.
- Лернер И.Я. Состав и структура содержания образования на уровне теоретического представления// Теоретические основы содержанияобщего среднего образования/Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1983. — С. 137−160.
- Лизунова Н.М. Формирование готовности непрерывному образованию в высшей школе США// Практика создания модели специалиста в различных вузах. М: Знание 1989. — (Новые методы и средства обучения) — № 4 (8). — С.91−107.
- Лихачев Б.Т. Методологические основы педагогики. Самара: Изд-во СИУ, 1998. — 200 с. v Логвинов И. И. К теории построения учебного предмета//Советская педагогика, 1969, № 3. С.91−100.
- Логвинов И.И. Роль и место математики в курсе физики средней школы// Межпредметные связи в учебном процессе. М., 1974. -С.93−126.
- Логвинов И.И. Имитационное моделирование учебных программ. -М.: Педагогика, 1980. 1298 с.
- Логинова Е.Н. Проектирование обучения в системно-деятельностном подходе// Современные проблемы дидактики высшей школы: Сб. избр. трудов Междунар. конф.(27−31 августа 1997 г.)-Донецк: Дон ГУ, 1997. С.3−12.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. -445 с.
- Ломов Б.Ф. Научно-технический прогресс и средства умственного развития человека // Психологический журнал, 1985, № 6.
- Лосев А.К. Введение в специальность «Радиотехника». М.: Высш. школа, 1980. — 240 с.
- Ляпунов А.А., Сокольский Ю. И. Онтодидактика актуальное направление исследований//Вестник высшей школы, 1973, № 8. -С.7−13.
- Мавров Г. Научно-техническая революция и содержание образования// Проблемы социалистической педагогики. М., 1973.- С.242−248.
- Малыгина О. А. Формирование деятельности математического моделирования как компонент подготовки современного специалиста. (На материалах электротехники и высш. математики).- Автореф.. канд. пед. наук. М., 1991. — 19 с.
- Маргулис Б.О. Математика для биологов//Вестник высшей школы, 1972, № 1. С. 84.
- Маринко Г. И. Интегративный характер мирового научно-технического прогресса// Интеграционные процессы в современном мире и социальный прогресс / Под ред. М. А. Розова. М.: Изд-во МГУ, 1989.
- Маркушевич А. И. Совершенствование образования в условиях научно-технической революции// Проблемы социалистической педагогики. М., 1973. — С.206−241.
- Машбиц Е.И. Психологические основы управления учебной деятельностью. К.: Вища школа, 1987. — 224 с.
- Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения: (Педагогическая наука реформе школы). — М.: Педагогика, 1988. — 192 с.
- Методические указания по изучению курса общей химии в логике системного подхода/Под ред.З. А. Решетовой. Одесса: ОПИ, 1981. -64 с.
- Методологические проблемы. Ежегодник 1984. -М., 1984.
- Методы системного педагогического исследования: Учебное пособие / Под ред. Н. В. Кузьминой. JL: Изд-во ЛГУ, 1980.
- Мещерский И.В. Сборник задач по теоретической механике: Учебное пособие. М.: Наука, Главная редакция физико-математической лит-ры, 1981. — 480 с.
- Микешина Л.А. Герменевтические смыслы образования// Философия образования. М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1996.
- Миронов В.Б. Проблемы образования в капиталистических странах в условиях НТР// Образование в современном мире. М.: Педагогика, 1986.
- Митина A.M. Подходы к решению профессиональных задач подготовки учителей в американской педагогике// Практика создания модели специалиста в различных вузах. М.: Знание, 1989. — (Новые методы и средства обучения) — № 4 (8). — С. 108−119.
- Мищик С.А. Условия широкопрофильной подготовки учащихся в процессе трудового обучения (на материале радиотехнических профилей): Автореф. дис. канд.пед.наук. М., 1984. — 17 с.
- Мышкис А.Д., Солонуоц Б. О. О программе и стиле курса математики во втузе//Вестник высшей школы, 1972, № 6. С.32−40.
- Наука и учебный предмет: Материалы дискуссии//Советская педагогика, 1965, № 7. С.3−25.
- Нечаев Н.Н. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1988. — 166 с.
- Никандров Н.Д. Программированное обучение и идеи кибернетики. -М: Наука, 1970.
- Никандров Н.Д. Современная высшая школа капиталистических стран. М.: Высш. школа, 1978.
- Никандров Н.Д. Понятие и система методологических проблем педагогики//Методологич. проблемы совр. педагог, науки и практики. Межвуз. сб. науч. тр. —Челябинск, 1988.
- Никола Г., Талызина Н. Ф. Формирование общих приемов решения арифметических задач// Управление познавательной деятельностью учащихся. М., 1972. — С.209−261.
- Новикова Т.В. О направлениях совершенствования содержания обучения в вузе// Методы совершенствования учебно-воспитательного процесса в вузе: Межвуз. сб. научн.трудов. -Волгоград: Изд-во ВПИ, 1987. -С.21−29.
- Овакимян Ю.О. Моделирование структуры и содержания процесса обучения. Учебн. пособие. М., 1976.
- Овакимян Ю.О. Модели в системе методов и средств исследования учебного процесса// Моделирование учебного процесса на основе применения технических средств: Межвуз. сб. научн. трудов. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1985. — С.43−48.
- Овакимян Ю.О. Теория и практика моделирования обучения: Автореф. дис. докт. пед. наук. М., 1989.
- Овакимян Ю. О. Полозов Б.Н. Технические средства и формы презентации учебного содержания// Моделирование учебного процесса на основе применения технических средств: Межвуз. сб. научн. трудов. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1987. — С.8−13.
- Овакимян Ю.О., Пустовойтов В. П. Вероятностная модель обучения и интерпретация ее параметров в терминах организации учебного процесса// Научные труды МПГУ им. В. И. Ленина. Серия: Психолого-педагогические науки. М.: Изд-во «Прометей», 1995. -С.51−57.
- Овакимян Ю.О., Пустовойтов В. П., Пустовойтов В. В. Технология профессионально ориентированного обучения// Научные труды МПГУ. Серия: Психолого-педагогические науки. М.: Изд-во «Прометей», 1998. — С.86−93.
- Овакимян Ю.О., Пустовойтов В. П., Пустовойтов В. В. Модульно-интегративная организация обучения и образования учителя// Научные труды МПГУ им. В. И. Ленина. Серия: Психолого-педагогические науки. М.: Изд-во «Прометей», 1996. С.83−90.
- Овчинников Н.Ф. Категория структуры в науках о природе// Структура и формы материи (Сборник статей/Отв.ред. М.Э.Омельяновский). М., 1967. — С. 11−47.
- Орлов К.В. Комплексный план учебного курса//Вестник высшей школы, 1976, № 8. С.21−26.
- Осин В.А., Шумилов М. С. УМК путь оптимизации//Вестник высшей школы, 1985, № 3. — С. 15−17.
- Основные направления перестройки высшего и среднего специального образования в стране: Сборник документов и материалов. М.: Высш. школа 1987. — 77 с.
- Папикянц Л.А. Информационное обеспечение при подготовке инженеров//Новые методы и средства обучения. М.: Знание, 1988, № 4. — С.79−100.
- Панкова Л.Н. Модели преподавания гуманитарных наук в современных университетах// Философия образования. М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1996. — С.201−212.
- Петрушин В.А. Экспертно-обучающие системы.-Киев: Наукова Думка, 1992. 1% с.
- Печенюк Н.Г. Организация познавательной деятельности студентов на основе типологии профессиональных задач (на материале подготовки физика в университете): Автореф.дис. канд. пед. наук.-М., 1984.-16 с.
- Полевой Ю.Л. Решетова 3.А. Системный подход к построению учебного предмета в вузе и формирование технического мышления современного инженера// Психолого-педагогические проблемы профессионального обучения. М., 1979. — С. 10−52.
- Пригожин И. От существующего к возникающему. Время и сложность в физических науках. М.: Наука, 1985.
- Пригожин И., Стангерс И. Порядок из хаоса. М.: Прогресс, 1986.
- Примерная программа дисциплины «Теоретическая механика» для высших учебных заведений.-Санкт-Петербург, 1996. 19 с.
- Проблемы формирования личности специалиста широкого профиля: Труды Ленингр.инж.-экон.ин-т.-Л., 1976, вып. 113. 153 с.
- Программа для высших учебных заведений по дисциплине «Техническая механика». -М.: В/О «Мортехинформреклама», 1990. -29 с.
- Программа по теоретической механике для строительных, транспортных, машиностроительных и приборостроительных специальностей высших учебных заведений. М.: Высшая школа, 1976.-12 с.
- Профессионально направленное изучение общенаучных дисциплин в техническом вузе. Обзор.информ.НИИ пробл.высш.школы. Сер: Обучение в высш. и средн. специальной школе, вып.2. — М., НИИВШ, 1982. -44 с.
- Психолого-педагогические проблемы профессионального обучения. М.: Изд. Моск. ун-та, 1979.-208 с.
- Решетова З.А. Программированное обучение и формирование обобщенных приемов мышления// Проблемы программированного обучения: Материалы первого советско-французского семинара. -М., 1973. -С.43−51.
- Решетова З.А. Формирование теоретического мышления в обучении// Психологические проблемы повышения эффективности и качества труда. Тезисы докладов к 5 Всесоюзному съезду психологов СССР.27 июня-2 июля 1977 г. М., 1977, вып. З, ч.1. -С. 124−125.
- Решетова З.А. Психологические основы профессионального обучения. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. — 207 с.
- Решетова З.А. Процесс усвоения как деятельность// Современные проблемы дидактики высшей школы: Сб. избр. трудов Междунар. конф. (27−31 августа 1997г).-Донецк: Дон ГУ, 1997. -С.3−12.
- Решетова З.А., Баляева С. А. Один из подходов к построению учебной дисциплины//Вестник высшей школы, 1985, № 1. С.35−39.
- Решетова З.А., Баляева С. А. Экспериментальная разработка программы учебного предмета на основе принципа единства фундаментализации и профессионализации знаний. М., 1985. -Рукопись представлена Моск. ун-том. Деп. в НИИ ВШ 17 янв. 1985, № 86−85.-39 с.
- Решетова З.А., Мищик С. А. Формирование политехнического мышления в условиях подготовки школьников к широкопрофильному труду//Вестник МГУ. Сер.14.Психология, 1984, № 1. С.9−16.
- Решетова З.А., Самоненко Ю. А. Системный тип ориентировки в предмете и эвристические возможности учащихся//Вестник МГУ.Сер.24.Психология, 1982, № 1. С.20−29.
- Решетова З.А., Сергеева Т. А. Построение курса общей химии на основе системного раскрытия его предмета// Системно-структурный подход к построению курса химии /Под ред. Е. М. Соколовской и Н. Ф. Талызиной. М., 1983. — С. 11−58.
- Решетова З.А., Тарлева С Т. Характеристика знаний учащихся, формируемых при изучении объекта как системы// Психолого-педагогические проблемы профессионального обучения. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. — С.53−100.
- Решетова 3.A., Шамсутдинова И. Г. Значение метода системного анализа для эвристического решения задач студентами. М., 1984.- С.91−97.
- Розин В.М. Образование как предмет философской рефлексии// Философия образования. М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1996. -С. 7−21.
- Розов Н.С. Структура цивилизации и тенденции мирового развития.- Новосибирск, 1992.
- Романец В.А. Базовый вуз пересматривает учебные планы//Вестник высшей школы, 1981, № 7. С.16−19.
- Рубинштейн C. J1. Основы общей психологии. В 2-х т. М.: Педагогика, 1989.
- Рыжова Н.Ю. Один из возможных подходов к формированию инженера широкого профиля// Практика создания модели специалиста в различных вузах. М.: Знание, 1989. — (Новые методы и средства обучения) — № 4 (8). — С.6−28.
- Сагатовский В.Н., Кочетов Г. М. Принципы построения модели молодого специалиста университетского профиля// Системный подход к управлению учебно-вспомогательным процессом вуза. -Томск, 1976.-С. 17−35.
- Садовничий В.А., Белокуров В. В., Сушко В. Г., Шикин Е. В. Университетское образование: вызов времени и выбор университета// Философия образования. М: Фонд «Новое тысячелетие», 19%. — С. 104−119.
- Садовский В Н. Основания общей теории систем.: Логико-методологический анализ. М.: Наука, 1974. — 279 с.
- Садовский B.H., Юдин Э. Г. Задачи, методы и предложения общей теории систем// Исследования по общей теории систем: Сборник переводов. М., 1969. — С.3−22.
- Садовяк A.M., Свердан M.JI. На основе структурно-логических схем//Вестник высшей школы, 1981, № 1. С. 19−21.
- Салмина Н.Г., Сорокин В В., Райскина Т. П. Построение курса и самостоятельная работа студентов//Вестник высшей школы, 1983, № 4.-С. 18−21.
- Салмина Н.Г., Сорокин В. В., Чернышева В. К. Способы построения учебного предмета//Советская педагогика, 1982, № 1. С.66−71.
- Сборник заданий для курсовых работ по теоретической механике /Под ред. А. А. Яблонского: Учебное пособие для втузов.-3-е издание, испр. М. Высш. школа, 1978. — 388 с.
- Сборник задач по теоретической механике: Учебное пособие для втузов.-3-е изд., испр. М.: Высшая школа, 1974. — 520 с.
- Семушина Л.Г. Моделирование профессиональной деятельности техника в учебном процессе // Активность личности в обучении (психолого педагогический аспект). — М., 1986.
- Семушина Л.Г. Теоретические основы формирования содержания профессионального образования и обучения в средних специальных учебных заведениях: Дис. док.. пед. наук: 13.00.01. -М., 1991.
- Семушина Л.Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и методы обучения в средних специальных учебных заведениях. М., 1990.
- Семушина Л.Г., Ярошенко Н. Г., Зайцева З. А., Васильева С. В. Совершенствование методики разработки квалификационных характеристик, учебных планов и учебных программ // Основные результаты исследований НИИВШ в 1988 г. М., 1989.
- Семушина Л.Г., Ярошенко Н. Г., Зосимовский Л. В., Зайцева З. А., Ненашева Л. А. Проблемы учебных заведений комплексов. — М.: НИИВО, 1991.
- Семушина Л.Г., Стамболцян ВО., Зырянов В. А., Иванов Г. И. и др. Моделирование профессиональной деятельности в учебномпроцессе (из опыта работы средних специальных учебных заведений). М.: НИИВО, 1991.
- Сергеев В.Н. О физико-математической подготовке в комплексе// Вестник высшей школы, 1977, № 4. С. 17−20.
- Сигов И.И. О содержании моделей специалистов с высшим образованием и методика их разработки// Проблемы формирования личности специалиста широкого профиля. J1., Ленингр.инж.-экон. ин-т .-Труды, вып. 113,1976. — С.35−47.
- Сиземская И.Н. Человек и труд : условия гармонии и развития .-М.. Политиздат, 1981. 126 с.
- Симонов В.П. Педагогический менеджмент. Учебное пособие. М.: Роспедагенство, 1997.
- Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник., 1980. М.: Наука, 1981.
- Системно-структурный подход к построению курса химии/ Под ред. Е. М. Соколовской и Н. Ф. Талызиной. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983.- 172 с.
- Скаткин М.Н. Проблема содержания образования в советской педагогике// Теоретические основы содержания общего среднего образования/ Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1983. — С. 13−27.
- J Скаткин В. М. Требования социалистического производства к содержанию образования// Теоретические основы содержания общего среднего образования/Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1983. — С. 100−104.
- С катки н В.М., Краевский В. В. Содержание общего среднего образования. Проблемы и перспективы М., 1981.
- Скрипникова Л., Ефремова Ж. Предлагаем интегрированный курс//Вестник высшей школы, 1990, № 4. С.40−44.
- Сластенин В.А. Перестройка педагогического образования в СССР//Среднее специальное образование, 1990, № 2.
- Сластенин В.А. Перестройка средней и высшей школы научно-техническое обеспечение// Теория и практика высшего педагогического образования. Межвуз. сб. научн. тр. — М.: Изд-во «Прометей», 1991.
- Сластенин В.А. Гуманитарная культура специалиста// Актуальные проблемы гуманитарного образования на пороге XXI века. М., 1996.
- Сластенин В.А., Андриенко Е. В. Профессиональная самоактуализация будущего учителя// Научные труды Московского педагогического государственного университета. Серия: Психолого-педагогические науки. М.: Изд-во «Прометей», 1998. -С.3−13.
- Сластенин В.А., Ильин B.C. Концепция высшего педагогического образования в СССР// Формирование социально-активной личности учителя: Межвуз. сб. научн. тр. М.: МПГИ им. В.ИЛенина, 1989.
- Сластенин В.А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М.: Школа-Пресс, 1997. — 512 с.
- Смирнов В.И., Поляхов Н. Н., Ханович И. Г. Специальным дисциплинам -прочную общенаучную основу//Вестник высшей школы, 1965, № 2. С.32−37.
- Солнцева Г. И. Психологический анализ проблемы принятия решений. М.: Изд-во МГУ, 1985.
- Спиркин А.Г., Тюхтин B.C. О взаимосвязи наук в современном естествознании// Синтез современного научного знания. М., 1973. -С.60−73.
- Стасовская В.В., Ройтман Г. П. Системное построение курса физики для втуза// Методы совершенствования учебно-воспитательного процесса в вузе: Межвуз. сб. научн. трудов. Волгоград: Изд. ВПН, 1987. -С.151−155.
- Субетто А.И. Концепция стандарта качества базового высшего образования. (Системная методология стандарта и проблема нормативного отражения в стандарте фундаментализации образования). М.: 1992. — 35 с.
- Суходольский Г. В. Основы психологической теории деятельности. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1988.
- Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы програмированного обучения. М., 1969. v Талызина Н. Ф. Совершенствование обучения в высшей школе// Советская педагогика, 1973, № 7. С.71−82.
- Талызина Н.Ф. Место функции учебника в учебном процессе В кн.: Проблемы школьного учебника. — М., 1978. Вып. 6.
- Талызина Н.Ф. Методика составления обучающих программ.-М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. 47 с.
- Талызина Н.Ф. Что значит знать?-Советская педагогика, 1980, № 8. С.97−104.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний: Учебник для втузов.-М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 345 с.
- Талызина Н.Ф. Деятельностаый подход к учению и программированному обучению/ЛГСсихологические основы программированного обучения. М., 1984. — 175 с.
- Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников.-М.: Просвещение, 1988.
- Талызина Н.Ф., Карпов Ю. В. Педагогическая психология: психодиагностика интеллекта.-М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.
- Талызина Н.Ф., Печенюк Г. Н., Хихловский Л. Б. Пути разработки профиля специалиста. Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 1987.
- Татур Ю.Г. Высшее образование в России в XX веке (антропоцентрический взгляд): Вчера. Сегодня. Завтра. -М., 1994.
- Татур Ю. Г. Пахомов Н.Н. Технологический вызов новая революция в образовании // Вестник высшей школы, 1988, № 1.
- Теоретические основы содержания общего среднего образования /Под ред. В. В. Краевского, И Я. Лернера. М.: Педагогика, 1983. -352 с.
- Типовая программа по дисциплине «Теоретическая механика"-М.: В/О «Мортехинформреклама», 1991. 12 с.
- Тихомиров O.K., Бабанин Л. Н. ЭВМ и новые проблемы психологии. М.: Изд-во МГУ, 1989.
- Тюхтин B.C. Кибернетика и вопросы синтеза научного знания// Синтез современного научного знания. М., 1973. — 274 с.
- Уварова Л И. Наука как производительная сила общества. М.: Наука, 1982. — 168 с.
- Уральский А.В. Электронный учебник по применению математических методов в планировании. В.кн.: Компьютерная технология обучения в высшей школе. Тезисы докладов II Всесоюзной конференции. — Севастополь, 1990. — С.92−94.
- Фабрикант В.А. Новое в инженерном образовании: физика и ее роль//Современная высшая школа, ПНР, 1974, № 1(5). С. 109−119.
- Фабрикант В.А. Физика в инженерном образовании// Сборник научно-методических статей. Физика, вып.4. -М., 1975. С.3−7.
- Фабрикант В.А. Физика во втузе//Вестник высшей школы, 1976, № 5. -С.11−15.
- Файн A.M. Сборник задач по теоретической механике: Учебн. пособие для техникумов. М.: Высш. школа, 1978. — 189 с.
- Филиппов В.В., Вольмир А. С. Теоретическая основа специальных знаний//Вестник высшей школы, 1977, № 9.
- Философия образования. Сб. научн. статей. М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1996.-287 с.
- Формирование модели деятельности специалиста с высшим образованием/ Ред. Е. Э. Смирнова. Томск: Изд-во ТПИ, 1984.
- Хайдаров Я. Научно-педагогические основы единства общего и профессионального образования в средних специальных учебных заведениях. Автореф. дис. док. пед. наук. Ташкент, 1990.
- Хакен Г. Синергетика. М.: Мир, 1985.
- Хамблин Д. Формирование учебных навыков. М., 1986.
- Хихловский Л.В. Адекватность контроля знаний целям обучения(на материале ядерной и нейтронной физики в высшей школе): Автореф. дис.канд.пед.наук. М., 1983. — 16 с.
- Хроменков Н.А. Социально-экономические проблемы общего среднего образования в условиях развитого социализма. М., Педагогика, 1983. — 108 с.
- Целевая интенсивная подготовка специалистов/ Под ред. A.M. Липанова и А. П. Лукошкина. Л.: Изд-во ЛГУ, 1987. — 184 с.
- Церих Л. Факторы, способствующие или препятствующие осуществлению реформ высшего образования в европейских странах//Высшее образование в Европе. T. XII, 1987, № 3.
- Ципро М. Об интерпретации современного основного образования// Сов. педагогика, 1966, № 7. С.11−25.
- Чепиков М.Г. Интеграция науки(философ. очерк).-2-е изд., перераб. и доп. М.: Мысль, 1981. — 276 с.
- Чугунова Э.С. Психология инженерного творчества. Л.: Знание, 1990.-32 с.
- Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982.
- Шамсутдинова И.Г. Системность знаний и ее роль в решении эвристических задач студентами: Автореф. дис.канд.пед.наук.-М., 1983.- 16 с.
- Шамсутдинова И.Г. Системность знаний и ее роль в решении эвристических задач студентами(на материале высшей математики): Дис. канд.пед.наук. М., 1983. — 284 с.
- Шамсутдинова И.Г. Теория и практика высшего заочного инженерно-технического образования. М., 1992.
- Шамсутдинова И.Г. Теоретические основы высшего заочного образования: Дис.. док. пед. наук: 13.00.01 -М., 1993.-497 с.
- Шамсутдинова И.Г. Методологические и логико-дидактические принципы структурирования содержания образования// Научные труды МПГУ им. В. И. Ленина. Серия: Психолого-педагогические науки. М.: Изд-во «Прометей», 1996. — С.49−55.
- Шамсутдинова И.Г. Системно-модульный подход к содержанию обучения в высшей школе// Научные труды МПГУ им. В. И. Ленина. Серия: Психолого-педагогические науки. М.: Изд-во «Прометей», 1997. — С.33−43.
- Шатуновский В.Л. Возможности интенсификации//Вестник высшей школы, 1987, № 6. С.47−49.
- Шаховская Н.Е. На пути модернизации курса физики//Вестник высшей школы, 1979, № 10.
- Шелер М. Формы знания и образование// М.Шелер. Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994.
- Шиянов Е.Н. Теоретические основы гуманизации педагогического образования: Дис.. док. пед. наук., М., 1991.
- J Шиянов Е. Н. Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы. Москва — Ставрополь: 1991 а.
- Шкодин М.М. Подготовка квалифицированных рабочих в средних ПТУ: Вопросы теории и практики. М.: Педагогика, 1980. — 152 с.
- Щелкачев В.Н. Одна из наиболее незыблемых основ инженерного образования//Вестник высшей школы, 1964, № 5. С .20−25.
- Щелкачев В.Н.С учетом профиля института//Вестник высшей школы, 1974, № 11. С.85−86.
- Эльконин Д.Б. Интеллектуальные возможности младших школьников и содержание обучения// Возрастание возможности усвоения знаний. М., 1966.
- Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М., 1974.
- Эльконин Д.Б., Давыдов В. В. (ред.) Возрастные возможности усвоения знаний. М., 1966.
- Эльконин Д.Б., Давыдов В. В. Некоторые психологические проблемы построения учебных программ//Психологическая наука и образование, 1996, № 1. С.42−45.
- Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: Методолог, пробл. совр. науки. -М.: Наука, 1978. 391 с.
- Юрченко Л.Л. Оптимизировать учебные планы//Вестник высшей школы, 1983, № 2.
- Юцеявичене П.А. Создание модульных программ//Советская педагогика, 1990, № 2.
- Яковлев И.П. Интеграционные процессы в высшей школе. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1980. — 115 с.
- Bloons B.S., Hasting J.T., Madans G.F. Handbook on Formative and Summative Evaluation of student learning. New York: McGraw-Hill Book Company, 1971.
- Bork A. Computers and information technology as learning aid // Education and Computing. 1985. V.l.
- Butler F.G. The teaching / learning process: A unified, interactive model: Part three // Educational Technology. 1985. № 11.
- Combs A.W., Blume R.A., Newmen A.J., Wass H Z. The Professional Education of Teachers: A Humanistic Approach to Teachers Preparation. Boston: Allyn and Bacon, Inc. 1978.
- Good K.B. Dictionary of Education. 1981.
- Gronlund N.E. Stating Behavioral Objectives for Classroom Instruction. New York: Macmillan, 1970.
- Kearsley G. Authoring tools: An introduction // Journal of Computer -Based instruction. 1984. V. l 1. № 3.
- Norman D.A. Cognitive Engineering and Education, Ins. D.T. Tuma, F. Reif (Eds) Problem Solving and Education. Hillsdale, N.J.: Erlbaum, 1980.
- Pauk W. How to study in college. Boston, 1984.
- Vargas J.S. Behavioral Psychology for Teachers. New York: Hagerstown. San Francisco. London: Harper I Row. 1977.
- Weinstein C.E., Mayer R.E. he Teaching of Learning Strategies. In: M.C. Wittrock (Ed.) Handbook of Research on Teaching. N. Y., 1986.