Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Теоретические основы фундаментализации общенаучной подготовки в системе высшего технического образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Реализованы психолого-педагогические условия: усиление в содержании профессионального образования абстрактных, теоретических, прогнозных, проектных компонентов общетехнического знанияпроектирование циклов общенаучных дисциплин, обобщенно и адекватно отражающих фундаментальные идеи, логику и структуру соответствующих наук с современных позицийцеленаправленная структурно-содержательная перестройка… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ФУНДАМЕНТАЛИЗАЦИЯ КАК НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
    • 1. 1. Цели образования и образовательные парадигмы
    • 1. 2. Идея фундаментализации образования и пути ее развития
    • 1. 3. Сущность концепции фундаментализации образования
    • 1. 4. Современные тенденции развития науки и производства и задачи инженерно-технической подготовки
    • 1. 5. Ведущие тенденции фундаментализации общенаучной подготовки в системе высшего технического образования
  • Резюме
  • ГЛАВА 2. ОБЩЕНАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА КАК ОБЪЕКТ ФУНДАМЕНТАЛИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 2. 1. Историография проблемы содержания учебного предмета,
    • 2. 2. Анализ традиционных подходов к проектированию учебных планов и программ учебной дисциплины
    • 2. 3. Принципы фундаментализации общенаучной дисциплины в техническом вузе
    • 2. 4. Психолого-педагогические условия фундаментализации общенаучной дисциплины
  • Резюме
  • ГЛАВА. J УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФУНДАМЕНТАЛИЗАЦИИ ОБЩЕНАУЧНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА
    • 3. 1. Формирование учебно-методического комплекса дисциплины
    • 3. 2. Проектирование обучающе-контролирующих модулей
    • 3. 3. Общие принципы формирования методических пособий к практическим занятиям
    • 3. 4. Построение лабораторных руководств в логике системного подхода
  • Резюме
  • ГЛАВА 4. ОПЫТ ФУНДАМЕНТАЛИЗАЦИИ ОБЩЕНАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
    • 4. 1. Построение программы учебной дисциплины на основе принципа единства фундаментализации и профессионализации знаний
    • 4. 2. Характеристика основных особенностей учебных заданий
    • 4. 3. Технологии экспериментального обучения
    • 4. 4. Фундаментализация знаний при системном изучении общенаучной дисциплины
  • Резюме

Теоретические основы фундаментализации общенаучной подготовки в системе высшего технического образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования. В современных условиях формирование широкообразованного и высококультурного человека, творческой личности возможно только на базе фундаментального образования. Необходимость фундаментализации образования обусловлена рядом экономических, экологических, энергетических информационных, культурологических и личностных проблем. Повышение общего уровня образованности общества, отражающее потребности человеческой цивилизации будущего, меняет характер профессиональной деятельности специалиста. Ориентация на узких профессионалов, характерная для предыдущих десятилетий, постепенно уходит из производственной сферы, для которой на рубеже XXI века требуется специалист, способный гибко перестраивать направление и содержание своей деятельности в связи со сменой технологии или требований рынка. Включение человека в новый тип производства диктует необходимость изменения типа его профессиональной подготовки.

Переход к новой образовательной парадигме, в основе которой лежит фундаментализация образования, предполагает качественно новые цели образования, новые принципы отбора и систематизации знаний, не столько расширяющих объем профессиональных и общенаучных знаний, сколько определяющих другую их связь и иной способ формирования и функционирования в практической деятельности. За этим должно стоять формирование профессионального теоретического мышления с новыми средствами интеллектуальной деятельности и новыми характеристиками ориентировки в предмете деятельности.

Фундаментализация высшего профессионального образования сегодня составляет одно из приоритетных направлений государственной образовательной политики и научно-педагогических исследований (С.И. Архангельский,.

Ю.К. Бабанский, В. И. Байденко, А. А. Вербицкий, О. Н. Голубева, Ю. И. Дик, О. В. Долженко, В. Г. Кинелев, А. А. Кирсанов, В. В. Краевский, B.C. Леднев, И .Я. Лернер, Н. Д. Никандров, Ю. О. Овакимян, В. А. Поляков, В. А. Садовничий, Н. А. Селезнева, Л. Г. Семушина, А. И. Субетго, А Д. Суханов, Ю Г. Татур, Н. Д. Шадриков и др.).

Между тем психолого-педагогические регулятивы фундаментализации высшего технического образования не получили до настоящего времени сколько-нибудь аргументированного и однозначного освещения в науке, что противоречит объективным потребностям общественной и педагогической практики.

Учитывая это противоречие, мы сделали выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы ведущие тенденции, принципы и психологопедагогические условия фундаментализации общенаучной подготовки специалистов в системе высшего технического образования?

Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования — система высшего профессионального образования.

Предмет исследования — фундаментализация общенаучной подготовки специалистов в высшей технической школе.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи: разработать основные положения, составляющие теоретико-методологические предпосылки исследования фундаментализации высшего технического образованияраскрыть сущность фундаментализации высшего технического образованияосуществить анализ ведущих тенденций фундаментализации общенаучной подготовки студентов высшей технической школыобобщить и оценить традиционные подходы к проектированию учебных планов и программ учебной дисциплины общенаучного цикла в контексте его фундаментализацииподготовить и обосновать комплекс средств учебно-методического обеспечения фундаментализации цикла общенаучных дисциплин.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что фундаментализация общенаучной подготовки специалистов в технических вузах возможна, если:

— она приведена в соответствие с новой образовательной парадигмой, предусматривающей личностную направленность профессионального обучения студентов;

— содержание высшего профессионального образования ориентировано на методологически значимые, «долгоживущие», инвариантные знания, формирующие целостную научную картину мира и профессиональной действительности;

— осуществлены принципы единства фундаментализации и профессионализации, интеграции социогуманитарной, культурологической, естественнонаучной и специальной составляющих, информатизации и компьютеризации общенаучной подготовки, целостности образовательного процесса, творческого развития, саморазвития и самообразования личности;

— реализованы психолого-педагогические условия: усиление в содержании профессионального образования абстрактных, теоретических, прогнозных, проектных компонентов общетехнического знанияпроектирование циклов общенаучных дисциплин, обобщенно и адекватно отражающих фундаментальные идеи, логику и структуру соответствующих наук с современных позицийцеленаправленная структурно-содержательная перестройка учебных курсов на основе сочетания онтологических, специально-научных и дидактических идей, поднимающих их статус до уровня фундаментальныхобеспечение целостности образования путем интеграции отдельных циклов через трансдисциплинарные коммуникации и пограничные области знания и культурнырасширение гуманитарной составляющей образования как основы его личностной и социально-профессиональной направленности.

Общая методология исследования базируется на системно-целостном и личностно-деятельностном подходах, идеях о противоречивом единстве научного познания, основу которого составляет диалектическое взаимопроникновение интеграции и дифференциации знаний, о влиянии этих процессов на развитие теоретических основ обучения (B.C. Готт, И. Д. Зверев, Л. Я. Зорина, Б. М. Кедров, В. В. Краевский, М. М. Левина, B.C. Леднев, И .Я. Лернер, Ю. О. Овакимян, М. Г. Чепиков и др.) — об отражении в содержании образования указанных тенденций развития современного научного знания (В.В. Давыдов, И. К. Журавлев, В. Г. Кинелев, И .Я. Конфедератов, B.C. Леднев, И. И. Логвинов, З. А. Решетова, Н. Ф. Талызина и др.) — о целостности образовательного процесса (Ю.К Бабанский, О. Н. Голубева, B.C. Ильин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, М. Н. Скаткин, В. А. Сластенин, А. Д. Суханов, Е. Н. Шиянов и др.).

Существенное значение для разработки концепции исследования имеют: основные положения педагогического науковедения (С.И. Архангельский, П. Я. Гальперин, И. Я. Лернер,.

Н.Д. Никандров, Н. Ф. Талызина и др.) — методологические принципы системного подхода (А.Н. Аверьянов, В. Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, П. В. Кузьмин, Н. Ф. Овчинников, В Н. Садовский, Э. Г. Юдин и др.).

В теоретическом плане исследование опирается:

— на результаты работ, в которых изучаются особенности формирования теоретического мышления, его средствформ и способов функционирования теоретических знаний в профессиональной деятельности (П.Я. Гальперин, В. В. Давыдов, М. М. Левина, З. А. Решетова, В. М. Розин, Л. Г. Семушина, Н. Ф. Талызина, М. Шелер и др.);

— на анализ логико-методологических основ содержания и структуры технического образования (Н А. Аитов, Г. Н. Александров, С. Я. Батышев, А. П. Беляева, P.P. Мавлютов, A.M. Новиков, В. А. Поляков и др.);

— на научные принципы моделирования процесса обучения и его оптимизации и индивидуализации (С.И. Архангельский,.

A.А. Вербицкий, Л Я. Зорина, В. В. Краевский, И. Я. Лернер, Ю. О. Овакимян, Л. Г. Семушина и др.);

— на идеи гуманизации и гуманитаризации высшего образования (О.Н. Голубева, В. Г. Кинелев, Л. Н. Панкова,.

B.А. Сластенин, А. Д. Суханов, Е. Н. Шиянов и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений использованы следующие методы исследования:

— теоретический и конструктивно-генетический анализ;

— моделирование;

— изучение и обобщение опыта высшего профессионального образования;

— длительные включенные наблюдения по специально разработанным программам;

ЩГ — анкетирование и интервьюирование;

— метод экспертных оценок;

— педагогический эксперимент;

— математические методы.

Опытно-экспериментальная база исследования. Ею были избраны московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Московский институт инженеров железнодорожного транспорта, Новороссийская государственная морская академия. Исследованием было охвачено 247 студентов и преподавателей.

Исследование выполнялось в несколько этапов.

Первый этап (1978;1983) — поисково-теоретический.

Работая ассистентом Новороссийского высшего инженерного морского училища, стажером-исследователем кафедры педагогики и педагогической психологии Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, автор изучал, анализировал и обобщал литературные источники и опыт высшего технического образования, дана оценка современного состояния проблемы, определены исходные параметры и научный аппарат исследования.

Второй этап (1983;1996) — опытно-экспериментальный.

На этом этапе осуществлена эмпирическая часть исследования, проведен обучающий эксперимент, уточнена и обогащена общая гипотеза, выполнена математическая обработка полученной информации.

Третий этап (1996;1999) — обобщающий.

Он предусматривал интерпретацию результатов опытно-экспериментальной работы, их обсуждение и апробацию, издание монографии и учебных пособий, литературное оформление диссертации.

Наиболее существенные результаты. полученные лично соискателем, их научная новизна и теоретическое значение:

— представлен целостный концептуальный подход к проектированию педагогических систем, обеспечивающих фундаментализацию общенаучной подготовки специалистов с высшим техническим образованием. Качественная новизна предлагаемой концепции состоит в том, что фундаментализация образования рассмотрена не в связи с внешними ее факторами (временными, институциональными и т. п.), а интерпретируется через понятия целостности, интеграции, преемственности, профессиональной направленности;

— выявлены основные характеристики фундаментализации общенаучной подготовки студентов в системе высшего технического образования, тенденции их развития в современной образовательной практике;

— вскрыта и обоснована совокупность психолого-педагогических условий фундаментализации общенаучной подготовки специалистов.

Практическая значимость исследования. Разработанная и экспериментально проверенная в исследовании модель фундаментализации общенаучных дисциплин может служить основой для перестройки содержания высшего технического образования с учетом его гуманитаризации, гуманизации и профессионализации. Она была положена в основу построения учебных программ и других средств учебно-методического обеспечения образовательного процесса, которые нами применялись в практике обучения студентов технических вузов и обнаружили достаточно высокую эффективность.

Достоверность и надежность научных результатов обеспечиваются методологической обоснованностью исходных теоретических позиций, связанных с системно-целостным и личностно-деятельностном подходах, использованием совокупности методов исследования, адекватных его задачам, доказательностью и логической непротиворечивостью выводов, широкой апробацией полученных данных, их сравнимостью с массовой практикой.

Основные положения* выносимые на защиту. в основу изучаемого процесса должны быть положены принципы единства фундаментализации и профессионализации, интеграции социогуманитарной, культурологической, естественнонаучной и специальной составляющих, гуманизации и гуманитаризации, информатизации и компьютеризации, творческого развития, саморазвития и самообразования личностифундаментализация содержания общенаучных дисциплин в системе высшего технического образования должна быть ориентирована на методологически значимые, сущностно-инвариантные знания, обеспечивающие постижение глубинных оснований и связей между различными сторонами и явлениями окружающей действительности, формирование целостной научной картины мира и профессиональной реальностипроцесс фундаментализации общенаучной подготовки студентов высшей технической школы детерминирован следующими психолого-педагогическими условиями:

— усиление в содержании высшего профессионального образования абстрактных, теоретических, прогнозных, проектных компонентов общетехнического знания;

— проектирование циклов общенаучных дисциплин, обобщенно и адекватно отражающих фундаментальные идеи, логику и структуру соответствующих наук с современных позиций;

— целенаправленная структурно-содержательная перестройка учебных курсов на основе сочетания онтологических, специально-научных и дидактических идей, поднимающих их статус до уровня фундаментальных;

— обеспечение целостности профессионального образования путем интеграции отдельных циклов через трансдисциплинарные коммуникации и пограничные области знания и культуры;

— разработка и реализация средств учебно-методического обеспечения образовательного процесса, включая технологии модульного обучения;

— расширение гуманитарной составляющей образования как основы его личностной и социально-профессиональной направленности.

Апробация и внедрение результатов исследования. Они докладывались и получили одобрение на международных, всесоюзных и всероссийских конференциях и семинарах: «Компьютерная технология обучения в высшей школе» (Севастополь, 1989;1990) — «Совершенствование содержания, форм и методов подготовки специалистов высшей квалификации» (Новороссийск, 1993) — «Современные проблемы дидактики высшей школы» (Донецк, 1997) — «Математика. Экономика. Экология. Образование» (Ростов-на-Дону, 1999) — «Человек в пространстве культуры» (Ростов-на-Дону, 1998) — «Научно-технические, социально-экономические и экологические аспекты транспортного развития южных регионов России» (Новороссийск, 1998) — «Содержание образования на пороге XXI века» (Анапа, 1998) и многих других.

Автор осуществлял научное руководство научно-исследовательской работой по проблемам совершенствования содержания и технологии обучения и деятельностью школы для молодых преподавателей в Новороссийской государственной морской академии в 1988;1996 гг.

По результатам исследования опубликованы две монографии (8,6 п.л. и 11,2 пл.), два учебных пособия (6 пл. и 8 пл.), разработаны научнои учебно-методические рекомендации, которые внедрены в образовательный процесс Новороссийской государственной морской академии, Кубанского государственного технологического университета, Краснодарского военного института, Новороссийского колледжа радиоэлектронного приборостроения и др.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Высшей школе принадлежит особая роль в формировании диалектического мышления будущих специалистов. И это может быть осуществлено через новый, системный способ представления предмета учебных дисциплин (любых, в том числе и общенаучных, а вернее, и особенно общенаучных) и организацию нового способа теоретико-познавательной деятельности студента при его усвоении.

Изучение науки в высшей школе имеет целью не только дать надлежащую профессиональную подготовку, но и формирование общего научного и профессионального мировоззрения, теоретического мышления. Каждая учебная дисциплина, независимо от ее содержания и места в учебном плане, призвана служить этой цели не только своим объективно-предметным содержанием, но и способом ее изложения преподавателем, и также способом ее усвоения студентами. Выпускники вуза должны быть подготовлены к участию в общественном труде на современном уровне его развития, а это значит — подготовлены к решению нового типа познавательных и практических задач профессиональной деятельности.

Формирование системного мышления открывает перед студентами по-новому всю научную картину мира в целом, и каждый отдельный ее фрагмент, изучаемый отдельной конкретной наукой, и любой объект, который становится предметом их профессиональной деятельности. И именно это дает будущему специалисту ключ к пониманию всех тех новых проблем, с которыми ему придется иметь дело в ходе научно-технического прогресса, поскольку они будут выступать в форме задач, требующих системного мышления. Столкнувшись на производстве со сложными системами: техническими, технологическими и др., будущий инженер независимо от своего профессионального профиля (проектировщик, конструктор, эксплуатационник и т. д.) окажется перед необходимостью в системном объекте ориентироваться системно. И этому его должны научить в вузе.

Основы" науки составляет не только система основных знаний о предмете, но и теоретическая деятельность, их производящая, способ научного мышления. Содержание основных знаний о предмете, способ представления «основ» предмета связаны с методом его изучения — со способом организации теоретической деятельности и ориентирующими ее методологическими установками. Характер этой деятельности и выражает способ научного мышления. С развитием науки вырабатываются новые познавательные средства, открывающие новое видение мира и ориентирующие на новый способ его преобразования.

Научной разработке теории построения учебного предмета принадлежит ведущая роль в развитии системы обучения. Как справедливо отмечается в психолого-педагогической и дидактической литературе, нужны не очередные эмпирические методические усовершенствования учебных программ, а замена принятых способов построения учебных предметов новыми, реализация которых обеспечивала бы формирование у студентов научного, теоретического мышления в его современных общественных нормативах, формирование современной научной картины мира и адекватного способа ориентировки в ней. Этопроблема комплексная, требующая для своего решения опору не только на накопленное «позитивное содержание» знаний соответствующих наук, но и четкие представления о науке как особой форме отражения действительности, об особенностях отражения на современном этапе ее развития. Решение этой проблемы невозможно также без опоры на развитое понимание психологической природы связи мыслительной деятельности студентов с содержанием усваиваемых знаний, без понимания психологических закономерностей формирования этой деятельности.

В современных условиях система высшего технического образования, как важнейшая сфера жизни современного общества, нуждается в опережающем развитии, пути которого открывает реформа высшего образования, позволяющая, не отказываясь от сложившихся традиций, идти вперед, модернизировать традиционные образовательные технологии с учетом новых требований жизни.

Выполненное исследование в основном подтвердило правомерность первоначально выдвинутых предположений и позволяет сделать следующие выводы.

В системе высшего технического образования не только сохраняются, но и обостряются ряд противоречий и явлений, носящих кризисный характер. Речь идет о кризисе качества образования, его финансирования и управления, отсталости образовательных технологий, эффективности учебного процесса. К настоящему времени былые завоевания советской системы высшего технического образования почти утрачены. Перестройка системы образования необходима и она осуществляется. Однако темпы и качество проводимых в стране образовательных реформ все еще недостаточны для вывода из кризиса некогда одной из лучших в мире систем отечественного образования.

Наиболее перспективным в этом плане представляется переход к новой образовательной парадигме, в основе которой лежит фундаментализация образования. Это означает направленность образования на приоритет целостного, универсального, творческого развития специалиста, формирование личностной картины мира. Под личностной картиной мира мы понимаем всю сумму знаний об окружающей индивида среде, организованную таким образом, чтобы он мог использовать эти знания на протяжении своей жизнедеятельности в среде, реализуя себя как творческую личность, гражданина, специалиста не только в его социальном, но и в цивилизационном измерениях. Организация таких знаний предполагает наличие специальных образовательных технологий, позволяющих эти знания извлекать, трансформировать и непрерывно пополнять.

В исследовании представлен концептуальный подход к построению педагогических систем, обеспечивающих фундаментализацию общенаучной подготовки специалистов с высшим техническим образованием, которая интерпретируется через понятия целостности, интеграции, преемственности, профессиональной направленности.

Проведенное исследование в основном подтвердило первоначально выдвинутую гипотезу, согласно которой в основу изучаемого процесса должны быть положены принципы единства фундаментализации и профессионализации, интеграции социогуманитарной, культурологической, естественнонаучной и специальной составляющих, информатизации и компьютеризации, творческого развития, саморазвития и самообразования личности.

Установлено, что фундаментализация содержания общенаучных дисциплин в системе высшего технического образования должна быть ориентирована на методологически значимые, сущностно инвариантные знания, обеспечивающие постижение глубинных оснований и связи между различными сторонами и явлениями окружающей действительности, формирование целостной научной картины мира и профессиональной реальности.

Доказано, что процесс фундаментализации общенаучной подготовки студентов высшей технической школы детерминирован следующими психолого-педагогическими условиями: усиление в содержании высшего профессионального образования абстрактных, теоретических, прогнозных, проектных компонентов общетехнического знанияпроектирование циклов общенаучных дисциплин, обобщенно и адекватно отражающих фундаментальные «долгоживущие» идем, логику и структуру соответствующих наук с современных позицийцеленаправленная структурно-содержательная перестройка учебных курсов на основе сочетания онтологических, специально-научных и дидактических идей, поднимающих их статус до уровня фундаментальныхобеспечение целостности профессионального образования путем интеграции отдельных циклов через трансдисциплинарные коммуникации и пограничные области знания и культурыразработка и реализация средств учебно-методического обеспечения образовательного процесса, включая технологии модульного обучениярасширение гуманитарной составляющей образования как основы его личностной и социально-профессиональной направленности.

Исследование не только ответило на поставленные вопросы, но и открыло объектное поле для дальнейших исследований. Они могут и должны быть направлены на выявление природы и строения фундаментального знания и его структурирования в государственных образовательных стандартах и содержании образовательных профессиональных программ, формирование у будущих специалистов методологической рефлексии, изучение закономерностей развития интеллектуального потенциала и технологической готовности студентов к профессиональной деятельности в условиях образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Н. Системное познание мира. М.: 1985. — 261 с.
  2. Н.А., Александров Г. Н., Мавлютов P.P. Высшее техническое образование в условиях НТР. М.: Высшая школа, 1987. — 256 с.
  3. П.М., Городецкий А. Ф., Минкевич Л. М., Хон В.Ф. Курс механики и специальностъ//Весшик высшей школы, 1968, № 3. -С. 90−91
  4. С.В. Формирование обобщенных приемов деятельности при подготовке учителей физики// Практика создания модели специалиста в различных вузах. М.: Знание, 1989. -(Новые методы и средства обучения) — № 4 (8). — С.77−90.
  5. С.Ф., Лобунец В. И., Белова Е. К. Создается сквозная программа специальности//Вестник высшей школы, 1981, № 8. -С.16−18
  6. Ю.С., Решетова З. А. Учебные карты-задания к лабораторным работам по физике «Медицинские приборы и аппараты». Под ред. проф. А. Н. Ремизова. 2-й МОЛГМИ им. Н. И. Пирогова, 1985.-51 с.
  7. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы: Учеб.-метод.пособие.-М.: Высшая школа, 1980. 368 с.
  8. Г. А., Мартынович Н. Н., Семко А. Н., Токий В. В. Программа курса физики как предметная модель обучаемого// Современные проблемы дидактики высшей школы: Сб. избр. трудов Междунар. конф. (27−31 августа 1997 г.).-Донецк: Дон ГУ, 1997. -С. 112−120.
  9. В.Г. Общество: системность, познание и управление. -М.: Политиздат, 1981. 432 с.
  10. М.Д., Борисов ВИ., Тюхтин B.C. Интегративные науки и системные исследования// Синтез современного научного знания. М., 1973. С.224−249.
  11. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М., 1982.- Байденко В. И. Образовательный стандарт: теоретические и концептуальные основы (Опыт системного исследования). Дис. докт. пед. наук. — М., 1999.
  12. С. А. Проблема фундаментализации и профессионализации образования в дидактике высшей школы. М.: 1985.-Рукопись представлена Моск. ун-том Деп. в НИИВШ 17 янв. 1985, № 85−85. -28 с.
  13. С.А. Единство фундаментализации и профессионализации знаний как принцип построения общетеоретической дисциплины в вузе (на материале теоретической механики).-Дис.. канд. пед. наук.-13.00.01.-М., 1985.-230 с.
  14. С.А. К вопросу о развитии познавательной активности в процессе обучения / Деп. в НИИ ВШ, № 312−88 от 25.02.88. 8 с.
  15. J Баляева С. А. О повышении уровня познавательной активности и самостоятельности студентов// Пути совершенствования учебно-воспитательного процесса в условиях перестройки высшей школы. Методические рекомендации. Краснодар: ЮГУ, 1988. — С. 125−127.
  16. С. А. Методическое обеспечение лабораторных занятий в условиях компьютеризации обучения// Компьютерная технология обучения в высшей школе. Тезисы докладов I Всесоюзной конференции. Севастополь: Изд-во СВВМИУ, 1989. — С.57−59.
  17. С. А. Модульный подход к изучению общетеоретических дисциплин в вузе// Совершенствование процесса обучения в вузе. Методические рекомендации. Краснодар: ЮГУ, 1990. — С.5−7.
  18. С. А. Совершенствование структуры методических указаний к практическим занятиям // Совершенствование процессаобучения в вузе. Методические рекомендации. Краснодар: КГУ, 1990. -С.23−24.
  19. С. А. Новое в формах контроля / Деп. в НИИ ВШ № 166−91 от 21.02.91- 8 с.
  20. С. А. Методическое обеспечение системы контроля знаний в условиях индивидуализации процесса обучения // Пути повышения эффективности учебного процесса в вузе. Тезисы научно-практической конференции. Краснодар: КГУ, НГМА, 1993. — С.15−16.
  21. С.А. Опыт применения компьютера на лабораторных занятиях// Совершенствование содержания, форм и методов подготовки специалистов высшей квалификации. Методические рекомендации. Краснодар: КГУ, НГМА, 1993. — С.60−62.
  22. С.А. Психологические аспекты проектирования обучающих программ// Пути повышения эффективности учебного процесса в вузе. Тезисы научно-практической конференции. -Краснодар: КГУ, НГМА, 1993. С.80−82.
  23. С.А. Пути повышения эффективности учебных занятий в вузе// Совершенствование содержания, форм и методов подготовки специалистов высшей квалификации. Методические рекомендации. Краснодар: КГУ, НГМА, 1993. — С.469.
  24. С.А. Совершенствование содержания и структуры учебных пособий в вузе// Проблемы подготовки специалистов в морском вузе. Тезисы докладов научно-практической конференции. Краснодар. Изд-во КГУ, 1994. С.6−7.
  25. С.А. Условия активизации познавательной деятельности студентов// Проблемы подготовки специалистов в морском вузе. Тезисы научно-практической конференции. Новороссийск: НГМА, КГУ, 1994. — С.5−6.
  26. С.А. Организация проверки остаточных знаний // Пути повышения подготовки специалистов в морском вузе. Тезисы научно-практической конференции. Новороссийск: НГМА, КГУ, 1995. — С. 126−127.
  27. С.А. Теоретические вопросы тестового контроля знаний // Пути повышения подготовки специалистов в морском вузе. Тезисынаучно-практической конференции. Краснодар. КГУ, НГМА, 1995. — С. 127−128.
  28. С.А. Возможности тестового контроля на лабораторно-практических занятиях// Пути повышения качества подготовки специалистов в морском вузе. Материалы научно-методической конференции. Новороссийск: Изд-во НГМА, 1996. — С.57−59.
  29. С. А. Новое в моделях обучения// Пути повышения качества подготовки специалистов в морском вузе. Материалы научно-методической конференции. Новороссийск: НГМА, КГУ, 1996. -С.60−62.
  30. С. А. Опыт работы в системе дополнительного образования// Пути повышения качества подготовки специалистов в морском вузе. Материалы научно-методической конференции. -Новороссийск: НГМА, КГУ, 1996. С.59−60.
  31. С.А. Теоретические основы построения учебной дисциплины в высшей школе. Монография. — М.: Изд-во «Прометей», 1997. 128 с.
  32. С.А. Разработка модели обучения на основе принципа фундаментализации знаний о предмете// Современные проблемы дидактики высшей школы. Тезисы международной конференции (27−31 августа 1997 г.) Донецк: ДонГУ, 1997. — С.25−26.
  33. С.А. Современные тенденции развития науки и производства и проблема формирования модели специалиста//
  34. J Баляева С. А. Проектирование дидактических средств в высшей школе. Монография. М.: Изд-во «Прометей», 1998. — 179 с.
  35. С. А. Построение содержания общенаучной дисциплины с точки зрения его фундаментализации// Духовно-нравственные и государственно-правовые основы отечественного просвещения. Сборник тезисов. М.: ОДИ — INTERNATIONAL, 1998. — С.98−100.
  36. С. А. Фундаментализация как важнейший компонент реформы системы образования // Сборник научных трудов НГМА. Выпуск 3. Тезисы докладов. Новороссийск: НГМА, 1998. — С.245.
  37. С. А. Ведущие тенденции фундаментализации высшего образования// История и современное состояние Российского образования. Малоисследованные проблемы. Сборник научных работ. М.: ООО Педагогика, 1998. — С.28−33.
  38. С.А., Козырева Л. В. Методическое обеспечение самостоятельной работы студентов// Пути повышения качестваподготовки специалиста в условиях перестройки высшей школы. Методические рекомендации, ч.И. Краснодар: КГУ, 1989. — С.90−94.
  39. С.А., Углова А. Н. Методические основы тестового коллоквиума// Пути повышения качества подготовки специалистов в морском вузе. Материалы научно-методической конференции. -Новороссийск: НГМА, КГУ, 1996.- С.56−57.
  40. С. А. Углова А.Н. Практикум по курсу общей физики. Часть I. Механика. Колебания и волны. Молекулярная физика и термодинамика. Учебное пособие для студентов вузов. М.: Изд-во «Прометей», 1998. — 95 с.
  41. С.А., Углова А. Н. Активизация самостоятельной работы обучаемых// Духовно-нравственные и государственно-правовые основы отечественного просвещения. Сборник тезисов. М.: ОДИ — INTERNATIONAL, 1998. — С. 102−103.
  42. С. А., Углова А. Н. Опыт разработки заданий тестового контроля по основам физики// Сборник научных трудов НГМА. Выпуск 3. Тезисы докладов. Новороссийск: НГМА, 1998. ~ С. 246.
  43. С. А., Углова А. Н. Практикум по курсу общей физики. Часть Ш. Оптика. Элементы квантовой и ядерной физики. Учебное пособие для студентов вузов. М.: Изд-во «Прометей», 1999. -122с.
  44. С.А., Углова А. Н., Миронова Е. И. Проектирование обучающе-контролирующих модулей// История и современное состояние Российского образования. Малоисследованные проблемы. Сборник научных работ. М.: ООО «Педагогика», 1998. — С.86−88.
  45. С .Я. Реформа профессиональной школы: опыт, поиск, задачи, пути реализации. М., 1988.
  46. А. Микроэлектроника и информатика // Курьер ЮНЕСКО, 1983. Апрель.
  47. Е.К., Дмитриенко Т. А. Некоторые вопросы оптимизации рабочих и сквозных программ специальностей// Проблемы высшей школы. Киев, 1980, вып.40. ~ С.3−6.
  48. В.А. Практика создания модели специалиста в медицинском и фармацевтическом вузах// Практика создания модели специалиста в различных вузах. М.: Знание, 1989. -(Новые методы и средства обучения) — № 4 (8). — С.29−53.
  49. О., Чудинов Э. НТР и подготовка специалиста нового типа//Политсамообразование, 1980, № 6. с.21−29.
  50. А.И., Седов ЛИ., Смирнов В. И., Щукин А. Б., Ханович И .Г. Снова о теоретической механике для радиоинженеров//Вестник высшей школы, 1972, № 2. С.60−61.
  51. JI. фон. Общая теория систем обзор проблем и результатов// Системные исследования: Ежегодник, 1969. — М.: Наука, 1969.
  52. В.П. Дидактические основы программного управления процессом обучения.: Автореф. дис. д-ра пед.наук. -М., 1968.
  53. В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж, 1977.
  54. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  55. В.П., Беспалько JI.B. Педагогическая технология // Новые методы и средства обучения. М.: Знание, 1989. — № 2 (6). -С.3−53.
  56. А., Дриенский Д., Перлаки И., Научно-техническая революция и инженерное образование./Пер. со славац.- Под ред. А Я. Савельева. М. Высшая школа, 1988. — 285 с.
  57. И.В., Садовский В Н., Юдин Э. Г. Системный подход в современной науке// Проблемы методологии системного исследования. М., 1970. — С.7−48.
  58. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. — 270 с.
  59. А.И. Учебный план современного втуза.//Вестник высшей школы, 1971, № 8. -С.18−25.
  60. Дж. Процесс обучения: Пер. с англ. М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1962. — 84 с.
  61. В., Ника Ю. Современная проблематика содержания образования//Проблемы социалистической педагогики. М., 1973. — С.258−261.
  62. Н.Л. Модели обучения/ЛГехническая кибернетика, 1992, № 5. С.97−119.
  63. Л.П. Человек, культура и образование в кризисном социуме.// Философия образования. М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1996. -С.76−90.
  64. Н. Элементы математики: Кн.8. Очерки по истории математики. Пер. с франц. М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1963. — 292с.
  65. А.С., Шаровар И. И. Так реализуется непрерывное математическое обучение//Вестник высшей школы, 1979, № 5. -С.64−65.
  66. А. Вопросы взаимосвязи общего, политехнического и профессионального образования в средних школах социалистических стран.: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1979.
  67. С.В. Интеграция содержания обучения как предпосылка совершенствования профессиональной подготовки специалистов со средним специальным образованием. М., НИИВШ, 1990.
  68. А.А. О контекстном обучении // Вестник высшей школы, 1985, № 8.
  69. А.А. Концепция знаково-контекстного обучения в вузе // Вопросы психологии, 1987, № 5.
  70. А.А. Психолого-педагогические особенности использования ЭВМ как орудия деятельности в контекстном обучении// Психолого-педагогические основы исследования ЭВМ в вузовском обучении. М.: Изд-во МГУ, 1987.
  71. А.А. Методологические проблемы непрерывного образования// Непрерывное образование: Методология и практика. М.: Знание, 1990. — С. З-ЗО.
  72. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод, пособие. М.: Высш. шк., 1991. — 207 с.
  73. А., Агапова О., Ушаков А. Сотворение образа мира // Вестник высшей школы, 1991, № 7.
  74. А.П. Дидактические основы оптимизации процесса обучения дисциплинам вуза.: Дис. д-ра пед. наук. Киев., 1989. -426с.
  75. Ф.А. Вопросы теории учебного предмета.//Сов.педагогика, 1970, № 1. С. 100−106.
  76. И.А., Арташкина Т. А. Использование профессиональных задач в процессе обучения// Практика создания модели специалиста в различных вузах. М.: Знание, 1989. -(Новые методы и средства обучения) — № 4 (8). — С.69−76.
  77. Т.П. Перспективы образования в информационном обществе// Философия образования. М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1996. — С. 194−200.
  78. Т.П., Кашицин В. П., Молчанова О. П. Образование в эпоху новых информационных технологий. М.: Ассоциация международного образования, 1995.
  79. М.А., Куницын В. Е., Матвеев А. Н. Технология обучения общей физике в компьютерной среде// Компьютерная технология обучения в высшей школе. Тезисы II Всесоюзной конференции. -Севастополь, 1990.
  80. .В. Системный подход к биологическому образованию в средней школе: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1985. —143 с.
  81. JI.C. История развития высших психических функций// Развитие высших психических функций. М., 1960.
  82. Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 1. Т.2 М, 1982.
  83. Т.В. Учебная деятельность и ее средства. Москва: Изд-во Моск. ун-та., 1988. — 255 с.
  84. П.Я. Основные результаты исследования по проблеме «Формирование умственных действий и понятий.» М.: Изд-во Моск. ун-та, 1965. — 51 с.
  85. П.Я. К характеристике 3 типа учения// Третий Всесоюзный съезд общества психологов СССР. М., 1968. — С. 131 132.
  86. П.Я. Изменение методики обучения одно из условий повышения эффективности процесса учения//Вопросы философии, 1974, № 1. — С.91−94.
  87. П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. -М., 1985.
  88. H.M. Использование интегративных связей для формирования у студентов профессиональных умений: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1987.
  89. В.М., Куликов С. И., Дурко Е. М. Принципы модульного обучения//Вестник высшей школы, 1987, № 8. С.30−33.
  90. Г. Е. Совершенствование содержания подготовки техников-металлургов в условиях научно-технического прогресса// Вопросы совершенствования подготовки специалистов со средним специальным образованием. М., 1987.
  91. Т., Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы эффективного применения компьютера в учебном процессе // Вопросы психологии, 1985, № 3.
  92. А.Д., Кемпнер M.JL, Седунова С. П. Текстовые задачи по дисциплине «Теоретическая механика»: Раздел 2 «Кинематика». М.: МИИТ, 1980. -40 с.
  93. И.С., Хижняк А. Н. О системе математических знаний. //Вестник высшей школы, 1981, № 6. С. 18−20.
  94. JI. А. Высшее техническое образование в системе связей наука-производство// Наука, образование, производство: проблемы развития и взаимосвязи. Томск, 1981. — С. 133−141.
  95. П.В. Теория общего образования взрослых. М., 1974.
  96. B.C. Материальное единство мира и единство научного знания//Вопросы философии, 1977, № 12. С.24−33.
  97. B.C., Семенюк Э. П., Урсул, А Д. Категории современной науки: (становление и развитие).-М.: Мысль, 1984. 268 с.
  98. В.А., Барабанов Г. П., Андросюк Е. Р. Пути интенсификации учебного процесса в вузе// Методы совершенствования учебно-воспитательного процесса в вузе: Межвуз. сб. научн. трудов. -Волгоград: Изд. ВПИ, 1987. С. 139−145.
  99. В.А., Подлеснов В Н. Вопросы создания контролирующе-обучающих модулей по техническим дисциплинам// Методы совершенствования учебно-воспитательного процесса в вузе: Межвуз. сб. научн.трудов. Волгоград: Изд. ВПИ, 1987. — С. 174 178.
  100. Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода. М.: Школа, 1994. -184с.
  101. В.В. Виды обобщения в обучении(Логико-психологические проблемы построения учебных предметов).-М.: Педагогика, 1972.-423 с.
  102. В.В. Проблема развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика., 1986. — 240 с.
  103. В.В., Маркова А. К. Развитие мышления в школьном возрасте// Принципы развития в советской психологии. М., 1980.
  104. В.В., Маркова А. К. Концепция учебной деятельности школьников// Вопросы психологии, 1981, № 6.
  105. С.В., Купцов В.И. XX столетие век образования// Философия образования. — М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1996. -С.91−103.
  106. О.В. Философия образования: дань моде или условие выживания?// Философия образования. М. Фонд «Новое тысячелетие», 1996. -С.22−36.
  107. В. А. Методические рекомендации по составлению структурно-логических схем учебных курсов и учебно-методических карт/Харьк. политехи, ин-т.-Харьков, 1977. 17с.
  108. Жак И. Е. Профессионализируем преподавание математики//Вестник высшей школы, 1971, № 12. С.89−90.
  109. И.К., Зорина Л. Я. Дидактическая модель учебного предмета.-Новые исследования в педагогических науках. М., 1979, № 1(33).-С. 18−23.
  110. И.К., Зорина Л. Я. Представление об учебном предмете И Теоретические основы содержания общего среднего образования Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М., 1983. — С. 191−202.
  111. Зависимость обучения от типа ориентировочной деятельности. -Сб. статей под ред. П. Я. Гальперина и Н. Ф. Талызиной. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1968.
  112. Г. П., Безлепкин В. В. Возможности целевой интенсивной подготовки специалистов//Вестник высшей школы, 1985, № 8. -С.21−24.
  113. O.C. Построение учебных программ по курсу общей химии// Журнал Всесоюзного химического общества им. Д. И. Менделеева. т.26, 1981, № 2. С. 175−180.
  114. О.С. Наши методические принципы преподавания общей химии.-Вестник высшей школы, 1983, № 7. С.27−31.
  115. И.Д., Максимова В. Н. Межпредметные связи в современной школе ,-М.: Педагогика, 1981. 160 с.
  116. Зиновкина М М. Теоретические основы целенаправленного формирования творческого технического мышления и инженерных умений студентов. Завод-втуз при автозаводе им. И. А. Лихачева. -М., 1987.-83 с.
  117. В.П. Человеческий интеллект и технократическое мышление // Коммунист, 1988, № 3.
  118. Л.Я. О межпредметных связях, имеющих мировоззренческое значение// Межпредметные связи в процессе преподавания основ наук в средней школе, ч. 1. М., 1973. — С.42−46.
  119. Зорина Л. Я Пути отбора методологических знаний: Сообщение I. Отбор методологических знаний в соответствии с целями и принципами обучения// Новые исследования в педагогических науках. М., 1973, № 8(21). — С.34−35.
  120. Л.Я. Пути отбора методологических знаний: Сообщение И. Отбор методологических знаний в соответствии с их видами// Новые исследования в педагогических науках. М., 1974, № 9(22). -С.20−21.
  121. Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний у старшеклассников. М.: Педагогика, 1978. — 126 с.
  122. Л.Я. Системность знаний учащихся по физике. М., 1980.
  123. Л.Я. Отражение науки в содержании образования// Теоретические основы содержания общего среднего образования Под ред. В. В. Краевского, И Я. Лернера. М., 1983. — С. 104−118.
  124. Л.Я. Основания для отбора и распределения основных и вспомогательных знаний в различных циклах учебных предметов// Теоретические основы содержания общего среднего образования М1од ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. -М., 1983. С.121−224.
  125. А. А. Межпредметные связи фундаментальных и технических дисциплин в вузе: Автореф. дис. канд. пед.наук. М., 1982. -18 с.
  126. Т. А. Структурно-системный подход к организации обучения. -М., 1971. Вып. 1- 1972. Вып. 2- 1973. Вып. 3.
  127. Т.А. Педагогика: курс лекций. М.: Просвещение, 1984.
  128. Искусственный интеллект" и психология. М.: Наука, 1976.
  129. О. Я. Обучение студентов немецкому языку на основе теории поэтапного формирования умственных действий// К проблеме управления обучением и воспитанием. М.: Изд-во МГУ, 1970.
  130. В.И. Единая методическая система института (методологические предпосылки)// Новые исследования в педагогических науках. М., 1985, № 2 (46).
  131. В.И., Сычеников И. А. Основы оптимизации процесса обучения в высшей школе (Единая методическая система института: теория и практика): Науч. метод, пособие. — М.: Высш. шк., 1987.-143 с.
  132. И.П. Структура и механизмы творческой деятельности (нормативный подход).-М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. 168 с.
  133. И.П., Мельман Р. Я. О применении теоретических знаний учащимися профтехучилищ//Вопросы психологии, 1978, № 3. -С.65−73.
  134. И.П., Харичева Г. С. Логические приемы мышления при изучении высшей математики. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1978.
  135. Кан-Калик В.А., Гибкие модели учебного процесса/ТВестник высшей школы. 1989, № 4. — С.9−11.
  136. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М., 1990.
  137. С.К. Единство труда, обучения и воспитания//Вестник высшей школы, 1985, № 3. С.9−15.
  138. В.В. В основе бригадно-модульная структура//Вестник высшей школы, 1990, № 5. С.47−48.
  139. Карпов В В., Катханов М. Н. Инвариантная модель интенсивной технологии обучения при многоступенчатой подготовке в вузе. -М., 1992.-141 с.
  140. В.М. Маркс и единство наук естественных и гуманитарных//Вопросы философии, 1968, № 5. — С.3−14.
  141. .М. Диалектический путь теоретического синтеза современного естественнонаучного знания// Синтез современного научного знания. М., 1973. — С.9−59.
  142. .М. Классификация наук. Прогноз К. Маркса о науке будущего. М.: Мысль, 1985. — 543 с. у Кинелев В. Г. Университетское образование: его настоящее и будущее//Магистр, 1995, № 3. С. 1−9.
  143. Кинелев .Г. Разговор с министром//Магистр, 1997, № 2. С. 1−8.
  144. В.В. Экономика образования: иллюзия и факты. 1985.
  145. Е.Н., Курдюмов С. П. Синергетика как новое мировоззрение: диалог с И. Пригожиным//Вопросы философии, 1992, № 12.
  146. Л.Л., Лазутина Г. В., Пронин С И. Моделирование профессиональной деятельности в системе практических занятий// Содержание, формы и методы обучения в высшей и средней специальной школе: Обзор, информ. НИИВШ. М., 1985. Вып.4.
  147. И.Я. Педагогика: Новое и традиционное//Вестник высшей школы, 1968, № 2. С. 13−22.
  148. И.Я. Новые идеи и методы в педагогике высшей школы: Материалы лекций, прочит, в Политехи, музее на фак. програмир. обучения. М.: Знание, 1969. — 26 с.
  149. И.Я. Лекция и учебник//Вестник высшей школы, 1969, № 12.-С. 16−22.
  150. Конфедератов И Я. Наука и учебная дисциплина//Вестник высшей школы, 1971 ,№ 6.-С. 15−21.
  151. Концепция непрерывного образования // Народное образование, 1989, № 10.
  152. Концепция профессионально технического образования. — М., 1991. v Концепция очередного этапа реформирования системы образования Российской Федерации. М., 1997.
  153. Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях // Советская педагогика, 1970, № 9.
  154. В.М. Межпредметные связи как средство формирования некоторых приемов мышления// Межпредметные связи в процессе преподавания основ наук в средней школе, ч. 1. М., 1973. — С.81−85.
  155. В.М. Приемы познавательной деятельности как вид межпредметных связей: Автореф. дис.канд.пед.наук. М., 1975. -25с.
  156. Ю.В. Очерки по психологии труда. М.: Изд-во МГУ, 1986.
  157. В.В. Проблемы научного обоснования обучения: Методологический анализ. М., 1977.
  158. Краткий психологический словарь/Под ред. А. В. Петровского и М.Г. Ярошевского- М, 1985. я Краткий словарь по философии/Под общ. ред. И. В. Блауберга, И. К. Пантина.-З-е издание., дораб. и доп. М.: Политиздат, 1979. -413с.
  159. О.В. Инженеры. Становление и развитие профессиональной группы. М: Наука, 1989.
  160. И.В. Структура физической теории//Вопросы философии, 1967, № 11. С.86−98.
  161. В.П. Принцип системности в теории и методологии К.Маркса. М.: Политиздат, 1976. — 247 с.
  162. В.П. Различные направления разработки системного подхода и их гносеологические основания// Системные исследования: Методологические проблемы. Ежегодник 1984. М., 1984.-С.7−32.
  163. B.JI. Дидактические условия общенаучной подготовки специалистов в техническом вузе: Дис. док. пед. наук.-13.00.01.-Норильск, 1993.-384 с.
  164. О.Т. Прогнозирование подготовки инженерных кадров для электронной пром-ти (Методологические проблемы).-Л.: Изд-во Лен. ун-та, 1977. 232 с.
  165. М.М. Новые исследования в педагогических науках. Сб. статей. Отв. ред. М. Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1972.
  166. М.М. Системно-структурный анализ как метод исследования в дидактике// Вопросы методов педагогических исследований. М., 1973.-С. 192−199.
  167. М.М. Сущность и структура методов обучения. Дисс. докт. пед. наук. -М., 1979.
  168. М.М. Проблема интеграции дидактической и методической подготовки студентов// Теория и практика высшего педагогического образования: Межвузовск. сб. научн. тр. М.: Изд-во «Прометей», 1991. — С.30−35.
  169. М.М. О методологических проблемах дидактики высшей школы// Формирование социально активной личности учителя: Межвуз. сб. научн. тр. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1989. — С.47−55.
  170. М.М. Методологические характеристики педагогической технологии обучения// Научные труды Московского педагогического государственного университета. Серия: Психолого-педагогические науки. М.: Изд-во «Прометей», 1998.
  171. М.М. Основы технологии профессионального, педагогического образования / М-во образования Рос. Федерации., Моск. пед. гос. ун-т, М-во образования Респ. Беларусь, Акад. последиплом. образования. Минск, 1998. — 344 с.
  172. Г. И. Педагогический процесс как целостная динамическая система. Харьков, 1979.
  173. И. И. Стандартизация и диагностика обучения: теория и практика. Учебное пособие для студентов. М. Изд-во МГОПИ «Альфа», 1993. — 122 с.
  174. B.C. Содержание общего среднего образования: Проблемы структуры. М.: Педагогика, 1980. — 264 с.
  175. B.C. Непрерывное образование: структура и содержание. -М.: АПН СССР, 1988. 282 с.
  176. B.C. Содержание образования. М, 1989.
  177. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. 2-е изд., перераб. М.: Высшая школа, 1991. — 224 с.
  178. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.
  179. А.Н. Проблемы развития психики. М. Изд-во МГУ, 1981.
  180. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: 1980.
  181. И.Я. Состав и структура содержания образования на уровне теоретического представления// Теоретические основы содержанияобщего среднего образования/Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1983. — С. 137−160.
  182. Н.М. Формирование готовности непрерывному образованию в высшей школе США// Практика создания модели специалиста в различных вузах. М: Знание 1989. — (Новые методы и средства обучения) — № 4 (8). — С.91−107.
  183. .Т. Методологические основы педагогики. Самара: Изд-во СИУ, 1998. — 200 с. v Логвинов И. И. К теории построения учебного предмета//Советская педагогика, 1969, № 3. С.91−100.
  184. И.И. Роль и место математики в курсе физики средней школы// Межпредметные связи в учебном процессе. М., 1974. -С.93−126.
  185. И.И. Имитационное моделирование учебных программ. -М.: Педагогика, 1980. 1298 с.
  186. Е.Н. Проектирование обучения в системно-деятельностном подходе// Современные проблемы дидактики высшей школы: Сб. избр. трудов Междунар. конф.(27−31 августа 1997 г.)-Донецк: Дон ГУ, 1997. С.3−12.
  187. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. -445 с.
  188. .Ф. Научно-технический прогресс и средства умственного развития человека // Психологический журнал, 1985, № 6.
  189. А.К. Введение в специальность «Радиотехника». М.: Высш. школа, 1980. — 240 с.
  190. А.А., Сокольский Ю. И. Онтодидактика актуальное направление исследований//Вестник высшей школы, 1973, № 8. -С.7−13.
  191. Г. Научно-техническая революция и содержание образования// Проблемы социалистической педагогики. М., 1973.- С.242−248.
  192. О. А. Формирование деятельности математического моделирования как компонент подготовки современного специалиста. (На материалах электротехники и высш. математики).- Автореф.. канд. пед. наук. М., 1991. — 19 с.
  193. .О. Математика для биологов//Вестник высшей школы, 1972, № 1. С. 84.
  194. Г. И. Интегративный характер мирового научно-технического прогресса// Интеграционные процессы в современном мире и социальный прогресс / Под ред. М. А. Розова. М.: Изд-во МГУ, 1989.
  195. А. И. Совершенствование образования в условиях научно-технической революции// Проблемы социалистической педагогики. М., 1973. — С.206−241.
  196. Е.И. Психологические основы управления учебной деятельностью. К.: Вища школа, 1987. — 224 с.
  197. Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения: (Педагогическая наука реформе школы). — М.: Педагогика, 1988. — 192 с.
  198. Методические указания по изучению курса общей химии в логике системного подхода/Под ред.З. А. Решетовой. Одесса: ОПИ, 1981. -64 с.
  199. Методологические проблемы. Ежегодник 1984. -М., 1984.
  200. Методы системного педагогического исследования: Учебное пособие / Под ред. Н. В. Кузьминой. JL: Изд-во ЛГУ, 1980.
  201. И.В. Сборник задач по теоретической механике: Учебное пособие. М.: Наука, Главная редакция физико-математической лит-ры, 1981. — 480 с.
  202. Л.А. Герменевтические смыслы образования// Философия образования. М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1996.
  203. В.Б. Проблемы образования в капиталистических странах в условиях НТР// Образование в современном мире. М.: Педагогика, 1986.
  204. A.M. Подходы к решению профессиональных задач подготовки учителей в американской педагогике// Практика создания модели специалиста в различных вузах. М.: Знание, 1989. — (Новые методы и средства обучения) — № 4 (8). — С. 108−119.
  205. С.А. Условия широкопрофильной подготовки учащихся в процессе трудового обучения (на материале радиотехнических профилей): Автореф. дис. канд.пед.наук. М., 1984. — 17 с.
  206. А.Д., Солонуоц Б. О. О программе и стиле курса математики во втузе//Вестник высшей школы, 1972, № 6. С.32−40.
  207. Наука и учебный предмет: Материалы дискуссии//Советская педагогика, 1965, № 7. С.3−25.
  208. Н.Н. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1988. — 166 с.
  209. Н.Д. Программированное обучение и идеи кибернетики. -М: Наука, 1970.
  210. Н.Д. Современная высшая школа капиталистических стран. М.: Высш. школа, 1978.
  211. Н.Д. Понятие и система методологических проблем педагогики//Методологич. проблемы совр. педагог, науки и практики. Межвуз. сб. науч. тр. —Челябинск, 1988.
  212. Г., Талызина Н. Ф. Формирование общих приемов решения арифметических задач// Управление познавательной деятельностью учащихся. М., 1972. — С.209−261.
  213. Т.В. О направлениях совершенствования содержания обучения в вузе// Методы совершенствования учебно-воспитательного процесса в вузе: Межвуз. сб. научн.трудов. -Волгоград: Изд-во ВПИ, 1987. -С.21−29.
  214. Ю.О. Моделирование структуры и содержания процесса обучения. Учебн. пособие. М., 1976.
  215. Ю.О. Модели в системе методов и средств исследования учебного процесса// Моделирование учебного процесса на основе применения технических средств: Межвуз. сб. научн. трудов. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1985. — С.43−48.
  216. Ю.О. Теория и практика моделирования обучения: Автореф. дис. докт. пед. наук. М., 1989.
  217. Ю. О. Полозов Б.Н. Технические средства и формы презентации учебного содержания// Моделирование учебного процесса на основе применения технических средств: Межвуз. сб. научн. трудов. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1987. — С.8−13.
  218. Ю.О., Пустовойтов В. П. Вероятностная модель обучения и интерпретация ее параметров в терминах организации учебного процесса// Научные труды МПГУ им. В. И. Ленина. Серия: Психолого-педагогические науки. М.: Изд-во «Прометей», 1995. -С.51−57.
  219. Ю.О., Пустовойтов В. П., Пустовойтов В. В. Технология профессионально ориентированного обучения// Научные труды МПГУ. Серия: Психолого-педагогические науки. М.: Изд-во «Прометей», 1998. — С.86−93.
  220. Ю.О., Пустовойтов В. П., Пустовойтов В. В. Модульно-интегративная организация обучения и образования учителя// Научные труды МПГУ им. В. И. Ленина. Серия: Психолого-педагогические науки. М.: Изд-во «Прометей», 1996. С.83−90.
  221. Н.Ф. Категория структуры в науках о природе// Структура и формы материи (Сборник статей/Отв.ред. М.Э.Омельяновский). М., 1967. — С. 11−47.
  222. К.В. Комплексный план учебного курса//Вестник высшей школы, 1976, № 8. С.21−26.
  223. В.А., Шумилов М. С. УМК путь оптимизации//Вестник высшей школы, 1985, № 3. — С. 15−17.
  224. Основные направления перестройки высшего и среднего специального образования в стране: Сборник документов и материалов. М.: Высш. школа 1987. — 77 с.
  225. Л.А. Информационное обеспечение при подготовке инженеров//Новые методы и средства обучения. М.: Знание, 1988, № 4. — С.79−100.
  226. Л.Н. Модели преподавания гуманитарных наук в современных университетах// Философия образования. М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1996. — С.201−212.
  227. В.А. Экспертно-обучающие системы.-Киев: Наукова Думка, 1992. 1% с.
  228. Н.Г. Организация познавательной деятельности студентов на основе типологии профессиональных задач (на материале подготовки физика в университете): Автореф.дис. канд. пед. наук.-М., 1984.-16 с.
  229. Ю.Л. Решетова 3.А. Системный подход к построению учебного предмета в вузе и формирование технического мышления современного инженера// Психолого-педагогические проблемы профессионального обучения. М., 1979. — С. 10−52.
  230. И. От существующего к возникающему. Время и сложность в физических науках. М.: Наука, 1985.
  231. И., Стангерс И. Порядок из хаоса. М.: Прогресс, 1986.
  232. Примерная программа дисциплины «Теоретическая механика» для высших учебных заведений.-Санкт-Петербург, 1996. 19 с.
  233. Проблемы формирования личности специалиста широкого профиля: Труды Ленингр.инж.-экон.ин-т.-Л., 1976, вып. 113. 153 с.
  234. Программа для высших учебных заведений по дисциплине «Техническая механика». -М.: В/О «Мортехинформреклама», 1990. -29 с.
  235. Программа по теоретической механике для строительных, транспортных, машиностроительных и приборостроительных специальностей высших учебных заведений. М.: Высшая школа, 1976.-12 с.
  236. Профессионально направленное изучение общенаучных дисциплин в техническом вузе. Обзор.информ.НИИ пробл.высш.школы. Сер: Обучение в высш. и средн. специальной школе, вып.2. — М., НИИВШ, 1982. -44 с.
  237. Психолого-педагогические проблемы профессионального обучения. М.: Изд. Моск. ун-та, 1979.-208 с.
  238. З.А. Программированное обучение и формирование обобщенных приемов мышления// Проблемы программированного обучения: Материалы первого советско-французского семинара. -М., 1973. -С.43−51.
  239. З.А. Формирование теоретического мышления в обучении// Психологические проблемы повышения эффективности и качества труда. Тезисы докладов к 5 Всесоюзному съезду психологов СССР.27 июня-2 июля 1977 г. М., 1977, вып. З, ч.1. -С. 124−125.
  240. З.А. Психологические основы профессионального обучения. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. — 207 с.
  241. З.А. Процесс усвоения как деятельность// Современные проблемы дидактики высшей школы: Сб. избр. трудов Междунар. конф. (27−31 августа 1997г).-Донецк: Дон ГУ, 1997. -С.3−12.
  242. З.А., Баляева С. А. Один из подходов к построению учебной дисциплины//Вестник высшей школы, 1985, № 1. С.35−39.
  243. З.А., Баляева С. А. Экспериментальная разработка программы учебного предмета на основе принципа единства фундаментализации и профессионализации знаний. М., 1985. -Рукопись представлена Моск. ун-том. Деп. в НИИ ВШ 17 янв. 1985, № 86−85.-39 с.
  244. З.А., Мищик С. А. Формирование политехнического мышления в условиях подготовки школьников к широкопрофильному труду//Вестник МГУ. Сер.14.Психология, 1984, № 1. С.9−16.
  245. З.А., Самоненко Ю. А. Системный тип ориентировки в предмете и эвристические возможности учащихся//Вестник МГУ.Сер.24.Психология, 1982, № 1. С.20−29.
  246. З.А., Сергеева Т. А. Построение курса общей химии на основе системного раскрытия его предмета// Системно-структурный подход к построению курса химии /Под ред. Е. М. Соколовской и Н. Ф. Талызиной. М., 1983. — С. 11−58.
  247. З.А., Тарлева С Т. Характеристика знаний учащихся, формируемых при изучении объекта как системы// Психолого-педагогические проблемы профессионального обучения. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. — С.53−100.
  248. Решетова 3.A., Шамсутдинова И. Г. Значение метода системного анализа для эвристического решения задач студентами. М., 1984.- С.91−97.
  249. В.М. Образование как предмет философской рефлексии// Философия образования. М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1996. -С. 7−21.
  250. Н.С. Структура цивилизации и тенденции мирового развития.- Новосибирск, 1992.
  251. В.А. Базовый вуз пересматривает учебные планы//Вестник высшей школы, 1981, № 7. С.16−19.
  252. Рубинштейн C. J1. Основы общей психологии. В 2-х т. М.: Педагогика, 1989.
  253. Н.Ю. Один из возможных подходов к формированию инженера широкого профиля// Практика создания модели специалиста в различных вузах. М.: Знание, 1989. — (Новые методы и средства обучения) — № 4 (8). — С.6−28.
  254. В.Н., Кочетов Г. М. Принципы построения модели молодого специалиста университетского профиля// Системный подход к управлению учебно-вспомогательным процессом вуза. -Томск, 1976.-С. 17−35.
  255. В.А., Белокуров В. В., Сушко В. Г., Шикин Е. В. Университетское образование: вызов времени и выбор университета// Философия образования. М: Фонд «Новое тысячелетие», 19%. — С. 104−119.
  256. Садовский В Н. Основания общей теории систем.: Логико-методологический анализ. М.: Наука, 1974. — 279 с.
  257. B.H., Юдин Э. Г. Задачи, методы и предложения общей теории систем// Исследования по общей теории систем: Сборник переводов. М., 1969. — С.3−22.
  258. A.M., Свердан M.JI. На основе структурно-логических схем//Вестник высшей школы, 1981, № 1. С. 19−21.
  259. Н.Г., Сорокин В В., Райскина Т. П. Построение курса и самостоятельная работа студентов//Вестник высшей школы, 1983, № 4.-С. 18−21.
  260. Н.Г., Сорокин В. В., Чернышева В. К. Способы построения учебного предмета//Советская педагогика, 1982, № 1. С.66−71.
  261. Сборник заданий для курсовых работ по теоретической механике /Под ред. А. А. Яблонского: Учебное пособие для втузов.-3-е издание, испр. М. Высш. школа, 1978. — 388 с.
  262. Сборник задач по теоретической механике: Учебное пособие для втузов.-3-е изд., испр. М.: Высшая школа, 1974. — 520 с.
  263. Л.Г. Моделирование профессиональной деятельности техника в учебном процессе // Активность личности в обучении (психолого педагогический аспект). — М., 1986.
  264. Л.Г. Теоретические основы формирования содержания профессионального образования и обучения в средних специальных учебных заведениях: Дис. док.. пед. наук: 13.00.01. -М., 1991.
  265. Л.Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и методы обучения в средних специальных учебных заведениях. М., 1990.
  266. Л.Г., Ярошенко Н. Г., Зайцева З. А., Васильева С. В. Совершенствование методики разработки квалификационных характеристик, учебных планов и учебных программ // Основные результаты исследований НИИВШ в 1988 г. М., 1989.
  267. Л.Г., Ярошенко Н. Г., Зосимовский Л. В., Зайцева З. А., Ненашева Л. А. Проблемы учебных заведений комплексов. — М.: НИИВО, 1991.
  268. Л.Г., Стамболцян ВО., Зырянов В. А., Иванов Г. И. и др. Моделирование профессиональной деятельности в учебномпроцессе (из опыта работы средних специальных учебных заведений). М.: НИИВО, 1991.
  269. В.Н. О физико-математической подготовке в комплексе// Вестник высшей школы, 1977, № 4. С. 17−20.
  270. И.И. О содержании моделей специалистов с высшим образованием и методика их разработки// Проблемы формирования личности специалиста широкого профиля. J1., Ленингр.инж.-экон. ин-т .-Труды, вып. 113,1976. — С.35−47.
  271. И.Н. Человек и труд : условия гармонии и развития .-М.. Политиздат, 1981. 126 с.
  272. В.П. Педагогический менеджмент. Учебное пособие. М.: Роспедагенство, 1997.
  273. Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник., 1980. М.: Наука, 1981.
  274. Системно-структурный подход к построению курса химии/ Под ред. Е. М. Соколовской и Н. Ф. Талызиной. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983.- 172 с.
  275. М.Н. Проблема содержания образования в советской педагогике// Теоретические основы содержания общего среднего образования/ Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1983. — С. 13−27.
  276. J Скаткин В. М. Требования социалистического производства к содержанию образования// Теоретические основы содержания общего среднего образования/Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1983. — С. 100−104.
  277. С катки н В.М., Краевский В. В. Содержание общего среднего образования. Проблемы и перспективы М., 1981.
  278. Л., Ефремова Ж. Предлагаем интегрированный курс//Вестник высшей школы, 1990, № 4. С.40−44.
  279. В.А. Перестройка педагогического образования в СССР//Среднее специальное образование, 1990, № 2.
  280. В.А. Перестройка средней и высшей школы научно-техническое обеспечение// Теория и практика высшего педагогического образования. Межвуз. сб. научн. тр. — М.: Изд-во «Прометей», 1991.
  281. В.А. Гуманитарная культура специалиста// Актуальные проблемы гуманитарного образования на пороге XXI века. М., 1996.
  282. В.А., Андриенко Е. В. Профессиональная самоактуализация будущего учителя// Научные труды Московского педагогического государственного университета. Серия: Психолого-педагогические науки. М.: Изд-во «Прометей», 1998. -С.3−13.
  283. В.А., Ильин B.C. Концепция высшего педагогического образования в СССР// Формирование социально-активной личности учителя: Межвуз. сб. научн. тр. М.: МПГИ им. В.ИЛенина, 1989.
  284. В.А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М.: Школа-Пресс, 1997. — 512 с.
  285. В.И., Поляхов Н. Н., Ханович И. Г. Специальным дисциплинам -прочную общенаучную основу//Вестник высшей школы, 1965, № 2. С.32−37.
  286. Г. И. Психологический анализ проблемы принятия решений. М.: Изд-во МГУ, 1985.
  287. А.Г., Тюхтин B.C. О взаимосвязи наук в современном естествознании// Синтез современного научного знания. М., 1973. -С.60−73.
  288. В.В., Ройтман Г. П. Системное построение курса физики для втуза// Методы совершенствования учебно-воспитательного процесса в вузе: Межвуз. сб. научн. трудов. Волгоград: Изд. ВПН, 1987. -С.151−155.
  289. А.И. Концепция стандарта качества базового высшего образования. (Системная методология стандарта и проблема нормативного отражения в стандарте фундаментализации образования). М.: 1992. — 35 с.
  290. Г. В. Основы психологической теории деятельности. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1988.
  291. Н.Ф. Теоретические проблемы програмированного обучения. М., 1969. v Талызина Н. Ф. Совершенствование обучения в высшей школе// Советская педагогика, 1973, № 7. С.71−82.
  292. Н.Ф. Место функции учебника в учебном процессе В кн.: Проблемы школьного учебника. — М., 1978. Вып. 6.
  293. Н.Ф. Методика составления обучающих программ.-М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. 47 с.
  294. Н.Ф. Что значит знать?-Советская педагогика, 1980, № 8. С.97−104.
  295. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний: Учебник для втузов.-М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 345 с.
  296. Н.Ф. Деятельностаый подход к учению и программированному обучению/ЛГСсихологические основы программированного обучения. М., 1984. — 175 с.
  297. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников.-М.: Просвещение, 1988.
  298. Н.Ф., Карпов Ю. В. Педагогическая психология: психодиагностика интеллекта.-М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.
  299. Н.Ф., Печенюк Г. Н., Хихловский Л. Б. Пути разработки профиля специалиста. Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 1987.
  300. Ю.Г. Высшее образование в России в XX веке (антропоцентрический взгляд): Вчера. Сегодня. Завтра. -М., 1994.
  301. Ю. Г. Пахомов Н.Н. Технологический вызов новая революция в образовании // Вестник высшей школы, 1988, № 1.
  302. Теоретические основы содержания общего среднего образования /Под ред. В. В. Краевского, И Я. Лернера. М.: Педагогика, 1983. -352 с.
  303. Типовая программа по дисциплине «Теоретическая механика"-М.: В/О «Мортехинформреклама», 1991. 12 с.
  304. O.K., Бабанин Л. Н. ЭВМ и новые проблемы психологии. М.: Изд-во МГУ, 1989.
  305. B.C. Кибернетика и вопросы синтеза научного знания// Синтез современного научного знания. М., 1973. — 274 с.
  306. Уварова Л И. Наука как производительная сила общества. М.: Наука, 1982. — 168 с.
  307. А.В. Электронный учебник по применению математических методов в планировании. В.кн.: Компьютерная технология обучения в высшей школе. Тезисы докладов II Всесоюзной конференции. — Севастополь, 1990. — С.92−94.
  308. В.А. Новое в инженерном образовании: физика и ее роль//Современная высшая школа, ПНР, 1974, № 1(5). С. 109−119.
  309. В.А. Физика в инженерном образовании// Сборник научно-методических статей. Физика, вып.4. -М., 1975. С.3−7.
  310. В.А. Физика во втузе//Вестник высшей школы, 1976, № 5. -С.11−15.
  311. A.M. Сборник задач по теоретической механике: Учебн. пособие для техникумов. М.: Высш. школа, 1978. — 189 с.
  312. В.В., Вольмир А. С. Теоретическая основа специальных знаний//Вестник высшей школы, 1977, № 9.
  313. Философия образования. Сб. научн. статей. М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1996.-287 с.
  314. Формирование модели деятельности специалиста с высшим образованием/ Ред. Е. Э. Смирнова. Томск: Изд-во ТПИ, 1984.
  315. Я. Научно-педагогические основы единства общего и профессионального образования в средних специальных учебных заведениях. Автореф. дис. док. пед. наук. Ташкент, 1990.
  316. Г. Синергетика. М.: Мир, 1985.
  317. Д. Формирование учебных навыков. М., 1986.
  318. Л.В. Адекватность контроля знаний целям обучения(на материале ядерной и нейтронной физики в высшей школе): Автореф. дис.канд.пед.наук. М., 1983. — 16 с.
  319. Н.А. Социально-экономические проблемы общего среднего образования в условиях развитого социализма. М., Педагогика, 1983. — 108 с.
  320. Целевая интенсивная подготовка специалистов/ Под ред. A.M. Липанова и А. П. Лукошкина. Л.: Изд-во ЛГУ, 1987. — 184 с.
  321. Л. Факторы, способствующие или препятствующие осуществлению реформ высшего образования в европейских странах//Высшее образование в Европе. T. XII, 1987, № 3.
  322. М. Об интерпретации современного основного образования// Сов. педагогика, 1966, № 7. С.11−25.
  323. М.Г. Интеграция науки(философ. очерк).-2-е изд., перераб. и доп. М.: Мысль, 1981. — 276 с.
  324. Э.С. Психология инженерного творчества. Л.: Знание, 1990.-32 с.
  325. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982.
  326. И.Г. Системность знаний и ее роль в решении эвристических задач студентами: Автореф. дис.канд.пед.наук.-М., 1983.- 16 с.
  327. И.Г. Системность знаний и ее роль в решении эвристических задач студентами(на материале высшей математики): Дис. канд.пед.наук. М., 1983. — 284 с.
  328. И.Г. Теория и практика высшего заочного инженерно-технического образования. М., 1992.
  329. И.Г. Теоретические основы высшего заочного образования: Дис.. док. пед. наук: 13.00.01 -М., 1993.-497 с.
  330. И.Г. Методологические и логико-дидактические принципы структурирования содержания образования// Научные труды МПГУ им. В. И. Ленина. Серия: Психолого-педагогические науки. М.: Изд-во «Прометей», 1996. — С.49−55.
  331. И.Г. Системно-модульный подход к содержанию обучения в высшей школе// Научные труды МПГУ им. В. И. Ленина. Серия: Психолого-педагогические науки. М.: Изд-во «Прометей», 1997. — С.33−43.
  332. В.Л. Возможности интенсификации//Вестник высшей школы, 1987, № 6. С.47−49.
  333. Н.Е. На пути модернизации курса физики//Вестник высшей школы, 1979, № 10.
  334. М. Формы знания и образование// М.Шелер. Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994.
  335. Е.Н. Теоретические основы гуманизации педагогического образования: Дис.. док. пед. наук., М., 1991.
  336. J Шиянов Е. Н. Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы. Москва — Ставрополь: 1991 а.
  337. М.М. Подготовка квалифицированных рабочих в средних ПТУ: Вопросы теории и практики. М.: Педагогика, 1980. — 152 с.
  338. В.Н. Одна из наиболее незыблемых основ инженерного образования//Вестник высшей школы, 1964, № 5. С .20−25.
  339. Щелкачев В.Н.С учетом профиля института//Вестник высшей школы, 1974, № 11. С.85−86.
  340. Д.Б. Интеллектуальные возможности младших школьников и содержание обучения// Возрастание возможности усвоения знаний. М., 1966.
  341. Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М., 1974.
  342. Д.Б., Давыдов В. В. (ред.) Возрастные возможности усвоения знаний. М., 1966.
  343. Д.Б., Давыдов В. В. Некоторые психологические проблемы построения учебных программ//Психологическая наука и образование, 1996, № 1. С.42−45.
  344. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: Методолог, пробл. совр. науки. -М.: Наука, 1978. 391 с.
  345. Л.Л. Оптимизировать учебные планы//Вестник высшей школы, 1983, № 2.
  346. П.А. Создание модульных программ//Советская педагогика, 1990, № 2.
  347. И.П. Интеграционные процессы в высшей школе. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1980. — 115 с.
  348. Bloons B.S., Hasting J.T., Madans G.F. Handbook on Formative and Summative Evaluation of student learning. New York: McGraw-Hill Book Company, 1971.
  349. Bork A. Computers and information technology as learning aid // Education and Computing. 1985. V.l.
  350. Butler F.G. The teaching / learning process: A unified, interactive model: Part three // Educational Technology. 1985. № 11.
  351. Combs A.W., Blume R.A., Newmen A.J., Wass H Z. The Professional Education of Teachers: A Humanistic Approach to Teachers Preparation. Boston: Allyn and Bacon, Inc. 1978.
  352. Good K.B. Dictionary of Education. 1981.
  353. Gronlund N.E. Stating Behavioral Objectives for Classroom Instruction. New York: Macmillan, 1970.
  354. Kearsley G. Authoring tools: An introduction // Journal of Computer -Based instruction. 1984. V. l 1. № 3.
  355. Norman D.A. Cognitive Engineering and Education, Ins. D.T. Tuma, F. Reif (Eds) Problem Solving and Education. Hillsdale, N.J.: Erlbaum, 1980.
  356. Pauk W. How to study in college. Boston, 1984.
  357. Vargas J.S. Behavioral Psychology for Teachers. New York: Hagerstown. San Francisco. London: Harper I Row. 1977.
  358. Weinstein C.E., Mayer R.E. he Teaching of Learning Strategies. In: M.C. Wittrock (Ed.) Handbook of Research on Teaching. N. Y., 1986.
Заполнить форму текущей работой