Личностно-ориентированная коррекция эмоциональных проявлений у младших школьников с задержкой психического развития
Диссертация
Однако у 42,3% детей первой экспериментальной группы агрессивные проявления, негативизм, повышенная импульсивность, замкнутость, робость у второй группы, неадекватная реакция особенно на замечания экспериментатора не преодолелась в процессе двух блоков психологопедагогической коррекции. Этим детям, по нашему мнению, необходимо комплексное сочетание медикаментозной терапии… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Проблема изучения личности в современной психолого-педагогической литературе
- 1. 1. Исследование личности в работах отечественных и зарубежных психологов
- 1. 2. Характеристика личности в системе межличностных отношений
- 1. 3. Эмоциональная сфера и индивидуально-психологические особенности личности
- 1. 4. Особенности личности детей с задержкой психического развития
- Выводы
- Глава 2. Экспериментальное исследование эмоциональных проявлений младших школьников с ЗПР в межличностных отношениях со сверстниками
- 2. 1. Цель, задачи, методика и организация экспериментального исследования эмоциональных проявлений
- 2. 2. Анализ результатов первого этапа экспериментального исследования
- 2. 3. Анализ результатов второго этапа экспериментального исследования
- 2. 4. Анализ результатов третьего этапа экспериментального исследования
- Выводы
- Глава 3. Система личностно-ориентированной коррекции эмоциональных проявлений у младших школьников с ЗПР
- 3. 1. Цель, задачи, методика и организация формирующего эксперимента
- 3. 2. Индивидуальная психолого-педагогическая коррекция
- 3. 3. Групповая психолого-педагогическая коррекция
- 3. 4. Анализ результатов контрольного эксперимента
- Выводы
Список литературы
- Авдеева Н.Н., Елагина М. Г., Мещерякова С. Ю. Психологические основы формирования личности. М., 1986. С. 7.
- Агавелян O.K. Общение детей с нарушением умственного развития: Автореф. дисс. д-ра психол. наук. М., 1989. С.-12.
- Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. СПб., 1996. С. 177.
- Актуальные проблемы диагностики психического развития / под ред. К. С. Лебединской. -М., 1982. С. 162.
- Альраххаль Д.И. Психологические особенности межличностных отношений детей с ЗПР младшего школьного возраста: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1992. С. 16.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., Изд-во ЛГУ, 1968а. С.-345.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х тт. М.: Педагогика, 1980. Т.2.-С.56.
- Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для психол. факультетов МГУ, 1980. С. 49.
- Андрущенко Т. Ю. Карабекова Н. Коррекционно-развивающие игры для младших школьников: Волгоград: Перемена 1993. С 45−49.
- Аунапуу Т. Восприятие лидерами межличностных отношений в классе //Вопросы психологии. 1983 № 5. с 61−65.
- Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с ЗПР. М.: Издательство НЦ ЭНАС 2001. 132 С.
- Бодалёв А.А. Формирование понятия о другом человеке как о личности.-Л. г ЛГУ, 1970. 134, 2. с.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. / Пер. с англ. СПб., 1992. С. 400.
- Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М., 1968. с. 243
- Белопольская H.JI. Психологическое исследование мотивов учебной деятельности детей с задержкой психического развития: Автореф. дис.канд. психол. наук. М., 1976. С. 15.
- Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 1988. С. 180
- Бурменская Г. В., Карабанова О. А., Лидере А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. М.:Изд-во МГУ, 1980.С. 88.
- Винокуров Л. Н, Основы педагогической диагностики нервно-психических нарушений у детей и, подростков.: учеб. пособие. — Кострома. 1994. С. 78.
- Власова Т.А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. — М., 1973. С. 250.
- Власова Т.А., Лубовский В. И. и др. Задержка психического развития детей и пути её преодоления: Обзорная информация. — М., 1976. — Вып. XIII. С. 120.
- Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956. С.- 108−127.
- Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка // Вопросы психологии. — 1966. — № 6. С. 178.
- Выготский Л.С. Вопросы теории и истории психологии //Собрание сочинений в 6-ти томах. — М., 1982. — Т.1.- С.231−256.
- Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. — М., 1983. — Т.З. С.-145−167.
- Выготский Л.С. Основы дефектологии // Собр. соч.: В 6 т. — М., 1984. —Т.5.-С.231−256.
- Выготский Л.С. Проблемы дефектологии . М.: Просвещение, 1995. — 527 с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996. С.-134−167.
- Галигузова Л.Н. Проблема социальной изоляции детей // Вопросы психологии. 1996. — 3.- С. 116.
- Готовность к школьному обучению детей с задержкой психического развития. АПН СССР НИИ дефектологии ~ сборник научных трудов /под. ред. В. И. Лубовского Н.А.Цыпиной. М. 1989. С. 115.
- Грибанова Г. В. Психологическая характеристика личности подростков с задержкой психического развития // Дефектология. 1986. — № 3. С 37.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.-С. 240.
- Демьянов Ю.Г. Клинико-психологическое обследование детей с так называемой «задержкой психического развития» // Дефектология. — 1967, № 4. С. 129−133.
- Дети с задержкой психического развития /Ред.Т. А. Власовой,
- B.И.Лубовского, Н.А.Цыпиной/ НИИ дефектологии АПН СССР. М.: Педагогика, 1984. С. 173−190.
- Дети с временной задержкой психического развития / Под. ред. Т. А. Власовой и др. М., 1971.
- Диагностика и коррекция задержки психического развития. / Под. ред. С. Г. Шевченко. М.: Аркти. 2001. 222 С.
- Дмитриева Е.Е. Об особенностях общения с взрослым 6-летних детей с задержкой психического развития // Дефектология. —№ 1.— 1988.1. C.23.
- Дурова Н.В. Очень важный разговор (беседы занятия с дошкольниками об этике поведения). М., Мозаика-Синтез 2002. 99 с.
- Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. — М., 1973. С. 201−214.
- Ефремова Г. И. Особенности усвоения шестилетними детьми с задержкой психического развития знаний о некоторых нравственных нормах поведения по отношению к взрослым и сверстникам // Шестилетние дети: Проблемы и исследования. — Н. Новгород, 1998. С. 56.
- Жаренкова Г. И. Психолого-педагогическое изучение учащихся с задержкой психического развития в специальной школе// Дефектология.- 1981, № 2. С 14−26.
- Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития у детей. М., 1993. С. 145.
- Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. М.: Медицина, 1982. С. 107−109.
- Захаров. А.И. Как помочь детям избавится от страха. Спб., 1995. С 94.
- Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. — JI. 1988. С. 134.
- Зейгарник Б.В. Личность и патология деятельности. — М., 1971. С. 206.
- Зейгарник Б.В. Патопсихологический метод изучения личности // Психологический журнал, 1982, Т.З. № 1, С.43−51.
- Зейгарник Б.В. Патопсихология. М., 1976. 267С.
- Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. М.: МГУ, 1982. С 243.
- Исурина Г. Л. Групповые методы психокоррекции и психотерапии // Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л., 1983. 156. С.
- Карабанова О.И. Игра в коррекции психического развития ребёнка. — М., 1997. С. 178.
- Карпова Г. А., Артемьева Т. П. Педагогическая диагностика учащихся с ЗПР. Екатеринбург, 1995. 243 с.
- Киричук А.В. Общение в классном коллективе как объект педагогического управления: Автореф. дисс.канд. пед. наук. Киев, 1974. с 15.
- Ковалёв В.В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей: изд. 2-е, переработанное и дополненное. — М.: Медицина, 1995. — 560 с.
- Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. — Минск, 1984. С.345−167.
- Коломинский Я.Л., Жизневский Б. П. От игры к труду: общение дошкольников в ролевой игре и совместном труде / Министерство образования Респ. Беларусь, Минск: Нац. Ин-т образования МО Беларуси, 1993.- 116, 1. с.
- Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности): Учебное пособие.-2-е изд., доп. -Минск.: Тетра Системе, 2000. 432 с.
- Коробейников И.А., Агаев А. Ч., Миндиашвили Ш. Д. Диагностические аспекты профилактики и коррекции школьной дезадаптации. Методические рекомендации. М.: М.З. РСФСР, 1991. С. 35−50.
- Коробейников И.А. О соотношении нозологического и функционального диагноза при нарушениях психического развития у детей // Дефектология. 1995. № 6. С. 23.
- Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. — М.: ПЭР СЭ, 2002. — 192 с.
- Коррекционная педагогика / Под ред. Б. П. Пузанова. М., 1999. С. 144.
- Кузнецова Л.В. Особенности мотивационной готовности детей с задержкой психического развития к школьному обучению Автореф. дис. канд. псих. наук. — М., 1986. С. 12.
- Кузнецова Л. В. Айзенберг Б.И. Формы психологической помощи в школе-интернате для детей с ЗПР// Дефектология № 2 .1990. С.21−23.
- Лангмейер И., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. — Прага, 1984. С. 334.
- Лебединская К.С. Актуальные проблемы задержки психического развития. М., 1982. С. 45−57.
- Лебединский В.В., Марковская И. Ф., Фишман М. Н., Труш В. Д. Нейропсихологический анализ детей с минимальной мозговой дисфункцией // А. Р. Лурия и современная психология. — М., 1982. С. 98.
- Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. — М.: Академия., 2003. — С. 144.
- Левин К. Теория поля в социальных науках. — М., 2000. С. 300.
- Левин К. Динамическая психология. — М., 2001. С. 257−278.
- Леонова Г. Н. Диагностико-коррекционная методика работы с низкостатусными учащимися в начальной школе // Психологические знания в помощь учителю. Ульяновск, 1998.- С. 19−23.
- Леонтьев А.А. Психология общения Тарту, 1973. С. 208.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание личность. — М., 1975. С. 181.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. М.: МГУ, 1981. -С. 584.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. М., 1983. Т.1.- С. 258.
- Личность и неврозы. / Из одноименного сборника трудов В. Н. Мясищева, л., изд. ЛГУ, 1960, С. 419−425.
- Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии // Методы и теоретические проблемы психологии. М., Наука, 1984. С. 242−288.
- Лоренц К. Агрессия. СПб., 2001. С.67−78.
- Лютова Е.К., Монина Г. Б. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными и аутичными детьми. М.: Генезис 2000. С. 188.
- Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2000. — С. 592.
- Малофеев Н.Н. " Проблема ЗПР это в свою очередь проблема самого общества" из беседы с директором Ин-та коррекц. педагогики РАО Н. Н. Малофеевым. // Школьный психолог: Еженедельное прилож к газете. «Первое сентября». — 1999. — (№ 32). С. 16.
- Мамайчук И.И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции. СПб., 2000. С. 47.
- Мамайчук И.А. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2001. 218С.
- Мамайчук^ И.А. Психокоррекционные- технологии для детей с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2003. 398 С.
- Манова-Томова B.C., Пирьов Г. Д., Пенушлиева Р. Д. Психологическая реабилитация при нарушениях поведения в детском возрасте: Пер. с болгар. София: Медицина и физкультура, 1981. С. 70.
- Марковская И.Ф. Клинико-нейропсихологическая характеристика задержки психического развития // Дефектология.—1977. — № 6. С.32−39.
- Марковская И.Ф. Задержка психического развития церебрально-органического генеза: Автореф. дис. канд. психол. наук. Л., 1982. С. 15.
- Марковская И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика. — М., 1999. 198 С.
- Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и психологии./ Из «Методологические проблемы психоневрологии.» Л., 1966.
- Мясищев В.Н. Психология отношений: Избр. психол. тр. /Под. Ред.
- A.А.Бодалёва- Акад. пед. и социал. наук, Моск. психол. социал. институт. — М: Ин-т практ. психолог- 1995. 356 с.
- Никашина Н.А. Педагогическое изучение детей с задержкой психического развития // Дефектология. № 5. С.7−12.
- Обучение детей с задержкой психического развития / Под. ред.
- B.И.Лубовского. Смоленск, 1994. С. 124.
- Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.: Творческий центр. Сфера 2001. С. 237.
- Осипова А.А. Общая психокоррекция. М., 2000. С. 77.
- Основы коммуникации: Программы развития личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками / под. ред. Л.М.Шипицыной- Междунар. ун-т семьи и ребёнка им. Р. Валленберга. 2-е изд., доп. и испр. СПб.: Образование, 1995. — С. 195.
- Основы специальной психологии / Под ред. Л. В. Кузнецовой М.: Академия. 2003. 479 С.
- Отстающие в учении школьники / Под ред. З. И. Калмыковой, И. Ю. Кулагиной. -М., 1986. С. 233.
- Певзнер М. С, Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития.// Дефектология — 1972. — № 3. С. 12−17.
- Певзнер М.С. Клиническая характеристика инфантилизма у детей // Актуальные проблемы задержки психического развития у детей. М., 1982. С. 37.
- Петрова В.Г., Белякова И. В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? — М., 1998. С. 47.
- Петровский А.В. Эмоциональная идентификация в группе и способы её выявления // К вопросу о диагностике личности в группе. М., 1973. С 69−78.
- Петровский А.В., Шпалинский В. В. Социальная психология коллектива. — М., 1978. С. 40−50.
- Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982. С. 156.
- Петровский А.В. Развитие личности. Возрастная периодизация // Психология развивающейся личности. М.: Педагогика, 1987. С.55−67.
- Петровский А.В. Личность./ Введение в психологию./ М., 1995. С. 201.
- Петровский А.В., Ярошевский М. Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., стереотип. — М.: Академия, 2000. —512 с.
- Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика. — М., 1999. С. 208.
- Левин К. Теория поля в социальных науках. — М., 2000. С.ЗОО.Подобед В. Л. Особенности кратковременной памяти детей с задержкой психического развития // Дефектология — 1981. — №З.С 21−25.
- Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков — патопсихология. — М., Воронеж, 1996. С. 88.
- Практикум по патопсихологии / Под ред. Б. В. Зейгарник. В. В. Николаевой, В. В. Лебединского. — М., 1987. С. 180.
- Прихожан А.М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми // Активные методы работы школьного психолога. М., 1990. С. 57.
- Психокоррекционная и развивающая работа с детьми // Под. ред. И. В. Дубровиной. М., Академия. С. 160.
- Психолог в начальной школе: Учебно-практическое пособие / Под. Ред. Т. Ю. Андрущенко. — Волгоград, 1995. С. 197.
- Психология детей с задержкой психического развития /Авт. сост. О.В.Защиринская/ СПб.: Речь, 2001. С. 430.
- Психология личности в трудах отечественных психологов /Сост. и общая редакция Л. В. Куликова. — СПб.: Питер, 2001. — С. 480.
- Психология личности. Т.2.Хрестоматия. Самара: Издательский дом Бахрах-М, 2002.-544с.
- Психолого-медико-педагогическое обследование ребёнка / Под. ред. М. М. Семаго. М.:Аркти, 1990. 136 с.
- Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И. Ю Левченко, С. Д. Забрамной. М.: Академия 2003. 318 С.
- Психофизиологические основы коррекции эмоционально-волевой сферы учащихся классов КРО. // Материалы гор. семинара //Рязань: РГПУ, 2000. 50 1. с.
- Рычкова Н.А. Дезадаптивное поведение детей диагностика, коррекция, психопрофилактика М. 2001. С. 95.
- Слепович Е.С. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития // Методические рекомендации, Минск, 1982. С 27.
- Слепович Е.С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития. — М., 1990. СЛ67~
- Сорокоумова Е.А. Уроки общения в начальной школе. — М., 1994. С. 45−67.
- Сорокин В.М., Кокоренко B.JI. Практикум по специальной психологии / Под. ред. Л. М. Шипициной. СПб., Речь 2003.- С. 114.
- Спиваковская А.С. Нарушение игровой деятельности. — М., 1980. С. 189.
- Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. М., Апрель. Пресс. ЭКСМО. 1999- T.l. С. 122.
- Спионек X. Нарушения развития учащихся начальных школ и испытываемые ими затруднения в учебной деятельности // Дефектология. — 1972. — № 3. С. 21−29.
- Степанова О.А., Вайнер М. Э., Чутко Н. Я. Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями. М., Академия, 2003. — 272 с.
- Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. — Т. 1. —М., 1955−1965. С. 256.
- Тарнопол Л. Образовательная программа для детей с трудностями в обучении в США (Калифорния) // Дефектология. — 1975. — № 6.
- Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т. М.: Педагогика, 1997. Т.1. с 345.
- Тржесоглава 3. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте.— М., 1986. С. 245.
- Тригер Р.Д. Психологические особенности общения младших школьников с задержкой психического развития // Дефектология. 1989. № 5.С. 35−41.
- Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. — Н.Новгород. 1994. С. 178.
- Ульенкова У.В. «Л.С. Выготский и концептуальная модель коррекционно-педагогической помощи детям с задержкой психического развития»: Из опыта работы. // Дефектология. — 1997. -№ 4. С. 26−32.
- Ульенкова У.В. Л.С.Выготский и концептуальная модель коррекционно-педагогической помощи детям с задержкой психического развития// Дефектология. — 1997. — № 1.
- Ульенкова У.В., Кисова В. В. Экспериментальное изучение формирования саморегуляции в структуре общей способности к учению у шестилетних детей с задержкой психического развития // Дефектология. 2001. — № 1. С. 12−17.
- Ульенкова У.В., Васильева Е. Н. Изучение и формирование эмоциональной сферы у старших дошкольников с задержкой психического развития в условиях диагностико-коррекционных групп в дошкольном учреждении //Дефектология. — 2001. — № 5. С. 3−8.
- Ульенкова У.В., Лебедева О. В. Организация специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии: Учебпособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2002. — С. 176.
- Урунтаева Г. А., Ю.А.Афонькина Практикум по дошкольной психологии. М., Академия 2000. С. 304.
- Усанова О.Н. Специальная психология: Система психологического изучения аномальных детей. — М., 1990. С. 234.
- Учебно-воспитательная работа в школе для детей с задержкой психического развития. — М., 1977. С. 145.
- Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. М., 1993. С. 38.
- Фрейд А., Фрейд 3. Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов / Пер. с англ. СПб., 1995. 177 с.
- Филиппова Ю.В. Общение дети 7−8 лет. Ярославль.: Академия развития 2002. С. 128.
- Фридман Л.М., Пушкина Т. А., Каплунович И. Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. — М., 1988. С. 87.
- Хоментаускас Г. Т. Отражение межличностных отношений в диагностическом рисунке семьи: Автореф. канд. дис. — М., 1985. С. 14.
- Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М., 1983. С. 135.
- Хьелл Ларри А., Зиглер Дэниэл Дж. Теории личности: основные положения, исследования и применение. — Изд. 2-е, исправленное. Пер. с англ. С. Меленевская, Д. Викторова. — СПб.: Питер, 2001. с 608.
- Ценципер А.Б. Опыт исследования зависимости положения ученика в коллективе от его индивидуальных особенностей // некоторые вопросы совершенствования процесса обучения и воспитания. Минск, 1970. С. 124.
- Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты. -М.: Владос, 1999. С. 136.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. — М., 1978. С. 155.
- Юнг К. Г. Конфликты детской души / Пер. с нем. М., 1994. С. 87.
- Adler А. (1956). The individual psychology of Alfred Adler: A systematic presentation of selections from his writings. H.L.&R.R. Ansbacher (Eds.). New York: Basic Books.
- Aronson M., Kyllerman M., Sabel K.- G., Sadin., Children of Alcoholie Mothers. Development, Perseptual and Behavioral Characteristics as Compared to Matched Controls // Acta Paediatr Scand. 1985, 74,1.
- Bandura A., Principles of Behavior Modifikation. N-Y., 1969 Bandura A. (1977b). Social-learning theory. Engelwood Cliffs, NJ: Prentice-Hall.
- Bandura A. (1989a). Social cognitive theory. In R. Vasta (Ed.), Annals of child development (Vol.6, pp. 1−60). Greenwinch, CT: JHAI Press.
- Benda C. Di Oligophrenien.-In: Psychiatrie der Gegenwart.-Bd II. Berlin-Heidelberg, 1960
- Bourlier M. Bilan des integrations scolaires d enfants suivisdan sun service de pedopsychiatrie // Neuropsychiat. enfance et adolescence. 1990, 38, N 3
- Bristol M.M., Gallagher d.D., Schopler C. Mothers and Fathers of Young Developmentally Disabled and Hondisabled. Boys: Adaptation and Spousal Support // Developmentally Psychology, 1988, Vol. 24, N 3
- Connel A. Personal and family characteristics of children with specific reading difficulties // Irish J. Psychol. 1989, 4.
- Cummings J.D.A. Follow-up Study of Emotional Symptoms in Schoolchildren//Brit.J. Educ. Psychol. 1946, 16.
- Cummings S.J. The impact of the handicapped child on the father: A spidy of fathers of mentally refarded end chronically ill children.// American J. of Orhopsychiatry. 1976, 36.
- Erikson E.H. (1968a). Identity: Youth and crisis. New York: Norton.
- Erikson E.H. (1968b). Life cycle. In International Encyclopedia of the Social Sciences (Vol. 9, pp. 286−292). New York: Crowell Collier & Macmillan.
- Freud S (1955). Beyond the pleasure principle. In Standard edition (Vol. 18). London: Hogarth.
- Freud S. (1960). Jokes and their relation to the unconscious. In Standard edition (Vol.8). London: Hogarth.
- Fromm E. Beyond the chains of illusion: My encounter with Marx and Freud. New York: Touchstone. 1962
- Fromm E. On Disobedience and other essays. New York: Seabury Press. 1981
- Holmes D.L., Reich J. N., Rieff M.L. Kindergarten performance of children born at risk // Can. J. Psychol. 1988. 42, N 2
- Horney K. Neurosis and human growth: The struggle toward self-realization. New York: Norton. 1950
- Innerhofer P. Probleme schulischer Sozialisation // Kinderarzt, 1974. N 7.
- Jung C.G. Analytical psychology: Its theory and practice (The Tavistock Lectures). New York: Pantheon. 1968
- Jung C.G. The structure of the psyche. In The collected works of C.G. Jung (Vol. 8). Princeton, NJ: Princeton University Press. 1969
- Jung C.G. The psychological diagnosis of evidence. In The colleted works of C.G. Jung (Vol. 2). Princeton, NJ: Princeton University Press. 1973.
- Kirk S., Kirk W. Psycholinguistic learning disabilities. Diagnosis and remediacion. Urbana 1971.
- Lovell K. Malagjusted and Delinqent Children. In: Educational psychology and children. London: Univ. of London Press, 1973.
- Maslow A.H. A theory of metamotivation: The biological rooting of the value-life, Journal of Humanistic Psychology. 1967, 93−127
- Maslow A.H. Toward a psychology of being (2nd ed.). New York: Van Nostrand. 1968
- Meyer K. Somatische, psychologische and soziologische Untersuchungen zur Unterbegabung. Die Bedeutung psychologischer und soziologischer Faktoren: Diss. von K. Meyer (Tuebingen), 1972.
- R.Mc.Fall. Behavioral Training: A Skill Acquisition. Approach to Clinical Problems //. Behavioral Approach to Therapy/ Ed. By G. Davison. N-Y., 1976//
- Reider. C., Cicchetti D. Organizational perspective on cognitive controlfunctioningand cognitive-affective balance in maltreated children // Dev. Psychol. 1989. 25. N 3. p.382−393
- Rogers C.R. The clinical treatment of the problem child. Boston: Houghton Mifflin. 1939.
- Rogers C.R. Client-centered therapy: Its current practice, implications, and theory. Boston: Houghton Mifflin. 1951
- Rogers C.R. A theory of therapy, personality and interpersonal relationships, as developed in the client-centered framework. In S. Koch (Ed.). Psychology: A Study of a science (Vol. 3, pp. 184−256). New York: McGraw-Hill. 1959.
- Rogers C.R. On becoming a person: A therapist’s view of psychotherapy. Boston: Houghton Mifflin. 1961
- Santarcangelo S., Dyer K. Prosodic aspects of motherese: Effects on gaze and responsivness in developmentally disabled children // J/ Exp. Child. Psychol. 1988,46. N3
- Siemon M. K. Family subsystem: working with School age Children experiencing psychological stress. Clinical Practice in psychosocial nursing: assessment and intervention. N.Y.: Appleton-Century-Crofts, 1978.
- Stasinos D.P. The assessment of a training program for the development of creativity and self-esteem in mentally handicapped greec children // J. Creative Behav. 1986, 2
- Тотева С. Психични разстройства и отклонения в поведението при деца на алкохолици // Неврол. Психиатр. Неврохир., 1983, 22,3.