Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогические условия развития одаренных детей в процессе экологического образования дошкольников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Констатирующий этап эксперимента показал, что дети с высокими уровнями развития интеллектуальных и творческих способностей имеют высокий уровень сформированности экологических знаний и отношений. Это позволило нам разработать следующую совокупность педагогических условий: трехуровневую экопедагогическую модель идентификации одаренных детей, включающую теоретический, организационный… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ.,
    • 1. 1. Историко-педагогический анализ становления экологического образования детей дошкольного возраста
    • 1. 2. Концептуальные модели развития одаренных детей
    • 1. 3. Проблема развития одаренных детей в содержании образовательных программ дошкольного образовательного учрежде
  • Выводы по главе 1
  • ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ НА РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
    • 2. 1. Экопедагогическая модель идентификации интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
    • 2. 2. Методическая система экологического образования одаренных детей
    • 2. 3. Экспериментальная оценка педагогических условий развития одаренных детей в процессе экологического образования
  • Выводы по главе II

Педагогические условия развития одаренных детей в процессе экологического образования дошкольников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Приоритетной задачей дошкольной педагогики является развитие интеллектуально-творческих способностей детей. Личность каждого ребенка по-своему уникальна. Однако в практике дошкольного образования идея принятия ребенка в его уникальных проявлениях не получила должного внимания. В связи с отсутствием ранней идентификации одаренности, а также недифференцированным содержанием обучения и воспитания детей в современном дошкольном образовательном учреждении одаренная личность нивелируется. Отсюда возникает необходимость в перестройке системы дошкольного образования как основополагающего компонента системы развития личности, в переориентации современной концепции содержания образования детей на развитие способностей, и в разработке процессуальной стороны развития одаренности, начиная с раннего возраста.

Дидактической основой изменения содержания дошкольного образования одаренных детей может быть экологическое образование, несущее интегративную функцию содержания образования, а также имеющее мощный развивающий потенциал. Однако известные программы экологического образования не направлены на развитие потенциально интеллектуальных и творческих способностей одаренных детей.

В связи с этим выявление педагогических условий развития одаренных детей в процессе экологического образования в дошкольном образовательном учреждении является одной из актуальных задач дошкольной педагогики.

Степень разработанности проблемы и теоретическая база исследования. Исследования проблемы детской одаренности в нашей стране имеют давнюю историю. Опыт работы с одаренными людьми, имевший место в начале XX в. (Г. И. Россолимо, В. М. Экземплярский и др.), а также идентификации одаренности позднее был утрачен. Проблемы детской одаренности рассматривались в трудах исследователей психологии творчества (Я. А. Пономарев, С. Л. Рубинштейн и др.), мышления и общего интеллектуального развития (Д. Б. Богоявленская, А. В. Брушлинский, В. Н. Дружинин, А. М. Матюшкин, В. М. Пушкин, Н. А. Ратанова и др.), общих и специальных способностей (Б. Г. Ананьев, Э. А. Голубева, В. А. Крутецкий, А. А. Мелик-Пашаев, Б. М. Теплов и др.). Известным отечественным психологом Н. С. Лейтесом достаточно целостно и всесторонне исследовалась проблема умственной одаренности, особенностей выявления одаренности и дальнейшего ее развития у детей.

Важную роль в формировании современных педагогических подходов к решению задач воспитания и обучения одаренных и талантливых детей сыграли исследования в области: дидактики школы (А. Е. Дмитриев, JI. В. Занков, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин и др.) — сравнительной педагогики (М. В. Кларин, 3. А. Малькова, Н. Д. Никандров, Е. Г. Тищенко и др.) — педагогической психологии (Н. С. Варенцова, Л. А. Венгер, К. М. Гуревич, В. В. Давыдов, Н. С. Денисенкова, О. М. Дьяченко, А. В. Запорожец, М. И. Лисина, Н. Н. Поддьяков, В. И. Слободчиков, Д. Б. Эльконин и др.) — разработки проблем творческого развития ребенка (М. Г. Волков, Д. Б. Кабалевский, Т. С. Комарова, Б. Т. Лихачев и др.) — проблем развития творческих качеств учителя (А. В. Мудрик, В. А. Сластенин и др.).

В 1989 г. была создана Государственная программа помощи одаренным и талантливым детям. А. М. Матюшкиным разработана концепция творческой одаренности. Другие варианты концептуальных решений развития одаренных детей имеют место в работах В. Н. Дружинина, В. Д. Шадрикова. Проблеме прогнозирования развития одаренного ребенка посвящены работы В. С. Юркевичпроблемам развития когнитивной сферы личности ребенка — С. Н. Варенцовой, Н. С. Денисенковой, О. М. Дьяченко, А. 3. Зака, В. А. Петровского и др.- развитию креативности работы —.

Н. Е. Вераксы, Е. Б. Заика, Н. Б. Шумакова и др. Проведены исследования в области взаимосвязи уровня интеллекта и креативности (Т. В. Галкина, В. Н. Дружинин и др.). Изучаются проблемы аффективного развития одаренного ребенка, формирования «Я-концепции» (А. Г. Асмолов, А. В. Петровский, В. Э. Чудновский, В. С. Юркевич и др.).

За рубежом детская одаренность рассматривается комплексно, без деления на педагогические и психологические исследования. Широко известны лонгитюдные исследования JI. Термена, а также работы Дж. Гилфорда, Ж. Пиаже и др. В нашей стране получили известность исследования Д. Векслера, Дж. Равена, Дж. Рензулли, П. Торренса, направленные на развитие конвергентного и дивергентного мышления. В работах зарубежных и отечественных исследователей (В. В. Давыдов, J1. В. Занков, У. Килпат-рик, Э. Мейман, М. Монтессори, Э. Торндайк, Д. Б. Эльконин, И. С. Якиманская и др.) предлагаются подходы к содержанию образования одаренных детей в различных предметных областях (музыка, изобразительная деятельность, физическое развитие, ознакомление с окружающим миром и др.).

Мы считаем, что высоким педагогическим потенциалом развития одаренности может обладать экологическое образование детей старшего дошкольного возраста.

Проблемы содержания экологического образования отражены в работах А. Н. Захлебного, И. Д. Зверева, Н. Ф. Винокуровой, И. Р. Колтуновой, JI. В. Моисеевой, И. Н. Пономаревой, JI. П. Салеевой, И. Т. Суравегиной и др. В области экологического образования дошкольников работают исследователи И. Р. Колтунова, Н. Н. Кондратьева, О. Н. Лазарева, С. Н. Николаева, Н. А. Рыжова, П. Г. Саморукова и др. Однако в современных программах экологического образования не нашли отражения вопросы развития одаренных детей. Не выработан единый подход к целям и задачам экологического образования одаренных дошкольников, отбору его содержания, не определены пути и условия экологического образования одаренных детей в дошкольном образовательном учреждении, слабо разработана проблема критериев и педагогической диагностики результатов развития одаренных детей.

Таким образом, возникают следующие противоречия:

• между потребностями современного общества, заинтересованного в развитии творческой личности ребенка, и отсутствием в педагогических исследованиях научно обоснованной модели развития одаренного ребенка;

• между осознанием необходимости осуществлять развитие одаренного ребенка в раннем возрасте и недостаточной разработанностью педагогических условий обеспечения этого процесса в дошкольном образовательном учреждении.

Обозначенные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: совокупность, каких педагогических условий позволяет развивать одаренных дошкольников, и каким должно быть содержание экологического образования, чтобы детерминировать развитие интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Проблема предопределила тему диссертационного исследования: «Педагогические условия развития одаренных детей в процессе экологического образования дошкольников».

Цель исследования — определить и теоретически обосновать совокупность педагогических условий развития одаренных детей в процессе экологического образования и опытно-экспериментальным путем проверить их эффективность в дошкольном образовательном учреждении.

Объект исследования — процесс экологического образования детей в дошкольном образовательном учреждении.

Предмет исследования — педагогические условия успешного развития одаренных детей дошкольного возраста.

Нами введены два ограничения предмета исследования:

• в исследовании мы ограничились только двумя аспектами одаренности: развитием интеллектуальных и творческих способностей, так как они могут быть выявлены уже в возрасте 5—7 лет и являются базовыми для дальнейшего развития как общей, так и специальной одаренности;

• в работе рассматривается проблема развития одаренности у детей старшего дошкольного возраста, потому что для данной возрастной категории актуальной является ранняя диагностика одаренности, когда ребенок обладает потенциальной возможностью своевременного развития интеллектуальных и творческих способностей.

Гипотеза исследования: развитие одаренных детей дошкольного возраста в процессе экологического образования дошкольников будет проходить успешнее, если:

• спроектировать экопедагогическую модель идентификации одаренных детей старшего дошкольного возраста;

• обосновать концептуальную модель содержания экологического образования дошкольников, учитывающую специфику развития интеллектуальных и творческих способностей ребенка;

• спроектировать дидактические основы экологического образования дошкольников, развивающего когнитивную и креативную сферы личности;

• разработать методическую систему, основанную на корреляции методов обучения с последовательностью развертывания учебного материала и обеспечивающую дошкольникам поле деятельности для интеллектуального самопроявления и творческого самовыражения.

Гипотеза исследования предопределила следующие задачи:

1. Проанализировать концепции развития одаренности детей старшего дошкольного возраста, разработать собственную теоретическую модель одаренностиопределить сущность понятий «одаренность», «одаренные дети», «способность», выяснить их значение для педагогических исследований.

2. Создать концептуальную модель содержания экологического образования одаренных детей с учетом требований к отбору содержания учебного материала и спроектировать дидактические основы экологического образования дошкольников.

3. Выявить критерии идентификации одаренности и определить уровни развития когнитивной и креативной сфер, экологических знаний и отношений к природе.

4. Сконструировать методическую систему, обеспечивающую поле деятельности для интеллектуального и творческого самопроявления и самовыражения старших дошкольников.

5. Провести педагогический эксперимент с целью определения эффективности выявленных педагогических условий развития одаренных детей старшего дошкольного возраста.

Теоретико-методологической основой исследования являются философское положение о ведущей роли деятельности в процессе формирования и развития личностиконцептуально-теоретические положения отечественных и зарубежных психологов, педагогов, философов по вопросам развития личности как высшей ценности, сопряженными с темой нашего исследования (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) — идея об уникальности и самоценности дошкольного возрастаположение о потенциальных возможностях дошкольников, о закономерностях психического развития детей дошкольного возраста (А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.) — концепции экологического образования (А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, Б. Г. Иоганзен, И. Р. Колтунова, Л. В. Моисеева, И. Т. Суравегина и др.).

Кроме того, мы опирались на теорию целостного подхода в развитии личности, освещенную в работах А. М. Арсеньева, В. Г. Афанасьева, Ф. Ф. Королева, И. Я. Лернера, Ю. П. Сокольникова, Н. М. Яковлевой и др., теорию развития экологического сознания (Д. У. Биджиева,.

С. Н. Глазачев, И. Л. Курок, Ю. Г. Марков, Г. К. Овчинников, Г. В. Платонов и др.), теорию и методику экологического воспитания и образования дошкольников, разработанную И. Р. Колтуновой, Н. Н. Кондратьевой, О. Н. Лазаревой, Л. В. Моисеевой, С. Н. Николаевой, Н. А. Рыжовой, П. Г. Саморуковой и др.

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: монографический (теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы) — диагностические (анкетирование, тестирование, интервьюирование, метод творческих задач и заданий) — экспериментальные (констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент) — праксиметрические (анализ результатов деятельности, изучение и обобщение опыта работы педагогов) — прогностические (экспертные оценки, самооценка, моделирование) — методы математической статистики (корреляционный анализ, статистическая обработка результатов по К. Пирсону и др.).

Организационная база и этапы исследования. Экспериментальная работа осуществлялась нами в период с 1997 по 2000 г. Основной опытно-экспериментальной базой исследования являлись дошкольные образовательные учреждения № 1, 10, 68, 554 г. Екатеринбурга. Всего исследованием было охвачено 108 детей, 82 родителя, 12 воспитателей старших групп.

Исследование осуществлялось с позиции знаний базисных наук и имело следующую логику:

Первый этап исследования (1997—1998) представлял собой изучение различных аспектов проблемы, проведение поискового эксперимента и включал: теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, а также диссертационных работ, близких к исследуемой проблеме, с целью определения методологической и теоретической базы исследованиявыбор темы, обоснование центральных идей, основных целей и конкретных задач исследовательской работыразработку стратегического плана исследования, одним из пунктов которого была организация и проведение поискового экспериментаизучение массового и передового педагогического опыта работы педагогов, отражающего состояние проблемы развития одаренных детейвыявление педагогических условий успешного развития интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе экологического образования.

Второй этап исследования (1998—1999) состоял в изучении эффективности предложенных педагогических условий развития одаренных детей в процессе экологического образования, а также в проведении констатирующего эксперимента. На этом этапе была разработана экопедагогиче-ская модель идентификации интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возрастасоздана концептуальная модель содержания экологического образования одаренных детейспроектирована дидактическая основа и сконструирована методическая система экологического образования одаренных дошкольников.

Третий этап (1999—2000) заключался в проведении контрольного этапа педагогического эксперимента, а также в анализе полученных результатов, в оценке результативности выявленных педагогических условий развития одаренных детейв разработке методических рекомендаций по развитию одаренности в процессе экологического образования дошкольниковв оформлении диссертационной работы.

Научная новизна работы состоит в следующем:

• создана концептуальная модель содержания экологического образования старших дошкольников, учитывающая специфику развития интеллектуальных и творческих способностей ребенка;

• предложена экопедагогическая модель идентификации одаренных детей, включающая три уровня: теоретический, организационный и психометрический;

• спроектирована дидактическая основа экологического образования дошкольников с целью развития когнитивной и креативной сфер личностисконструирована методическая система, основанная на корреляции методов обучения с последовательностью развертывания учебного материала и обеспечивающая детям интеллектуальное самопроявление и творческое самовыражение.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

• конкретизированы и уточнены понятия «одаренность», «способность» и «одаренные дети»;

• выявленная совокупность педагогических условий определяет успешное развитие интеллектуальных и творческих способностей;

• предложенная теоретическая модель одаренности является предпосылкой для разработки концептуальной модели содержания экологического образования одаренных детей и детерминирует раннее развитие их интеллектуальных и творческих способностей.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

• разработана программа развития одаренных детей «Планета наша — хрупкое стекло» и методические рекомендации «Психолого-педагогические особенности развития одаренности в процессе экологического образования детей старшего дошкольного возраста»;

• определен алгоритм проектирования дидактических основ экологического образования старших дошкольников с учетом развития когнитивной и креативной сфер личности;

• создана методическая система, основанная на корреляции методов обучения с последовательностью развертывания учебного материала, обеспечивающей детям интеллектуальное самопроявление и творческое самовыражение;

• в практику работы с одаренными детьми старшего дошкольного возраста внедрена совокупность выявленных педагогических условий, которые позволяют успешно развивать их интеллектуальные и творческие способности.

На защиту выносятся следующие положения:

1 .Теоретические положения, раскрывающие особенности развития одаренности детей дошкольного возраста в процессе экологического образования.

2.Концептуальная модель содержания экологического образования старших дошкольников, учитывающая специфику развития их интеллектуальных и творческих способностей и включающая следующие параметры:

• доминирование развивающих возможностей учебного материала над его информационной насыщенностью;

• осуществление учебной деятельности в соответствии с познавательными потребностями детей, а не по заранее разработанной логической схеме;

• паритет заданий дивергентного и конвергентного типов;

• усложнение содержания учебной деятельности путем углубления и большей абстрактности предлагаемого материала;

• доминирование собственной исследовательской практики ребенка над репродуктивным усвоением знаний;

• ориентация на интеллектуальную инициативу ребенка.

3. Экопедагогическая модель идентификации одаренных детей, рассматриваемая на следующих уровнях:

• теоретическом, включающем концепцию одаренности, теоретическую модель одаренности, методы оценки развития одаренных детей;

• организационном, состоящем из трех этапов: предварительного поиска, оценочно-коррекционного и этапа заключительного отбора;

• психометрическом, предполагающем использование методик, ориентированных на выявление склонностей ребенка и общей одаренности, интеллектуального и творческого уровней развития старшего дошкольника.

4. Дидактическая основа экологического образования дошкольников, целью которой является развитие когнитивной и креативной сфер личности, и методическая система, основанная на корреляции методов обучения с последовательностью развертывания учебного материала, способствующая интеллектуальному самопроявлению и творческому самовыражению.

Достоверность результатов исследования обеспечивается выбором научной методологии, использованием достижений психолого-педагогических наук, комплексным использованием эмпирических и теоретических методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования, репрезентативностью выборок и опытно-экспериментальных данных, сочетанием качественного и количественного анализа, продолжительным и многоплановым характером исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлены: посредством публикаций результатов исследования в сборниках тезисов докладов научно-исследовательских конференций в г. Барнауле (1999), г. Бирске (1998), г. Екатеринбурге (1999, 2000), г. Санкт-Петербурге (1999, 2000), г. Уфе (1997, 1998, 2000), г. Шадринске (2000), программы развития интеллектуальных и творческих способностей старших дошкольников «Планета наша— хрупкое стекло» (2000), методических рекомендаций «Психолого-педагогические особенности развития одаренности в процессе экологического образования детей старшего дошкольного возраста» (2000) — в виде отчетов на заседаниях кафедры естествознания и методики его преподавания в начальных классах Уральского государственного педагогического университетапутем личного руководства опытно-экспериментальной работой в дошкольных образовательных учреждениях № 1, 10, 68, 554 г. Екатеринбурга, а также работы в системе повышения квалификации работников ДОУ.

Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (286 наименований, из них 10 на иностранном языке) и 3 приложений.

Выводы нашего исследования не претендуют на исчерпывающее решение рассматриваемой проблемы. Напротив, это только одна из попыток теоретически осмыслить педагогические условия развития интеллектуальных и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе экологического образования.

Заключение

.

Потребности изменяющегося российского общества требуют совершенствования всей системы образования, и в рамках этого, технологию выявления, изучения и развития одаренных детей. Современная философия образования провозглашает приоритет одаренной личности в образовательном процессе, творческую работу педагогов дошкольного образовательного учреждения.

Проведенное исследование и анализ практической деятельности свидетельствует о том, что современное ДОУ не располагает программой для работы с одаренными дошкольниками. Ситуация, сложившаяся в системе образования, усиливает актуальность исследования проблемы одаренных детей, включает в себя их выявление, изучение и развитие.

Несомненно, насущные проблемы одаренных детей, в том числе и дошкольного возраста, возможно решить лишь с помощью разработанной системы работы с данными детьми. Также необходимо осуществлять раннюю комплексную диагностику способностей ребенка. Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей в условиях детского сада предполагает деятельность в самых разных направлениях. Эта работа должна охватывать все сферы взаимной деятельности ребенка с педагогом, общение со сверстниками и взаимодействие с предметно-пространственной средой.

Как показывают наши исследования, особенно эффективна специальная работа по развитию интеллектуальных и творческих способностей ребенка, проводимая в процессе ознакомления с миром природы. На наш взгляд, лучшие результаты развития одаренности достигнуты в процессе экологического образования дошкольников.

Анализ программ, предложенных различными авторами, позволяет обнаружить ряд типичных недостатков, мешающих развитию интеллектуальных и творческих способностей. А именно, исполнительская модель организации детской деятельности, отсутствие свободы поиска, вариативности решений и способов действий, слабость развития детского мышления и воображения, ограничение оригинальных подходов, инициативности, ущемление интересов ребенка, отсутствие методов проблемного обучения, нейтральная оценка педагогом интеллектуальных достижений, творческих действий и предложений дошкольников. Следствием этого становится шаблонность созданных детьми продуктов, стереотипность действий, скованность воображения, боязнь ошибки, тревожность в новой ситуации.

Нами разработано содержание экологического образования одаренных дошкольников, с использованием выявленной совокупности педагогических условий. В процессе исследования было определено основное содержание экологического образования одаренных детей, им явилось формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям к объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомиться в дошкольном детстве, а также в процессе которого развивались интеллектуальные и творческие способности ребенка.

В исследовании выделены этапы, которые образуют единый цикл развития одаренных детей. На организационно-поисковом этапе опытно-экспериментальной работы проводилась идентификация уровней развития интеллектуальных и творческих способностей и уровня сформированности экологических знаний и отношений к природе у детей старшего дошкольного возраста с помощью разработанной экопедагогической системы. В ходе формирующего по результатам диагностики и изучения научной психолого-педагогической и методической литературы, проводилась разработка и внедрение совокупности педагогических условий успешного развития одаренных детей, а именно интеллектуальных и творческих способностей. Заключительный этап включает в себя итоговый эксперимент и соответствующие выводы по разработанным педагогическим условиям развития одаренных детей в процессе экологического образования.

Констатирующий этап эксперимента показал, что дети с высокими уровнями развития интеллектуальных и творческих способностей имеют высокий уровень сформированности экологических знаний и отношений. Это позволило нам разработать следующую совокупность педагогических условий: трехуровневую экопедагогическую модель идентификации одаренных детей, включающую теоретический, организационный, психометрический уровниконцептуальную модель содержания экологического образования старших дошкольников, учитывающую специфику развития интеллектуальных и творческих способностей ребенкадидактическую основу экологического образования старших дошкольников, учитывающую развитие когнитивной и креативной сфер личностиметодическую систему, основанную на корреляции методов обучения с последовательностью развертывания учебного материала и стимулирующую конвергентное и дивергентное мышление.

На формирующем этапе педагогического эксперимента осуществлялась работа по разработанной программе развития одаренных детей в процессе экологического образования дошкольников «Планета наша — хрупкое стекло». Она включает выявленную совокупность педагогических условий успешного развития одаренных детей. Были отобраны 4 блока, включающие занятия по экологии и ознакомлению с окружающей природой, уточнены цели и задачи каждой из нихскоординировано и упорядочены во времени изучение отдельных тем на прогулке, экскурсиях, во время наблюдений, опытов и элементарных экспериментов, выработаны единые требования. Основной формой интеграции на этом этапе являлись проблемные темы и моделирование. Но такая форма интегративного курса была явно недостаточна. Для систематизации знаний об окружающей природе и с целью развития интеллектуальных и творческих способностей были разработаны диагностические основы и методическая система содержания экологического образования детей старшего дошкольного возраста, подобраны эффективные формы и методы их развития. Программа содержит темы, позволяющие одни и те же явления и объекты природы изучать в различных взаимоотношениях.

Для работы по разработанной программе развития одаренных детей в процессе экологического образования нами предложены методические рекомендации для педагогов.

Результаты заключительного этапа эксперимента подтвердили предположение, что реализация предложенной совокупности педагогических условий успешного развития одаренных детей позволяет значительно повысить уровень развития интеллектуальных и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе экологического образования, обусловлено не случайным факторам, а имеет закономерный характер.

В гипотезе исследования мы предположили, что развитие одаренных детей старшего дошкольного возраста, а именно интеллектуальных и творческих способностей, возможно в процессе экологического образования. Совокупность педагогических условий, способствующих эффективному развитию интеллектуальных и творческих способностей в процессе экологического образования, оказалась необходимой и достаточной для достижения еще более высоких результатов развития одаренности. Проведенная работа позволила развить способности не только одаренных, но и обычных детей.

Таким образом, теоретическая разработка изучаемой проблемы и опытно-экспериментальная работа в основном подтвердили выдвинутую гипотезу о необходимости использования найденных нами педагогических условий для развития одаренных детей в процессе экологического образования и позволили в заключении сделать следующие выводы.

1. Теоретическая модель одаренности старших дошкольников помогла конкретизировать и уточнить взаимосвязь понятий «одаренность» и «способности».

2.Определена совокупность педагогических условий, детерминирующих раннее развитие когнитивной и креативной сфер личности, а именно: трехуровневая экопедагогическая модель идентификации одаренных детей, включающая теоретический, организационный, психометрический уровниконцептуальная модель содержания экологического образования старших дошкольников, учитывающая специфику развития интеллектуальных и творческих способностей ребенкадидактическая основа экологического образования старших дошкольников, учитывающая развитие когнитивной и креативной сфер личностиметодическая система, основанная на корреляции методов обучения с последовательностью развертывания учебного материала и стимулирующая конвергентное и дивергентное мышление. Перечисленные условия являются необходимыми и достаточными для получения положительного результата.

3.Разработанная нами концептуальная модель содержания экологического образования старших дошкольников учитывает специфику развития их интеллектуальных и творческих способностей и включает следующие параметры: доминирование развивающих возможностей учебного материала над его информационной насыщенностьюосуществление учебной деятельности в соответствии с познавательными потребностями детей, а не по заранее разработанной логической схемепаритет заданий дивергентного и конвергентного типовусложнение содержания учебной деятельности за счет углубления и большей абстрактности предлагаемого материаладоминирование собственной исследовательской практики над репродуктивным усвоением знанийориентация на интеллектуальную инициативу.

4.Смоделированная экопедагогическая модель идентификации одаренных детей представлена на трех уровнях: теоретическом, включающем концепцию одаренности, теоретическую модель одаренности, методы оценки развития одаренных детейорганизационном, имеющем трехступенчатую схему: этап предварительного поиска, этап оценочно-коррекционный, этап заключительного отборапсихометрическом, заключающемся в использовании: методик, ориентированных на выявление интеллектуального уровня (конвергентного мышления) и уровня креативности (дивергентного мышления), и методик диагностики сформированности экологических знаний и отношений к природе.

5.Дидактическая основа экологического образования одаренных дошкольников с целью развития когнитивной и креативной сфер личности одаренного ребенка имеет: целевую направленность, ведущие компоненты содержания экологического образования, основные функции в учебном процессе, содержательное поле и линии экологического образования.

6.Сконструированная нами методическая система экологического образования одаренных детей старшего дошкольного возраста основана на корреляции форм, методов и приемов обучения с последовательностью развертывания учебного материала и стимулирует развитие интеллектуальных и творческих способностей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.В. Педагогические условия формирования гуманности удошкольников в игровой деятельности (13.00.01) Дисс. .к.п.н. Елец, 1997.- 131 с.
  2. Г. Ю. Проверьте свои способности: (тесты): пер. с англ. СПб., 1996.- 160 с.
  3. Н.А., Яковлева E.JI. К вопросу о природе различий познавательных и креативных способностей младших школьников. // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии, № 1 (5) / Под. ред. Петровского А. В. М, 1991. — с. 56 — 78.
  4. .Г. О соотношении способности и одаренности / Проблемы способностей. М., 1962. — 47 с.
  5. A.M. Советская школа сегодня и завтра. М., 1971. — 23 с.
  6. А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа: Учеб. для вузов по спец. «Психология» М., 1990. — 361 с.
  7. В.Г. Мир живого: системность, эволюция и управление. М., 1986.-224 с.
  8. В.И., Ашикова С. Г. Семицветик: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. 2-е изд., доп. — М., 1998. — 172 с.
  9. Ю.К. Избранные педагогические труды. -М., 1989. 560 с.
  10. Ю.Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного просесса: (Метод. основы). М., 1982. 192 с.
  11. П.Батурина Г. И., Кузина Г. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников / Рос. акад. образования. Ассоц. «Проф. образование». Заоч. ун-т проф. образования. М., 1995. 72 с.
  12. И.Г., Найденская Н. Г. Планета наш дом: Мир вокруг нас: Методика проведения занятий по основам экологии для дошкольников и мл. шк-ов. — М., 1995. — 96 с.
  13. А.С. Педагогика детства: (Основы возраст, педагогики) / Департамент образования Администрации Свердл. обл. Ин-т развития регио-нал. образования. Екатеринбург, 1995. — 152 с.
  14. Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать: Пособие для воспитателей и родителей. М., 1998. — 144 с.
  15. Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. -М., 1992.-59 с.
  16. Д.Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности//Вопросы психологии, 1971, № 1,с. 141−146.
  17. Д.Б. Пути к творчеству. М., 81.
  18. Д.Б. Одаренность: предмет и метод // Магистр, 1994, № 2, с. 19−27, № 3, с. 28−36.
  19. А.К. Дидактические игры в детском саду: пособие для воспитателя дет. сада. М., 1985. — 176 с.
  20. Э.П. Передовой педагогический опыт в современных условиях: Учебный план и программа спецкурса для студентов естественно-тематических специальностей пед. вузов РБ. Бирск, 2000. — 18 с.
  21. А.В. Субъект: мышление, учение, воображение: Избр. психол. тр. / Акад. пед. и соц. наук М., 1996. — 392 с.
  22. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры-занятия и развлечения с детьми. М., 1999. — 320 с.
  23. К.Я. Саморазвитие человека и технологическая организация образовательного пространства / Волж. гос. инжен.-пед. ин-т. Н. Новгород, 1997.-240 с.
  24. П. Десять заповедей творческой личности. М., 1990. 134 с.
  25. Н.С. Готовим руку к письму И Дошкольное воспитание. -1996.-№ 2.-С. 96.
  26. .М. Современная когнитивная психология. М., 1982. -284 с.
  27. JI.A. Педагогика способностей. М., 1973. — 117 с.
  28. JI.A. Психические процессы.: В 3-х т. Д., 1981. — т. 3, 326 с.
  29. Л.А., Дьяченко О. М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М., 1983. — 125 с.
  30. Н.Е., Дьяченко О. М. Еще не поздно: (Развитие творческих способностей детей). М., 1992. — 127 с.
  31. С.А. Ознакомление дошкольников с природой. Учебники для дошкольных педагогических училищ. М., 1980. — 269 с.
  32. В.И. Философия мысли натуралиста. М., 1988.- 234 с.
  33. Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой: Пособие для воспитателя дет. сада. 2-е изд., доп. — М., 1982.- 112 с.
  34. Н.Ф. Развитие творческих способностей учащихся / Библ. Администрации шк.- образоват. центр «Педагог. Поиск». М., 1999. -144 с.
  35. М.Г. Развитие способностей у детей основа жизненного успеха -М., 1989.- 146 с.
  36. Вопросы психологии способностей школьников / Под. ред. В. А. Крутецкого, М., 1964. — 260 с.
  37. А.Н. Диагностика невербальной креативности // Психологическое обозрение, 1995, № 1, с. 31 87.
  38. В.Я. Творческие игры старших дошкольников: Пособие для воспитателя детского сада. М., 1981. — 80 с.
  39. Т.И. Подготовка учителя к педагогической деятельности с одаренными младшими школьникоами. Дисс. на сосискание уч. ст. к.п.н. М., 208 с.
  40. JI.C. Собрание сочинений в 6 т.- т. 4. Детская психология, 1982.- 258 с.
  41. JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.-57 с.
  42. М.А., Игошев Б. М., Комский Д. М. Подготовка студентов к работе с детьми, одаренными в области техники. Екатеринбург, 1923 с.
  43. П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка // Вопросы психологии, 1969, № 1, с. 15−24.
  44. Ф. Наследственность таланта. Ее законы и последствия. СПб, 1875.- 128 с.
  45. Э. Естественная история миротворения / пер. А. Я. Герда. -СПб, 1873.-396 с.
  46. Ю.З. Внимание: одаренные дети. М, 1991. — 112 с.
  47. Ю.З. Умственно одаренный ребенок. (Серия: Учитель психодиагностика, № 2). — Киев, 1992. — 134 с.
  48. Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. М, 1965.-с. 45−52.
  49. Е. Занимательное естествознание. СПб, 1997. — 368 с. 51 .Голубева Э. А. Некоторые проблемы экспериментального изучения природных предпосылок общих способностей // Вопросы психологии, 1980, № 4, с. 22 36.
  50. Э.А. Способности и индивидуальность. М, 1993. — 171 с.
  51. Л.Г. Совершенствование содержания дошкольного образования как важнейшее условие интеллектуального развития детей (13.00.01) Дисс. .к.п.н., М., 1998. 175 с.
  52. К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников.-М., 1988.-79 с. 5 5. Гурова Л. Л. Когнитивно-личностные характеристики творческого мышления в структуре общей одаренности. // Вопросы психологии, 1991, № 6, с. 14- 19.
  53. В.В., Варданян А. У. Учебная деятельность и моделирование. -Ереван, 1981.-220 с.
  54. В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. — 230 с.
  55. С.Д., Левин В. А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону, 1996. — 480 с.
  56. Дети в школу собирайтесь: Кн. для родителей и воспитателей дет. сада / О. М. Дьяченко, Н. Ф. Астаськова, А. И. Булычева и др. М., 1996. — 176 с.
  57. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева и др.- под. ред. Т. И. Бабавевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович: изд. 2-е, переработанное. СПб., 1996. — 224 с.
  58. Диагностика детской одаренности и развитие творческих способностей у детей. Для специальности «Практическая психология». Сост. Д. Б. Годовикова Московский гос. открытый педагог, ун-т, учебно-метод. объединение, 1995. — 16 с.
  59. Диагностика умственного развития дошкольников / (Л.А. Венгер, В. В. Холмовская, Н. Б. Венгер и др.) — под. ред. Л. А. Венгера и В. В. Холмовской. М: Педагогика, 1978. — 248 с.
  60. А.Е. Эстетическое воспитание учащихся. Псков, 1960. -18 с.
  61. А.И. Сто советов по развитию одаренности детей. Родителям, воспитателям и учителям. М., Российское педагогическое агентство, 1997.-310 с.
  62. В.Н. Методы психологической диагностики. // РАН, ин-т психологии. М, 1993, вып.1. — с. 35 — 51.
  63. В.Н. Психодиагностика общих способностей. М., 1996. -216с.
  64. И.В. Исследование элементарных проявлений специфических умственных способностей в младшем школьном возрасте. // Вопросы психологии, 1970, № 6, с. 94 102.
  65. О.М., Кириллова А. И. О некоторых особенностях развития воображения. // Вопросы психологии, 1980, № 2, с. 13- 15.
  66. О.М. Воображение дошкольника. М., 1994. — 94 с.
  67. О.М. Умственно одаренные дети. // Дошкольное воспитание, 1995, № 3, с. 24−26.
  68. И.Д. Экология в школьном обучении: новый аспект образования. -М., 1980.- 134 с.
  69. И.Д. Охрана природы и образование. // Образование в современном мире. М., 1989. — 89 с.
  70. М. После 3-х уже поздно: (пер. с англ.) / Масару Ибука. М., 1991.- 191 с.
  71. В.А. Развитие экологического мышления учащихся в условиях освоения интегрированных учебных курсов // Вестник, № 1,1999, с. 84−93.
  72. Игровые технологии на уроках естествознания в начальной школе: Методические рекомендации по организации детских игр. Сост. Н. В. Фетисова, О. Н. Лазарева. Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1999. — 132 с.
  73. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада / (Л.А. Венгер и др.). -М., 1989.- 124, (3) с.
  74. К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем. М., 1991. — 240 с.
  75. Исследование проблем психологии творчества (Сб. ст.) / Под. ред. Я. А. Пономарева. М., 198. — 336 с.
  76. Кабалевский Д. Б. Воспитание ума и средца: Кн. Для учителя. 2-е изд., испр. и доп. — М., 1984. — 206 с.
  77. Р., Белякова Л. Детская одаренность: Программа детской студии изобразительных искусств. М., 1996. — 56 с. 91 .Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество. Пособие для воспитателя детского сада. М., 1985. — 192 с.
  78. .Р. Способности и склонности. Психофизиологическое исследование. Ташкент, 1990. — 108 с.
  79. Т.Г. Детское творчество мир ярких, удивительных образов. // Дошкольное воспитание, 1993, № 4, с. 24 — 27 .
  80. Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей детского сада / Л. А. Каменева, А. К. Матвеева, Л. М. Маневцова и др.- Сост. Л.А. Каменева- Под. ред. П. Г. Саморуковой. 2-е изд., дораб. — М., 1983.-207 с.
  81. Как определить и развить способности ребенка / сост. В.М. Воснобой-ников. СПб., 1996. — 426 с.
  82. П.Ф. Аристократия ума в школе и жизни. / Образование, 1901, № 4, с. 8- 15.
  83. Г. В. Экологическое воспитание детей 6-го года жизни (на материале ознакомления с птицами): Автореф. дисс. .к.п.н., М., 1993. 20 с.
  84. Т.В., Крейкина С. А. От Незнайки до./ Художник О.Гофман. СПб., 1996. — 174 с.
  85. В.В. Психологические тесты таланта. Харьков, 1996. — 414 с.
  86. ЮО.Кларк Барабара Воспитание одаренны: Развитие потенциала детей дома. -М., 1997.-34 с.
  87. А.Г., Мясищев В. Н. Темперамент и характер. // Психология индивидуальных различий. Тесты. М., 1982. — С. 167 — 172.
  88. Я. Л. Панько Е.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М., 1988. — 178 с.
  89. ЮЗ.Колтунова И. Р. Глубинная экология, Екатеринбург, 1998. с.
  90. И.Р. «Экополис», Екатеринбург, 1997. 67 с. 105 .Комарова Т. Что такое изобретательское творчество ребенка? // Дошкольное воспитание, 1991, № 1, с. 58 61.
  91. Юб.Коменский Я. А. Избранные сочинения в переводе А. Адольфа, ч. 1. М., 1893.-308 с.
  92. Ю7.Кондратьева Н. Н. Программа экологичсекого образвоания детей «Мы». Азбука экологии. — СПб., 1996. — 87 с.
  93. Ю8.Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. -1989.-№ 9.-С. 48.
  94. А. Естествознание для малышей: Программа экологического воспитания детей старшего возраста (5−6 лет) // Дошкольное воспитание. 1998. -№ 10-с. 48−54.
  95. Ю.Короленко Ц. П., Фролова Г. В. Чудо воображения (воображение в норме и патологии). Новосибирск, 1975. — 210 с.
  96. Ш. Корсакова Н. К. Нейропсихологическая диагностика и корреляции младших школьников. М., 1994. — 156 с.
  97. Г. Игра как основа детского творчества. // Искусство в школе, 1994, № 2, с. 3 -9.
  98. Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника: Кн. для воспитателя дет сада и родителей. М., 1996. — 160 с.
  99. Краткий тест творческого мышления: (Фигурная форма). Пособие для школьных психологов. М., 1995. — 56 с.
  100. В.А. Психология математических способностей школьников.-М., 1968.-431 с.
  101. Пб.Кулагина И. Ю. Личность школьника от задержки психологического развития до одаренности. Учеб. пособие для студентов и преподавателей. М, 1999.- 192 с.
  102. А.В. Теоретические основания и организационно-педагогические условия обучения одаренных детей дошкольного возраста (13.00.01) Дисс. к.п.н., Томск, 1996. 209 с.
  103. Курок М. Л, Галеева A.M. Методические аспекты взаимодействия общества и природы: Метод. Пособие для руководителей теоретической и методолог. Семинаров. -М., 1978. 166 с.
  104. Т.В. Экологическое образование учащихся в обучении географии: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1990. 127 с.
  105. О.Н. Технология экологических игр, Екатеринбург, 1999. -145 с.
  106. В.Л. Нестандартный ребенок. М, 1989. — 256 с.
  107. Левина М. М, Таточко Н. Ф. Изучение природы и ознакомление с сельским хозяйством учащихся начальных классов подготовка к политехническому обучению. Материал к августовским учительским совещаниям. — Кишинев, 1953. — 44 с.
  108. Н.С. Об умственной одаренности. Психологические характеристики некоторых типов школьников. М, 1960. — 216 с.
  109. Н.С. Умственные способности и возраст. М., 1971. — 280 с.
  110. Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М, 1984. -80 с.
  111. А.Н. Проблемы развития психики. М, 1972. — 575 с.
  112. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М, 1980. -153 с.
  113. М.И., Шарьязданова Х. Т. Специфика восприятия и общения у дошкольников. Алма-Ата, 1989. — 76 с.
  114. .Т. Педагогика. Курс лекций. Учеб. пособие для студ. пед. учеб. завед. и слушателей ИТК и ФПК. М., 1992. — 528 с.
  115. С.В., Стрелков В. Б. Основы психокоррекционной работы в школе. Учебно-методическое пособие. Уфа, 1993. — 79 с.
  116. З.А., Вульфсон Б. Л. Сравнительная педагогика: учеб. пособие для вузов / Акад. пед. и соц. наук, моек, психолого-соц. ин-т. М., 1996.-256 с.
  117. Л.М. Формирование у детей 6−7 лет понимания некоторых пространственно-временных отношений (в системе знаний о сезонных изменениях в природе). // Формирование системных знаний и умений у детей дошкольного возраста. Л., 1987. — с. 12 — 20.
  118. ИЗ.Марцинковская Т. Д. Диагностика психического развития детей. М., 1997.- 176 с.
  119. A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности. // Вопросы психологии, 1982, № 4, с. 5−17.
  120. A.M. Концепция детской одаренности. // Вопросы психологии, 1989, № 6, с. 29−33.
  121. Э. Введение в современную эстетику. Пер. с нем. И.И. Сло-ним. / под. ред. Ю. И. Айхенвальда. М., 1909. — 185 с.
  122. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. -М., 1981.- 167 с.
  123. Мелик-Пашаев А.А., Новоявленская 3. Трансформация детской игры в художественное творчество. // Искусство в школе, 1994, № 2, с. 9 20.
  124. Мелик-Пашаев А.А., Новоявленская 3. Ступеньки к творчеству. М., 1995.- 126 с.
  125. МО.Мельникова Н. В. Ознакомление с некоторыми общественными явлениями детей 6-го года жизни: Дисс. .к.п.н., М. 1979. 199 с.
  126. Г., Мелхорн X. Гениями не рождаются. Книга для учителя. -М., 1989.- 159 с.
  127. Методика ознакомления детей с природой в детском саду: Учеб. пособие для пед. уч-щ по специальности «Дошк. воспитание» / J1.A. Каменева, Н. Н. Кондратьева, J1.M. Маневцова, Е.Ф. Терентьева- Под. ред. П. Г. Саморуковой. М., 1991. — 240 с.
  128. М.В. Развитие дошкольника в процессе ознакомления с окружающими. Минск, 1970. — 128 с.
  129. Н.Н. Историческое развитие и экологическое образование. -М/.МНЭПУ, 1995.- 176 с.
  130. Л.В. Диагностические методики в системе экологического образования: Кн. для учителя. -Екатеринбург, 1996. 168 с.
  131. Л.В. Экологическая педагогика. Понятийно-терминологический словарь для учителя. Екатеринбург, 1996. — 113 с.
  132. Л.В. Экологическое образование: исторический аспект. -Екатеринбург, 1996. 69 с.
  133. Л.В. Альтернативные модели экологического образования. Монография. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1997. — 83 с.
  134. Л.В. Дидактические игры в системе экологического образования периода детства: Учеб. Пособие / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1997.-66 с.
  135. Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-метод. пособие для воспитателей детских садов и учителей. М., — 1996. — 128 с.
  136. В.А. Проблемы психологии и разработка подхода к изучению одаренности. // Вопросы психологии, 1994, № 5, с. 86 95.
  137. М. Дом ребенка: Метод научной педагогики / Пер. с Итал. С.Займовского. М., 1913. — 167 с.
  138. О.Б. Система личностно-ориентированного обучения одаренных детей (13.00.01) Дисс. к.п.н., Казань, 1997. 204 с.
  139. А.В. Социализация и воспттание. М., 1997. — 96 с.
  140. Н.М. Становление личности ребенка 6−7 лет./НИИ общ. И пед. психологии АПН СССР М. 1992. — 160 с.
  141. Н.Д., Кан-Калик В.А. Педагогическое творчество. Кемерово, 1990.-140 с.
  142. В.В. Ступеньки к творчеству или Развивающие игры. М., 1994.- 157 с.
  143. Т. Играем. без игрушек! // Дошкольное воспитание, 1996, № 11, с. 56−60.
  144. С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада. М.: Новая школа, 1995. — 160 с.
  145. С.Н. Экологическое воспитание дошкольников. М, 1998
  146. Одаренные дети: Пер. с англ / Общ. Ред. Г. Б. Бурменской и В.М. Слуцкого- Предисл. В. М. Слуцкого. М., 1991. — 376 с.
  147. Одаренный ребенок / под. ред. О. М. Дьяченко. М.: Междунар. обра-зоват и психол. колледж, 1997. — 140 с.
  148. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. / под. ред. Ю. К. Бабанского, 2-е изд., доп. и перераб. М., 1998. — 479 с.
  149. Педагогическая диагностика и развитие творческих способностей детей на занятиях изобразительным искусством (подготовительная группа детского сада). Методические рекомендации. / Сост. Н. В. Дягилева. -Екатеринбург, 1993. -31 с.
  150. Педагогическая энциклопедия/ под.ред. Б. К. Бабанского. М., 1988. -478 с.
  151. Педагогическая диагностика и развитие творческих способностей детей на занятиях изобразительным искусством (подготовительная группа детского сада). Методические рекомендации. / Сост. Н. В. Дягилева. -Екатеринбург, 1993. 31 с.
  152. И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2-х томах. / Под. ред. В. А. Кларина. М.: Педагогика, 1981. — 336 с.
  153. А.В. Роль фантазии в развитии личности. М., 1961. 47 с.
  154. В.А., Кларина Л. М., Смывина Л. А., Стрелкова Л. П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М., 1993. -48 с.
  155. A.M. Связь интеллектуальных творческих способностей с экстраверсией-интроверсией. // Вопросы психологии, 1981, № 6, с. 111 114.
  156. . Избранные психологические труды. Психология интеллекта. -М., 1969.-659 с.
  157. Планета наш дом: Мир вокруг нас: Учеб.-хрестоматия по основам экологии для дошкольников и мл. шк. / Авт. — сост. И. Г. Белавина, Н. Г. Найденская. — М.: Лайда, 1995. — 288 с.
  158. Г. В. Диалектика взаимодействия общества и природы. М., 1989.- 189 с.
  159. К.К. Проблема способностей. М., 1972. — 135 с. 181 .Поддъяков Н. Н. Развитие мышления и умственное воспитание / ответ, ред. Я. А. Поддъяков. М., 1985. — 200 с.
  160. Н.Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников // Вопросы психологии, № 1, 1990, с. 16 19.183 .Поиграем помечтаем, вообрази себя (развитие творческого воображения). — М., 1994. — 46 с.
  161. И.Н. Экология растений с основами биогеоцеологии. М., 1978.-207 с.
  162. Я.А. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная / ответ. Ред. Я. А. Пономарев М., 1990. 222 с.
  163. Т.И. Мир вокруг нас: Материалы комплекс, прогр. культурно-экол. образования и нравств. воспитания детей дошкольного и мл. шк. возраста. М., 1998.- 189 с.
  164. Постижение природы: Методические рекомендации для занятий глубинной экологией с детьми дошкольного возраста. / Автор И. Р. Колту-нова. Научно-методический центр Проблем Детства. Екатеринбург, 1996.-31 с.
  165. Программа воспитания в детском саду / отв. Ред. М. А. Васильева М., 1978. — 160 с.
  166. Программа и руководство по воспитанию и обучению детей 4−5 лет в детском саду «Радуга». М., 1993. — 23 с.
  167. Программа «Мы земляне» / под. ред Н. К. Вересова. М., 1997. — 56 с.
  168. Программа «Одаренный ребенок»: (основные положения). / Исслед. Центр семьи и детства РАО. Дет. центр Венгера. М, 1995. — 63 с.
  169. Программа «Развитие» (основные положения). М, 1994. — 64 с. 193 .Психология одаренности детей и подростков / Под. ред. Н. С. Лейтеса. -М., 1996.-416 с.
  170. Рабочая концепция одаренности. М, 1998. — 57 с.
  171. га. Программа и руководство для воспитателей / под. ред. М, 1996.-48 с.
  172. С.В. Проблемы общения в онтогенезе. М, 1993. — 134 с.
  173. Развитие и диагностика способностей. / Ответ. Ред. В. Н. Дружинин, В. Д. Шадриков. М, 1991. — 181 с.
  174. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. /Под. ред. Л.А. Венгера- научно-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. М, 1986. — 224 с.
  175. Развитие. Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Ст., подгот. группы. / Под. ред. О. М. Дьяченко. -М., 1999.-80 с.
  176. Развитие творческой активности школьников. / Под. ред. A.M. Матюшкина- научно-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Академии пед. наук СССР. М, 1991. — 160 с.
  177. Н.А. Общая психология. Диагностика умственных способностей детей. М, 1998. — 88 с.
  178. Региональный подход в экологическом образовании периода детства. / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1997. — 86 с.
  179. Рекомендации по выявлению умственно одаренных детей дошкольного возраста. / Под. ред. О. М. Дьяченко, А. И. Булычевой. М, 1996. — 104 с.
  180. Н.Ф. Надежды на выживание человечества. Концептуальная экология. М, 1992. — с.
  181. М.С. Введение в психологию. М., 1969. — 98 с.
  182. Дж. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй: Пер. с италл. / Предисловие А. Г. Алексина. 2-е изд. — М., 1990.- 192 с.
  183. Н. Творчество как усиление себя. // Вопросы психологии, № 1, с. 164- 168.
  184. Н.А. Я и природа: учеб.-метод, комплект по эколог. Образованию дошкольников. М., 1996. — 56. с.
  185. Н.А. Экологическое образование в дошкольных учреждениях: теория и практика: Автореф. на соиск. уч. ст. д.п.н., М., 2000. 50 с.2Ю.Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии: В 2 т. / АПН СССР. М., 1989.-т.1, 485 с., т.2, 322 с.
  186. C.JI. О мышлении и путях его исследования. М., 1958. -147 с.
  187. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: в 2-х т. / Под. ред. Г. Н. Джибладзе- сост. А. Н. Джуринский. М., 1981. — 336.
  188. З.Савенков А. И. Педагогические основы развития продуктивного мышления одаренных детей. (13.00.01). Дисс .д.п.н. М, 1997. — с.
  189. А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. -М.: Педагогическое общество России, 1999. 220 с.
  190. А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. М., 2000 232 с.
  191. .А. Английская школа и интеллектуальные тесты. М., 1958.-94 с.
  192. Л.П. Опыт экологического воспитания младших школьников // Нач. школа, 1995, № 5, С. 41 47.
  193. Н.Г. Виды и функции материализации в обучении. М., 1981. — 134 с.
  194. Н.В. Игры в школе и дома. Психотехнические и коррекци-онные упражнения. М., 1993. — 81 с.
  195. П.Г. Педагогические условия воспитания любви, бережного и заботливого отношения детей к природе. Л., 1985. — 181 с.
  196. С.С. Русский космизм // Свободная мысль, № 7, 1992, с. 81 — 97.
  197. А.Т., Гуткович И. Я. Методы развития воображения дошкольников. Пособие для педагогов детских дошкольных учреждений. -Ульяновск, 1997. 44 с.
  198. А.Э. Развитие творческого мышления детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1996. — 192 с.
  199. Ф 225. Система работы с одаренными детьми: в 2-х частях. / Под. ред.
  200. И.И. Ахтамьяновой, С. А. Бронникова, М. И. Гарипова и др. Уфа, 1993, т. 1, 135 с.
  201. М.Н. Методология и методика педагогических исследований: (В помощь начинающему исследователю). М., 1986. — 150 с.
  202. В.А., Баранов С. П. и др. Педагогика: (Учеб. Пособие для пед уч-щ по спец. № 2001 «Преподавание в нач. классах общеобразовательной шк.») / С. П. Баранов, Л. Р. Болотина, В. А. Сластенни. 2-е изд. Прераб.- М., 1987.-367 с.
  203. В.И., Исаев Е. И. Психология человека. М., 1995. 185 с.
  204. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и колледжей. / Под. ред. Т. И. Ерофеевой. М., 1999. — 344 с.
  205. Ю.П. Системный анализ воспитания школьников. М., 1986.- 136 с. 231 .Способности ваших детей. Пособие для родителей и воспитателей. / Сост. Н. А. Линькова, Е. А. Шумилин. М, 1969. — 175 с.
  206. Способности и интересы. / (Сб. статей) Под. ред. Н. Д. Левитова, В. А. Крутецкого. М., 1962. — 213 с.
  207. Способности и склонности: комплексные исследовнаия / (Э.А. Голубе-ва, В.В. Печенков). / Под. ред.Э. А. Голубева. М., 1989. — 197 с.
  208. Ю.В. Развитие изобразительной способностей младших школьников на занятиях рисования. // Вопросы психологии, 1970, № 6, с. 134- 136.
  209. И.Т. Экологическое образование важное направление в работе общеобразовательной школы. // Биология в школе, 1987, № 3, с. 12−15.
  210. И.Т., Сенкевич В. М. Экологическое образование в школе. // Советская педагогика, 1990, № 12, с. .
  211. В.А. Сердце отдаю детям. Кишинев, 1994. — 153 с.
  212. Теоретические основы и технологии экологического образования младших школьников. Метод, указания к самостоятельной работе студентов дневного и заочного отделения. / Сост. И. Р. Колтунова. Екатеринбург, 1992. — 37 с.
  213. .М. Проблема индивидуальных различий. М., 1961. — 535 с.
  214. А.Е. Содержание экологических знаний и умений в первых и вторых классах 4-х летней начальной школы. // Начальная школа, 1993, № 9, с.
  215. Л.Н. Собрание сочинений: В 22-х т./ Редкол.: М. Б. Храпченко (гл. ред.) и др. М., 1983.-т. 16,447 с.
  216. З.И. Актуальные вопросы охраны насекомых на Южном Урале: Учеб. Пособие по спецкурсу / Челяб. гос. пед. ин-т. Челябинск, 1988.-62 с.
  217. О.Ю. Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста: Дисс. к.п.н. (13.00.01) Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. М., 1994. — 169 с.
  218. Угадай, как нас зовут: игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. / Сост. Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. М, 1994. — 134 с.
  219. Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологи: Пособие для судентов пед институтов, учащихся пед. уч-щ и колледжей, воспитателей детских садов / Под. ред. Г. А. Урунтаевой. М., 1995.-288 с.
  220. Учимся фантазировать. Популярное пособие для детей и родителей. / Сост. С. Е. Гаврина и др. Ярославль: Изд-во «Академия развития», 1997. -36 с.
  221. Т.Н. О причинах детского словотворчества. // Вопросы психологии, 1970, № 6, с. 114 127.
  222. К.Д. Избранные сочинения. С вводной статьей и примеч. В. Я. Струнинского. -Магеллан, 1939. т.2. — 472 с.
  223. Д.И. Психология развивающейся личности. М, 1996. -178 с
  224. Филосовский энциклопедический словарь. -М., 1983. 235 с.
  225. Дж. Как развивать таланты детей от рождества и до 5 лет / пер. с англ. М., 1995. — 240 с.
  226. Художественное творчество в детский сад. Пособие для воспитателя и музыкального руководителя. / Под. ред. Н. А. Ветлугиной. М, 1974. -194 с.
  227. И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Художники Г. В. Соколов, В. Н. Куров. Ярославль, 1997. — 192 с
  228. Чего на свете не бывает. / Под. ред. О. М. Дьяченко, C.JI. Агаевой. -М, 1991.- 164 с.
  229. Чернова Н. М, Былова A.M. Экология: учеб. пособие для студ. спец. пед. ин-ов. -М, 1988. 174 с.
  230. В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. -М: Знание, 1986. 80 с.
  231. Чудновский В. Э, Юркевич B.C. Одаренность: дар или испытание. -М, 1988.- 83 с.
  232. К.И. От двух до пяти: книга для родителей. М, 1991. -254 с.
  233. В.Д. О содержании понятий «способность» и «одаренность». -М&bdquo- 1986.- 171 с.
  234. С.С. Экология биосферы и экологическое пропагандирование. -М, 1975.-363 с.
  235. А.А. Моделирование в обучении. // Советская педагогика. -М, 1967, № 4, с. 158.
  236. А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику. М, 1983.- 157 с.
  237. Н.Б. Возраст вопросов. М, 1990. — 123 с.
  238. Шумакова Н. Б, Щебланова Е. И, Щербо Н. П. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П. Торренса у младших школьников. // Вопросы психологии, 1991, №, с. .
  239. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания. / Автор сост. С. Н. Николаева. — М, 1998. -320 с.
  240. Экологическое образование школьников. / Под. ред. чл.-корр. РАО К. Ш. Ахияров. Уфа. — 1999. — 56 с.
  241. Экология и дети (Региональная программа организации деятельности детских экологических объединений) /Авт. сост. A.M. Волков. — М., 1993.- 153 с.
  242. Д.Б. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. М., 1981. — 241 с.
  243. Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989. — 264 с.
  244. B.JI. Божий дар или естественный феномен. // Народное образование, 1991, № 2, 3, с. 137 140.
  245. Т.П. Педагогические основы воспитания студентов педвуза (нравственно-экологический аспект): Автореф. на соиск. уч. ст. д.п.н. -Екатеринбург, 1995.-с.ЗЗ.
  246. B.C. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность: Кн. для учителей и родителей. М., 1996. — 136 с.
  247. Ф 273. Якиманская И. С. Развивающее обучение. М, 1979. — 144 с.
  248. Е. Группа одаренных дошкольников. Проблема взаимоотношений. // Дошкольное воспитание, 1994, № 6, с. 47 49.
  249. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Экология. / Авт. сост. А.Е. Чижевский- художники В. В. Николаев, А. В. Кардашук, Е. В. Гальдяев. Под. общ. ред. О. Г. Хики.-М., 1998.-432 с.
  250. Bloom B.S. Taxonomy of educational objectives: The classification of educational goals. New York, 1956.
  251. , J.F., & Treffinger, D.J. (1977). Creative thinking and problem-solving in gifted education. Dubuque, Iowa: Kendall-Hunt.
  252. Fine, M. Facilitating parent-child relationships for creativity. The Gifted Child Quarterly, 1977.
  253. Gallagher, J. Teaching the gifted child. Boston: Ally & Bacon, 1975.
  254. Gary A. Davis, Silvia B. Rimm. Education of the Gifted and Talented, 1985.
  255. Renzulli, J. The Enrichment Triad Model: A guide for developing programs for the gifted and talented. Wethersfield CT: Creative Learning Press, 1977.
  256. Seeley, K. Competencies for teachers of gifted and talented children. Journal for the Education of the Gifted, 1979, 3 (1), 7−13.
  257. Sisk, D.A. Helping children know themselves. In В/ Cherry, A handbook of bright ideas: Facilitating giftedness. Manatee FL: Manatee Gifted Program, Manatee Junior College, 1976, (ERIC Document Reproduction Service No. ED 135 174).
  258. Torrance, E. Torrance Tests of Creative Thinking. Bensenville IL: Scholastic Testing Service, 1966.
  259. Treffinger, D. Individualized education program plans for gifted, talented and creative students. In Developing IEPs for the gifted/talented. Ventura CA: Office of the Ventura Country Superintendent of Schools, 1979.
  260. Williams, F. Classroom ideas for encouraging thinking and feeling. Buffalo NY: DOK Publishers, 1970.
Заполнить форму текущей работой