Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Сюжетно — ролевая игра как средство развития диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Надо давать ребенку творческие игровые задания, направленные на организацию индивидуальной или совместной режиссерской игры, как-то завершить историю, показанную воспитателем; придумать и показать сказку; придумать и показать начало истории, которую продолжит воспитатель или другой ребенок. педагогический литература диалог речь Итак, в среднем дошкольном возрасте основой сюжетно-ролевой игры… Читать ещё >

Сюжетно — ролевая игра как средство развития диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Для того чтобы понять, что такое сюжетно-ролевая игра, нужно углубиться в научное определение игры.

Игра — вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Игра — один из видов человеческой деятельности. Как сложное и интересное явление, она привлекает внимание людей разных профессий.

Исследования отечественных и зарубежных ученых — философов, социологов, историков культуры (Гайнц Либшер, Георг Клаус, К. Г. Юсупов, В. И. Истомин, В. И. Устименко, Д. Н. Узнадзе и др.) рассматривают своеобразие игры, ее роль и значение в жизни общества и отдельной личности, в человеческой культуре. Исследователи отмечают ценность игры, ее условность, а также указывают на ее значение в формировании социального поведения, самоутверждения человека, на возможность прогнозирования его поведения в ситуации общения.

«Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребенка дошкольного возраста» К. К. Радина, В чем же ее особенность? Характеризуя ее, К. К. Радина [27]. подчеркнула, что эта «игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка с взрослыми». Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.

Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка, — это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.

Сюжетно-ролевая, или так называемая творческая игра детей среднего дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в общественной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Для этих условий характерно использование разнообразных игровых предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых.

Самодеятельный характер игровой деятельности детей заключается в том, что они воспроизводят те или иные явления, действия, отношения активно и своеобразно. Своеобразие обусловлено особенностями восприятия детей, понимания и осмысления ими тех или иных фактов, явлений, связей, наличием или отсутствием опыта и непосредственностью чувств.

Творческий характер игровой деятельности проявляется в том, что ребёнок как бы перевоплощается в того, кого он изображает, и в том. что веря в правду игры, создаёт особую игровую жизнь и искренне радуется и огорчается по ходу игры.

Активный интерес к явлениям жизни, к людям, животным, потребность в общественно значимой деятельности ребёнок удовлетворяет через игровые действия.

Игра, как и сказка, учит ребёнка проникаться мыслями и чувствам изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в широкий мир человеческих стремлений и героических поступков.

В развитии и обогащении самодеятельности детей, творчеств воспроизведения и отражения фактов и явлении окружающей жизни огромная роль принадлежит воображению. Именно силою воображения создаются ситуации игры, образы, воспроизводимые в ней возможность сочетать реальное обычное с вымышленным, что и придаёт детской игре привлекательность, которая присуща только ей.

В сюжетно-ролевых играх отчётливо выступает оптимистический — жизнеутверждающий характер, самые трудные дела в них всегда заканчиваются успешно и благополучно: капитаны проводят корабли сквозь штормы и бури, пограничники задерживают нарушителей, доктор излечивает больных.

В творческой сюжетно-ролевой игре ребёнок активно воссоздаёт, моделирует явления реальной жизни, переживает их и это наполняет его жизнь богатым содержанием, оставляя след на долгие годы.

В середине дошкольного детства основным содержанием игры становятся отношения между ролями, которые ярко очерчены и выделены. Дети называют их до начала игры. Выделяются игровые действия, передающие отношения к другим участникам игры, — если каша накладывается в тарелочки, если нарезается хлеб, то все это дается «детям» на обед. Действия ребенка становятся короче, они не повторяются и сменяют одно другим. Действия выполняются уже не ради них самих, а ради осуществления определенного отношения к другому играющему в соответствии с взятой на себя ролью.

При анализе игры необходимо различать ее сюжет и содержание. Сюжет игры — это та область действительности, которая воспроизводится детьми в игре (больница, семья, война, магазин и т. д.).

Сюжеты игр отражают конкретные условия жизни ребенка. Они изменяются в зависимости от этих конкретных условий, вместе с расширением кругозора ребенка и знакомством с окружающим.

Содержание игры — это то, что воспроизводится ребенком в качестве главного в человеческих отношениях. В содержании игры выражено более ми менее глубокое проникновение ребенка в отношения и деятельность людей. Оно может отражать лишь внешнюю сторону поведения человека только то, с чем и как действует человек, или отношения человека к другим людям, или смысл человеческой деятельности.

Конкретный характер тех отношений между людьми, которые дети воссоздают в игре, может быть различным и зависит от отношений реальных взрослых, окружающих ребенка.

Говоря о влиянии взрослых на игру детей, О.С. Ушакова[31]. писала: «Взрослые могут иметь только одно влияние на игру, не разрушая в ней характера игры, а именно — доставлением материала для построек, которым уже самостоятельно займется ребенок. Не нужно думать, что весь этот материал можно купить в игрушечной лавке.

Вы купите для ребенка светлый, красивый дом, а он сделает из него тюрьму, вы закупите для него куколки, а он выстроит их в ряды солдат, вы купите для него хорошенького мальчика, а он станет его сечь: он будет переделывать и перестраивать купленные вами игрушки не по их назначению, а по тем элементам, которые будут вливаться в него из окружающей жизни, — вот об этом материале должны более всего заботиться родители и воспитатели". [31].

Действительно, одна и та же по своему сюжету игра (например, «в семью») может иметь совершенно разное содержание: одна «мама» будет бить и ругать своих «детей», другая — краситься перед зеркалом и торопиться в гости, третья — постоянно стирать и готовить, четвертая — читать детям книжки и заниматься с ними и т. п. Все эти варианты отражают то, что «вливается» в ребенка из окружающей жизни. Социальные условия, в которых живет ребенок, определяют не только сюжеты, но прежде всего содержание детских игр.

Таким образом, особая чувствительность игры к сфере человеческих отношений свидетельствует о том, что она является социальной не только по своему происхождению, но и по своему содержанию.

Главная задача воспитателя здесь научить детей, подсказать им сюжет. Например, предлагая детям поиграть в профессии, воспитатель спрашивает ребят, кем работают их родители, а затем дает им возможность самим выбрать сюжет игры.

Ребята в споре, в предложениях приходят к выводу, что есть возможность поиграть в строителей. Дети ставят задачу — построить город «Счастья». Распределяются роли, устанавливаются правила игры. Одно из правил, которые предложили дети, — не строить темные дома. Все дома должны быть светлые и радостные. Закончить игру дети решили праздников" «Наш любимый город». Конечно, детской фантазии недостаточно для такой игры, нужен и определенный жизненный опыт. И здесь подключается воспитатель. Он тактично подсказывает, каким должен быть город «Счастья» и как можно провести праздник в этом городе.

Примеров сюжетно-ролевых игр можно привести много. Это игры в «Скорую помощь», в «Больницу», «Магазин», в «Школу», «Фабрику игрушек» и т. д.

Главное в сюжетно-ролевой игре — ее коллективный характер. Именно в ходе сюжетно-ролевой игры дети учатся общаться. действовать в соответствии с определенной ролью, озвучивать эту роль. выражать свое мнение в ходе игры.

Часто воспитатель сталкивается с тем, что дети совсем не умеют участвовать в сюжетно-ролевой игре: не могут предложить ее тему, часто ссорятся при определении сюжета игры, ее правил. Все это ставит воспитателя или педагога в позицию тактичного вдумчивого руководителя, а затем и участника самой игры.

Сюжетно-ролевая игра может быть короткой (один день или половина дня) и длительной (два или несколько дней). Такую игру можно назвать сюжетно-ролевой с продолжением. К длительной игре необходимо готовиться. Дети предлагают сюжет игры. Он уточняется, а затем ребятам дается возможность подумать, что потребуется для этой оформлении такой игры могут помочь родители.

В игре находят выражение основные потребности ребёнка дошкольника. По мере развития ребенка расширяется осознаваемый им мир, возникает внутренняя потребность участвовать в такой деятельности взрослых, которая в реальной жизни ему недоступна.

В игре ребенок берет на себя роль, стремясь подражать тем взрослым, образы которых сохранились в его опыте. Играя, ребенок действует самостоятельно, свободно выражая свои желания, представления, чувства. В отличие от повседневной жизни, где его постоянно учат, оберегают (не бегай, не упади, мой руки, не выдумывай), в игре ребенок может все: плыть на корабле, лететь в космосе, учить учеников в школе и т. п.

Ребенок — существо растущее и развивающееся. Движения — одно из условий его полноценного роста и развития. Потребность в активных движениях удовлетворяется во всех видах игр, особенно в играх подвижных и дидактических. В сюжетных играх в распоряжении детей находятся автомобили, каталки, коляски, побуждающие их к разным движениям.

Большими возможностями для стимуляции двигательной активности, совершенствования качества движений обладают различные строительно-конструктивные материалы (крупный и мелкий строительные материалы, разного рода конструкторы, снег, песок и др.).

Очень велики возможности игры в удовлетворении присущей ребенку потребности в общении. В условиях дошкольного учреждения обычно складываются игровые группы, объединяющие детей по общим интересам. взаимным симпатиям. Играя, дети вступают в такие отношения, до которых в других условиях еще «недоросли», а именно: в отношения взаимного контроля и помощи, подчинения, требовательности. Наличие таких отношений говорит о том, что играющая группа становится «играющим коллективом».

Таким образом, в недрах сюжетной игры, в которой отражаются конкретные условия жизни ребенка, зарождаются и дифференцируются другие виды деятельности (труд, учение). По мере развития игры ребёнок овладевает компонентами, присущими любой деятельности: учится ставить цель, планировать, добиваться результата.

В среднем дошкольном возрасте основой сюжетно-ролевой игры становится творческое преобразование детского опыта. Содержание сюжетных игр обогащается: от разыгрывания бытовых сюжетов ребенок переходит к отражению взрослых профессиональных отношений, появляются сюжеты с фантастическими элементами. Педагог организует игры, опираясь на известное ребенку содержание. Так, он моделирует в игре то, что происходило с самим ребенком («Как мы с мамой и папой ходили в Макдоналдс», «Как меня подстригли в парикмахерской» и др.) или в мультфильме или сказке.

Готовый сюжет может задаваться разными способами: беседой с детьми, составлением индивидуального или коллективного рассказа, получением письма из другого детского сада (в нем описана игра, в которую любят играть дети, и ставится вопрос: «Как можно поиграть в эту игру по-другому?»).

Играя с ребенком, педагог «расшатывает» привычный ход игрового сюжета. Например, принимает на себя роль «сладкоежки» или «иностранца», который посетил Макдоналдс. Становясь носителем неожиданной для ребенка игровой роли, педагог побуждает его к ролевой импровизации, демонстрируя новые варианты развития игрового сюжета. Педагог может вносить непривычные элементы в знакомые детям роли (например, официант-неумейка, который все время что-то роняет и все путает) побуждая их изменять свое ролевое поведение соответствующим образом. За счет использования непривычных элементов игра становится более эмоциональной, веселой.

Детей средней группы педагог включает в создание предметно-игровой среды, организуя эту деятельность по типу «игра-труд» (например, изготовление шапочек для работников Макдоналдса, цветного панно для витрины и др.).

Выступая в позиции партнера-помощника, он побуждает детей фантазировать в речевом плане, а затем включать придуманные элементы сюжета в игру («Давай я буду пиратом, а ты капитаном корабля. Я буду нападать на твой корабль… А ты…»).

Организация игры в средней группе позволяет отказаться от жесткого зонирования группы на тематические уголки.

В группе необходимо выделить игровые зоны, в которых дети могут разворачивать любые сюжетно-ролевые игры, объединяясь в небольшие группки и создавая обстановку соответствующую замыслу.

Так, если в младшем дошкольном возрасте предметно-игровая среда «ведет» за собой игровые замыслы, то в среднем дошкольном возрасте игровые замыслы детей постепенно начинают определять особенности структурирования игровой зоны. Важно, чтобы они были относительно закрытыми (ширмы, ткань, которая накидывается на стульчики, и др.), что помогает ребенку целиком погрузиться в игровой мир.

В средней группе педагог создает условия для коллективных режиссерских игр. В предметно-игровой среде кроме образных игрушек должен быть разнообразный бросовый материал (дощечки, катушки, небьющиеся пузырьки и др.), который может использоваться по-разному, так как он сам по себе развивает воображение, способность действовать с предметами-заместителями.

Организуя режиссерские игры, педагог занимает позицию помощника: он просит ребенка пояснить смысл тех или иных действий, побуждает к ролевой речи («Что сказал?», «Куда пошел?»).

Иногда педагог выступает как носитель игровых умений, показывая при помощи игрушек и предметов-заместителей фантастические истории. Это помогает ребенку включиться в подобную деятельность.

Надо давать ребенку творческие игровые задания, направленные на организацию индивидуальной или совместной режиссерской игры, как-то завершить историю, показанную воспитателем; придумать и показать сказку; придумать и показать начало истории, которую продолжит воспитатель или другой ребенок. педагогический литература диалог речь Итак, в среднем дошкольном возрасте основой сюжетно-ролевой игры становится творческое преобразование детского опыта. Содержание сюжетных игр обогащается: от разыгрывания бытовых сюжетов ребенок переходит к отражению взрослых профессиональных отношений. появляются сюжеты с фантастическими элементами. Педагог организует игры, опираясь на известное ребенку содержание.

Содержание игр в среднем дошкольном возрасте меняется следующим образом: от предметных действий людей к отношениям между ними, а затем к выполнению правил, регулирующих поведение и отношения людей. Всякая роль предполагает определенные правила поведения, т. е. диктует, что можно, а чего нельзя делать. В то же время всякое правило имеет за собой какую-либо роль, например роль убегающего и догоняющего, роль ищущего и прячущегося и т. д. Так что разделение на ролевые игры и игры с правилами достаточно условно. Но в ролевых играх правило как бы скрыто за ролью, оно не проговаривается специально и скорее чувствуется, чем осознается ребенком. В играх с правилами — наоборот: правило должно быть открытым, т. е. четко осознаваться и формулироваться всеми участниками, в то время как роль может иметь скрытый характер. Развитие игры в дошкольном возрасте происходит от игр с открытой ролью и скрытым правилом к играм с открытым правилом и скрытой ролью. У ребенка развиваются способности к импровизации в сюжетно-ролевых и режиссёрских играх. Кроме того, игра постепенно превращается в совместную деятельность.

Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые называют диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Диалогическая речь тесно связана с сюжетно-ролевой игрой. «Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребенка дошкольного возраста» К. К. Радина, В чем же ее особенность? Характеризуя ее, К. К. Радина [27]. подчеркнула, что эта «игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка с взрослыми». Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.

Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка, — это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей. Поэтому сюжетно-ролевая игра является средством развития диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой