Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Теоретический анализ проблемы общего недоразвития речи у детей

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Изучение детской речи имеет огромное значение и служит основанием для руководства развитием речи в дошкольном возрасте. В логопедии термин «онтогенез речи» — это весь период формирования речи человека, от первых его речевых актов до того совершенного состояния, при котором родной язык становится полноценным орудием общения и мышления. Термин «онтогенез» рассматривается и значительно уже… Читать ещё >

Теоретический анализ проблемы общего недоразвития речи у детей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Особенности звуко-слоговой структуры речи

Изучение детской речи имеет огромное значение и служит основанием для руководства развитием речи в дошкольном возрасте. В логопедии термин «онтогенез речи» — это весь период формирования речи человека, от первых его речевых актов до того совершенного состояния, при котором родной язык становится полноценным орудием общения и мышления [19]. Термин «онтогенез» рассматривается и значительно уже, а именно: для обозначения того периода динамического развития детской речи, который начинается с появления у ребёнка первых слов и продолжается до становления развёрнутой фразовой речи; для изучения тех данных о нарушенном и нормальном процессе усвоения детьми родного языка, которые необходимы для построения коррекционного обучения: формирования первоначального словарного запаса, коррекции нарушения слоговой структуры слова, аграмматизмов, нарушений звукопроизношения и некоторых других [2].

Многие авторы разводят понятие «звуко-слоговая структура слова» на понятия «звуковая структура слова» и «слоговая структура слова». Такое разведение исторически восходит к наблюдениям И. А. Сикорского, который условно разделил всех детей на «звуковых» и «слоговых». Дети звукового типа развития осваивают слово по частям, стремятся добиться точности артикуляции звуков. Воспроизведенный комплекс звуков является для них целым словом (молоко — ма, мако). Дети слогового типа развития воспроизводят слоговой контур слова, его ритмико-интонационную структуру, не обращая внимания на качество звуков (огонек — нананок).

В онтогенезе овладение звуко-слоговой структурой происходит постепенно, через ряд закономерно сменяющихся фаз. Ребёнок не сразу овладевает умением воспроизводить все слоги слова: в течение известного периода наблюдается пропуск (элизия) слогов. Главной причиной, влияющей на сохранение одних слогов в слове и на пропуск других, является их сравнительная сила. Поэтому ударный слог, как правило, сохраняется. Это особенно отчетливо сказывается в том, как сокращаются ребёнком до одного слога двусложные и трехсложные слова.

Известно, что к 3−3,5 годам при условии нормального развития речи все основные трудности слогообразования оказываются преодоленными. С этим же возрастным периодом связано появление так называемого «языкового чутья», когда ребёнок способен оценить правильность и выявить дисгармонию не только своего, но и чужого высказывания (Е.Н. Винарская, Д.Б. Слобин) [6].

А.Н. Гвоздев установил, что первые 3−5 слов при нормальном развитии речи по своему звуковому составу очень близки к словам взрослого. Набор этих слов относительно одинаков у всех детей. Время появления первых слов у детей в норме и условиях патологии также не имеет существенных различий (исключение составляют дети-имбецилы и дети с тяжелыми нарушениями артикуляционного аппарата) [9]. Первые речевые реакции связываются с определённым кругом ситуаций или предметами и закрепляются за ними, т. е. слово формируется в его специфической функции — звуковой единицы. Имеется целый ряд слов, которые искажаются обеими категориями детей совершенно одинаково: «яба» (яблоко), «мако» (молоко), «пи ко» (пить кофе) [2].

Первые слова детей в онтогенезе речи характеризуются полисемантизмом: одно и то же звукосочетание в различных случаях служит выражением разных значений, и эти значения становятся понятными только благодаря ситуации и интонации [18].

Н.С. Жуковой установлено, что формирование слоговой структуры слова проходит следующие этапы:

  • 1 год 3 мес. — 1 год 8 мес. — ребёнок часто воспроизводит один слог услышанного слова (ударный) или два одинаковых слова: «га-ага», «ту-ту»;
  • 1 год 8 мес. — 1 год 10 мес. — воспроизводятся двусложные слова; в трёхсложных словах часто опускается один из слогов: «мако» (молоко);
  • 1 год 10 мес. — 2 года 1 мес. — в трёхсложных словах иногда все ещё опускается слог, чаще предударный: «кусу» (укушу); может сокращаться количество слогов в четырёхсложных словах;
  • 2 года 1 мес. — 2 года 3 мес. — в многосложных словах чаще опускаются предударные слоги, иногда приставки: «ципилась» (прицепилась);
  • 2 года 3 мес. — 3 года — слоговая структура нарушается редко, главным образом в малознакомых словах [2].

А.Н. Гвоздев отмечал, что при овладении слоговой структурой ребенок научается воспроизводить слоги слова в порядке их сравнительной силы; сначала из всего слова передаётся только ударный слог, затем появляется первый предударный и, наконец, слабые безударные слоги [9]. Р. Е. Левина считала, что способность к овладению слоговым составом слова может быть выделена в качестве признака, позволяющего распознавать различную природу речевых расстройств [16].

Таким образом, процесс усвоения звуко-слоговой структуры слова и ее отдельных компонентов происходит постепенно. Дети с нормальным речевым онтогенезом, как правило, испытывают определенные затруднения при овладении звуко-слоговой структурой слова. Однако эти затруднения являются временными и, как правило, преодолеваются к концу преддошкольного периода.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой