Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование готовности будущего учителя к сохранению собственного здоровья

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выполненное исследование формирования готовности будущего учителя к сохранению собственного здоровья вносит определенный вклад в решение проблемы сохранения здоровья человека. Мы осознаем, что не все поставленные задачи решены в равной мере глубоко и основательно. Вместе с тем, исследование выявляет ряд проблем, изучение которых может быть продолжено. В частности, необходим поиск способов… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретические основы и практические предпосылки формирования готовности будущего учителя к сохранению собственного здоровья
    • 1. 1. Сущность понятия «сохранение здоровья учителя»
    • 1. 2. Состояние проблемы формирования готовности будущего учите ля к сохранению собственного здоровья в теории и практике высше го образования
    • 1. 3. Модель формирования готовности будущего учителя к сохранению собственного здоровья
  • Выводы по первой главе диссертации
  • ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по определению эффективности технологии реализации модели формирования готовности будущего учителя к сохранению собственного здоровья
    • 2. 1. Организация и методика исследования формирования готовности будущего учителя к сохранению собственного здоровья
    • 2. 2. Технология формирования готовности будущего учителя к сохранению собственного здоровья
    • 2. 3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию готовности будущего учителя к сохранению собственного здоровья
  • Выводы по второй главе диссертации
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Формирование готовности будущего учителя к сохранению собственного здоровья (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность и степень разработанности проблемы исследования. Гуманистическое обновление системы образования в условиях социально-экономических реформ в России выдвигает в разряд приоритетных задачу воспитания, обучения и развития здорового человека. Технологии сохранения здоровья все активнее реализуются в практике образовательных школ. Большинство исследований, проводимых в этой области, направлены на сохранение и укрепление здоровья учащихся. В то же время педагогический процесс — это система, имеющая в своей структуре двух взаимосвязанных и взаимодействующих субъектов — ученика и учителя. Следовательно, для воспитания здорового ученика необходим здоровый учитель.

Анализ особенностей педагогической деятельности и изучение сведений об уровне здоровья современного учителя позволили обобщить и систематизировать факторы, способствующие снижению уровня здоровья педагога. Это — отсутствие в течение всей трудовой жизни постоянного режима дня вследствие изменения расписания по полугодиям и наличия двухсменной работы в школахотсутствие физического компонента в работе (исключая учителей физкультуры) — самоконтрольтворческий характер деятельности, постоянное напряжение вниманияповышенная нагрузка на речевой аппараттрудовой стажсанитарно-гигиенические условия протекания деятельности.

В последние годы в научной литературе вопросам здоровья и здорового образа жизни посвящено значительное количество исследований (Н.М. Амосов, И. И. Брехман., Г. К. Зайцев, В. В. Колбанов, И. А. Колесникова, Л. Г. Татарникова и др.). Влияние образа жизни на индивидуальное здоровье человека с позиции философии, психологии, физиологии, медицины, социологии обоснованы в трудах P.A. Айзмана, Э. Н. Вайнера, Э. М. Казина, А. Н. Леонтьева, А. Г. Щедриной и других.

В настоящее время недостаточно обоснованы организация и содержание подготовки учителя к реализации технологий сохранения собственного здоровья как фактора обеспечивающего эффективную профессиональную деятельность.

Анализ педагогической литературы, посвященной вопросам совершенствования профессиональной подготовки учителя (O.A. Абдулина, A.A. Вербицкий, М. Я. Виленский, K.M. Дурай-Новакова, М. И. Дьяченко, И. Ф. Исаев, В.А. Кан-Калик, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, JI.M. Митина, C.JI. Рубинштейн, В. А. Сластенин, Л. Ф. Спирин, Д. Н. Узнадзе, А. И. Щербаков и др.), показывает, что без специально организованной педагогической технологии в условиях традиционного обучения значительная часть студентов оказывается недостаточно готовой к сохранению собственного здоровья в профессиональной деятельности.

Актуальность исследования обусловлена противоречием между необходимостью повышения уровня готовности учителя к сохранению собственного здоровья и недостаточной разработанностью процесса ее формирования в теории и практике педагогического образования. Указанное противоречие определило постановку проблемы, которая заключается в выявлении комплекса педагогических условий, обеспечивающих успешное формирование готовности будущего учителя к сохранению собственного здоровья. Исходя из проблемы, определена тема исследования: «Формирование готовности будущего учителя к сохранению собственного здоровья».

Цель исследования: разработать и апробировать на практике модель и технологию формирования готовности будущего учителя к сохранению собственного здоровья.

Объект исследования — готовность будущего учителя к сохранению собственного здоровья.

Предмет исследования — формирование готовности будущего учителя к сохранению собственного здоровья.

Задачи исследования:

1) раскрыть структуру и содержание понятия «готовность учителя к сохранению собственного здоровья»;

2) выявить совокупность педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование готовности будущего учителя к сохранению собственного здоровья;

3) сконструировать модель формирования готовности будущего учителя к сохранению собственного здоровья и опытно-экспериментальным путем определить эффективность технологии ее реализации;

4) разработать научно-методические рекомендации по формированию готовности будущего учителя к сохранению собственного здоровья.

Гипотеза исследования заключается в том, что формирование готовности будущего учителя к сохранению собственного здоровья будет успешным, если:

• сконструирована модель формирования готовности будущего учителя к сохранению собственного здоровья, включающая целевой, функциональный, результативный блоки;

• основой реализации модели формирования готовности будущего учителя к сохранению собственного здоровья является комплекс педагогических условий;

• учебная деятельность студентов рассматривается как взаимодействие мотивационного, когнитивного, конативного и оценочно-рефлексивного компонентов.

• разработанная технология формирования готовности будущего учителя к сохранению собственного здоровья состоит из трех этапов. Ее эффективность достигается при условии преемственности и интеграции выделенных этапов.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

— на общефилософском уровне: деятельностный подход, согласно которому активность субъекта, механизмы усвоения общественно-исторического опыта, иерархия мотивов, интеллектуальные процессы детерминированы целями и содержанием осуществляемой деятельности (А.Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн и др.) — положения о творческой личности и многофакторном характере ее развития (В.Г. Рындак и др.) — гносеологические основы моделирования как метода научного исследования (Б.Г. Глинский, В. А. Штофф и др.);

— на общенаучном уровне: принципы и методы системного подхода к данной проблеме (В.Г. Афанасьев, В. П. Беспалько, Т. А. Ильина, В. Н. Садовский, А. Н. Уемов, Э. Г. Юдин и др.) — концепция личностно-ориентированного образования (В.А. Беликов, И. Ф. Исаев, и др.) — междисциплинарный подход (Ю.А. Самарин и др.) — контекстный подход (A.A. Вербицкий и др.);

— на конкретно-научном уровне: здоровьесберегающее направление — теоретической основой исследования является концепция И. И. Брехмана о здоровье как основополагающем компоненте человеческой личности, а также труды известных отечественных ученых философско-социологического направления (П.А. Виноградов, Ю. П. Лисицын, A.B. Сахно и др.) — медико-гигиенического направления (Н.М. Амосов, В. П. Петленко, А.Г. Щедрина) — теория сохранения, укрепления и формирования ЗОЖ в системе образования, (Н.П. Абаскалова, Р. И. Айзман, Э. Н. Вайнер, Г. К. Зайцев, В. Н. Ирхин, Э. М. Казин, А. Г. Калачев, В.В. Колбанов) — психолого-педагогическое направление — методология дидактики и теория обучения (Ю.К. Бабанский, В. К. Дьяченко, В. В. Краевский и др.), идеи оптимизации и гуманизации педагогического образования (В.А. Сластенин и

ДР-)

Методы исследования определены его целью, задачами и логикой. Теоретические методы: анализ научной литературы по исследуемой проблеме, изучение нормативных документов, программ, сравнительный анализ, моделирование. Экспериментальные методы: педагогический эксперимент, наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, метод экспертных оценок, математическая обработка полученных данных.

Опытно-экспериментальная база. Экспериментальная работа осуществлялась на базе Барнаульского государственного педагогического университета. В исследовании приняли участие студенты пятого курса факультета физической культуры — 88 человек.

Исследование проводилось в три этапа.

Поисково-констатирующий этап (2002;2004 гг.). Изучалась философская, психологическая и педагогическая литература, анализировались существующие подходы к решению поставленной проблемы. Это позволило сформулировать исходные позиции исследования, разработать понятийный аппарат, сформулировать рабочую гипотезу. Проведен констатирующий эксперимент, сконструирована модель формирования готовности будущего учителя к сохранению собственного здоровья.

Формирующий этап (2004;2007 гг.). Разработан спецкурс «Здоровь-есберегающие технологии», целью которого явилось формирование готовности будущего учителя к сохранению собственного здоровья. Выполнен формирующий эксперимент и проанализированы его промежуточные результаты.

Заключительный этап (2007 г.). Проведены обработка, анализ, систематизация и обобщение результатов формирующего экспериментасформулированы выводыосуществлено литературное оформление диссертации.

Научная новизна исследования:

— определены структурные компоненты готовности будущего учителя к сохранению собственного здоровья (мотивационный, когнитивный, конативный, оценочно-рефлексивный), раскрыто их содержание;

— сконструирована модель формирования готовности будущего учителя к сохранению собственного здоровья, которая рассмотрена как система, состоящая из взаимосвязанных блоков (целевого, функционального и результативного), соотнесенных с компонентами готовности будущего учителя к сохранению собственного здоровья;

— на основе модели разработана технология формирования готовности будущего учителя к сохранению собственного здоровья, состоящая из трех этапов: базового, корректирующе-закрепляющего и обобщающе-стабилизирующего;

— выявлена совокупность педагогических условий, обеспечивающих успешное формирование искомой готовности: процесс обучения строится на личностно-ориентированном подходе и субъект-субъектном взаимодействииобучение студентов знаниям и умениям детерминировано формированием опыта его творческой деятельности и ценностно-мотива-ционным отношением к сохранению собственного здоровьяобогащение информационного поля будущего учителя, достигаемого за счет междисциплинарной интеграциив педагогическом процессе используются средства и методы организации учебной деятельности студентов, способствующие сохранению их здоровья.

Теоретическая значимость исследования. Разработанная и апробированная модель формирования готовности будущего учителя к сохранению собственного здоровья позволяет теоретически переосмыслить и совершенствовать общепедагогическую подготовку будущего учителя с позиций здоровьесбережения. Обоснована логика педагогической деятельности по формированию готовности будущего учителя к сохранению собственного здоровья, которая составляет основу для новых теоретических представлений о содержательных и процессуальных аспектах профессиональной подготовки будущего учителя. Разработано учебно-методическое пособие «Особенности формирования готовности будущего учителя к сохранению собственного здоровья».

Практическая значимость исследования. Разработанный и апробированный спецкурс «Здоровьесберегающие технологии», направленный на реализацию модели и технологии формирования готовности будущего учителя к сохранению собственного здоровья, может быть использован в учебном процессе педагогических вузов. Подобранные и адаптированные методики диагностики уровня готовности учителя к сохранению собственного здоровья могут быть использованы при проведении педагогических исследований. Полученные результаты доведены до конкретных научно-методических рекомендаций, которые могут быть применены в педагогическом процессе вуза.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены исходными теоретико-методологическими позициями, включающими обращение к смежным отраслям знаний (философии, социологии, психологии, педагогике, гигиене) — логичностью общей структуры исследования — его целей, задач, методов их решениядостаточным объемом выборки при осуществлении экспериментаоптимальным сочетанием теоретических и эмпирических методов исследованияиспользованием методов математической обработки полученных данных.

Положения, выносимые на защиту:

1. Готовность будущего учителя к сохранению собственного здоровья — интегративное личностное образование, проявляющееся на субъективном уровне профессионального становления в виде сложной системы, включающей в себя мотивационно-ценностные установки на сохранение собственного здоровья, а также совокупность необходимых для этого знаний, умений, навыков и потребность в осуществлении данного вида деятельности, имеющее многоуровневую структуру и выступающее как целостное взаимодействие и взаимопроникновение мотивационного, когнитивного, конативного, оценочно-рефлексивного компонентов.

2. Модель формирования готовности будущего учителя к сохранению собственного здоровья рассматривается как система, состоящая из взаимосвязанных блоков (целевого, функционального и результативного), соотнесенных с компонентами искомой готовности.

3. Эффективность формирования готовности будущего учителя к сохранению собственного здоровья обеспечивается при следующих педагогических условиях: процесс обучения строится на личностно-ориентирован-ном подходе и субъект-субъектном взаимодействииобучение студентов знаниям и умениям детерминировано формированием опыта его творческой деятельности и ценностно-мотивационным отношением к сохранению собственного здоровьяобогащение информационного поля будущего учителя, достигаемого за счет междисциплинарной интеграциив педагогическом процессе используются средства и методы организации учебной деятельности студентов, способствующие сохранению их здоровья. 4. Разработанная технология формирования готовности будущего учителя к сохранению собственного здоровья осуществляется в три этапа: базовый, корректирующее-закрепляющий и обобщающе-стабилизирую-щий. Каждый этап определяется характером деятельности студентов: учебной, квазипрофессиональной или рефлексивной. Эффективность разработанной технологии достигается при условии преемственности и интеграции выделенных этапов.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и выводы работы доложены и получили одобрение на международных (Барнаул, 2003, 2008; Новосибирск, 2007), всероссийских (Тверь, 2003, 2007; Оренбург, 2004; Шадринск, 2007; Рубцовск, 2007) научно-практических конференциях. Апробация модели и технологии формирования готовности будущего учителя к сохранению собственного здоровья осуществлялась в учебном процессе факультета физической культуры Барнаульского государственного педагогического университета.

По теме диссертации опубликовано 10 работ, общим объемом 4,3 п. л.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, списка использованной литературы и 10 приложений, изложена на 164 страницах содержит 19 таблиц и 12 рисунков.

Выводы по второй главе:

1. Констатирующий эксперимент показал, что существующая система профессиональной подготовки будущих учителей недостаточно сориентирована формирование у них готовности к сохранению собственного здоровья.

Диагностика уровня искомой готовности на констатирующем этапе в контрольной и экспериментальной группе показала, что у 54,76% студентов контрольной группы и 54,35% студентов экспериментальной группы отмечен низкий уровень искомой готовности и лишь у 2,38% и 2,17% соответственновысокий.

2. Применяя метод соотношения, показатели динамических рядов (средний показатель, показатель абсолютного прироста, коэффициент эффективности экспериментальной методики) и критерий «хи-квадрат» было установлено, что в результате формирующего эксперимента статистически значимым образом повысились показатели всех компонентов исследуемой готовности. Показатели экспериментальной группы по отношению к контрольной имеют достоверные различия.

3. В процессе анализа данных математико-статистической обработки результатов опытно-экспериментальной работы можно сделать вывод, что в экспериментальной группе уровень исследуемой готовности с высокой достоверностью оказался выше, чем в контрольной группе, что говорит о достаточной эффективности осуществляемой работы по формированию готовности будущего учителя к сохранению собственного здоровья.

4. Учитывая объективные трудности организации специальной целенаправленной подготовки к формированию искомой готовности, можно рекомендовать к использованию в традиционной вузовской системе подготовки будущих учителей такие средства обучения, как дискуссии, проблемные ситуации, ситуации самопознания, приемы занимательности, новизны, рефлексивные задания для обеспечения мотивационной поддержки студентов в процессе формирования активного положительного отношения к сохранению собственного здоровья.

5. Для формирования когнитивного компонента готовности будущего учителя к сохранению собственного здоровья оказались весьма эффективными такие формы работы, как проблемные лекции и семинарские занятия, учебные дискуссии и диспуты, вовлечение в практико-имитационные ситуации, рефлексивно-практические методы.

6. Формирование конативного компонента готовности будущего учителя к сохранению собственного здоровья может быть существенно стимулирована посредством использования организации деятельности в научно-проблемных группах, применением учебно-исследовательских заданий, деловых игр, индивидуальных рефлексивных бесед и интервью.

7. Оценочно-рефлексивный компонент готовности будущего учителя к сохранению собственного здоровья успешно формируется при создании для студентов ситуаций самореализации, стимулирующих стремление к самовыражению, демонстрации собственных подходов, постановки целей сохранения собственного здоровья на занятиях и в ходе организации учебной деятельности.

8. Анализ данных, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы, позволяет сделать вывод об эффективности технологии реализации модели формирования готовности будущего учителя к сохранения собственного здоровья.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема формирования готовности будущего учителя к сохранению собственного здоровья — важная социально-педагогическая проблема. Ее решение затрагивает насущные вопросы общества и образования, поскольку в современных условиях особое значение приобретают проблемы сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса в целом и учителя в частности. Одним из возможных способов решения данной проблемы является разработка и внедрение модели и технологии формирования готовности будущего учителя к сохранению собственного здоровья как компонента подготовки студентов к профессиональной деятельности.

Результаты теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы, полученные в процессе интеграции научных поисков, позволил сформулировать следующие выводы:

1. Существующая практика подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности слабо ориентирует студентов на сохранение собственного здоровья. Это указывает на необходимость поиска путей решения поставленной проблемы.

2. Сложившаяся система взглядов ученых позволяет рассматривать готовность будущего учителя к сохранению собственного здоровья как ин-тегративное личностное образование, проявляющееся на субъективном уровне профессионального становления в виде сложной системы, включающей в себя мотивационно-ценностные установки на сохранение собственного здоровья, а также совокупность необходимых для этого знаний, умений, навыков и потребность в осуществлении данного вида деятельности, имеющее многоуровневую структуру и выступающее как целостное взаимодействие и взаимопроникновение мотивационного, когнитивного, конативного, оценочно-рефлексивного компонентов.

Формирование готовности будущего учителя к сохранению собственного здоровья — процесс становления у студентов знаний и умений организации профессиональной деятельности, способствующей сохранению собственного здоровья.

3. Наиболее продуктивными для формирования готовности будущего учителя к сохранению собственного здоровья являются системный, личностно-деятельностный, междисциплинарный, культурологический, аксиологический и контекстный походы.

4. Модель формирования готовности будущего учителя к сохранению собственного здоровья рассматривается как система, состоящая из взаимосвязанных блоков (целевого, функционального и результативного), соотнесенных с компонентами готовности будущего учителя к сохранению собственного здоровья.

5. Эффективность формирования готовности будущего учителя к сохранению собственного здоровья обеспечивается при следующих педагогических условиях: процесс обучения строится на личностно-ориентированном подходе и субъект-субъектном взаимодействииобучение студентов знаниям и умениям детерминировано формированием опыта его творческой деятельности и ценностно-мотивационным отношением к сохранению собственного здоровьяобогащение информационного поля будущего учителя за счет междисциплинарной интеграциив педагогическом процессе используются средства и методы организации учебной деятельности студентов, способствующие сохранению их здоровья.

6. Исследуемая готовность оценивается определенными критериями и показателями. Первый критерий — направленность на сохранение собственного здоровья. Его показателями являются: мотивационно-ценностные ориентацииактивность, мотивация на здоровый образ жизни у будущих учителей, мотивация на здоровый образ жизни в профессиональной деятельности, познавательные потребности. Вторым критерием выступают знания, необходимые будущему учителю для сохранения собственного здоровья. Показатели этого критерия: полнота усвоения содержания теоретических знанийпрочность усвоения знаний. Третий критерий — умения, необходимые будущему учителю для сохранения собственного здоровья. Показатели критерия — полнота овладения умениямипрочность овладения умениямисамостоятельностьосознанность. Четвертый критерий — рефлексия личностного роста. Показатели критерия — самооценка личностных достижений, способность к саморазвитиюсамооценка готовности к сохранению здоровья учителя.

7. На основе теоретического анализа исследуемой проблемы, а также исходя из данных констатирующего эксперимента, разработана технология формирования готовности будущего учителя к сохранению собственного здоровья, которая состоит из трех этапов: базового, корректирующе-закрепляющего и обобщающе-стабилизирующего. Каждый этап определяется характером деятельности студентов: учебной, квазипрофессиональной или рефлексивной. Эффективность разработанной технологии достигается при условии их преемственности и интеграции.

8. Анализ данных, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы, позволяет сделать вывод об адекватности сконструированной модели формирования готовности будущего учителя к сохранению собственного здоровья и эффективности технологии ее реализации.

9. Экспериментальная работа, базировавшаяся на внедрении разработанной модели формирования готовности будущего учителя к сохранению собственного здоровья и технологии ее реализации, в основном подтвердила исходную гипотезу исследования.

Выполненное исследование формирования готовности будущего учителя к сохранению собственного здоровья вносит определенный вклад в решение проблемы сохранения здоровья человека. Мы осознаем, что не все поставленные задачи решены в равной мере глубоко и основательно. Вместе с тем, исследование выявляет ряд проблем, изучение которых может быть продолжено. В частности, необходим поиск способов формирования у студентов опыта трансляции здорового образа жизни, развития способностей к рефлексивному анализу достигнутых результатов по критерию ценности здоровья. Одним из направлений дальнейших исследований предполагается создание целостной системы подготовки учителя к рассматриваемой деятельности на всех этапах профессиональной подготовки.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.П. Здоровый учитель здоровый ученик // Валеологиче-ские аспекты образования: тезисы докладов межрегиональной научно-практической конференции : — Барнаул: АКИПКРО, 1998. — С. 52−53.
  2. Н.П. Теория и практика формирования здорового образа жизни учащихся и студентов в системе «Школа — ВУЗ» : дис.. д-ра пед. наук. Новосибирск, 2001. — 331 с.
  3. O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования : для педагогических специальных высших учебных заведений. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1990.-141 с.
  4. B.C. Тесты в социологическом исследовании. М.: Наука, 1982.-334 с.
  5. Р.Н. Население России : медико-социальные и психолого-педагогические аспекты его формирования. -М.: Наука, 1997. 25 с.
  6. В. Преподаватель и студент (Вопросы общения) // Высшее образование в России. 1997. — № 1. — С. 87−95.
  7. С. и др. Социальное и профессиональное самочувствие учителя // Народное образование. 1996. — № 3. — С. 94−101.
  8. Активные методы обучения в природоохранном образовании / Под ред. Д. Н. Кавтарадзе. -М.: МГУ, 1982. 52 с.
  9. H.A. О роли методологических знаний в профессиональной подготовке студентов // Содержание и методы профессионального воспитания студентов. Тюмень, 1981. — С. 14−21.
  10. C.B. Труд и здоровье. JI.: Знание, 1989. — С. 32.
  11. Л.И. Формирование мотивации здорового образа жизни будущего учителя в процессе профессиональной подготовки : дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 1998. — 208 с.
  12. Н.М. Раздумья о здоровье. 2-е изд. перераб. и доп. Свердловск: Сред.-Урал кн. изд-во, 1997. — 176 с.
  13. В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности. М.: Высш. школа, 1981. — 239 с.
  14. Г. С. Как нужно отдыхать. JI.: Медицина, 1964. — 31 с.
  15. Э.З. Формирование практической готовности студентов педагогических вузов к воспитательной работе в школе : автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1990. — 14 с.
  16. P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии.-М., 1979.-С. 22- 60.
  17. A.B. Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности. — М.: ВЛАДОС, 1999. 176 с.
  18. В.А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности (дидактическая концепция): монография. — Челябинск: ЧГПИ «Факел», 1995.- 141 с.
  19. В.А. Теоретические основы решения педагогических проблем. Магнитогорск: МГПИ, 1999. — 41 с.
  20. Д. А. Учитель: от любви до ненависти. (Техника). М.: Нар. обр., 1994. — 195 с.
  21. И.И. Очерки психогигиены. М., 1973. — С. 159.
  22. H.A. Очерки физиологии движений и физиологии активности. М.: Нар. обр., 1966. — С. 12−30.
  23. В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: ВГУ, 1983.- 175 с.
  24. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.- 192 с.
  25. М.П. К вопросу о заболеваемости педагогов с временной утратой трудоспособности // Современное здравоохранение. 1980. — № 2. — С. 3841.
  26. A.A. Рефлексивные процессы в сознании и деятельности учителей: автореф. дисс. канд. пед. наук. — СПб., 1993. — 20 с.
  27. H.A. Педагогические условия валеологической подготовки студентов средствами физической культуры : дис.. канд. пед. наук. -Барнаул, 1999.-176 с.
  28. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. — 270 с.
  29. Ч.П. Избранные педагогические труды и психологически сочинения. М., 1979. — Т. 2. — 400 с.
  30. М.П. Дидактическая подготовка педагогических кадров дошкольных учреждений в контексте профессиональной деятельности : дис.. канд. пед. наук. Барнаул, 1997. — 291 с.
  31. В.Г. Обучение рефлексии как способ формирования творческой личности // Современная дидактика: теория практика / Под ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлева. — М., 1993. — С. 153−176.
  32. Большая Советская энциклопедия. (В 30 томах) / Гл. ред. A.M. Прохоров. Изд. 3-е. М.: Советская энциклопедия, 1977. — Т. 27. -С. 64.
  33. М. М. Виленский М.Я. Формирование здорового образа жизни в процессе профессиональной подготовки учителя // Физическая культура и здоровый образ жизни. М.: Госкомспорт СССР, 1990. — С. 109 111.
  34. Н. В. Педагогические особенности создания и внедрения системы активных методов обучения в институте повышения квалификации : дис.. канд. пед. наук. -М., 1987. — 334 с.
  35. Н.В., Соловьев A.A. Игра в обучении лекторов. М.: Знание, 1989.-64 с. I
Заполнить форму текущей работой