Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование экологической культуры учащихся профессионального училища

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологическую основу исследования составляют идеи гуманизации и демократизации образования (Ш. А. Амонашвили, В. А. Ситаров) — научные концепции профессиональной подготовки кадров (С. Я. Ба-тышев, М. Н. Берулава) — научные концепции экологического воспитания и образования (С. Д. Дерябо, И. Д. Зверев, Б. П. Невзоров, И. Т. Суравегина) — принципы личностного (М. Н. Скаткин, В. А. Сластенин… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Экологическая культура и основы экологического образования учащихся профессионального училища
    • 1. 1. Развитие и теоретические основы проблемы формирования экологической культуры учащихся профессионального училища
    • 1. 2. Теоретические подходы к организации экологического образования учащихся профессиональных училищ
    • 1. 3. Характеристика содержания и тенденции развития экологического образования учащихся профессионального училища
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Педагогические условия формирования экологической культуры учащихся в профессиональном училище
    • 2. 1. Особенности включения учащихся профессионального училища в процесс формирования экологической культуры
    • 2. 2. Содержание программ интегрированного предмета «Биология с основами экологии и ОБЖ» и спецкурса «Экологическое краеведение»
    • 2. 3. Реализация программ интегрированного предмета «Биология с основами экологии и ОБЖ» и спецкурса «Экологическое краеведение» и их результативность
  • Выводы по второй главе

Формирование экологической культуры учащихся профессионального училища (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность и степень разработанности проблемы исследования. В последние десятилетия в педагогике одной из приоритетных тенденций становится экологическое воспитание. Экологизация воспитательно-образовательного процесса связана прежде всего с созданием условий для активного и творческого усвоения учащимися основ экологической культуры. Формирование экологической культуры включает много аспектов, имеющих отношение как к мировоззренческой подготовке учащихся, так и к формированию, исходя из современной ситуации развития общества, наиболее значимых компонентов экологической культуры личности.

Необходимость нового подхода продиктована обострением взаимоотношений между человечеством и природой. По мнению И. Д, Зверева, научно-техническая революция и мировое производство не приобрели еще экологическую ориентацию и по-прежнему развертываются без учета возможностей и ограничений природы [73]. В этой связи педагог-культуролог Э. С. Маркарян указывает, что «сила воздействия людей на среду их обитания достигла пороговой степени, и стихийный характер развития культуры совершенно неприемлем сегодня» [146].

Поскольку природные объекты, в первую очередь местные, глубже других воспринимаются учащимися, краеведческий подход исключительно благоприятен в осознании учащимися остроты экологической ситуации, что позволяет в дальнейшем соизмерять их профессиональную деятельность с региональными проблемами.

Степень разработанности проблемы.

В современных научных трудах и публикациях Г. Н. Абаголь, С. Д. Дерябо, А. Н. Захлебного, И. Д. Зверева, Н. Э. Касаткиной, В. С. Кукуши-на, Э. С. Маркаряна, Б. П. Невзорова, Т. Б. Невзорова, В. А. Рассыпнова, И. Т. Суравегиной и др. предложены концепции экологического воспитания, а также проанализированы традиционные и инновационные педагогические технологии развития экологической культуры.

Понятие «экологическая культура» рассматривается в работах Д. С. Лихачева, Э. С. Маркаряна, И. Т. Суравегиной и др. В противовес технократическому мышлению, сформированному научно-технической революцией, перечисленные авторы полагают, что под «экологической культурой» надо понимать совокупность культурных явлений, обусловленных процессами взаимодействия общества с природной средой.

В настоящее время глобальные экологические проблемы (энергии, ресурсов, генофонда, биосферы, демографии, здоровья человека) осложняют развитие цивилизации [123].

Исторический опыт показывает: переход на новый уровень развития всегда сопровождается пересмотром и последующим обновлением системы образования. Интенсивно развиваться экологическое воспитание стало в последние 30−35 лет, после конференции ООН в Стокгольме (1972), положившей начало программе ООН по окружающей среде (ЮНЕП), и конференции в Белграде (1975) по международной программе экологического воспитания. ЮНЕСКО и ЮНЕП провели в 1977 г. в Тбилиси межправительственное совещание по вопросам экологического воспитания, а в 1987 г. в Москве — конференцию по поддержке стратегии экологического воспитания. В 1992 году состоялась международная конференция ООН в Рио-де-Жанейро, на которой также обсуждались перспективы экологического воспитания.

Такое пристальное внимание мирового сообщества к экологическому воспитанию вызвано тем, что последнее получило международное признание как важнейшее средство решения глобальных и региональных экологических проблем.

Одним из условий успешного формирования экологической культуры учащихся профессиональных училищ является ее соответствие уровню развития учащихся. При этом формирование экологической культуры учащихся не проводится стихийно. Необходимы отбор и разработка специальных форм и методов по развитию целостного представления о природе и человеке, чтобы постепенно развивать творческую личность, умеющую объяснять различные явления природы и прогнозировать результаты своей профессиональной деятельности в системе «природа — человек». При этом включенность в сложное культурное пространство помогает подростку в выработке демократических норм общения — гибкости мышления, терпимости к другим культурам, а также формирует широкий круг культурных знаний и интересов [87].

Формирование экологической культуры — сложный процесс, который обеспечивается согласованными влияниями политики, права, науки, производства, искусства, образования и просвещения [73]. По большей части становление и развитие экологической культуры определяется активной деятельностью ученых, изучающих состояние и перспективы отношений человека и природы. Поэтому есть все основания утверждать, что процесс формирования экологической культуры обусловлен изменениями современных тенденций в науке.

Поскольку наука, техника и производство выступают в качестве важнейших источников формирования содержания общего и профессионального образования, необходимо рассмотреть основные особенности их взаимосвязи на современном этапе исторического развития как объективной основы дидактической интеграции. С целью вычленения объективного содержания профессионального образования следует учитывать общие тенденции развития материального производства в условиях научно-технической революции, определяющих как современный уровень требований, предъявляемых к содержанию труда рабочих, так и направленность их изменений [26].

На место работника, непосредственно включающего свои трудовые усилия в технологический цикл производства, приходит работник нового типа, управляющий производственным процессом, в определенной степени выполняющий функции программиста, наладчика, оператора, технолога, инженера [87, 234] и вместе с тем понимающий всю степень ответственности за потребительский характер нашей цивилизации.

Таким образом, перед профессиональным училищем поставлены ответственные задачи: заблаговременно и планомерно обучать квалифицированных рабочих, уровень подготовки которых отвечал бы требованию научно-технического прогресса, широким техническим и экономическим знаниям [146, 238].

В научной литературе проблемы профессионального образования были предметом анализа таких выдающихся педагогов, как О. Г. Анкист, С. Б. Гейсинович, Р. Г. Лемберг, Ф. В. Ленгник, М. Н. Покровский, Г. Н. Роганов, В. Я. Струменский, и др. В настоящее время наиболее значимые результаты в этой области связаны с исследованиями Г. И. Ажикина, И. В. Барановой, А. П. Беляевой, Н. Ф. Борисенко, В. Ф. Боярчука, Г. В. Воробьева, Р. С. Гуревича, Г. С. Гуторова, Е. С. Дубинчук, И. Д. Клочкова, М. И. Махмутова, П. Н. Новикова, В. И. Паламарчук, В. А. Полякова, Ф. И. Потапова, Ю. С. Тюнникова, Л. Д. Хромовой, А. 3. Шаркирзянова, Г. И. Ше-линского, А. Е. Шильниковой, В. Е. Чахоянца и др. авторов. В их работах показано значение совершенствования отдельных аспектов воспитательно-образовательного процесса в профессиональных училищах.

Подходя к формированию экологической культуры учащихся профессиональных училищ, следует учитывать ряд современных тенденций этого процесса:

— по стратегии воспитательной и образовательной работы — разработка и введение отдельного предмета экологияэкологизация всех изучаемых предметов;

— по ориентации воспитательной и образовательной работыпервая тенденция характеризуется ориентацией на формирование системы экологических представленийвторая — на формирование подструктуры отношенийтретья — на формирование подструктуры стратегий и технологий.

Появление альтернативных учебников и программ для образовательных учреждений дает возможность выбора преподавателями современных приемов и методов обучения.

Анализ изучения данной проблемы показывает, что, несмотря на определенный уровень ее теоретической и практической разработанности, недостаточно рассмотрены особенности формирования экологической культуры учащихся системы начального профессионального образования.

В настоящее время в науке, с одной стороны, созданы предпосылки, необходимые для ее решения, с другой, педагогическое осмысление проблемы свидетельствует о наличии ряда противоречий между:

— социальным запросом общества на формирование личности с соответствующей экологической культурой в условиях профессиональной подготовки учащихся и недостаточной педагогической разработанностью данной проблемы;

— возрастающими тенденциями использования потенциала межпредметного обучения в экологическом воспитании учащихся профессиональных училищ и отсутствием научно обоснованной модели формирования их экологической культуры в этих условиях;

— возрастанием у учащихся уровня теоретических знаний по экологии и ограничением практической реализации этих знаний в результате отсутствия синтеза последних с профессиональными навыками.

Выявленные противоречия, свидетельствующие об актуальности обозначенной проблемы, обусловили выбор темы диссертации «Формирование экологической культуры учащихся профессионального училища».

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс формирование экологической культуры учащихся профессионального училища.

Предмет исследования: педагогические условия формирования экологической культуры учащихся профессионального училища.

Цель исследования: обоснование и апробация педагогических условий формирования экологической культуры учащихся профессионального училища.

В ходе исследования нами была выдвинута гипотеза: формирование экологической культуры учащихся профессионального училища будет успешным, если:

— воспитательно-образовательный процесс в профессиональном училище определяется принципами экологического образования (в соответствии с общедидактическими принципами — междисциплинарным, систематичности и непрерывности, единства теории и практики);

— формирование экологической культуры строится на основе личностного, деятельностного, культурологического, антропологического и краеведческого подходов в организации занятий;

— реализуются основные педагогические условия формирования экологической культуры учащихся профессионального училища (положительная мотивация, экологическое содержание интегрированного предмета «Биология с основами экологии и ОБЖ» и спецкурса «Экологическое краеведение», организация эколого-образовательной работы учащихся профессионального училища);

— учитываются особенности включения учащихся профессионального училища в процесс формирования экологической культуры (представление профессионального училища в качестве центра культуры, определение позиции педагога в соответствии с принципами демократизации и гуманизации воспитательно-образовательного процессавыделение содержательной основы учебной дисциплины «Биология с основами экологии и ОБЖ» и спецкурса «Экологическое краеведение» как базы для формирования экологической культуры учащихся).

Для достижения цели с учетом выявленных противоречий и сформулированной гипотезы определены задачи исследования:

1. Провести анализ теоретических исследований по проблемам экологического образования, уточнить понятие «экологическая культура» и определить место экологической культуры в системе общей культуры человека.

2. Рассмотреть принципы экологического образования в соответствии с общедидактическими (междисциплинарным, систематичности и непрерывности, единства теории и практики).

3. Определить теоретические подходы к формированию экологической культуры учащихся профессионального училища.

4. Обосновать педагогические условия формирования экологической культуры учащихся профессионального училища.

5. Выявить педагогические особенности формирования экологической культуры учащихся профессионального училища.

6. Разработать методические рекомендации по формированию экологической культуры учащихся профессионального училища.

Методологическую основу исследования составляют идеи гуманизации и демократизации образования (Ш. А. Амонашвили, В. А. Ситаров) — научные концепции профессиональной подготовки кадров (С. Я. Ба-тышев, М. Н. Берулава) — научные концепции экологического воспитания и образования (С. Д. Дерябо, И. Д. Зверев, Б. П. Невзоров, И. Т. Суравегина) — принципы личностного (М. Н. Скаткин, В. А. Сластенин), деятельностного (JI. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. С. Макаренко, С. Л. Рубинштейн, С. Т. Шацкий), антропологического (В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, Д. Б. Эльконин), культурологического (Н. С. Козлов, М. М. Мамардашвили, Э. С. Маркарян, В. И. Матис) подходов, позволяющих обосновать сущность и содержание процесса формирования экологической культуры учащихся профессионального училища.

Для решения поставленных задач и подтверждения гипотезы использованы следующие методы исследования:

— теоретические методы (анализ философской, педагогической, психологической, социологической и научно-методической литературы, послужившей исходной позицией исследования);

— экспериментальные методы (констатирующий и формирующий этапы педагогического эксперимента по внедрению спецкурсов, педагогические наблюдения, изучение и анализ результатов деятельности учащихся, методы опроса (анкетирование, беседа), тестирование, методы статистической обработки полученной информации и другие).

База исследования: профессиональное училище № 18 г. Томска. Исследованием было охвачено 192 учащихся.

В исследовании нами выделены следующие этапы: На первом этапе (1999;2001 гг.) определены цели и задач научного исследования, проведен анализ литературы по проблеме формирования экологической культуры учащихся, определены основные направления по созданию спецкурсов и комплексных программ.

На втором этапе (2001;2003 гг.) разработаны программы для комплексной экологической подготовки учащихся профессиональных училищ, развернута работа по их апробации.

На третьем этапе (2003;2006 гг.) завершена экспериментальная работа, проведены обработка и анализ полученных данных и определены перспективы формирования экологической культуры учащихся профессиональных училищ, проведено литературное оформление работы. Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Определенна возможность использования теоретических подходов к формированию экологической культуры учащихся в профессиональном училище.

2. Обоснованы педагогические условия формирования экологической культуры учащихся профессионального училища:

— положительная мотивация формирования экологической культуры учащихся профессионального училища;

— экологическое содержание интегрированного предмета «Биология с основами экологии и ОБЖ» и спецкурса «Экологическое краеведение»;

— организация эколого-воспитательной и эколого-образовательной работы учащихся профессионального училища.

3. Определена структура экологической культуры, выявлены ее компоненты, перечислены уровни сформированности экологической культуры учащихся профессионального училища.

4. Экспериментально доказана возможность использования программ ин-тегративного предмета «Биология с основами экологии и ОБЖ» и спецкурса «Экологическое краеведение», нацеленных на формирование экологической культуры учащихся в профессиональном училище.

Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении понятийного аппарата по проблеме формирования экологической культурывыявлении теоретических предпосылок к исследованию актуальной педагогической и социальной проблемы формирования экологической культуры учащихся в профессиональном училищев определении необходимых педагогических условий успешности формирования экологической культуры учащихся в профессиональном училище (на материале изучения экологии, ОБЖ, биологии).

Практическая значимость исследования состоит в разработке, апробации и внедрении интегрированного предмета по ОБЖ, биологии, экологии и спецкурса по экологическому краеведению для учащихся профессионального училища, ориентированных на формирование экологической культуры.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Формирование экологической культуры учащихся профессионального училища мы рассматриваем как воспитательно-образовательный процесс, проходящий с учетом теоретических подходов: личностного, дея-тельностного, культурологического, антропологического и краеведческого.

2. В комплекс педагогических условий формирования экологической культуры учащихся входят воспитательно-образовательный процесс, ориентированный в содержательном плане на экологическую программу интегрированного предмета «Биология с основами экологии и ОБЖ» и спецкурса «Экологическое краеведение», построенные с учетом критериев готовности учащихся к творческой и исследовательской деятельности.

3. Педагогическими особенностями формирования экологической культуры учащихся профессионального училища являются: профессиональное училище как центр культуры и позиция педагога в соответствии с принципами демократизации и гуманизации воспитательно-образовательного процесса.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается исходными теоретическими положениями, сочетанием теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных объекту, целям и задачам исследования, этапным характером опытно-экспериментальной работы, проверкой выводов, сделанных в исследовании на практике.

Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретические выводы и практические результаты исследования получили отражение в методических рекомендациях, учебно-методическом пособии и статьях автора диссертационного исследования.

Основные теоретические положения диссертационного исследования докладывались на конференциях: международной научно-практической конференции «Гуманитарные исследования и их роль в развитии педагогического образования» (г. Томск, 2002 г.), IV международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы безопасности, здоровья при занятиях спортом и физической культурой» (г. Томск, 2003 г.), VII международной научно-практической конференции «Качество управления образовательным пространством в регионе» (г. Новосибирск, 2003 г., стендовый доклад), межрегиональной научно-практической конференции «Личностно-ориентированное обучение в современной школе» (г. Северск, 1997 г.), межрегиональной научно-практической конференции «Пути модернизации региональной системы повышения квалификации работников образования» (г. Томск, 2003 г.), VII межрегиональной научно-практической конференции «Научное творчество молодежи» (г. Анжеро-Судженск, 2003 г., стендовый доклад), региональной научно-практической конференции «Непрерывное экологическое образование в содержании регионального образовательного пространства» (г. Томск, 2002 г.).

По теме исследования опубликовано 11 работ.

Структура и объем диссертации

Диссертационная работа изложена на 247 страницах машинописного текста и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения. Работа иллюстрирована 5 таблицами и 6 рисунками.

Выводы по второй главе.

В ходе исследования были решены основные задачи и получены экспериментальные данные, подтверждающие справедливость, выдвинутой в начале исследования гипотезы.

Ведущими условиями формирования экологической культуры учащихся профессионального училища является: учет влияния различных факторов на формирование экологической культурывзаимосвязь урочных, внеурочных форм деятельности, дифференциация обучения и деятельностиформирование мотивации учащегося к содержанию изучаемого интегрированного предмета «Биология с основами экологии и ОБЖ» и спецкурса «Экологическое краеведение». Полученные нами экспериментальные данные и результаты позволяют сформулировать следующие выводы:

1. Сложность формирования экологической культуры учащихся профессионального училища обусловливается действием следующих факторов: факторы социального воздействия на формирование экологических ориентацийфакторы психологического и возрастного характерафактор специфики учебного предмета.

2. Дифференциация обучения и деятельности способствует развитию самостоятельности, ответственностистимулирует активное стремление к применению имеющихся знаний на практикесовершенствование творческого подхода.

3. Ведущим условием формирования экологической культуры учащихся профессионального училища является полноценное личностное развитие, наличие разных интересов, сформированности мотивационной сферы. Мотивы играют одну из доминантных ролей при формировании экологической культуры.

4. В процессе организации реализуются следующие способы учебной деятельности: репродуктивно-познавательная деятельность, частично — поисковая деятельность, игровое моделирование, исследовательская и творческая деятельность: реальное включение учащихся в соответствующие виды деятельностиинтеграция теоретических и практических знаний в содержание учебных дисциплин через дополнение содержания учебного плана предметами естественнонаучного направленияиспользование гибких форм и методов обучения, изменяющихся в зависимости от конкретного содержания различных видов деятельности (в том числе и самостоятельной работы).

Таким образом, подводя итоги всему вышесказанному, можно сделать следующий вывод: по основным показателям сформированности основ экологической культуры мы имеем устойчивую и положительную динамику, что свидетельствует об эффективности применяемых программ интегрированного предмета «Биология с основами экологии и ОБЖ» и спецкурса «Экологическое краеведение».

Заключение

.

На современном этапе развития общества у системы образования в целом и у каждого педагога в частности появилась новая функциявоспитание в личности обучаемого ценностей экологической культуры, целостного мировоззрения, отражающего взаимодействие человека и природы. В современных условиях педагог должен изменить отношение к культуре и к природе. Культуре предстоит стать культурой экологической, целостной культурой гармонии и мира.

Все составляющие духовной культуры на данном этапе развития человечества получают обновленное содержание: и культура нравственная, и культура эстетическая, и культура политическая, и культура правовая, и политическая невозможны без учета экологического компонента.

Собственно экологическая культура, в свою очередь, разрастается многоканально: это культура поведения в обществе, культура здорового образа жизни, комплекс природоохранных мероприятий, определяемых отношением человека к природе. В соответствии с этим нами были выделены основные структурные компоненты экологической культуры, о чем говорилось в гл. 1.

В целях соответствия требованию времени необходимо обеспечить коррекцию мировоззрения учащихся — оно должно отражать не только науку, но и экологическую культуру, определяющую жизненную позицию.

Особое экономическое положение и меняющаяся политическая обстановка России определили необходимость ориентации образования и воспитания на экологическое мировоззрение. Формирование экологической культуры учащихся в процессе профессионального обучения рассматривается как совершенствование всесторонне развитой личности, обладающей эстетическими, духовными, нравственными и творческими элементами экологической культуры. Возникает необходимость создания системы воспитания нравственной экологической ответственности будущих рабочих и молодых специалистов, которые будут компетентны в области оптимального взаимодействия с природой и ее ресурсами.

Содержание воспитательно-образовательного процесса в профессиональном училище на современном этапе не отрицает традиционные педагогические технологии, но дополнительно рассматривает приоритетные направления формирования экологического сознания.

Экспериментальное исследование показало возможность формирования экологической культуры учащихся профессионального училища путем создания предложенных педагогических условий, что ведет к повышению ценностного отношения к экологии, биологии, ОБЖ, развитию самостоятельности мышления, нравственному личностному росту. Проведенные исследования в целом подтвердили выдвинутые на защиту положения, позволили сделать следующие выводы:

Во-первых, теоретически подтверждено, что формирование экологической культуры учащихся в условиях профессионального училища необходимо рассматривать как интегративное понятие, включающее философский, социально-экономический, педагогический аспектыкак ключевую проблему экологического воспитания молодежиучитывать, что экологическая культура является одним из значимых компонентов общей культуры молодежи.

Во-вторых, воспитательная и образовательная работа по формированию экологической культуры учащихся профессиональных училищ строится в соответствии с теоретическими подходами к организации экологического воспитания и образования. В нашем исследовании были выделены: культурологический подходличностный подходдеятельностный подходантропологический подходкраеведческий подход.

В-третьих, педагогическими особенностями процесса формирования экологической культуры в основном сводятся к следующим положениям:

1. Профессиональное училище — центр культуры, в котором преподаватель является носителем и транслятором этой культуры.

2. Позиция педагога определяется на принципах демократизма и гуманизации воспитательно-образовательного процесса.

3. Содержание существующих в профессиональном училище учебных планов в целом и отдельных учебных дисциплин в частности не способствует формированию экологического мировоззрения в силу отсутствия экологической направленности образования, поэтому содержательная основа учебных дисциплин экологии и ОБЖ становятся базой для формирования образовательного пространства по экологии.

4. Единство воспитания и обучения предполагает неразрывное слияние полученной суммы знаний (образование) и формирование экологической культуры учащихся (воспитание), что составляет в сумме целостное экологическое мировоззрение.

В-четвертых, обоснованы теоретически и практически реализованы основные условия формирования экологической культуры учащихся: положительная мотивация, экологическое содержание интегрированного предмета «Биология с основами экологии и ОБЖ» и спецкурса «Экологическое краеведение», организация эколого-воспитательной и эколого-образовательной работы учащихся профессиональных училищ.

В-пятых, определено, что введенные в практику обучения программы интегрированного предмета «Биология с основами экологии и ОБЖ» и спецкурса «Экологическое краеведение» являются общепедагогическими, гуманистическими, развивающими способности учащихся разработками.

В-шестых, установлено, что формирование экологической культуры учащихся профессиональных училищ связано с развитием мотивационной сферы учащихся: интересами, способностями, потребностями в деятельности.

В-седьмых, результаты верификации и оценки итогов инновационной деятельности по комплексу параметров свидетельствуют о положительном влиянии, высокой педагогической эффективности разработанных программ интегрированного предмета «Биология с основами экологии и ОБЖ» и спецкурса «Экологическое краеведение».

Полученные в исследовании выводы не претендуют на исчерпывающее раскрытие рассматриваемой проблемы. Накопленный теоретический и фактический материал требует дальнейшего уточнения, развития.

Дальнейшего исследования требует вопрос о преемственности в формировании экологической культуры между различными возрастными группами учащихся, вопрос влияния общества на экологическое воспитание учащихся.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Н.П. Системный подход в формировании здорового образа субъектов образовательного процесса «школа — вуз»: Дис. д-ра пед. наук, текст. Абаскалова Н. П. — Новосибирск, 2001. — 367 с.
  2. , Т.Е. Формирование экологической культуры подростков в условиях взаимодействия особо охраняемых природных территорий и образовательных учреждений региона, текст. Абрамова Т. Е. М.: Совершенство, 2002. — 264 с.
  3. , М.К. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход, текст. Акимов М. К., Козлова В. Т. М.: Просвещение, 1992. — 346 с.
  4. , С. В. Дифференциация в обучении предметам естественнонаучного цикла, текст. Алексеев С. В. Л.: ЛГИУУ, 1991. — 100 с.
  5. , С. В. Программа спецкурса «Глобальные проблемы современности» // Новые аспекты экологического образования в школах Ленинграда, текст. Алексеев С. В. Л: НИИ НОВ АПН СССР, 1991. -С. 4−14.
  6. , С. В. Проблема комплексного изучения феномена Человека // Современные подходы к содержанию и организации непрерывного экологического образования (экология человека), текст. Алексеев С. В. СПб.: ИОВ РАО, 1993. — С. 5.
  7. , Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса, текст. Амонашвили Ш. А. Минск: Университетское, 1990 -560 с.
  8. , Б.Г. О проблемах современного человекознания. текст. Ананьев Б. Г. -СПб.: Питер, 2001. -260 с.
  9. , Б.Г. Человек как предмет познания. 3-е изд. текст. Ананьев Б. Г. -СПб.: Питер, 2002, — 282 с.
  10. Ю.Ананьев, В. А. Проблемы экологического образования и воспитания: органнизационно-методические основы реализации программы охраны окружающей среды города Томска, текст. Ананьев В. А., Байковская В. В., Бордунов В. В. Томск, 1991. — 284 с.
  11. П.Ананьев, В.А. ОБЖ с элементами экологии и гигиены: Пособие для учителей, текст. Ананьев В. А. Томск: Издательство Томского университета, 1997. — 200 с.
  12. , Н.С. Интегративная функция обучения. Современное проблемы методики преподавания математики, текст. Антонов Н. С. М.: Просвещение, 1985.-303 с.
  13. , Ю.М. с соавт. В кн. «Экологические проблемы- что происходит, кто виноват и что делать?»: Учебное пособие, текст. Арский Ю. М., Данилов-Данильян В. И. Залиханов К. Я М., МНЭПУ, 1997. — 519 с.
  14. , А.В. Экологическую подготовку студентам всех вузов // Вестн. высшей школы, текст. Астафуров А. В., Иоганзен Б. Г. — 1981. — № 10. — С.13 -15.
  15. , Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса (метод, основы), текст. Бабанский Ю. К. М.: Просвещение, 1982 — 192 с.
  16. , Л.Ф. Пути и методы экологического образования школьников // Актуальные вопросы экологии и охраны природы Ставропольского края, текст. Бабенышева Л. Ф. Ставрополь, 1991. — С. 18−19.
  17. , Н.А. Подготовка будущего учителя к формированию здорового образа жизни школьников (на примере фак. физ. культуры): Дис. канд. пед наук, текст. Баженова Н. А Барнаул, 2000. — 215 с.
  18. , Л.В. Подготовка учителя физ. культуры к формированию здорового образа жизни школьников средствами подвижных и спортивных игр: Дис. канд. пед. наук, текст. Байкалова Л. В. Барнаул, 2004. — 191 с.
  19. , С.Я. Как проводить исследования на новых началах? // Педагогика, текст. Батышев С. Я. 1999. — № 8. — С. 105−107.
  20. , В.Г. О воспитании детей вообще и о детской книге / В кн.: Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. текст. Белинский В.Г.
  21. М.: «Педагогика», 1987. 558 с.
  22. , B.C. Экологическое воспитание студентов физкультурных учебных заведений, текст. Беляев B.C. М.: Просвещение, 1990. — 96 с.
  23. , B.C. Здоровье, экология, спорт, текст. Беляев B.C. М.: Советский спорт, 1995. — 108 с.
  24. , Т.П. Управление воспитательным пространством среднего специального учебного заведения: Дис. канд. социологических наук, текст. Беликова Т. П. Усть-Каменогорск, 2001. — 165 с.
  25. , М.Н. Теоретические основы интеграции образования, текст. Берулава М. Н. -М.: Совершенство, 1998. 173 с.
  26. , В.П. Основы теории педагогических систем, текст. Беспалько В. П. -Воронеж, 1977.-304 с.
  27. , В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения, текст. Беспалько В. П. М.: Институт ПО Министерства образования России, 1995. -300 с.
  28. , В.П. Образование и обучение с участием компьютеров: Учебно-методическое пособие, текст. Беспалько В. П. Воронеж, 2002. — 340 с.
  29. Бим-Бад, Б. М. Педагогическая антропология: Учебное пособие, текст. Бим-Бад Б.М. М.: Изд. УРАО 1998. — 576 с.
  30. , П.П. Избранные психологические произведения, текст. Блонский П. П. М.: Просвещение, 1964. — 225 с.
  31. , В.Д. Культура общения с природой, текст. Бондаренко В. Д. М.: Агропромиздат, 1987. — 174 с.
  32. , В.П. Философия образования // текст. Борисенков В. П., Краевский В. В., Кутьев В. О., Турбовский Я. С. Педагогика, 1995, — № 4. — С. 3.
  33. , А.П. В дружбе с людьми и природой: книга для учителя, текст. Букин А. П. -М.: Просвещение, 1991. 159 с.
  34. , Е.Б. Сверхмалые дозы большая загадка природы // Экология и жизнь, текст. Бурлакова Е. Б — 2000. № 2. — С. 38.
  35. , А.И. Полное собрание произведений: В 2 т. текст. Введенский А. И. М.: Лит-худож. агентство «Гилея». — Т.1: Произведения 1926 -1937. — 1993. -285 с.
  36. , В.И. Биосфера, текст. Вернадский В. И. М.: Мысль, 1967. — 376 с.
  37. , JI.C. Педагогическая психология, текст. Выготский JI.C. М.: Педагогика, 1991.- 480 с.
  38. , B.JI. Через общение с природой к экологической культуре // Экология. Образование. Культура, текст. Гаазов B.JI. — 2002 — № 5. — С. 7−8.
  39. , О.С. Базовая культура и самоопределение личности. Базовая культура личности: теоретические и методологические проблемы: Сб.науч. тр. / Под ред. О. С. Газманова текст. М.: Изд. АПН СССР, 1989. — 150 с.
  40. , Ю.П. Учащийся молодежи экологическую культуру // Народное образование, текст. Галкин Ю. П. — 1988-№ 11.-С. 64−66.
  41. , Д. Экология: восхождение к разуму //Химия в школе, текст. Гамбург Д. 1993. -№ 3. — С. 5−9.
  42. , Г. В. Сочинения, текст. Гегель Г. В. М.: Госполитиздат, 1956. — 371 с.
  43. , В.И. Основы теоретической педагогики, текст. Генецинский В. И -М.: СпбГУ, 1992.-234 с.
  44. , А. Я. Об естественно-исторических экскурсиях // Учитель, текст. Герд А. Я.- 1866.-№ 7.-С. 21−34.
  45. , А.Я. Путешествие по лесу и степи, прогулка с молодыми приятелями и приятельницами, текст. Герд А. Я., Вагнер Г. М.: СПб., 1868. — 86 с.
  46. , А.И. Публичные чтения г-на профессора Рулье / В кн.: Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. текст. Герцен А. И. М.: «Педагогика», 1987. — 363 с.
  47. , Э. Опасность «дыр» в экологическом воспитании // Народное образование, текст. Гирусов Э. 1989. № 4. — С. 120−127.
  48. , Н.А. Охрана природы: Учеб. пособие для студентов биол. спец. пед. ин-тов. текст. Гладков Н. А. М.: Просвещение, 1975. — 299 с.
  49. Голубев, И. Р. Окружающая среда и ее охрана: Кн. для учителя, текст. Голубев И. Р., Новиков Ю. В -М.: Просвещение, 1985. 191 с.
  50. , С.В. Что нас ждет в будущем? // Энергия. Экономика. Техника. Экология, текст. Голубчиков С. В. -1991.- № 2. С. 4213.
  51. , В.Г. Современные изменения окружающей среды и возможности их предотвращения // Докл. РАН, текст. Горшков В. Г. 1993. — № 6. — С. 802
  52. , В.Г. Физиологические и биологические основы устойчивости жизни, текст. Горшков В. Г. М.: ВИНИТИ, 1995. — 70 с.
  53. , Г. Д. Книга удивлений, или Естествознание глазами гуманитария, или Образы в науке, текст. Грачев Г. Д. М.: Просвещение, 1991. — 234 с.
  54. , A.JI. Уроки экологических просчетов. // География в школе, текст. Григорьев А. Л. 1993. № 3. — С. 12−17.
  55. , В.Е. Сущность культуры, текст. Давидович В. Е., Жданов Ю. А. -Ростов н/Д., Изд. «Феникс», 1979. 145 с.
  56. , С.Д. Экологическая психология и педагогика, текст. Дерябо С. Д., Левин В. А. Ростов-н/Д: Изд. «Феникс», 1996. — 480 с.
  57. , В.В. Беседы об экологии 2-е изд. текст. Дежкин В. В. — М.: Мол. гвардия, 1979. — 190 с.
  58. Диалектика деятельности и культура / Отв. ред В. Г. Табачковский, Ященко А. И. текст. Киев: Наук, думка, 1983. — 296 с.
  59. , Н.А. О значении авторитета в воспитании. / В кн.: Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. текст. Добролюбов Н. А. М.: «Педагогика», 1987. — 346 с.
  60. , П. Биосфера и место в ней человека, текст. Дюванью П., Танг М. -Киев: Наук, думка, 1990. 162 с.
  61. , А.Н. Общее и экологическое образование: единство целей и принципов // Сов педагогика, текст. Захлебный А. Н. 1984. — № 9 — С.16−21.
  62. , А.Н. Книга для чтения по охране природы: Для учащихся 9−10 кл. ср. шк. текст. Захлебный А. Н. М.: Просвещение, 1986. — 175 с. 70.3ахлебный, А. Н. На экологической тропе (опыт воспитания), текст. Захлебный А. Н. -М.: Знание, 1986. 80 с.
  63. , И.Д. Экология в школьном обучении. Новый аспект образования, текст. -М.: Знание, 1980.-96 с. 74.3верев, И. Д. Экологическое образование школьников, текст. Зверев И. Д., Суравегина. И.Т. М.: Педагогика, 1983. — 105 с.
  64. Зверев, И. Д. Отношение школьников к природе, текст. Зверев И. Д., Суравегина И. Т. М.: Педагогика, 1988. — 129 с.
  65. , И.Д. Экологическое и эстетическое воспитание школьников, текст. Зверев И. Д., Печко Л. П. М.: Педагогика, 1984. — 135 с.
  66. , И.Д. Охрана природы и экологическое воспитание школьников. // Воспит. школьников, текст. Зверев И. Д. 1985. — N6. — С. 30 -36.
  67. , И.Д. Экогласность и образование. // Советская педагогика, текст. Зверев И. Д. 1991,-№ 1. -С.11.
  68. , И.А. Педагогическая психология, текст. Зимняя И. А. М.: Логос, 2002. -382 с. 80.3лобин, Н. С. Культура и общественный прогресс, текст. Злобин Н. С. М.: Наука, 1980. — 303 с.
  69. , П.В. Педагогические основы школьного краеведения, текст. Иванов П. В. Петрозаводск: Кн. изд-во, 1966. — 182 с.
  70. , П.В. Экологическое краеведение в системе среднего образования // Взаимодействие школы, семьи и пединститута в экологическом воспитании учащихся, текст. Иванов П. В. Ставрополь, 1987. — С. 82−86.
  71. , Н.И. Вопросы охраны природы в туристском походе // Средняя школа и охрана природы, текст. Иголкин Н. И. -Томск, 1971. С. 147−154.
  72. , Э.В. Проблема идеального // Вопросы философии, текст. Ильенков Э. В. 1979. — № 6. — С. 7 -9.
  73. , Б.Г. Средняя школа и охрана природы. В помощь учителю, текст. Иоганзен Б. Г. Томск: Изд-во Томского ун-та., 1971. — 222 с.
  74. , Б.Г. Основные принципы и формы природоохранительного просвещения // О преподавании основ охраны природы в педагогических вузах, текст. Иоганзен Б. Г. М., 1972. — вып. 1. — С. 15−36.
  75. .Г. Экологическое образование и воспитание: содержание, проблемы, методы // «Образование по вопросам окружающей среды»: Мат. Всесоюз. научн. конф. Кн. 2. текст. Иваново, 1985. С. 71−76.
  76. , Б.Г. Вопросы экологии: Методические рекомендации, текст. Иоганзен Б. Г., Логачев Е. Д. Кемерово: Изд-во мед. Ин-та. 1985. — 38 с.
  77. , Б.Г. Проблемы непрерывного экологического образования и воспитания: Методические рекомендации лекторам, преподавателям и воспитателям, текст. Иоганзен Б. Г., Логачев Е. Д. Кемерово, 1989. — 90 с.
  78. , Л.Г. Социология культуры. / В кн. Розин В. М. Культурология, текст. Ионин Л. Г. М.: ИНФАРА-М, Форум, 2001. — 344с.
  79. , А.В. Экологическое воспитание на уроках математики в начальной школе.// Экология Образование Культура текст. Ионисян А. В., Сотникова Н. Н. 2000 .- № 1. — С. 29−33.
  80. , В.Н. Теория и практика отечественной школы здоровья: Монография.текст. Ирхин В. Н. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002. — 279 с.
  81. , JI.A. Проблемы профессиональной ориентации школьников, текст. Йовайша JI.A. М.: Педагогика, 1983. — 129 с.
  82. Кавтарадзе, Д. Н Некоторые вопросы пропаганды охраны природы // Экономические и демографические вопросы совершенствования природопользования, текст. Кавтарадзе Д. Н., Баранов B.C., Кубакин А. А., Забелин Н. С. М., 1976. — С. 93−99.
  83. , Д.Н. Подготовка и проведение имитационной игры // Активные методы обучения в природоохранительном образовании, текст. Кавтарадзе Д. Н -М, 1982.-С. 29−40.
  84. , Д.Н. Природа: от охраны к заботе. // Знание — сила, текст. Кавтарадзе Д. Н 1990. — № 3. — С. 12.
  85. , О.В. Формирование художественных потребностей старшеклассников: Автореф.дис.. канд. пед. наук, текст. Казанский О. В. -Новосибирск: Изд-во НГУ, 1975. 16 с.
  86. , В.П., Научно-технический прогресс, экология экологическое образование // Проблемы природоохранного образования и воспитания, текст. Казначеев В. П., Яншин А. Я. М&bdquo- 1982. — С. 7−21.
  87. , В.П. Очерки теории и практики экологии человека, текст. Казначеев В. П., М.: Наука, 1983. — 261 с.
  88. , Д.Н. Наши птицы. Серия: Жизнь животных, текст. Кайгородов Д. Н. М.: Изд-во: ACT, 2001. — 332 с.
  89. , Т.Г. Природа и ты: вопросы и задания по экологии, текст. Каленникова Т. Г. Минск: Народная асвета, 1989. — 127 с.
  90. , Н.Э. Теория и практика профессионального самоопределения личности в условиях непрерывного образования: Автореф.дис.. докт. пед. наук, текст. Касаткина Н. Э. -М., 1995.-38 с.
  91. , Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы / К психологическим основам научной организации труда, учения, спорта, текст. Климов Е. А. Казань: Изд-во Казанского Ун-та, 1969. -278 с.
  92. , Е.А. Психология профессионального самоопределения, текст. Климов Е. А. М.: Академия, 2004. — 301 с.
  93. , Е.А. Основы психологии: Учебник для студентов вузов непсихологических специальностей, текст. Климов Е. А. М.: Культура и спорт ЮНИТИ, 1997. -296 с.
  94. , Л.Ю. Педагогические условия личностного и профессионального самоопределения старшеклассников в процессе планирования карьеры: Автореф. дис.. канд. пед. наук, текст. Ковалева Л. Ю. Томск: ТГПУ, 2000. — 18с.
  95. , А.И. Эхо. Экология, хозяйство, окружающая среда. Вып.1 текст. Козырев А. И., Костин A.M. М.: Прогресс, 1990. — 360 с.
  96. , О.А. Условия развития профессиональной компетентности педагога в процессе повышения квалификации: Дис. канд. пед. наук, текст. Козырева О. А, — Томск, 2004.-216 с.
  97. , Я.А. Избр. пед соч. текст. Коменский Я. А. М.: Учпедгиз, 1955. -651 с.
  98. , Б. И. Культурология (альбом схем и таблиц). Учебное пособие, текст. Кононенко Б. И, Болдырева М. Г. М.: Изд-во «Щит-М», 1999. — 186 с.
  99. , В.А. Устойчивое развитие цивилизации и место в ней России: проблемы формирования национальной стратегии, текст. Коптюг В. А., Матросов В. М., Левашов В. К., Демянко Ю. Г. Новосибирск: Наука, 1996. — 276 с.
  100. , М.Г. Воспитание экологической культуры школьников. // Экология Образование Культура, текст. Корчагина М. Г. 2002. № 5 — С. 3941.
  101. Кочергин, А. Н Экологическое знание и сознание. Особенности формирования, текст. Кочергин А. Н., Марков Ю. Г., Васильев Н. Г. Новосибирск: Наука, 1987. — 222 с.
  102. , А., Культура. Критический обзор концепций и дефиниций. / В кн. Оганесян А. А. Культурология, текст. Кребер А., Клакхон К М.: Изд-во ПРИОР, 2000. — 160с.
  103. , В.А. Психология: Учеб. Для учащихся пед. уч-щ. 2-е изд., перераб. и доп. текст. Крутецкий В. А. — М.: Просвещение, 1986. — 336 с.
  104. , Н.В. Ребенок в пространстве культуры, текст. Крылова Н. В. -М.:Просвещение, 1994. -94 с.
  105. , Н.В. Философско-педагогические аспекты культуры воспитания. Базовая культура личности: теоретические и методологические проблемы: Сб. науч.тр. / Под ред. Газмана О. С. текст. Крылова Н. В. М., Изд. АПН СССР, 1989. — 150 с.
  106. , Б.С. Основы экологии, текст. Кубанцев Б. С. Волгоград: Изд-во пед. ин-та, 1973. — 239 с.
  107. , С.П. Эстетическое воспитание будущих молодых рабочих, текст. Кудряшов С. П., Левашова Т. Н. М.: Высшая школа, 1972. — 154 с.
  108. , B.C. Теория и методика воспитательной работы, текст. Кукушин B.C. Ростов н/Д, 2002. — 320 с.
  109. , В.Р. Психолого-педагогическое обеспечение личностного роста обучающихся профессионально-технического лицея: Дис. канд. пед. наук, текст. Кулешов В. Р. Томск, 2002. — 215 с.
  110. Культурология, под ред. д.ф.н. Г. В. Драча, текст. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. -604 с.
  111. , Т.В. Экологическое образование учащихся в изучении географии: Пособие для учителя, текст. Кучер Т. В. -М.: Просвещение, 1991. 127с.
  112. , В.П. Теоретические основы охраны природы, текст. Лаптев В. П. -Томск: Изд-во ун-та, 1975. 278 с.
  113. , Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (X -начало XX века): Учебное пособие, текст. Латышина Д. И. М.: Издательский Дом «Форум», 1998. — 584 с.
  114. , В.Я. Инновационное обучение и наука, текст. Лаудис В. Я. М.: Просвещение, 1992. — 154 с.
  115. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность, текст. Леонтьев А. Н. М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  116. , А.Н. Проблемы развития психики, текст. Леонтьев А. Н. М.: Изд-во МГУ, 1981. -584 с.
  117. , М. А. Экологическая подготовка студентов педагогических институтов в процессе обучения физике: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. 13. 00. 02. текст. Лигой М. А. — Целиноград, 1989. — 17 с.
  118. , В.Т. Молодежь: любовь, брак, семья: Социологическое исследование текст. Лисовский В. Т. СПб.: Наука, 2003. — 365 с.
  119. , B.C. Личность, экология, духовность. Тезисы научи.-практ. конференции «Энергоинф. проц. в природе и обществе», текст. Лилковская B.C. -Краснодар, 1990.-32 с.
  120. , B.C. Человек, природа, воспитание, текст. Липицкий B.C. М.: Изд-во МГУ, 1977.-56 с.
  121. , А.П. Интеграционный потенциал образовательных систем крупнейших регионов мира (типология, сравнительный анализ), текст. Лиферов А.П.-Рязань, 1997.- 137 с.
  122. , А.П. Интеграция мирового образования реальность третьего тысячелетия, текст. Лиферов А. П. — М.: МГПИ, 1997. — 50 с.
  123. , Д.С. Русская культура, текст. Лихачев Д. С. М.: Искусство. -2000. — 438 с.
  124. , Ф. Обращение к Глобальному форуму по защите окружающей среды и развитию, текст. Майор Ф. М.: Просвещение, 1990. — 65 с.
  125. , А.С. Собрание сочинений: В 7 т. текст. Макаренко А. С. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957−1958.
  126. , С.Г. Опыт экологического образования: Методические указания для преподавателей сельскохозяйственных вузов, текст. Макевнин С. Г., Вакулин А. А. Волгоград. 1979. — 60 с.
  127. , В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы, текст. Максимова В. Н. -М.: «Просвещение», 1987. 157 с.
  128. , М.К. Как я понимаю философию. 2-е изд., измененное и дополненное, текст. Мамардашвили М. К. М.: «Прогресс-Культура», 1992. -415 с.
  129. , В.М. Культура и история, текст. Межуев В. М. М.: Политиздат, 1977.- 199 с.
  130. , Э.С. Теория культуры и современная наука: (Логико-методологический анализ) текст. Маркарян Э. С. М.: Мысль, 1983. — 284 с.
  131. Материалы по реформе профессиональной школы, текст. Л., 1924. — 145 с.
  132. , М.И. Взаимосвязь общего и профессионального образования. // текст. Махмутов М. И. Сов. Педагогика. 1986. — № 6. — С. 34.
  133. , В.И. Экологическое сознание: учебное пособие, текст. Медведев В. И., Алдашева А. А. -М.: Логос, 2001. 384с.
  134. , О.П. Проблемы экологического образования и воспитания // Высшее образование в России, текст. Мелехова О. П. 1994. № 4. — С. 40 — 43.
  135. , А.В. Охрана природы. 3-е изд. текст. Михеев А. В., Галушкин В. М., Гладков Н. А. М.: Просвещение, 1987. — 256 с.
  136. , В.Н. Воспитание культуры безопасности школьников: Монография, текст. Мошкин В. Н. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002. — 317 с.
  137. , Б.П. Педагогические условия реализации экологического образования и воспитания: Монография, / Под общей ред. Касаткиной Н. Э. текст. Невзоров Б. П., Невзоров Т. Б., Абаголь Г. Н. Кемерово: Изд-во ОблИУУ, 1998. — 142 с.
  138. , П. Структура программ в фабзауче. // Жизнь рабочей школы текст. Некрасов П.-1929, № 1.-С. 7−11.
  139. , Н. Основные задачи методработы в школах ФЗУ. // Фронт фабзаучника, текст. Нечаев Н. 1932, № 17 — С. 3.
  140. Неформальное образование по вопросам окружающей среды // Контакт, бюлл. ЮНЕСКО-ЮНЕП по образованию в области окружающей среды, текст. 1982. Т. 7, № 2, — С. 1−8.
  141. , Ю.В. Природа и человек, текст. Новиков Ю. В. М.: Просвещение, 1991.-223 с.
  142. Новый иллюстрированный энциклопедический словарь, текст. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998 — 912 с.
  143. Образование в области окружающей среды (материалы 1 Всесо-юз. конф. по охране окружающей среды), текст. Минск, 1979 г. — М.: ВИНИТИ, 1980. — 298
  144. , А.А. Культурология, текст. Оганесян А. А. М.: Изд-во ПРИОР, 2002. — 160 с.
  145. , Ю. Экология, текст. Одум Ю. В 2 т. — М.: Мир, 1986. — 326 с.
  146. , С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская А.Н.- 2-е изд., испр. И доп. текст. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. — М.: АЗЪ, 1994. — 928 с.
  147. , Ю.П. Экологический импульс, текст. Ожегов Ю. П., Никонорова Е.В.-М.: Просвещение, 1991. 297 с.
  148. , А.А. Современный учитель: социальный престиж и профессиональный статус // Педагогика, текст. Орлов А. А. 1999. — № 7. — С. 60−68.
  149. , Г. Н. Экологическое воспитание. Правовые аспекты экологического просвещения // Человек и природа, текст. Осипов Г. Н. 1982.- № 6 С. 3−13.
  150. Отношения личности и вопросы воспитания: Учебник /Отв. ред. Миттов Н. К. текст. -Тамбов, 1973. 153 с.
  151. Павлютенков, Е. М Формирование мотивов выбора профессии текст. Павлютенков Е. М-Киев: Рад. школа, 1980. 143 с.
  152. , И.П. Физиология высшей нервной деятельности условные рефлексы: Избранные произведения, текст. Павлов И. П. — М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1949. — 639 с.
  153. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. текст. М.: Педагогическое об-во России, 2002. — 604 с.
  154. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С. А. Смирнова, текст. М.: Академия, 2001. — 509 с.
  155. Педагогическая энциклопедия./ Под ред.: И. А. Каиров, Н. Ф. Петров и др. т.4, текст. М., «Советская энциклопедия». 1968. — 589 с.
  156. , И.Г. Избранные педагогические произведения. / Под ред. М. Д. Шабаевой, текст. Песталоции И. Г. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961.Т.1. -720 с.
  157. , А.В. Психология развивающейся личности, текст. Петровский А. В М.: Педагогика, 1987. — 189 с.
  158. , К.К. Психология. Учебник для индустриально-пед. техникумов, текст. Платонов К. К., Голубев Г. Г. М., «Высшая школа», 1973. — 256 с.
  159. , П.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов, текст. Подласый И. П. М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2000. — 573 с.
  160. , Е.В. Технические средства защиты окружающей среды, текст. Подосенова Е. В. М.: Машиностроение, 1988. — 144 с.
  161. , М.П. Всестороннее развитие личности школьника, текст. Пальянов М. П. Томск: ТГУ, 1985. — 111 с.
  162. , П.В. Методика развития экологического мировоззрения у школьников: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 текст. Полещук П. В. Омск, 2004.- 189 с.
  163. , В.А. Направления комплексных исследований проблемы подготовки учащейся молодежи в условиях перехода к рыночным отношениям в экономике // Учащаяся молодежь и рынок текст. Поляков В. А. М., 1994. — С. 17 -24.
  164. , Т.А. Формирование профессиональной мотивации учебной деятельности студентов: На материале колледжа культуры и искусств: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 текст. Приставка Т. А. Белгород, 2004. — 234 с.
  165. Проблемы образования в области окружающей среды (материалы Межправительственной конф. по охране окружающей среды, Тбилиси, 1977 г), текст. -М.: ВИНИТИ, 1979. -280с.
  166. Проблемы философии культуры / Отв. ред. В. Ж. Келле текст. М.: Мысль, 1984.-325 с.
  167. , Б.Б. Экология человека текст. Прохоров Б. Б. М.: Академия, 2003. -317 с.
  168. , Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение, текст. Пряжников Н. С М.: Воронеж, 1996. — 253 с.
  169. , Н.С. Игровой метод в профориентации. Методические рекомендации / Под ред. Е. А. Климова, текст. Пряжников Н. С. Пермь: Пермский гос. педаг. ин-т, 1999. -70с.
  170. , В.А. Экология: Ученик, 2-е изд. текст. Радкевич В. А. Минск: Высшая школа, 1983. — 320 с.
  171. , Ф. Вопросы прикладной экологии. Воздействие человека на биосферу.текст. Рамад Ф. JL: Гидрометеоиздат, 1981. — 544 с.
  172. , В.А. Методика и практика экологического образования учащихся Алтайского края: Сборник научно-методических материалов, текст. Рассыпнов В. А. Барнаул: КЭЦУ, 1998. — 71 с.
  173. , В.А. Природа Алтая: Экологический очерк, текст. Рассыпнов В. А. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002. — 158 с.
  174. , В.А. Методика экологического образования учащихся: Учебное пособие / Научный редактор проф. — В. М. Пакулова. текст. Рассыпнов В. А., Патрушева Л. И. — Барнаул: Изд-во БГПУ, 2000. — 126 с.
  175. , А.А. Социальная педагогическая психология, текст. Реан А. А., Коломинский Я. Л. СПб.: Питер, 2000. — 432 с.
  176. , Н.Ф. Охрана природы и окружающей человека среды: Слов.- справ, текст. Реймерс Н. Ф. М.: Просвещение, 1992. — 320 с.
  177. , Н.Н. Охрана и преобразование природы. 2-е изд. текст. Родзевич Н. Н., Пашканг К. В. М.: Просвещение, 1986. — 288 с.
  178. , Л.А. Методические рекомендации по пропаганде вопросов охраны природы в рационального природопользования, текст. Родова Л. А. Алма-Аты: Знание, 1987.-20 с.
  179. , В. М. Культурология, текст. Розин В. М. М.: ИНФАР-М, Форум, 2001,-344 с.
  180. , О.Н. Личностно-деятельностный подход как основа методики обучения иностранным языкам: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02. текст. Ротанова О. Н. М., 2004. — 194 с.
  181. , Р. Основы общей экологии текст. Риклефс Р. М.: Изд-во. «Мир», 1979. -424 с.
  182. Римский клуб. Декларация. Миссия // Вопросы философии, текст. 1995, № З.-С. 3−18.
  183. , С.Л. Проблемы общей психологии, текст. Рубинштейн С. Л. -СПб: Питер, 1999. 705 с.
  184. , В.Г. Фенологические наблюдения в школе // Научные основы охраны природы и их преподавание в высшей и средней школе, текст. Рудский В. Г. Томск, 1970. — С. 174−175.
  185. , Ж.Ж. Педагогические сочинения: В 2-х т. / Под ред. Г. Н. Джилбадзе. текст. Руссо Ж. Ж. М.: Педагогика, 1981. — Т. 1 — 653 с.
  186. Т.Н. Ребенок в культуре XX века. // Знание-сила, текст. Савитская Т.Н.- 1995,-№ 4.-С. 34−45.
  187. , А.Д. Мир, прогресс, права человека: Статьи и выступления текст. Сахаров А. Д. Л.: Сов. Писатель, — 1990, — С. 41 — 49.
  188. , А.В. Экологическое воспитание учащихся, текст. Сахно А. В. М.: Просвещение, 1988.-178 с.
  189. Сент-Илер, К. К. Опыт изучения развития фауны впервые заливаемых прудов в условиях Воронежской области: Труды. ВОНИИ пруд, и рыб. хоз. текст. Сент-Илер К. Воронеж, 1935. — Т.1 — С. 3−29 .
  190. , И.М. Психология поведения: Избранные психологичесчкие труды, текст. Сеченов И. М. -М.: Ин-т практ. психол., Воронеж: МОДЭК, 1995 318 с.
  191. , А.П. Психологические основы отношений школьников к природе, текст. Сидельковская А. П. -М.: Моск. пед. ин-т им. В. И. Ленина, 1987. 88 с.
  192. , В.А. Проблема свободы в гуманистической педагогике: Тезисы докладов УП Международной конференции по педагогике ненасилия // Воспитание свободной, независимой, ответственной личности, текст. Ситаров В.А.-СПб., 1994.-4.1, -С.140.
  193. , М.Н. Проблемы современной дидактики, текст. Скаткин М. Н. -М.: Педагогика, 1980. 95 с.
  194. Словарь иностранных слов, текст. М., 1989 — 624 с.
  195. Словарь русского языка в 4 т. текст. М., 1984 — Т.4. — 794 с.
  196. , А .Я. Самовоспитание как интегральный критерий эффективного воспитания старшеклассников: Дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01. текст. Совиньски А. Я. М., 2004. — 306 с.
  197. , С.К. Взаимодействие общества и природы, текст. Соломина С. К. -М.: Наука, 1989. 133 с.
  198. , Н.Ф. Педагогические условия социальной адаптации выпускников начальной профессиональной школы к рынку труда (на материалах Амурской области): Дис. канд. пед. наук, текст. Сопова Н. Ф. Томск, 2004. — 192 с.
  199. , Ю.С. Развитие технического творчества школьников: опыт и перспективы, текст. Столяров Ю. С. -М.: Просвещение, 1983. 176 с.
  200. Сударенков, В. В О разработке национальной доктрины образования Российской Федерации / Стандартизация и метрология, текст. Сударенков В. В., Грачев В. А., Будров Е. В. 1998. — № 1. — С. 4−7.
  201. , И.Т. О методах формирования ответственного отношения школьников к природе // Биология в школе, текст. Суравегина И. Т. 1988. — № З.-С. 32−39.
  202. , И.Т. Экология и мир: Методическое пособие для учителя, текст. Суравегина И. Т., Сенкевич В. М М.: Новая школа, 1994. — 128 с.
  203. , Т.А. Формирование профессионально значимых умений при обучении физике студентов-экологов учреждений среднего профессионального образования: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 текст. Твердохлебова Т. А. -Астрахань, 2004. 226 с.
  204. Текеева, А Р. Экологическое образование и воспитание старшеклассников: На материале Карачаево-Черкесской республики: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 текст. Текеева, А Р. Карачаевск, 2004. — 234 с.
  205. , О. «Третья волна», США: экономика, политика, идеология, текст. Тоффлер 0.1982, N7−11-
  206. Труды 2-й Всесоюзной конференции по профтехобразованию на транспорте.текст. -М.: 1925, вып. 1.
  207. , Ю.С. Роль политехнических межпредметных связей в совершенствовании профессиональной подготовки учащихся средних ПТУ. текст. Тюнников Ю. С. Бийск, 1986. — 56 с.
  208. , А.К. Духовная жизнь общества, текст. Уледов А. К. М.: Просвещение, 1986. -271 с.
  209. , А.А. Избранные труды / Сост и коммент. Э.Ш. Айрапетьянца- Под ред. Е. М. Крепса текст. Ухтомский А. А. Л.: «Наука», 1978 — 358 с.
  210. , К.Д. О нравственном элементе в воспитании, текст. Ушинский К. Д. М.: Просвещение, 1978. — 253 с.
  211. , К.Д. Человек как предмет воспитания: Собр. соч. текст. Ушинский К. Д. М.: Педагогика, 1988. — Т. 1. — 414 с.
  212. , К.Д. О первоначальном преподавании русского языка: Собр. соч. текст. Ушинский К. Д. М.: Педагогика, 1990. — Т. 5. — 526 с.
  213. , К. Д. Предисловие к изд. 1 «Детского мира»: Собр. соч. текст. Ушинский К. Д. М.: Педагогика, 1990. — Т. 5. — 526 с.
  214. , Б.А. Профконсультационная работа со старшеклассниками, текст. Федоришин Б. А. М.: Просвещение, 1987. — 119 с.
  215. , С.В. Управление качеством профобразования. / Профессиональное образование, текст. Фильпьев С. В. 2003 — № 4. С. 15−16.
  216. , И.Ф. Педагогика, текст. Харламов И. Ф. М., 2000. — 519с.
  217. , Г. Тревога в 2000 году: Бомбы замедл. действия на нашей планете: пер. с нем. [текст] Хефлинг Г. М.: Мысль, 1990. — 270, С. 20.
  218. Хотунцев, Ю. Л Экология и экологическая безопасность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений, текст. Хотунцев Ю. Л М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.
  219. , Е.А. Возможные направления модернизации стандартов НПО / Профессиональное образование, текст. Царьков Е. А. 2003. — № 5. С. 7−8.
  220. , Н.М. Экология: учебное пособие для студентов биол. спец. пед. ин-тов. 2-е изд., перераб. текст. Чернова Н. М., Былова A.M. — М.: Просвещение, 1988.- 272 с.
  221. , Л.Н. Охрана природы и учебное кино // Природоохранительноевоспитание и образование, текст. Чернявский JI.H. -М., 1983. С. 85−88.
  222. , О.Д. Подготовка учителей к реализации мировоззренческой функции школьного предмета, текст. Шебалин О. Д. М.: МГПИ, 1985. — С. 51.
  223. , Я.Х. Природно-учебные тропы как одна из форм экологического образования // Проблемы экологического образования и воспитания в средней школе, текст. Эйларт Я. Х., Денкс В. Ю. Таллинн, 1980. Ч. 2. — С. 17−18.
  224. , Б.М. Место экологического воспитания в мероприятиях по охране окружающей среды // Природоохранное воспитание и образование, текст. Эккель Б. М. -М., 1983. С. 32−38.
  225. , К.А. Формирование когнитивных элементов экологической культуры личности в процессе обучения физике. Автореф. Дис. .канд. пед. наук, текст. Юрьев К. А. Томск, 2002. — 19 с.
  226. Abeywickrama В.A. Pre-industrial man in the tropical environment, Pastoralism, UICN, 9e Reunion techn. IUCN, «Publ. U.S.», 1964. № 4. — P. 50−59.
  227. Brown A. W. A. Ecological consequences of the development of resistance, Rapport 8e Reunion technique, UICN, Varsovie-Cracovie, 1960. R.T. 8/II/3, 4 p.
  228. Clark C. Agricultural Productivity in relation to population, см. «Man and his future», London, 1963. P. 23−35.
  229. Darby H. C. The clearning of the woodland in Europe, см. «Man's role in changing the face of the earth», Chicago, 1956. P. 183−216.
  230. Dasmann R. F. Environmental Conservation, New York, 959. P. 45−78.
  231. Geier P. W., Clark L. R. An ecological approach to pest control, UICN Rapport, 8e Reunion technique, Varsovie-Cracovie, 1960. R. T. 8/II/7, — 6p.
  232. Graham M. Harvest of the Seas, «Man's Role in Changing the face of the Earth», Chicago, 1956.-P. 487−503.
  233. Hawkes A. L. A review of the nature and extent of damage caused by oil pollution at sea, «Trans. 26th N. Amer. Wildlife and Nat. Res. Conf.». 1961. P. 343−355.
  234. Heichelheim F. M. Effects of classical Antiquity on the land, см. «Man's role in changing the face of the earth». Chicago, 1956. P. 165−182.
  235. Heim R. Destruction et protection de la nature. Paris, 1956. P. 67−96.
  236. Hyams E. Soil and civilization, Londres, New York. 1961. -1 se T.2, P. 245−256.
  237. Kuenen D. J. The ecological effects of chemical and biological control of indesirable plants and insects. General introduction. UICN, Rapport, 8e Reunion technique, Varsovie-Cracovie, 1960. R.T., 8/II/R.G., — 6 p.
  238. D. 0. Some economic aspects of National Parks and reserves in relation to tourism, UICN Rapports 1st World Conf. Nat. Parks (Seattle, 1962).
  239. Murphy R. C. The impact of man upon Nature in New Zealand, «Proc. Amer. Philos. Soc.», 1951,-P. 569−582.
Заполнить форму текущей работой