Формирование экологической культуры учащихся профессионального училища
Диссертация
Методологическую основу исследования составляют идеи гуманизации и демократизации образования (Ш. А. Амонашвили, В. А. Ситаров) — научные концепции профессиональной подготовки кадров (С. Я. Ба-тышев, М. Н. Берулава) — научные концепции экологического воспитания и образования (С. Д. Дерябо, И. Д. Зверев, Б. П. Невзоров, И. Т. Суравегина) — принципы личностного (М. Н. Скаткин, В. А. Сластенин… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Экологическая культура и основы экологического образования учащихся профессионального училища
- 1. 1. Развитие и теоретические основы проблемы формирования экологической культуры учащихся профессионального училища
- 1. 2. Теоретические подходы к организации экологического образования учащихся профессиональных училищ
- 1. 3. Характеристика содержания и тенденции развития экологического образования учащихся профессионального училища
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Педагогические условия формирования экологической культуры учащихся в профессиональном училище
- 2. 1. Особенности включения учащихся профессионального училища в процесс формирования экологической культуры
- 2. 2. Содержание программ интегрированного предмета «Биология с основами экологии и ОБЖ» и спецкурса «Экологическое краеведение»
- 2. 3. Реализация программ интегрированного предмета «Биология с основами экологии и ОБЖ» и спецкурса «Экологическое краеведение» и их результативность
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Абаскалова, Н.П. Системный подход в формировании здорового образа субъектов образовательного процесса «школа — вуз»: Дис. д-ра пед. наук, текст. Абаскалова Н. П. — Новосибирск, 2001. — 367 с.
- Абрамова, Т.Е. Формирование экологической культуры подростков в условиях взаимодействия особо охраняемых природных территорий и образовательных учреждений региона, текст. Абрамова Т. Е. М.: Совершенство, 2002. — 264 с.
- Акимов, М.К. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход, текст. Акимов М. К., Козлова В. Т. М.: Просвещение, 1992. — 346 с.
- Алексеев, С. В. Дифференциация в обучении предметам естественнонаучного цикла, текст. Алексеев С. В. Л.: ЛГИУУ, 1991. — 100 с.
- Алексеев, С. В. Программа спецкурса «Глобальные проблемы современности» // Новые аспекты экологического образования в школах Ленинграда, текст. Алексеев С. В. Л: НИИ НОВ АПН СССР, 1991. -С. 4−14.
- Алексеев, С. В. Проблема комплексного изучения феномена Человека // Современные подходы к содержанию и организации непрерывного экологического образования (экология человека), текст. Алексеев С. В. СПб.: ИОВ РАО, 1993. — С. 5.
- Амонашвили, Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса, текст. Амонашвили Ш. А. Минск: Университетское, 1990 -560 с.
- Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания. текст. Ананьев Б. Г. -СПб.: Питер, 2001. -260 с.
- Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания. 3-е изд. текст. Ананьев Б. Г. -СПб.: Питер, 2002, — 282 с.
- Ю.Ананьев, В. А. Проблемы экологического образования и воспитания: органнизационно-методические основы реализации программы охраны окружающей среды города Томска, текст. Ананьев В. А., Байковская В. В., Бордунов В. В. Томск, 1991. — 284 с.
- П.Ананьев, В.А. ОБЖ с элементами экологии и гигиены: Пособие для учителей, текст. Ананьев В. А. Томск: Издательство Томского университета, 1997. — 200 с.
- Антонов, Н.С. Интегративная функция обучения. Современное проблемы методики преподавания математики, текст. Антонов Н. С. М.: Просвещение, 1985.-303 с.
- Арский, Ю.М. с соавт. В кн. «Экологические проблемы- что происходит, кто виноват и что делать?»: Учебное пособие, текст. Арский Ю. М., Данилов-Данильян В. И. Залиханов К. Я М., МНЭПУ, 1997. — 519 с.
- Астафуров, А.В. Экологическую подготовку студентам всех вузов // Вестн. высшей школы, текст. Астафуров А. В., Иоганзен Б. Г. — 1981. — № 10. — С.13 -15.
- Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса (метод, основы), текст. Бабанский Ю. К. М.: Просвещение, 1982 — 192 с.
- Бабенышева, Л.Ф. Пути и методы экологического образования школьников // Актуальные вопросы экологии и охраны природы Ставропольского края, текст. Бабенышева Л. Ф. Ставрополь, 1991. — С. 18−19.
- Баженова, Н.А. Подготовка будущего учителя к формированию здорового образа жизни школьников (на примере фак. физ. культуры): Дис. канд. пед наук, текст. Баженова Н. А Барнаул, 2000. — 215 с.
- Байкалова, Л.В. Подготовка учителя физ. культуры к формированию здорового образа жизни школьников средствами подвижных и спортивных игр: Дис. канд. пед. наук, текст. Байкалова Л. В. Барнаул, 2004. — 191 с.
- Батышев, С.Я. Как проводить исследования на новых началах? // Педагогика, текст. Батышев С. Я. 1999. — № 8. — С. 105−107.
- Белинский, В.Г. О воспитании детей вообще и о детской книге / В кн.: Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. текст. Белинский В.Г.
- М.: «Педагогика», 1987. 558 с.
- Беляев, B.C. Экологическое воспитание студентов физкультурных учебных заведений, текст. Беляев B.C. М.: Просвещение, 1990. — 96 с.
- Беляев, B.C. Здоровье, экология, спорт, текст. Беляев B.C. М.: Советский спорт, 1995. — 108 с.
- Беликова, Т.П. Управление воспитательным пространством среднего специального учебного заведения: Дис. канд. социологических наук, текст. Беликова Т. П. Усть-Каменогорск, 2001. — 165 с.
- Берулава, М.Н. Теоретические основы интеграции образования, текст. Берулава М. Н. -М.: Совершенство, 1998. 173 с.
- Беспалько, В.П. Основы теории педагогических систем, текст. Беспалько В. П. -Воронеж, 1977.-304 с.
- Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения, текст. Беспалько В. П. М.: Институт ПО Министерства образования России, 1995. -300 с.
- Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров: Учебно-методическое пособие, текст. Беспалько В. П. Воронеж, 2002. — 340 с.
- Бим-Бад, Б. М. Педагогическая антропология: Учебное пособие, текст. Бим-Бад Б.М. М.: Изд. УРАО 1998. — 576 с.
- Блонский, П.П. Избранные психологические произведения, текст. Блонский П. П. М.: Просвещение, 1964. — 225 с.
- Бондаренко, В.Д. Культура общения с природой, текст. Бондаренко В. Д. М.: Агропромиздат, 1987. — 174 с.
- Борисенков, В.П. Философия образования // текст. Борисенков В. П., Краевский В. В., Кутьев В. О., Турбовский Я. С. Педагогика, 1995, — № 4. — С. 3.
- Букин, А.П. В дружбе с людьми и природой: книга для учителя, текст. Букин А. П. -М.: Просвещение, 1991. 159 с.
- Бурлакова, Е.Б. Сверхмалые дозы большая загадка природы // Экология и жизнь, текст. Бурлакова Е. Б — 2000. № 2. — С. 38.
- Введенский, А.И. Полное собрание произведений: В 2 т. текст. Введенский А. И. М.: Лит-худож. агентство «Гилея». — Т.1: Произведения 1926 -1937. — 1993. -285 с.
- Вернадский, В.И. Биосфера, текст. Вернадский В. И. М.: Мысль, 1967. — 376 с.
- Выготский, JI.C. Педагогическая психология, текст. Выготский JI.C. М.: Педагогика, 1991.- 480 с.
- Гаазов, B.JI. Через общение с природой к экологической культуре // Экология. Образование. Культура, текст. Гаазов B.JI. — 2002 — № 5. — С. 7−8.
- Газман, О.С. Базовая культура и самоопределение личности. Базовая культура личности: теоретические и методологические проблемы: Сб.науч. тр. / Под ред. О. С. Газманова текст. М.: Изд. АПН СССР, 1989. — 150 с.
- Галкин, Ю.П. Учащийся молодежи экологическую культуру // Народное образование, текст. Галкин Ю. П. — 1988-№ 11.-С. 64−66.
- Гамбург, Д. Экология: восхождение к разуму //Химия в школе, текст. Гамбург Д. 1993. -№ 3. — С. 5−9.
- Гегель, Г. В. Сочинения, текст. Гегель Г. В. М.: Госполитиздат, 1956. — 371 с.
- Генецинский, В.И. Основы теоретической педагогики, текст. Генецинский В. И -М.: СпбГУ, 1992.-234 с.
- Герд, А. Я. Об естественно-исторических экскурсиях // Учитель, текст. Герд А. Я.- 1866.-№ 7.-С. 21−34.
- Герд, А.Я. Путешествие по лесу и степи, прогулка с молодыми приятелями и приятельницами, текст. Герд А. Я., Вагнер Г. М.: СПб., 1868. — 86 с.
- Герцен, А.И. Публичные чтения г-на профессора Рулье / В кн.: Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. текст. Герцен А. И. М.: «Педагогика», 1987. — 363 с.
- Гирусов, Э. Опасность «дыр» в экологическом воспитании // Народное образование, текст. Гирусов Э. 1989. № 4. — С. 120−127.
- Гладков, Н.А. Охрана природы: Учеб. пособие для студентов биол. спец. пед. ин-тов. текст. Гладков Н. А. М.: Просвещение, 1975. — 299 с.
- Голубев, И. Р. Окружающая среда и ее охрана: Кн. для учителя, текст. Голубев И. Р., Новиков Ю. В -М.: Просвещение, 1985. 191 с.
- Голубчиков, С.В. Что нас ждет в будущем? // Энергия. Экономика. Техника. Экология, текст. Голубчиков С. В. -1991.- № 2. С. 4213.
- Горшков, В.Г. Современные изменения окружающей среды и возможности их предотвращения // Докл. РАН, текст. Горшков В. Г. 1993. — № 6. — С. 802
- Горшков, В.Г. Физиологические и биологические основы устойчивости жизни, текст. Горшков В. Г. М.: ВИНИТИ, 1995. — 70 с.
- Грачев, Г. Д. Книга удивлений, или Естествознание глазами гуманитария, или Образы в науке, текст. Грачев Г. Д. М.: Просвещение, 1991. — 234 с.
- Григорьев, A.JI. Уроки экологических просчетов. // География в школе, текст. Григорьев А. Л. 1993. № 3. — С. 12−17.
- Давидович, В.Е. Сущность культуры, текст. Давидович В. Е., Жданов Ю. А. -Ростов н/Д., Изд. «Феникс», 1979. 145 с.
- Дерябо, С.Д. Экологическая психология и педагогика, текст. Дерябо С. Д., Левин В. А. Ростов-н/Д: Изд. «Феникс», 1996. — 480 с.
- Дежкин, В.В. Беседы об экологии 2-е изд. текст. Дежкин В. В. — М.: Мол. гвардия, 1979. — 190 с.
- Диалектика деятельности и культура / Отв. ред В. Г. Табачковский, Ященко А. И. текст. Киев: Наук, думка, 1983. — 296 с.
- Добролюбов, Н.А. О значении авторитета в воспитании. / В кн.: Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. текст. Добролюбов Н. А. М.: «Педагогика», 1987. — 346 с.
- Дюванью, П. Биосфера и место в ней человека, текст. Дюванью П., Танг М. -Киев: Наук, думка, 1990. 162 с.
- Захлебный, А.Н. Общее и экологическое образование: единство целей и принципов // Сов педагогика, текст. Захлебный А. Н. 1984. — № 9 — С.16−21.
- Захлебный, А.Н. Книга для чтения по охране природы: Для учащихся 9−10 кл. ср. шк. текст. Захлебный А. Н. М.: Просвещение, 1986. — 175 с. 70.3ахлебный, А. Н. На экологической тропе (опыт воспитания), текст. Захлебный А. Н. -М.: Знание, 1986. 80 с.
- Зверев, И.Д. Экология в школьном обучении. Новый аспект образования, текст. -М.: Знание, 1980.-96 с. 74.3верев, И. Д. Экологическое образование школьников, текст. Зверев И. Д., Суравегина. И.Т. М.: Педагогика, 1983. — 105 с.
- Зверев, И. Д. Отношение школьников к природе, текст. Зверев И. Д., Суравегина И. Т. М.: Педагогика, 1988. — 129 с.
- Зверев, И.Д. Экологическое и эстетическое воспитание школьников, текст. Зверев И. Д., Печко Л. П. М.: Педагогика, 1984. — 135 с.
- Зверев, И.Д. Охрана природы и экологическое воспитание школьников. // Воспит. школьников, текст. Зверев И. Д. 1985. — N6. — С. 30 -36.
- Зверев, И.Д. Экогласность и образование. // Советская педагогика, текст. Зверев И. Д. 1991,-№ 1. -С.11.
- Зимняя, И.А. Педагогическая психология, текст. Зимняя И. А. М.: Логос, 2002. -382 с. 80.3лобин, Н. С. Культура и общественный прогресс, текст. Злобин Н. С. М.: Наука, 1980. — 303 с.
- Иванов, П.В. Педагогические основы школьного краеведения, текст. Иванов П. В. Петрозаводск: Кн. изд-во, 1966. — 182 с.
- Иванов, П.В. Экологическое краеведение в системе среднего образования // Взаимодействие школы, семьи и пединститута в экологическом воспитании учащихся, текст. Иванов П. В. Ставрополь, 1987. — С. 82−86.
- Иголкин, Н.И. Вопросы охраны природы в туристском походе // Средняя школа и охрана природы, текст. Иголкин Н. И. -Томск, 1971. С. 147−154.
- Ильенков, Э.В. Проблема идеального // Вопросы философии, текст. Ильенков Э. В. 1979. — № 6. — С. 7 -9.
- Иоганзен, Б.Г. Средняя школа и охрана природы. В помощь учителю, текст. Иоганзен Б. Г. Томск: Изд-во Томского ун-та., 1971. — 222 с.
- Иоганзен, Б.Г. Основные принципы и формы природоохранительного просвещения // О преподавании основ охраны природы в педагогических вузах, текст. Иоганзен Б. Г. М., 1972. — вып. 1. — С. 15−36.
- Иоганзен Б.Г. Экологическое образование и воспитание: содержание, проблемы, методы // «Образование по вопросам окружающей среды»: Мат. Всесоюз. научн. конф. Кн. 2. текст. Иваново, 1985. С. 71−76.
- Иоганзен, Б.Г. Вопросы экологии: Методические рекомендации, текст. Иоганзен Б. Г., Логачев Е. Д. Кемерово: Изд-во мед. Ин-та. 1985. — 38 с.
- Иоганзен, Б.Г. Проблемы непрерывного экологического образования и воспитания: Методические рекомендации лекторам, преподавателям и воспитателям, текст. Иоганзен Б. Г., Логачев Е. Д. Кемерово, 1989. — 90 с.
- Ионин, Л.Г. Социология культуры. / В кн. Розин В. М. Культурология, текст. Ионин Л. Г. М.: ИНФАРА-М, Форум, 2001. — 344с.
- Ионисян, А.В. Экологическое воспитание на уроках математики в начальной школе.// Экология Образование Культура текст. Ионисян А. В., Сотникова Н. Н. 2000 .- № 1. — С. 29−33.
- Ирхин, В.Н. Теория и практика отечественной школы здоровья: Монография.текст. Ирхин В. Н. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002. — 279 с.
- Йовайша, JI.A. Проблемы профессиональной ориентации школьников, текст. Йовайша JI.A. М.: Педагогика, 1983. — 129 с.
- Кавтарадзе, Д. Н Некоторые вопросы пропаганды охраны природы // Экономические и демографические вопросы совершенствования природопользования, текст. Кавтарадзе Д. Н., Баранов B.C., Кубакин А. А., Забелин Н. С. М., 1976. — С. 93−99.
- Кавтарадзе, Д.Н. Подготовка и проведение имитационной игры // Активные методы обучения в природоохранительном образовании, текст. Кавтарадзе Д. Н -М, 1982.-С. 29−40.
- Кавтарадзе, Д.Н. Природа: от охраны к заботе. // Знание — сила, текст. Кавтарадзе Д. Н 1990. — № 3. — С. 12.
- Казанский, О.В. Формирование художественных потребностей старшеклассников: Автореф.дис.. канд. пед. наук, текст. Казанский О. В. -Новосибирск: Изд-во НГУ, 1975. 16 с.
- Казначеев, В.П., Научно-технический прогресс, экология экологическое образование // Проблемы природоохранного образования и воспитания, текст. Казначеев В. П., Яншин А. Я. М&bdquo- 1982. — С. 7−21.
- Казначеев, В.П. Очерки теории и практики экологии человека, текст. Казначеев В. П., М.: Наука, 1983. — 261 с.
- Кайгородов, Д.Н. Наши птицы. Серия: Жизнь животных, текст. Кайгородов Д. Н. М.: Изд-во: ACT, 2001. — 332 с.
- Каленникова, Т.Г. Природа и ты: вопросы и задания по экологии, текст. Каленникова Т. Г. Минск: Народная асвета, 1989. — 127 с.
- Касаткина, Н.Э. Теория и практика профессионального самоопределения личности в условиях непрерывного образования: Автореф.дис.. докт. пед. наук, текст. Касаткина Н. Э. -М., 1995.-38 с.
- Климов, Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы / К психологическим основам научной организации труда, учения, спорта, текст. Климов Е. А. Казань: Изд-во Казанского Ун-та, 1969. -278 с.
- Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения, текст. Климов Е. А. М.: Академия, 2004. — 301 с.
- Климов, Е.А. Основы психологии: Учебник для студентов вузов непсихологических специальностей, текст. Климов Е. А. М.: Культура и спорт ЮНИТИ, 1997. -296 с.
- Ковалева, Л.Ю. Педагогические условия личностного и профессионального самоопределения старшеклассников в процессе планирования карьеры: Автореф. дис.. канд. пед. наук, текст. Ковалева Л. Ю. Томск: ТГПУ, 2000. — 18с.
- Козырев, А.И. Эхо. Экология, хозяйство, окружающая среда. Вып.1 текст. Козырев А. И., Костин A.M. М.: Прогресс, 1990. — 360 с.
- Козырева, О.А. Условия развития профессиональной компетентности педагога в процессе повышения квалификации: Дис. канд. пед. наук, текст. Козырева О. А, — Томск, 2004.-216 с.
- Коменский, Я.А. Избр. пед соч. текст. Коменский Я. А. М.: Учпедгиз, 1955. -651 с.
- Кононенко, Б. И. Культурология (альбом схем и таблиц). Учебное пособие, текст. Кононенко Б. И, Болдырева М. Г. М.: Изд-во «Щит-М», 1999. — 186 с.
- Коптюг, В.А. Устойчивое развитие цивилизации и место в ней России: проблемы формирования национальной стратегии, текст. Коптюг В. А., Матросов В. М., Левашов В. К., Демянко Ю. Г. Новосибирск: Наука, 1996. — 276 с.
- Корчагина, М.Г. Воспитание экологической культуры школьников. // Экология Образование Культура, текст. Корчагина М. Г. 2002. № 5 — С. 3941.
- Кочергин, А. Н Экологическое знание и сознание. Особенности формирования, текст. Кочергин А. Н., Марков Ю. Г., Васильев Н. Г. Новосибирск: Наука, 1987. — 222 с.
- Кребер, А., Культура. Критический обзор концепций и дефиниций. / В кн. Оганесян А. А. Культурология, текст. Кребер А., Клакхон К М.: Изд-во ПРИОР, 2000. — 160с.
- Крутецкий, В.А. Психология: Учеб. Для учащихся пед. уч-щ. 2-е изд., перераб. и доп. текст. Крутецкий В. А. — М.: Просвещение, 1986. — 336 с.
- Крылова, Н.В. Ребенок в пространстве культуры, текст. Крылова Н. В. -М.:Просвещение, 1994. -94 с.
- Крылова, Н.В. Философско-педагогические аспекты культуры воспитания. Базовая культура личности: теоретические и методологические проблемы: Сб. науч.тр. / Под ред. Газмана О. С. текст. Крылова Н. В. М., Изд. АПН СССР, 1989. — 150 с.
- Кубанцев, Б.С. Основы экологии, текст. Кубанцев Б. С. Волгоград: Изд-во пед. ин-та, 1973. — 239 с.
- Кудряшов, С.П. Эстетическое воспитание будущих молодых рабочих, текст. Кудряшов С. П., Левашова Т. Н. М.: Высшая школа, 1972. — 154 с.
- Кукушин, B.C. Теория и методика воспитательной работы, текст. Кукушин B.C. Ростов н/Д, 2002. — 320 с.
- Кулешов, В.Р. Психолого-педагогическое обеспечение личностного роста обучающихся профессионально-технического лицея: Дис. канд. пед. наук, текст. Кулешов В. Р. Томск, 2002. — 215 с.
- Культурология, под ред. д.ф.н. Г. В. Драча, текст. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. -604 с.
- Кучер, Т.В. Экологическое образование учащихся в изучении географии: Пособие для учителя, текст. Кучер Т. В. -М.: Просвещение, 1991. 127с.
- Лаптев, В.П. Теоретические основы охраны природы, текст. Лаптев В. П. -Томск: Изд-во ун-та, 1975. 278 с.
- Латышина, Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (X -начало XX века): Учебное пособие, текст. Латышина Д. И. М.: Издательский Дом «Форум», 1998. — 584 с.
- Лаудис, В.Я. Инновационное обучение и наука, текст. Лаудис В. Я. М.: Просвещение, 1992. — 154 с.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность, текст. Леонтьев А. Н. М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
- Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики, текст. Леонтьев А. Н. М.: Изд-во МГУ, 1981. -584 с.
- Лигой, М. А. Экологическая подготовка студентов педагогических институтов в процессе обучения физике: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. 13. 00. 02. текст. Лигой М. А. — Целиноград, 1989. — 17 с.
- Лисовский, В.Т. Молодежь: любовь, брак, семья: Социологическое исследование текст. Лисовский В. Т. СПб.: Наука, 2003. — 365 с.
- Лилковская, B.C. Личность, экология, духовность. Тезисы научи.-практ. конференции «Энергоинф. проц. в природе и обществе», текст. Лилковская B.C. -Краснодар, 1990.-32 с.
- Липицкий, B.C. Человек, природа, воспитание, текст. Липицкий B.C. М.: Изд-во МГУ, 1977.-56 с.
- Лиферов, А.П. Интеграционный потенциал образовательных систем крупнейших регионов мира (типология, сравнительный анализ), текст. Лиферов А.П.-Рязань, 1997.- 137 с.
- Лиферов, А.П. Интеграция мирового образования реальность третьего тысячелетия, текст. Лиферов А. П. — М.: МГПИ, 1997. — 50 с.
- Лихачев, Д.С. Русская культура, текст. Лихачев Д. С. М.: Искусство. -2000. — 438 с.
- Майор, Ф. Обращение к Глобальному форуму по защите окружающей среды и развитию, текст. Майор Ф. М.: Просвещение, 1990. — 65 с.
- Макаренко, А.С. Собрание сочинений: В 7 т. текст. Макаренко А. С. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957−1958.
- Макевнин, С.Г. Опыт экологического образования: Методические указания для преподавателей сельскохозяйственных вузов, текст. Макевнин С. Г., Вакулин А. А. Волгоград. 1979. — 60 с.
- Максимова, В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы, текст. Максимова В. Н. -М.: «Просвещение», 1987. 157 с.
- Мамардашвили, М.К. Как я понимаю философию. 2-е изд., измененное и дополненное, текст. Мамардашвили М. К. М.: «Прогресс-Культура», 1992. -415 с.
- Межуев, В.М. Культура и история, текст. Межуев В. М. М.: Политиздат, 1977.- 199 с.
- Маркаряи, Э.С. Теория культуры и современная наука: (Логико-методологический анализ) текст. Маркарян Э. С. М.: Мысль, 1983. — 284 с.
- Материалы по реформе профессиональной школы, текст. Л., 1924. — 145 с.
- Махмутов, М.И. Взаимосвязь общего и профессионального образования. // текст. Махмутов М. И. Сов. Педагогика. 1986. — № 6. — С. 34.
- Медведев, В.И. Экологическое сознание: учебное пособие, текст. Медведев В. И., Алдашева А. А. -М.: Логос, 2001. 384с.
- Мелехова, О.П. Проблемы экологического образования и воспитания // Высшее образование в России, текст. Мелехова О. П. 1994. № 4. — С. 40 — 43.
- Михеев, А.В. Охрана природы. 3-е изд. текст. Михеев А. В., Галушкин В. М., Гладков Н. А. М.: Просвещение, 1987. — 256 с.
- Мошкин, В.Н. Воспитание культуры безопасности школьников: Монография, текст. Мошкин В. Н. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002. — 317 с.
- Невзоров, Б.П. Педагогические условия реализации экологического образования и воспитания: Монография, / Под общей ред. Касаткиной Н. Э. текст. Невзоров Б. П., Невзоров Т. Б., Абаголь Г. Н. Кемерово: Изд-во ОблИУУ, 1998. — 142 с.
- Некрасов, П. Структура программ в фабзауче. // Жизнь рабочей школы текст. Некрасов П.-1929, № 1.-С. 7−11.
- Нечаев, Н. Основные задачи методработы в школах ФЗУ. // Фронт фабзаучника, текст. Нечаев Н. 1932, № 17 — С. 3.
- Неформальное образование по вопросам окружающей среды // Контакт, бюлл. ЮНЕСКО-ЮНЕП по образованию в области окружающей среды, текст. 1982. Т. 7, № 2, — С. 1−8.
- Новиков, Ю.В. Природа и человек, текст. Новиков Ю. В. М.: Просвещение, 1991.-223 с.
- Новый иллюстрированный энциклопедический словарь, текст. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998 — 912 с.
- Образование в области окружающей среды (материалы 1 Всесо-юз. конф. по охране окружающей среды), текст. Минск, 1979 г. — М.: ВИНИТИ, 1980. — 298
- Оганесян, А.А. Культурология, текст. Оганесян А. А. М.: Изд-во ПРИОР, 2002. — 160 с.
- Одум, Ю. Экология, текст. Одум Ю. В 2 т. — М.: Мир, 1986. — 326 с.
- Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская А.Н.- 2-е изд., испр. И доп. текст. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. — М.: АЗЪ, 1994. — 928 с.
- Ожегов, Ю.П. Экологический импульс, текст. Ожегов Ю. П., Никонорова Е.В.-М.: Просвещение, 1991. 297 с.
- Орлов, А.А. Современный учитель: социальный престиж и профессиональный статус // Педагогика, текст. Орлов А. А. 1999. — № 7. — С. 60−68.
- Осипов, Г. Н. Экологическое воспитание. Правовые аспекты экологического просвещения // Человек и природа, текст. Осипов Г. Н. 1982.- № 6 С. 3−13.
- Отношения личности и вопросы воспитания: Учебник /Отв. ред. Миттов Н. К. текст. -Тамбов, 1973. 153 с.
- Павлютенков, Е. М Формирование мотивов выбора профессии текст. Павлютенков Е. М-Киев: Рад. школа, 1980. 143 с.
- Павлов, И.П. Физиология высшей нервной деятельности условные рефлексы: Избранные произведения, текст. Павлов И. П. — М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1949. — 639 с.
- Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. текст. М.: Педагогическое об-во России, 2002. — 604 с.
- Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С. А. Смирнова, текст. М.: Академия, 2001. — 509 с.
- Педагогическая энциклопедия./ Под ред.: И. А. Каиров, Н. Ф. Петров и др. т.4, текст. М., «Советская энциклопедия». 1968. — 589 с.
- Песталоции, И.Г. Избранные педагогические произведения. / Под ред. М. Д. Шабаевой, текст. Песталоции И. Г. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961.Т.1. -720 с.
- Петровский, А.В. Психология развивающейся личности, текст. Петровский А. В М.: Педагогика, 1987. — 189 с.
- Платонов, К.К. Психология. Учебник для индустриально-пед. техникумов, текст. Платонов К. К., Голубев Г. Г. М., «Высшая школа», 1973. — 256 с.
- Подласый, П.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов, текст. Подласый И. П. М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2000. — 573 с.
- Подосенова, Е.В. Технические средства защиты окружающей среды, текст. Подосенова Е. В. М.: Машиностроение, 1988. — 144 с.
- Пальянов, М.П. Всестороннее развитие личности школьника, текст. Пальянов М. П. Томск: ТГУ, 1985. — 111 с.
- Полещук, П.В. Методика развития экологического мировоззрения у школьников: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 текст. Полещук П. В. Омск, 2004.- 189 с.
- Поляков, В.А. Направления комплексных исследований проблемы подготовки учащейся молодежи в условиях перехода к рыночным отношениям в экономике // Учащаяся молодежь и рынок текст. Поляков В. А. М., 1994. — С. 17 -24.
- Приставка, Т.А. Формирование профессиональной мотивации учебной деятельности студентов: На материале колледжа культуры и искусств: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 текст. Приставка Т. А. Белгород, 2004. — 234 с.
- Проблемы образования в области окружающей среды (материалы Межправительственной конф. по охране окружающей среды, Тбилиси, 1977 г), текст. -М.: ВИНИТИ, 1979. -280с.
- Проблемы философии культуры / Отв. ред. В. Ж. Келле текст. М.: Мысль, 1984.-325 с.
- Прохоров, Б.Б. Экология человека текст. Прохоров Б. Б. М.: Академия, 2003. -317 с.
- Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение, текст. Пряжников Н. С М.: Воронеж, 1996. — 253 с.
- Пряжников, Н.С. Игровой метод в профориентации. Методические рекомендации / Под ред. Е. А. Климова, текст. Пряжников Н. С. Пермь: Пермский гос. педаг. ин-т, 1999. -70с.
- Радкевич, В.А. Экология: Ученик, 2-е изд. текст. Радкевич В. А. Минск: Высшая школа, 1983. — 320 с.
- Рамад, Ф. Вопросы прикладной экологии. Воздействие человека на биосферу.текст. Рамад Ф. JL: Гидрометеоиздат, 1981. — 544 с.
- Рассыпнов, В.А. Методика и практика экологического образования учащихся Алтайского края: Сборник научно-методических материалов, текст. Рассыпнов В. А. Барнаул: КЭЦУ, 1998. — 71 с.
- Рассыпнов, В.А. Природа Алтая: Экологический очерк, текст. Рассыпнов В. А. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002. — 158 с.
- Рассыпнов, В.А. Методика экологического образования учащихся: Учебное пособие / Научный редактор проф. — В. М. Пакулова. текст. Рассыпнов В. А., Патрушева Л. И. — Барнаул: Изд-во БГПУ, 2000. — 126 с.
- Реан, А.А. Социальная педагогическая психология, текст. Реан А. А., Коломинский Я. Л. СПб.: Питер, 2000. — 432 с.
- Реймерс, Н.Ф. Охрана природы и окружающей человека среды: Слов.- справ, текст. Реймерс Н. Ф. М.: Просвещение, 1992. — 320 с.
- Родзевич, Н.Н. Охрана и преобразование природы. 2-е изд. текст. Родзевич Н. Н., Пашканг К. В. М.: Просвещение, 1986. — 288 с.
- Родова, Л.А. Методические рекомендации по пропаганде вопросов охраны природы в рационального природопользования, текст. Родова Л. А. Алма-Аты: Знание, 1987.-20 с.
- Розин, В. М. Культурология, текст. Розин В. М. М.: ИНФАР-М, Форум, 2001,-344 с.
- Ротанова, О.Н. Личностно-деятельностный подход как основа методики обучения иностранным языкам: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02. текст. Ротанова О. Н. М., 2004. — 194 с.
- Риклефс, Р. Основы общей экологии текст. Риклефс Р. М.: Изд-во. «Мир», 1979. -424 с.
- Римский клуб. Декларация. Миссия // Вопросы философии, текст. 1995, № З.-С. 3−18.
- Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии, текст. Рубинштейн С. Л. -СПб: Питер, 1999. 705 с.
- Рудский, В.Г. Фенологические наблюдения в школе // Научные основы охраны природы и их преподавание в высшей и средней школе, текст. Рудский В. Г. Томск, 1970. — С. 174−175.
- Руссо, Ж.Ж. Педагогические сочинения: В 2-х т. / Под ред. Г. Н. Джилбадзе. текст. Руссо Ж. Ж. М.: Педагогика, 1981. — Т. 1 — 653 с.
- Савитская Т.Н. Ребенок в культуре XX века. // Знание-сила, текст. Савитская Т.Н.- 1995,-№ 4.-С. 34−45.
- Сахаров, А.Д. Мир, прогресс, права человека: Статьи и выступления текст. Сахаров А. Д. Л.: Сов. Писатель, — 1990, — С. 41 — 49.
- Сахно, А.В. Экологическое воспитание учащихся, текст. Сахно А. В. М.: Просвещение, 1988.-178 с.
- Сент-Илер, К. К. Опыт изучения развития фауны впервые заливаемых прудов в условиях Воронежской области: Труды. ВОНИИ пруд, и рыб. хоз. текст. Сент-Илер К. Воронеж, 1935. — Т.1 — С. 3−29 .
- Сеченов, И.М. Психология поведения: Избранные психологичесчкие труды, текст. Сеченов И. М. -М.: Ин-т практ. психол., Воронеж: МОДЭК, 1995 318 с.
- Сидельковская, А.П. Психологические основы отношений школьников к природе, текст. Сидельковская А. П. -М.: Моск. пед. ин-т им. В. И. Ленина, 1987. 88 с.
- Ситаров, В.А. Проблема свободы в гуманистической педагогике: Тезисы докладов УП Международной конференции по педагогике ненасилия // Воспитание свободной, независимой, ответственной личности, текст. Ситаров В.А.-СПб., 1994.-4.1, -С.140.
- Скаткин, М.Н. Проблемы современной дидактики, текст. Скаткин М. Н. -М.: Педагогика, 1980. 95 с.
- Словарь иностранных слов, текст. М., 1989 — 624 с.
- Словарь русского языка в 4 т. текст. М., 1984 — Т.4. — 794 с.
- Совиньски, А .Я. Самовоспитание как интегральный критерий эффективного воспитания старшеклассников: Дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01. текст. Совиньски А. Я. М., 2004. — 306 с.
- Соломина, С.К. Взаимодействие общества и природы, текст. Соломина С. К. -М.: Наука, 1989. 133 с.
- Сопова, Н.Ф. Педагогические условия социальной адаптации выпускников начальной профессиональной школы к рынку труда (на материалах Амурской области): Дис. канд. пед. наук, текст. Сопова Н. Ф. Томск, 2004. — 192 с.
- Столяров, Ю.С. Развитие технического творчества школьников: опыт и перспективы, текст. Столяров Ю. С. -М.: Просвещение, 1983. 176 с.
- Сударенков, В. В О разработке национальной доктрины образования Российской Федерации / Стандартизация и метрология, текст. Сударенков В. В., Грачев В. А., Будров Е. В. 1998. — № 1. — С. 4−7.
- Суравегина, И.Т. О методах формирования ответственного отношения школьников к природе // Биология в школе, текст. Суравегина И. Т. 1988. — № З.-С. 32−39.
- Суравегина, И.Т. Экология и мир: Методическое пособие для учителя, текст. Суравегина И. Т., Сенкевич В. М М.: Новая школа, 1994. — 128 с.
- Твердохлебова, Т.А. Формирование профессионально значимых умений при обучении физике студентов-экологов учреждений среднего профессионального образования: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 текст. Твердохлебова Т. А. -Астрахань, 2004. 226 с.
- Текеева, А Р. Экологическое образование и воспитание старшеклассников: На материале Карачаево-Черкесской республики: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 текст. Текеева, А Р. Карачаевск, 2004. — 234 с.
- Тоффлер, О. «Третья волна», США: экономика, политика, идеология, текст. Тоффлер 0.1982, N7−11-
- Труды 2-й Всесоюзной конференции по профтехобразованию на транспорте.текст. -М.: 1925, вып. 1.
- Тюников, Ю.С. Роль политехнических межпредметных связей в совершенствовании профессиональной подготовки учащихся средних ПТУ. текст. Тюнников Ю. С. Бийск, 1986. — 56 с.
- Уледов, А.К. Духовная жизнь общества, текст. Уледов А. К. М.: Просвещение, 1986. -271 с.
- Ухтомский, А.А. Избранные труды / Сост и коммент. Э.Ш. Айрапетьянца- Под ред. Е. М. Крепса текст. Ухтомский А. А. Л.: «Наука», 1978 — 358 с.
- Ушинский, К.Д. О нравственном элементе в воспитании, текст. Ушинский К. Д. М.: Просвещение, 1978. — 253 с.
- Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания: Собр. соч. текст. Ушинский К. Д. М.: Педагогика, 1988. — Т. 1. — 414 с.
- Ушинский, К.Д. О первоначальном преподавании русского языка: Собр. соч. текст. Ушинский К. Д. М.: Педагогика, 1990. — Т. 5. — 526 с.
- Ушинский, К. Д. Предисловие к изд. 1 «Детского мира»: Собр. соч. текст. Ушинский К. Д. М.: Педагогика, 1990. — Т. 5. — 526 с.
- Федоришин, Б.А. Профконсультационная работа со старшеклассниками, текст. Федоришин Б. А. М.: Просвещение, 1987. — 119 с.
- Фильпьев, С.В. Управление качеством профобразования. / Профессиональное образование, текст. Фильпьев С. В. 2003 — № 4. С. 15−16.
- Харламов, И.Ф. Педагогика, текст. Харламов И. Ф. М., 2000. — 519с.
- Хефлинг, Г. Тревога в 2000 году: Бомбы замедл. действия на нашей планете: пер. с нем. [текст] Хефлинг Г. М.: Мысль, 1990. — 270, С. 20.
- Хотунцев, Ю. Л Экология и экологическая безопасность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений, текст. Хотунцев Ю. Л М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.
- Царьков, Е.А. Возможные направления модернизации стандартов НПО / Профессиональное образование, текст. Царьков Е. А. 2003. — № 5. С. 7−8.
- Чернова, Н.М. Экология: учебное пособие для студентов биол. спец. пед. ин-тов. 2-е изд., перераб. текст. Чернова Н. М., Былова A.M. — М.: Просвещение, 1988.- 272 с.
- Чернявский, Л.Н. Охрана природы и учебное кино // Природоохранительноевоспитание и образование, текст. Чернявский JI.H. -М., 1983. С. 85−88.
- Шебалин, О.Д. Подготовка учителей к реализации мировоззренческой функции школьного предмета, текст. Шебалин О. Д. М.: МГПИ, 1985. — С. 51.
- Эйларт, Я.Х. Природно-учебные тропы как одна из форм экологического образования // Проблемы экологического образования и воспитания в средней школе, текст. Эйларт Я. Х., Денкс В. Ю. Таллинн, 1980. Ч. 2. — С. 17−18.
- Эккель, Б.М. Место экологического воспитания в мероприятиях по охране окружающей среды // Природоохранное воспитание и образование, текст. Эккель Б. М. -М., 1983. С. 32−38.
- Юрьев, К.А. Формирование когнитивных элементов экологической культуры личности в процессе обучения физике. Автореф. Дис. .канд. пед. наук, текст. Юрьев К. А. Томск, 2002. — 19 с.
- Abeywickrama В.A. Pre-industrial man in the tropical environment, Pastoralism, UICN, 9e Reunion techn. IUCN, «Publ. U.S.», 1964. № 4. — P. 50−59.
- Brown A. W. A. Ecological consequences of the development of resistance, Rapport 8e Reunion technique, UICN, Varsovie-Cracovie, 1960. R.T. 8/II/3, 4 p.
- Clark C. Agricultural Productivity in relation to population, см. «Man and his future», London, 1963. P. 23−35.
- Darby H. C. The clearning of the woodland in Europe, см. «Man's role in changing the face of the earth», Chicago, 1956. P. 183−216.
- Dasmann R. F. Environmental Conservation, New York, 959. P. 45−78.
- Geier P. W., Clark L. R. An ecological approach to pest control, UICN Rapport, 8e Reunion technique, Varsovie-Cracovie, 1960. R. T. 8/II/7, — 6p.
- Graham M. Harvest of the Seas, «Man's Role in Changing the face of the Earth», Chicago, 1956.-P. 487−503.
- Hawkes A. L. A review of the nature and extent of damage caused by oil pollution at sea, «Trans. 26th N. Amer. Wildlife and Nat. Res. Conf.». 1961. P. 343−355.
- Heichelheim F. M. Effects of classical Antiquity on the land, см. «Man's role in changing the face of the earth». Chicago, 1956. P. 165−182.
- Heim R. Destruction et protection de la nature. Paris, 1956. P. 67−96.
- Hyams E. Soil and civilization, Londres, New York. 1961. -1 se T.2, P. 245−256.
- Kuenen D. J. The ecological effects of chemical and biological control of indesirable plants and insects. General introduction. UICN, Rapport, 8e Reunion technique, Varsovie-Cracovie, 1960. R.T., 8/II/R.G., — 6 p.
- Mathews D. 0. Some economic aspects of National Parks and reserves in relation to tourism, UICN Rapports 1st World Conf. Nat. Parks (Seattle, 1962).
- Murphy R. C. The impact of man upon Nature in New Zealand, «Proc. Amer. Philos. Soc.», 1951,-P. 569−582.