Организационно-педагогические условия реализации стратегии исследовательского обучения одаренных старшеклассников
Развертывающаяся на современном этапе информационная революция и социально-экономические изменения, происходящие в России, предопределяют резкий рост потребности в образованных, творческих личностях, способных успешно самореализовываться в многообразных сферах интеллектуальной деятельности. В то же время, сегодня массовая школа не в состоянии обеспечить адекватную, необходимую подготовку… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Организация исследовательской деятельности одаренных 16 старшеклассников как важнейшая задача региональной образовательной политики
- 1. 1. Общие тенденции развития человечества. Переход в 16 постиндустриальное информационное общество и возрастание роли информационных технологий в учебном процессе
- 1. 2. Психолого — педагогические аспекты одаренности и 27 место исследовательской деятельности в работе современной школы по подготовке и развитию одаренных детей (ОД)
1.3. Особенности формирования стратегии 43 исследовательского обучения одаренных старшеклассников в условиях перехода России в информационное общество с учетом происходящих преобразований и возможностей внедрения ЭВМ в учебный процесс.
Глава 2. Развитие одаренности старшеклассников на основе 62 стратегии исследовательского обучения: теория в контексте опыта образовательной практики
2.1. Основные проблемы развития системы поддержки 62 одаренности в аспекте развития дополнительного образования в ХМАО и Сургутском районе в частности.
2.2. Математические модели динамики процессов в рамках компартментных представлений.
2.3. Основные организационно — педагогические цели, 105 принципы и задачи по поддержке одаренных детей. Научно-методическая характеристика программы «Одаренные дети Югры».
Глава 3. Результаты экспериментов по реализации основных 120 дидактических принципов и организационно -педагогических условий управления исследовательской деятельностью учащихся на примере Сургутского района
3.1. Реальные возможности использования ЭВМ при работе с учащимися в проектно-исследовательской форме по биологическим и химическим наукам. 120 3.2. Конкретные результаты педагогических экспериментов 129 по реализации основных дидактических принципов.
Список литературы
- Авдеева Н.И. Исследовательская позиция в обучении как условие развития творческой одаренности младших школьников // Одаренные дети: теория и практика: Материалы российской конференции (Москва, 2001 г.) / Общ. ред.
- B.И. Панова. М.: Психологический институт РАО-МГПИ, 2001. — С. 124 — 125.
- Анциферова Л.И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования. // Психологический журнал. 1980. — Т. 1.-М2.-С.2- 12.
- Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990. — 170 с.
- Бабаева Ю.Д. Потенциальная и скрытая одаренность // Одаренные дети: теория и практика: Материалы российской конференции (Москва, 2001 г.) / Общ. ред. В. И. Панова. М.: Психологический институт РАО-МГПИ, 2001. —1. C. 47−56.
- Бабаева Ю.Д. Психологический тренинг для выявления одаренности / Под ред. В. И. Панова. М.: Молодая гвардия, 1997. -278 с.
- Белова Е.С. Раскрытие одаренности в дошкольном возрасте // Одаренные дети: теория и практика: Материалы российской конференции (Москва, 2001 г.) / Общ. ред. В. И. Панова. М.: Психологический институт РАО-МГПИ, 2001. -С.57−80.
- Бестужев-Лада И. В. Нужна ли школе реформа? М.: Педагогическое общество России, 2000. — 192 с.
- Бим-Бад Б.М., Змеев С. И. Открытые проблемы открытого обучения// Вестник высшей школы. 1991. — № 10. — С. 32−41.
- Блонский П.П. Педология: Кн. для преподават. и студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1999.-С. 255.
- Богоявленская Д.Б. «Рабочая концепция одаренности»: причины и цели // Одаренные дети: теория и практика: Материалы российской конференции (Москва, 2001 г.) / Общ. ред. В. И. Панова. М.: Психологический институт РАО-МГПИ, 2001.- С. 26−34.
- Интеллект. Интеллигенция//БСЭ. 3-е изд.-М., 1972.— Т. 10.-С. 919.
- Одаренность // БСЭ. 3-е изд. — М., 1974. — Т. 18. — С. 840.
- Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. — М., 1982. —191с.
- Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход.- М.: Высшая школа, 1991. 162 с.
- Вершловский С. Андрогогика: этапы становления // Новые знания 1998. -№ 2.-С. 4−14.
- Грининг Т. История и задачи гуманистической психологии // Вопросы психологии. 1988. — С. 4 — 16.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996. 230 с.
- Даринский А.В. Кого и как включать в систему образования взрослых // Педагогика. 1995. -№ 2. — С. 2 — 11.
- Джафарова С.З. Методика проведения уроков биологии в гимназических классах // Одаренные дети: теория и практика: Материалы российской конференции (Москва, 2001 г.) / Общ. ред. В. И. Панова. -М.: Психологический институт РАО-МГПИ, 2001.- С. 139 -140.
- Епанчинцева Г. А. Возможности содержательной диагностики //Одаренные дети: теория и практика: Материалы российской конференции (Москва, 2001 г.) / Общ. ред. В. И. Панова. М.: Психологический институт РАО-МГПИ, 2001. -С. 145- 146.
- Еськов В.М. Введение в компартментную теорию респираторных нейронных сетей. М.: Наука, 1994. — 167 с.
- Еськов В.М., Филатова О. Е. Компьютерная диагностика компартментности динамических систем // Измерительная техника- 1994.- № 1. С. 65−48.
- Еськов В.М., Филатова О. Е. Креативные школы в Тольятти // Родник. — 1996.-№ 2.-С. 3−5.
- Еськов В.М., Филатова О. Е., Козлов А. П., Папшев В. А. Измерение переменных параметров движущихся биологических объектов. Измерительная техника. 1996. — № 4. — С. 58−61.
- Еськов В.М., Степаненко П. Ю. Система поддержки интеллектуальной элиты в отдельном социуме и ее математическая модель //Одаренность: Рабочая концепция: Материалы I Международной конференции. — Самара, 2000.-С. 165- 166.
- Еськов В.М., Филатова О. Е., Степаненко П. Ю. Организация в ХМАО системы поддержки детей, одаренных и с высокой мотивацией к обучению и будущей деятельности в науке // Северный регион. 2000. — № 2. — С. 91 — 98.
- Еськов В.М., Филатова О. Е., Степаненко П. Ю. Нужна ли государственная поддержка интеллектуальной молодой элиты в области естественных наук? // Одаренность: Рабочая концепция: Материалы I Международной конференции. Самара, 2000. — С. 159- 164.
- Еськов В.М., Папшев В. А. Исследовательская работа в учебном процессе двенадцатилетней школы // Методологии управления инновационными процессами в науке и образовании / Под ред. З. Ф. Мазура. Тольятти: МОУ147
- ДПОС Центр информационных технологий, ОАО ПП «Современник», 2001. -С. 29−31.
- Ееьков В.М. Поддержка одаренности социальная необходимость для обеспечения безопасности России. — Сургут: Изд-во СурГУ, 2001. — 206 с.
- Ееьков В.М., Папшев В. А., Степаненко П. Ю., Филатова О. Е. Проблемы становления и развития исследовательской работы в среде учащихся // Северный регион. 2001. — № 1. — С. 244 — 248.
- Ееьков В.М., Левицка Л. П., Папшев В. А., Степаненко П. Ю. Методические аспекты проведения научных школ учащихся РФ. Одаренные дети: теория и практика: Материалы российской конференции (Москва, 2001 г.) / Общ. ред.
- B.И. Панова. М.: Психологический институт РАО-МГПИ, 2001. — С. 208−209.
- Ееьков В.М., Филатова О. Е., Папшев В. А. Какие нужны университеты и интеллектуальная элита в Югории? // Образование Югории.- 2001. № 2. — С. 39−44.
- Ефремов А.В. Сельская школа России: проблемы, перспективы. Монография. М. 2001. — 213 с.
- Ефремов А.В. Управлене качеством образования сельской школы. Монография. М. 2002. -183 с.
- Жуйков Ю.С. К определению понятия «одаренность» // Одаренные дети: теория и практика: Материалы российской конференции (Москва, 2001 г.) / Общ. ред. В. И. Панова. М.: Психологический институт РАО-МГПИ, 2001. -С. 148- 152.
- Змеев С.И. Андрогогика и образование взрослых: основные понятия и термины. Понятийный аппарат педагогики и образования. Вып. 2. — Екатеринбург, 1996. — 86 с.
- Змеев С.И. Андрогогика — становление и пути развития // Педагогика. — 1995. -№ 2.- С. 32−48.
- Змеев С.И. Андрогог новая старая профессия // Мир образования. — 1996. — № 5. — С. 16−23.
- Змеев С.И. Всю жизнь за партой // Учительская газета. 1992. -№ 32.
- Змеев С.И. Нить Ариадны // Учительская газета. 1993. -№ 18.
- Змеев С.И. Образование взрослых: от века XIX к XXI // Новые знания. — 1997.-№ 3.
- Змеев С.И. Теория обучения взрослых (андрогогика) за рубежом на современном этапе. -М., АПН СССР, 1990.
- Змеев С.И. Технология обучения взрослых // Учительская газета. — 1998. — № 8, № 16.
- Ительсон Л.Б. Лекции по современным проблемам психологии обучения. — Владимир, 1972. 191 с.
- Клименченко О.Н. Интеллект как предиктор успешности малых творческих задач // Одаренные дети: теория и практика: Материалы российской конференции (Москва, 2001 г.) / Общ. ред. В. И. Панова. М.: Психологический институт РАО-МГПИ, 2001.-С. 160−161.
- Лебедева В.П. Подготовка педагога к проектированию развивающей образовательной среды // Материалы 2-й российская конференция поэкологической психологии:-М. Самара: Изд-во МГПИ, 2001. — С. 85 — 93.
- Лебедева В.П., Орлов В. А., Панов В. И. Практико-ориентированные подходы к развивающему образованию // Педагогика. 1996. —№ 5. — С. 24−26.150
- Лебедева В.П., Орлов В. А., Панов В. И. Психодидактические аспекты развивающего образования /1 Педагогика, 1996. -№ 6. -С. 25−30.
- Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. М. Воронеж, 1997.-448 с.
- Леднев B.C. Непрерывное образование, структура и содержание. М.: АПН СССР, 1988.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М&bdquo- 1977. -421с.
- Лернер И.А. Теория современного процесса обучения, ее значение для практики // Сов. Педагогика. 1989. — № 11.
- Манухина С.Ю. От одаренности к таланту путем личностного роста // Одаренные дети: теория и практика: Материалы российской конференции (Москва, 2001 г.) / Общ. ред. В. И. Панова. М.: Психологический институт РАО-МГПИ, 2001.-С. 175−178.
- Матюшкин A.M. Одаренность и творчество // Учителю об одаренных детях /Под ред. В. П. Лебедевой, В. И. Панова.-М., 1997.-С. 131−162.151
- Месяц Г. А. О нашей науке: Мечты и реальность. -М.: Наука, 1995.-248 с.
- Новиков A.M. Российское образование в новой эпохе // Парадоксы наследия, векторы развития. М.: Эгвес, 2000. — 272 с.
- Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской. М., 1997. -416 с.
- Панов В.И. Зачем нужна учителю эта книга об одаренности и об одаренных детях? // Учителю об одаренных детях. М., 1997. — С. 318−342.
- Панов В.И. Некоторые теоретические и практические аспекты одаренности // Прикладная психология. 1998. — а 3. — С. 33−48.
- Панов В.И. Одаренные дети: выявление-обучение-развитие // Педагогика. -2001.-№ 4.-С. 30−44.
- Панов В.И. От развивающего обучения к развивающему образованию // Известия Российской Академии образования. М.: Магистр-пресс, 2000. — № 2. -С. 60−70.
- Панов В.И., Богатырева JI.M., Хисамбеев Ш. Р., Сосновская О. Б., Чуев И. И., Свительская Е. И. Проектирование образовательной среды в учреждениидополнительного образования / Под ред. В. И. Панова. М.: Южный учебный округ, ЦЦТЮ «Радужный», 2000. — 130 с.
- Папшев В.А., Левицка Л. П., Степаненко П. Ю. Андрогогика наука об образовании взрослых или одаренного юношества? / Федеральные и региональные аспекты проблемы поддержки одаренных в России. Сборник трудов. — Сургут: Изд-во СурГУ, 2001. — С. 19−24.
- Педагогическое образование для XXI века: Материалы Международной научно-практической конференции, 13−16 апреля 1994 г., МОПУ им. В. И. Ленина. М.: МИП «NB Магистр», 1994.
- Петровский А.В., Ярошевский М. Г. История психологии. М., 1985. -223 с.
- Попова Л.В. Развитие творческого потенциала учителей для одаренных // Одаренные дети: теория и практика: Материалы российской конференции (Москва, 28−30 марта 2001 г.) / Общ. ред. В. И. Панова. М.: Психологический институт РАО-МГПИ, 2001.-С. 188−189.
- Психолого-педагогические проблемы непрерывного образования: Материалы симпозиума «Психолого-педагогические проблемы непрерывного образования». М., 1980. — 134 с.
- Проектирование образовательной среды в учреждении дополнительного образования / Под ред. В. И. Панова. М.: Южный учебный округ, ЦТДЮ «Радужный», 2000. -213 с.
- Психология одаренности детей и подростков / Под ред. И. С. Лейтеса. М.: Издательский центр «Академия», 1996.-416 с.
- Рабочая концепция одаренности / Под ред. В. Д. Шадрикова. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998. — 23 с.
- Развитие образования взрослых. Аспекты и тенденции. Париж, ЮНЕСКО: Четвертая международная конференция по образованию взрослых. Париж, 19 -29 марта 1985.
- Рафф С.Е. Деятельность или активность? // Методологии управления инновационными процессами в науке и образовании / Под ред. З. Ф. Мазура. -Тольятти: МОУ ДПОС Центр информационных технологий, ОАО ПП «Современник», 2001. — С. 54 — 55.
- Рубцов В.В. Модель развивающей образовательной среды //Учителю о психологии / Под ред. В. П. Лебедевой, В. П. Панова. М., 1997. — С. 90−125.
- Рубцов В.В. Психологическая поддержка современного образования // Известия Российской академии образования. М., 1999. — С. 49−58.
- Рубцов В.В. Развитие образовательной среды региона. М., 1997. — 206 с.
- Смирнова Е.А. Асимметрия мозга и проблема способностей к иностранному языку // Одаренные дети: теория и практика: Материалы российской конференции (Москва, 2001 г.) Общ. ред. В. И. Панова. М.: Психологический институт РАО-МГПИ, 2001. — С. 195−196.154
- Тоффлер А. Третья волна. М.: ACT, 1999. — 784 с.
- Ушаков Д.В. Три теории тестов интеллекта // Одаренные дети: теория и практика: Материалы российской конференции (Москва, 2001 г.) / Общ. ред. В. И. Панова. М.: Психологический институт РАО-МГПИ, 2001. — С. 205 — 07.
- Учителю об одаренных детях / Под ред. В. П. Лебедевой, В. И. Панова. -М.: Молодая гвардия, 1997. 354 с.
- Федеральные и региональные аспекты проблемы поддержки одаренных в России. / Общ. ред. В. М. Еськова Сургут: Изд-во СурГУ, 2001.-90 с.
- Шумакова Н.Б. От вопроса «чему учить» к вопросу «как учить» одаренного ребенка // Одаренные дети: теория и практика: Материалы российской конференции (Москва, 2001 г.) / Общ. ред. В. И. Панова. — М.: Психологический институт РАО-МГПИ, 2001. С. 101−115.
- Щербаков B.C. Изобразительное искусство. Проблемы руководства изобразительным творчеством детей. -М.: Просвещение, 1969. С. 63 64.
- Юркевич B.C. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. — М.: Просвещение, 1996. 152 с.
- Юркевич B.C. Метод развивающего дискомфорта в работе с одаренными детьми // Одаренные дети: теория и практика: Материалы российской конференции (Москва, 2001 г.) / Общ. ред. В. И. Панова. -М.: Психологический институт РАО-МГПИ, 2001. С. 217−219.
- Якимова Т.В. Некоторые особенности детско-родительского взаимодействия в семьях одаренных детей // Одаренные дети: теория и практика:
- Материалы российской конференции (Москва, 2001 г.) / Общ. ред. В. И. Панова. М.: Психологический институт РАО-МГПИ, 2001. — С. 219 — 221.
- Яковлева E.JI. Роль эмоций в развитии одаренности // Одаренные дети: теория и практика: Материалы российской конференции (Москва, 2001 г.) / Общ. ред. В. И. Панова. М.: Психологический институт РАО-МГПИ, 2001. -С. 116−123.
- Яковлева E.JI. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся / Под ред. В. И. Панова. М.: Молодая гвардия, 1997.-78 с.
- Ясвин В.А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде / Под ред. В. И. Панова. — М.: Молодая гвардия, 1997. -176 с.
- Bim Bad В.М., Sokolova L.I., Zmeyov S.I. Russia. — In: Perspectives on Adult Education and Training in Turope. — Leicester, NIACE, 1992.
- Apprendre a etre. Paris, Unesco, 1972.
- Darkenwald G.G., Merriam S.B. Adult Education: Foundations of Practice. -N.Y., 1982.
- Elsdon K.T. Enseignement et apprentissage en educqtion des adultes. Paris -Geneve, Unesco, 1984.
- Eskov V.M., Filatova O.E. Computer diagnostics of the compartmentation of dynamic systems // Measurement Techniques. 1994. — Vol. 37, № 1, — P. 114−119.
- Eskov V.M. Automatic identification of differential equation simulating the behavior of neuron circuits // Measurement Techniques. 1994. — Vol. 37, № 3. — P. 359−364.
- Eskov V.M. Hierarchical respiratory neuron networks // Modelling, Measurement & Control. 1995. — Vol. 48, № 2. — P. 47−63.
- Foundations of Lifelong Education. Hambourg, 1976. — 292 p.
- Knowles M.S. The Modern Practice of Adult Education. From Pedagogy to Androgogy. Chicago, 1980. — 411 p.
- Knox А.В. Helping Adult Learn: A Guide to Planning, Implementing and Conduction Programs. San Francisco, London, Josseu-Bass, 1987. — 224 p.
- Kuypers H.W., Leyndecker B. Erwachsenenbildung in der Praxis: Didaktic und Methodik. Bad Heilbrunn, 1982. — 261 p.
- Learning to Be. Paris, Unesco, 1972. — 196 p.
- Mueller A.D. Principles and Methods in Adult Education. -N.Y., 1938.-310 p.
- Noye D., Piveteau J. Guide pratique du formateur: Г art de concervoir et d’animer une formation. Paris, 1981. — 169 p.
- Smith R.M. Learning How to Learn. Applied Theory for Adults. Milton Keynes, 1983.-234 p.
- Towards a Developmental Theory of Androgogy. Nottingham, 1981. — 231 p.
- Turos 1. Andragogika. Zarys teorii oswiaty I wychowania doroseych. Wyd. II. -Warszawa, PWN, 1978. 319 p.
- Unesco. The General Conference Adopted a Recommendation on Adult Education // Adult Education Information Notes. Paris, 1977. — № 1. — P. 92 — 112.
- Программа для моделирования движения тела под действием упругой силы.
- DECLARE SUB vstupl О CONST pi = 3.14 ¦Вступление CALL vstupl
- CATE i, 1: PRINT STRING$(80, 176) NEXT i COLOR 15, 91. FOR i = 5 TO 18
- CATE i, 20: PRINT STRING$(35, 32) NEXT i COLOR 0, 01. FOR i = 6 TO 19
- CATE i, 55: PRINT CHR$(178) NEXT i
- FOR i = 21 TO 55 LOCATE 19, i: PRINT CHR$(178) NEXT i COLOR 15, 9
- CATE 5, 20: PRINT CHR$(201) LOCATE 5, 54: PRINT CHR$(I87) LOCATE 18, 20: PRINT CHR$(200) LOCATE 18, 54: PRINT CHR$(188) FOR i = 21 TO 53 LOCATE 5, i: PRINT CHR$(205) LOCATE 18, i: PRINT CHR$(205) NEXT i1. FOR i = 6 TO 17
- CATE i, 20: PRINT CHR$(186) LOCATE i, 54: PRINT CHR$(186) NEXT i COLOR 15,41. FOR i = 20 TO 22
- CATE i, 10: PRINT STRING$(60, 32) NEXT i COLOR 0, 01. FORi = II TO 70
- CATE 23, i: PRINT CHR$(178)1. NEXT i1. FOR i = 21 TO 23
- CATE i, 70: PRINT CHR$(178)1. NEXT i1. COLOR 15, 4
- CATE y, 27: PRINT text$(i) у = у + 2 NEXT i
- CATE 6, 26: COLOR 14: PRINT «Основное меню
- COLOR 15, 12: LOCATE 21, 12: PRINT help.text.menuS (l)
- COLOR 15, 9: LOCATE 1,50: PRINT» Вызов помощи F1 «1. DIM sim$(8) sim$(l)sim$(2) = „Vsim$(3) = „I“ sim$(4) — „/“ sim$(5) =sim$(6) = T sim$(7)"I“ no = 1 у = 8nom =11: COLOR15, 9 pressS = „“ DO1. WHILE pressS = „pressS = INKEYS
- CATE 17, 30: COLOR 7: PRINT „Время: TIMES i = i + 11. i = 50 THEN nom = nom + 1: i = 11. nom > 7 THEN nom = 1
- CATE y, 50: COLOR 12: PRINT simS (nom)
- CATE y, 24: COLOR 12: PRINT simS (nom)1.OPsc = ASC (RIGHTS (press$, 1)) SELECT CASE sc CASE 72 SOUND 40, 1
- CATE y, 27: COLOR 7: PRINT textS (no) LOCATE y, 24: PRINT „“ LOCATE y, 50: PRINT „“ y = y-2 no = no 11. no < 1 THEN no = 4 IFy<8THENy = 14
- CATE y, 27: COLOR 15: PRINT textS (no) CASE 801. SOUND 40, I
- CATE y, 27: COLOR 7: PRINT textS (no) LOCATE y, 24: PRINT „“ LOCATE y, 50: PRINT „“ y = y + 2 no = no + 11. no > 4 THEN no = 1 IFy> 14 THENy = 8
- CATE 21, 12: PRINT he! p.text.menu$(no) GOTO 1 „Пункт Выходexit. programm: COLOR 15, 121. FORi = 10 TO 12
- CATE 13, i: PRINT CHR$(178)1. NEXT i
- FORi = 11 TO 13 LOCATE i, 67: PRINT CHR$(178) NEXT i COLOR 15, 12
- CATE 11,18: PRINT“ Вы действительно хотите выйти?.“ DIM yes$(2) yes$(l) = „Да“ yes$(2) = „Her“
- CATE 11, 62: PRINT yes$(2)
- CATE 11, 55: COLOR 15, 0: PRINTyes$(l)1. X = 55 n = 1 2: pr$“» DO WHILE prS"" pr$ INKEYS
- CATE 17, 30: COLOR 7, 9: PRINT «Время: «- TIMES LOOP sc = ASC (RIGHT$(pr$, 1)) SELECT CASE sc CASE 77
- CATE 11, X: COLOR 15, 12: PRINT yes$(n) n = n + 11. n > 2 THEN n = 1 X = X + 71. X > 62 THEN X = 55
- CATE 11, X: COLOR 15, 0: PRINT yes$(n)1. CASE 75
- CATE 11, X: COLOR 15, 12: PRINT yes$(n) n = n -11. n < 1 THEN n = 2 X = X 71. X < 55 THEN X = 62
- CATE 11, X: COLOR 15, 0: PRINT yes$(n)1. CASE 131. n = 1 THEN GOTO ends IF n = 2 THEN GOTO now1. END SELECT GOTO 2
- Т1одпункт при положительном ответе на выход ends:1. CLS: SCREEN О1. FOR i = 1 ТО 80
- CATE 3, i: PRINT CHR$(196) NEXT i
- CATE 2,30: PRINT «Спасибо за работу!» END1. Пункт помощиhelp. menu: COLOR 15,91. FORi = 3 TO 10
- CATE i, 10: PRINT STRING$(60, 32) NEXT i COLOR 0,01. FOR i = 4 TO 11
- CATE i, 70: PRINT CHR$(178) NEXT i
- FOR i = 11 TO 70 LOCATE 11, i: PRINT CHR$(178) NEXT i COLOR 15,9
- CATE 3, 10: PRINT CHR$(201) LOCATE 3, 69: PRINT CHR$(187) LOCATE 10, 10: PRINT CHR$(200) LOCATE 10, 69: PRINT CHR$(188) FOR i = 11 TO 68 LOCATE 3, i: PRINT CHR$(205) LOCATE 10, i: PRINT CHR$(205) NEXT i1. FOR i = 4 TO 9
- X = 25 s = 1 COLOR 13, 9 у = 41. FOR i = 1 ТО 6
- CATE у, 11: PRINT he! p$(i) у = у + 1 NEXT i pS =1. DOa$ = MID$(help$, s, 1)1. COLOR 14, 9
- CATE 9, X: PRINT a$ s = s + 1 X = X+ 11. s > LEN (helpS) THEN s = 1: LOCATE 9, 25: PRINT SPACE$(LEN (he!p$)): X p$ = INKEYS
- FOR j = 1 TO 10 000 STEP 10 NEXT j
- NE (520, 234)-(535, 234), 3
- NE (520, 237)-(535, 237), 3
- NE (520, 243)-(535, 243), 3
- NE (520, 246)-(535, 246), 3
- NE (520, 249)-(535, 249), 3
- NE (520, 252)-(535, 252), 3
- NE (520, 258)-(535, 258), 31. NE (520, 261M535, 261), 3
- NE (520, 264)-(535, 264), 3
- NE (520, 267)-(535, 267), 3
- NE (520, 273)-(535, 273), 3
- NE (520, 276)-(535, 276), 31. NE (520, 279M535, 279), 3
- NE (520, 282)-(535, 282), 3
- NE (520, 288)-(535, 288), 3
- NE (520, 291)-(535, 291), 3
- NE (520, 294)-(535, 294), 3
- NE (520, 297)-(535, 297), 31. NE (390, 77)-(470, 77), 7
- CATE 6.5, 39: COLOR 7: PRINT «Elastomer»
- NE (390, 167)-(460, 167), 7
- CATE 12.5, 35: COLOR 7: PRINT «System weight"1.CATE 14, 1
- FOR i = 300 kof* 2 TO 160 STEP -2.5 a = a + 1 LOCATE 6, 6 FOR j = 160 TO i
- NE (470, yl)-(470, yl + 140), 15 у = j yl = yl + 1
- NE (460, y)-(480, у + 15), 3, BF LINE (460, y)-(480, у + 15), 0, BF NEXT j
- FOR j = i TO 160 STEP -1 у = j yl= yl- 1
- NE (470, 20)-(470, 160), 15 LINE (460, y)-(480, у + 15), 3, BF LINE (460, y)-(480, у + 15), 0, BF NEXT jnumk = numk + 1 NEXT i
- NE (460, y)-(480, у + 15), 3, BF
- CATE 3, 4: PRINT «Число колебаний всего опыта (Гц.)», numk t = 2 * pi * SQR (k / m) PRINT «Период © =», t
- CATE 23, 35: PRINT «Нажмите на клавишу Esc для выхода в меню» а$ = «» DOа$ = INKEYS
- OP UNTIL а$ = CHR$(27) GOTO now practika: CLS: COLOR 15
- CATE 2, 17: PRINT «ВЫ ВОШЛИ В ТЕОРИТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ПРОЕКТА «LOCATE 10, 3: PRINT «Чтобы пролистать теорию нажимайте Enter» LOCATE 11, 3: PRINT «Выход из программы в меню осуществляется клавишей Esc» DO а$ = INKEYS
- OP UNTIL а$ = CHR$(13): GOTO 550 550:1. CLS: SCREEN 9 m = 1n = 4: COLOR 15, 1:
- NE (0, 0)-(630, 330), m, BF
- NE (5, 5)-(625, 333), n, B: COLOR 15
- CATE 23, 47: PRINT «Для продолжения нажмите Enter»
- CATE 2, 25: PRINT «ИЗУЧЕНИЕ РАБОТЫ ДЕМПФЕРОВ»
- CATE 4, 3: PRINT «Гаситель колебаний устройство для уменьшения амплитуды или» LOCATE 5, 3: PRINT «для успокоения механической системы. «
- CATE 6, 3: PRINT «Демпфер (катарактам) устройство для гашения колебаний и ослабления ударов» LOCATE 7, 3: PRINT «в машинах, автомобилях. «
- CATE 8, 3: PRINT «Конструктивно демпферы выполняются в виде поршневых, сильфонных и других LOCATE 9, 3: PRINT «с камерами переменного обьема, заполненными жидкостью. «LOCATE 10, 3: PRINT «Наиболее распрастранен демпфер поршневого типа.»
- CATE 11, 3: PRINT «Он имеет цилиндр 1, наполненный вязкой жидкостью с точно пригнанным»
- CATE 12, 3: PRINT «поршнем 2, и штоком 3, пропущенным через сальник с лабиринтным уплотнением.»
- CATE 13, 3: PRINT «При движении поршень выталкивает жидкость через отверстие в его теле»
- CATE 14, 3: PRINT «или перепускной канал 4, в оставляемую им часть цилиндра.»
- PSET (150, 300): DRAW «cl 11100rl90u7017u6120d61I0d70»
- PSET (50, 300): DRAW «cl Iu70r50ul0r 10с1 Iu6r7d5rl0dl lr76»
- PSET (117, 219): DRAW «cl ld50»
- PSET (110, 220): DRAW «сШ50Ле1Пе1Пе1"1. PAINT (115, 240), 11
- CIRCLE (114, 270), 50, 15,.4
- PSET (185, 230): DRAW «clld70»
- NE (145, 255)-(160, 278), 15
- NE (136, 252)-(155, 282), 15
- NE (129, 252)-(148, 284), 15
- NE (121, 251)-(140, 286), 15
- NE (118, 260)-(132, 288), 15
- NE (114, 270И123, 289), 151. NE (96, 251)4114,289), 15
- NE (88, 253)-(106, 289), 15
- NE (80, 255)-(98, 289), 15
- NE (74, 260)-(90, 288), 15
- NE (69, 265)-(82, 286), 151. CATE 20, 17: PRINT «2»
- PSET (240, 287): DRAW «rI5"1.CATE 21, 34: PRINT «1»
- PSET (117, 214): DRAW «rI6"1.CATE 16, 19: PRINT «3»
- PSET (231, 257): DRAW «r20"1.CATE 19, 34: PRINT «4»
- PSET (213, 230): DRAW «cl If4elf4elf4elf4elf4el»
- PSET (230, 224): DRAW «cl Ir5u4r7u6136d6r6d4r3»
- PSET (226, 240): DRAW «cl Id45rl3»
- PSET (216, 233): DRAW «cl ld52113»
- PSET (203, 293): DRAW «cl lr36"1. DOa$ = INKEYS
- OP UNTIL a$ = CHR$(13): GOTO 600 600:1. CLS: SCREEN 9 m = 1n = 4: COLOR 15, 1:
- NE (0, 0)-(630, 330), m, BF
- NE (5, 5)-(625, 333), n, B: COLOR 15
- CATE 23, 47: PRINT «Для выхода нажмите Esc»
- CATE 2, 30: PRINT «МЫ ПРОДОЛЖАЕМ ТЕМУ»
- CATE 3,3: PRINT «В перепускном канале часто устанавливается регулируемое сопротивление,» LOCATE 4, 3: PRINT «тормозящее перетекание жидкости из одной части цилиндра в другую «
- OP UNTIL а$ = CHR$(27): GOTO nowissledovanie:1. CLS1. COLOR 0: X= 1: COLOR 15
- CATE 8, 5: PRINT «Как предохранится от этих нежелательных последствий ?» LOCATE 9, 5: PRINT «Ответ в настоящей работе. «
- CATE 10, 5: PRINT «Производится исследование демпфирующих свойств различных композиционных» LOCATE 11,5: PRINT «материалов (паралон) и демпфиров.» LOCATE 23, 50: PRINT «Для выхода нажмите Enter» DOа$ = INKEYS
- OP UNTIL aS = CHR$(13) GOTO now1. SUB vstupl CLS1. COLOR 15, 11. FOR i = 1 TO 23
- CATE i, 1: PRINT STRING$(80, 176) NEXT i COLOR 7, 91. FOR i = 5 TO 20
- CATE i, 10. PRINT STRING$(60, 32) NEXT i
- CATE 5, 10: PRINT CHR$(201) LOCATE 5, 70: PRINT CHR$(I87) LOCATE 20, 10: PRINT CHR$(200) LOCATE 20, 70: PRINT CHR$(I88) FOR i = 11 TO 69 LOCATE 5, i: PRINT CHRS (205) LOCATE 20, i: PRINT CHR$(205) NEXT i1. FOR i = 6 TO 19
- CATE i, 10: PRINT CHR$(186) LOCATE i, 70: PRINT CHRS (186)1. NEXT i COLOR 8, 81. FORi= 11 TO 71
- CATE 21, i: PRINT CHR$(176)1. NEXT i1. FOR i = 6 TO 21
- CATE i, 71: PRINT CHR$(176) NEXT i COLOR 15, 9
- CATE 6, 13: PRINT «Креативная лаборатория естествознания представляет» COLOR 14, 9 DIM text. m$(7) text. m$(3)text.m$(4)text.m$(5) text. m$(l) text. m$(6) text. m$(7) text. m$(2) s= 1 X = 20 y = 8 n= 1 DO
- OP UNTIL n > 7 keypressS =»» DO keypressS = INKEY$ LOOP UNTIL keypressS = CHR$(13)1. END SUB
- Программа расчета математической модели популяционного взрыва.
- LINE (117, 200)-(l 17, 10):
- LINE (117, 200)-(500, 200):
- LOCATE 2, 10: PRINT «x=x (t)»:
- LOCATE 16, 50: PRINT «реальное время t»:
- Программа расчета математической модели динамики роста человека илипопуляции с лимитированием.
- CLS: SCREEN 9, 1,0 INPUT «H0=», H0 INPUT «Н10=», Н10 INPUT «Н20=», Н20 INPUT «Н30=», Н30 INPUT «НМ=», НМ INPUT «Z0=», Z0 INPUT «d2-', d2 INPUT «S=», S INPUT «K=», К INPUT «DT=», DT
- CLS: LINE (40,250)-(40,30), 15: LINE (40,250)-(600,250), 151. CATE 3,4: PRINT «H»
- CATE 19,62: PRINT «Реальное время"-10 dl = d2*HM
- HS = HO + (dl d2 * HO) * HO * DT1. FOR i = 1 TO К
- HN = HS + (dl d2 * HS) * HS * DT1. T1 = DT * i1. T = 40 + i * DT * S1. Y = 250 HN * .51. PSET (T, Y), 141. T1 = 10 THEN P = HN1. T1 = 20 THEN Q = HN1. TI = 30 THEN О = HN1. К = 19 999 THEN GOTO 1001. HS = HN1. NEXT i
- ZI =(P-H10)A2 + (Q-H20)A2 + (0-H30)A2 Z= SQR (Zl)
- Z > Z0 THEN d2 = d2 + .0001: GOTO 10 200 LOCATE 21, 15
- PRINT «Окончательные параметры модели"1.CATE 22, 151. PRINT «d2=», d21. CATE 23, 151. PRINT «dl-1, dl
- INPUT «Y0=», Y0: IMPUT «ml=», ml
- INPUT «DT=», DT: IMPUT «m2- m290 INPUT «К=», К
- XS = X0 + ((А1-В1 * Y0)*X0 + ml)*DT
- YS = Y0 + ((-А2 + В2 * Х0) * Y0 + m2) * DT120 FORI = 2 ТОК
- XN = XS + (А1 -В1 * YS)*XS*DT
- YN = YS + (-Л2 + В2 * XS) * YS * DT150 Т = DT * I + 50 160 X = XN170 Y = 2YN: PSET (X, Y), 12 180 XS = XN: YS = YN190 NEXT I
- LINE (50, 200)-(50,20), 12
- LINE (50, 200)-(600,200), 12
- LOCATE 3,4: PRINT «ЧИСЛЕННОСТЬ X И Y»
- LOCATE 23, 62: PRINT «Реальное время Т»
- LOCATE 24,4: PRINT «Динамика численности хищника и жертвы"250 END