Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Своеобразие волшебной сказки как средства развития образной речи детей старшего дошкольного возраста

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5−6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки. Основной принцип подбора сказок — это «направленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, доступный для… Читать ещё >

Своеобразие волшебной сказки как средства развития образной речи детей старшего дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Формирование образной речи имеет огромное значение для развития связной речи, что является основой воспитания и обучения детей в дошкольном возрасте. Анализ литературы показал, что основополагающим фактором в развитии образной речи дошкольников является использование разных жанров литературы, устного народного творчества, в особенности — сказки.

Как отмечает М. В. Ермолаева, «сказка — непревзойденное творение, созданное народной мудростью» [18:54]. В ней заключены неиссякаемая фантазия и мудрость, основы нравственности и духовности, этики, гуманизма, толерантности. Сила сказки — научить начинающего человека верить в чудо, доброту, справедливость, ум. Сказка, являясь доступной пониманию ребенка старшего дошкольного возраста, является могущественным средством формирования образности речи.

С точки зрения И. Н. Мурашковской, «сказка — повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил» [27:81]. Сказка — это кладезь народной мудрости, традиций и языка — об этом и так все знают. Сказка воспитывает детей интеллектуально и нравственно, развивает воображение и сопровождает нас на протяжении всей жизни. Сказки с волшебным сюжетом раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата речь юмором, живыми и образными выражениями.

По мнению О. Сидловской, «присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего значения» [36:80]. Сказки способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка.

Развитие детей от трех до шести лет характеризуется формированием образного мышления. Ребенок начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. Делает он это с помощью сказки. Как отмечает Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, «сказка — это такая знаковая система, с помощью которой ребенок интерпретирует окружающую действительность» [20:23].

У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3−5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами.

Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5−6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки. Основной принцип подбора сказок — это «направленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, доступный для осмысления детям старшего дошкольного возраста» [23:33]. Таким образом, в сказке и через восприятие сказочного мира можно создать необходимые условия для развития эмоциональной сферы дошкольника, связной речи, обогатить его воображение.

Исследования О. И. Никифоровой показывают, что образная речь детей старшего дошкольного возраста имеет свои особенности:

  • — наличие представлений у детей о средствах выразительности;
  • — понимание детьми смыслового богатства слова, смысловой близости и различия однокоренных синонимов, понимание словосочетаний в переносном значении;
  • — понимание и овладение переносным значением многозначных слов;
  • — способность детей воспринимать, выделять и замечать средства художественной выразительности;
  • — использование в своей речи разнообразных средств образности (эпитеты, метафоры, сравнения);
  • — владение запасом грамматических средств, способность чувствовать структуру и семантическое место формы слова в предложении;
  • — умение использовать разнообразные грамматические средства (инверсия, уместное употребление предлогов);
  • — использование в речи синонимов и антонимов;
  • — осознание обобщенного смысла [29:60].

Дети старшего дошкольного возраста в результате целенаправленного педагогического воздействия могут не только понимать, но и использовать в собственном высказывании такие выразительные средства, как метафора, сравнение, олицетворение, эпитеты, многозначные слова, фразеологизмы. Пользуясь зашифрованным в сказках опытом прошлых поколений, дошкольники проникают в мир бессознательного и на внутреннем уровне могут разглядеть мир собственных чувств и переживаний. Поэтому не случайно сказки успешно используют в своей практической деятельности и педагоги, и психологи, и логопеды.

Художественная литература, а особенно сказки имеют огромное значение в деле воспитания человека и вместе с тем является одним из могучих средств развития и обогащения речи детей. Перед детским садом стоит задача — заложить в детях семена любви и уважения к книге, к художественному слову. Е. Кузьменкова полагает, что «в дошкольные годы жизни ребенка мы должны ввести его в прекрасный мир народного творчества, познакомить с бессмертными произведениями русских классиков и лучшими книгами детских писателей, поэтов и произведениями других народов» [22:16]. Сказка открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы. Через нее детям становится ближе и понятнее то, что им труднее всего постигнуть: внутренний мир человека, его чувства, мотивы поступков, его отношение к другим людям и природе. Через сказку, где одухотворяется животный и растительный мир и даже неодушевленные предметы и раскрывается определенная идея.

С точки зрения М. В. Ермолаевой, «восприятие сказки, проживание ее нравственного урока является условием формирования гармоничной личности ребенка и, одновременно, она может выступать инструментом воздействия на эмоциональную сферу ребенка, его воображение» [18:55]. Ознакомление детей со сказкой способствует формированию не только речевых знаний, но и развитию нравственности. Сказка как никакой другой вид художественного слова решает эти задачи. Она близка детям эмоционально, поэтому восприятие сказки способствует развитию тех качеств, которые не способно решить ни одно другое произведение.

Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Ю. В. Филиппов, И. Н. Кольцова доказывают, что «дети и сказка — неразделимы, они созданы друг для друга, и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка» [50:160]. Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом — силой воздействия художественного образа. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов, метафор) волшебные сказки передают отношение людей к тому или иному предмету или явлению. Изобразительные средства языка в них метки, эмоциональны, они оживляют речь, развивают мышление, совершенствуют словарь детей.

С точки зрения Т. В. Большевой, «с помощью волшебной сказки в речевом развитии ребенок проходит путь от ассоциативного установления связей между словом и конкретным предметом — к слову обобщающему и только при условии эмоционально-эстетического развития — к слову образному» [4:32]. Волшебная сказка имеет в своей основе сложную композицию, которая имеет экспозицию, завязку, развитие сюжета, кульминацию и развязку. В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи, при помощи чудесных средств или волшебных помощников. Своеобразное сочетание реального и вымышленного составляет содержание волшебной сказки.

А.И. Шемшурина отмечает, что в фольклористике традиционно выделение трех тематических групп волшебной сказки:

  • 1. Волшебно-героические змееборческого типа («Бой на калиновом мосту», «Три царства»).
  • 2. Волшебно-героические, где герои выполняют трудные задачи («Сивка-бурка», «Молодильные яблоки»).
  • 3. Сказки с семейно-бытовым конфликтом («Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка») [53:62].

Нередко сказки (особенно волшебные) начинаются с так называемых присказок. Их назначение — подготовить слушателя к восприятию сказки, настроить его на соответствующий лад. Часто присказки юмористичны. Присказка может и заканчивать сказку, и в этом случае она прямо не связана с содержанием сказки. Чаще всего в присказке появляется сам сказочник, намекающий, например, на угощение: «Вот тебе сказка, а мне крынка масла».

В волшебных сказках часто встречаются и так называемые постоянные (традиционные) формулы. Они переходят из сказки в сказку, передавая устоявшиеся представления о сказочной красоте, времени, пейзаже. О быстром росте героя говорят: «Растет не по дням, а по часам», его силу раскрывает формула, употребляющаяся при описании боя: «Направо махнет — улица, налево — переулочек». Так запечатлен бег богатырского коня: «Скачет конь выше лесу стоячего, ниже облака ходячего, озера меж ног пропускает, поля-луга хвостом устилает», а так передается красота: «Ни в сказке сказать, ни пером описать».

Конкретность и образность обрисовки героев, органическая связь их внешнего облика с характером и поведением определяют художественную ценность русской народной сказки. В повествовании часто повторяются выражения «утро вечера мудренее», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» и другие. Используются одни и те же средства поэтического языка, например постоянные эпитеты — «море синее», «лес дремучий» и т. д. Ребенок, постоянно слыша в тексте сказки подобные выражения, делает их достоянием собственной речи.

П.И. Яничев доказывает, что «именно в волшебных сказках сложился ряд образных выражений, близких и доступных детям» [55:27]. Например, конь вороной, коровушка-бурёнушка, алый цвет, маков цвет, красное солнышко, ясные звёзды, светлый месяц, травушка-муравушка, зимушка-зима, мороз трескучий, лётчики-соколы, как буря налетел, засвистал соловьем и многие другие, образно характеризующие и явления природы и поведение людей. Все эти, и многие другие выражения тесно связаны с национальными образами, с явлениями родной природы.

Ознакомление детей с литературой способствует формированию не только речевых знаний, но и развитию нравственности. Сказка как никакой другой вид художественного слова решает эти задачи. Она близка детям эмоционально, поэтому восприятие сказки способствует развитию тех качеств, которые не способно решить ни одно другое произведение. Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок.

Итак, можно сделать следующие выводы.

Основополагающим фактором в развитии образной речи дошкольников является использование разных жанров литературы, устного народного творчества, в особенности — сказки. Сказка — универсальный феномен духовной культуры, заключающий в себе возможности использования в качестве средства формирования знаний, умений, навыков и мотивов деятельности.

Волшебная сказка с ее живым выразительным красочным языком является одним из средств развития образности речи старших дошкольников. Волшебная сказка позволяет решать многие задачи по развитию образности речи дошкольника:

  • — развивать умения устного словесного описания предмета, героя, события;
  • — развивать умение использовать в речи образные средства языка: сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения;
  • — развивать способность воплощать в слове продукты мышления, воображения, творчества ребенка.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой