Анализ итогов диагностики процесса адаптации при переходе из начальной школы в основную школу и причин дезадаптации у учащихся дали возможность разработать программу социально-педагогической профилактики, способствующую преодолению дезадаптации у учащихся 1-х и 5-х классов.
Исходя из всего вышесказанного, нами была разработана Комплексная программа по профилактике дезадаптации учащихся 1-х и 5-х классов.
Настоящая программа предназначена для работы социального педагога с детьми по профилактике дезадаптации. Это необходимо для того, чтобы обеспечить учащихся средствами, позволяющими им более эффективно действовать в повседневной жизни, решать встающие перед ними каждодневные задачи.
Цель программы: профилактика дезадаптации учащихся.
Задачи программы:
- — выявить дезадаптированных учащихся;
- — провести профилактические занятия по профилактике дезадаптации;
- — оказать системно-консультативную помощь учителям и родителям в работе с учащимися 1-х и 5-х классов.
Программа предполагает следующие направления работы:
социально-педагогическая диагностика;
просвещение;
профилактика;
индивидуальное и групповое консультирование.
Содержание деятельности социального педагога в ходе реализации названных направлений программы, включало в себя три блока:
социально-педагогическая работа с учащимися, работа социального педагога с родителями;
работа с педагогами школы.
Основные задачи профилактической работы с учащимися:
- — обеспечение школьника средствами самопознания;
- — повышение представлений школьника о собственной значимости, ценности, укрепление у него чувства собственного достоинства;
- — развитие навыков и умений, необходимых для уверенного поведения, для преодоления затруднений в учебе, других видах деятельности, в общении;
- — формирование мотивации самовоспитания и саморазвития и обеспечение необходимыми психологическими средствами;
- — развитие фантазии, воображения.
На занятиях важно обеспечить возможность проявиться всем, «вытаскивать» молчунов и в то же время — дать ученику возможность не говорить о себе, если он этого не хочет. Занятия целесообразно проводить раз в неделю в течение 90 минут. Желательно, чтобы группа не превышала 12 -14 человек.
Формы и методы деятельности учащихся и социального педагога могут быть различными и зависят от целей и задач каждого конкретного занятия. Среди форм и методов работы социальным педагогом использовались следующие:
формы работы — семинар; родительские собрания; психолого-педагогические консилиумы; диагностика; педагогические совещания; индивидуальные и групповые консультации.
методы работы — анкетирование; тестирование; наблюдение; опрос; беседа; мозговой штурм; рефлексия; деловая игра; экспресс-диагностика; тренинговые приемы; игровые приемы и упражнения; психолого-педагогические упражнения.
К предполагаемым результатам программы социально-педагогического просвещения относятся:
повышение уровня адаптации учащихся;
повышение уровня мотивации к обучению в школе у учащихся;
повышение уровня социально-психологического климата в классе.