Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Познавательно-ценностный компонент. 
Основы духовно-нравственного воспитания школьников

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Образовательная (проекционная) функция осуществляет проектирование актуализации нравственного идеала человека Эта функция может быть реализована только через целостную систему этического образования, главным направлением которого является развитие человека в процессе его нравственной деятельности. Нравственность не столько приучает к соблюдению свода правил, сколько образовывает саму способность… Читать ещё >

Познавательно-ценностный компонент. Основы духовно-нравственного воспитания школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Данный компонент включает в себя представление о Смысле жизни, индивидуальном счастье, высшие нравственные ценности, которыми руководствуется человек в своей жизнедеятельности Согласно данным представлениям человеком проектируется программа воплощения своего нравственного идеала в процессе своей жизнедеятельности.

Согласно избранной нашим исследованием логике представления материала, следующий этап заключается в анализе функций феномена нравственного идеала человека. Основополагающая функция нравственного идеала заключается в том, что он позволяет определить человеку свои действия и отношение к другим людям, понять смысл своего и общечеловеческого существования. Основываясь на анализе изученной этико-философской литературы, мы считаем нужным выделить следующие функции нравственного идеала человека.

Регулятивная функция регламентирует содержание деятельности и отношений человека с другими людьми на основе избранного им нравственного идеала Именно нравственный идеал человека представляет наиболее важные, глубинные ориентиры, является центром всего духовного и материального мира человека и оказывает главенствующее воздействие на его деятельность и отношение к действительности.

Образовательная (проекционная) функция осуществляет проектирование актуализации нравственного идеала человека Эта функция может быть реализована только через целостную систему этического образования, главным направлением которого является развитие человека в процессе его нравственной деятельности. Нравственность не столько приучает к соблюдению свода правил, сколько образовывает саму способность действовать согласно свободно избранным идеальным нормам и «высшим» ценностям. При наличии такой способности к самоопределению человек может не только выработать соответствующую линию поведения, но и постоянно развивать ее, то есть самосовершенствоваться. Все конкретные достоинства, которые мы находим у нравственно образованного человека вытекают из фундаментальной его способности поступать как должно исходя из представления о своем нравственном идеале.

Оценочная функция играет важную роль в нравственном самосовершенствовании человека В нравственном идеале человека сущее сопоставляется с должным. Оценочная функция нравственного идеала человека носит универсальный характер и распространяется на все действия человека. Главным субъектом оценочной функции нравственного идеала выступает совесть человека. Совесть — это «есть самооценка личностью своих помыслов, чувств, поступков через призму высших нравственных ценностей» [14].

Познавательная (отражательная) функция позволяет создавать и реализовывать позитивный духовный потенциал человека в процессе его нравственной деятельности, общения с другими людьми, теснейшим образом взаимосвязана с оценочной функцией нравственного идеала человека. Когда человек оценивает поступки других людей или свои собственные, он получает представление о внутреннем мире как своем собственном, так и других людей. Как следствие этого представления, он может сопоставлять и должным образом подвергать оценке свой нравственный идеал и нравственные идеалы других людей, отражаемые в его и их деятельности и отношениях.

Мировоззренческая функция определяет нравственный идеал как призванный дать ответ на смысложизненные вопросы человека. А для этого важно выявить место человека в мире. В нравственном идеале человека мировоззрение формируется через призму специфических понятий: мир рассматривается добрым или злым, упорядоченным или хаотичным и т. д. Через мировоззренческую функцию нравственного идеала обеспечивается становление человека с твердыми нравственными установками и убеждениями.

Ценностно-ориентирующая функция выражается в том, что нравственный идеал человека содержит жизненно важные для человека ориентиры. Это представления о смысле жизни, о предназначении человека, о ценности всего человеческого, гуманного. Таким образом, задача нравственного идеала человека — придавать повседневности нашего бытия высший смысл, создавая его идеальную перспективу.

Гуманизирующая функция нравственного идеала человека «приподымает» нас над собственной сегодняшней ограниченностью, создает ориентир человечности. Всякое частное предписание («для детей», «для женщин», «для белых») отступает перед общеобязательностью нравственного долга, налагаемого на человека избранным им нравственным идеалом. Так, нравственный идеал как бы возвращает человеку его целостность, такова его гуманистическая роль.

В заключение следует заметить, что выделение определенных функций нравственного идеала человека является условным, поскольку в реальности они всегда тесно слиты друг с другом. Именно в целостности функционирования и развития нравственного идеала проявляется своеобразие его воздействия на бытие человека.

Нравственный идеал человека как обобщенный образ высшего и совершенного в нравственной деятельности, отношениях и сознании не подлежит конкретизации в рамках самого этого понятия. В качестве универсального критерия оценки нравственного идеала человека выступает «степень реализации человеком своего нравственного идеала в поступках», а показатели данного критерия следующие:

  • • определение человека как высшей цели и ценности в отношениях между людьми. Данный критерий отражает одну из трактовок категорического императива И. Канта: «человек не может в принципе рассматриваться как инструмент для социальной деятельности, но сам есть целый мир со своими целями, которые не менее ценны, чем все остальные»;
  • • наличие свободно избранного нравственного идеала человека как цели нравственной деятельности на основе активной жизненной позиции (позиции субъекта);
  • • избирательность к средствам достижения нравственного идеала человека и конкретность в обстоятельствах его практического воплощения;
  • • обязательность оценки окружающей действительности с позиций дихотомии добра и зла, способность видеть границу между ними в повседневной жизнедеятельности;
  • • необходимость сопротивления злу исходя из требований избранного нравственного идеала и жизненных принципов, а не по принуждению;
  • • осознанность представления собственного нравственного идеала человека;
  • • истинность и ценностность представления нравственного идеала человека;
  • • реалистичность нравственного идеала человека, возможность достижения. Иначе говоря, возможность конкретизации тех абсолютных характеристик (ценностей), которые содержит абстрактнотеоретическая модель нравственного идеала человека;
  • • целостность (полнота) представления нравственного идеала человека. Определение его свойств, целей, путей и средств воплощения в действительность;
  • • наличие нормативно-психологического (ценностноэмоционального) механизма регуляции отношений между людьми, который непосредственно и связывает нравственный идеал человека с реальностью;
  • • в процессе достижения нравственного идеала человека, руководствоваться бескорыстными мотивами нравственной деятельности по самосовершенствованию;
  • • господство разума над аффектами как факт наличия у человека сильной воли и способности к мобилизации нравственных сил для самосовершенствования и достижения своего нравственного идеала.

Основные понятия Этика, нравственность, мораль, моральные нормы, общество, человек, индивид, индивидуальность, личность, нравственная позиция человека, нравственный идеал, цель жизни, Смысл жизни.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой