Формирование культуры общения у детей дошкольного возраста
Важно обсуждать с детьми те или иные факты и случаи, имеющие место в их общении со сверстниками в совместной деятельности, побуждая выражать свое отношение к поступкам того или иного ребенка, сравнивать свои поступки и поступки сверстников. Полезно поговорить о том, как поступать по отношению друг к другу и как разговаривать между собой, когда организуется какая-либо совместная деятельность… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. Теоретический анализ проблемы формирования культуры общения в дошкольном возрасте
- 1. 1. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста
- 1. 2. Общее понятие о культуре общения
- 1. 3. Модели развития культуры речевого общения детей дошкольного возраста в игровой форме обучения
- Глава 2. Основные направления формирования культуры общения у детей дошкольного возраста
- 2. 1. Особенности культуры общения у детей дошкольного возраста
- 2. 2. Экспериментальное исследование уровня развития нравственных качеств дошкольников
- 2. 3. Воспитание культуры общения и положительных взаимоотношений у детей дошкольного возраста
- 2. 4. Тренинг, направленный на развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста
- Заключение
- Список литературы
Актуальность исследования. Гуманизация и демократизация сфер жизнедеятельности современного общества не могли не отразиться на структуризации дошкольного образования. Появились вариативные программы обучения и воспитания, где приоритетным направлением стало умственное воспитание ребенка-дошкольника. Сегодняшний выпускник дошкольного учреждения умеет читать, писать и считать, но при этом у него отмечается низкий уровень культуры речевого общения.
В настоящее время в языковой практике прослеживается утрата лучших речевых традиций, что влечет за собой и упадок общей культуры.
В речевой деятельности это выражается в увеличении лексики со сниженной эмоционально-экспрессивной окраской, просторечных форм, вульгаризмов, жаргонизмов. Владение богатством литературного языка, умелое использование его изобразительных средств в различных ситуациях общения определяют уровень речевой компетенции человека, являются показателями его обей культуры. Культура речевого общения предполагает не только умение правильно, выразительно и точно говорить, но и умение слушать и извлекать ту информацию, которую вложил в свою речь говорящий.
Высокий уровень культуры общения является основным условием успешной адаптации человека в любой социальной среде. В этой связи в современной системе образования особую актуальность вновь приобретает проблема развития культуры речевого общения детей дошкольного возраста. Как известно, именно в этот период закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры, развивается эмоционально-волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации.
Проблеме общения уделяется внимание исследователей различных специальностей: философов (А.С.Арсентьев, В. С. Библер, Ф. Т. Михайлов и др.), языковедов-лингвистов (К.Гаузенблас, Л. С. Скворцов и др.), психологов (Л.С. Выготский, А. А. Бодалев, Н. П. Ерастов, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, Т. А. Репина, А. Р. Лурия, В. М. Соковнин,
Д.Б. Эльконин и др.), педагогов (Р.С. Буре, Р. И. Жуковская, О. М. Казарцева, С. Е. Кулачковская, К. М. Левитан, В. Г. Нечаева, Л. А. Пеньковская, А. С. Макаренко, Т. А. Маркова, В. Н. Мясищева, А. П. Усова и др.).
Общение дошкольников исследовалось в работах Е. А. Аркина, А. Г. Арушановой, В. В. Виноградова, Б. С. Волкова, Н. В. Волковой, В. В. Гербовой, Д. Б. Годовиковоой, А. Б. Добровича, М. И. Лисиной, С. И Львовой, А. Г. Рузской и др.
Для нашей курсовой работы особенно важны следующие результаты этих исследований:
1) определены возможность обучения культуре речевого общения на разных возрастных этапах и его содержание;
2) описаны лингвистические основы изучения формул речевого этикета, их грамматические, стилистические и структурные особенности.
Вместе с тем, при достаточно подробной разработанности проблемы развития культуры речевого общения детей дошкольного возраста остается много нерешенных вопросов: не рассмотрена зависимость между игровой деятельностью детей и культурой речевого общения ребенка; не определены цели и содержание работы воспитателя по развитию культуры речевого общения детей в игровой форме обучения.
Идея совершенствования процесса нравственного воспитания неразрывно связана с идеей усвоеня ребенком культурно-исторического опыта в системе разных видов деятельности и, прежде всего, в том виде деятельности, который является ведущим для данного возраста (Б.Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.). В дошкольной педагогике особое значение придается ведущему виду деятельности ребенка игре как средству нравственного воспитания и формирования культуры общения (Р.Н. Жуковская, П. Г. Саморуков, А. П. Усова, Д. Б. Эльконин и др.). В процессе игры, через общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми, происходит усвоение ребенком социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации ребенок приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе. Сегодня, когда игра эффективно применяется во многих сферах даже взрослой жизни (в экономике, политике, социологии, лингвистике, психотерапии), перед родителями и педагогами стоит задача в полном объеме и с большой функциональностью корректно включить игровую деятельность в современное образовательное пространство семьи, школы и ДОУ. Именно в рамках игры создаются наиболее благоприятные предпосылки для формирования всех психических свойств и качеств личности. Логичная продуманная игра способствует выработке нужных моральных качеств в соединении с качествами, относящимися к физической, умственной, трудовой и другим сторонам культуры. Включая игру в учебно-воспитательный процесс, педагог ненавязчиво, целенаправленно развивает в детях систему общечеловеческих ценностей и культуру общения.
Объект исследования: процесс развития культуры речевого общения детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: теоретические основы и педагогические условия развития культуры речевого общения детей дошкольного возраста в игровой форме обучения.
Цель исследования: раскрыть теоретико-методологические основы развития культуры речевого общения детей дошкольного возраста в игровой форме обучения и обосновать педагогические условия его осуществления.
В основу положена гипотеза, согласно которой процесс развития культуры речевого общения детей дошкольного возраста в игровой форме обучения будет наиболее эффективным, если:
— гармонично развить все стороны речи (фонематический, грамматический, лексический), определяющие формирование культуры речи дошкольников как части их общей культуры в игровой форме обучения на основе использования гуманистического, деятельностного, личностно-ориентированного, культурологического подходов;
— проводить работу с воспитателями и родителями, направленную на обогащение опыта соблюдения норм культурного обращения друг с другом и повышающую их педагогическую компетентность.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по проблеме исследования нравственного воспитания в философии, педагогике
2. Раскрыть сущность и содержание развития культуры речевого общения детей дошкольного возраста в игровой форме обучения.
3. Определить критерии и уровни развития культуры речевого общения детей дошкольного возраста.
Список литературы
- Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
- Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н. Г. Аверина // Нач. школа. 2005 — № 11 С. 68−71
- Артюхова И. С. Ценности и воспитание/ И.С. Артюхова// Педагогика, 1999- № 4.- С.78−80
- Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. — М.: Просвещение, 1979. 534с.
- Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций. — М.: Просвещение, 1988- 354с.
- Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А. В. Бабаян // Педагогика 2005 — № 2 С. 67−68
- Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей/Л.И.Божович// Вопросы психологии. — М.: Просвещение, 1975.- 254с.
- Бондаревская Е. В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы: Учеб. пособие./Е.В.Бондаревская Ростов-на-Дону: РГПИ, 1986- 361с.
- Варюхина С. И. Истоки Доброты. Минск., 1987. С. 9.
- Николаева С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками. М., Владос., 1999 80 с.
- Венгер Л.А., Мухина В. С. Психология: учеб. пособие для учащихся пед. Уч-щ. М.: Просвещение, 1998.
- Воспитание детей в старшей группе детского сада: пособие для воспитателей дет. сада / В. В. Гербова, Р.И. иванкова, Р. Г. Казакова; сост. Г. М. Лямина. Просвещение, 2004
- Воспитание дошкольника в семье: (Вопросы теории и методики) /Под ред. Т. А. Марковой. М.: педагогика, 1979.
- Воспитание и обучение детей пятого года жизни: Кн. для воспитателя дет. сада/ А. Н. Давидчук, Т. И. Осокина, Л. А. Парамонова и др.; Под ред. В. В. Холмовской. М.: Просвещене, 1986.
- Воспитание и обучение детей шестого года жизни: Кн. для воспитателя дет. сада / Н. А. Ветлугина, Р. С. Буре, Т. И. Осокина и др.; Под ред. Л. А. Парамоновой, О. С. Ушаковой. М.: Просвещение, 1987.
- Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. В 2 ч. Ч. 1. Содержание коммунистического воспитания в детском саду / Н. А. Курочкина, Б. С. Лейкина, В. И. Логинова и др.; Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. М.: Просвещение, 1988.
- Климова-Фюгнерова М. Эмоциональное воспитание в семье. Минск, 1981. С. 38.
- Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека / В. С. Леднев // Стандарты и мониторинг в образовании 2002 — № 6 С. 3−6
- Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. М.: Издательский центр «Академия», 2000.
- Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. М.: Гуманит изд. центр ВЛАДОС, 2003. кн. 2: Психология образования.
- Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей. // Дошкольное воспитание, 2005, № 10, с. 26−36.
- Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей. // Дошкольное воспитание, 2005, № 11, с. 3−10.
- Клименкова О. Игра как азбука общения.//Дошкольное воспитание, 2002, № 4, с. 7−14.
- Павленко Т., Рузская А. Почему они конфликтуют? // Дошкольное воспитание, 2003, № 1, с. 72−78.
- Смирнова, Е., Гударева О. Современные пятилетние дети: особенности игры и психического развития. // Дошкольное воспитание, 2003, № 10, с. 63−73.
- Смирнова, Е., Гударева О. Современные пятилетние дети: особенности игры и психического развития. // Дошкольное воспитание, 2004, № 3, с. 69−75.
- Смирнова Е., Холмогорова В. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам. // Дошкольное воспитание, 2003, № 8, с. 73−77.
- Смирнова Е., Холмогорова В. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений. // Дошкольное воспитание, 2003, № 9, с. 68−76.
- Смирнова Е., Холмогорова В. Средний и старший дошкольный возраст. // Дошкольное воспитание, 2003, № 4.
- Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. В. А. Сухомлинский — М: Просвещение, 1980.- 258с.