Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Овладение конструктивной деятельностью нормально развивающимися дошкольниками

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Каждый вид деятельности способствует усвоению таких действий и образованию таких психических качеств, которые необходимы для его выполнения и совершенствования. Так, например, игра очень важна для развития мышления и воображения детей, для усвоения ими норм поведения и установления взаимоотношений с другими детьми, но она не создает специальных условий для развития восприятия. Другое дело… Читать ещё >

Овладение конструктивной деятельностью нормально развивающимися дошкольниками (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Стать человеком — это значит научиться действовать, вести себя по отношению к окружающим людям и предметам так, как это свойственно человеку. Когда мы говорим о том, что ребенок под руководством взрослых овладевает общественным опытом, достижениями человеческой культуры, то имеем в виду усвоение им не только умения правильно употреблять предметы, созданные руками человека, общаться с другими людьми при помощи языка, поступать в соответствии с правилами: общественной морали, но и способов запоминания, мышления и др. Именно в процессе овладевания человеческими действиями и человеческим поведением ребенок приобретает необходимые психические качества и свойства личности.

В процессе воспитания ребенок усваивает разнообразные действия: есть ложкой, рисовать карандашом, пить из чашки, строить из кубиков. Все это — предметные действия, которые ведут к получению какого-либо внешнего результата. Вместе с тем, у ребенка формируются и внутренние действия, при помощи которых ребенок рассматривает предметы, выясняет их свойства, создает замысел игры или постройки. Формирование таких внутренних действий составляет содержание психического развития ребенка.

Практические действия, которые ведут к получению определенного внешнего результата. Это действия восприятия, мышления, воображения, памяти, т. е. психические действия. Они обеспечивают ориентировку ребенка в окружающем мире, ознакомление с условиями, в которых должны выполняться практические действия. В возрасте от трех до семи лет наряду с игрой ребенок овладевает так называемыми продуктивными видами деятельности — рисованием, аппликацией, лепкой, конструированием. Он начинает выполнять также различные учебные и трудовые задания, хотя учения и труда как особых, самостоятельных видов деятельности у дошкольника еще нет, они складываются позднее.(18, Стр. 34).

Каждый вид деятельности способствует усвоению таких действий и образованию таких психических качеств, которые необходимы для его выполнения и совершенствования. Так, например, игра очень важна для развития мышления и воображения детей, для усвоения ими норм поведения и установления взаимоотношений с другими детьми, но она не создает специальных условий для развития восприятия. Другое дело — рисование или конструирование. Хорошо нарисовать предмет или воспроизвести в конструкции сложный образец можно только на основе достаточно полного и точного ознакомления с его особенностями. Поэтому рисование и конструирование должны использоваться для развития детского восприятия.

Дети разного возраста с точки зрения их психического развития различаются между собой, прежде всего, по доступным и характерным для них видам деятельности. Так, если годовалый малыш в основном манипулирует предметами — стучит, трясет чем-то, громоздит одну игрушку на другую, то дошкольник занимается конструированием, возводя сложные здания из кубиков, рисует, лепит, воссоздает в играх события окружающей жизни, сюжеты любимых сказок.

При обучении детей конструктивной деятельности в детском саду используют строительный материал, конструкторы, бумагу, природные и другие материалы. Вид материала определяет и вид конструирования. В процессе целенаправленного обучения конструированию осуществляется умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание детей, развиваются умение анализировать предметы окружающего мира, самостоятельность мышления, творчество, формируются качества личности, что важно для подготовки ребенка к школе.

Детям первого года жизни свойственны следующие особенности: их привлекают действия взрослых, других детей, появляется потребность в общении с ними, интересуют новые игрушки, предметы, появляется желание их потрогать, взять, постучать ими. Интенсивно развивается понимание речи взрослого, что дает возможность усвоить названия предметов, игрушек. Появляется возможность вырабатывать связи между словами и действиями. Детей можно уже обучить несложным действиям с предметами, игрушками, заставить выполнять простые действия по указанию взрослого — покажи, поставь, найди, дай.(12, Стр. 52) Игры с кирпичиками и кубиками помогают формированию целенаправленных действий, умению самостоятельно сосредоточиться на какой-нибудь деятельности. Лиштван З. В. подчеркивает, что уровень формирования этого качества зависит от того, как взрослые организуют деятельность детей. Для детей этого возраста необходимо многократное повторение одних и тех же действий, чтобы они были усвоены.

Переход от преддошкольного возраста к дошкольному можно выразить словами А. Н. Леонтьева: «…поведение ребенка превращается из «полевого», каким оно является в преддошкольном возрасте, в поведение «волевое». Такая характеристика поведения означает переход от внешней его регуляции к возможности выбора собственного поведения. Важную сторону психического развития составляет возникновение, изменение и совершенствование психических процессов и качеств детей — восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи, чувств, начальных форм волевого управления поведением.

Дети второго года жизни более активны, расширяются возможности их общения со взрослыми, так как они начинают говорить, интенсивно развивается способность к подражанию. Дети уже сами обращаются к взрослым с просьбой дать игрушки поиграть. Следует стремиться к тому, чтобы дети запоминали способ действий, способ создания постройки, чтобы дети одну и ту же постройку могли сделать разными способами. Под влиянием взрослых развивается способность к сосредоточению. У детей должно прочно закрепиться умение не разрушать постройки после игры, а разбирать их и укладывать материал в шкаф.

Задачи занятий постепенно усложняются, меняются при этом и приемы обучения. Сначала это показ образца и приемов постройки, сопровождаемый речью взрослого, обучение непосредственным действиям, то затем все большее место занимает словесная инструкция, побуждающая ребенка к действию.

Мухина пишет, дети второго-третьего года жизни еще не в состоянии наметить в уме план своих действий. Они не «теоретики», а «практики»: ребенок изо всех сил дергает застрявшую под шкафом лошадку, не догадываясь, что с другой стороны она могла бы пройти свободно. Возникающие задачи дети решают в процессе самого манипулирования предметами.

На третьем году жизни ребенок становится способным к более продолжительным занятиям с большей умственной нагрузкой. Дети в своих играх способны передавать несложный сюжет. Детское строительство является частью сюжетно-ролевых игр. В нем, как и в играх, отражается деятельность окружающих взрослых. (13, Стр. 23) Под влиянием обучающего воздействия они приобретают умение сравнивать наблюдаемые предметы, обобщать их по сходным признакам, устанавливать простейшие связи между ними. При целенаправленном руководстве дети к трем годам способны к элементарному планированию своих действий, у них появляется желание добиться лучшего результата. Во время игр со строительным материалом педагог рассуждает с детьми, как строить, из каких форм, какого цвета, величины, куда положить, что получится. Когда постройка разбирается, детали группируются по формам и только потом убираются со стола. Процесс группировки будет наиболее интересен детям именно в трехлетнем возрасте, в то время как в пять лет он уже не будет так привлекать детей.

Начиная с трехлетнего возраста можно использовать природный материал в качестве строительного. Это, прежде всего, песок, снег, вода. Используя в своих играх природный материал, дети знакомятся с его свойствами, они узнают, что песок сыпучий, но из мокрого песка можно лепить, воду можно наливать в разную посуду, но на холоде она застывает.

Для конструктивной деятельности детей четырехлетнего возраста характерна непосредственная связь с игрой: в только что построенный грузовик сажают кукол, движение грузовика ребенок сопровождает звуками. Следует развивать у детей умение сооружать постройки по собственному замыслу, пользуясь усвоенными конструктивными умениями. Потребность в контакте с другими детьми для совместной деятельности возрастает. Ребенок уже стремится согласовать свои действия с действиями товарищей ради достижения общей цели. Помимо игры и занятия со строительным материалом, дети выполняют поделки из бумаги, природного и других материалов.

В процессе конструирования детей учат следующим техническим умениям: замыкать пространство, сооружать несложные постройки разных размеров, соразмерять постройки между собой, отбирать детали по величине, форме, цвету, при этом учитывать их устойчивость в соответствии с особенностями постройки, запоминать последовательность ее выполнения. Дети усваивают, что детали обладают разной степенью устойчивости, которая зависит и от положения на плоскости и от сочетания с другими деталями. Также их знакомят с тем, что одни детали можно заменить другими. Важно, чтобы дети усвоили принцип замены, а во время постройки самостоятельно решали такие задачи.

На пятом году жизни дети продолжают учиться анализировать образцы готовых поделок, конструкций, выделять в предметах нужные свойства, сравнивать и группировать предметы по этим свойствам, формировать обобщенные представления о различных предметах, подводить к установлению связей между ними. Для конструирования используются строительные наборы, бумага, природный материал, различные коробки и катушки. Любые изделия, которые выполняют дети, должны находить применение в играх.

В этом возрасте дети могут уже заранее придумать и согласовать между собой несложный сюжет игры, распределить роли, игровой материал. Нередко можно видеть, как ребенок довольно четко планирует сложные постройки (дома для кукол, гараж для машины), сообразуя их размеры с назначением (гараж строится таким, чтобы в нем могла поместиться игрушечная машина). Все это говорит о переходе от мышления в действии к мышлению в уме, которое начинает направлять и регулировать практические действия.

Детей шести лет продолжают учить наблюдать, выделять характерные признаки предмета, развивают способность устанавливать причинно-следственные связи. На этой ступени развития ребенка характерно укрепление связи строительной и ролевой игр, в ходе таких игр наиболее полное развитие получают такие замыслы построек: кино, цирк, дом, транспорт. На ряду со строительно-ролевой игрой у детей отчетливо выступает собственно строительная деятельность.

Дети 6−7 лет могут изготовить игрушки из бумаги и картона, отдельные части которых делаются подвижными. Изготовление из бумаги корабликов и самолетов для наблюдения из потоком воды и порывами ветра — одно из самых увлекательных занятий для детей. Продолжается изготовление поделок из природного материала, детям объясняют способ скрепления частей, каким инструментом пользоваться.

В известном исследовании А. Р. Лурии детям предлагалось решать конструктивные задачи. Причем, как справедливо подчеркивал А. Р. Лурия, собственно задача возникает тогда, когда ребенку дается цель во вполне определенных условиях, но ребенок не имеет готового способа достижения цели. Именно в этой ситуации ребенок обращается на способ достижения цели, начиная осознавать свои собственные действия. В конструировании таким условиям отвечает «модельное» конструирование, когда цель (постройка определенного вида) задается в виде схематического изображения, модели постройки. В этом случае ребенок не копирует образец, а начинает активно анализировать условия задачи, обращается собственно к способу ее решения, к своим собственным действиям по решению. А. Р. Лурия подчеркивает, что наиболее значимым результатом решения подобных задач является не достижение детьми определенных результатов решения, а перестройка их психики. Действия детей после занятий «модельным» конструированием в отличие от решения задач с предметным образцом становятся осознанными и произвольными. Это проявляется не только в точности решения самих конструктивных задач, но и становится общей характеристикой действий ребенка. (7).

Любая конструктивная деятельность, в отличие от предметной, содержит в себе элементы творчества и самостоятельного мышления. Подобная деятельность требует определенной подготовки исполнителя. Необходимо уметь не формально, творчески решать различные задачи. Любое творчество требует принятие самостоятельного решения, выработанного на основе осознанного или интуитивного анализа исходных данных, касающихся и относящихся к исследуемому объекту. Для решения творческих задач ребенку зачастую приходится проводить визуальное обследование объектов исследования. Обследование должно носить не стихийный, формальный, случайный и самопроизвольный характер, а быть целенаправленным и строго организованным. В играх и занятиях конструированием дети приобретают определенные знания, которые необходимы при подготовке к школе.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой