Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование у младших школьников самоконтроля при выполнений домашней работы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Л. Б. Ительсон считает недопустимым подмену самоконтроля текущим планированием и регулированием трудового процесса вообще, так как в этом случае понятие самоконтроля по существу растворяется в понятии самой целесообразной деятельности. Согласно ему, процессы планирования, регулирования и корректировки осуществляемых трудовых действий в соответствии с поставленной производственной задачей… Читать ещё >

Формирование у младших школьников самоконтроля при выполнений домашней работы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сущность понятия и виды самоконтроля

самоконтроль младший школьный домашний Упоминание о самоконтроле как психическом явлении можно встретить в литературных источниках далекого прошлого, в том числе в трудах Аристотеля, стоявшего у истоков возникновения научной психологии. Тем не менее, очень долгое время этот феномен оставался вне научных интересов.

Только на границе XIX и XX веков понятие самоконтроля начинает все чаще встречаться на страницах психологической литературы. Целенаправленные и систематические исследования самоконтроля в связи с вопросами воспитания, обучения в школе начинаются в нашей стране в послевоенный период, и относится к рубежу 50−60-х годов XX века.

Самоконтроль вышел сегодня за пределы частного вопроса психологии, интерес как к насущной проблеме к нему расширяется, требует своего решения в самых различных областях психолого-педагогической науки.

По мнению Г. А. Собиевой, под самоконтролем надо понимать умение критически отнестись к своим поступкам, действиям, чувствам и мыслям, регулировать свое поведение и управлять им. Н. И. Кувшинов, внесший большой вклад в разработку психологических вопросов самоконтроля в трудовой деятельности, определяет его как сознательное регулирование и планирование деятельности на основе анализа происходящих в предмете труда изменений, позволяющее, в конечном счете, достичь поставленной цели. А. С. Лында трактует самоконтроль как компонент самосознания, который включает в себя самосознание и саморегулирование человеком своей деятельности и поведения. По его мнению, действия по самоуправлению, а именно самооценка, корректирование и усовершенствование своей деятельности и поведения составляют основу самоконтроля личности. Он возражает против такого понимания самоконтроля, в содержание которого не входит активное участие личности в регулировании и исправлении своей деятельности, поведения. Эта позиция в понимании функции самоконтроля, которой придерживается ряд исследователей, предполагает включение в нее собственно процессов планирования, управления, регулирования и коррекции. Но существует и иной взгляд по этому же вопросу. (10, с. 5).

В.В.Чебышева под самоконтролем понимает сознательные процессы, заключающиеся в том, что работник, учитывая цель и план работы, следит за своими действиями и их результатами, сопоставляя их с воображаемыми правильными действиями и результатами, и на основе этого регулирует свою деятельность. Она видит особенность непосредственной связи с регуляцией деятельности, но вместе с тем не отождествляет их.

Л.Б. Ительсон считает недопустимым подмену самоконтроля текущим планированием и регулированием трудового процесса вообще, так как в этом случае понятие самоконтроля по существу растворяется в понятии самой целесообразной деятельности. Согласно ему, процессы планирования, регулирования и корректировки осуществляемых трудовых действий в соответствии с поставленной производственной задачей предполагают обязательное участие в них самоконтроля, который в этом случае осуществляет контрольно-оценочную функцию путем сопоставления принятого плана, выполняемых приемов, достигнутых результатов, вносимых коррективов с поставленной целью и оценки их адекватности намеченной трудовой задаче. Таким образом, самоконтроль включен во все этапы трудового процесса, но при этом, выполняя функцию проверки, он не должен подменять собой содержание этих этапов. (11, с. 74).

Касаясь теоретических вопросов самовоспитания, А. Я. Арет говорит о самоконтроле как о способности человека следить за собой, проверять себя, отдавать себе отчет о своем поведении и деятельности, квалифицируя их на основе принятых критериев. В контексте проблемы самовоспитания на вопросах самоконтроля останавливался и Л. И. Рувинский. Он ограничивает функцию самоконтроля установлением отклонения реализованной программы от заданной и внесением соответствующих корректив в план деятельности. Иными словами, корректирование плана деятельности происходит в результате установления отклонения реализованного программы от заданного, то есть самоконтроль способствует реализации и уточнению уже существующего плана, но вместе с тем он не подменяет собой собственно процесс планирования, который протекает в соответствии с целями и мотивами личности. По мнению автора, самоконтроль является лишь функцией саморегуляции и нет оснований отождествлять их между собой.

Исходя из этих мнений, можно говорить о существовании другой позиции. Авторы, придерживающиеся ее не склонны излишне расширять функцию самоконтроля. Самое общее определение самоконтроля может быть дано с позиции функционального подхода к нему, в соответствии с которым что бы ни являлось объектом самоконтроля, в какую бы сферу психических явлений ни оказался он включенным, его функция носит проверочный характер и заключается в установлении степени совпадения меду эталоном и контролируемой составляющей.

Самое общее определение самоконтроля может быть дано с позиции функционального подхода к нему, в соответствии с которым что бы ни являлось объектом самоконтроля, в какую сферу психических явлений ни оказался вовлеченным, его функция носит проверочный характер и заключается в установлении степени совпадения того, что должно быть, с тем, что еще только может быть или фактически уже имеет место. (17, с. 264).

Самоконтроль неотъемлемым образом включен во все виды деятельности человека: игровую, учебную, трудовую, научную, спортивную и др. к числу общих, не зависящих от специфики выполняемой деятельности, принципов классификации видов самоконтроля можно отнести временной, пространственный, структурный, а также принцип произвольности самоконтроля.

В соответствии с временным принципом следует различать предварительный, текущий и результирующий виды самоконтроля.

Разделение контроля и самоконтроля в одном лице не носит абсолютного характера. Самоконтроль не может осуществляться без наличия того, что собственно контролируется, проверяется. С другой стороны, самоконтроль обязательно предполагает наличие эталона, то есть того, что должно быть. Вопрос о степени совпадения контролируемой и эталонной составляющих решается посредством операции сличения. В результате ее осуществления контролируемая и эталонная составляющие могут не совпасть друг с другом, и тогда на выходе самоконтроля будет иметь место сигнал рассогласования окажется равным нулю, то это будет означать, что контролируемая составляющая соответствует эталону. Сами по себе контролируемая и эталонная составляющие, процесс сличения и оценки степени их совпадения формируют информационное содержание механизма самоконтроля. Сигнал с выхода самоконтроля поступает по каналу прямой связи либо в анализирующие звенья, где с учетом его вырабатывается стратегия самоуправления, либо сразу в исполнительные звенья, включенные в контур саморегулирования. Вход самоконтроля включает, по крайней мере, два канала. По одному из них поступает эталон. По другому каналу обратной связи поступает информация от управляемого или регулируемого объекта, то есть контролируемая составляющая. Каналы прямой и обратной связи, мозговое представительство операции сличения являются структурными компонентами механизма самоконтроля. Присутствие канала обратной связи придает его структуре замкнутый характер. Самоконтроль становится принципиально возможным, если имеются налицо все информационные и структурные компоненты его состава. Соблюдение этого условия является обязательным, но все-таки еще недостаточным, чтобы самоконтроль выполнил свою функцию. Для этого он должен быть приведен в действие. Запуск механизма самоконтроля имеет свои особенности и находится в зависимости от разнообразных факторов. (9, с. 148).

Объектом предварительного самоконтроля является все то, что еще не вступило в фазу непосредственного осуществления, реализации. Например, предварительной проверке с точки зрения правильности их выбора могут подвергнуться цель или программа еще только предстоящей деятельности.

Трудно переоценить роль предварительного самоконтроля для предотвращения возможных ошибочных решений, действий, неправильных поступков. Текущий самоконтроль сменяет предварительный, он направлен на проверку правильности промежуточных результатов.

В соответствии с пространственным принципом контролируемая составляющая может поступать в операцию сличения по каналам разной модальности. В связи с этим различают зрительный, слуховой, тактильный и другие виды самоконтроля. В процессе жизнедеятельности человека доминирует самоконтроль, осуществляемый через внешние каналы обратной связи, по которым поступает контрольная информация. Такой самоконтроль преобладает в разнообразных видах деятельности, в поведенческой практике.

Например, если человек пешком или пользуется транспортом, он проверяет правильность своего местоположения по отношению к предварительно намеченному им маршруту и конечному пункту следования с помощью контрольной информации, поступающей к нему извне характерным примером поступления контролируемой переменной по каналам внутренней обратной связи является психическая саморегуляция состояния.

Согласно структурному принципу присущее человеку многообразие механизмов самоконтроля подчиняется иерархической организации. Механизмы самоконтроля имеют место уже на клеточном уровне жизнедеятельности человека. Саморегуляция физиологических функций осуществляется по гомеостатическому принципу, состоящему в поддержании в требуемых пределах сложившихся в процессе эволюции биологических констант, или, иначе говоря, эталонов организма. Этот принцип заключается в том, что та или иная контролируемая составляющая посредством самоконтроля непрерывно сличается с соответствующим биологическим эталоном, и если в результате сличения появляется сигнал рассогласования, то это оказывается толчком к восстановлению нарушенного равновесия.

Самоконтроль пронизывает все психические явления, присущие человеку (процессы, состояния, свойства). В этом смысле можно говорить о самоконтроле за протеканием отдельного психического процесса: ощущения, восприятия, мышления и др.; о самоконтроле человека за собственным психическим состоянием, например, самоконтроль эмоциональной сферы; о самоконтроле как о свойстве человека, ставшем в результате воспитания и самовоспитания чертой его характера. В деятельности пересекаются все психические явления и наиболее полно обнаруживают свое присутствие в них самоконтроль. (13, с. 156).

В соответствии с принципом произвольности следует различать произвольный и непроизвольный виды самоконтроля. Произвольный самоконтроль предполагает осознанный характер постановки и достижения соответствующих целей при выполнении определенного вида деятельности.

Осуществление человеком любой деятельности всегда сопровождается осознаваемым или неосознаваемым самоконтролем, в ходе которого выполнение этой деятельности оценивается и, при необходимости, корректируется. Контроль представляет собой основанную на знании эталонов (идеальных образцов) систему проверки: состояния каких-либо объектов, процесса их изменения, результатов какого-либо процесса.

«Под педагогическим контролем понимается система проверки результатов обучения и воспитания» обучающихся [3, с. 273]. Контроль осуществляется не только по результатам педагогического процесса, но и за его ходом. Контроль за началом процесса овладения учащимися очередным элементом знания, за первоначальным этапом овладения умением предшествует контролю за результатом его усвоения. Педагогический контроль выполняет диагностическую, обучающую, воспитывающую и развивающую функции. Самоконтроль, рассматриваемый в качестве контроля, отнесённого к самому себе, к собственной деятельности, является необходимым компонентом деятельности как учителя, так и учащихся. Для того чтобы самоконтроль был эффективным, необходимо не только осуществлять весь цикл деятельности, но и обращать особое внимание на отдельные его этапы:

  • — этап разработки вариантов предстоящей деятельности;
  • — этап планирования деятельности;
  • — этап проверки процесса и результата решения учебной задачи;
  • — этап их оценки в соответствии с критериями, выбранными для конкретных условий.

Анализ результатов исследования по проблеме самоконтроля показывает, что существуют различные подходы к определению его сущности.

Самоконтроль рассматривают как акт умственной деятельности человека, форму проявления и развития самосознания, мышления, качества ума (П.П. Блонский, Т.И. Гавакова); как компонент учебной деятельности, заключающийся в анализе и регулировании её хода и результата, или умение контролировать свою деятельность (А.Я. Арет, Л.Б. Ительсон). А. С. Лында определяет самоконтроль как качество, связанное с проявлением активности и самостоятельности личности, как структурный элемент процесса самовоспитания. В. Я. Ляудис воспринимает самоконтроль как систему действий, направленных на слежение за ходом деятельности, оценку, проверку результата познавательной деятельности.

Мы предлагаем трактовать самоконтроль как структурный компонент любой учебной деятельности, включающий в себя умение человека проверять правильность или неправильность выполнения каждого шага собственной деятельности:

  • — прогнозирования её цели;
  • — трудностей, с которыми предстоит встретиться при её достижении;
  • — планирования пути достижения цели;
  • — диагностирования правильности выполнения каждого её этапа;
  • — оценивания достигнутого.

В связи с различными нюансами в определении сущности самоконтроля разные авторы выделяют разные его функции. В их числе называют:

— проверочную функцию (умение проверять выполнение каждого шага собственной деятельности);

  • — оценочную функцию (умение оценивать правильность или неправильность каждого шага своей деятельности);
  • — регулирующую функцию (умение принимать решение о необходимости внесения изменений в осуществляемую деятельность для обеспечения её целенаправленного протекания).

Функции самоконтроля аналогичны функциям контроля. Различие заключается в направленности действия: при самоконтроле — на себя, на свою деятельность; при контролена другие объекты. Все функции реализуются в единстве, однако на разных этапах развития самоконтроля та или иная из них доминирует. Так, оценочная функция является системообразующей, поэтому она имеет место на всех этапах формирования самоконтроля, и от качества её реализации зависят все остальные функции.

А.С. Лында в числе элементов структуры деятельности самоконтроля, связанной с учебной деятельностью учащегося, выделяет:

  • — уяснение цели деятельности и первоначальное ознакомление с конечным результатом и способами его достижения, с которыми будут сравниваться применяемые приёмы деятельности и полученный результат;
  • — сличение хода деятельности и достигнутого результата с её образцами;
  • — самооценку состояния выполняемой деятельности, установление и анализ допущенных ошибок, выяснение их причин, констатацию состояния деятельности;
  • — коррекцию (исправление) работы на основе самооценки, уточнение плана выполняемой деятельности, внесение в неё усовершенствований.

В структуре самоконтроля важным звеном является сличение, которое предполагает восприятие деятельности и установление степени её совпадения с прогнозируемым эталоном, в результате чего происходит её узнавание. Самоконтроль охватывает не всю деятельность в целом, а лишь её контрольно-оценочные элементы.

Выделяют итоговый, пооперационный, планирующий, прогнозирующий, перспективный самоконтроль, каждый из которых предполагает различные операции в процессе их осуществления (В.М. Блинов, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. С. Лында, Л. И. Рувинский, Н. Ф. Талызина и др.).

Итоговый самоконтроль по результату деятельности предусматривает сличение результата с заданным образцом. Этот вид является самым простым по форме. Он не затрагивает самого процесса деятельности, т. е. последовательности и полноты операций, не помогает заблаговременно избежать ошибки и достичь заметных успехов.

Текущий пошаговый, или пооперационный, самоконтроль состоит в выяснении полноты, правильности и последовательности производимых операций. Он позволяет скорректировать ошибки до завершения учебной деятельности и должен быть одной из основных форм самоконтроля.

Планирующий (прогнозирующий, перспективный, опережающий) самоконтроль представляет собой самую развитую и сложную форму самоконтроля. Он заключается в определении общей стратегии учебной деятельности (этапов работы), её планирования, предвосхищения результата ещё не выполненного действия. Ведущую роль при этом играет прогнозирование, когда делается анализ прошлого опыта, выносится оценка достигнутого уровня развития в настоящем, на этой основе выявляются возможные трудности и, в зависимости от этого, происходит выбор пути для выполнения указанной деятельности.

Для осуществления самоконтроля необходимы умения:

  • — поставить осознанную цель самоконтроля (обучающий осознает и правильно ставит цель, а обучаемый в результате осознания принимает её);
  • — выбирать эталон и пользоваться им;
  • — осуществлять самоанализ, самооценку и самокоррекцию.

В состав человеческого действия входит и основное рабочее действие, и действие самоконтроля (П.Я. Гальперин). Это два элемента одного действия, но внешне они выступают как два самостоятельных. Их формирование происходит не одновременно: самоконтроль образуется гораздо быстрее, чем рабочее действие. Средства контроля в основном остаются постоянными, поэтому в процессе применения они довольно быстро усваиваются. Действие контроля становится идеальным, первое время оно выполняется с чётким разделением операций, но постепенно происходит их сокращение.

Выделяют следующие стадии развития самоконтроля:

  • — вначале действие самоконтроля «следит» за основным действием, ориентируясь на внешние опоры, образцы;
  • — затем действие самоконтроля начинает сливаться с основным действием, временами отрываясь от внешних опор;
  • — действие самоконтроля осуществляется без внешних опор, т. е. сливается с основным действием;
  • — наконец, самоконтроль начинает опережать само действие, упреждать его (П.Я. Гальперин).

Внешний контроль является средством формирования самоконтроля, который, в свою очередь, постепенно становится необходимым компонентом совершенствования контролирующей деятельности, так как действие самоконтроля формируется на основе и в процессе внешнего контроля. Исследования Ш. А. Амонашвили, П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной, Н. А. Шайденко и др. показали, что каждому виду деятельности соответствуют свои эффективные формы внешнего контроля и самоконтроля Ряд авторов вполне обоснованно считает, что коррекция (исправление чего-либо), основываясь на контроле или самоконтроле, выходит за рамки самоконтроля. Сличение сопровождается самооценкой выполняемой деятельности и самокоррекцией.

При рассмотрении корректировочных действий обучаемых выделяют обобщённую и конкретную, немедленную и отсроченную коррекцию (В.Я. Ляудис и Н.А. Омельченко). Обобщённая коррекция предполагает наличие у обучаемого системы общих ориентиров выполнения корректировки. Конкретная заключается в конкретном указании на ошибку. Немедленная коррекция предполагает выдачу корректировочной информации одновременно с информацией об ошибке. Отсроченная — с некоторым перерывом во времени. На необходимость диагностико-корректировочного звена в любой деятельности как её компонента указывают многие видные психологи (В.П. Беспалько, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн). В составе процесса обучения в качестве обязательных этапов должны быть этап диагностики и этап коррекции.

Таким образом, мы предлагаем трактовать самоконтроль как структурный компонент любой учебной деятельности, включающий в себя умение человека проверять правильность или неправильность выполнения каждого шага собственной деятельности (А.Я. Арет, Л. Б. Ительсон и др.):

  • — прогнозирования её цели;
  • — трудностей, с которыми предстоит встретиться при её достижении;
  • — планирования пути достижения цели;
  • — диагностирования правильности выполнения каждого её этапа;
  • — оценивания достигнутого.

Выделяют итоговый, пооперационный, планирующий, прогнозирующий, перспективный самоконтроль, каждый из которых предполагает различные операции в процессе их осуществления (В.М. Блинов, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. С. Лында, Л. И. Рувинский, Н. Ф. Талызина и др.).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой