Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Включение детей с нарушением слуха в образовательную среду массовой школы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые сформулированы особые образовательные потребности младших школьников с нарушением слуха, обучающихся в массовой школеобоснованы основные направления и содержание коррекционной работыраскрыт механизм возникновения специфических трудностей в общенииописана феноменология взаимодействия учителя и ученика с нарушенным слухом в образовательной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Проблемы обучения учащихся с нарушенным слухом в условиях массовых образовательных учреждений
    • 1. Анализ современного состояния теории и практики интегрированного обучения детей с нарушением слуха
    • 2. Образовательная среда для глухих и слабослышащих учащихся в школах разного типа
    • 3. Подходы к определению образовательных потребностей школьников с ограниченными возможностями здоровья
  • Глава II. Особые образовательные потребности первоклассников с нарушенным слухом, обучающихся в массовой школе (констатирующий эксперимент)
    • 1. Цель и этапы ксперимента
    • 2. Анализ анамнестических данных первоклассников с нарушенным и сохранным слухом
    • 3. Изучение речевого развития слышащих и неслышащих первоклассников с использованием типовой речевой карты
    • 4. Особенности речевого взаимодействия первоклассников с нарушенным слухом с учителем и сверстниками
    • 5. Характеристика особых образовательных потребностей первоклассников с нарушением слуха
  • Глава III. Реализация особых образовательных потребностей первоклассников с нарушенным слухом при обучении в условиях массовой школы
    • 1. Направления и содержание коррекционной помощи
    • 2. Координация деятельности сурдопедагога, учителя и родителей
    • 3. Включение первоклассников с нарушением слуха в общий учебно-воспитательный процесс

Включение детей с нарушением слуха в образовательную среду массовой школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Данное исследование посвящено разработке комплекса педагогических условий, необходимых для полноценного включения детей с нарушением слуха в образовательную среду массовой школы.

Актуальность исследования. Образовательная интеграция детей с особыми потребностями является общей мировой тенденцией, характерной для высокоразвитых стран. Это закономерный этап развития системы специального образования, связанный с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей в разных областях жизни, включая образование (Н.Н.Малофеев).

Исследования, проведенные в Институте коррекционной педагогики РАО, доказали необходимость разработки и внедрения в практику вариативных форм организации интегрированного обучения. Созданы базовые модели интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (Н.Н.Малофеев, Н.Д.Шматко).

Научно-обоснованный подход к организации совместной деятельности, общения воспитанников дошкольных образовательных учреждений комбинированного вида позволяет части из них по уровню психофизического и речевого развития приблизиться к возрастной норме. Высокий уровень дошкольной подготовки детей дает возможность родителям расширить выбор учреждений для дальнейшего школьного обучения. Современные достижения в области дошкольного образования повышают актуальность разработки проблемы обучения в массовой школе глухих и слабослышащих детей.

Обучаясь по дидактической системе массовой школы, ребенок с нарушением слуха должен овладеть общим содержанием школьного образования в единые со слышащими сверстниками сроки. Коррекционная педагогика располагает определенным опытом обучения неслышащих детей в массовой школе, свидетельствующим как о положительных результатах, так и о трудностях усвоения программного материала в этих условиях.

Актуальным представляется изучение особенностей обучения детей с нарушением слуха совместно со слышащими сверстниками в условиях массовой школы.

Цель исследования: разработать направления и содержание коррекционной помощи первоклассникам с нарушением слуха, обучающимся в массовой школе, на основе определения их особых образовательных потребностей.

Объект исследования: обучение первоклассников с нарушенным слухом в массовой школе.

Предмет исследования: процесс включения первоклассников с нарушением слуха в образовательную среду массовой школы.

Гипотеза исследования:

Мы предположили, что для полноценного включения ребенка с нарушением слуха в образовательную среду массовой школы необходимо выявление и реализация его особых образовательных потребностей, обусловленных как спецификой психофизического и слухоречевого развития такого ребенка, так и условиями обучения в классе со слышащими сверстниками.

Специальная (коррекционная) помощь со стороны учителя массовой школы (наряду с работой учителя-сурдопедагога) и родителей, направленная на удовлетворение особых образовательных потребностей ребенка с нарушением слуха, способствует повышению его успешности в общении и взаимодействии со взрослым и сверстниками, что положительно сказывается на усвоении образовательной программы.

Задачи исследования: 1. Провести анализ исследований по проблеме образования детей с недостатками слуха в условиях массовой школы.

2. Определить особые образовательные потребности первоклассников с нарушением слуха, обучающихся в массовой школе, учитывая как своеобразие их общего и речевого развития, так и новые условия обучения.

3. Обосновать направления и разработать содержание коррекционной помощи первоклассникам с нарушенным слухом, обеспечивающей их включение в общий образовательный процесс.

4. Оценить эффективность коррекционной помощи ученику с нарушенным слухом, осуществляемой учителем и родителями, в условиях экспериментального исследования.

Методологическую основу исследования составили: фундаментальные положения культурно-исторической концепции Л. С. Выготского, включая представления о зоне ближайшего развития, о необходимости построения обходных путей в обучении, о «социальном вывихе»;

— концепция эволюции отношения общества и государства к людям с отклонениями в развитии (Н.Н.Малофеев);

— психолого-педагогические основы воспитания и обучения детей с нарушениями слуха (Р.М.Боскис, С. А. Зыков, Б. Д. Корсунская и др.);

— отечественная концепция интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (Н.Н.Малофеев, Н.Д.Шматко);

— научное обоснование понятия «особые образовательные потребности» (Е.Л.Гончарова, О.И.Кукушкина).

Методы исследования:

— анализ, систематизация и обобщение литературных данных по проблеме исследованияизучение истории развития детей с нарушенным слухом;

— систематическое наблюдение за первоклассниками с нарушенным и сохранным слухом;

— опрос (в форме интервью), беседапсихолого-педагогический эксперимент: констатирующий, обучающий, контрольный;

— количественный и качественный анализ результатов исследования.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается методологической базой исследования, его комплексностью, адекватностью методов исследования поставленным целям и задачам. Продолжительность и общий объем проведенных исследований, длительный и разносторонний характер наблюдений за постоянным составом испытуемых, сочетание количественного и качественного анализа полученных данных повышают достоверность и надежность результатов исследования.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые сформулированы особые образовательные потребности младших школьников с нарушением слуха, обучающихся в массовой школеобоснованы основные направления и содержание коррекционной работыраскрыт механизм возникновения специфических трудностей в общенииописана феноменология взаимодействия учителя и ученика с нарушенным слухом в образовательной среде массовой школыраскрыта роль родителей в обучении детей с нарушением слуха совместно со слышащими сверстникамиопределены основные условия включения учеников с нарушением слуха в учебно-воспитательный процесс массовой школы.

Теоретическая значимость заключается в том, что результаты исследования дополняют существующие в сурдопедагогике сведения о достижениях в развитии детей с нарушением слуха, обучающихся в условиях комбинированных групп дошкольных образовательных учреждений. Установлено, что процесс включения ребенка с нарушением слуха в образовательную среду массовой школы предусматривает удовлетворение его особых образовательных потребностей.

Практическая значимость состоит в том, что разработаны методические подходы к обучению детей с нарушенным слухом в условиях массовой школы, способствующие их успешной адаптации и полноценному включению в новую образовательную среду. Полученные результаты могут быть использованы в практической деятельности педагогов массового и специального образования, работающих с глухими и слабослышащими детьми, обучающимися совместно со слышащими сверстниками. Возможно использование материалов исследования при написании методических пособий для специалистов и родителей.

Результаты исследования важны для разработки специальных стандартов общего образования детей с нарушением слуха.

Организация исследования. В исследовании приняли участие 62 ребенка (16 детей с нарушенным слухом и 46 детей с нормальным слухом). Дети с нарушенным слухом на момент эксперимента обучались в первых классах массовых школ. Экспериментальное исследование проводилось на базе ГОУ СОШ № 578 ЮАО г. Москвы с 2004 по 2009 г. г.

Апробация исследования. Работа обсуждалась на заседаниях лаборатории содержания и методов обучения детей с нарушением слуха Учреждения РАО «Институт коррекционной педагогики», представлялась на Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения С. А. Зыкова (Москва, 2007), Международной научно-практической конференции «Чтение и грамотность в образовании и культуре» (Москва, 2009), Всероссийских совещаниях, посвященных вопросам разработки и внедрения специальных федеральных государственных образовательных стандартов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Москва, 2008, 2009).

Материалы исследования включены автором в лекционные курсы повышения квалификации учителей-сурдопедагогов и педагогов массовых школ.

Положения, выносимые на защиту:

• Учащиеся с нарушением слуха, готовые к обучению в массовой школе, испытывают специфические трудности при включении в образовательную среду массовой школы.

• Особенности общего и слухоречевого развития ребенка с недостатками слуха влияют на успешность взаимодействия с учителем и сверстниками, на эффективность школьного обучения.

• Возникновение специфических трудностей обусловлено несоответствием условий обучения в массовой школе возможностям ребенка с нарушением слуха. Понимание причин возникновения трудностей у слабослышащих и глухих учащихся позволяет выявить их особые образовательные потребности.

• Особые образовательные потребности интегрированных первоклассников с нарушением слуха заключаются в развитии способностей к успешному, продуктивному общению и познанию в новых сложных условиях массовой школы.

• Реализация особых образовательных потребностей требует организации коррекционной помощи одновременно по двум взаимосвязанным направлениям: развитие потенциальных возможностей ребенка в ходе обучения и преодоление специфических трудностей, возникающих при взаимодействии с новой образовательной средой.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения. Объем работы составляет 170 страниц машинописного текста (без учета приложения). Работа иллюстрирована 3 таблицами, 13 рисунками.

Заключение

.

Проведенное исследование посвящено разработке направлений и содержания коррекционной помощи интегрированным первоклассникам с нарушением слуха, отвечающей их особым образовательным потребностям и позволяющей включить ребенка в общий учебный процесс массовой школы.

Актуальность исследования определялась необходимостью разработки методических подходов к обучению ребенка с нарушенным слухом совестно со слышащими сверстниками, обеспечивающих его полноправное участие в общей учебной деятельности детского коллектива.

В ходе констатирующего эксперимента было доказано, что понимание причин и условий возникновения трудностей в обучении и общении у глухих (слабослышащих) учащихся, интегрированных в массовую школу, позволяет определить их особые образовательные потребности.

Особые образовательные потребности первоклассников с нарушениемслуха включают в себя развитие целого комплекса способностей:

• воспринимать звучащую речь в разных акустических условиях;

• понимать речь и правильно оценивать действия собеседника в различных коммуникативных ситуациях;

• составлять продуктивные речевые высказывания;

• обобщать собственный жизненный опыт в процессе взаимодействия с окружающим миром и активно использовать его в общении и обучении;

• выстраивать товарищеские и дружеские отношения со сверстниками.

Выделены и подробно описаны уровни развития указанных способностей у первоклассников с нарушенным слухом: высокий, средний и низкий. В основе разграничения способностей по уровням лежали: — характер активности и целенаправленности ребенка, самостоятельность ученика в достижении результата и мера необходимой ему помощи.

В большинстве случаев наблюдался разный уровень развития названных способностей у одного и того же ребенка с нарушенным слухом, что обуславливает необходимость максимальной индивидуализации процесса коррекционной помощи слабослышащему или глухому первокласснику.

Проведенное исследование убедительно доказало необходимость разработки коррекционной помощи ученику с нарушенным слухом, обучающемуся в массовой школе, направленную на реализацию его особых образовательных потребностей. Принципиальное отличие нового подхода к обучению рассматриваемой категории учащихся состояло в построении коррекционной помощи по двум взаимосвязанным направлениям.

Первое из них представляло собой коррекционную помощь, основанную на развитии ребенка и использовании его личностного потенциала в процессе речемыслительной деятельности, что позволяло предупредить возникновение трудностей в обучении и общении. Вторым направлением являлась коррекционная помощь ребенку в решении насущных задач обучения и общения, опирающаяся на актуальный уровень развития речи и мышления неслышащего ученика.

Выделенные направления образовывали единую взаимосвязанную спиралевидную модель коррекционной помощи, в которой внешние условия обучения и общения носили достаточно гибкий характер.

Результаты обучающего эксперимента подтвердили, что учителя массовой школы недостаточно осведомлены о наличии у глухих и слабослышащих учеников особых образовательных потребностей. Организованное практическое обучение и консультативное сопровождение педагогов позволило добиться положительных результатов в обучении детей с нарушением слуха. Исследование показало, что собственный успешный опыт работы с данной категорией учащихся способствовал повышению профессиональной компетенции учителя. Большая роль в организации совместного обучения детей с нарушенным слуха со слышащими сверстниками отводится родителям, которые (наряду с учителем и сурдопедагогом) реализуют задачи налаживания взаимодействия ребенка с окружающим миром.

Достижениями проведенного коррекционного обучения являются повышение способности к продуктивному обучению и общению. Накопление у ученика собственного опыта успешного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в процессе учебной и внеучебной деятельности, стимулирует его активность и самостоятельность, реализует его особые образовательные потребности.

Перспективы исследования представляются нам в разработке направлений и содержания коррекционной помощи на следующих возрастных этапах обучения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С. А. Отношение педагогов и родителей к интегрированному обучению детей с нарушенным слухом / С. А. Алейникова, М. М. Маркович, Н. Д. Шматко // Дефектология. — 2005. — № 5. — С. 19 -3 0.
  2. . Г. Генетические и структурные взаимосвязи в развитии личности// Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д. И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. Москва: Институт практической психологии, 1996. -с. 66−72
  3. Л.В. Педагогические условия осуществления интеграции детей с проблемами в развитии в общеобразовательную школу// Интегрированное обучение: проблемы и перспективы. — СПб: Образование, 1996. с. 81−84
  4. А. А. Роль совместного коллектива для слышащих подростков и подростков с нарушениями слуха // Новые пути решения проблем детской инвалидности средствами культуры и искусства.-М., 2001.-С. 196−212.
  5. М. М., Ефимова С. В. Как помочь детям с трудностями обучения? //Начальная школа. 1990. № 10. С. 11−16.
  6. В.И. Значение исследований овладения произношения в норме для сурдопедагогической и логопедической практики//Дефектология, 1973. № 3. — с. 3−10
  7. Г. Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений. -М.:ИЦКПС, 2000.- 115 с.
  8. , О. Л. Взаимодействие учителя-дефектолога сродителями слабослышащего ребенка, интегрированного в общеобразовательную школу / О. JI. Беляева, Н. В. Ольховска // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2007. — № 1. — С. 42 — 46.
  9. Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе// Вопросы психологии. — 1976.- № 6.-с. 45−53
  10. Е.Д. Учителю о языковой компетенции школьников. Психолого-педагогические аспекты языкового образования. М.: Изд-во Московского психолого-социального института- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. — 288 с.
  11. P.M. Глухие и слабослышащие дети. М.: Советский спорт, 2004. — 304 е.: (Золотые страницы сурдопедагогики).
  12. P.M. Учителю о детях с нарушениями слуха. М.: Просвещение, 1975. — 142 с.
  13. Н.И. Интегративное обучение детей с особыми образовательными потребностями. Современные тенденции, проблемы, перспективы// Интегративные тенденции современного специального образования. М.: Полиграф сервис, 2003 — с. 248 — 251.
  14. Н.И. Педагогические условия обеспечивающие эффективность формирования общеучебных умений у глухих учащихся младших классов. Методические рекомендации для учителей начальной школы I вида. Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2005. — 36 с.
  15. Т. И. Опыт совместного обучения слабослышащих и слышащих школьников // Дефектология. — 2005. № 5.-С. 36−38.
  16. А. Социально-психологическая интеграция детей с нарушениями слуха в окружающем мире // Преодоление ограничений.
  17. Вып. 2. Томск, 2004. — С. 20−26.
  18. Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности/Григорьева В.П., Зимняя И. А., Мерзлякова В. А. и др. М.: Рус. яз., 1985.- 116 с.
  19. JI.C., Граш Н. Е., Волков A.M. Некоторые проблемы интегрированного образования в российской дефектологии на современном этапе // Дефектология. 2002. — № 3. — с. 3−15
  20. JI.C. Проблемы дефектологии / Сост., авт. вступ. ст. и библиограф. Т. М. Лифанова, Авт. коммент. М. А. Степанова. М.: Просвещение, 1995. — 527 с.
  21. Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения/Сборник статей. — М., Ленинград: Государственное учебно-педагогическое издательство. 1935. — 116 с.
  22. И.М., Тигранова Л. И. Если ребенок со сниженным слухом учится в массовой школе .// Дефектология. — 1995. № 3. — с. 39−46
  23. И.М., Тигранова Л. И. К проблеме интеграции (программа подготовки учителей массовых школ к работе с детьми с нарушенным слухом) // Дефектология.- 1996.- № 6. с. 44−51.
  24. Л. А. Социально-личностное развитие // Дошкольная сурдопедагогика. М., 2001. — С. 264−276.
  25. Е.Л. Формирование базовых компонентов читательской деятельности у детей с глубокими нарушениями зрения и слуха // Дефектология. 1995. — № 4. — с. 3−10
  26. Е.Л., Кукушкина О. И. Внутренний мир человека как предмет изучения в специальной школе: опыт проектирования нового содержания обучения// Дефектология. 1998.- № 3.- с. 6
  27. Дети с отклонениями в развитии: Методическое пособие. / сост. Н. Д. Шматко. М.: Аквариум, 1997. — 128 с.
  28. Н.Ю. Исследование слуха и речи слабослышащих детей, обучающихся в массовой школе. // Обучение и воспитание детей с недостатками в физическом и умственном развитии. Всесоюзные педагогические чтения. М.: Изд-во «Педагогика». — 1970. — с. 51−52
  29. А.О. Правильно ли развивается ваш ребенок и надо ли обращаться за помощью: Книга для тех, кому это интересно. -М.: Айрис-пресс, 2004. 64 с. — (Методика)
  30. Г. Л. Современные научные подходы к образованию детей с недостатками слуха: основные идеи и перспективы // Дефектология. 1999. — № 5. — с. 52−70
  31. Зак А. З. Как определить уровень развития мышления школьника / А. З. Зак. М.: Знание, 1982.- 96 с.
  32. Е.А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения. М.: Русский язык, 1979. — 240 с.
  33. А.Г. развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. 200 с.
  34. И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. Пособие для учителей средней школы. М: Просвещение, 1978. — 159 с.
  35. A.M. Интеграция ребенка-инвалида в среду здоровых сверстников как метод социальной адаптации // Дефектология. 1997. -№−6.-с. 21−25
  36. М.А. Активизация речевого общения глухих школьников младших классов в совместной деятельности//Автореф. дис. канд. пед. наук М., 2000. — 15 с.
  37. С.А. Методика обучения глухих детей языку. Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1977−200 с.
  38. Т. С. Школы для глухих и слабослышащих детей на этапе модернизации образования // Дефектология. 2005. — № 5. — С. 31 -36.
  39. Т.С., Хотеева Э. Н. Социально-бытовая ориентировка в специальный (коррекционных) образовательных учреждениях 1−2 вида: Пособие для учителя. М.: Владос, 2003. — 200 с.
  40. Из опыта работы интеграции детей с нарушенным слухом / Дорофеева И. И., Гиндина Е. А. Деплоухова И.А., Лосева JI.JI. // Дефектология. 2003. — № 1. — С. 54 — 60.
  41. Интеграция детей-инвалидов в массовую школу: преодоление психологических барьеров и особенности обучения и воспитания. А Кизима, Е Есикова//Научно-методический журнал «Директор школы». №. 3. — 2008. — с. 68−74.
  42. Интегрированное обучение детей с нарушением слуха. Методические рекомендации / Под редакцией JI.M. Шипицыной, Л. П. Назаровой. СПб.: Детство-пресс, 2001. — 64 с.
  43. Интегрированное обучение детей с нарушением слуха: Методические рекомендации // Науч. ред. JI.M. Шипицына, Л. П. Назарова. -М.: Детство-пресс, 2001. 64 с
  44. История Института коррекционной педагогики РАО. Н. Н. Малофеев //Новости образования. 15−16 (48)/2003. — с. 6−7, 19.
  45. К. Порождение, восрприятие и осознание речи//Вопросы психики и учебной деятельности аномальных детей. -Тарту, 1990. с. 78−79
  46. К.ван. Рейсвейк Интеграция: понятие с множеством значений// Интегрированное обучение: проблемы и перспективы (Материалы Международного семинара). СПб.: Образование, 1996 -с. 39−47
  47. Е.Д. Интеграция детей со специальными нуждами в Швеции// Интегрированное обучение: проблемы и перспективы (Материалы Международного семинара). — СПб.: Образование, 1996 -с.31−39
  48. Книга для учителя школы слабослышащих: Обучение рус. яз., чтению, произношению / К. Г. Коровин, И. М. Гилевич, Н. Ю. Донская и др.- Под ред. К. Г. Коровина.— М.: Просвещение, 1995. — 160 с.
  49. Л. П. Из опыта интегрированного обучения подростков с нарушениями слуха // Дефектология. 2005. — № 5. — С. 39
  50. К.Г. Практическая грамматика в системе специального обучения слабослышащих детей языку.— М., 1976. — 255 с.
  51. .Д. Воспитание глухого ребенка в семье. М.: Педагогика, 1970. — 192 с.
  52. .Д. Обучение речи глухих дошкольников. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. — 168 с.
  53. В. А. Построение модели гуманитарной образовательной среды. // Педагог. 1999. — № 2. — С.26−32.
  54. У.В. Образование детей с особыми потребностями в Самарской области: на пути к интеграции// Дефектология. 2008. № 6.- с. 71−78.
  55. В. А. Крайнина З.М. Человек не слышит. Изд-е 2-е, испр. и доп. — М.: Знание, 1987. — 144 с.
  56. В.А. Психологические особенности младшего школьника// Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д. И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. Москва: Институт практической психологии, 1996. — с. 207−210
  57. JI. Обследование детей с пониженным слухом, обучающихся в массовой школе // Начальная школа. 1973.- № 5. -с. 47−51
  58. О.И. Использование информационных технологий в различных областях специального образования // Автореферат диссертации. Москва. — 2005 г. — 58 с.
  59. О.И. Компьютер в специальном обучении: проблемы, поиски, подходы //Дефектология. 1994. — № 5. — с. 3−9
  60. Э. Экстернальная интеграция: взаимодействие между массовым и специальным образованием// Интегрированное обучение: проблемы и перспективы (Материалы Международного семинара). -СПб.: Образование, 1996 с.57−67
  61. Ю., Тарасов С. Образовательная среда и развитие личности //Новые знания. 2001. — № 1. — С. 6−7.
  62. Н.Б. Подготовка к школьному обучению детей с аутизмом: Автореф. дис. канд. пед. наук М., 2008. — 26 с.
  63. Д. Пути интеграции. Учебный план в помощь социально-эмоциональному развитию детей с особыми нуждами//Дефектология. 1994. — № 6. — с. 76−82.
  64. Э.И. Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья как нормализующий фактор жизнедеятельности социума / Актуальные проблемы интегрированного обучения. М.: Права человека, 2001. — с. 72−77.
  65. Э.И. Я не хочу молчать!: опыт работы по обучению детей с нарушениями слуха по методу Леонгард. Изд. 3-е/ Леонгард Э.И.- Самсонова Е. Г., Иванова Е. А. М.: Теревинф, 2009. — 144 с.
  66. Э.И. Глухие и слабослышащие малыши в образовательном пространстве// Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2008. — № 5. — с. 28−38
  67. А.А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1997. — 287 с.
  68. А., Парилис С. Думаем, говорим, делаем: феномен повседневного сознания. М.: Институт практической психологии, 1997.- 224 с.
  69. Н.И. Особенности речи слабослышащего ребенка, обучавшегося в массовой школе. / Опыт обучения слабослышащих детей. Педагогические чтения под ред. А. Г. Зикеева, К. Г. Коровина, Л. И. Тиграновой. М.: Изд-во «Просвещение». — 1964. -с. 33−40
  70. М.И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни// Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д. И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. -М.: Институт практической психологии, 1996. 304 с.
  71. М.И. Потребность в общении//Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения.- М.: Педагогика, 1986. с.31−57
  72. И. П. Виды анализа учебного материала и психологические трудности при их несформированности // Начальная школа. 1994.- № 5.- с. 54−59.
  73. Н. П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике. Изд. 2-е, перераб., доп. М.: Ось-89, 1997. с. 124
  74. Н. П. Слабоуспевающие школьники: психологическое изучение и коррекционная работа с ними // Начальная школа. 1992. — № 12. — с. 59−61.
  75. А.И. Как помочь ребенку в учебе в школе и дома (серия «Психологическая помощь и консультирование», вып. 4). М.: АПО, 1993.-40 с.
  76. А.Р. Язык и сознание/ Под ред. Е. Д. Хомской. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1979. — 320 с.
  77. Н.Н. Перспективы развития учебных заведений для детей с особыми образовательными потребностями // Начальнаяшкола: плюс-минус. 2000. -№ 12. — с. 3−12
  78. Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития //Дефектология. 1997. — № 4 — с. 3−15
  79. Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа: учеб. пособие для студентов пед. вузов. М.: Просвещение, 2009 — 319 с.
  80. Н.Н., Гончарова E.JL, Никольская О. С., Кукушкина О. И. Специальный федеральный государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения концепции. // Дефектология. 2009. — № 1. — с. 5−19
  81. Н.Н., Зыкова Т. С., Шматко Н. Д. Методические рекомендации по осуществлению интегрированного обучения в условиях специальных образовательных учреждений. — М., 2006.-48 с.
  82. Н.Н., Шматко Н. Д. Базовые модели интегрированного обучения. // Дефектология 2008. — № 1.-е. 71−78.
  83. Н.Н., Шматко Н. Д. Интеграция и специальные образовательные учреждения: необходимость перемен. // Дефектология. -№ 2.-2008.-с. 86−93.
  84. Медведева 3. П. Интегрированное обучение детей с нарушенным слухом в специальном коррекционном детском доме // Дефектология. 2001. — № 3. — С. 67−71.
  85. Е.П. Консультативная группа как вариант интеграции дошкольников с нарушенным слухом// Интегрированное обучение: проблемы и перспективы (Материалы Международного семинара). СПб.: Образование, 1996 — с. 114−121
  86. Э.В. Обучение внезапно оглохших детей и взрослых восприятию устной речи. Учебно-методическое пособие. — М.: Институт учебника «Пайдейя», 2000. 304 с.
  87. Н.Г. О понимании текста: Известия Академии Педагогических Наук РСФСР, вып. 7, M.-JL, 1947, с.191−239
  88. JI. П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. М.: Владос. — 2001 — 288 с.
  89. Н. И. Становление личности ребенка 6—7 лет/Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР.—М.: Педагогика, 1992. — 160 с.
  90. М.И. Профессиональное образование инвалидов и организация для них психолого-педагогической помощи// Актуальные проблемы интегрированного обучения. М.: Права человека, 2001 -с.105−107
  91. И.В. Состояние и перспективы развития помощи детям с нарушением зрения// Интегративные тенденции современного специального образования. М.: Полиграф сервис, 2003--с. 260 — 265
  92. Л.П. Обучение языку в дошкольных группах школ глухих: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1988. — 110 с.
  93. Л.П. Теоретические основы обучения языку глухихдетей дошкольного возраста// вопросы формирования речи аномальных детей дошкольного возраста: сб. науч. тр./ отв. ред. Л. П. Носкова. — М.: АПН СССР, 1982.-92 с.
  94. Ольсен Хильдегунн «Включенное» образование стратегия для достижения образования для всех// Актуальные проблемы интегрированного обучения. — М.: Права человека, 2001 — с. 24−30
  95. Опыт работы по интеграции детей с нарушениями слуха в общеобразовательную школу / Л. П. Уфимцева и др. // Дефектология. -2005. № 4. — С. 63−67.
  96. Г. Н. Профессиональная подготовка глухих и слабослышащих: проблемы и перспективы// Актуальные проблемы интегрированного обучения. М.: Права человека, 2001 — с. 123−126
  97. Пер Ч Гюнваль От «школы для многих» к «Школе для, всех"// Дефектология. 2006. — № 2. — с. 73−78
  98. И.Л. Международная концепция включенного обучения// Актуальные проблемы интегрированного обучения. — М.: Права человека, 2001 с. 68−72
  99. Первые шаги в интеграции. Из опыта работы специальной (коррекционной) школы -интерната для слабослышащих и позднооглохших детей № 10 «Интеграция» г. Москвы. М. — 2007. -55с.
  100. В. Исследование эмоциональных отношений глухих школьников к членам семьи//Дефектология 1990. — № 6. — с. 18−24
  101. В. Эмоциональное развитие глухих детей// Автореферат дис. .доктора психологических наук Москва, 1991.- 33 с.
  102. Т. В. Система работы по социальной адаптации слабослышащих детей / Т. В. Плахова, Л. В. Дмитриева // Дефектология. 2004. — № 2. — С. 40−42.
  103. В.А. Общественные настроения в Самарской области по вопросам интегрированного образования детей с ограниченными возможностями здоросья.// Дефектология.— 2009. № 1. — с. 77−84.
  104. Развитие способностей у глухих детей в процессе обучения/ Под ред. Т.В. Розановой- НИИ дефектологии АПН СССР. М.: Педагогика, 1991. — 176 с.
  105. О. Ю. Факторы оптимизации обучения слабослышащих учащихся в условиях образовательной интеграции : автореферат дис.. кандидата педагогических наук Санкт-Петербург, 2005.-21с.
  106. Pay Ф. Ф. Проблема интеграции глухих // Формирование устной речи у глухих детей / Под ред. Т. А. Власовой, Н. Ф. Слезиной, В. И. Бельтюкова. М., 1981.
  107. Родригес Дэвид «Включенное образование: дайте ребенку шанс» // Актуальные проблемы интегрированного обучения. М.: Права человека, 2001 — с. 61−66
  108. С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории //Вопросы психологии. — 1960. № 3. — с. 3−15.
  109. В.В. Школа и стрессы: современное состояние проблемы // Вестник практической психологии образования. № 1(6) январь-март, 2006. — с. 11−15
  110. В.В., Панов В. И., Поливанова Н. И. Психологическое проектирование и экспертиза образовательной среды. // Московская психологическая школа. История исовременность. Психологическая наука, образование, практика. T. III, М.-ПИРАО, 2004.
  111. И.В. Глухой ребенок: Воспитание и обучение: Опыт матери и сурдопедагога / И. В. Самощенко. — М.: ООО «Издательство ACT" — Донецк: «Сталкер», 2003. — 171 с. -(Рецепты здоровья)
  112. В.Н. Интегрированное воспитание дошкольников с нарушенным слухом (из опыта работы)// Дефектология № 6 — 1998.
  113. В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школ. Вып. 7. Инноватор-Bennet colledge. М., 1997. С. 177—184.
  114. О.Н. Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: процедура законодательного обеспечения// Дефектология. № 4. — 2007. — с. 77−86.
  115. Современному этапу образовательной интеграции -современные инструментальные возможности. // Дефектология. № 6. — 2008. — с. 3−4
  116. Н.Г. Социальное воспитание глухих и слабослышащих дошкольников со сложными нарушениями в развитии: Автореф. дис.канд. пед. наук М., 2008. — 26 с.
  117. Психология глухих детей/ Под ред. И. М. Соловьева, Ж. И. Шиф, Т. В. Розановой, Н. В. Яшковой. 2 изд-е- стереот. М.: Советский спорт, 2006 — 448 с.
  118. . М. Способности и одаренность// Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д. И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. М.: Институт практической психологии, 1996. — с 34 — 37
  119. JI.H., Гуревич М. Г. Интегрированное обучение дошкольников с нарушенным слухом в смешанной группе (из опыта работы) // Актуальные проблемы интегрированного обучения. М.: Права человека, 2001 — с.91−100
  120. JI.E. Формирование готовности к обучению математике детей с общим недоразвитием речи: Автореф. дис.канд. пед. наук М., 2009. — 24 с.
  121. Е.Г. Интонация и смысл высказывания. Изд. 2-е, испр. М.: Книжный дом «Либроком», 2009. — 112 с.
  122. И. М., Поливанова Н. И., Ермакова И. В. Что такое образовательная среда школы и как ее выявить?// Вопросы психологии. № 6. — 1998. — с. 18−24
  123. Э.Э. К проблеме интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями в условиях массовых общеобразовательных учреждений// Актуальные проблемы интегрированного обучения. М.: Права человека, 2001 — с. 83−85
  124. Л. Д. Интегративная функция адаптивной физической культуры неслышащих детей и взрослых // Коррекц. педагогика. — 2006. № 4. — С. 5−9.
  125. Хрестоматия по детской психологии / Под ред. Г. В.1. Бурменской. М., 1996.
  126. Ф. Интернальная интеграция в специальном образовании в Нидерландах// Интегрированное обучение: проблемы и перспективы (Материалы Международного семинара). СПб.: Образование, 1996-С.47−57
  127. А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. М.: Изд-во МГУ, 2003. — 416 с.
  128. А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: Пособие для учителя. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. — 383 с. — (Педагогическая мастерская).
  129. И.В. Проблема социализации выпускников специальных школ для детей с нарушениями слуха. Дефектология, 1998. № 1. с. 42−46.
  130. И.К., Веряев А. Л. От образовательных сред к образовательному пространству: понятие, формирование, свойства //Педагог. 1998. — С.23−27.
  131. Шиф Ж. И. Усвоение языка и развитие мышления у глухих детей. М.: Просвещение, 1968. — 316 с.
  132. Е. А. Деятельность родительской ассоциации по организации интегрированного обучения детей с нарушенным слухом // Дефектология. 2005. — № 5. — С. 41−42.
  133. М.А. К характеристике нарушений слуха и речи у слабослышащих учащихся массовых школ. — Специальная школа. Вып. 4. 1965. — М.: Изд-во «Просвещение» — с. 65−72
  134. М.А. О некоторых приемах словарной работы со слабослышащими детьми, обучающимися в массовых школах// Вопросы обучения и изучения аномальных детей. — М. -Изд-во Академии педагогических наук РСФСР. 1963. — 111 с.
  135. Л.М. Актуальные аспекты интегрированногообучения детей с проблемами развития в России// Интегрированное обучение: проблемы и перспективы (Материалы Международного семинара). СПб.: Образование, 1996 — с. 19−31
  136. JI.M. Ребенок с нарушенным слухом в семье и обществе. СПб.: Речь, 2009. — 203 с.
  137. JI.M. Современные тенденции развития специального образования в России// Актуальные проблемы интегрированного обучения. М.: Права человека, 2001 — с.56−61
  138. Н.Д. Для кого может быть эффективным интегрированное обучение. //Дефектология. 1999. -№ 2. — С.49−56.
  139. Н.Д. Интегрированный подход к обучению детей с нарушением слуха в России// Интегрированное обучение: проблемы и перспективы (Материалы Международного семинара). СПб.: Образование, 1996 — с. 13−19
  140. Н.Д. Новые формы организации коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии // Дошкольное воспитание. 1998. — N 3. — с. 77−81.
  141. Н.Д., Пелымская Т. В. Если малыш не слышит.: Пособие для учителя М.: Просвещение, 2003 — 204 с.
  142. В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию, М.: Издательство «Смысл», 2001. — 365 с.
  143. Dowson, С. Education reform in Hong Kong: Integration and inclusion //K. F. Sin & S. W. Tao (Eds.), Making integration successful:
  144. Empowering teachers for inclusive practice Hong Kong. — 2000. — pp. 49−51
  145. C. & John Lian M.G. Reform, Inclusion and Teacher Education: towards a new era of special education in Asia-Pacific regions. — Hong-Kong. 2008. — p. 247
  146. , R. C., & Cohen, O. P. Implications and complications for student who is deaf of the full inclusion movement. Washington, Research Institute, Gallaudet University, — 1994.
  147. Kathleen G. McCain and Shirin D. Antia Academic and Social Status of Hearing, Deaf, and Hard of Hearing Students Participating in a Co-enrolled Classroom//Communication Disorders Quarterly. 2005.- vol. 27. -№ l.-pp. 20−32.
  148. Kluwin, Т., The Interaction of Race, Gender and Social Class Effects in the Education of Deaf Students// American Annals of the Deaf. -Washington.-1994.- 139(5).-pp. 465−471.
  149. Luckner John L. Mainstreaming Hearing-Impaired Students: Perceptions of Regular Educators// Language, Speech, and Hearing Services in Schools. 1991. — Vol.22, — pp. 302−307
  150. Poon-McBrayer, K. F. To integrate or not to integrate: Systemic dilemmas in Hong Kong//The Journal of Special Education. 2004. — 37 (4).-pp. 249−256.
  151. Stinson, M and Antia, S Considerations in educating deaf and hard-of-hearing students in inclusive settings// Journal of Deaf Studies and Deaf Education. 1999. — Vol 4. — № 3. — pp. 163−175
  152. Susan R. Easterbrooks Knowledge and Skills for Teachers of Individuals Who Are Deaf or Hard of Hearing: Initial Set Revalidation// Communication Disorders Quarterly. 2008. — Vol. 30. — № 1. — pp. 12−36
  153. Susanne Reed, Shirin D. Antia and Kathryn H. Kreimeyer Academic Status of Deaf and Hard-of-Hearing Students in Public Schools: Student, Home, and Service Facilitators and Detractors// Journal of Deaf
  154. Studies and Deaf Education. 2008. — 13(4). — pp. 485−502
  155. Wood, M. Whose job is it anyway? Educational roles in inclusion//Exceptional Children. 1998. — 64(2). — pp. 181−195.
Заполнить форму текущей работой