Включение детей с нарушением слуха в образовательную среду массовой школы
![Диссертация: Включение детей с нарушением слуха в образовательную среду массовой школы](https://westud.ru/work/2998480/cover.png)
Диссертация
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые сформулированы особые образовательные потребности младших школьников с нарушением слуха, обучающихся в массовой школеобоснованы основные направления и содержание коррекционной работыраскрыт механизм возникновения специфических трудностей в общенииописана феноменология взаимодействия учителя и ученика с нарушенным слухом в образовательной… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Проблемы обучения учащихся с нарушенным слухом в условиях массовых образовательных учреждений
- 1. Анализ современного состояния теории и практики интегрированного обучения детей с нарушением слуха
- 2. Образовательная среда для глухих и слабослышащих учащихся в школах разного типа
- 3. Подходы к определению образовательных потребностей школьников с ограниченными возможностями здоровья
- Глава II. Особые образовательные потребности первоклассников с нарушенным слухом, обучающихся в массовой школе (констатирующий эксперимент)
- 1. Цель и этапы ксперимента
- 2. Анализ анамнестических данных первоклассников с нарушенным и сохранным слухом
- 3. Изучение речевого развития слышащих и неслышащих первоклассников с использованием типовой речевой карты
- 4. Особенности речевого взаимодействия первоклассников с нарушенным слухом с учителем и сверстниками
- 5. Характеристика особых образовательных потребностей первоклассников с нарушением слуха
- Глава III. Реализация особых образовательных потребностей первоклассников с нарушенным слухом при обучении в условиях массовой школы
- 1. Направления и содержание коррекционной помощи
- 2. Координация деятельности сурдопедагога, учителя и родителей
- 3. Включение первоклассников с нарушением слуха в общий учебно-воспитательный процесс
Список литературы
- Алейникова С. А. Отношение педагогов и родителей к интегрированному обучению детей с нарушенным слухом / С. А. Алейникова, М. М. Маркович, Н. Д. Шматко // Дефектология. — 2005. — № 5. — С. 19 -3 0.
- Ананьев Б. Г. Генетические и структурные взаимосвязи в развитии личности// Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д. И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. Москва: Институт практической психологии, 1996. -с. 66−72
- Андреева Л.В. Педагогические условия осуществления интеграции детей с проблемами в развитии в общеобразовательную школу// Интегрированное обучение: проблемы и перспективы. — СПб: Образование, 1996. с. 81−84
- Андрейкин А. А. Роль совместного коллектива для слышащих подростков и подростков с нарушениями слуха // Новые пути решения проблем детской инвалидности средствами культуры и искусства.-М., 2001.-С. 196−212.
- Безруких М. М., Ефимова С. В. Как помочь детям с трудностями обучения? //Начальная школа. 1990. № 10. С. 11−16.
- Бельтюков В.И. Значение исследований овладения произношения в норме для сурдопедагогической и логопедической практики//Дефектология, 1973. № 3. — с. 3−10
- Беляев Г. Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений. -М.:ИЦКПС, 2000.- 115 с.
- Беляева, О. Л. Взаимодействие учителя-дефектолога сродителями слабослышащего ребенка, интегрированного в общеобразовательную школу / О. JI. Беляева, Н. В. Ольховска // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2007. — № 1. — С. 42 — 46.
- Божович Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе// Вопросы психологии. — 1976.- № 6.-с. 45−53
- Божович Е.Д. Учителю о языковой компетенции школьников. Психолого-педагогические аспекты языкового образования. М.: Изд-во Московского психолого-социального института- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. — 288 с.
- Боскис P.M. Глухие и слабослышащие дети. М.: Советский спорт, 2004. — 304 е.: (Золотые страницы сурдопедагогики).
- Боскис P.M. Учителю о детях с нарушениями слуха. М.: Просвещение, 1975. — 142 с.
- Бурова Н.И. Интегративное обучение детей с особыми образовательными потребностями. Современные тенденции, проблемы, перспективы// Интегративные тенденции современного специального образования. М.: Полиграф сервис, 2003 — с. 248 — 251.
- Бурова Н.И. Педагогические условия обеспечивающие эффективность формирования общеучебных умений у глухих учащихся младших классов. Методические рекомендации для учителей начальной школы I вида. Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2005. — 36 с.
- Васильева Т. И. Опыт совместного обучения слабослышащих и слышащих школьников // Дефектология. — 2005. № 5.-С. 36−38.
- Вахрушева А. Социально-психологическая интеграция детей с нарушениями слуха в окружающем мире // Преодоление ограничений.
- Вып. 2. Томск, 2004. — С. 20−26.
- Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности/Григорьева В.П., Зимняя И. А., Мерзлякова В. А. и др. М.: Рус. яз., 1985.- 116 с.
- Волкова JI.C., Граш Н. Е., Волков A.M. Некоторые проблемы интегрированного образования в российской дефектологии на современном этапе // Дефектология. 2002. — № 3. — с. 3−15
- Выготский JI.C. Проблемы дефектологии / Сост., авт. вступ. ст. и библиограф. Т. М. Лифанова, Авт. коммент. М. А. Степанова. М.: Просвещение, 1995. — 527 с.
- Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения/Сборник статей. — М., Ленинград: Государственное учебно-педагогическое издательство. 1935. — 116 с.
- Гилевич И.М., Тигранова Л. И. Если ребенок со сниженным слухом учится в массовой школе .// Дефектология. — 1995. № 3. — с. 39−46
- Гилевич И.М., Тигранова Л. И. К проблеме интеграции (программа подготовки учителей массовых школ к работе с детьми с нарушенным слухом) // Дефектология.- 1996.- № 6. с. 44−51.
- Головчиц Л. А. Социально-личностное развитие // Дошкольная сурдопедагогика. М., 2001. — С. 264−276.
- Гончарова Е.Л. Формирование базовых компонентов читательской деятельности у детей с глубокими нарушениями зрения и слуха // Дефектология. 1995. — № 4. — с. 3−10
- Гончарова Е.Л., Кукушкина О. И. Внутренний мир человека как предмет изучения в специальной школе: опыт проектирования нового содержания обучения// Дефектология. 1998.- № 3.- с. 6
- Дети с отклонениями в развитии: Методическое пособие. / сост. Н. Д. Шматко. М.: Аквариум, 1997. — 128 с.
- Донская Н.Ю. Исследование слуха и речи слабослышащих детей, обучающихся в массовой школе. // Обучение и воспитание детей с недостатками в физическом и умственном развитии. Всесоюзные педагогические чтения. М.: Изд-во «Педагогика». — 1970. — с. 51−52
- Дробинская А.О. Правильно ли развивается ваш ребенок и надо ли обращаться за помощью: Книга для тех, кому это интересно. -М.: Айрис-пресс, 2004. 64 с. — (Методика)
- Зайцева Г. Л. Современные научные подходы к образованию детей с недостатками слуха: основные идеи и перспективы // Дефектология. 1999. — № 5. — с. 52−70
- Зак А. З. Как определить уровень развития мышления школьника / А. З. Зак. М.: Знание, 1982.- 96 с.
- Земская Е.А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения. М.: Русский язык, 1979. — 240 с.
- Зикеев А.Г. развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. 200 с.
- Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. Пособие для учителей средней школы. М: Просвещение, 1978. — 159 с.
- Зотова A.M. Интеграция ребенка-инвалида в среду здоровых сверстников как метод социальной адаптации // Дефектология. 1997. -№−6.-с. 21−25
- Зыкова М.А. Активизация речевого общения глухих школьников младших классов в совместной деятельности//Автореф. дис. канд. пед. наук М., 2000. — 15 с.
- Зыков С.А. Методика обучения глухих детей языку. Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1977−200 с.
- Зыкова Т. С. Школы для глухих и слабослышащих детей на этапе модернизации образования // Дефектология. 2005. — № 5. — С. 31 -36.
- Зыкова Т.С., Хотеева Э. Н. Социально-бытовая ориентировка в специальный (коррекционных) образовательных учреждениях 1−2 вида: Пособие для учителя. М.: Владос, 2003. — 200 с.
- Из опыта работы интеграции детей с нарушенным слухом / Дорофеева И. И., Гиндина Е. А. Деплоухова И.А., Лосева JI.JI. // Дефектология. 2003. — № 1. — С. 54 — 60.
- Интеграция детей-инвалидов в массовую школу: преодоление психологических барьеров и особенности обучения и воспитания. А Кизима, Е Есикова//Научно-методический журнал «Директор школы». №. 3. — 2008. — с. 68−74.
- Интегрированное обучение детей с нарушением слуха. Методические рекомендации / Под редакцией JI.M. Шипицыной, Л. П. Назаровой. СПб.: Детство-пресс, 2001. — 64 с.
- Интегрированное обучение детей с нарушением слуха: Методические рекомендации // Науч. ред. JI.M. Шипицына, Л. П. Назарова. -М.: Детство-пресс, 2001. 64 с
- История Института коррекционной педагогики РАО. Н. Н. Малофеев //Новости образования. 15−16 (48)/2003. — с. 6−7, 19.
- Карлеп К. Порождение, восрприятие и осознание речи//Вопросы психики и учебной деятельности аномальных детей. -Тарту, 1990. с. 78−79
- К.ван. Рейсвейк Интеграция: понятие с множеством значений// Интегрированное обучение: проблемы и перспективы (Материалы Международного семинара). СПб.: Образование, 1996 -с. 39−47
- Кесарев Е.Д. Интеграция детей со специальными нуждами в Швеции// Интегрированное обучение: проблемы и перспективы (Материалы Международного семинара). — СПб.: Образование, 1996 -с.31−39
- Книга для учителя школы слабослышащих: Обучение рус. яз., чтению, произношению / К. Г. Коровин, И. М. Гилевич, Н. Ю. Донская и др.- Под ред. К. Г. Коровина.— М.: Просвещение, 1995. — 160 с.
- Корвякова Л. П. Из опыта интегрированного обучения подростков с нарушениями слуха // Дефектология. 2005. — № 5. — С. 39
- Коровин К.Г. Практическая грамматика в системе специального обучения слабослышащих детей языку.— М., 1976. — 255 с.
- Корсунская Б.Д. Воспитание глухого ребенка в семье. М.: Педагогика, 1970. — 192 с.
- Корсунская Б.Д. Обучение речи глухих дошкольников. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. — 168 с.
- Козырев В. А. Построение модели гуманитарной образовательной среды. // Педагог. 1999. — № 2. — С.26−32.
- Косарева У.В. Образование детей с особыми потребностями в Самарской области: на пути к интеграции// Дефектология. 2008. № 6.- с. 71−78.
- Крайнин В. А. Крайнина З.М. Человек не слышит. Изд-е 2-е, испр. и доп. — М.: Знание, 1987. — 144 с.
- Крутецкий В.А. Психологические особенности младшего школьника// Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д. И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. Москва: Институт практической психологии, 1996. — с. 207−210
- Кузьменко JI. Обследование детей с пониженным слухом, обучающихся в массовой школе // Начальная школа. 1973.- № 5. -с. 47−51
- Кукушкина О.И. Использование информационных технологий в различных областях специального образования // Автореферат диссертации. Москва. — 2005 г. — 58 с.
- Кукушкина О.И. Компьютер в специальном обучении: проблемы, поиски, подходы //Дефектология. 1994. — № 5. — с. 3−9
- Куль Э. Экстернальная интеграция: взаимодействие между массовым и специальным образованием// Интегрированное обучение: проблемы и перспективы (Материалы Международного семинара). -СПб.: Образование, 1996 с.57−67
- Кулюткин Ю., Тарасов С. Образовательная среда и развитие личности //Новые знания. 2001. — № 1. — С. 6−7.
- Лаврентьева Н.Б. Подготовка к школьному обучению детей с аутизмом: Автореф. дис. канд. пед. наук М., 2008. — 26 с.
- Лауве Д. Пути интеграции. Учебный план в помощь социально-эмоциональному развитию детей с особыми нуждами//Дефектология. 1994. — № 6. — с. 76−82.
- Леонгард Э.И. Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья как нормализующий фактор жизнедеятельности социума / Актуальные проблемы интегрированного обучения. М.: Права человека, 2001. — с. 72−77.
- Леонгард Э.И. Я не хочу молчать!: опыт работы по обучению детей с нарушениями слуха по методу Леонгард. Изд. 3-е/ Леонгард Э.И.- Самсонова Е. Г., Иванова Е. А. М.: Теревинф, 2009. — 144 с.
- Леонгард Э.И. Глухие и слабослышащие малыши в образовательном пространстве// Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2008. — № 5. — с. 28−38
- Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1997. — 287 с.
- Либин А., Парилис С. Думаем, говорим, делаем: феномен повседневного сознания. М.: Институт практической психологии, 1997.- 224 с.
- Линникова Н.И. Особенности речи слабослышащего ребенка, обучавшегося в массовой школе. / Опыт обучения слабослышащих детей. Педагогические чтения под ред. А. Г. Зикеева, К. Г. Коровина, Л. И. Тиграновой. М.: Изд-во «Просвещение». — 1964. -с. 33−40
- Лисина М.И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни// Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д. И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. -М.: Институт практической психологии, 1996. 304 с.
- Лисина М.И. Потребность в общении//Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения.- М.: Педагогика, 1986. с.31−57
- Локалова И. П. Виды анализа учебного материала и психологические трудности при их несформированности // Начальная школа. 1994.- № 5.- с. 54−59.
- Локалова Н. П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике. Изд. 2-е, перераб., доп. М.: Ось-89, 1997. с. 124
- Локалова Н. П. Слабоуспевающие школьники: психологическое изучение и коррекционная работа с ними // Начальная школа. 1992. — № 12. — с. 59−61.
- Луньков А.И. Как помочь ребенку в учебе в школе и дома (серия «Психологическая помощь и консультирование», вып. 4). М.: АПО, 1993.-40 с.
- Лурия А.Р. Язык и сознание/ Под ред. Е. Д. Хомской. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1979. — 320 с.
- Малофеев Н.Н. Перспективы развития учебных заведений для детей с особыми образовательными потребностями // Начальнаяшкола: плюс-минус. 2000. -№ 12. — с. 3−12
- Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития //Дефектология. 1997. — № 4 — с. 3−15
- Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа: учеб. пособие для студентов пед. вузов. М.: Просвещение, 2009 — 319 с.
- Малофеев Н.Н., Гончарова E.JL, Никольская О. С., Кукушкина О. И. Специальный федеральный государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения концепции. // Дефектология. 2009. — № 1. — с. 5−19
- Малофеев Н.Н., Зыкова Т. С., Шматко Н. Д. Методические рекомендации по осуществлению интегрированного обучения в условиях специальных образовательных учреждений. — М., 2006.-48 с.
- Малофеев Н.Н., Шматко Н. Д. Базовые модели интегрированного обучения. // Дефектология 2008. — № 1.-е. 71−78.
- Малофеев Н.Н., Шматко Н. Д. Интеграция и специальные образовательные учреждения: необходимость перемен. // Дефектология. -№ 2.-2008.-с. 86−93.
- Медведева 3. П. Интегрированное обучение детей с нарушенным слухом в специальном коррекционном детском доме // Дефектология. 2001. — № 3. — С. 67−71.
- Микшина Е.П. Консультативная группа как вариант интеграции дошкольников с нарушенным слухом// Интегрированное обучение: проблемы и перспективы (Материалы Международного семинара). СПб.: Образование, 1996 — с. 114−121
- Миронова Э.В. Обучение внезапно оглохших детей и взрослых восприятию устной речи. Учебно-методическое пособие. — М.: Институт учебника «Пайдейя», 2000. 304 с.
- Морозова Н.Г. О понимании текста: Известия Академии Педагогических Наук РСФСР, вып. 7, M.-JL, 1947, с.191−239
- Назарова JI. П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. М.: Владос. — 2001 — 288 с.
- Непомнящая Н. И. Становление личности ребенка 6—7 лет/Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР.—М.: Педагогика, 1992. — 160 с.
- Никитина М.И. Профессиональное образование инвалидов и организация для них психолого-педагогической помощи// Актуальные проблемы интегрированного обучения. М.: Права человека, 2001 -с.105−107
- Новичкова И.В. Состояние и перспективы развития помощи детям с нарушением зрения// Интегративные тенденции современного специального образования. М.: Полиграф сервис, 2003--с. 260 — 265
- Носкова Л.П. Обучение языку в дошкольных группах школ глухих: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1988. — 110 с.
- Носкова Л.П. Теоретические основы обучения языку глухихдетей дошкольного возраста// вопросы формирования речи аномальных детей дошкольного возраста: сб. науч. тр./ отв. ред. Л. П. Носкова. — М.: АПН СССР, 1982.-92 с.
- Ольсен Хильдегунн «Включенное» образование стратегия для достижения образования для всех// Актуальные проблемы интегрированного обучения. — М.: Права человека, 2001 — с. 24−30
- Опыт работы по интеграции детей с нарушениями слуха в общеобразовательную школу / Л. П. Уфимцева и др. // Дефектология. -2005. № 4. — С. 63−67.
- Пенин Г. Н. Профессиональная подготовка глухих и слабослышащих: проблемы и перспективы// Актуальные проблемы интегрированного обучения. М.: Права человека, 2001 — с. 123−126
- Пер Ч Гюнваль От «школы для многих» к «Школе для, всех"// Дефектология. 2006. — № 2. — с. 73−78
- Первова И.Л. Международная концепция включенного обучения// Актуальные проблемы интегрированного обучения. — М.: Права человека, 2001 с. 68−72
- Первые шаги в интеграции. Из опыта работы специальной (коррекционной) школы -интерната для слабослышащих и позднооглохших детей № 10 «Интеграция» г. Москвы. М. — 2007. -55с.
- Петшак В. Исследование эмоциональных отношений глухих школьников к членам семьи//Дефектология 1990. — № 6. — с. 18−24
- Петшак В. Эмоциональное развитие глухих детей// Автореферат дис. .доктора психологических наук Москва, 1991.- 33 с.
- Плахова Т. В. Система работы по социальной адаптации слабослышащих детей / Т. В. Плахова, Л. В. Дмитриева // Дефектология. 2004. — № 2. — С. 40−42.
- Прудникова В.А. Общественные настроения в Самарской области по вопросам интегрированного образования детей с ограниченными возможностями здоросья.// Дефектология.— 2009. № 1. — с. 77−84.
- Развитие способностей у глухих детей в процессе обучения/ Под ред. Т.В. Розановой- НИИ дефектологии АПН СССР. М.: Педагогика, 1991. — 176 с.
- Разумова О. Ю. Факторы оптимизации обучения слабослышащих учащихся в условиях образовательной интеграции : автореферат дис.. кандидата педагогических наук Санкт-Петербург, 2005.-21с.
- Pay Ф. Ф. Проблема интеграции глухих // Формирование устной речи у глухих детей / Под ред. Т. А. Власовой, Н. Ф. Слезиной, В. И. Бельтюкова. М., 1981.
- Родригес Дэвид «Включенное образование: дайте ребенку шанс» // Актуальные проблемы интегрированного обучения. М.: Права человека, 2001 — с. 61−66
- Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории //Вопросы психологии. — 1960. № 3. — с. 3−15.
- Рубцов В.В. Школа и стрессы: современное состояние проблемы // Вестник практической психологии образования. № 1(6) январь-март, 2006. — с. 11−15
- Рубцов В.В., Панов В. И., Поливанова Н. И. Психологическое проектирование и экспертиза образовательной среды. // Московская психологическая школа. История исовременность. Психологическая наука, образование, практика. T. III, М.-ПИРАО, 2004.
- Самощенко И.В. Глухой ребенок: Воспитание и обучение: Опыт матери и сурдопедагога / И. В. Самощенко. — М.: ООО «Издательство ACT" — Донецк: «Сталкер», 2003. — 171 с. -(Рецепты здоровья)
- Сводина В.Н. Интегрированное воспитание дошкольников с нарушенным слухом (из опыта работы)// Дефектология № 6 — 1998.
- Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школ. Вып. 7. Инноватор-Bennet colledge. М., 1997. С. 177—184.
- Смолин О.Н. Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: процедура законодательного обеспечения// Дефектология. № 4. — 2007. — с. 77−86.
- Современному этапу образовательной интеграции -современные инструментальные возможности. // Дефектология. № 6. — 2008. — с. 3−4
- Сошникова Н.Г. Социальное воспитание глухих и слабослышащих дошкольников со сложными нарушениями в развитии: Автореф. дис.канд. пед. наук М., 2008. — 26 с.
- Психология глухих детей/ Под ред. И. М. Соловьева, Ж. И. Шиф, Т. В. Розановой, Н. В. Яшковой. 2 изд-е- стереот. М.: Советский спорт, 2006 — 448 с.
- Теплов Б. М. Способности и одаренность// Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д. И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. М.: Институт практической психологии, 1996. — с 34 — 37
- Терьянова JI.H., Гуревич М. Г. Интегрированное обучение дошкольников с нарушенным слухом в смешанной группе (из опыта работы) // Актуальные проблемы интегрированного обучения. М.: Права человека, 2001 — с.91−100
- Томме JI.E. Формирование готовности к обучению математике детей с общим недоразвитием речи: Автореф. дис.канд. пед. наук М., 2009. — 24 с.
- Торсуева Е.Г. Интонация и смысл высказывания. Изд. 2-е, испр. М.: Книжный дом «Либроком», 2009. — 112 с.
- Улановская И. М., Поливанова Н. И., Ермакова И. В. Что такое образовательная среда школы и как ее выявить?// Вопросы психологии. № 6. — 1998. — с. 18−24
- Хабибуллина Э.Э. К проблеме интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями в условиях массовых общеобразовательных учреждений// Актуальные проблемы интегрированного обучения. М.: Права человека, 2001 — с. 83−85
- Хода Л. Д. Интегративная функция адаптивной физической культуры неслышащих детей и взрослых // Коррекц. педагогика. — 2006. № 4. — С. 5−9.
- Хрестоматия по детской психологии / Под ред. Г. В.1. Бурменской. М., 1996.
- Хугебум Ф. Интернальная интеграция в специальном образовании в Нидерландах// Интегрированное обучение: проблемы и перспективы (Материалы Международного семинара). СПб.: Образование, 1996-С.47−57
- Хуторской А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. М.: Изд-во МГУ, 2003. — 416 с.
- Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: Пособие для учителя. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. — 383 с. — (Педагогическая мастерская).
- Цукерман И.В. Проблема социализации выпускников специальных школ для детей с нарушениями слуха. Дефектология, 1998. № 1. с. 42−46.
- Шалаев И.К., Веряев А. Л. От образовательных сред к образовательному пространству: понятие, формирование, свойства //Педагог. 1998. — С.23−27.
- Шиф Ж. И. Усвоение языка и развитие мышления у глухих детей. М.: Просвещение, 1968. — 316 с.
- Шедько Е. А. Деятельность родительской ассоциации по организации интегрированного обучения детей с нарушенным слухом // Дефектология. 2005. — № 5. — С. 41−42.
- Шестакова М.А. К характеристике нарушений слуха и речи у слабослышащих учащихся массовых школ. — Специальная школа. Вып. 4. 1965. — М.: Изд-во «Просвещение» — с. 65−72
- Шестакова М.А. О некоторых приемах словарной работы со слабослышащими детьми, обучающимися в массовых школах// Вопросы обучения и изучения аномальных детей. — М. -Изд-во Академии педагогических наук РСФСР. 1963. — 111 с.
- Шипицына Л.М. Актуальные аспекты интегрированногообучения детей с проблемами развития в России// Интегрированное обучение: проблемы и перспективы (Материалы Международного семинара). СПб.: Образование, 1996 — с. 19−31
- Шипицына JI.M. Ребенок с нарушенным слухом в семье и обществе. СПб.: Речь, 2009. — 203 с.
- Шипицына JI.M. Современные тенденции развития специального образования в России// Актуальные проблемы интегрированного обучения. М.: Права человека, 2001 — с.56−61
- Шматко Н.Д. Для кого может быть эффективным интегрированное обучение. //Дефектология. 1999. -№ 2. — С.49−56.
- Шматко Н.Д. Интегрированный подход к обучению детей с нарушением слуха в России// Интегрированное обучение: проблемы и перспективы (Материалы Международного семинара). СПб.: Образование, 1996 — с. 13−19
- Шматко Н.Д. Новые формы организации коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии // Дошкольное воспитание. 1998. — N 3. — с. 77−81.
- Шматко Н.Д., Пелымская Т. В. Если малыш не слышит.: Пособие для учителя М.: Просвещение, 2003 — 204 с.
- Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию, М.: Издательство «Смысл», 2001. — 365 с.
- Dowson, С. Education reform in Hong Kong: Integration and inclusion //K. F. Sin & S. W. Tao (Eds.), Making integration successful:
- Empowering teachers for inclusive practice Hong Kong. — 2000. — pp. 49−51
- Forlin C. & John Lian M.G. Reform, Inclusion and Teacher Education: towards a new era of special education in Asia-Pacific regions. — Hong-Kong. 2008. — p. 247
- Johnson, R. C., & Cohen, O. P. Implications and complications for student who is deaf of the full inclusion movement. Washington, Research Institute, Gallaudet University, — 1994.
- Kathleen G. McCain and Shirin D. Antia Academic and Social Status of Hearing, Deaf, and Hard of Hearing Students Participating in a Co-enrolled Classroom//Communication Disorders Quarterly. 2005.- vol. 27. -№ l.-pp. 20−32.
- Kluwin, Т., The Interaction of Race, Gender and Social Class Effects in the Education of Deaf Students// American Annals of the Deaf. -Washington.-1994.- 139(5).-pp. 465−471.
- Luckner John L. Mainstreaming Hearing-Impaired Students: Perceptions of Regular Educators// Language, Speech, and Hearing Services in Schools. 1991. — Vol.22, — pp. 302−307
- Poon-McBrayer, K. F. To integrate or not to integrate: Systemic dilemmas in Hong Kong//The Journal of Special Education. 2004. — 37 (4).-pp. 249−256.
- Stinson, M and Antia, S Considerations in educating deaf and hard-of-hearing students in inclusive settings// Journal of Deaf Studies and Deaf Education. 1999. — Vol 4. — № 3. — pp. 163−175
- Susan R. Easterbrooks Knowledge and Skills for Teachers of Individuals Who Are Deaf or Hard of Hearing: Initial Set Revalidation// Communication Disorders Quarterly. 2008. — Vol. 30. — № 1. — pp. 12−36
- Susanne Reed, Shirin D. Antia and Kathryn H. Kreimeyer Academic Status of Deaf and Hard-of-Hearing Students in Public Schools: Student, Home, and Service Facilitators and Detractors// Journal of Deaf
- Studies and Deaf Education. 2008. — 13(4). — pp. 485−502
- Wood, M. Whose job is it anyway? Educational roles in inclusion//Exceptional Children. 1998. — 64(2). — pp. 181−195.