Взаимодействие учителей по обеспечению преемственности образовательного процесса в современном лицее-интернате: На материалах Мичуринского лицея-интерната Тамбовской области
Диссертация
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы исследования использовался комплекс психолого-педагогических методов: теоретический анализ научной отечественной и зарубежной литературыцеленаправленные непосредственные и опосредованные наблюдения, беседы, анкетирование, ранжирование, метод экспертных оценок, изучение передового педагогического опыта, его анализ и апробация в условиях лицея… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретико-методологические подходы к изучению ] проблемы
- 1. 1. Анализ философской, психологической и педагогической литературы по исследуемой проблеме
- 1. 2. Специфика структуры, содержания и стилей' взаимодействий организаторов образовательного процесса в инновационных общеобразовательных учреждениях
- 1. 3. Модель, критерии и показатели уровней развития взаимодействия учителей в осуществлении преемственности образовательного процесса
- Глава 2. Педагогическая технология оптимизации взаимодействия учителей по обеспечению преемственности образовательного процесса в современном лицее-интернате
- 2. 1. Педагогическая технология формирования эффективного взаимодействия учителей по обеспечению преемственности образовательного процесса в современном лицее-интернате
- 2. 2. Анализ результатов опытно-экспериментальной деятельности
Список литературы
- Агаркова, Е.И. Процессуальный компонент системы формирования воспитательной направленности педагога / Е. И. Агаркова // Образование в регионе: Научно-метод. журнал. 2003, № 1. — С.112 — 114.
- Агеев, B.C. Межгрупповое взаимодействие / B.C. Агеев. М., 1990.
- Азаров, Ю.П. Искусство воспитывать / Ю. П. Азаров. — М.: Знание, 1971. — 165с.
- Азейнк, Г. Проверьте свои способности / Г. Айзенк. М.: Просвещение,• 1972.
- Алексеева, Л.П. Пути реализации потребности в непрерывном образовании/ Л. П. Алексеева, Ю. П. Укке. М., 1980. — 40с.
- Ананьев, Б.Г. Психология педагогической оценки / Б. Г. Ананьев: Избр. тр. В 2 т. -М., 1980.-Т. 2. -354с.
- Андреев, В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. -2-е изд./ В. И. Андреев. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. щ 608с.
- Андриади, И.П. Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие для студ. ср. пед. учеб. заведений / И. П. Андриади. М.: Издательский центр «Академия», 1999.-208с.
- Андриади, И.П. Теория и практика становления авторитета учителя: Монография / И. П. Андриади. Иркутск, 1999. — 263с.
- Аникеева, И.П. Психологический климат в коллективе / Н. П. Аникеева. -Щ М.: Просвещение, 1989. 224с.
- Афанасьев, В.Г. Общество: системность, познание, управление / В. Г. Афанасьев. М.: Политиздат, 1981. — 416с.
- Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985. 208с.
- Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения / Ю. К. Бабанский. М., 1977.-256с.
- Балл, Г. А. О понятиях «воздействие», «действие» и «операция» / Г. А. Балл // Вопр. психол. 1974.-№ 4.-С.10−20.
- Батаршев, A.B. Педагогическая система преемственности обучения в общеобразовательной и профессиональной школе / A.B. Батаршев. СПб.: Изд-во ин-та профтехобразования РАО, 1996.-90с.
- Батышев, C.B. Блочно модульное обучение / C.B. Батышев. — М., 1997.
- Беликов, В.А. Личностная ориентация учебно—познавательной деятельности / В. А Беликов. Челябинск: ЧГПИ «Факел», 1995.- 141с.
- Белинский, В.Г. Избранные педагогические сочинения / В. Г. Белинский. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. 220с.
- Белич, В.В. Атрибутивный анализ педагогической деятельности / В.В. Бе-лич. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1991. — 144с.
- Березовин, H.A. Учитель и детский коллектив / H.A. Березовин, Я.Л. Ко-ломинский. Минск: Изд-во БГУ, 1975. — 160с.
- Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В. П. Беспалько. М.:ИПРО МО РФ, 1995.-336с.
- Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. -М.: Педагогика, 1989.-190с.
- Бим-Бад, Б. М. Антропологическое основание теории и практики современного образования / Б.М. Бим-Бад. М.: Открытый российский университет, 1994.
- Битинас, Б. Многомерный анализ педагогических явлений / Б. Битинас. -Шауляй: ШПИ, 1974.-128с.
- Блауберг, И. В. Становление и сущность системного подхода / И.В. Блау-берг, Э. Г. Юдин.- М.: Наука, 1973.-270с.
- Бовыкин, В.И. Новый менеджмент / В. И. Бовыкин. М.: Экономика, 1997.-366с.
- Бодалев, A.A. Восприятие и понимание человека человеком/ A.A. Бода-лев. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1982. — 200с.
- Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте/ Л.И. Бо-жович. М.: Просвещение, 1968. — 464с.
- Бойделл, Т. Как улучшить управление организацией: Пособие для руководителей/ Т. Бойделл. Пер. с англ. М.: АС ИНФРА-М-АОЗТ «Премьер», 1995−204с.
- Бойко, М.Ф. Опыт мастеров педагогического дела в практику работы каждого учителя/ М. Ф. Бойко. Харьков: Прапор, 1964 — 217с.
- Бондаревская, Е.В. Формирование нравственного сознания старших школьников: Учеб. пособие по спец курсу/ Е. В. Бондаревская. Ростов — н/Д, 1976.- 192с.
- Бондарь, В.И. Повышение эффективности подготовки директора школы к управлению процессом обучения/ В. И. Бондарь: Автореф. дис. д-ра пед. наук.-Киев, 1986.-34с.
- Братченко, С. Л. Развитие у студентов направленности на диалогическое общение / С. Л. Братченко: Автореф.дис. .д-ра психол.наук.- Л., 1987.
- Бочкарев, В.И. Демократизация общественной жизни и школьное самоуправление / В. И. Бочкарев // Мое Отечество. 1999. — № 2. — с.52 — 60.
- Бочкарев, В. И. Директору школы о самоуправлении / В. И. Бочкарев. -М.:ВЛАДОС, 2001.-192с.
- Бугайко, Т.Ф. Мастерство учителя-словесника / Т. Ф. Бугайко, Ф. Ф Бугай-ко. Киев: Радянська школа, 1963. — 220с.
- Бурханов, А.И., Хорошева, Т.А. Образ жизни учащихся современного лицея // Профессионально — личностная система подготовки специалистов по физической культуре и спорту. Тольятти, 2000. — С. 170 — 174.
- Буряк, B.K. Самостоятельная работа учащихся / В. К. Буряк. М., 1984. -67с.
- Васильев, Ю.К. Педагогическое управление в школе: методология, теория и практика. (Образование. Педнаука.) / Ю. К. Васильев. М.: Педагогика, 1990.- 178с.
- Вербицкий, A.A. Проблемы развития личности в системе непрерывного образования// Студент на пороге XXI века: Монография/ A.A. Вербицкий. М., 1990. -С.38−42.
- Виханский, О.В. О логике управления //Проблемы теории и практики управления. 1987. — № 3.
- Возрастная и педагогическая психология: Учеб. для студ пед. ин-ов. — 2-е изд./ В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др.- Под ред. A.B. Петровского. -М.: Просвещение, 1979. 288с.
- Волков, А.М. Деятельность: структура и регуляция. Психологический анализ/ А. М. Волков, Ю. В. Микадзе, Г. Н. Солнцева. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1987.-250с.
- Волчкова, А. П. Управление инновационным прцессом в современной школе: организационно-педагогический аспект/А.П.Волчкова: Автореф.дис. канд.пед. наук.-М., 1999.-21с.
- Воронин, А. М. Управление развитием инновационной образовательной среды школы/А.М.Воронин: Автореф.дис.канд.пед.наук.-Брянск, 1995.-15с.
- Выготский, Л.С. Педагогическая психология/ Под ред. В. В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1991. 480с.
- Гальперин, П.Я. Умственное действие как основа формирования мысли и образа// Вопр. философии. 1957. — № 6. — С.58 — 69.
- Гельфанд, И. М. О некоторых способах управления сложнейшими системами/ И. М. Гельфанд, М.Л. Цетлин// Успехи математических наук. 1982. — Т. 17, вып. I.-C.14- 18.
- Г ершу некий, Б. С. Перспективные проблемы развития системы непрерывного образования/ Б. С. Гершунский. М., 1987. — С.6.• 51. Годник, С. М. Процесс преемственности высшей и средней школы/ С.М.
- Годник. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1981.- 208с.
- Гоноболин, Ф. Н О некоторых психических качествах учителя/ Ф.Н. Гоно-болин// Вопр. психологии. 1975. -№ 1. — С. 100 — 111.
- Гордин, А.Ю. Теория и практика педагогического стимулирования/ А. Ю. Гордин: Автореф. дис. д-ра пед. наук. -М., 1980.-42с.
- Гущина, Т.И. Развитие концепции ученика у студентов вуза в процессе профессиональной подготовки (на материале изучения психологических дисщ циплин)/ Т. И. Гущина: Дис. канд. пед. наук. Белгород, 2001. — 260с.
- Давыденко, Т. М. Теоретические основы рефлексивного управления школой/Т.М. Давыденко: Дис. .д-рапед.наук.-М., 1996.-468с.
- Дмитриев, А.Е. Теория и практика формирования умений и навыков в системе начального обучения/ А. Е. Дмитриев: Автореф. дис. д-ра пед. наук. -М., 1979. 31с.
- Добрынина, O.A., Вержицкий, Г.А. Проектный подход в управлении инновационными процессами// Всерос. конф. «Новое образование — новой России». Сб. мат. М.: НОУ «Школа — Бакалавр», 2002. — С.32 — 40.
- До донов, Б. И. Исследование типов общей эмоциональной направленности личности/ Б. И. Додонов // Методики психодиагностики учебно-воспитательном процессе/ Сост.: В. В. Гришин, A.B. Лушин. М., 1990. — С.54−57.
- Донцов, А.И. О ценностных отношениях личности/ А.И. Донцов// Сов. педагогика. 1974. — № 5. — С.67−76.
- Дроздова, Л.В. Формирование познавательно-профессиональной самостоятельности студентов в процессе педагогической практики/ Л. В. Дроздова: Дис. канд. пед. наук. Тамбов, 2003. — 153с.
- Дьяченко, В.К. Сотрудничество в обучении/ В. К. Дьяченко. М., 1991.
- Елканов, С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя: Кн. для учителя/ С. Б. Елканов. -М.: Просвещение, 1986. 143с.
- Жиляева, Jl.Г. Управление качеством образовательного процесса в массовой общеобразовательной школе/ Л. Г. Жиляева: Автореф. дис. канд. пед. наук.-Курск, 2003.-20с.
- Загвязинский, В.И. Педагогическое предвидение/ В. И. Загвязинский. М.: Знание, 1987. — 80с.
- Занков, Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении/ Л.В. Зан-ков. М.: Учпедгиз, i960. — 258с.
- Зверева, В. И. Образовательная программа школы: структура, содержание, технология, разработки/ В. И. Зверева.-М.:ОЦ «Пед.поиск», 1998.-176с.
- Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе/ H.A. Зимняя. М.: Просвещение, 1991. — 222с.
- Зинченко, Г. П. Непрерывное образование веление времени/ Г. П. Зинчен-ко. — М.: Знание, 1988. — 64с.
- Золотухина, И.В. Сравнительный анализ творческой самореализации учителей в условиях инновационных и традиционных школ/ И. В. Золотухина: Автореф. дис. канд. пед. наук. Казань, 1997. -24с.
- Каджаспирова, Г. М. Культура самообразования педагога/ Г. М. Каджаспи-рова/ Под ред. Ю. М. Забродина. М., 1994. — 334с.
- Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении/ В.А. Кан-Калик. — М., 1987, — 190с.
- Капто, А. Е. Организация внутришкольного управления/А.Е.Капто.-М. .-Знание, 1991.-46с.
- Караковский, В.А. Чтобы воспитание было усиленным/ В. А. Караковский. -М.: Знание, 1979.-96с.
- Карпова, Г. Ф. Образовательная ситуация в России в первой половине XX века/ Г. Ф. Карпова: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. Ростов-н/Д, 1994. — 46с.
- Кирьякова, A.B. Ориентация школьников на социально значимые ценности/ A.B. Кирьякова. Л.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1991.
- Кларин, М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании/ М. В. Кларин // Педагогика. 1996. — N 2. — С.3−6.
- Кларин, M.B. Технология учебного процесса в зарубежной дидактике/ М.В. Кларин// Современная дидактика: теория практике. -М., 1994.
- Клебанов, И. О. О педагогическом такте в воспитании детей/ И. О. Клебанов. Д.: Учпедгиз, 1959. — 190с.
- Клюева, Н. В. Технология работы психолога с учителем/ Н. В. Клюева. -М.:ТЦ «Сфера», 2000. 192с.
- Ковалев, А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства/ А. Г. Ковалев. М.: Политиздат, 1975. — 272с.
- Ковалев, Г. А. Психологическое воздействие: теория, методология, практика/ Г. А. Ковалев: Автореф. дис. д-ра психол. наук. М., 1991. — 51с.
- Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т./ Я.А. Ко-менский. М., 1982. — Т. 2. — 831с.
- Конаржевский, Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса как фактор повышения эффективности управления общеобразовательной школой/ Ю. А. Конаржевский: Автореф. дис. д-рапед. наук. -М., 1981.
- Кондратьева, С.В. Понимание учителем личности учащегося/ С.В. Кондратьева// Вопр. психологии. 1980. — № 5. — С.143−148.
- Концепция непрерывного образования// Народное образование. 1989. -№ 10. — С.3−11.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (Приказ Министерства образования РФ от11.02.02 № 393) // Вестник образования. 2002. — № 6. — С. 10−41.
- Кордова, Е.Г. Организация воспитательной работы в лицее/Е.Г. Кордова// Классный руководитель. 2000. — № 2. — С.67−73.
- Королева, H. J1. Педагогические условия развития младших школьников в процессе раннего обучения информатике/ H. JL Королева: Дис. канд. пед. наук. Липецк, 2001. — 135с.
- Королев, Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогике// Проблемы теории воспитания: Сб. статей. 4.1. — М.: Педагогика, 1977.• 90. Коротов, В. М. Идущему на первые уроки. 2-е изд./ В. М. Коротов. — М.: Педагогика, 1977. — 88с.
- Краевский, В.В. Проблемы научного обоснования обучения (методологический анализ)/ В. В. Краевский. М., 1977. — 264с.
- Куницина, В.Н. Трудности межличностного общения / В. Н. Куницина.-Дис.. д-ра психол. Наук.- СПб, 1991.
- Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н. В. Кузьмина.- М., 1990.
- Кузьмина, Н.В. Очерки психологии труда учителя. Психологическая структура деятельности учителя и формирования его личности/ Н. В. Кузьмина. Л.: Изд-во Ленингр. гос. ун-та, 1967. — 231с.
- Куракин, А.Т. Школьный ученический коллектив: проблемы управления /
- A.Т. Куракин, Л. И. Новикова.- М.: Знание, 1982.- 96с.
- Лапин, Н.И. Системно-деятельностная концепция нововведений/ Н. И. Лапин // Диалектика и системный анализ. М.: Наука, 1986. — 282с.
- Леванова, Е.А. Формирование практической готовности учителя к взаимодействию с учащимися во внеурочной деятельности/ Е. А. Леванова: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1995. — 31с.
- Левина, М.М. Сущность и структура методов обучения/ М. М. Левина: Автореф. дис. д-ра. пед. наук. М., 1979.
- Леднев, B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы/
- B.C. Леднев.-М.: Высш. шк., 1991.-224с.
- Леднев, B.C. Проблемы структуры, содержания общего образования/ B.C. Леднев. Автореф. дис. д-ра пед. наук. — М., 1980.• 103. Лернер, И. Я. Дидактическая система методов обучения/ И. Я. Лернер. М.: Педагогика, 1981.-184с.
- Лернер, И.Я. Процесс обучения и его закономерности/ И. Я. Лернер. М.: Знание, 1980.
- Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психологии/ А. Н. Леонтьев. 3-е изд. — М.: Мысль, 1991.-584с.
- Лефрансуа, Ги. Прикладная педагогическая психология. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. — 416с. (Проект «Главный учебник»).щ 107. Лизинский, В. М. Идеи к проэктам и практика управления школой / В.М.
- Лизинский.- М.: ОЦ «Пед.поиск», 2002.- 160с.
- Лийметс, Х.Й. Как воспитывает процесс обучения?/ Х. Й. Лийметс. М.: Знание, 1982.-96с.
- Лингарт, Й. Процесс и структура человеческого учения/ Пер. с чешек. P.E. Мельцера. М.: Прогресс, 1970. — 686с.
- Лиферов, А.П. Становление мирового образовательного пространства: сущность, тенденции, проблемы / А. П. Лиферов // Науч.- практ. журн. «Завуч».1999.-№ 6.-С. 123−131.
- Лихачев, Б.Т. Диалектика внешнего и внутреннего формирования личности/ Б.Т. Лихачев// Мое Отечество. 1999. — № 3. — С. 56−58.
- Лукашенок, О.Н. Конфликтологический этюд для учителя/ О.Н. Лукаше-нок, Н. Е. Щуркова. М.: Российское педагогическое агенство, 1998.
- Луначарский, A.B. О воспитании и образовании/ A.B. Луначарский. — М., т 1976.-636с.
- Лунев, Ю.А. Социально-психологические факторы детерминации поведения группы в межгрупповом взаимодействии / Ю. А. Лунев.- Автореф. дис.. канд психол. наук.- М., 1991, — 22с.
- Лурье, И.А. Преемственность при изучении в курсе математики/ И.А. Лурье// Преемственность в обучении математике/ Под ред. A.M. Пышкало. М., 1978.• 116. Львова, Ю. Л. Творческая лаборатория учителя: Кн. для учителя. — 3-е изд./
- Ю.Л. Львова. — М.'Просвещение, 1992. 224с.
- Ляудис, В.Я. Структура продуктивного учебного взаимодействия/ В.Я. Ляудис// Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учат щихся.-М., 1980.- 114с.
- Майерс, Д. Социальная психология/ Перев. с англ. СПб.: Питер, 1997. — 688с.
- Макаренко, A.C. Педагогические сочинения: В 8 т. М., 1985. — Т. 1. -430с- Т. 5, — С. 316−317.
- Магамадова, Л.Х. Управление процессом развития профессионально-ценностных ориентаций будущих учителей/ Л. Х. Магамадова: Дис. канд. пед. наук. -М., 1993, — 188с. т
- Макарова, Т.Н. Учебный процесс: планирование, организация и контроль (методическое пособие для заместителей директоров школ по учебно-воспитательной работе) / Т. Н. Макарова.- М.: ОЦ «Пед.поиск».- 2002.- 160с.
- Максимова, В.Н. Сущность и функции межпредметных связей в целостном процессе обучения/ В. Н. Максимова: Автореф. дис. д-ра пед наук. Л., 1981.
- Мальковская, Т.Н. Учитель ученик/ Т. Н. Мальковская. — М.: Знание, 1977.-64с.Ш
- Маркарьян, Т. Школа, ребенок и учитель (педология и дидаскология) 2-е изд./Т. Маркарьян. — Ростов — н/Д- Краснодар: Изд-во Буревестник, 1925. — 63с.
- Матрос, Д.Ш. Управление качеством образования на основе информационных технологий и образовательного мониторинга / Д. Ш. Матрос, Д. М. Полев, И.Н. Мельникова//Шк.технологии.- 1998.- № 1−2, — С. 10−21.т
- Матюшкин, A.M. Восприятие личности в общении и взаимной деятельности / A.M. Матюшкин // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. М., 1979. — С. 23−24.
- Маркова, А.К. Психология профессионализма/ А. К. Маркова. М.: Меж-дунар. гуманит. фонд «Знание», 1996. — 309с.
- Маркова, А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя/ А. К. Маркова. М.: Просвещение, 1993. — 192с.
- Материалы практической организации и функционирования педагогиче-Ф ской гимназии.- Воронеж: РИО комитета по печати и информации.- 1994.- 109с.
- Матыленок, JT. Образовательно-воспитательные системы: моделирование и типологии / Л. Матыленок, А. Широков // Нар. образование, — 2003.- № 2.-С. 65−67.
- Матяш, Н.В. Самовоспитание профессиональной компетентности будущего учителя/ Н. В. Матяш: Дис., канд. пед. наук. Брянск, 1994. — 151с.
- Мескон, М.Х. Методологические проблемы развития педагогической науки/ Под ред. И. Р. Атутова, М. Н. Скаткина, Я. С. Турбовского. М.: Педагогика, 1985.-240с.
- Мизанцев, В.П. Исследование количественной оценки эффективности учебного процесса. Пути преодоления формализма в школе/ В. П. Мизанцев. — Минск: Урожайное, 1986. 182с.
- Мильруд, Р.П. Психология развития коллективных отношений в учебной деятельности/ Р. П. Мильруд: Дис. канд. психол. наук. Л., 1976. — 182с.
- Митенев, B.C. О творческом труде учителя/ B.C. Митенев. М.: Учпедгиз, 1962.- 122с.
- Митина, Л.М. Психология профессионального развития учителя/ Л. М. Митина. М.: Флинта, 1998.
- Митина, Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы)/ Л. М. Митина. М.: Дело, 1994. — 216с.
- Мудрик, A.B. Общение в процессе воспитания: Учебное пособие/ A.B. Мудрик. М.: Педагогическое общество России. — 2001. — 320 с.
- Мясищев, В.Н. Психология отношений/ В.Н. Мясищев// Под ред. A.A. Бо-далева. М.: Изд-во «Институт практической психологии». — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.-356с.
- Ф 143. Наин, А. Я. Инновации в образовании/ А. Я Наин. Челябинск: ЧФ ИРПО1. МО РФ, 1995.-288с.
- Натанзон, Э.Ш. Психологический анализ поступков и способы педогоги-ческого воздействия на личность / Э. Ш. Натанзон.- М., 1968.- 218с.
- Национальная доктрина образования в Российской федерации// Народное образование. 2000. — № 2. — С. 14.
- Новикова, В.И. Теоретические основы нравственного воспитания младших школьников в современной социокультурной ситуации / В. И. Новикова: Авто-реф. дис.. д-ра пед. наук.- Ростов-н/Дону, 2004.-42с.
- Обозов, H.H. О трехкомпонентной структуре межличностного взаимодействия/ H.H. Обозов// Психология межличностного познания. М., 1981. — С.80−82.
- Обозов, H.H. Психология межличностного взаимодействия / H.H. Обозов: Дис.. д-ра психол. наук, — JL, 1979.
- Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе/
- Р.В.Овчарова. М.: ТЦ «Сфера», 1996. — С.7−23.
- Ожегов, С.И. Словарь русского языка: изд. 14-е стереотипное. М.: Русский язык, 1982. — 1356с.
- Ольшанский, В.Б. Практическая психология для учителя/ В. Б. Ольшанский. М.: Омега, 1994. — 272с.
- Омаров, A.M. Управление: Искусство общения/ A.M. Омаров. М.: Сов. Россия, 1983. -240с.• 153. Основы педагогического мастерства: Учебн. пособие/ И. А. Зязюн, И.Ф.
- Кривонос, И.Н. Тарасевич и др.- Под ред. И. А. Зязюна. М.: Просвещение, 1989.-302с.
- Паламарчук, В.Ф. Дидактические основы формирования мышления учащихся в процессе обучения/ В. Ф. Паламарчук: Автореф. дис. д-ра пед. наук. -М., 1986.-36с.
- Панасюк, В.П. Педагогическая система внутришкольного управления качеством образовательного процесса/ В. П. Панасюк: Автореф, дис. д-ра пед. щ наук.-СПб.- 1998,-41с.
- Панюшкин, В.П. Функции и формы сотрудничества учителя и учащихся в учебной деятельности / В. П. Панюшкин: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- М., 1984, — 25с.
- Пашукова, Т.И. Децентрация в условиях кооперативного и конкретного взаимодействия/ Т. И. Пашукова. М., 1984.
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии/ Под ред. С. А. Смирнова. М.: Академия, 2000. Ф
- Песталоцци, И.Г. Избранные педагогические произведения. В 4 т. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1965. Т 1. — 360с.- т. 3. — 387с.
- Перре-Клерман, А. Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей/ А.Н. Перре-Клерман. М.: Педагогика, 1991.
- Перспектива развития системы непрерывного образования / Под ред. Б. С. Гершунского. М.: Педагогика, 1990. — 224с.
- Пидкасистый, П.И. Самостоятельная деятельность учащихся / П.И. Пидка-систый.-М., 1972.
- Пинтюков, В.Ю. Основы педагогической технологии / В. Ю. Пинтюков,-М.: рос. пед. аг-во, 1997.- 176с.
- Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед вузов: В 2 кн./ И. П. Подласый. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. — кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. — 576с.- кн. 2: Процесс воспитания. — 256с.
- Подымов, H.A. Психологические барьеры в педагогической деятельности: Монография/ H.A. Подымов. М.: Прометей, 1998. — 239с.
- Поливанова, К.Д. Психология возрастных кризисов / К. Д. Поливанова. -М.: Академия, 2000.
- Посталюк, Н.Ю. Педагогика сотрудничества: путь к успеху / Н.Ю. Поста-люк.-Казань, 1992.
- Поташник, М.М. Инновационные школы России: становление и развитие: Опыт программно-целевого управления: Пособие для руководителей образовательных учреждений РАО / М. М. Поташник. М.: Новая школа, 1996. — 320с.
- Поташник, М.М. Управление современной школой. Новая школа/ М. М. Поташник. М., 1997. — 350с.
- Профессиональная деятельность молодого учителя: Социально-педагогический аспект / Под ред. С. Г. Вершловского, JI.H. Лесохиной. М.: Педагогика, 1982. — 144с.
- Психология воздействия (проблемы теории и практики): Сб. науч. тр./ Ред-кол.: A.A. Бодалев, Г. А. Ковалев. М.: Изд-во АПН СССР, 1982. — 154с.
- Равкин, З.И. Педагогика Царскосельского лицея пушкинской поры(1811−1817г.г.): Историко-педагогический очерк / З. И. Равкин.- М., 1993.- 130с.
- Рапопорт, В.Ш. Диагностика управления: практический опыт и рекомендации/ В. Ш. Рапопорт. М.: Экономика, 1988. — 127с.
- Романова, Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и про-фессиограммы.- 2-е изд.- СПб.: Питер, 2003.- 464с.
- Рубинштейн, М.М. Проблема учителя/ М. М. Рубинштейн. Л.: Московское акционерное изд-во, 1927. — 223 с.
- Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии/ С. Л. Рубинштейн. М.- Л.: Учпедгиз, 1940. — 596 с.
- Рубцов, В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения / В. В. Рубцов.- М., 1987.- С.9
- Руссо, Ж.-Ж. Эмиль или о воспитании/Ж. Ж. Руссо. — М.: 1896. — 320с.
- Рыбакова, M. M Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе/ М. М. Рыбакова. -М.: Просвещение, 1991.
- Рыжков, М.В. Теоретические основы разработки государственного стандарта общего среднего образования/ М. В. Рыжков. Автореф. дис. д-ра пед. наук.-М., 1999.
- Самуйленков, Д.Ф. Мастерство, педагогический такт и авторитет учителя/ Д. Ф. Самуйленков. Смоленск: Смоленское кн. изд-во, 1971. — 436с.
- Сартан, Г. Н. Развитие педагогических способностей у учащихся педагогических классов/Г.Н. Сартан: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1986. 16с.
- Селевко, Г. К. Опыт системного исследования педагогических технологий/ Т.К. Селевко// Школьные технологии. 1997. — № 1. — С.13−15.
- Селевко, Г. К Современные образовательные технологии /Т.К. Селевко.-М., 1998, — 256с.
- Семенов, В.Д. Педагогическое управление взаимодействием школьного коллектива с социальной средой/ В. Д. Семенов: Автореф. дис. д-ра пед. наук. -М., 1987.
- Сериков, В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии: Монография/В.В. Сериков. Волгоград: Перемена, 1994. — 152с.
- Симонов, В.П. Диагностика степени обученности учащихся/ В. П. Симонов. М.: МГПУ, 1999. — 174с.
- Симонов, В.П. Директору школы об управлении учебно-воспитательном процессом / В. П. Симонов.- М.: Педагогика, 1987.- 160с.
- Синица, И.Е. Педагогический такт и мастерство учителя/ Пер. с украин. -М.: Педагогика, 1983 -264с.
- Синица, И.Е. С чего начинается педагогическое мастерство/ И. Е. Синица. -Киев: Радянська школа, 1972 118с.
- Сластенин, В.А. Педагогика: инновационная деятельность/ В. А. Сластенин, JT.C. Подымова. М: Магистр, 1997. — 187с.
- Сластенин, В.А. Воспитательный процесс как система / В. А. Сластенин // Общая стратегия. Кн. 2.- М., 2002, — С. 337−358.
- Советский энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия, щ 1981.- 1600с.
- Соловьева, С.А. Профориентационные исследования школьников. Учеб. пособие к спецкурсу/ Под ред. М. И. Старова. Тамбов, 1992. — 137с.
- Сорокина, Е.В. Лицей нового типа/ Е.В. Сорокина// Образование в регионе. Научно — методический журнал, 2003. № 1. — С.41 -46.
- Спирин, Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач.- М., 1997.
- Станиславский, К. С. Моя жизнь в искусстве: Работа актера над собой//
- Собр. соч.: В 8 т. М.: Искусство, 1954 — 1955. — Т. 1 — 3.
- Старов, М.И. Коррекция общественно значимой направленности личности подростков спорадических наркоманов. Монография/ М. И. Старов, В. В. Смирнов. — Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2003. — 120с.
- Старов, М.И. Методика изучения отношений учащейся молодежи: Учеб. -метод, пособие/ М. И. Старов. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, щ 1997.- 16с.
- Старов, М.И. Формирование системы отношений в процессе профессиональной подготовки учителя: Монография/ М. И. Старов. М.- Тамбов, 1996. -206с.
- Старов, М.И. Моделирование педагогической системы формирования воспитательной направленности личности педагога / М. И. Старов, Е. И. Агаркова // Гаудеамус: психолого-педагогический журн. ТГУ им. Г. Р. Державина, 2003. -№ 2, — С. 55−64
- Сунцов, Н.С. Научно-педагогические основы управления общеобразова-тельноуй школой (внутришкольный аспект)/ Н. С. Сунцов: Автореф. дис,. д-ра пед. наук. М., 1981. — 34с.
- Суходольский, Г. В. Основы психологической теории деятельности/ Г. В. Суходольский. JL: Изд-во Ленингр. гос. ун-та, 1988. — 168с.
- Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям/ В. А. Сухомлинский. Киев: Ра-дянська школа, 1969. — 248с.
- Сухомлинский, В.А. О воспитании/ В. А. Сухомлинский. М.: Политиздат, 1973.-272с.
- Таланчук, Н.М. Введение в неопедагогику: Пособие для педагогов-новаторов/ Н. М. Таланчук. М.: Изд-во АПН СССР, 1991. — 288с.
- Талызина, Н.Ф. Методика составления обучающих программ/ Н. Ф. Талызина. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1980. — 49с.
- Талызина, Н.Ф. Практикум по педагогической психологии: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Н. Ф. Талызина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 192с.
- Талызина, Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний/ Н. Ф. Талызина. — М., 1984.
- Тихоненко, A.B. Компетентностный подход к формированию общенаучных понятий у учителей и учащихся начальной школы/ A.B. Тихоненко: Дисд-ра пед. наук. Тамбов, 2002. — 412с.
- Тихоненко, A.B. Инфомационный компанент технологии усвоения понятия величины как фактор совершенствования профессиональной компетентности учителя начальной школы / A.B. Тихоненко, — Ростов-н/Дону: ООО ЦЦ «Бу-лет», 2001.- 108с.
- Третьяков, И.П., Шамова, Т.И. Актуальные проблемы педагогической теории и практики на пороге третьего тысячелетия// Всеросс. конф. «Новое образование новой России». М.: НОУ — «Школа — Бакалавр», 2002. — С. 14−25.
- Уласевич, О.Н. Управленчиская деятельность на различных этапах воспитательной системы образовательного учреждения / О. Н. Уласевич: Дис.. канд. пед. наук.- Тамбов, 2004.- 224с.
- Усова, A.B. Формирование у учащихся общих учебно познавательных умений в процессе изучения предметов естественного цикла/ A.B. Усова. — Челябинск, 1997.
- Учитель иностранного языка: Мастерство и личность/ Е. И. Пассов, В. П. Кузовлев, В. Б. Царьков. М.: Просвещение, 1993. — 159с.
- Ушинский, К. Д Собр. соч.: В 11 т. / К. Д. Ушинский, — М., Л., Изд-во АПН РСФСР, 1950. — Т. 2. — 480с.- Т. 3. — 460с.- Т. 8. — 488с.
- Фельдштейн, Д.И. Психология развития личности в онтогенезе/ Д. И. Фельдштейн. М.: Педагогика, 1989. — 208с.
- Фельдштейн, Д.И. Психологические основы формирования нравственных качеств личности в подростковом возрасте / Д. И. Фельдштейн.- Автореф. дис. д-ра психол. наук.- Душанбе, 1969.
- Филиппова, Е.Ф. Управление качеством образования в современном лицее/ Е. Ф. Филиппова: Автореф. дис. канд. пед. наук. Новгород, 2003. — 25с.
- Философский словарь / Под ред. М. М. Розенталя.- 3-е изд.- М.: Политиздат, 1975,-496с.
- Фишман, Л.И. Обратные связи в управлении педагогическими системами: Опыт классификации и конструирования / Л. И. Фишман. Самара, 1993. — С.4.
- Фридман, Л.М. Психология воспитания: Кн. для всех, кто любит детей/ Л. М. Фридман. М.: ТЦ «Сфера», 2000. — 208с.
- Фридман, Л.М. Психологическая наука учителю/ Л. М. Фридман, К. Н. Волков. — М.: Просвещение, 1985. — 224с.
- Фридман, Л.М. Психологический справочник учителя/ Л. М. Фридман, М. Ю. Кулагина. М.: Просвещение, 1991. — 288с.
- Хромченко, М.С. О московском культурологическом лицее/ М.С. Хром-ченко// Семья и школа. 1998. — № 3. — С.2−6.
- Цукерман, Г. А. Виды общения в обучении/ Г. А. Цукерман. Томск: Пеленг, 1993. ф 231. Цукерман, Г. А. Психология саморазвития/ Г. А. Цукерман, Б. М. Мастеров. М: Интерпракс, 1995.
- Чванова, М.С. Информатизация системы непрерывной подготовки специалистов: методология, теория, практика: Моногр./ М. С. Чванова, И. А. Лип-ский. -М.- Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2000. 518с.
- Черепанов, B.C. Экспертные оценки в педагогических исследованиях/ B.C. Черепанов. М.: Педагогика, 1989. — 152с.
- Чернышевский, Н.Г. Избр. пед. произведения/ Н. Г. Чернышевский. М.:
- Изд-во АПН РСФСР, 1953. 273с.
- Чернышов, A.C. Социально-психологические основы организованности первичного коллектива (на материале исследования молодежных групп и коллективов) / A.C. Чернышов. Дис.. д-рапсихол. наук.- М., 1980.
- Чернышов, Г. С. Государственная политика в сфере школьного образования России: история, опыт, проблемы// Всеросс. конф. «Новое образованиеновой России». М.: НОУ «Школа — Бакалавр», — 2002. — С.26−32.
- Чехлова, З.Ф. Деятельность основа формирования личности школьника/ З. Ф. Чехлова: Автореф. дис. д-ра пед. наук. — СПб., 1991. -35с.
- Чинкина, Н.Ш. Факторы и барьеры творческого саморазвития учителей в условиях инновационных школ/ Н. Ш. Чинкина: Автореф. дис. канд. пед. наук.-Казань, 1995.
- Чистякова, С.Н. Педагогические основы управления профессиональной ориентацией школьников/ С. Н. Чистякова: Автореф. дис. д—ра пед. наук. -М., 1987.-36с.
- Шакуров, А.Х. Исследование социально-психологических механизмов руководства педагогическим коллективом / А. Х. Шакуров. Дис.. д-ра психол. наук. — Казань, 1978.
- Шамова, Т.И. Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики/ Под ред. Т. И. Шамовой. -М.: Педагогика, 1991. 192с.
- Шишов, С.Е. Методология и технология разработки государственных стандартов общего, среднего образования/ С. Е. Шишов: Автореф. дис. д-ра пед. наук. -М., 1997.
- Шишов, С.Е. Мониторинг качества образования в школе/ С. Е. Шишов, В. А. Кальней. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 130с.
- Шмардин, В.Н. Диагностика и оценка качества образовательных систем // Педагогика. 1995. — № 4.
- Щтейнберг, В.Э. Технология проектирования образовательных систем и процессов/ В.Э.Щтейнберг// Шк. Технология. 2000. — № 2. — С.323.
- Щуркова, Н.Е. Новое воспитание/ Н. Е. Щуркова. М.: Пед. общество России: 2000.- 128с.
- Юрьева, М.Н. Профессионально-педагогическое взаимодействие субъектов в процессе подготовки педагога-хореографа в вузе/ М. Н. Юрьева: Дисканд. пед. наук, Липецк, 2001. 192с.
- Яковлев, В.А. Научные основы нравственного воспитания школьников/ В. А. Яковлев. Тамбов, 1975. — 190с.
- Ямбург, Е.А. Школа на пути к свободе. Культурно-историческая педагогика / Е. А. Ямбург, — М.: «ПЭР СЭ», 2000.- 351с.
- Я работаю психологом. Опыт, размышления, советы / Под ред. И. В. Дубровиной, — М.: ТЦ «Сфера», 1999.- 256с.
- Яценко, В.Н. Научные основы культуры учебного труда будущего учителя: Учеб. пособие/ В.Н. Яценко- Под ред. М. И. Старова. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. ун-та им. Г. Р. Державина, 2001. — 95с.
- Яценко, Т.С. Психологические основы активной подготовки будущего педагога к общению с учащимися / Т. С. Яценко: Автореф. дис.. д-ра психол. наук, — Киев, 1990.- 39с.
- Asch S.E., Zuckier Н. Thinking about person// Pers. Soc. Psychol. 1984. V. 46.
- Berg I. Managers and work reform. N.Y.- Free press, 1978.