Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Опыт изучения эмпатии педагогов коррекционного учреждения на практике

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Учитывая имеющиеся в литературе сведения об особенностях проявления эмпатической способности у человека и важность обладания ею как профессионально значимым свойством для педагогов коррекционного образовательного учреждения, нами была поставлена следующая цель: изучение эмпатии как доминирующего личностного качества педагога коррекционного учреждения. На сравнительно-обобщающем этапе… Читать ещё >

Опыт изучения эмпатии педагогов коррекционного учреждения на практике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Методы и организация исследования

Учитывая имеющиеся в литературе сведения об особенностях проявления эмпатической способности у человека и важность обладания ею как профессионально значимым свойством для педагогов коррекционного образовательного учреждения, нами была поставлена следующая цель: изучение эмпатии как доминирующего личностного качества педагога коррекционного учреждения.

Исходя из этой цели, были сформулированы нижеперечисленные задачи практической части исследования:

определить диагностический инструментарий по изучению уровня развития педагогической эмпатии;

определить уровень развития эмпатии педагогов и выявить особенности их эмпатийных проявлений в условиях коррекционного учреждения;

составить рекомендации по развитию эмпатической способности педагогов.

В процедуре исследования участвовало 28 испытуемых ГОУ № 1639 «Коррекционная школа-детский сад компенсирующего вида для слабослышащих детей».

Специфика данного учреждения заключается в ярко выраженной коррекционной направленности профессиональной деятельности педагогов, работающих с детьми с нарушениями развития слуха, а именно — слабослышащими детьми. К категории слабослышащих относят таких детей, у которых проявляется частичная слуховая недостаточность, затрудняющая речевое развитие, но сохраняющая возможность самостоятельного накопления речевого запаса при помощи слухового аппарата. У слабослышащих детей понижение слуха от 20−75 дБ. В данном учреждении обучаются дети в возрасте от 2 до 12 лет, т. е. имеются группы детского сада (7 групп) и группы детей начальной школы (9 групп), общее количество детей — 100 человек. Помимо нарушения развития слуха, многие дети имеют и сопутствующие отклонения: признаки умственной отсталости, нарушения опорно-двигательной системы, гиперактивность и т. д.

Все перечисленное выше позволяет утверждать, что дети такой категории нуждаются в особом отношении к себе, в терпении, любви и понимании, а, значит, — в эмпатии.

В качестве испытуемых выступили 11 педагогов (учителей-дефектологов), имеющих высшее образование, и 17 воспитателей, среди которых 4 человека имеют высшее, остальные — среднее специальное образование. Контингент испытуемых различный по стажу работы, в частности, в работе с детьми данной категории.

Состав группы по полу был однородным (все испытуемые женского пола), различный по возрастным параметрам (от 20 до 60 лет), средний возраст испытуемых — 30 лет. 4 педагога имеют высшую квалификационную категорию (14 разряд), остальные — 12, 13 разряды.

Процедура исследования включала в себя как индивидуальные, так и групповые методы проведения.

Эмпирическое исследование включало в себя комплексное проведение следующих процедур: тестирование, анкетирование, наблюдение, беседа, анализ данных (качественного, статистического).

Исследование, которое было нами проведено, состояло из нескольких этапов:

теоретический;

констатирующий;

сравнительно-обобщающий.

На первом этапе определялись теоретико-методологические основы изучения этой проблемы. Нами была изучена литература по возрастной психологии, коррекционной педагогике и специальной психологии, педагогической психологии, психологии личности. На данном этапе нами была поставлена задача — изучение, анализ и подбор диагностических методик, адекватных изучаемой проблеме.

Констатирующий этап предусматривал непосредственное исследование особенностей педагогического общения и их эмпатического поведения на учебных занятиях и вне занятий. Для проведения опытно-экспериментального обследования педагогов была составлена программа, включавшая в себя следующие методики:

анкета на выявление направленности педагогической деятельности и удовлетворенности педагогов результатами труда;

тест незавершенных предложений;

оценка профессиональной направленности личности (Е.И.Рогов);

специальная методика Мехрабиана — тест эмпатических тенденций, адаптированная И. М. Юсуповым «Способность педагога к эмпатии»;

методика диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко.

На этом этапе наше исследование состояло из двух подэтапов. Первый был направлен на изучение отношения педагогов к своей работе, на определение их общей удовлетворенности как своей деятельностью, так и условиями и результатами труда, применив три методики из выше перечисленных. На этом подэтапе мы также собирали общие сведения о педагогическом коллективе данного учреждения методом сбора биографических данных о работниках и детях этого коррекционного учреждения.

Второй подэтап носил более углубленный характер, поскольку был направлен на достижение основной цели: изучение эмпатии как доминирующего личностного качества педагога коррекционного учреждения.

  • 1. Анкета на выявление направленности педагогической деятельности и удовлетворенности педагогов результатами труда была составлена нами и состояла из 7 вопросов, позволяющих определить отношение педагогов к своему труду, к детям, их оценку собственной деятельности и условий труда, а также удовлетворенность результатами деятельности.
  • 2. Тест незавершенных предложений, включающий в себя всего 4 вопроса, позволил нам выявить восприятие педагогом детей, их эмоциональное отношение к ним и их проблемам.
  • 3. Методика Е. И. Рогова представляет собой опросник, состоящий из 50 вопросов и позволяющий определить профессиональную направленность педагогов по 5 шкалам:

общительность, организованность, направленность на предмет, интеллигентность, мотивация одобрения.

В предлагаемом опроснике заложена идея оценки и сравнения между собой различных типов педагогов: педагог-коммуникатор, педагог-организатор, учитель-предметник, учитель-интеллигент.

4. Для выявления наличия эмпатии и определения её уровня была использована специальная методика Мехрабиана — тест эмпатических тенденций, адаптированная И. М. Юсуповым.

Её цель — овладение методом экспресс-диагностики с помощью оригинального опросника. Опросник содержит 6 диагностических шкал эмпатии, выражающих отношение к родителям, животным, старикам, детям, знакомым и незнакомым людям.

Методика предназначена для исследования эмпатии, т. е. умения поставить себя на место другого человека, способности к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей.

В опросчике 36 утверждений, по каждому из которых испытуемый должен оценить, в какой мере он с ним согласен или не согласен, используя вариантов ответов: «Не знаю». «Никогда или нет» «Иногда». «Часто», «Почти всегда», «Всегда или да».

Каждому варианту ответа соответствует числовое значеиие: 0,1,2,3,4,5.

Определив достоверность данных, подсчитав количество ответов на указанные номера утверждений опросника, мы провели обработку данных, направленную на получение количественных показателей эмпатии и её уровня.

Единая метрическая униполярная шкала интервалов позволяет, пользуясь ключом-дешифратором получить общую характеристику эмпатии на основании данных, которые представляют все диагностические шкалы и дают характеристики отдельных составляющих эмпатии.

На основании полученных бальных оценок, диагностируется уровень эмпатии по каждой из составляющих и в целом.

Методика давала нам возможность определить (на основе самооценки) следующие уровни эмпатийности педагогов: очень высокий уровень, высокая эмпатийность, нормальный уровень эмпатийности, низкий уровень, очень низкий уровень эмпатийности. В методике есть ключ-дешифратор, который позволил нам получить сведения об отдельных составляющих эмпатии: эмпатия с родителями, эмпатия с животными, эмпатия со стариками, эмпатия с детьми, эмпатия с героями художественных произведений, эмпатия с незнакомыми или малознакомыми людьми.

5.Методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В.Бойко состоит из 36 вопросов и позволяет определить виды эмпатии: рациональная, эмоциональная, а также установки, способствующие эмпатии, проникающая эмпатия, идентификация.

Рациональный канал эмпатии характеризует направленность внимания, восприятия и мышления эмпатирующего на сущность любого другого человека — на его состояние, проблемы, поведение. Это спонтанный интерес к другому, открывающий шлюзы эмоционального и интуитивного отражения партнера.

Эмоциональный канал эмпатии показывает способность эмпатирующего входить в эмоциональный контакт с окружающими, сопереживать, соучаствовать. Эмоциональная отзывчивость в данном случае является средством «вхождения» во внутренний мир другого человека.

Интуитивный канал эмпатии свидетельствует о способности респондента видеть поведение партнеров, действовать в условиях дефицита исходной информации о них, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании. На уровне интуиции замыкаются и обобщаются различные сведения о партнерах. Интуиция, надо полагать, менее зависит от оценочных стереотипов, чем осмысленное восприятие партнеров.

Установки, способствующие или препятствующие эмпатии облегчают или затрудняют действие всех эмпатических каналов. Эффективность эмпатии, вероятно, снижается, если человек старается избегать личных контактов, считает неуместным проявлять любопытство к другой личности, убедил себя спокойно относиться к проблемам и переживаниям окружающих. Подобные умонастроения резко ограничивают диапазон эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия. Напротив, различные каналы эмпатии действуют активнее и надежнее, если нет препятствий со стороны установок личности.

Проникающая способность в эмпатии расценивается как важное коммуникативное свойство человека, позволяющее создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности.

Идентификация — еще одно непременное условие успешной эмпатии. Это умение понять другого на основе сопереживаний, постановки себя на место партнера. В основе идентификации легкость, подвижность и гибкость эмоций, способность к подражанию.

На сравнительно-обобщающем этапе мы проанализировали полученные результаты, сделали выводы относительно психологических установок и особенностей эмпатии и эмпатийных проявлений у педагогов коррекционного образовательного учреждения. Также на данном этапе нами были подобраны рекомендации для педагогов этого учреждения по повышению эмпатии.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой