Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психолого-педагогическая диагностика в работе с детьми разного возраста и возможностей

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На практике существуют различные толкования и определения деятельности по оказанию помощи детям-инвалидам в раннем возрасте, в частности «раннее выявление», «ранняя терапия», «раннее воспитание», «мобильное домашнее раннее содействие», «ранняя социальная интеграция» и др. Более того, в 1996 г. в Европе был принят специальный манифест (Manifest der Eurlyaid Gruppe), в котором записано: «Ранняя… Читать ещё >

Психолого-педагогическая диагностика в работе с детьми разного возраста и возможностей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Аналитико-диагностические практики в сопровождении детей раннего возраста

Анализ практического опыта организации комплексной помощи детям с проблемами в развитии в западноевропейских странах за последние двадцать лет свидетельствует не только об основательном развитии соответствующих служб, но и о становлении самостоятельной отрасли педагогической науки — педагогики раннего сопровождения детей. В ней определены теоретико-методологическая база, понятийнокатегориальный аппарат, методические аспекты. Вместе с тем следует отметить, что в нашей стране важнейшие научные исследования в области раннего детства проводились выдающимися учеными XIX—XX вв. (П. П. Блонским, Л. С. Выготским, А. В. Запорожцем, А. Н. Леонтьевым, М. И. Лисиной, Д. Б. Элькониным и др.). В их научных работах подчеркивается важность раннего возраста, охватывающего сензитивные периоды становления целого ряда базовых функций. В настоящее время в мире разработана целостная теория раннего развития (Дж. Боулби (J. Bowlby), Д. Винникотт (D. Winnicott), М. Айнсворт (М. Ainsworth), М. Малер (М. Mahler), Д. Штерн (D. Stern) и др.).

Остановимся на вопросах специфики понятия «педагогическое сопровождение», важности самоопределения педагога в данной деятельности, на различиях в медицинской и педагогической моделях сопровождения, особенностях педагогических методов и содержании практики педагогической помощи семье с детьми раннего возраста.

Специфика педагогической деятельности в семье

Раннее педагогическое сопровождение нацелено на детей и взрослых: и ребенок, и его родители должны достичь целей, которые сформулированы ими и другими. При этом самое важное заключается в том, что достижение происходит с опорой на собственные способности и возможности. Раннее сопровождение выступает в роли катализатора развития ребенка. В центре педагогических усилий находится развитие компетенций особого ребенка и его родителей. В частности, речь идет о формировании у ребенка умений вступать в контакт с окружающим миром, способностей формулировать собственные желания и потребности, осмысленно действовать и преобразовывать мир, а также уметь получать помощь и поддержку в ситуациях угрозы и опасности, связанных с фактом ограничения функций ребенка.

На практике существуют различные толкования и определения деятельности по оказанию помощи детям-инвалидам в раннем возрасте, в частности «раннее выявление», «ранняя терапия», «раннее воспитание», «мобильное домашнее раннее содействие», «ранняя социальная интеграция» и др. Более того, в 1996 г. в Европе был принят специальный манифест (Manifest der Eurlyaid Gruppe), в котором записано: «Ранняя помощь ориентирована на детей с риском или нарушением в развитии. Она относится к периоду между дородовым диагнозом и наступлением школьного возраста. Она охватывает весь процесс от возможно раннего выявления и обследования, включая саму практику сопровождения. Ранее сопровождение представляет собой целенаправленную деятельность по лечению и оказанию помощи как детям, так и их родителям».

По мнению известного немецкого специалиста в области педагогики раннего сопровождения особых детей Ф. Петерандера, существуют специфические требования к данной деятельности (63). В частности, работа специалиста в области раннего сопровождения осуществляется внутри семьи и соответственно значительно уменьшает возможности консультирования с коллегами в сложных ситуациях. Эта деятельность характеризуется сложностью и комплексностью отношений со всеми родственниками ребенка, поэтому здесь важно профессиональное самоопределение специалиста по отношению ко всем членам семьи. Для специалиста актуальны проблема интеграции всей информации (медицинской, психологической, прикладной) и ответ на вопрос: что значит для семьи официальный (подтвержденный) диагноз (например, наличие у ребенка синдрома Дауна)? Немаловажно также знание позиции других специалистов по поводу перспектив развития ребенка при наличии определенного диагноза.

Главный фокус в работе типа раннего сопровождения, по мнению Петерандера, заключается в ориентации на естественное окружение ребенка, на его семью, на те смысловые связи, которые существуют в данном конкретном случае в семье. В этой связи понятным становится ярко выраженный индивидуальный характер этой работы, отказ от известных рецептов и стратегий. По сути, сопровождение приобретает характер особой доверительной и последовательной помощи, неизменно сопровождаемой саморефлексией специалиста. При этом следует иметь в виду, что в одной семье характер отношений будет подобен доверительному общению с «хорошей подругой», другой отношения специалиста с родственниками строятся на позиции контроля представителя службы молодежи за выполнением выданных раннее рекомендаций и т. д.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой