Диагностика уровня воспитанности младших школьников
Цель данной анкеты — выявление степени дифференциации конвенциональных и моральных норм. При анкетировании оцениваются такие универсальные учебные действия как выделение морального содержания действий и ситуаций. Учеников получили 2 уровень — сумма их баллов, характеризующих недопустимость нарушения моральных норм, превышает сумму баллов, характеризующих недопустимость нарушения конвенциональных… Читать ещё >
Диагностика уровня воспитанности младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Основной методикой, позволяющей изучить и проанализировать уровень воспитанности современных школьников, является методика М. И. Шиловой Приложение А).
Это доступная диагностическая программа, содержащая критерии или по Далю — «приметы» для распознавания. Такой приметой для распознавания продвижения детей в нравственном развитии, проявления личностных качеств, принято считать соотношение внешней регуляции и внутренней саморегуляции деятельности и поведения, активной личностной позиции, свидетельствующей о проявлении некоторых первых признаков гражданственности.
Нравственный мир личности младшего школьника характеризуется тремя уровнями: высокий, средний, низкий.
Диагностика уровня воспитанности по методике М. И. Шиловой отражает пять основных показателей нравственной воспитанности школьника:
- — отношение к обществу, патриотизм;
- — отношение к умственному труду;
- — отношение к физическому труду;
- — отношение к людям (проявление нравственных качеств личности);
- — саморегуляция личности (самодисциплина).
Основными критериями нравственности человека могут являться его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям. Отсюда следует, что нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения (мотивы), как привычные формы поведения.
Результаты методики представлены в таблице 1.
Таблица 1
Сводный лист диагностики изучения уровня воспитанности младших школьников.
Общее количество баллов. | |||||||||||||||||||||
Макс Ш. | |||||||||||||||||||||
Олег Н. | |||||||||||||||||||||
Надя И. | |||||||||||||||||||||
Настя А. | |||||||||||||||||||||
Ирина О. | |||||||||||||||||||||
Саша О. | |||||||||||||||||||||
Костя С. | |||||||||||||||||||||
Юля М. | |||||||||||||||||||||
Катя В. | |||||||||||||||||||||
Женя П. | |||||||||||||||||||||
Света Т. | |||||||||||||||||||||
Миша В. | |||||||||||||||||||||
Алина Н. | |||||||||||||||||||||
Оля А. | |||||||||||||||||||||
Римма Р. | |||||||||||||||||||||
Гриша Д. | |||||||||||||||||||||
Дима Л. | |||||||||||||||||||||
Алёна И. | |||||||||||||||||||||
Стас А. | |||||||||||||||||||||
Руслан Е. | |||||||||||||||||||||
Даша Р. | |||||||||||||||||||||
Олег П. | |||||||||||||||||||||
Ваня С. | |||||||||||||||||||||
Артем Х. | |||||||||||||||||||||
Нина Г. |
У 13 детей определился высокий уровень — это глубокие и полные знания о нравственных ценностях, то есть умение выделить их основные и наиболее существенные характеристики, творчески применять полученные знания для организации и анализа своего поведения и поведения окружающих людей, умение устанавливать тесную связь нравственных знаний с поведением. Высокий уровень воспитанности (от 45 до 60 баллов) определяется устойчивой и положительной самостоятельностью в деятельности и поведении на основе активной общественной, гражданской позиции.
У 12 учеников выявился средний уровень — это наличие определенного объема знаний о нравственных ценностях, умение выделить их существенные признаки, приводить примеры их проявления на практике. Средний уровень воспитанности (от 35 до 45 баллов) характеризуется самостоятельностью, проявлениями саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще не вполне сформирована.
Низкий уровень не показал ни один школьник.
Результаты диагностики можно представить в виде диаграммы (рисунок 1).
Рисунок 1 Результаты методики.
Далее была проведена анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных (социальных) и моральных норм по Э. Туриэлю в модификации Е. А. Кургановой и О.А. Карабановой) (Приложение Б).
Цель данной анкеты — выявление степени дифференциации конвенциональных и моральных норм. При анкетировании оцениваются такие универсальные учебные действия как выделение морального содержания действий и ситуаций.
Детям предлагалось оценить поступок мальчика (девочки, причем школьник оценивал поступок сверстника своего пола), выбрав один из четырех вариантов оценки. Всего в предложенной анкете было представлено:
- — семь ситуаций, заключающих нарушение моральных норм (2. 4, 7, 10, 12, 14, 17),
- — семь ситуаций, заключающих нарушение социальных норм (1, 3, 6, 9, 11, 13, 16,
- — четыре нейтральные ситуации, не предусматривающие моральной оценки (5, 15, 8, 18).
Результаты оценивания поступков учащимися представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты анкеты «Оцени поступок».
Количество баллов. | Уровень воспитанности школьника. | |
Макс Ш. | 1 уровень. | |
Олег Н. | 1 уровень. | |
Надя И. | 1 уровень. | |
Настя А. | 2 уровень. | |
Ирина О. | 1 уровень. | |
Саша О. | 1 уровень. | |
Костя С. | 2 уровень. | |
Юля М. | 1 уровень. | |
Катя В. | 2 уровень. | |
Женя П. | 1 уровень. | |
Света Т. | 1 уровень. | |
Миша В. | 1 уровень. | |
Алина Н. | 1 уровень. | |
Оля А. | 1 уровень. | |
Римма Р. | 2 уровень. | |
Гриша Д. | 1 уровень. | |
Дима Л. | 1 уровень. | |
Алёна И. | 2 уровень. | |
Стас А. | 1 уровень. | |
Руслан Е. | 1 уровень. | |
Даша Р. | 2 уровень. | |
Олег П. | 2 уровень. | |
Ваня С. | 1 уровень. | |
Артем Х. | 1 уровень. | |
Нина Г. | 2 уровень. |
Анализ анкеты показал, что 17 детей имеют 1 уровень, то есть сумма баллов, характеризующих недопустимость нарушения конвенциональных норм, превышает сумму баллов, характеризующих недопустимость нарушения моральных норм более чем на 4;
8 учеников получили 2 уровень — сумма их баллов, характеризующих недопустимость нарушения моральных норм, превышает сумму баллов, характеризующих недопустимость нарушения конвенциональных норм более чем на 4.
Вывод; учащиеся данного класса больше ориентированы на степень недопустимости для ребенка нарушения конвенциональных (социальных) норм, чем моральных норм, а это значит, что необходимо проводить работу и на повышение уровня недопустимости для учащихся нарушения моральных норм. Эту работу можно провести при проведении родительских собраний, этических бесед, игровых ситуаций на различных уроках.