Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Диагностика уровня воспитанности младших школьников

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Цель данной анкеты — выявление степени дифференциации конвенциональных и моральных норм. При анкетировании оцениваются такие универсальные учебные действия как выделение морального содержания действий и ситуаций. Учеников получили 2 уровень — сумма их баллов, характеризующих недопустимость нарушения моральных норм, превышает сумму баллов, характеризующих недопустимость нарушения конвенциональных… Читать ещё >

Диагностика уровня воспитанности младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основной методикой, позволяющей изучить и проанализировать уровень воспитанности современных школьников, является методика М. И. Шиловой Приложение А).

Это доступная диагностическая программа, содержащая критерии или по Далю — «приметы» для распознавания. Такой приметой для распознавания продвижения детей в нравственном развитии, проявления личностных качеств, принято считать соотношение внешней регуляции и внутренней саморегуляции деятельности и поведения, активной личностной позиции, свидетельствующей о проявлении некоторых первых признаков гражданственности.

Нравственный мир личности младшего школьника характеризуется тремя уровнями: высокий, средний, низкий.

Диагностика уровня воспитанности по методике М. И. Шиловой отражает пять основных показателей нравственной воспитанности школьника:

  • — отношение к обществу, патриотизм;
  • — отношение к умственному труду;
  • — отношение к физическому труду;
  • — отношение к людям (проявление нравственных качеств личности);
  • — саморегуляция личности (самодисциплина).

Основными критериями нравственности человека могут являться его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям. Отсюда следует, что нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения (мотивы), как привычные формы поведения.

Результаты методики представлены в таблице 1.

Таблица 1

Сводный лист диагностики изучения уровня воспитанности младших школьников.

Общее количество баллов.

Макс Ш.

Олег Н.

Надя И.

Настя А.

Ирина О.

Саша О.

Костя С.

Юля М.

Катя В.

Женя П.

Света Т.

Миша В.

Алина Н.

Оля А.

Римма Р.

Гриша Д.

Дима Л.

Алёна И.

Стас А.

Руслан Е.

Даша Р.

Олег П.

Ваня С.

Артем Х.

Нина Г.

У 13 детей определился высокий уровень — это глубокие и полные знания о нравственных ценностях, то есть умение выделить их основные и наиболее существенные характеристики, творчески применять полученные знания для организации и анализа своего поведения и поведения окружающих людей, умение устанавливать тесную связь нравственных знаний с поведением. Высокий уровень воспитанности (от 45 до 60 баллов) определяется устойчивой и положительной самостоятельностью в деятельности и поведении на основе активной общественной, гражданской позиции.

У 12 учеников выявился средний уровень — это наличие определенного объема знаний о нравственных ценностях, умение выделить их существенные признаки, приводить примеры их проявления на практике. Средний уровень воспитанности (от 35 до 45 баллов) характеризуется самостоятельностью, проявлениями саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще не вполне сформирована.

Низкий уровень не показал ни один школьник.

Результаты диагностики можно представить в виде диаграммы (рисунок 1).

Результаты методики.

Рисунок 1 Результаты методики.

Далее была проведена анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных (социальных) и моральных норм по Э. Туриэлю в модификации Е. А. Кургановой и О.А. Карабановой) (Приложение Б).

Цель данной анкеты — выявление степени дифференциации конвенциональных и моральных норм. При анкетировании оцениваются такие универсальные учебные действия как выделение морального содержания действий и ситуаций.

Детям предлагалось оценить поступок мальчика (девочки, причем школьник оценивал поступок сверстника своего пола), выбрав один из четырех вариантов оценки. Всего в предложенной анкете было представлено:

  • — семь ситуаций, заключающих нарушение моральных норм (2. 4, 7, 10, 12, 14, 17),
  • — семь ситуаций, заключающих нарушение социальных норм (1, 3, 6, 9, 11, 13, 16,
  • — четыре нейтральные ситуации, не предусматривающие моральной оценки (5, 15, 8, 18).

Результаты оценивания поступков учащимися представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты анкеты «Оцени поступок».

Количество баллов.

Уровень воспитанности школьника.

Макс Ш.

1 уровень.

Олег Н.

1 уровень.

Надя И.

1 уровень.

Настя А.

2 уровень.

Ирина О.

1 уровень.

Саша О.

1 уровень.

Костя С.

2 уровень.

Юля М.

1 уровень.

Катя В.

2 уровень.

Женя П.

1 уровень.

Света Т.

1 уровень.

Миша В.

1 уровень.

Алина Н.

1 уровень.

Оля А.

1 уровень.

Римма Р.

2 уровень.

Гриша Д.

1 уровень.

Дима Л.

1 уровень.

Алёна И.

2 уровень.

Стас А.

1 уровень.

Руслан Е.

1 уровень.

Даша Р.

2 уровень.

Олег П.

2 уровень.

Ваня С.

1 уровень.

Артем Х.

1 уровень.

Нина Г.

2 уровень.

Анализ анкеты показал, что 17 детей имеют 1 уровень, то есть сумма баллов, характеризующих недопустимость нарушения конвенциональных норм, превышает сумму баллов, характеризующих недопустимость нарушения моральных норм более чем на 4;

8 учеников получили 2 уровень — сумма их баллов, характеризующих недопустимость нарушения моральных норм, превышает сумму баллов, характеризующих недопустимость нарушения конвенциональных норм более чем на 4.

Вывод; учащиеся данного класса больше ориентированы на степень недопустимости для ребенка нарушения конвенциональных (социальных) норм, чем моральных норм, а это значит, что необходимо проводить работу и на повышение уровня недопустимости для учащихся нарушения моральных норм. Эту работу можно провести при проведении родительских собраний, этических бесед, игровых ситуаций на различных уроках.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой