Концепция обеспечения качества образования в ЕПВО
Одной из основных категорий указанной концепции является релевантность. В системе образования, ориентированной на потребности обучающегося («студентоцентрированной»), ключевой ценностью любой университетской программы является ее релевантность в отношении потребностей самих студентов и общества в целом. Программа должна быть не только основана на академическом (интеллектуальном), профессиональном… Читать ещё >
Концепция обеспечения качества образования в ЕПВО (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Основу концепции обеспечения качества, способствующего развитию ЕПВО, составляют следующие принципы:
- — значимость и релевантность (для студентов, конкретных работодателей и в целом для рынка труда);
- — сравнимость и совместимость в рамках ЕПВО;
- — прозрачность (на основе использования ECTS);
- — мобильность и трансграничный характер образования;
- — привлекательность и конкурентоспособность.
Одной из основных категорий указанной концепции является релевантность[1]. В системе образования, ориентированной на потребности обучающегося («студентоцентрированной»), ключевой ценностью любой университетской программы является ее релевантность в отношении потребностей самих студентов и общества в целом. Программа должна быть не только основана на академическом (интеллектуальном), профессиональном и социальном развитии обучающегося, но и направлена на получение работы и на полноценную жизнь в европейском контексте. В связи с этим для определения релевантных академических и профессиональных профилей необходима четкая формулировка общественных потребностей, что, в свою очередь, требует построения диалога вузовского сообщества с работодателями и другими общественными силами.
Сравнимость и совместимость. Университетские программы должны разрабатываться с учетом их сравнимости и совместимости с аналогичными программами в других странах Европы на основе согласованных критериев, сформулированных в формате общих и предметных компетенций. Обеспечение сравнимости осуществляется с учетом важности многообразия учебных планов, образовательных парадигм и культурных особенностей стран — участниц Болонского процесса. Увеличению сравнимости и совместимости программ способствует использование системы ECTS в качестве инструмента планирования и мониторинга университетских программ в целом, а также различных их компонентов.
Прозрачность — это важнейшая характеристика любой образовательной программы, которую нужно учитывать с самого начала ее разработки. Прозрачность должна обеспечиваться в результатах обучения, в процессе обучения, в учебных ресурсах, в системах обеспечения качества и в процедурах работы с базами данных. Концепция прозрачности прямо связана с требованием использования языка, который одинаково хорошо понимают студенты, работодатели и другие заинтересованные стороны в различных странах. Прозрачность также предполагает правильное использование кредитов ECTS для определения учебной нагрузки, «Приложения к диплому» и других инструментов ECTS.
Мобильность и трансграничный характер образования. Создание ЕПВО требует надежной и высококачественной системы академической мобильности. При этом, с одной стороны, мобильность выступает в качестве основы системы требований к качеству образования; с другой стороны — напротив, взаимное доверие к качеству образования является основой мобильности. Физическая мобильность студентов как в рамках ограниченных периодов обучения, так и в рамках полных университетских программ, обеспечивает рост качества в европейском измерении образования, большее число возможностей для профессиональной занятости на европейском рынке труда, а также полноценное развитие европейского гражданского общества.
Привлекательность. Для европейской системы образования, стремящейся стать привлекательной для студентов из третьих стран, проблемы качества являются ключевыми. Механизмы обеспечения качества, разработанные на национальном уровне в различных странах, должны быть обобщены и переработаны для обеспечения их восприятия как общеевропейской системы качества образования. Методологическое обеспечение повышения качества европейского высшего образования обеспечивается проектом TUNING. В рамках проекта сформирован общий язык для описания TLA-стратегий (см. подпараграф 1.4 .1), который предполагается разрабатывать и далее, — в частности, путем формулирования показателей качества.
По мнению экспертов EUA, вузы должны создавать свои собственные методы и системы для развития внутренней культуры качества [200. С. 129]. Им необходимо осуществлять мониторинг разработки и реализации образовательной деятельности в соответствии с базовыми академическими ценностями и миссией каждого вуза. На уровне вуза и на более низком уровне отдельных предметов (дисциплин) должен решаться целый ряд частных задач, обеспечивающих формирование культуры качества образования. Эти задачи таковы:
- — использование опыта преподавателей, представляющих различные академические традиции;
- — получение информации от профессиональных ассоциаций и других заинтересованных сторон для обеспечения постоянного диалога в отношении социальной релевантности и адекватности образования;
- — учет новейших тенденций в каждой предметной области для обеспечения динамичного подхода к формулированию стандартов;
- — обеспечение соответствия между учебными курсами и программами, с одной стороны, и профессиональными и академическими профилями в международном контексте — с другой;
- — проведение исследований рынка занятости на европейском уровне с учетом разнообразия и инноваций;
- — обеспечение разработки дескрипторов циклов (уровней) в терминах компетенций, используемых при создании национальных и общеевропейских систем образовательных квалификаций и др.
Дополнительную информацию, связанную с особенностями обеспечения качества высшего образования в ЕПВО, можно найти на сайтах EUA [169; 170; 171]. Мы ограничимся здесь одним примером — британским подходом к обеспечению качества подготовки преподавателя высшей школы.
К преподаванию в британских университетах могут быть допущены магистры искусств (МА), магистры естественных наук (MSC), магистры бизнес-администрирования (MBA), однако приоритет отдается обладателям степени доктора философии (PhD) [138].
Британская система высшего образования обладает отличительной особенностью: здесь в условиях широкой академической автономии университетов не существует единой нормативной базы высшего образования. В отличие от большинства европейских стран, в Великобритании отсутствуют как единая система государственного регулирования содержанием подготовки студентов, так и унифицированные для всех университетов требования к выпускникам (образовательные стандарты). Каждый университет утверждает свои образовательные программы, внедряет свою организацию учебного процесса и систему оценки знаний студентов. Все внутренние вопросы университетской жизни решаются конкретным вузом в соответствии со своим уставом и хартией. Если при этом и выходят документы по линии Министерства образования и науки или Комитета вице-канцлеров и ректоров, то они носят исключительно рекомендательный характер [138. С. 7].
В этих условиях инструментом регулирования качества высшего образования становятся общеотраслевые квалификационные характеристики выпускника британского вуза (т.е. не образовательные, а, по существу, профессиональные стандарты).
Например, квалификационные характеристики преподавателя высшего учебного заведения, действующие в Великобритании, включают в себя требования, согласно которым преподаватель должен:
- — блестяще знать профессиональную дисциплину, преподаваемую студентам;
- — налаживать контакты со студентами, аспирантами, коллегами;
- — осуществлять подготовку и проводить лекции, практические занятия, опытные и экспериментальные работы, полевые работы;
- — руководить профессиональной практикой студентов;
- — консультировать студентов по вопросам учебной работы, будущей карьеры, личным проблемам;
- — уметь объективно оценивать результаты студенческой работы, вести текущий учет их знаний, помогать добиваться успехов в учебе и исследовательской работе;
- — иметь навык проведения экзаменов, четко ставить вопросы, задачи, определять задания;
- — уметь аналитически мыслить и учить этому студентов;
- — проводить исследовательскую работу в области своего профессионального интереса;
- — руководить студенческими исследовательскими проектами;
- — иметь навыки административной работы (работа в приемной и экзаменационной комиссиях, разнообразных университетских комитетах, оказание необходимой помощи начинающим или менее опытным коллегам и др.);
- — участвовать в качестве внешнего эксперта на экзаменационных сессиях других университетов страны и за рубежом;
- — иметь глубокий интерес к преподаваемой дисциплине, постоянно пополнять и обновлять свои профессиональные знания, следить за достижениями и нововведениями в своей отрасли;
- — уметь налаживать контакты и общаться со студентами;
- — иметь навыки разработки учебной программы на основе требований изучаемого курса;
- — обладать высоким уровнем практической компетентности, уметь его демонстрировать во время работы в студенческих группах;
- — уметь постоянно меняться, вбирать в себя новое, соответствовать современным требованиям; и др. [138. С. 13].
- [1] Релевантность (в широком смысле) — мера соответствия получаемого результата желаемому результату.