Подготовка учителя к развитию творческого воображения учащихся на занятиях изобразительным искусством
Диссертация
Разработаны критерии уровня готовности учителя к развитию творческого воображения учащихся. Выявлена зависимость между творческой направленностью учителя и степенью творческих проявлений учащихся. Определены структура, содержание, форма и методы повышения квалификации педагогов-художников на основе взаимосвязи психолого-педагогических, художественно — деятельностных и исследовательских подходов… Читать ещё >
Содержание
- Страница
- Введение. Общая характеристика работы
- Глава 1. Теоретические основы подготовки учителя к развитию 12 творческого воображения учащихся на занятиях изобразительным искусством
- 1. 1. Анализ проблемы подготовки учителя к развитию 12 творческого воображения у учащихся средствами искусства
- 1. 2. Педагогическая ценность наследия Л. С. Выготского для 31 развития творческого воображения
- 1. 3. Философские и психолого-педагогические условия 46 подготовки художника-педагога к развитию творческого воображения учащихся
- Выводы по 1 главе
- Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по изучению условий подготовки учителя к развитию творческого воображения учащихся на занятиях изобразительным искусством
- 2. 1. Экспериментальное исследование динамики развития 70 творческого воображения художников-педагогов на курсах повышения квалификации в Центре непрерывною художественного образования
- 2. 2. Синтетический метод в подготовке учителей к развитию 129 творческого воображения у учащихся в процессе художественной деятельности
- 2. 3. Проверка эффективности применения Синтетического 140 метода для развития творческого воображения учащихся в процессе педагогической деятельности учителя изобразительного искусства
- Выводы по II главе
Список литературы
- Адаскина А.А. К проблеме психологической диагностики художественных способностей. Сб. Культурно-исторический подход к проблеме творчества — М.: РГТУ, 2003. Фонд Л. С. Выготского. — с. 220 229.
- Аминов Н.А. Диагностика педагогических способностей. — М. — Воронеж, Изд-во Институт практической психологии, 1997 г.
- Айзенк Г. Ю. Проверьте свои способности.—М.: Мир, 1972.- 4sQ с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: 2 т. — М.: Педагог ика, 1980, Т. 1. 230 с. Т.2. — 287 с.
- Алексеев А. А., Громова Л. А. Психогеометрия для менеджеров. — Л.: Знание, 1991.
- Аристотель. Трактат О душе. — М., 1937.
- Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974. — 392 с.
- Бабаева Ю.Д. Психологический тренинг для выявления одаренности. — М., 1997.-Z7&C.
- Байэ К. История искусств. — С.-Петербург, 1914. — 261 с.
- Бакушинский А.В. Искусство в трудовой школе.— М., 1926.
- Бакушинский А. В. Исследования и статьи. — М.: Советский художник, 1981.
- Бердяев Н.А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. — М., 1993.
- Бессонов Б.Н. Философия. — М.: Астрель, 2002. — 318 с.
- Блонский II. П. Избранные педагогические и психологические сочинения. В 2-х т. М.: Педагогика, 1980. — Т. 1. с. 303. Т. 2. с. 398.
- Бирич И.А., Ломоносова М. Т. Основы художественной культуры. Тестовые задания для оценки развития творческих и художественных способностей школьников и абитуриентов вузов. В 2 кн. — М.: Владос, 1999. Кн. 1. 160 с., Кн. 2.112 с.
- Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как условие продуктивного мышления. — М.: Знание, 1973. — с. 144−146.
- Борев Ю. Б. Эстетика. М., 1988. 3 33 с.
- Большая Советская Энциклопедия (БСЭ), т. 5, с. 1041, М.: Советская Энциклопедия, 1971.
- Брушлинский А. В. Культурно-историческая теория мышления (Филос. Проблемы психологии). — М., 1968. — 104 с.
- Бычков В. В. Эстетика, М.: Гардарики, 2004. — 556 с.
- Буева Л. П. Человек: деятельность и общение. — М.: 1978. — 215 с.
- Буров А. И. Эстетическая сущность искусства. — М., 1956. 291 с.
- Буров А. И. Некоторые теоретические вопросы эстетического развития школьников (Материалы и тезисы Буровских чтений). — М.: ИХО РАО, 1999. —с. 200−205.
- Вагнер Вл. Биологические основания сравнительной психологии (Био-психология). Т. 1, Т. 2. Москва — С.-Петербург: Товарищество Вольф, 1913.
- Ван-Гог В. Письма. — Л.-М.: Искусство, 1966. — 600 с.
- Велтистов М. Е. Проблемы воображения и творчества в профессиональной подготовке учителя ИЗО /Ж. Дополнительное образование и воспитание № 1 (2006 г.). — М.: Изд-во Витязь-М, — 2006. стр. 8−12.
- Велтистов М. Е. О развитии творческого воображения учителя изобразительного искусства. Ж. Дополнительное образование и воспитание № 3 (2006). — М.: Витязь-М, 2006. — с. 42−47.
- Венгер A. J1. Психологические рисуночные тесты. — М.: Владес-Пресс, 2003. — 160 с.
- Венгер J1. А. Восприятие и обучение. — М., 1969. — 365 с.
- Вишнякова Н. Ф. Креативная парадигма в психопедагогике и эстетическая среда творческого развития личности. Сб. Педагогика эстетической среды: теория и опыт. — Минск: ИХО РАО, 2002. — с. 20−32.
- Врубель М. А. (Альбом). — Автор-составитель Е. В. Журавлева. — М.: Изобразительное искусство, 1958.
- Вундт В. Фантазия как основа искусства. — СПб., М., 1914. — 146с.
- Выготский JI.C. Психология искусства. — М.: Азбука, 2000. — 416с.
- Выготский J1.C. Психология развития ребенка. — М.: Знание, 2003. — 512с.
- Выготский JI.C. Психология развития человека. — М.: Смысл, Знание, 2003 —1136 с.
- Выготский JI.C. Собр. соч. в 6 томах. — М.: Педагогика, 1982. —502 с.
- Гарднер Г. Теория множественности интеллек! уальных задатков (на англ. языке). — Нью-Йорк, 1983.
- Гастев А. Леонардо да Винчию — М.: Молодая гвардия, 1984. —400 с.
- Гегель Г. В. Лекции по эстетике: Идея прекрасного в искусстве или идеал. Т. 3. — М.: Искусство, 1968. — 312 с.
- Гейдербранд К. О душевной сущности ребенка. — Минск: Полифакт, 1991.
- Геташвили Н. В. Леонардо. — М.: Олма-Пресс, 2005 — 128 с.
- Гилфорд Дж. Три основы интеллекта. (Психология мышления). Под редакцией А. М. Матюшкина. — М., 1965. — с. 433−456.
- Гилфорд Дж. П., Хопенер Р. Анализ интеллекта. — Нью-Йорк,
- Государственная Третьяковская галерея. — М.: Изобразительное искусство, 1974. — с. 155.
- Григорьев Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности (Учебное пособие для учителей). — М.: Академия, 2000. — сю 344.
- Гросул Н. В. Творчество одаренных детей. История художественного образования в России XX века (в 2-х т.). — М.: Педагогика, 2002. —Т. I.e. ИЗ —с. 128.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. — М., 1996. — 132 с.
- Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. — М.: Педагогика, 1986, — 2.8%с.
- Даль Вл. И. Т. 1. —М., 1978 —с. 241.
- Дарвин Ч. О выражении ощущений у человека и животных. Собрание сочинений в четырех томах. Т. 2. — СПб., 1899. — 184 с.
- Дружинин В.И. Психология общих способностей. — М.: Латерно-вигга, 1995. —368 с.
- Дудецкий А.А. Теоретические основы воображения искусства. — Смоленск, 1974.
- Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. — М.: Знание, 1986 —96 с.
- Дьяченко О.М. Проблемы развития способностей: до и после Л. С. Выготского. //Вопросы психологии, № 5. — М., 1996.
- Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольника. — М., 1996.
- Загвязинский В. И., Поташкин М. М. Как учителю подготовить и провести эксперимент — М.: Педагогическое Общество России, 2004. — 144 с.
- Зинченко В. П., Вергилис Н. Ю. Формирование зрительного образа. М., 1969. — 106 с.
- Зинченко В.П. Возможна ли поэтическая антропология? — М.: РОУ, 1994,—44 с.
- Зиновкина М. Креативная технология. Ж. Высшее образование в России, № 3. — М., 2005. — с. 101.
- Изард К. Эмоции человека. — М.: МГУ, 1980. — с. 83.
- Ильенков Э. В. Искусство и коммунистический идеал. — М., 1984.348 с.
- Кабкова Е. П. Развитие способности школьника к художественному обобщению на уровне искусства. — Автореферат кандидатской диссертации.1. М., 2005. —с. 9.
- Каменский А. Мифология счастья. — М.: Советский художник, 1983.
- Кашекова И. Э. От античности до модерна. — М.: Просвещение, 2000. ~ЧЧс.
- Кашекова И. Э. Эмоционально-ценностное самоопределение старшеклассников в школе художественно-эстетического направления. — Автореферат дмсе }ьссцси.уч еп к пН-—М., 1998. с.
- Кершенштейнер Г. Развитие художественного творчества ребенка. — М.: Типография т-ва И. Д. Сытина, 1914. — 214 с.
- Коротеева Е. И. Развитие способностей детей к художественно-творческой деятельности. Монография — М.: Дом Российской академии образования. — 2005. — 204 с.
- Коротеева Е. И. Искусство и ты. — М.: Просвещение, 1997. — 144с.
- Краевский В.В. Методология педагогической науки. — М.: Школьная книга, 2001. — 248 с.
- Краткий тест творческого мышления (фигурная форма). — М.: Интер, 1995. —48 с.
- Крупник Е. П. Психологическое воздействие искусства. — М.: Институт психологии РАН, 1999. — 240.
- Культурно-историческая теория развития. — М.: Институт психологии им. Л. С. Выготского, 2001. — 287 с.
- Культурно-исторический подход к проблеме творчества. — М.: РГГУ, фонд Л. С. Выготского, 2003. — 430 с.
- Кузнецов Э. Нико Пиросмани. — Л.: Аврора, 1984. — 327 с.
- Ланская А. Язык рисунка. — М.: Центрполиграф, 2006. — 383 с.
- Лейтес Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды. — М.: Институт практической психологии — 1997. ЦЦ%с.
- Лепская Н. А. Диагностика художественного развижя младших школьников. Методика «5 рисунков». — М.: Научно-практич. ЦНХО, 1995.
- Леонардо да Винчи. Книга о живописи Леонардо да Винчи (живописца и скульптора флорентийского). — М.: ОГИЗ-ИЗО ГИЗ, 1934. —343 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 915.^3S2c.
- Лосев А. Ф. Проблемы символа и реалистических искусств. — М., 1976. —376 с.
- Лотман Ю. М. Об искусстве. — СПб., 1998. -1−0 Чс.
- Лук А. Н. Мышление и творчество. — М.: Политиздат, 1976. — 4ЧЧе.
- Лурия А. Р. Психологическое наследие. — М.: Смысл, 2003. — 431с.
- Лурия А. Р. Этапы пройденного пути. — М.: Московский ун и верситет, 2001. — 192 с.
- Мамонтов С. П. Основы культурологии. — М.: РОУ, 1994. — 208 с.
- Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. 2 изд., М.: 1976 г. Т. 23. — с. 189- Т. 12. —с. 737.
- Мамардашвили М. К. Формы и содержания мышления. — М., 1968
- Матюшкин А. М. Загадки одаренности. — М.: Школа-Пресс, 1993.
- Мейер-Грефе Ю. Импрессионисты. — М.: Проблемы эстетики, 1913, —272 с.
- Метерлинк М. Пьесы. — М., ГудШ-П/^, 1399.- 52.%е.
- Мелик-Пашаев А.А. К вопросу об использовании методики «Группировка» для изучения художественного мышления. Новые исследования в психологии. — М., 1986.
- Мелик-Пашаев А. А. Психологические основы способностей к художественному творчеству: Дисс.докт.психол.наук, — М., 1994.
- Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. — М.: Искусство в школе, 1995. — 144 с.
- Мелик-Пашаев А. А. Мир художника. — М.: Прогресс-традиция, 2000. —271 с.
- Мелик-Пашаев А.А., Неменский Б. М. Мой путь от искусства к педагогике. М.: Искусство в школе, № 5, 1998. — с. 46−52.
- Моль А. Социодинамика культуры. — М.: Прогресс, 1973. — 406 с.
- Мотков О.И. Развитие творчества у детей. — М.: Дополнительное образование, № 4, 2000.
- Научно-исследовательские материалы по истории Российской психологии. — Т. 1,2. — Ярославль — Тверь, 1999. — Т. 1, 606 с. Т. 2. 623 с.
- Неменский Б.М. Мудрость красоты. — М.: Просвещение, 1987. —255 с.
- Неменский Б.М. Принципы непрерывного художественного образования. — М.: Искусство в школе, № 1, 2003, стр. 3−9.
- Неменский Б. М. Доверие. — М.: Молодая гвардия, 1984 — 165 с.
- Неменский Б. М. Культура — Искусство — Образование. — М.: Центр НХО, 1993. —79 с.
- Неменский Б. М. Роль искусств в системе общего образования. Образовательная область «Искусства» //Сб. научно-методических материалов по проблемам художественного образования. — М.: Школьная книга, 2000.136 с.
- Неменский Б. М. Познание искусством. — М.: У РАО, 2000. — 192с.
- Неменский Б. М. Приглашение к диалогу. — М.: МИОО, 2003. —236.
- Новиков А. М. Как работать над диссертацией? — М.: Эгвес, 2003.104 с.
- Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология. — М.: Психологическое общество России, 1999. — 442 с.
- Павлов И.П. Избранные труды, Москва, 1951. ~ с.
- Палмер Дж., Палмер Л. Секреты поведения. — М.: Олма-Пресс, 2003. —384 с.
- Педагогика. Под редакцией С. А. Смирновой. — М.: Академия, 2001. —512 с.
- Петровский А. В. Психология в России. 20 век. — М.: УРАО, 2000.312с.
- Петровский А.В. Роль фантазии в развитии личности. — М.: Знание, 1961, —47 с.
- Петухов В.В. Сб. Культурно-исторический подход к проблеме творчества. — М., РГГУ, фонд Л. С. Выготского. — с. 383 — с. 390.
- Печко Л.П. Развитие творческой вообразительности при освоении искусства старшеклассниками. Материалы международной конференции Д. Б. Кабалевский — композитор, ученый, педагог. — М.: 2004, РАО ИХО, 2004. — с. 86−87.
- Полуянов Ю.А. Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам. — М., Рига, 2000.
- Популярная художественная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1986. — Т. 1. 447 е., Т. 2. 432 с.
- Потебня А.А. Из лекций о теории словесности. Басня. Пословица. Поговорка. — Харьков, 1894.
- Примитив и его место в художественной культуре Нового и Новейшего времени. — М.: «Наука», 1988.-2.02с.
- Психология одаренных детей и подростков. Под ред. Н. С. Лейтеса. М., 1996. 4<6с.
- Психология художественного творчества (хрестоматия). — Минск: Харвест, 2003. —752 с.
- Пушкин В. Н. Эвристика — наука о творческом мышлении. — М.: Политиздат, 1967. — 271 с.
- Рапацевич Е.С. Современный словарь по педагогике. — Минск: Современное слово. ZCVi.
- Ражников В. Альбом настроений. — М.: Ноу-хау, 2000.
- Репицкая Е. Г., Сошина Е. А. Развитие творческого воображения младших школьников. — М.: Владос, 2002. — 128 с.
- Рибо Т. Творческое воображение. — СПб., 1901. — 318с.
- Рибо Т. Опыт исследования творческого воображения. (Болезни личности). — Минск: Харвест, 2002. — 784 с.
- Самые знаменитые философы России. — М.: Вече, 2001. — 476 с.
- Соловьев В. С. Собр. Соч., Т. 1-XII. Брюссель, 1966−1970.
- Спиноза Б. Избранные произведения., Т. 1−2, М., 1957.
- Сто великих психологов. — М.: Вече, 2004. — 428 с.
- Торшилова Е. М., Морозова Т. В. Развитие способностей детей 3−7 лет (теория и диагностика). — Екатеринбург: Деловая кнша, изд. 2-е, 2001 — 141 с.
- Теплов Б. М. Избранные труды: в 2 т. — М.: Педагогика, 1985. — Т. 1.328 е., Т. 2. 358 с.
- Тугенхольд Я. Французское искусство и его представители. — С. Петербург: Просвещение, 1911. — 350 с.
- Туник Е. Е. Психодиагностика творческого мышления (креативные тесты). — СПб: Дидактика плюс, 2002. Чбс.
- Уоллейс Р. Мир Ван Гога. — М.: Терра, 1998. — 192 с.
- Ушинский К. Д. Педагогические сочинения. В 6 томах. Т. 3. — М.: Педагогика, 1990. — 528 с.
- Философия. — М.: Академический проект, 2003. — 656 с.
- Фомина Н. Н. Художник-педагог-исследователь Г. В. Лабунская. История художественного образования в России XX века, т. I. — М.: Педагогика, 2002. — с. 333−339.
- Фохт-Бабушкин Ю. У. Искусство и духовный мир человека. — М., 1982. —И 2 с.
- Фохт-Бабушкин Ю. У. Художественная культура: проблемы изучения и управления, М., 1986. — 237 с.
- Фрейд 3. Лекции по введению в психоанализ. — М.: Государственное издательство, 1922.
- Фрейд 3. Леонардо да Винчи. — М.: Мысль, 1912. — с. 119.
- Фрейд 3. Психология сна. — М.: Современные проблемы, 1926.
- Фрейд 3. Психология бессознательного. — М., 1989. — 448 с.
- Художественное творчество ребенка. Под ред. И. В. Ветлу! иной. — М., 1972.
- Чел панов Г. И. Психология. Философия. Образование. — М.: — Воронеж: Модэк, 1999. — 528 с.
- Шадриков В.Д. Способности человека. — М.: Институт практической психологии, 1997. — 288 с.
- Шадриков В. Д. Введение в психологию: эмоции и чувства. — М.: Логос, 2002. — 156 с.
- Шеллинг Р.В. Философия искусства. — М., 1966. — 496 с.
- Шеттенлоэр Г. Рисунок и образ в гештальттерапии. — Санкт
- Петербург: Изд-во Пирожкова, 2001. — 224 с.
- Щебланова Е. И. Психологическая диагностика одаренности школьников. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2003. — 368 с.
- Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах. — М. — Воронеж: Модэк, 2001. — 416 с.
- Эдварде Б. Откройте в себе художника. — Минск: Попурри, 2000. — 240 с.
- Эстетика (словарь). — М., 1989. — 445.
- Юнг К. Г., Э. Нойманн. Психоанализ и искусство. — М.: Ваклер, 1996. —302 с.
- Эстетическая среда и развитие культуры личности (в школе и педвузе). (Межвуз. сборник научных трудов). М. — Луганск, 2000. — 189 с.
- Юркевич В. С. Одаренный ребенок. Иллюзии и реальность. — М.: Просвещение, 1996. — 136 с.
- Юсов Б.П. Изобразительное искусство и детское изобразительное творчество. — Магнитогорск, 2002. — 283 с.