Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование самообразовательной компетентности студентов технических вузов на основе проектной технологии: на материале обучения иностранному языку

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одной из приоритетных задач профессионального образования на современном этапе является подготовка высококвалифицированных, компетентных специалистов, способных к постоянному профессиональному росту в условиях информатизации общества и развития новых технологий. Сегодня, в связи с изменяющейся образовательной парадигмой и смещением акцента в учебном процессе в вузе на самообразовательную… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические аспекты самостоятельной и самообразовательной деятельности студентов
    • 1. 1. Исторический анализ различных подходов к исследованию 11 самостоятельной деятельности учащихся в процессе обучения
    • 1. 2. Понятие «самостоятельной работы студентов»
    • 1. 3. Соотношение понятий «самостоятельная работа студентов», «самообучение» и «самообразование»
    • 1. 4. Самообразовательная компетенция и компетентность Соотношение понятий «компетенция» и «компетентность»
  • Выводы по главе I
  • Глава II. Проектное обучение как педагогическая технология формирования самообразовательной компетентности
    • 2. 1. Понятие «технология», этапы его эволюции
    • 2. 2. Определение понятия «педагогическая технология»
    • 2. 3. Основные характеристики педагогической технологии
    • 2. 4. Классификация педагогических технологий
    • 2. 5. Современные педагогические технологии
    • 2. 6. Активные методы обучения
  • Определение «активных методов обучения»
    • 2. 7. Метод проектов как педагогическая технология формирования самообразовательной компетентности
    • 2. 8. Исторический обзор становления метода проекта
    • 2. 9. Принципы проектной технологии обучения иностранным языкам
    • 2. 10. Типология и структура проекта
  • Выводы по главе II
  • Глава III. Применение проектной технологии для формирования готовности к самообразованию в процессе обучения иностранному языку
    • 3. 1. Цели, задачи и дидактические принципы эксперимента
    • 3. 2. Задачи и этапы констатирующего эксперимента
    • 3. 3. Этапы формирующего эксперимента. Проведение обучения иностранному языку на основе проектной технологии для формирования готовности к самообразованию
    • 3. 4. Анализ итогов экспериментального исследования
  • Выводы по главе III
  • Заключение
  • Список используемой литературы
  • Приложения

Формирование самообразовательной компетентности студентов технических вузов на основе проектной технологии: на материале обучения иностранному языку (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Каждая историческая эпоха вырабатывает свою собственную модель образования. Изменения, происходящие в современном обществе, привели к изменению парадигмы образования, требующей его модернизации, разработки новой модели российской высшей школы, подготовки государственных образовательных стандартов третьего поколения. В связи с этим создается современная модель выпускника вуза, содержащая принципиально новые требования к будущему специалисту и отвечающая потребностям современного постиндустриального общества.

Основная цель профессионального образования, обозначенная в Концепции модернизации российского образования (2000г.), заключается в подготовке высококвалифицированных компетентных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий.

В материалах по модернизации образования компетентностный подход провозглашен как одно из важных концептуальных положений обновления содержания образования. В качестве центрального понятия выдвигается понятие «ключевые компетентности», т.к. оно объединяет знания, навыки и интеллектуальную составляющую образования.

Модель выпускника технического вуза складывается из инженерной профессиональной компетентности и уровня развития личности. К слагающим профессиональной компетентности будущего специалиста относят:

— актуальную квалификацию (знания, умения, навыки из профессиональной области);

— когнитивную готовность (умение на деятелыюстном уровне осваивать новые знания, технологииумение учиться и учить других);

— коммуникативную подготовленность (владение родным и иностранными языками, умение управлять коллективом, вести дискуссию, мотивировать и защищать свои решения);

— креативную подготовленность (способность к поиску принципиально новых подходов к решению известных задач или постановка и решение принципиально новых задач как в профессиональной среде, так и в смежных областях) — понимание тенденций и основных направлений развития профессиональной области и техносферы в целом;

— устойчивые и развивающиеся профессионально значимые личностные качества [66].

В связи с изменяющейся парадигмой образования и усилением акцента самообразовательной деятельности, неотъемлемой составляющей профессиональной компетентности специалиста становится самообразовательная компетентность.

Формирование самообразовательной компетентности — задача, сохраняющая свою актуальность, несмотря на то, что самой проблеме самообразования во все времена уделялось достаточное внимание. Ситуация, сложившаяся в настоящее время на рынке труда, свидетельствует о том, что только инициативные и самостоятельные специалисты, способные постоянно совершенствоваться как профессионально, так и в личностном плане, являются конкурентоспособными и наиболее востребованными специалистами, что делает задачу формирования готовности к самообразованию актуальной для российской высшей школы, переживающей сейчас процесс реорганизации.

Учитывая все вышеизложенное, тема диссертационного исследования «Формирование самообразовательной компетентности по иностранному языку на основе проектной технологии» представляется весьма актуальной.

Теоретико-методологическую основу данной работы составляют:

— положения теории деятельности (C.J1. Рубинштейн, JT.C. Выготский, А. Н. Леонтьев и др.);

— концепции профессионального обучения (Ю.К. Бабанский, М. Т. Баранов, В. К. Буряк, А. И. Власенков и др.);

— положения теории проблемного обучения (М.И. Махмутов, И. И. Малкин, И .Я. Лернер, Т. В. Кудрявцева, В. Оконь и др.);

— работы по исследованию проблемы самостоятельной работы (Б.П. Есипов, Е. Я. Голант, М. Г. Гарунов, Л. Г. Вяткин, В. И. Загвязинский, П. И. Пидкасистый и др-);

— работы по проблеме самообразования (А.Я. Айзенберг, A.M. Арсеньев, Б. П. Есипов, А. К. Громцева, Г. М. Коджаспирова, М. Г. Кузьмина, Н. И. Пидкасистый, Е. А. Щуклина и др.);

— концепции проектного обучения (Г.С. Ильин, В. В. Гузеев, А. П. Кузнецова, Е. С. Полат, Н. О. Деньгина и др.);

— исследования по изучению мотивации (В.Г. Леонтьев, А. К. Маркова, Л. С. Рубинштейн и др.);

— положения теории активного обучения (А.А. Вербицкий, В. Я. Платов и др.);

— работы по педагогическим технологиям (В.П. Беспалько, Г. К. Селевко, М. В. Кларин и др.);

— дидактические и методические принципы обучения иностранным языкам (Н.М. Скаткин, И. Л. Бим, Н. И. Гез, Г. В. Рогова и др.).

Объектом исследования диссертационной работы является самообразовательная компетентность по иностранному языку.

Предмет исследования — проектная технология как средство формирования самообразовательной компетентности студентов технических вузов (на материале обучения иностранному языку).

Цель исследования состоит в изучении возможностей проектной технологии обучения как средства формирования самообразовательной компетентности студентов технических вузов (на материале обучения иностранному языку).

Гипотеза исследования предполагает, что теоретически обоснованное, методически разработанное и экспериментально проверенное применение проектной технологии обучения иностранным языкам будет способствовать повышению мотивации изучения иностранного языка и формированию самообразовательной компетентности студентов технического вуза.

Для достижения цели исследования и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:

— теоретически обосновать необходимость проведения исследования;

— уточнить сущность и содержание понятий: «самостоятельная работа студентов», «самообразование», «самообразовательные компетенция и компетентность» применительно к процессу обучения иностранным языкам в вузе;

— определить роль и место проектной технологии обучения иностранным языкам для формирования самообразовательной компетентности по ИЯ;

— определить уровень самообразования студентов по иностранному языку до и после экспериментального обучения;

— экспериментально проверить эффективность обучения иностранным языкам на основе проектной технологии с целью формирования самообразовательной компетентности по ИЯ;

— разработать педагогические рекомендации для студентов и преподавателей по технологии организации самостоятельной работы по иностранному языку.

Для решения поставленных задач используются следующие методы исследования:

— анализ педагогической и методической литературы;

— педагогическое наблюдение;

— анкетирование и тестирование студентов;

— педагогический эксперимент;

— методологический анализ данных, полученных в ходе исследования.

Научная новизна данного диссертационного исследования состоит в следующем: определена структура самообразовательной компетентности по иностранному языку;

— разработана методика применения проектной технологии обучения с целью формирования самообразовательной компетентности по ИЯ.

— предложена методика анализа результатов и оценки проектной технологии обучения ИЯ с целью формирования самообразовательной компетентности.

Теоретическая значимость работы подтверждена следующими результатами:

— уточнены сущность и содержание понятий: «самостоятельная работа студентов», «самообразование», «самообразовательные компетенции и компетентность» применительно к процессу обучения иностранным языкам в неязыковом вузе;

— уточнено понятие «педагогическая технология» и место проектной технологии обучения ИЯ в вузе среди современных педагогических технологий;

— дано обоснование необходимости формирования самообразовательной компетентности по ИЯ у выпускников вуза.

Практическая значимость исследования состоит в разработке методики применения проектной технологии обучения ИЯ с целью формирования самообразовательной компетентностиа также в разработке методических рекомендаций для проведения занятий на основе проектной технологии обучения И Я.

На защиту выносятся" иледующие положения:

1. Использование проектной технологии обучения ИЯ способствует совершенствованию профессиональной коммуникативной компетентности студентов неязыкового вуза, помогает преодолеть психологический и лингвокультурный барьеры.

2. Проектная технология как активный метод обучения интенсифицирует учебный процесс, приближая его к условиям будущей профессиональной деятельности студентов.

3. Применение проектной технологии обучения иностранным языкам способствует формированию и совершенствованию навыков и умений самостоятельной работы студентов и позволяет сформировать самообразовательную компетентность.

Апробация результатов работы осуществлялась в ходе экспериментальной работы на базе Гуманитарного факультета Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Основные результаты исследования были представлены в докладах на межвузовских научно-практических конференциях «XXXIV Неделя науки СПбГПУ», «XXXV Неделя науки СПбГПУ» (Санкт — Петербург, 2005,2006 гг.) и на аспирантских семинарах факультета иностранных языков в 2003 — 2006 гг.

Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов по главам, заключения, библиографического списка и приложений. Общий объем диссертации составляет.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ III.

1. Для формирования самообразовательной компетентности по ИЯ была исследована динамика развития ее составляющих компонентов: коммуникативного, психологического, методологического и профессиональноприкладного.

В ходе эксперимента был зафиксирован рост самооценки коммуникативной компетентности. Было установлено, что когнитивный компонент является преобладающим для всех студентовстепень выраженности эмотивного компонента — наименьшая. После экспериментального обучения доля эмотивного компонента увеличилась, что свидетельствует о развившемся умении студентов владеть своим эмоциональным состоянием в процессе общения, устанавливать контакт с аудиторией, адекватно реагировать на изменяющуюся речевую ситуацию, слушать собеседников.

2. После экспериментального обучения был зафиксирован рост показателей сформированности коммуникативных навыков и умений, особенно навыков чтения и письменной речи, являющимися ведущими видами речевой деятельности в процессе самообразования.

3. Экспериментальным путем было установлено, что обучение ИЯ на основе проектной технологии повышает мотивацию студентов к изучению ИЯ, способствует раскрытию их творческого потенциала.

4. Результатом экспериментального обучения стал рост количества студентов с высоким уровнем самообразовательной деятельности во всех экспериментальных группах: в группе «А» количество студентов увеличилось на 6,8%, в группе «В» — на 6,6%, в группе «С» — на 5,6%. Был зафиксирован рост числа студентов со средним уровнем самообразовательной деятельности: в группах «А» и «В» количество студентов увеличилось на 6,7%, в группе «С» — на.

5,6%. Также наблюдалось сокращение числа студентов с низким уровнем самообразовательной деятельности: на 13,4% в группе «А», на 13,3% в группе «В», на 12,2% в группе «С». Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что студенты получили более четкое представление о сущности самостоятельной работы, самообразовательной деятельности, научились более четко ставить целиопределять задачи, содержание и время, необходимое для выполнения самостоятельной работыповысилась самоорганизация их работыв ходе выполнения проектных заданий отрабатывались приемы самоконтроля и самокоррекции учебной деятельности студентов. Прослеживается связь между высоким уровнем сформированности когнитивного компонента коммуникативной компетентности студентов всех трех групп (9,75- 8,75 и 5,8баллов соответственно) и увеличением количества студентов на высоком и среднем уровнях самообразовательной деятельности. Когнитивный компонент коммуникативной компетентности характеризуется степенью информированности в области психологии общения, умением осваивать новые знания, учиться самому и учить других. Студентов высокого и среднего уровня самообразовательной деятельности отличает желание и умение самостоятельно получать новые, дополнительные знания по иностранному языку, они владеют приемами самостоятельной работы с различными источниками информации, не испытывают психологических трудностей в общении, что делает поиск информации более продуктивным.

5. Полученные в ходе студенческих исследований результаты нашли свое профессионально — прикладное применение в дальнейшей учебной деятельности студентов.

6. Таким образом, обучение ИЯ на основе проектной технологии позволяет сформировать и повысить качество коммуникативной, психологической, методологической и профессионально — прикладной компетенций, входящих в структуру самообразовательной компетентности, а значит и саму компетентность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Одной из приоритетных задач профессионального образования на современном этапе является подготовка высококвалифицированных, компетентных специалистов, способных к постоянному профессиональному росту в условиях информатизации общества и развития новых технологий. Сегодня, в связи с изменяющейся образовательной парадигмой и смещением акцента в учебном процессе в вузе на самообразовательную деятельность, неотъемлемой составляющей профессиональной компетентности молодых специалистов становится самообразовательная компетентность. Формирование самообразовательной компетентности по иностранному языку у студентов-выпускников способствует реализации основной цели профессионального образования.

Экспериментальное исследование показало, что при обучении иностранным языкам особое значение приобретают принципы профессиональной направленности и активности. Активное обучение предполагает самостоятельное овладение студентами знаниями и умениями в процессе активной познавательной и практической деятельности. Особенности активных методов обучения заключаются в том, что их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой невозможно получение новых знаний.

В ходе проведенного исследования были уточнены сущность и содержание понятий: «самостоятельная работа студентов», «самообразование», «самообразовательные компетенция и компетентность» применительно к процессу обучения иностранным языкам в вузе. Самостоятельная работа студентов — это вид познавательной деятельности, в котором предполагается определённый уровень самостоятельности во всех структурных компонентах деятельности по её выполнению от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции с переходом от выполнения простейших видов работы к более сложным, носящим поисковый характер, с постоянной трансформацией руководящей функции педагогического управления в сторону её перехода в формы ориентации и коррекции с передачей всех функций самому студенту, но лишь по мере овладения им методикой самостоятельной работы.

Самостоятельная работа студентов в процессе обучения в вузе является важнейшим средством подготовки выпускников к их дальнейшему самообразованию.

Под самообразованием в данном исследовании понимается целенаправленная, систематическая, управляемая самим студентом познавательная деятельность, необходимая для совершенствования его образования.

Принципиальное отличие самостоятельной работы от самообразования заключается в том, что самостоятельная деятельность студента, в основном, побуждается и управляется извне, а самообразовательная — внутренними, выходящими за рамки учебных, мотивами.

Компетентность предполагает постоянное обновление знаний, владение новой информацией для успешного применения этих знаний в конкретных условиях. Она включает в себя содержательный и процессуальный компоненты и предполагает знание существа проблемы и умение ее решать.

Самообразовательная компетентность по ИЯ — потенциальная готовность и способность поддерживать и повышать в процессе самообразования уровень владения иностранным языком на основе самообразовательных компетенций.

Самообразовательные компетенции — знания, умения и навыки, формирующие способность студентов к самообразовательной деятельности по иностранному языку.

Необходимость формирования у студентов самообразовательной компетентности по иностранному языку после завершения изучения данной дисциплины все более очевидна, поскольку в неязыковых вузах на изучение иностранных языков отводится 4 семестра и существует тенденция сокращения аудиторных часов в пользу часов, отводимых на самостоятельное изучение материала.

Готовность личности к деятельности представляет собой предрасположенность субъекта ориентировать свою деятельность определенным образом. Под готовностью к самообразованию понимается умение студента организовывать, осуществлять, управлять и достигать целей самообразовательной деятельности.

Структура готовности к деятельности включает следующие компоненты:

— мотивационный (потребность успешно выполнить поставленную задачу, интерес к самой деятельности, стремление добиться успеха, показать себя с лучшей стороны);

— познавательный (понимание поставленной задачи, ее оценка, знание средств ее достижения);

— эмоциональный (чувство ответственности, уверенности в успехе);

— волевой (управление собой, отвлечение от посторонних воздействий, сосредоточение на задаче, преодоление сомнений).

В соответствии с этим была определена структура самообразовательной компетентности по иностранному языку, включающая:

• мотивационную компетенцию (умение самомотивировать, самооценивать и самоконтролировать свою познавательную деятельность);

• методическую компетенцию (умение организовывать и регулировать самообразовательную деятельность, знание приемов самостоятельной работы);

• коммуникативную компетенцию (языковые навыки и умения);

• профессионально-ситуативную компетенцию (умение применить результаты самообразовательной деятельности в конкретных ситуациях профессиональной деятельности).

Формирование самообразовательной компетентности по иностранному языку проходит более эффективно при использовании активных методов обучения, т.к. активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение студентом, а на самостоятельное овладение студентами знаниями и умениями в процессе активной познавательной и практической деятельности. Среди активных методов обучения особое место занимает метод проектов.

Применение проектной технологии обучения иностранным языкам дает возможность:

— использования ИЯ в контексте будущей профессиональной деятельности студентов;

— проведения самостоятельного исследования средствами ИЯ, что способствует более прочному усвоению знаний;

— формирования иноязычной коммуникативной компетентности в ходе интегрированного развития всех видов речевой деятельности;

— получения профессионально-значимого конечного продукта проекта, подготовка, оформление, презентация которого требует от студентов активного использования ИЯ;

— осознания значимости практического применения знаний по ИЯ;

— получения опыта общения на ИЯ, который может быть применен в дальнейшей профессиональной деятельности.

Чтобы сформировать коммуникативную компетентность вне языкового окружения, недостаточно насытить занятие по иностранному языку условно-коммуникативными или коммуникативными упражнениями, которые позволяют решать коммуникативные задачи. Важно предоставить студентам возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, которые порождают мысль, рассуждать над возможными путями решения этих проблем, с тем, чтобы студенты акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции формирования и формулирования этих мыслей.

Метод проектов позволяет превратить занятия по иностранному языку в дискуссионные, исследовательские и творческие, на которых будут решаться действительно интересные, практически значимые и доступные студентам проблемы с учетом особенностей культуры страны и на основе межкультурного взаимодействия.

В своем исследовании мы рассматриваем проект как самостоятельно планируемую и реализуемую студентами работу, в которой речевое общение вплетено в интеллектуально — эмоциональный контекст другой деятельности.

Для проверки гипотезы исследования об эффективности применения активных методов обучения ИЯ в неязыковом вузе с целью формирования самообразовательной компетентности нами была разработана методика проведения занятий на основе проектной технологии на темы «Centralization and Decentralization», «Leadership» и «Banks and Business» для групп с различной языковой подготовкой. Были определены цели и задачи преподавателя и студентов на каждом этапе работы над проектом.

В процессе разработки проектных заданий выделяются следующие основные этапы деятельности преподавателя и студентов:

1) подготовка к проекту;

2) разработка проекта;

3)реализация проекта;

4) представление и обсуждение результатов проекта (рефлексивный этап).

Основная часть работы над проектными заданиями проводится студентами самостоятельно, внеаудиторно. На занятиях при участии преподавателя проходят начальная и заключительная стадии проекта.

На этапе подготовки к выполнению проектных заданий преподаватель предлагает студентам в скрытом виде проблему, которую нужно выявить и сформулировать. Задача преподавателя — раскрыть ситуацию таким образом, чтобы студенты как можно более самостоятельно отнеслись к ее решению. На этом этапе подбирается языковой и речевой материал для первичного ознакомления с темой проекта, организуется речевая профессионально-ориентированная подготовка студентов. На организационно-подготовительном этапе происходит формирование групп.

На этапе разработки проектных заданий основное аудиторное время отводилось на отработку речевых моделей, решение коммуникативных задач в речевых ситуациях, на совершенствование навыков диалогического и монологического общения, на решение познавательных задач.

Стадия реализации проекта предусматривала большой объем самостоятельной внеаудиторной деятельности студентов. Обучаемые работали с различными источниками информации: базовыми текстами, дополнительной литературой по проблематике вопроса, справочной литературой, собирали нужные сведения на сайтах Интернета. Полученные данные были направлены на проверку ранее выдвинутых гипотез проекта.

На аудиторных занятиях студенты отчитывались о проделанной работе на каждом этапе проектаотрабатывали и совершенствовали речевые навыки, необходимые для презентации результатов проектоврешали проблемы, возникавшие в процессе выполнения проектных заданийполучали необходимые консультации преподавателя. Роль преподавателя на основном этапе работы сводилась к координации учебно-познавательной деятельности групп, установлению благоприятного психологического климата в минигруппах, что способствовало повышению эффективности выполнения заданий и мотивации студентов.

Заключительный этап проектной деятельности был ориентирован на творческое применение студентами полученных знаний, навыков, умений. Он представлял собой презентацию, оценку и осмысление конечного результата проекта. Задача преподавателя заключалась в организации обмена мнениями между участниками проекта, направленного на выявление сильных и слабых сторон проектных заданий. В целом роль преподавателя состоит в создании условий, максимально благоприятных для раскрытия и проявления творческого потенциала студентов, в координации работы, помощи в преодолении непредвиденных трудностей.

Для формирования самообразовательной компетентности по ИЯ была исследована динамика развития ее составляющих: коммуникативной, психологической, методологической и профессионально — прикладной компетенций.

В ходе обучающего эксперимента был зафиксирован рост самооценки коммуникативной компетентности. Было установлено, что когнитивный компонент является преобладающим для всех студентовстепень выраженности эмотивного компонента — наименьшая. После экспериментального обучения доля эмотивного компонента увеличилась, что свидетельствует о совершенствовании умения студентов владеть своим эмоциональным состоянием в процессе общения, устанавливать контакт с аудиторией, адекватно реагировать на изменяющуюся речевую обстановку.

После экспериментального обучения был зафиксирован рост показателей сформированности коммуникативных навыков и умений, особенно навыков чтения и письменной речи, являющимися ведущими видами речевой деятельности в процессе самообразования.

Экспериментальным путем было установлено, что обучение ИЯ на основе проектной технологии повышает мотивацию студентов к изучению ИЯ, способствует раскрытию их творческого потенциала.

Результатом экспериментального обучения стал рост количества студентов с высоким уровнем самообразовательной деятельности во всех экспериментальных группах: в группе «А» количество студентов увеличилось на 6,8%, в группе «В» -на 6,6%, в группе «С» — на 5,6%. Был зафиксирован рост числа студентов со средним уровнем самообразовательной деятельности: в группах «А» и «В» количество студентов увеличилось на 6,7%, в группе «С» — на 5,6%. Также наблюдалось сокращение числа студентов с низким уровнем самообразовательной деятельности: на 13,4% в группе «А», на 13,3% в группе «В», на 12,2% в группе «С». Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что студенты получили более четкое представление о сущности самостоятельной работы, самообразовательной деятельности, научились более четко ставить целиопределять задачи, содержание и время, необходимое для выполнения самостоятельной работыповысилась самоорганизация их работыв ходе выполнения проектных заданий отрабатывались приемы самоконтроля и самокоррекции учебной деятельности студентов.

Полученные в ходе студенческих исследований результаты нашли свое профессионально — прикладное применение в дальнейшей учебной деятельности студентов.

Полученные в ходе обучающего эксперимента результаты позволяют сделать выводы о том, что использование проектной технологии обучения формирует у студентов более четкое представление о сущности самостоятельной работы, самообразовательной деятельности, о способах и приемах их осуществления.

В ходе диссертационного исследования все поставленные задачи для проверки выдвинутой гипотезы решены, цель исследования достигнута, следовательно, гипотезу о том, что использование проектной технологии обучения позволяет сформировать самообразовательную компетентность, т. е. потенциальную готовность студента постоянно поддерживать и повышать в дальнейшем, по мере необходимости, уровень владения иностранным языком в процессе самообразования, можно считать экспериментально доказанной.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Г., Щукин А. Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). СПб.: Златоуст, 1999. — 472с.
  2. А.Я. Педагогические проблемы самообразования //Советская педагогика. 1968. — № 11. — С.51 -61.
  3. А.Я. Педагогическое руководство самообразованием в культурно-просветительных учреждениях: Лекция по курсу «Педагогика» для студентов института культуры. М.: МГИК, 1975. 49с.
  4. А.Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы. М.: Высшая школа, 1986. 126с.
  5. М.А. Высшее профессиональное образование в России: проблемы и перспективы//Вопросы методики преподавания в вузе. Вып.5. СПбГПУ. СПб., 2003.-C.3−7
  6. Акопова М. А Болонский процесс и российское высшее образование//Вопросы методики преподавания в вузе. Вып.6. СПбГПУ. СПб., 2004. — С.3−11
  7. Л.Е. Оптимизация процесса обучения иноязычному профессионально ориентированному общению студентов факультета международных отношений (на материале английского языка): дисс.канд. пед.наук. СПбГПУ, СПб., 2002. — 313с.
  8. А. Знания или компетенции? // Высшее образование в России. 2005. -№ 2. — С. 3−11
  9. В.А. Педагогические технологии. М.: Профессионал Ф., 200 132с.
  10. Г. А. Общие основы организации самостоятельной работы в педагогическом вузе//Самостоятельная работа студентов: новые подходы к организации и руководству. Рязань. 1998. — С.11 -12
  11. Е.Р., Леденев С. М., Логинова А. О., Майзель В. В., Москвичев С. М., Строкатова С. Ф. Самостоятельная работа студентов: организация и контроль// Высшее образование в России. 1995. -№ 4. — С. 59−63.
  12. Л.П. Воспитание познавательной самостоятельности школьников в процессе обучения оновам наук. Казань: Таткнигоиздат, 1963. — 54с.
  13. Л.П. Активность учения школьников. М.: Просвещение, 1968. -139с.
  14. Ю.К. Педагогика высшей школы: Учеб. пособие для ун-тов и пед ин-тов. Алма-Ата: Мектеп, 1989. — 175 с.
  15. Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985. — 208с.
  16. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. — 192с.
  17. Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. М.: Знание, 1981.-96с.
  18. В. И., Зантворт, Джерри ван. Новые методы и подходы к организации образовательного процесса (подход ориентированный на цели). М.: Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 2001. — 79с.
  19. В. И., Зантворт, Джерри ван. Модернизация профессионального образования: современный этап. М.: Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 2002. — 673с.
  20. В. Компетенции в профессиональном образовании. (К освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. 2004. -№ 11. — С. 59−63.
  21. Белокопытов 10., Панасенко Г. Активные методы обучения// Высшее образование в России. 2004. — № 4. — С. 167 — 169.
  22. А. Управление самостоятельной работой студентов// Высшее образование в России. -2003. № 6. — С. 105 — 109.
  23. В.А. Методологические основы самостоятельной учебной деятельности студентов// Самостоятельная работа студентов: новые подходы к организации и руководству. Рязань. 1998. — С.8 -11
  24. В.А., Олейник Э. Е. Личностно ориентированные технологии обучения студентов английскому языку (неязыковые специальности): Учеб. пособие. — Рязань: РГПУ, 2001.- 128с.
  25. В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1977.- 160с.
  26. В.П. Проблемы развития современных педагогических систем. -М.:Б. и., 1980.- 130с.
  27. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.- 192с.
  28. М.Е. Проектная методика на уроках испанского языка// Иностранные языки в школе. 2004. — № 2. — С.28−32.
  29. Г., Мойсеенко С. Педагогическая подготовка преподавателей// Высшее образование в России. -2004. № 7. — С. 154−155.
  30. В.А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе/ЯТедагогика. -2003. № 10. — С.8 -14.
  31. В.К. Самостоятельная работа учащихся: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1984. 64с.
  32. А.А. Активное обучение в высшей школе: контектсный подход: Метод, пособие. М.: Высш.шк., 1991. — 207с.
  33. А., Попов Ю., Подлеснов В., Андросюк Е. самостоятельная работа студентов: проблемы и опыт// Высшее образование в России. 1995. № 2. — С. 137 145
  34. В.Я., Образцов П. И., Уман А. И. Технологии профессионально -ориентированного обучения в высшей школе: Учеб. пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005. — 192с.
  35. О. Самоуправление как ресурс самоорганизации учебной деятельности студентов// Высшее образование в России. 2004. — № 7. — С.151 -153.
  36. А.И. Совершенствование преподавания гуманитарных дисциплин в средних профессионально-технических училищах: Сборник науч. трудов. М.: 1986.-92с.
  37. О. Компетентностный подход при проектировании образовательных программ // Высшее образование в России. 2005. -№ 4. — С. 34- 39
  38. Л.Г. Этапы исследования самостоятельной деятельности студентов//Проблемное обучение в вузе (сборник статей). Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1987.-С.З-8.
  39. Л.Г. Методика проблемного обучения. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1978.-36с.
  40. Л.Г. основы дидактики высшей школы: Учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по пед. специальности. Саратов: Изд-во СГУ, 1997. — 101с.
  41. JI.C. Избранные психологические труды. М., АПН РСФСР, 1956. -51с.
  42. Р. Профессионально творческое саморазвитие студентов // Высшее образование в России. — 2004. -№ 9. — С. 174- 176
  43. М. Г. Исследование по проблемам активизации самостоятельной работы студентов в вузах страны. М.: НИИВШ, 1976.- 52с.
  44. М.Г. Опыт активизации самостоятельной творческой деятельности студентов. М.: НИИВШ, 1983. — 48с.
  45. М.Г., Блохина Р. А., Лаптева Г. С. Развитие у студентов опыта самостоятельной профессиональной деятельности. -М.: НИИВШ, 1985. 14с.
  46. Е.Я. О самостоятельной работе с книгой в системе политического просвещения. Калинин, 1966. — 26с.
  47. Л.В. Проектная технология формирования профессиональной коммуникативной компетентности студентов технического вуза.: Дисс. канд-та пед.наук.- СПбГПУ, СПб, 2005. 222с.
  48. А.К. Самообразование как социальная категория: Учеб.-метод. пособие к спецкурсу. Л., 1976. — 88с.
  49. А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию: Учеб. пособие по спец. курсу для пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1983. — 144с.
  50. А.К. Руководство самообразованием школьников. М.: Просвещение, 1983. — 143с.
  51. В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения//директор школы. 1995. — № 6. — С.42 — 45.
  52. В.В. Интегральная образовательная технология. М.: Знание, 1999. -158с.
  53. Н.Г. Об эффективности самостоятельной работы старшеклассников на уроке истории. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1963. — 96с.
  54. Н.Г. основное усвоить на уроке: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1987.- 191с.
  55. М.А. Воспитание у школьников самостоятельной и творческой активности//Советская педагогика, — 1961. № 8. — С.90 — 95.
  56. М.А. Теоретические основы обучения и проблема воспитания познавательной активности и самостоятельности учащихся//Вопросы воспитания познавательной активности и самостоятельности школьников. Казань, 1982. -С.15−19.
  57. Н.О. Обучение устной иноязычной речи на основе проектного подхода учащихся старших классов гимназий (на материале английского языка): Автореф.дисс.канд. пед. наук. СПб, 2000. — 16с.
  58. М.А. Деловая игра в обучении профессионально -ориентированному общению на иностранном языке студентов неязыковых вузов.: Дисс. канд-та пед.наук. СПбТУ, СПб, 2002. — 209с.
  59. Т.А. Образовательные технологии в системе высшей школы// Педагогика. 2004. — № 2. — С.54 — 59.
  60. А. Профессиональная компетентность как показатель качества образования// Высшее образование в России. 2005. — № 4. — С.30 — 33
  61. Е.Я., Завьялова А. Г., Кравченко А. В. Формирование самообразовательной компетенции по иностранному языку у студентов неязыкового вуза//Иностранные языки в школе. 2003. — № 3. — С.20 — 24.
  62. Н.Н. рабочая книга практического психолога. Изд. 3-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2005.-315с.
  63. .П. Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения//Известия АПН РСФСР, 1961. Вып.115. — С.20- 25.
  64. .П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. М., 1991. — 103с.
  65. В., Сазонова 3., Чечеткина Н., Ткачева Т., Курбатов С. Управление самостоятельной работой: мировой опыт//Высшее образование в России. 2003. — № 2. — С.45 — 50.
  66. В.И. теория обучения: Современные интерпретации: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Академия, 2001. — 188с.
  67. В.И., Бабкина B.C. Принципы исследования самостоятельной работы студентов// Проблемное обучение в вузе (сборник статей). Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1987- С.8−11
  68. Г., Щуклина Е. Самообразование парадигма XXI века//Высшее образование в России. — 2003. — № 5. — С.25 — 32.
  69. Э., Сыманюк Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования// Высшее образование в России. 2005. — № 4. -С.23−29.
  70. Т. О формировании компетентностей//Высшее образование в России. 2005. — 36. — С.108 — 111.
  71. И.А. Ключевые компетентности как результативная целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. М. Исследоват -ий центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 32с.
  72. И.А., Сахарова Т. Е. Проектная методика обучения английскому языку// Иностранные языки в школе. 1991. — № 3. — С.27 — 34.
  73. Зимняя И. А Личностно ориентированный подход в обучении как фактор гуманизации образования//Русс. яз за рубежом. — 1991. — № 3. — С. 91 — 95.
  74. И.А. Психология обучения неродному языку. М., 1989. — 219с.
  75. И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991.-222с.
  76. В., Сазонова 3. Системно ориентированная технология (компетентностный подход) // Высшее образование в России. — 2005. — № 4. — С.40−44.
  77. Инновационные образовательные технологии: Тезисы докладов / Под ред. А. С. Борщова. Саратов, 1998. — 128с.
  78. А.Е. о формировании готовности учащихся к самообучению иностранным языкам//Иностранные языки в школе. 2001. — № 3. — С. 12 — 17.
  79. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе (Анализ зарубежного опыта). М.: Знание, 1989. — 72с.
  80. М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры, дискуссии. Анализ зарубежного опыта. Рига, 1995. — 29с.
  81. М.В. Инновации в обучении. Метафоры и модели. Анализ зарубежного опыта. М.: Наука, 1997. — 223с.
  82. М.В., Джуринский А. Н. Я.А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1987. — 412с.
  83. М.Л. Ключ к самосозиданию. М.: Молодая гвардия, 1990.
  84. Г. М. Теория и практика профессионального педагогического самообразования. М.: Альфа, 1993. 120с.
  85. Г. М. Культура профессионального самообразования педагога. -М.:Б. и., 1994.-342с.
  86. Г. М. Взаимосоответствие самостоятельной и самообразовательной работы студентов// Самостоятельная работа студентов: новые подходы к организации и руководству: Тезисы докладов межвузовской конференции. Рязань: Изд-во РГПУ, 1998. — С.34 — 36.
  87. Г. М. Педагогика: Практикум и методические материалы: Учеб. пособие для студ. пед. училищ и колледжей. М.: ВЛАДОС, 2003. — 415с.
  88. И.Л., Долгина О. А. Англо русский справочник по методике преподавания иностранных языков. — СПб.: Изд-во Русско-Балтийкий информационный центр «БЛИЦ», Cambridge University Press, 2001. — 224с.
  89. Н. Коммуникативная компетенция учителя математики// Высшее образование в России.-2004.-№ 10.-С. 153 155.
  90. А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Материалы для специалистов образовательных учреждений. СПб: КАРО, 2001. — 367с.
  91. Я.М., Устинова Е. С., Еналиева Т. М. Практическая методика обучения иностранному языку. М.: Академия, 2000. — 258с.
  92. Я.А. /Сочинения/Под ред. Д.ф.н. А. А. Субботина. М.: Наука, 1997.-476с.
  93. Я.А. Лабиринты света и рай сердца. М.:МИК, 2000. — 311с.
  94. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. -М, 2000.
  95. А.В. Организация самостоятельной работы учащихся по иностранному языку. СПб.: КАРО, Мн.: Изд-во «Четыре четверти», 2005. — 208с.
  96. JI. Интерактивные методы обучения// Высшее образование в России.-2004. -№ 12.-С.105 108.
  97. Т.Н. Профессиональные компетенции переводчика в сфере профессиональной коммуникации//Вопросы методики преподавания в вузе. Вып.6. СПбГПУ. СПб., 2004. — С.86- 95.
  98. М.Г. К вопросу о понятии «самообразование» //Формирование у учащихся стремления к самообразованию. Волгоград: ВГПИ, 1976. С. 15 — 18
  99. В.Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001. — 554с.
  100. В.Г., Андросюк Е. Р., Подлеснов В. Н. Самостоятельная работа студентов в техническом вузе: научно методические основы и практика. -Волгоград, 1999.- 117с.
  101. Е.В. Метод проектов//Новые педагогические технологии: проблемы и решения. Сборник трудов коллектива МКОЦ «Новокосино"/Под ред. С. Г. Черного. М.: Подрост., 1999. — 160с.
  102. О. Компетентность основа контекстного обучения//Высшее образование в России. -2005. — № 10. — С.118 — 122.
  103. А.А. Психология общения: Учеб. пособие для студентов -психологов. Тарту, 1974. — 243с.
  104. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. -302с.
  105. Р.Г. Дидактические очерки. Алма — Ата, Мектеп, 1964. — 140с.
  106. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981. — 254с.
  107. О. этапы проектирования деятельности// Высшее образование в России. 2003. — № 3. — С.127 — 130.
  108. А.С. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной работы учащихся. М.: Высшая школа, 1979. — 156с.
  109. А., Еримбетова С., Ахметжан Б. Диалог суть технологий обучения// Высшее образование в России. -2004. — № 3. -С.116 -118.
  110. В., Федоров И., Благовещенская М. Современные технологии в инженеоном образовании// Высшее образование в России. 2003. — № 3. — С.117 -127.
  111. А.К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. — 312с.
  112. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972. -215с.
  113. М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1075.-375с.
  114. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Учебник / Гез Н. И., Ляховицкий М. В., Миролюбов А. А. и др. М.: высшая школа, 1982. — 373с.
  115. P.M. О самостоятельной работе учащихся. М.: Учпедгиз, 1963. -176с.
  116. В.Н., Нестеренко В. М., Кравцов П. Г. Инновационные педагогические технологии. Самара, 2001. — 88с.
  117. Г. С. Из опыта работы с международными e-mail проектами//Иностранные языки в школе. 2000. — № 4. — С.54 — 57.
  118. Мохова И. Э Управление мотивацией изучения иностранного языка в вузе. -Новосибирск, 2002. 94с.
  119. Р.С. Практическая психология: Пособие для уч-ся. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 320с.
  120. И.Т., Аристова Л. П. Вопросы повышения эффективности урока (из опыта экспериментальной работы в школах г. Казани). Казань: Таткнигоиздат, 1959.-89с.
  121. С.И. Словарь русского языка: Под ред. док. филол. наук. проф. НЛО. Шведовой. -М.: Русс.яз., 1984. 797с.
  122. B.C. Основы проблемного обучения. М., 1968. — 196с.
  123. Т.С., Вавилова Л. Н. Современные способы активизации обучения. -М.: Academia, 2006−170 с.
  124. Т.С. Развитие самостоятельности школьников во внеклассной работе. М.: Просвещение, 1964. — 83с.
  125. Т.С. Воспитание самостоятельности школьников в учебной работе. М.: Учпедгиз, 1960. — 83с.
  126. Педагогические технологии: Учебное пособие / Автор-составитель Сальникова Т. П. М.: Сфера, 2005 — 123с.
  127. П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. М.: Педагогика, 1972, — 160с.
  128. П.И., Коротяев В. И. Самостоятельная деятельность учащихся в обучении: Учеб. пособие. М: Изд-во МГПИ им. В. И. Ленина, 1978. — 75с.
  129. П.И., Пасекунов А. Е. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование. М.: педагогика, 1980. — 240с.
  130. П.И., Пасекунов А. Е. Навыки самообразования важная цель обучения// Вестник высшей школы. — 1987. — № 4. — С.31−34.
  131. П.И. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед вузов и пед. колледжей/ Под ред. Пидкасистого П. И. М.: Педагогическое общество России, 1998.-640с.
  132. Пиз А. Язык телодвижений: как читать мысли других по их жестам. Н. Новгород: Изд-во «Ай Кью», 1992. — 257с.
  133. JI.B. Технология самостоятельной работы студентов: Учебно-метод. пособие. СПб.: издание СПиМАШ, 1999. — 90с.
  134. И.П. Педагогика: Учебник. М.: Высшее образование, 2006 -540с.
  135. Е.С. Метод проектов на уроке иностранного языка// Иностранные языки в школе. 2000. — № 2 — С.3−10.
  136. Е.С. Метод проектов на уроке иностранного языка// Иностранные языки в школе. 2000. — № 3 — С.3−9.
  137. Е.С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и систем повышения квалификации пед. кадров. М.: Изд-во «Академия», 2000. 272с.
  138. О., Суханова В. Самостоятельная работа студентов: деятельностный аспект// Высшее образование в России. 2005. — № 1. — С. 178 -179.
  139. Г. В., Рабинович Ф. М., Сахарова Т. Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Просвещение, 1991. — 287с.
  140. М. Профессиональная компетентность и гуманитарные дисциплины// Высшее образование в России. 2004. — № 11. — С. 169 — 170.
  141. Л.И., Кобыляцкий И. И. Основы педагогики: Учеб. пособие для слушателей ИПК, преподавателей пед. дисциплин ун-тов и педвузов. М.: Просвещение, 1985. — 224с.
  142. А., Большакова Г., Тельных Н. Самостоятельная работа студентов// Высшее образование в России. -2005. № 6. — С. 120 — 124.
  143. СЛ. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1998. -705с.
  144. Самообразование и самовоспитание в жизни человека/Составитель и автор предисловия В. И. Нефедов. Нальчик: Эль-Фа, 2002. — 61с.
  145. Г. К. Опыт системного анализа современных педагогических систем//Школьные технологии. № 6. — 1996. -С.3−31.
  146. Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. — 255с.
  147. В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. -Волгоград, 1994
  148. М.Н. Методология и методика педагогических исследований (в помощь начинающему исследователю). М.: Педагогика, 1986. — 150с.
  149. В.А., Исаев A.M., Мищенко A.M. Педагогика: Учеб. пособие для студентов педагог. Учебных заведений. М.: Школа. — Пресс, 1997. — 512с.
  150. С.А., Котов И. Б., Шиянов Е. Н., Бабаева Т. И. и др. Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии/Под ред. С. А. Смирнова. М.: «Академия», 2002. — 512с.
  151. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. -М.: Аспект пресс, 1995. -271с.
  152. Г. В. Субъектно-деятельностный подход к личностно-профессиональному развитию студентов//Педагогика. 2004. — № 1. -С.62−68.
  153. Р.Б. Воспитание активности и самостоятельности учащихся в учении/Под ред. A.M. Гельмонта. М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1956. -55с.
  154. В.А. Организация процесса обучения в школе: пособие для студентов пед. ин-тов, учителей и руководителей школ. М.: Просвещение, 1968. -245с.
  155. А.И. Основы теории обучения на неродном для учащихся языке. -СПб.: Златоуст, 2000. 225с.
  156. А.И. Дидактический аспект обучения иностранных учащихся (Основы теории обучения на неродном для учащихся яз.). СПб.: Нестор, 2000. -390с.
  157. Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста//Высшее образование сегодня. 2004. — № 3. — С.20−26.
  158. Технология машиностроения: в 2 т. Т. 1: Основы технологии машиностроения. — М., 1997. — С. 3 — 16.
  159. Г. С. Дидактические основы формирования коммуникативной компетентности обучаемых.: Дисс. д-ра пед. наук СПбГУ, СПб, 2000. — 362с.
  160. Н.М., Еремина Е. И. Самообразование и творческое развитие личности будущего специалиста// Педагогика. 2003. — № 2. — С.42−50.
  161. К.Д. Избранные труды/Сост. и автор предисл. Лебедев П. А. М.: Амонашвили, 1998. — 222с.
  162. К.Д. Детский мир и хрестоматия. СПб.: Диамант: Золотой век, 1998.-415с.
  163. Ю. Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход. М.: Academia, 2006 — 240 с.
  164. С.К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе. М.: Высшая школа. 1987. — 207с.
  165. И. Каким видется языковое образование// Высшее образование в России. 2003. -№ 3.~ С. 105- 106.
  166. Г. О коммуникативной компетентности// Высшее образование в России. 2005. — № 2. — С. 148 — 150.
  167. А.В. Избранные произведения/Под ред. А. А. Никонова, A.M. Емельянова. М.: Московский рабочий, 1989. — 366с.
  168. М. Что такое педагогическая технология?//Школьные технологии. -1996. № 3. — С.8−12.
  169. Ф., Иванов В. Проектирование образовательных технологий// Высшее образование в России. 2004. — № 2. — С. 169 — 172.
  170. Т.И. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе. Тюмень, 1997. — 280с.
  171. Е.А. Технологии самообразования: социологический аспект //Общественные науки и современность. 1999. — № 5. — С. 140 — 151.
  172. В.А. Люди и сокровища: (заметки о возможностях самообразования). -М.: Молодая гвардия, 1981. 144с.
  173. С. Антропологический принцип и идея образования//Высшее образование в России. № 3. — С. 125−129.
  174. Alekseyeva L. Materials design in ESP//ESP Russia. A Newsletter for Russian Teachers of English for Specific Purposes. The British Council, Russia, April, 1997. -Vol.4.-p.4−8.
  175. Byrne D. Teaching Oral English. London: Longman, 1986. 140p.
  176. Gorodetskaya L/ Project Work/ЛТервое сентября. -1998-№ 5, p. 5 Gowan J.C. Development of the creative individual. San-Diego.: Knapp, 1972
  177. Kourova Alia Methodology of International Project Work// Первое сентября. -№ 38. -2000. -p.6
  178. Hutchinson Т., Waters A. English for Spesific purposes/ A learning-centered approach. Cambridge: Cambridge University Press, 1996. — 183p
  179. Ken Sheppard, Fredericka L. Stoller. Project Work Integrated into ESP 230. Classes.//English Teaching Forum vol.40,№ 4, 2002. P56
  180. Mitchell P.D. Educational Technology. In the Encyclopedia of Educational Media Communication and Technology/Ed. By D. Unwin, R.Mc. Aleese. London: Macmillan Press, 1978. pp. 307−332.
  181. Oxford Advanced Lerner’s Dictionary of Current English. Oxford University Press, 1982
Заполнить форму текущей работой