Профессиональное самовоспитание будущих социальных педагогов в системе непрерывного образования
Диссертация
С точки зрения психологии ПСВ можно рассматривать как одну из форм развития личности. Системный подход позволяет рассмотреть категорию «профессиональное самовоспитание» с позиций целостного интегрального явления. Важнейшими ее компонентами являются: «внутренние условия», (связаны с индивидуально-типологическими особенностями субъекта) — «ситуация» (система условий профессиональной деятельности… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретико-методологические основы исследования процесса профессионального самовоспитания
- 1. 1. Феномен профессионального самовоспитания в философских и 16 психологических концепциях личности
- 1. 2. Сущность, особенности и структура процесса профессионального 39 самовоспитания будущего социального педагога
- 1. 3. Самовоспитание профессионально важных качеств социального 79 педагога
- 1. 4. Профессиональное самовоспитание в системе факторов 97 профилактики профессиональной деформации социального педагога
- 1. 5. Тенденции процесса активизации профессионального 106 самовоспитания будущих социальных педагогов
- Выводы
- Глава II. Организация процесса активизации профессионального самовоспитания будущих социальных педагогов в системе непрерывного образования
- 2. 1. Развитие системы непрерывного педагогического образования как 126 концептуальная идея модернизации профессиональной подготовки социальных педагогов
- 2. 2. Модель процесса активизации профессионального самовоспитания 142 будущих социальных педагогов
- 2. 3. Методический аппарат реализации концепции активизации 167 профессионального самовоспитания будущих социальных педагогов
- Выводы
- Глава III. Анализ эффективности реализации модели процесса активизации профессионального самовоспитания будущих социальных педагогов
- 3. 1. Критерии и показатели профессиональной самовоспитанности 219 будущих социальных педагогов
- 3. 2. Исследование результативности реализации модели процесса 226 активизации профессионального самовоспитания будущих социальных педагогов
- Выводы
Список литературы
- Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М., 1990. — 139 с.
- Абульханова-Славская К. А. Проблема саморазвития субъекта деятельности // Психол. журнал. 1993. — Т.14.
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991. — 301 с.
- Адлер А. Индивидуальная психология. Психология индивидуальных различий. Тексты. / Под ред. Гиппенрейтера Ю. Б. М., 1982. — 32 с.
- Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы. М., 1994. — 607 с.
- Алдер Г. Технология НЛП. СПб., Питер, 2000. — 224 с.
- Алексеев А.А., Громова Л. А. Поймите меня правильно или книга о том, как найти свой стиль мышления, эффективно использовать интеллектуальные ресурсы и обрести взаимопонимание с людьми. — СПб., 1993.-202 с.
- Алексеев И.С. Рефлексия и её понимание в науке // Проблемы рефлексии в научном познании. Куйбышев, 1983. — С. 41−45.
- Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение: Вопросы теории и практика. Тюмень, 1997. — 215с.
- Ю.Алексеев Н. Г. Методологические принципы проектирования образовательных систем/ТПроектирование в образовании: проблемы, поиски, решения: Материалы научно-практической конференции. М., 1994.
- П.Алешина Ю. Е., Волович А. С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины. // Вопросы психологии. 1991. — № 4. — с. 74−81.
- Алиев X. Ключ к себе. Этюды о саморегуляции. М., 1993. — 160 с.
- Алиев X. Защита от стресса. Как сохранить и реализовать себя в современных условиях. М., 1996. — 240 с.
- Аминов Н.А. Диагностика педагогических способностей. М. — 1997. -80 с.
- Амонашвили Ш. А. Школа жизни. М., 1996. — 128 с.
- Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: в двух томах М., 1980.-275 с.
- Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М. — Воронеж. -1996.-253 с.
- Андреев В.И. Диалектика воспитания творческой личности. Казань, 1988.-236 с.
- Андреев Д.Л. Роза мира метафилософия истории. — М., 1992. — 575с.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1998. — 373 с.
- Андреева И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики. -М., 2001.-342 с.
- Анисимов В.В., Грохольская О. Г. Формализованная педагогика. М., 2000.-246 с.
- Анисимов О.С. Принципы «выращивания» и культура педагогической деятельности // Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. М., 1991. — С. 68−71.
- Анисомов О.С., Деркач А. А. Основы общей и управленческой акмеологии. М., 1995. — 302 с.
- Антология педагогической мысли в XVIII в./Сост. С. Д. Бабышин, Б. Н. Митюров. М., 1985.
- Антология педагогической мысли России второй половины XIX -нач.ХХ в./Сост.П. Н. Лебедев. М., 1990. — 603 с.
- Антология педагогической мысли России первой половины XIX в./Сост. П. Н. Лебедев. М., 1987. — 558 с.
- Анцупов А.Я., Шипилов А. И. Конфликтология. М., 1999. — 551 с.
- Арнольдов А.И. Культура: современный портрет. М, 1997. — 102 с.
- Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976. -160 с.
- Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М., 1979. — 150 с.
- Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990. — 367 с.
- Ассаджаоли Р. Психосинтез: От душевного кризиса к высшему «Я». -М., 1994. -257 с.
- Асташова Н.А. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей. -М., 2000.-272 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация педагогического процесса. Киев, 1984. -287 с.
- Базовая культура личности: теоретические и методологические проблемы. Сборник научных трудов / Под ред. О. С. Газмана. М., 1989. -149 с.
- Байкин Ф.Ф., Ануфриев Н. М. Культура общения структурный элемент духовного мира личности. // Проблемы философии. — 1995. -Вып. 68. — С.48−54.
- Батищев Г. С. Диалектика общения. Гносеологические и мировоззренческие проблемы. -М., 1987. 125 с.
- Батищев Г. С. Найти и обрести себя // Вопр. Филос. 1995. — № 3. — С. 11−18.
- Бахтин М.М. Философия поступка. М., 1989. — 435 с. 41 .Белозерцев Е. П. Подготовка учителя в условиях перестройки. М., 1989.-203 с.
- Беляева Л.А., Беляева М. А. Категории «социальная работа» и «социально-педагогическая деятельность» в их взаимосвязи //
- Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр. / Отв. ред. М. А. Галагузова -Вып.З. Екатеринбург, 1998. — С. 185 — 197.
- Безрогов В.Г., Кошелева О. Е., Нуркова В. В., Никитина Н. И. Педагогическая антропология: феномен детства в воспоминаниях. М., 2001.- 192 с.
- Бердяев Н.А. Самопознание. Опыт философской автобиографии. М., 1991.-256 с.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. Пер. с англ. — Общ. ред. М. С. Мацковского. -СПб., 1992.-400 с.
- Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. — 421 с.
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. -М., 1995.-336 с.
- Бестужев-Лада И. К школе XXI века. М., 1988. — 320 с.
- Бехтерев В.М. Объективное изучение личности. Пг., 1923. — 232 с.
- Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. М., 1991. — 158 с.
- Бим-Бад Б. М. Педагогическая антропология. М., 2001. — 320с.
- Битянова Н.Р. Культура самосовершенствования преподавателя. М., 1994.-48 с.
- БитяноваН.Р. Психология личностного роста. -М., 1995. 178 с.
- Битянова М.Р. Программы, методические рекомендации и упражнения для развития профессионально-педагогико-психологических умений. -М., 1994. 106 с.
- Блонский П. Л. Избранные психологические и педагогические произведения. В 2-х т. М., 1979.
- Боброва Е.М. Психологические особенности профессионального самопознания студентов педагогического вуза. Дисс. канд. психол. н. -М., 1989.-186 с.
- Богданов Е.Н., Зазыкин В. Г. Введение в акмеологию. Калуга, 2001. -145с.
- Богданов Е.Н. Формирование и развитие профессионально-нравственной культуры будущего педагога. М., 1990.
- Богданов Е.Н., Зазыкин В. Г. Психология личности в конфликте. -Калуга, 2002.-212 с.
- Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека, характеристики и условия достижения. М., 1998. — 98 с.
- Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1983. — 271 с.
- Бодалев А.А. О коммуникативном ядре личности // Советская педагогика. 1990. — № 12 (5). — С. 77−81.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М., Воронеж, 1998. -364 с.
- Бойко В.В. Общение и взаимодействие в процессе воспитания.// Советская педагогика. 1988. — № 2. — С. 65 — 69.
- Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. М., 1996.-472 с.
- Болонский процесс: нарастающая динамика и многообразие (документы международных форумов и мнения европейских экспертов)/ Под науч. ред. д.п.н. В. И. Байденко. М., 2003. — 430 с.
- Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. — № 4. — С. 29 — 36.
- Бондаревская Е.В., Кульневич С. В. Педагогика. М. — Ростов-на-Дону, 1999.-408 с.
- Бондырева С.К., Колесов Д. В. Толерантность (введение в проблему). -М., 2003.-240 с.
- Бочарова В. Г. Социальная педагогика. М., 1994. — 232 с.
- Братченко С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты). -М., 1999. 225 с.
- Братченко С.Л. Развитие у студентов направленности на диалогическое общение в условиях групповой формы обучения. Диссертация канд. психол. наук. Л., 1987. — 198 с.
- Брудный А.А. Понимание и общение. М., 1989. — 194 с.
- Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М., Воронеж. — 1996.-208 с.
- Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. -М., 1978. 216 с.
- Буева Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры// Вопр. филос.-1996. -№ 2.
- Вайнцвейг П. Десять заповедей творческой личности: пер. с англ. М., 1990. -192 с.
- Василькова Ю.В., Василькова Т. А. Социальная педагогика. М., 2002. -235 с.
- Васильева Е.М. Профессиональное самопознание студента педвуза: Учеб. пособие к спецкурсу. Липецк, 1992 — 32 с.
- Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. М., 1984. — 200 с.
- Васьковская С.В. Психологические условия формирования профессионального самопознания учителя: Дисс. к. психол. н. Киев, 1987. -167 с.
- Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. М., 2000. -224 с.
- Вейнингер О. Пол и характер: Принципиальное исследование. М., 1992.-480 с.
- Вентцель К.Н. Свободное воспитание. М., 1993. — 235 с.
- Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. -М., 1991.-207 с.
- Вершловский С.Г. Педагог эпохи перемен, или как решаются сегодня проблемы профессиональной деятельности учителя. М., 2002. — 160 с.
- Витгенштейн JI. Философские исследования. М., 1995. — 348 с.
- Воспитательный потенциал образовательного процесса и его реализация в средних специальных учебных заведениях: Научно-методический сборник. М., 2003. — 175 с.
- Вульфов Б.З., Иванов В. Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учебное пособие. М., 2000. — 288 с.
- Вульфов Б.З., ХарькинВ.Н. Педагогика рефлексии. -М., 1995. 112 с.
- Вульфов Б.З. Педагогика рефлексии: Программно-методическое пособие к спецкурсу. М., 2002. — 16 с.
- Выготский JI.C. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 3. Проблемы развития психики / Под ред. A.M. Матюшкина. М., 1983. — 368 с.
- Гаджиева Н.М., Никитина Н. Н., Кислинская Н. В. Основы самосовершенствования: Тренинг самосознания. Екатеринбург, 1998. -68 с.
- Газман О.С. Гуманизм и свобода // Гуманизация воспитания в современных условиях. М., 1995.
- Галагузова М.А. Категориально-понятийные проблемы социальной педагогики // Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр. / Отв. ред. М. А. Галагузова Вып.З. — Екатеринбург, 1998. — С. 168 -185.
- Галагузова М.А. Социальная педагогика. М., 1999. — 416 с.
- Гальперин П.Я., Талызина Н. Ф. Современная теория поэтапного формирования умственных действий. М., 1979. — 185 с.
- Ганзен В.А. Системные описания в психологии. Л., 1984. — 287 с.
- Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. СПб., 1994. — 318 с.
- Гегель Г. Сочинения. Т. 4. Система наук- ч. 1. Феноменология духа.-М., 1959.-454 с.
- Гегель Г. Энциклопедия философских наук. М., 1977. — 308 с.
- Гершунский Б.С. Философия образования. М., 1998. — 432 с.
- Гессен С.И. Основы педагогики. Философия воспитания. М., 2000.-435 с.
- Глезерман Г. Е. Формирование, воспитание, самовоспитание личности. // Вопросы философии. 1976. — № 4 — С. 14−24.
- Гжегорчик А. Духовная коммуникация в свете идеала ненасилия. // Вопросы философии. 1992. — № 3 — С. 54 — 64
- Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники. M.-JL, — 1967. — 295 с.
- Головаха Е.И., Панина Н. В. Психология человеческого взаимопонимания. Киев, 1989. — 187 с.
- Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987. -174 с.
- Гозман JI. Я., Ажгихина Н. И. Психология симпатий. М., 1988. -94 с.
- Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. М., 1965. — 260 с.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 31 300 -социальная педагогика. М., 2001. — 25 с.
- Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 0314 «Социальная педагогика». М., 2002. — 35 с.
- Гребенюк О.С. Педагогика индивидуальности: курс лекций. -Калининград, 1995. 94 с.
- Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: введение в психологию активности. М., 1989. — 319 с.
- Гримак Л.П. Общение с самим собой: Начала психологии активности. М., 1991. — 320 с.
- Гриндер М. Исправление школьного конвейера, или НЛП в педагогике. М., 2000. — 212 с.
- Гройсман А.Л. Личность, творчество, регуляция состояний. М., 1998.-436 с.
- Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М., 1971. — 189 с.
- Гусева А.С., Лешин В. В. Развитие аутопсихологических способностей личности. Методы и технологии. М., 2000. — 198 с.
- Гусинский Э.Н. Образование личности/ТПособие для преподавателей. М., 1994. — 134 с.
- Гусинский Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода. М., 1994. — 183 с.
- Давыдов В.П. Основы педагогической психологии высшей школы. М., 1997. — 270 с.
- Данилюк А.Я. Теории интеграции образования. Ростов-н/Д, 2000.- 440 с.
- Демакова И.Д. Воспитательная деятельность педагога как фактор гуманизации пространства детства. Казань, 2000. — 185 с.
- Декарт Р. Страсти души. Начала философии. М., 1912. — 88 с.
- Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека М., 2000. — 329 с.
- Деркач А.А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М., 1993. — 255 с.
- Дерябо С.Д., Ясвин В. А. Гроссмейстер общения: иллюстрированный самоучитель психологического мастерства. М., 1998.- 192 с.
- Дилтс Р. Фокусы языка. Изменение убеждений с помощью НЛП. -СПб., 2000.-403 с.
- Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. М., 1956. -374 с.
- Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. -М., 1987.-205 с.
- Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М., 1978. — 272 с.
- Доел М. Практика социальной работы. М., 1995. — 142 с.
- Донцов И.А. Самовоспитание личности. М., 1984. — 285 с.
- Дружинин В.Н. Варианты жизни: Очерки экзистенциальной психологии. М., СПб. — 2000,135 с.
- Елизаров С.Г. Эффективность влияния референтных групп на формирование ценностных ориентации личности: Дис. канд. психол. наук. Курск, 1993. — 147 с.
- Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. Под ред. Панферова В. Н. Псков, 1994. — 280 с.
- Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. М., 1989. — 509 с.
- Елканов С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя. М., 1986. -143 с.
- Емельянов Ю.Н., Кузьмин Е. С. Теоретические и методологические основы социально-психологического тренинга. Л., 1983- 188 с.
- Ерастов Н.П. Психология общения. Ярославль, 1979. — 96 с.
- Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. -М., 1998. 144 с.
- Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993. — 406 с.
- Ильин Е.П. Психология воли. СПб., 2000. — 288 с.
- Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессиональнойпедагогической культуры преподавателя высшей школы. Москва -Белгород, 1993.-219 с.
- Использование педагогических задач и ситуаций в системе повышения квалификации организаторов внеклассной и внешкольной воспитательной работы. Л., 1984. — 68 с.
- Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М., 1990. — 168 с.
- Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. М., 2000. — 155 с.
- Загузов Н.И. Теоретико-методологические аспекты подготовки и защиты кандидатской диссертации по педагогическим наукам: методические рекомендации в помощь аспиранту и соискателю ученой степени. Екатеринбург, 1995. — 34 с.
- Закон Российской Федерации «Об образовании» (новая редакция). -М., 2003. 52 с.
- Зарецкая И.И. Единство трудового и нравственного воспитания. -М., 1978−48 с.
- Зарецкая И.И. Коммуникативная культура педагога и руководителя. М., 2002. — 159 с.
- Зарецкая И.И. Профессиональная культура педагога. М., 2002. -104 с.
- Зеер Э.Ф. Психология профессий. Екатеринбург, 1997 — 235 с.
- Зимняя И.А. Воспитание проблема современного образования в России: состояние, пути решения. — М., 1998. — 82 с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 1999. — 382 с.
- Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании. М., 1995. -255 с.
- Зинченко В.П. Образование, культура, сознание // Философия образования для XXI века. М., 1992.
- Зинченко В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. М., 1994.-304 с.
- Зинченко В.П. Живое знание. Психологическая педагогика. 4.1. -Самара, 1998.-265 с.
- Золотухин В.М. Две концепции толерантности. Кемерово. -1999. — 63 с.
- Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. М., 2002. — 208 с.
- История социальной педагогики: Хрестоматия-учеб. / Под ред. М. А. Галагузовой. М., 2000. — 528 с.
- Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. -М., 1988.-226 с.
- Каган М.С. Философская теория ценности. СПб., 1997. — 285 с.
- Камю А. Бунтующий человек. М., 1990. — 405 с.
- Кан-Калик В. А. Грамматика общения. М., 1995. — 108 с.
- Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. -М., 1990. 142 с.
- Кант И. Критика чистого разума. М., 1994. — 204 с.
- Кант И. Лекции по этике. М., 1990. — 396 с.
- Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения / Под ред. А. М. Арсеньева. М., 1982. — 704 с.
- Караковский В.А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание. Воспитание!: Теория и практика воспитательных систем. -М., 1996.-98 с.
- Качество высшего профессионального образования: современное состояние и перспективы. М., 2000. — 415 с.
- Кириллов В.К., Николаева И. А., Андреев Ф. В. Основы профессионального самосовершенствования педагога. Чебоксары, 1993.-52 с.
- Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994. — 222 с.
- Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань, 1969. — 278 с.
- Климов Е.А. Введение в психологию труда. М., 1988. — 234 с.
- Климов Е.А. Образ мира в разных профессиях. М., 1995. — 124 с.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. -Ростов н/Д, 1996. 155 с.
- Климов Е.А. Психология профессионала. М., Воронеж, 1996. -208 с.
- Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. М., 1993.- 165 с.
- Ковалев А.Г. Личность воспитывает себя. М., 1983. — 142 с.
- Ковалёв С.В. НЛП педагогической эффективности. М., 2001. -208 с.
- Ковалёв С.В. НЛП перепрограммирование судьбы. — М., 2002. -705 с.
- Ковалев С.М. Воспитание и самовоспитание. М., 1986. — 202 с.
- Коган Л.Н. Человек и его судьба. М., 1988. — 426 с.
- Коджаспирова Г. М. Культура профессионального самообразования педагога М., 1994, — 344 с.
- Козлова А.Г. Теоретические основы педагогики ненасилия: Диссертация докт. пед. наук. СПб., 1997. — 372 с.
- Коломинский Я.Л. Психология общения. М., 1974. — 96 с.
- Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание М., 1984. -335 с.
- Конопкин О.А. Психологическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) // Вопр. Психол.- 1995. -№ 1.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М., 2002. — 24 с.
- Корнетов Г. Б. Парадигмы новых моделей образовательного процесса//Педагогика, 1999. -№ 3. С. 43−49.
- Кочетов А.И. Как заниматься самовоспитанием. Минск, 1986. -366 с.
- Кочетов А.И. Педагогические основы самовоспитания. — М., 1974.-168 с.
- Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М., 1999.-240 с.
- Краевский В.В. Методология педагогического исследования. -М&bdquo- 1994. 162 с.
- Краних Э.М. Подготовка педагогов для свободных школ // Учительская газета № 48,1991, с. 6.
- Краткий словарь системы психологических понятий / Под ред. Платонова К. К. М., 1981. — 175 с.
- Краткая философская энциклопедия. М., 1994. — 576 с.
- Кроль Л.М., Михайлова Е. Л. Человек оркестр: микроструктура общения. -М., 1993. — 154 с.
- Кроник А.А., Кроник Е. А. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я: Психология значимых отношений. М., 1989. — 204 с.
- Кроник А.А. Жизненный путь личности. Киев, 1987. — 222 с.
- Крутецкий В.А., Балбасова Е. Г. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития: Учебное пособие. -М., 1991. 109 с.
- Кугукина Л.П. Педагогические условия самовоспитания будущих педагогов в процессе профессиональной подготовки: Дис. на соиск. учен. степ. к. п. н. Ростов н/Д, 1997. — 179 с.
- Кузьмин В.П. Исторические предпосылки и гносеологические основания системного подхода // Психол. журнал. 1982, т. 3, № 3. — С. 3−14,№ 4.-С. 3−13.
- Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования. Л., 1980. — 105 с.
- Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л., 1985.-32 с.
- Кузьмина Н.В. Предмет акмеологии. СПб., 1995. — 237 с.
- Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. -М., 1990. 117 с.
- Куликова Л.Н. Воспитать себя. М., 1991. — 268 с.
- Куликова Л.Н. Проблемы саморазвития личности. Хабаровск, 1997.-315 с.
- Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г. С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся. М., 1971. — 111 с.
- Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. М., 1985. -128 с.
- Курячий С.И. Роль установок личности в восприятии другого человека: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1984. — 21 с.
- Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству. М., 1990.- 159 с.
- Леви В. Искусство быть собой: Индивидуальная психотехника. -М&bdquo- 1991.-253 с.
- Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии. М., 1994. -405 с.
- Левитов Н.Д. Психология характера. М., 1969. — 187 с.
- Левитов Н.Д. Психологические состояния беспокойства, тревоги //Вопросы психологии. 1969, № 1. — С. 131−138.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т. II.-М., 1983.-320 с.
- Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М., 1979. — 46 с.
- Леонтьев А.А. Психология общения. Тарту, 1974. — 220 с.
- Лернер И.Я. Философия дидактики и дидактика как философия. -М., 1995.-49 с.
- Литвак М.Е. Психологическое айкидо. Ростов — на — Дону, 1992. — 88 с.
- Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды / Сост. Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. СПб., 1996. — 175 с.
- Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология / Под общей ред. А. А. Велика. М., 2001. — 555 с.
- Лихачев Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей. Самара, 1997. — 325 с.
- Логинова Н.А. Развитие личности и ее жизненный путь // Принцип развития в психологии. М., 1978. — 205 с.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984. — 448 с.
- Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения. // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976.-С. 64−93.
- Лэндрет Г. Игровая терапия: искусство отношений. М., 1994. -250 с.
- Макаренко А.С. Педагогич. соч. в 8-ми т. T.IV. М., 1983. — 400с.
- Малисова И.Ю. Рефлексивный и коммуникативный компоненты межличностного понимания: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1995.-24 с.
- Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. М., 1993. -283 с.
- Мамардашвили М.К. Язык и культура // Alma Mater. 1991. — № 3.
- Маралов В.Г., Ситаров В. А. Педагогика ненасилия. М., 1993. -223 с.
- Мардахаев Л.В. Методика и технология работы социального педагога. М., 2002. — 225 с.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996. — 308 с.
- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. М., 1956. — Т. 42 — 535 с.
- Маслоу А. Самоактуализация. Психология личности: Тексты. -М., 1982.- 110 с.
- Матяш Н.В. Самовоспитание профессиональной компетентности будущего учителя: Дис. на соиск. учен. степ, к.п.н. Брянск, 1994. -168 с.
- Международный этический и профессиональный кодекс социальных работников и социальных педагогов // Социальная работа. -1998.-№ 4.-С.74−89.
- Мелибруда Е. Я ты — мы: Психологические возможностиулучшения общения / Пер. с польского Е. В. Новиковой / Под ред. А. А. Бодалёва, А. Б. Добровича. -М., 1986. 254 с.
- Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986. — 306 с.
- Митина JI.M. Психология профессионального развития учителя. -М., 1998. -200 с.
- Митина Л.М. Управлять или подавлять: Выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности педагога. -М., 1999. 192 с.
- Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. М., 2002. — 400 с.
- Моделирование педагогических ситуаций: Проблема повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. -М., 1990. 104 с.
- Модернизация среднего профессионального образования (Доклад о ходе реализации Программы развития среднего специального образования России на 2000 2005 годы). — М., 2003. — 96 с.
- Моросанова В.И., Сагиев P.P. Диагностика индивидуально-стилевых особенностей саморегуляции в учебной деятельности студентов // Вопросы психологии. 1994, № 5. — С. 134−140.
- Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания. М., 1984. — 112 с.
- Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М., 1997. -238 с.
- Мясищев В.Н. Психология отношений / Под ред. А. А. Бодалёва. -М., 1995.-356 с.
- Научно-методическое обеспечение педагогической практики студентов: Учебное пособие / Под ред. О. С. Гребенюка. Калининград, 1998. 84 с.
- Немов Р.С. Психология: В 3-х кн. М., 2002.
- Непрерывное многоуровневое профессиональное образование / Под ред. X. Бендрочика. СПб., 1997. — 108 с.
- Никандров Н.Д. На пути к гуманной педагогике // Педагогика.1999.-№ 9.-С.43−51.
- Никитин В.А. Социальная педагогика. М., 2001. — 382 с.
- Никитина Н.И. Психолого-педагогические основы формирования индивидуального стиля профессиональной деятельности у будущих учителей (на материале педагогического колледжа): Дис. на соиск. учен. ст. к.п.н. -М., 2000. 183 с.
- Никишина В.Б., Василенко Т. Д. Психодиагностика в системе социальной работы. М., 2004. — 208 с.
- Ницше Ф. Сочинения. В 2 т. М., 1990. Т.2. — 405 с.
- Новейший философский словарь / Сост. А. А. Гриданов. Минск, 1998. — 896 с.
- Новиков А.М. Проблемы гуманизации профессионального образования // Педагогика. 2000. — № 3. — С.2−10.
- Новиков В.В. Социальная психология: феномен и наука. М., 1998.-464 с.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Пол ред. Е. С. Полат. М., 2001. — 202 с.
- Обозов Н.Н. Межличностные отношения. JI., 1979. — 152 с.
- Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. М., 2001
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. / Под редакцией Н. Ю. Шведовой. М., 1983. — 816с.
- Олиференко Л.Я. Муниципальная система социально-педагогической поддержки детства. М., 1999. — 108 с.
- Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991. -287с.
- Орлов Ю.М. Личность и индивидуальность. М., 1997. — 223 с.
- Орлов Ю.М. Саногенное мышление. М., 1997. — 47 с.
- Осипов П.Н. Сам себя воспитать должен. Казань, 1995. — 202 с.
- Осипов П.Н. Стимулирование самовоспитания учащихся. -Казань, 1997.- 155 с.
- Осницкий А.К. Проблемы исследования субъективной активности // Вопр. психол. 1996. — № 1.
- Осницкий А.К. Умения саморегуляции в профессиональном самоопределении учащихся // Вопр. психол. 1992. — № 1−2.
- Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А. В. Петровского. -М., 1996. 303 с.
- Основы педагогического мастерства / Под ред. И. А. Зязюна. -Киев, 1987.-207с.
- Осухова Н.Г. Между «Я» и «Мы»: психологический тренинг самосознания и самовыражения. Астрахань, 1995. — 120 с.
- Палтышев Н.Н. Педагогическая гармония: Учебно-методическое пособие. Киев, 1996. — 103 с.
- Педагогика / Под ред. В. А. Сластёнина. М., 2000. — 400 с.
- Педагогика и психология / Под ред. А. А. Бодалева, В. И. Жукова, Л. Г. Лаптева, В. А. Сластёнина. М., 2002. — 585 с.
- Педагогика и психология высшей школы / Отв. ред. С. И. Самыгин — Ростов-на-Дону, 1998. 544 с.
- Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. М., 2000. — 640 с.
- Петровская JI.A. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. М., 1989. — 216 с.
- Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982. -458 с.
- Петровский А.В. Личность: феномен субъектности. Ростов н/Д, 1993.-325 с.
- Перлз Ф.З., Гудмэн П. Опыт психологии самопознания. М., 1993.-305 с.
- Пискунов А.И. Педагогическое образование: концепция, содержание, структура // Педагогика. 2001. -№ 3. С.41−47.
- Планирование работы по воспитанию и самовоспитанию личности студента в средних специальных учебных заведениях. М., 1995.-21 с.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности. М., 1986. — 423 с.
- Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. -М., 2002. 160 с.
- Посталюк Н.Ю. Дидактическая система развития творческого стиля деятельности студентов. Автореф. дис. докт. пед. наук. Казань, 1993.-38 с.
- Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983. — 388 с.
- Практическая психология образования / Под редакцией И. В. Дубровиной. М., 1997. — 528 с.
- Программа развития системы непрерывного педагогического образования России на 2001 2010 годы. // Вестник образования, 2001, октябрь, 19.
- Постдипломное педагогическое образование: проблемы качества / Под общ. ред. С. Г. Верншовского. СПб, 2003 — 238 с.
- Прохоров А.О. Саморегуляция психических состояний в учебной и педагогической деятельности // Вопросы психологии. -1991. № 5.
- Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М., 1996. — 440 с.
- Психология межличностного познания / Под редакцией А. А. Бодалева. -М., 1981.-224 с.
- Психология национальной нетерпимости: Хрестоматия. / Сост. Ю. В. Чернявская. Минск, 1998. — 560 с.
- Психология самовоспитания/Под ред. С.И. Хохлова-М., 1996−178 с.
- Психолого-педагогический словарь для учителей ируководителей общеобразовательных учреждений / Под ред. П. И. Пидкасистого. Ростов н/Д, 1998. — 544 с.
- Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. СПб., 1998. -752 с
- Путеводитель по НЛП: Толковый словарь терминов / Сост. В. В. Морозов. Челябинск, 2001. — 272 с.
- Разумный В.А. Система образования на рубеже третьего тысячелетия. Опыт философии, педагогики. М., 1996. — 55 с.
- Реан А.А., Коломинский Я. Л. Социальная, педагогическая психология. СПб., 2000. — 416 с.
- Резниченко А.В. Профессионально-нравственное самовоспитание студентов как условие развития педагогической культуры будущего учителя: Дис. на соск. учен. степ. к.п. наук — Ростов н/Д., 1999 172 с.
- Репринцев А.В. Теоретические основы профессионального воспитания будущего учителя: Автореф. дис. на соск. учен. степ. д.п. наук Курск, 2001 — 43 с.
- Реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции / Отв. ред. Б. Л. Вульфсон. М., 1995. — 272 с.
- Рожков М.И. Социальные пробы как фактор социализации учащихся. //Ярославский педагогический вестник. 1994. — № 1. — С.16 -19.
- Рогов В.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов — на -Дону, 1996.-512с.
- Рогов Е.И. К проблеме педагогических аутостереотипов // Психология сегодня. 1996. — Т.2 — Вып. 3. — С. 155−168.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.-368 с.
- Роджерс К. Клиенто-центрированная терапия. Пер. с англ. М., 1997. — 320 с.
- Розен Г. Я. Самосознание как проблема социальной перцепции // Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания. -Краснодар, 1977. С. 169−174.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. М., 1993. — Т.1. — 608с. — М., 1999 — Т.2. — 654 с.
- Рубинштейн С.Л. Самосознание личности и ее жизненный путь // Собр. соч. в 2 т. М., 1989.- Т.2.
- Рубинштейн С.Л. Принципы творческой самодеятельности // Ученые записки высшей школы г. Одессы. 1922. — Т.2. — 283с.
- Рувинский Л.И. Самовоспитание чувств, интеллекта, воли. М., 1983.- 160 с.
- Рувинский Л.И. Самовоспитание личности. М., 1994. — 188 с.
- Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика.: Пер. с англ. / Общ. редакция и вступительная статья Л. А. Петровской. М., 1990. — 368 с.
- Рукавишникова Н.Г. Профессиональное самопознание студентов педагогического вуза. Дисс. к. психол. наук. -М., 1999. -200 с.
- Рыбалкина Н.В. Педагогика самоопределения. Основания проектирования // Индивидуально-ориентированная педагогика: Сб. научн. трудов по материалам 2-ой Межрегиональной научной тьютерской конференции / Отв. ред. О. А. Зоткин. М. — Томск, 1997.-С.29−39.
- Самохвалова А.Г. Формирование коммуникативного компонента индивидуального стиля педагогической деятельности будущего учителя. Дисс. канд. пед. наук. Кострома, 1998. — 190 с.
- Самыгин С.И., Столяренко Л. Д. Психология управления. -Ростов на — Дону, 1997. — 512 с.
- Свенцицкий А.Л. Социальная психология управления. Л., 1986 -255 с.
- Секач М.Ф. Саморегуляция психической устойчивости руководителя. М., 1998. — 299 с.
- Семинар Изабель Марта // Дета улиц: информационно-консультативный вестник. Выпуск 3 (25), июль — сентябрь, 2003 — С. 46−50.
- Семушина Л.Г., Ломакина Т. Ю. Разработка учебно-программной документации для учебных заведений со ступенчатой системой подготовки. М., 1994. — 222 с.
- Сенько Ю.В. Гуманистическое определение стиля нового педагогического мышления // Педагогика. 1999, № 6. — С. 44−50.
- Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепции и технологии. Волгоград, 1994. — 150 с.
- Силяева Е.Г. Теоретические основы формирования профессионально-этической культуры учителя: Автореф. дисс.. д. п. н.-М., 1996.-36 с.
- Симонов В.П. Педагогический менеджмент. М., 1997. — 264 с.
- Симонов В.П. Диагностика личности и деятельности преподавателя и обучаемых. М., 2004. — 173 с.
- Ситников А.П. Акмеологический тренинг: Теория. Методика. Психотехнологии. М., 1996. — 123 с.
- Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М., 1991. — 312 с.
- Сластенин В.А. Антропологический подход в педагогическом образовании// Народное образование. 1998. -№ 10.
- Сластенин В.А. Ценностные ориентации и профессиональное самосознание учителя // Ценностные ориентации в сфере педагогического образования: история и современность. М., 1995.
- Сластенин В.А., Подымова JI.C. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997. — 224 с.
- Слободчиков В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопросы психологии. М., 1986. — № 6. -С.6−12.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности. М., 1995. — 376 с.
- Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., 1995. — 272 с.
- Собчик JI.H. Психология индивидуальности. СПб., 2003. — 250 с.
- Сосновикова Ю.Е. Психические состояния человека их классификация и диагностика. — Горький, 1975.
- Сосновский Б.А. Мотив и смысл. М., 1993. — 138 с.
- Социально-перцептивная компетентность в профессиональном общении / Под. общ. ред. А. А. Бодалева. М., 2000. — 256 с.
- Спирин Л.Ф. Профессиограмма общепедагогическая. М., 1997. -34 с.
- Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач /Под ред. П. И. Пидкасистого. М., 1997. — 174 с.
- Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972. — 204 с.
- Степанова Л.А. Развитие аутопсихологической компетентности: овладение акмеологическими технологиями. -М., 2001. 184 с.
- Стиль жизни личности. Теоретические и методологические проблемы. Киев, 1982. — 168 с.
- Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983. — 284 с.
- Страхов И.В. Психологические основы педагогического такта. -Саратов, 1972. 72 с.
- Суворов А.В. Человечность как фактор саморазвития личности: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. д. психол. наук. М., 1996. — 57 с.
- Суд над системой образования: стратегия на будущее / Под ред. У. Д. Джонсгона. М., 1991. — 262 с.
- Сухомлинский В.А. Изб. произв. В 5-ти т. Киев, 1980. — Т. 3. -603 с.
- Сытин Г. Н. Самоубеждение как средство воспитания и оздоровления личности: Автореф. дис. на соик. учен. степ, д-ра пед. наук. М., 1994. — 46 с.
- Тарасенко М.И. Формирование умений и навыков самовоспитания у студентов педколледжа как фактор их готовности к профессиональной деятельности: Автореф. дис. на соиск. уч. степ. к. п. н.-М., 1997.-22 с.
- Творческое направление деятельности педагога / Под ред. Кулюткина Ю. М., Сухобской Г. С. Л., 1981. — 78 с.
- Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении). // Вестник образования, 2001, июль, 14.
- Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении). // Вестник образования, 2001, май, 9.
- Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М., 1966. — 450 с.
- Уманский АЛ. Педагогическое стимулирование лидерства в подростковой группе. Диссертация канд. пед. наук. Казань, 1993. -125 с.
- Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников: учебное пособие для студентов педагогических институтов. М., 1980. — 160 с.
- Условия освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки. Приказ Минобразования России от 13.05.2002 № 1725.// Вестник образования, 2002, июнь, 13.
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. -М., 1976.-Т.2
- Ухтомский А.А. Психоанализ и физиологическая теория поведения. Пг., 1928. — 176 с.
- Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе. М., 2002.-224 с.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. — 268 с.
- Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. М., 1993. — 225 с.
- Фрейд 3. О клиническом самоанализе // Избр. соч. М., 1991.
- Фромм Э. Человек для себя. Минск, 1992. — 358 с.
- Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет М., 1993.-585 с.
- Харламов И.Ф. Педагогика. М., 2002. — 512 с.
- Харрис Т. Я хороший, ты хороший: Пер. с англ. М., 1993. — 176 с.
- Хейуорд Г. Созидание самого себя: как это делать и почему мы это делаем. // Социальная работа. Выпуск № 9. Практика вузовской подготовки социальных работников. М., 1995. — С.6−75.
- Хеннинген Ю. Автобиография и педагогика / Пер. с нем. В.А. Волкова- Под общ. Ред. В. Г. Безрогова. М., 2000. — 184 с.
- Хозяинов Г. И. Основы акмеологии. М., 1997. — 20 с.
- Хрестоматия по истории психологии. / Под редакцией П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. М., 1980. — 296 с.
- Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. М., 1995.-288 с.
- Чернявская B.C. Развитие педагогической толерантности. М., 2002.-48 с.
- Чеснокова И.И. Проблема самопознания в психологии. М., 1977.-188 с.
- Фигдор Г. Психоаналитическая педагогика. М., 2000. — 288 с.
- Фридман С.М. Проблема педагогического труда. М., JI., — 1929 -126 с.
- Шадриков В.Д. Деятельность и способность. М., 1994. — 320 с.
- Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982. — 358 с.
- Шацкий С.Т. Работа для будущего: Документальное повествование. М., 1989. — 264 с.
- Шевченко JI.JI. Практическая педагогическая этика. М., 1997. -324 с.
- Щедровицкий Г. П. Очерки по философии образования. М., 1993.-355 с.
- Щедровицкий Г. П. Система педагогических исследований (методологический анализ) // Педагогика и логика. М., 1993.
- Штейнмец А.З. Развитие эмпатии в психологической подготовке учителя // Вопросы психологии. 1983. № 2. — С. 78 — 83.
- Шептенко П.А., Воронина Г. А. Методика и технология работы социального педагога. М., 2001. — 208 с.
- Шиянов Е.Н. Гуманизация образования и профессиональной подготовки учителя. М., Севастополь, 1991. — 204 с.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.554 с.
- Энциклопедия профессионального образования: в 3-х т. / Под ред. С. Я. Батышева. М., 1999.
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. — М., 1996. 340 с.
- Юнг К. Г. Психологические типы. М., 1990. — 386 с.
- Юрчук В.В. Современный словарь по психологии. Минск, 1998. -768 с.
- Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. Казань, 1991. -192 с.
- Юсупов И.М. Профессиональное самосознание педагога // Советская педагогика. 1989. -№ 2.
- Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. М., 1979. — 264 с.
- Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, 1995. — 328 с.
- Якиманская И.С. Развивающее обучение. М., 1979. — 285 с.
- Якиманская И.С. Проектирование личностно-ориентированной системы обучения: принципы, проблемы, решения. М., 1994. — 205 с.
- Якунин В.А. Педагогическая психология. СПб., 1998. — 640 с.
- Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969. — 317 с.
- Ясперс К. Духовная ситуация времени. М., 1996. — 302 с.
- Allpot G. Pattern and groutch of personality. N.Y., 1963. — 328p.
- Argyle M. Social Interaction. N.Y., 1999.
- Ausbildungsberuf: Kern des dualen Systems // Bildung und Wissenschaft. 1992, N 5/6
- Brunner R. Lehrertrraining-Grundlagen, Verfaren, Ergebnisse. -Munchen, 1998.
- Dieter R., Elbing E. Psychologie der Lehrerpersonlichkeit. -Munchen, 1983
- Fuhr Ch. Schulen und Hochschulen. Bonn, Hamburg, 1990
- Gardner H. Frames of mind: The theory of multiple intelligences. N.Y.: Basic books, 1983.
- Heider F. The psychology of interpersonal relations. N.Y.: Wiley, 1959.-322 p.
- Kelly H.H. The process of causal attribution. Amer. Psychol., 1993, 28, N2, p.107 — 129.
- Schule ohne Zwang. Munchen, 1998
- Seifert K. Handbuch der Berufs-psichologi. Cottingen, 1988
- Zeitschrift fur Padagogik. 1999, N 4