Повышение качества подготовки специалистов гражданской авиации в условиях учебно-научного комплекса
Диссертация
Методологическим основанием исследования выступили работы по теории управления образовательными системами (Т.И. Березина, Е. С. Березняк, В. П. Беспалько, Н. Н. Булынский, Т. М. Давыденко, В. И. Загвязинский, В. И. Зверева, А. Е. Капто, Б. С. Кобзарь, Ю. А. Конаржевский, В. Ю. Кричевский, К. А. Нефедова, А. А. Орлов, В. А. Сластенин, Н. С. Сунцов, П. И. Третьяков, Т.К. Чекмаре-ва, И. К. Шалаев… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретическое обоснование инновационной модели повышения качества подготовки специалистов гражданской авиации
- 1. 1. Анализ научных исследований, организационно-распорядительной документации и практического опыта в области организации учебно-научных комплексов
- 1. 2. Повышение качества подготовки специалистов как объект управления
- 1. 3. Обоснование модели управления качеством подготовки специалистов гражданской авиации
- 1. 4. Теоретическое обоснование модели учебно-научного комплекса профессионального образования гражданской авиации
- Глава II. Опытно-экспериментальная проверка разработанной модели учебно-научного комплекса профессионального образования
- 2. 1. Концепция опытно-экспериментального исследования учебно-научных комплексов профессионального образования
- 2. 2. Общая характеристика опытно-экспериментальной работы по теме исследования
- 2. 3. Анализ эффективности предложенной модели, условия и границы её оптимальности
- 2. 4. Технология внедрения рекомендаций исследования в практику повышения качества подготовки специалистов гражданской авиации
- Выводы
Список литературы
- Азгальдов Г. Г. Теория и практика оценки качества товаров (Основы ква-лиметрии). М.: Экономика, 1982. — 256 с.
- Анализ состояния безопасности полетов в гражданской авиации Российской Федерации в 2001 году //Государственная служба ГА Минтранса РФ- Управление госнадзора за безопасностью полетов. М.: Изд-во МТ РФ. — 101 с.
- Анисимов О.С., Деркач А. А. Основы общей и управленческой акмеоло-гии. М.: Изд-во Российской академии государственной службы при президенте РФ, 1995.-268 с.
- Асьянов Х.А. Организационно-педагогические условия создания и функционирования сельского образовательного комплекса: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Казань, 2000. — 20 с.
- Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: Дидактический аспект. М., 1982.
- Байденко В.И. Образовательный стандарт: теоретические и концептуальные основы (опыт системного исследования). Спец. 13.00.01 Общая педагогика: Дис. д-ра пед. наук, — М., 1999.
- Белич В.В. Атрибутивный анализ педагогической деятельности. Челябинск: Южно-Уральское кн. Изд-во, 1991. — 144 с.
- Белостоцкий А.И. Разработка и исследование моделей поведения сложных систем на примере научного комплекса вуза: Дис.канд. техн. наук. Киев, 1974.- 185 е.: ил.
- Ю.Бенькович И. В. Организационно-педагогические модели интеграционных процессов в региональном образовании: Автореф. Дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Вел. Новгород, 2000. — С. 17.
- П.Беспалько В. П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1977.-304 с.
- Беспалько В.П. О критериях качества подготовки специалиста //Вестник высшей школы, 1988, № 1. С. 3 — 8.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
- Беспалько В.П. Стандартизация образования: Основные идеи и понятия //Педагогика, 1993. № 5. С. 16 — 25.
- Беспалько В.П. Мониторинг качества образования. 1996.- № 2. — С. 31−36.
- Бондаренко Н.И. Методология системного подхода к решению проблем. СПб.: Изд-во СПб университета экономики и финансов, 1997. — 386 с.
- Бонюшко А.А. Нормативное обеспечение и регулир-е инновац-й д-сти гос.научн. центров: Дис. д-ра эконом, наук: 08.00.15. СПб., 1998. — 327 с.
- Борисова Л.Г. Эффективность образования. М., 1991.
- Боровикова О.Н., Боярская JI.B., Неполноценным детям полноценную школьную жизнь //Советская педагогика. — 1991. № 12. — С. 116 — 120 с.
- Ботов М.И., Ивченко Н. П., Каширин В. П. и др. Науковедение: фундаментальные и прикладные аспекты /Под ред. В. П. Каширина. -Красноярск: Изд-во КВКУРЭ ПВО, 1998.- 121 с.
- Ботов М. И. Сивохина JI.H., Солтанова М. С. Способ диалектического обучения (технология организации и проведения семинара). Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2001. — 100 с.
- Ботов М.И., Трофимов Ю. Н., Халин В. В. Теоретико-методологические проблемы современного профессионального образования //Философия образования для XXI века.-2001. № 1. С. 206 — 211.
- Ботов М.И., Трофимов Ю. Н. Интегративные процессы в современном профессиональном образовании //Философия образования для XXI века. 2001. № 2.-С. 214−221.
- Ботов М.И., Трофимов Ю. Н. Красноярский авиационный технический колледж — 20 лет в системе кадрового обеспечения гражданской авиации //Сборник материалов Международной научно-практической конференции «САКС 2001». Красноярск, 2001. — С. 39 — 41.
- Булынский Н.Н. Теория и практика управления качеством образ-я в проф. училищах: Дис. д-ра пед. наук. Челябинск, 1997.
- Бурков В.Н., Ириков В. А. Модели и методы управления организационными системами. М.: Наука, 1994. — 265 с.
- Бурков В.Н., Кондратьев В. В. Механизмы функционирования организационных систем. М.: Наука, 1981.- 383 с.
- Бусленко Н.П. Моделирование сложных систем. М.: Наука, 1978. -400 с.
- Бык И. С. Развитие научного потенциала вузов в условиях интеграции образ-я, науки и пр-ва: Дис. д-ра эконом, наук: 08.00.16. Киев, 1989. — 387 е.: ил. — Библиогр.: С. 361 — 387.
- Вазина К.Я., Петров Ю. Н., Беликовский В. Р. Педагогический менеджмент: концепция, опыт работы. М., 1991. — 268 с.
- Вердиев Д.М. Теоретические и практические проблемы управленческой деятельности в современных условиях. М., 1989.
- Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики /Под ред. Т. И. Шамовой.-М., 1991.
- Волченкова JT.K. Научно-методическое обеспечение проектирования многоступенчатой подготовки специалистов в учебном заведении интегрированного типа: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Минск, 1999. — С. 21.
- Воронина Т.П. Философские проблемы образования в информационном обществе: Дис. д-ра фил. наук: 09.00.98. М., 1995. — 353 с. — Библиогр.: С. 345 -353.
- Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики / Под ред. Т. И. Шамовой. М.: Педагогика, 1991. — 192 с.
- Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. -М.: Школа-Пресс, 1995. С. 22 — 23.
- Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций) М., 1998.
- Гиг Д. В. Прикладная общая теория систем в 2-х книгах. М.: Мир, 1981.-730 с.
- ГСГА подвела итоги //Авиатранспортное обозрение. 2002. № 38. — С. 12−14.
- Дружинин В.В., Конторов Д. С. Системотехника. М.: Радио и связь, 1985.-200 с.
- Елисеев А.Н. Институциональная организация научно-исследовательской деятельности: Дис. д-ра экон. наук: 08.00.05. М., 1987. -313 е.: ил. — Библиогр.: С. 306 — 313.
- Жукова О.А. Аксиологические аспекты науки и образования: Дис.канд. фил. наук: 09.00.01. Томск, 2000. 152 е.: ил.
- Жуковская З.Д. Методологические основы технологии разработки и & формирования комплексной системы контроля качества подготовки специалистов в вузы: Дис. д-ра пед. наук. СПб.: СПБГУ, 1996.
- Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М., 1992.49.3агвязинский В.И., Гильманов С. А. Творчество в управлении школой. 1. М.: Знание, 1991.-61 с.
- Закон Российской Федерации об образовании. М., 1996.
- Захаров В.Н. Интеллектуальные системы управления: Основные поня• тия и определения// Изв. А. Н. Теория и системы управления. 1997. № 3.
- Исикава К. Японские методы управления качеством. М., 1988.
- Казанович В.Г. Образовательная система как объект оценивания (Ква-лиметрический подход). Спец. 13.00.01 теория и история педагогики: Дис. канд. пед. наук. — М., 1995.
- Карташев В.А. Система систем. Очерки общей теории и методологии. -М.: Прогресс Академия, 1995 .-416 с.
- Качество знаний учащихся и пути его совершенствования /Под ред. М. Н. Скаткина, В. В. Краевского. М.: Педагогика, 1978. — 208 с.
- Колесников Л.Ф., Турченко В. Н., Борисова Л. Г. Эффективность образования. М., 1991.
- Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Пестолоцци И. Г. Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1989. — С. 13.
- Концептуальные основы организации управления высшим и средним профессиональным образованием региона. Екатеринбург, 1996.
- Концепция государственного регулирования гражданской авиационной деятельности РФ (Справочно-информационный материал). М., ГСГА Минтранса РФ. — 43 с.
- Концепция высшего технического образования в новых социально-экономических условиях. Ч. l./Под ред. Проф. О. П. Нестеренко и проф. Ю. А. Сидорова. М.: МАИ, 1992. — 164 с.
- Коптяев A.M. Интеграция науки и образования на региональном уровне (Политико-экономич.аспект): Дис.канд. экон. наук: 08.00.01. Кострома, 1999, — 140 с.-Библиогр.: С. 131 — 140.
- Коротько Г. А. Управление качеством допрофессионального педагогического образования в лицее: Дис.канд. пед. Наук: 13.00.01- Новосибирск, 2002.
- Коротенко Т.Ю. Социально-инженерное проектирование в образовании: Дис. .канд. фил. наук: 22.00.06. -М, 1998. 145 с. — Библиогр.: С. 138 -145.
- Красноженова Г. Ф. Кадровая политика и ее роль в формировании интеллектуального потенциала вуза: Дис.канд. социол. наук: 22.00.04. М., 1994, — 120 с.-Библиогр.- С.113- 120.
- Красноженова Г. Ф. Научно-педагогические кадры высшей школы (состояние и перспективы развития): Дис. д-ра социол. наук: 22.00.88. -М., 1998. 249 с.
- Краткий словарь по логике/ Д. П. Горский, А. А. Ивин, A.JI. Никифиров- Под ред. Д. П. Горского. М.: Просвещение, 1991. — 208 с.
- Крупнова М.С. Реализация управления деятельностью высших учебных заведений на основе рейтинговой системы оценивания: Дис.канд.техн.наук: 05.13.10. Воронеж, 2000. — 122 с.
- Кудинов Ю.И. Нечеткие системы управления// Изв. А.Н. техн. кибернетика. 1990, № 5. С. 196 — 206.
- Кузнецов Ю.Г. Акмеологический подход к построению мониторинга системы образования //Квалиметрия человека и образования- методология и практика. М.: Исследовательский центр, 1992. — С. 62 — 67.
- Кулемин Н.А. Введение в квалиметрию общеобразовательной школы. Монография. Ижевск, 1998. — 106 с.
- Куркин Е.Б. Управление образованием в условиях рынка. М., 1997.
- Курлов А.Б., Селиванов И. Л. Введение в методологию управления социальными процессами и системами. Уфа, 1995.
- Ладенко И.С., Разумов В. И., Теслинов А. Г. Концептуальные теории интеллектуальных систем (систематизация методологических основ интеллекти-ки). Новосибирск, 1994. 269 с.
- Леднева Т.М. Интеллектуализация управления научно-образовательными комплексами на основе формализации целенаправленности процессов и неопределенности информационной среды: Дис. д-ра техн. наук: 05.13.10.-Воронеж, 1999.-274 с.: ил.
- Лепин П.В. Стратегия развития региональной системы непрерывного педагогического образования (на материалах Западной Сибири). Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2000. — 176 с.
- Леонтьев А.Н. Философия психологии /Под ред. А. А. Леонтьева и Д. А. Леонтьева. М.: Изд-во МГУ, 1994. — 287 с.
- Лиман И.А. Организационно-экономические основы создания инновационного центра в регионе: Дис.канд. экон. наук: 08.00.05. СПб., 1992. — 201 е.: ил. — Библиогр. С. 185 — 201.
- Литвак Б.Г. Экспертные оценки и принятие решений. — М.: Патент, 1996.-270 с.
- Лоусон Дж.Г. Теория и практика создания пьесы и киносценария /Перевод с английского Е. С. Макарова и З. М. Скаловой. М.: Искусство, 1960. -С. 150.
- Макаркин Н.П., Наумченко И. Л. Интеграция региональных систем образования: Из опыта работы регионального учебного округа Мордовского университета. Саранск, 1996.
- Макарова Л.В. Преподаватель: модель деятельности и аттестация. М.- Исследовательский центр, 1992. — 161 с.
- Макаров А.А. Методология и методы системной организации комплексного мониторинга качества образования: Дис. д-ра техн. наук: 05.13.10. -М., 1999. 372 с. ил. + прил.
- Маркова А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения.-М.: Просвещение, 1990.- 191 с.
- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. — т. 23.
- Материалы 45-й сессии Международной конференции по образованию. -Женева, 1996.
- Махмутов М.И. Современный урок. Вопросы теории. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Педагогика, 1985. — 184 с.
- Михайлова Е.И. Теория и практика мониторинга качества образования в региональной системе образования. М.: Педагогическое общество России, 1999.-224 с.
- Мицкевич Н.А. Методологические особенности проектирования профессионального знания: Дис.канд. фил. наук.: 09.00.01. Кемерово, 2000. -180 с.
- Найн А.Я. Инновации в образовании. Челябинск: ГУПТО адм. Челяб. обл. Челяб. филиал ин-та проф. образования РФ, 1995. — 288 с.
- Наянова М.В. Педагогические условия и средства управления комплексом непрерывного образования: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01. М., 1994. — 168 с. + прил. (83 с.) — Библиогр. С. 115 — 127.
- Непейвода Н.Н., Кутергин В. А. Об уровнях знаний и умений в экспертных системах //Экспертные системы: состояние и перспективы /Под ред. Д. А. Поспелова. М.: Наука, 1989. — 151 с.
- ЮО.Окрепилов В. В. Всеобщее управление качеством. Учебник. СПб: СПбГ. — 454 с. 101 .Орлов А. А. Управление учебно-воспитательной работой в школе. М., 1991.
- Основы политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2010 года. М.: Минтранс РФ, 2001. — 14 с.
- Основы инженерной психологии: Учебник для техн. вузов /Б.А. Душков, Б. Ф. Ломов, В. Ф. Рубахин и др.- Под ред. Б. Ф. Ломова. М.: Высш. шк., 1986.-488 е.: ил.
- Ю4.Панасюк В. П. Педагогическая система внутришкольного управления качеством образовательного процесса: Дис. д-ра пед. Наук: 13.00.01 Общ. Педагогики. — СПб.: Ин-т ПТО РАО, 1998.
- Панасюк В.П. Системное управление качеством образования в школе /Под ред. А. И. Субетто. Изд. 2-е. СПб.- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. — 239 е.: ил.
- Юб.Панасюк В. П. Научные основы проектирования педагогических систем внутришкольного управления качеством образовательного процесса /Под ред. А. И. Субетто. С.-П.-М.: Исследовательский центр, 1997. — 297 с.
- Панасюк В.П., Салова И. Г. Применение квалиметрических методик и процедур в управлении качеством образования в школе. СПб, 1997. — 75 с.
- Педагогические технологии: Что это такое и как их использовать в школе /Под ред. Т. И. Шамовой, П. И. Третьякова. М., 1994.
- Педагогика /Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Педагогика, 1983, — 608 с.
- Ю.Петровичев В. М. Региональное обозрение: организация, управление развитием. Тула, 1994.111 .Письмо министра транспорта РФ от 28.02.2001 г.
- Питере Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. М.: Прогресс, 1986.
- З.Попкова Н. В. Самоуправление в педагогических коллективах как фактор радикального обновления образования: Дис.канд. филос. наук: 09.00.10. -Саратов, 1992. 241 с. — Библиогр.: С. 198 — 219.
- Н.Попов А. А. Социально-философские основания системной модели педагогической деятельности: Дис.канд. фил. наук: 09.00.11. Томск, 1999. -172 с. — Библиогр. С. 156 — 172.
- Постовалов С., Постовалова Г. Управление комплексом: ситуация успеха //Образование и рынок № 3, 1997. С. 26 — 29.
- Постановление правительства Российской Федерации «Об университетских комплексах» от 17 сентября 2001 г., № 676. М.: 2001, — 5 с.
- Портер У. Современные основания общей теории систем: Пер. с англ. -М.: Наука, 1971.-556 с.
- Привалова Н.Ф. Диагностика качества преподавания (Общетеоретические аспекты): Дис. канд. пед. Наук: 13.00.01 Общая педагогика: — М., 1997.
- Прикладные нечеткие системы/ Д. Ватада. С. Иваи и др. М.: Мир, 1993.-368 с.
- Программа развития среднего профессионального образования Россиина 2000 2005 годы. — М., 1999. — 51 с. 121 .Психология развивающейся личности /Под ред. А. В. Петровского. -М.: Педагогика, 1987. 240 с.
- Садовский В.Н. Основы общей теории систем: Логико-методологический анализ. М.: Наука, 1974. — 290 с.
- Селезнева Н.А. Автоматизация проектирования систем управления качеством высшего образования: Дис. д-ра техн. наук в форме научн. доклада. -Воронеж, 1992. 37 с.
- Э 125. Селезнева Н. А. Оценка качества высшего образования //Квалиметриячеловека и образования: методология и практика. 4.1. -М.: Исследовательский центр, 1992. 189 с.
- Семенов В.Д. Взаимодействие школы и социальной сферы. -М.: Педагогика, 1986. 112 с.
- Семенов В.Д. Педагогика среды: Учебное пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. пед. ин-та, 1993 — 63 с. р 128. Семенов В. Д. Педагогическое управление взаимодействием школьногоколлектива с социальной средой: Автореф. Дис.докт.пед.наук-М.: 1982.-35 с.
- Сергеев В.К. Теория и практика становления педагогических комплексов в системе непрерывного образования учителя: Дис. д-ра пед. наук (в форме научн. доклада): 13.00.08. Волгоград, 1998. — 79 с. — Библиогр.: С. 74 — 79.
- Сергеев В.К. Непрерывное педагогическое образование: концепция и технологии учебно-научно-педагогических комплексов (вопросы теории).
- Волгоград: Перемена, 1997. 10,5 п.л.
- Сергеев В.К. и др. Профессиональное становление будущего учителя в • условиях учебно-научно-педагогического комплекса (мотивационный аспект).- Волгоград- Перемена, 1997. 12, 8 п.л.
- Сергеев В. К. Теория и практика становления педагогических комплексов в системе непрерывного образования учителя. Волгоград: Перемена, 1998.
- ИЗ.Светенко Т. В. Теоретические основы моделирования инновационных образовательных систем: Дис. д-ра пед. наук: 13.00.01. СПб., 1999. — 436 с.
- Сластенин В.А. Инновационная деятельность. -М., 1997. «135.Сластенин В. А., Исаев И. Ф. и др. Педагогика: Учебное пособие длястудентов педагогических учебных заведений. М., 1997.
- Иб.Сластенин В. А., Подымова JI.C. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997.
- Сластенин В.А., Руденко Н. Г. О современных подходах к подготовке учителя//Педагогика 1996. — № 1- 1997. — № 3.
- Слонкова А.В. Организационно-педагогические условия управления tp> качеством среднего общего образования на муниципальном уровне: Дис.канд. пед. Наук: 13.00.01. Общая педагогика. Томск, 2000.
- Создание новой структуры управления региональной образовательной системой. М., 1992.
- Социально-педагогические проблемы формирования личности. -Свердловск: Изд-во Урал. гос. ун-та, 1982. 137 с. 141 .Советский энциклопедический словарь.-М.: Сов. энциклопедия, 1985. -, 1600 с.
- Советская педагогика, 1990, № 7, с.60−61. В. Кутьев. Точка зрения редактора.
- Степанов Е.Н. Теория и технология моделирования воспитательной системы образовательного учреждения: Дис. д-ра пед. наук: 13.00.01 Ярославль, 1988.-319 с.
- Субетто А.И. Исследование проблемы качества сложной продукции: Дис. д-ра экон. наук. JL, 1987. — 722 с.
- Субетто А.И. Введение в квалиметрию высшей школы. Кн. 1. М.: Исследовательский центр, 1991.
- Субетто А.И. Введение в квалиметрию высшей школы. Кн. 2. Концепция квалиметрии. Система категорий и понятий. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1991. — 122 с.
- Субетто А.И. Введение в квалиметрию высшей школы. Кн. 3. Общая квалиметрия и специальные методы квалиметрии. М.: Исследовательский центр, 1991. 171 с.
- Субетто А.И. Введение в квалиметрию высшей школы. Кн. 4. Квалиметрия высшей школы как предметная квалиметрия. М.: Исследовательский центр, 1991, — 163 с.
- Субетто А.И. Системологические основы образовательных систем: В 2-х ч. /Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. М.: 1994, ч. 1. 284 е., ч. 2. — 290 с.
- Субетто А.И. Проблемы качества человека и образования в контексте управления качеством жизни и императива выживаемости человека в XXI веке //Стандарты и качество. 1995. — № 2. — С. 6 — 9.
- Субетто А.И. Концепция стандарта качества базового высшего образования. С.-П.-М.: Исследовательский центр, 1992. — 45 с.
- Субетто А.И. Проблема качества высшего образования в контексте глобальных и национальных проблем общественного развития /Научный доклад. И.: Исследовательский центр, 1994. — 185 с.
- Субетто А.И. Проблемы фундаментализации и источников содержания высшего образования. Кострома — Москва: Исследовательский центр, 1995. -326 с.
- Субетто А. И, Селезнева Н. А. Комплексный мониторинг «Российское гражданское общество и образование». М.: Исследовательский центр, 1997. -60 с.
- Субетто А.И., Чекмарев В. В. Мониторинг источников формирования содержания высшего образования.: Москва Кострома.: Исследовательский центр, 1996.-242 с.
- Талызина Н.Ф. Теоретические основы контроля в учебном процессе. -М.: Знание, 1983.-96 с.
- Трофимов Ю.Н., Ботов М. И. Смотрят в будущее . в Красноярске // Новости аэронавигации. 2002. № 4. — С. 13.
- Трофимов Ю.Н., Халин В. В. Проблемы научной организации в авиа-ционно-техническом колледже: Материалы международного симпозиума «Науковедение: теоретические и организационные проблемы развития». Красноярск, 1999. — С. 156- 159.
- Турбович J1.Т. Информационно-семантическая модель обучения. Л.: ЛГУ, 1970.
- Управление качеством продукции //Справочник/ Под ред. В.В. Бойцо-ва и А. В. Гличева. М.: Изд. Стандартов, 1985. — 464 с.
- У правление развитием школы /Под ред. М. М. Поташника и С. В. Лазарева. -М.: Новая школа, 1995.
- У правление современным образованием: социальные и экономические аспекты / А. Н. Тихонов, А. Е. Абрамешин, Т. П. Воронина, А. Д. Иванников, О. П. Молчанова. М., 1998.
- Урусова Т.М. Развитие образовательного пространства региона посредством создания новых видов инновационных образовательных учреждений: Автореф. канд. пед. наук: 13.00.01. Барнаул, 2000. — С. 29.
- Учебно-научно-педагогический комплекс: проблемы и перспективы //Педагогика. 1996. — № 2. — С. 31 — 36.
- Филиппова Н.В. Совершенствование управления профориентацией молодежи в системе областного профцентра в современных условиях: Дис.канд. пед. наук: 13.00.01.-Чебоксары, 1999−225 с.
- Филиппова Т.Ю. Программно-целевой подход к формированию и развитию интеллектуального потенциала в образовательной системе. Дис. канд. экон. наук.-Елец. 05.13.10, СПб, 1996. — 208 с. — Библиогр. С. 177- 189.
- Чапаев Н.К. Теоретико-методологические основы педагогической интеграции: Дис. докт. пед. наук: 13.01.01. Екатеринбург, 1998. — 462 с.
- Чу гай И. В. Проектирование центра педагогической культуры как многофункциональной структуры педагогического вуза: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Майкоп, 2000. — 21 с.
- Шадриков В.Д. Проблемы системогенезиса профессиональной деятельности. М., 1982, — 184 с.
- Шалаев И.К. Программно-целевая психология управления. Барнаул, Изд-во БГПУ, 1997.- 158 с.
- Шамова Т.И. Исследовательский подход в управлении школой. М.,
- Шамова Т.И., Давыденко Т. М., Рогачева Н. А. Управление адаптивной школой: проблемы и перспективы. Архангельск, 1995.
- Шанина Н.К. Подготовка руководителей образовательных учреждений к управлению инновационными процессами в сфере воспитания: Дис.канд. пед. наук: 13.00.012. Киров, 1998. — 146 с. — Библиогр.: С. 121 -130.
- Шатух В.М. Педагогические условия и средства оптимизации процесса профессионально-личностного становления будущего офицера-летчика. -Дис. канд. пед. наук. Спец. 13.00.01, Саратов, 2000. — 178 с.
- Шептулин А.П. Категории диалектики М.: Высш. школа, 1971 -279 с.
- Шептулин А.П. Диалектический метод познания. М.: Политиздат.1993.-320 с.
- Шипанов В.В. Управление качеством подготовки инженеров на основе интегративно-дивергентного подхода к проектированию мультидисциплинар-ных комплексов: Дис. д-ра техн. наук: 05.19.18. М., 1999. — 368 с.
- Шиянов Е.Н., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. Ростов-на-Дону, 1995.
- Шрейдер Ю.А., Шаров А. А. Системы и модели. М.: Радио и связь, 1982.-252 с.
- Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. М., 1993. 185. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика.1989.-560 с.
- Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978.-391 с.
- Якунин В.А. Обучение как процесс управления. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988, — 159 с.
- Ямбург E.LLI. Теоретические основы и практическая реализация модели адаптивной школы: Дисс. д-ра пед.наук. -М., 1997. 362 с.
- Ярыгин А.Н. Теория и практика интегративного подхода к обеспече-• нию качества подготовки абитуриентов технических вузов: Дис. д-рапед.наук: 13.00.08. Тольятти: ТолПИ, 1999. I