Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Повышение качества подготовки специалистов гражданской авиации в условиях учебно-научного комплекса

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологическим основанием исследования выступили работы по теории управления образовательными системами (Т.И. Березина, Е. С. Березняк, В. П. Беспалько, Н. Н. Булынский, Т. М. Давыденко, В. И. Загвязинский, В. И. Зверева, А. Е. Капто, Б. С. Кобзарь, Ю. А. Конаржевский, В. Ю. Кричевский, К. А. Нефедова, А. А. Орлов, В. А. Сластенин, Н. С. Сунцов, П. И. Третьяков, Т.К. Чекмаре-ва, И. К. Шалаев… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретическое обоснование инновационной модели повышения качества подготовки специалистов гражданской авиации
    • 1. 1. Анализ научных исследований, организационно-распорядительной документации и практического опыта в области организации учебно-научных комплексов
    • 1. 2. Повышение качества подготовки специалистов как объект управления
    • 1. 3. Обоснование модели управления качеством подготовки специалистов гражданской авиации
    • 1. 4. Теоретическое обоснование модели учебно-научного комплекса профессионального образования гражданской авиации
  • Глава II. Опытно-экспериментальная проверка разработанной модели учебно-научного комплекса профессионального образования
    • 2. 1. Концепция опытно-экспериментального исследования учебно-научных комплексов профессионального образования
    • 2. 2. Общая характеристика опытно-экспериментальной работы по теме исследования
    • 2. 3. Анализ эффективности предложенной модели, условия и границы её оптимальности
    • 2. 4. Технология внедрения рекомендаций исследования в практику повышения качества подготовки специалистов гражданской авиации
  • Выводы

Повышение качества подготовки специалистов гражданской авиации в условиях учебно-научного комплекса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Вопросы качества подготовки специалистов и развития образования в целом как никогда актуальны в эпоху кризисов и серьезных экономических преобразований.

Подготовка специалиста, отвечающего требованиям современного общества, способного к профессиональному росту и адаптированного к жизни и работе в рыночных условиях, — задача многогранная и напрямую связанная с качеством самого образовательного процесса.

Вполне естественно, что при решении проблемы повышения качества образования уделяется серьезное внимание наиболее приемлемым организационным формам взаимосвязи науки и образования. В современной государственной образовательной политике именно образовательные комплексы отражают диалектику взаимоисключающих процессов дифференциации и интеграции содержания образования, педагогических и управленческих процессов.

Вместе с тем, проведенные исследования инновационных моделей — ком плексов профессионального образования (П.В. Лепин, В. М. Лопаткин, В.К. Сергеев) — позволяют говорить об их концептуальной разобщенности и, следовательно, об отсутствии адекватных, научно обоснованных методологических подходов к их построению и сопоставительному анализу в контексте повышения качества подготовки специалистов.

В последние годы многие исследователи и практики освещают вопросы качества образования с позиций менеджмента личностных факторов, с учетом информатизации общества, развития разнообразных технологий, регионального управления и др. (B.C. Аванесов, Л. В. Бабич, Л. К. Волченкова, С. А Воронина, Н. В. Гусельникова, А. С. Родиков, В. Г. Казанович, Г. А. Коротько, Т. М. Леднева, П. В. Лепин, А. А. Макаров, В. П. Панасюк, Т. В. Светенко, Н. А. Селезнева, В. К Сергеев, И. Г. Салова, А. И. Субетто, А. В Слонкова, Л. К. Старкова, В.В. Шипе-нов, Н. И. Шипулин и др.).

В рамках данного исследования проанализированы зарубежный и отечест.

• венный опыт управления качеством продукции и услуг (М. Альберт, О’Доннел С., Б. Карлоф, Г. Кунц, М. Х. Мескон, Ф. Хедоури) — исследования в области управления и развития образовательных систем (Ю.К. Бабанский, Т. И. Березина, В. И. Загвязинский, Ю. А. Конаржевский, B.C. Лазарев, М. М. Поташник, П. И. Третьяков, Т.И. Шамова).

При изучении современных подходов к определению целей, результатов, качества образования и управления им мы опирались на педагогические.

• исследования К. Я. Вазиной, Т. М. Давыденко, Д. Ш. Матроса, A.M. Моисеева, В. А. Кальней, В. П. Панасюка, М. М. Поташника, Г. Б. Скок, А. И. Субетто, Д. В. Татьянченко, С. Е. Шишова.

Вопросы целостного образовательного процесса, соотношения воспитания, обучения и развития проанализированы на основе работ А. С. Белкина, Б. С. Гершунского, В. В. Давыдова, И. А. Колесниковой, О. Е. Лебедева, Г. Д. Никанд-рова, В. А. Сластенина, В. Д. Шадрикова.

• Что касается специфических проблем управления качеством профессиональной подготовки специалистов гражданской авиации (ГА), то они рассматриваются пока лишь в постановочном плане и только на уровне основ инженерной психологии (Б.А. Душков, Б. Ф. Ломов, С. Н. Овчаренко, В. Ф. Рубахин и др.), в то время как реальный уровень качества подготовки специалистов давно вошел в противоречие с предъявляемыми к ним требованиями со стороны объективно обусловленной и стремительно усложняющейся системы необходимоф1 го профессионального образования. Среди них мы выделили следующие противоречия:

— между материальным и духовным компонентами общественного производства, при котором профессиональное образование оказалось перед необходимостью перехода от частных методик к методологии, от запоминания обширного и быстро устаревающего чувственно-конкретного знания к опережающему освоению программ крупных фрагментов реальности на уровне понятий и категорий;

— между качественными изменениями концептуальной основы образования % в целом, связанными с необходимостью перехода от парадигмы совпадающего (поддерживающего) образования к парадигме опережающего (инновационного) образования, и консервативными тенденциями в развитии содержания и организационных форм современного профессионального образования;

— между отраслевым и общим (университетским) профессиональным образованием как следствие углубляющегося предметно-профессионального разделения труда и связанного с ним противоречия между взаимоисключающими ф процессами дифференциации и интеграции в системе научного знания/.

— между возрастающими требованиями к структуре и качеству профессиональных знаний, умений и навыков специалистов ГА, связанных с ее особой общественной значимостью, сложностью, необходимостью существенного повышения безопасности полетов в условиях обостряющихся проблем международного терроризма, и очевидной неспособностью современной системы отраслевого профессионального образования в их адекватной подготовке- ^ -между необходимостью создания и реализации эффективной системы мониторинга качества в отраслевых образовательных учреждениях ГА и недостаточной разработанностью единой методологии измерения параметров качества профессионального образования авиаспециалистов.

Все это свидетельствует об актуальности проблемы разработки управления качеством подготовки специалистов ГА, о том, что назрела необходимость теоретического анализа имеющегося опыта и результатов научных исследований, ф Наличие этих противоречий и необходимость их разрешения обусловили выбор темы нашего исследования.

Цель исследования — разработать модель учебно-научного комплекса, обеспечивающую повышение качества подготовки специалистов гражданской авиации.

Объект исследования — региональная система профессионального образования специалистов гражданской авиации.

Предмет исследования — система управления качеством подготовки специалистов гражданской авиации в учебно-научном комплексе.

При достижении цели исследования мы исходили из следующей гипотезы: повышение качества подготовки специалистов ГА в условиях учебно-научного комплекса (УНК) возможно, если:

— в основе разработки концептуальной модели УНК лежит принцип единства, взаимосвязи и взаимной обусловленности содержания профессионального образования специалистов ГА и его организационной формы;

Ф — синтез модели УНК и модели управления качеством профессионального образования основан на системном, синергетическом, деятельностном и диалоговом подходах;

— разработаны адекватная модель личности авиаспециалиста, критерии, диагностические методики и процедуры определения качества профессионального образования ГА;

— спроектированы стратегические направления развития и функцио.

Ц нирования профессионального образования специалистов ГА;

— разработаны модель и программа управления качеством профессионального образования специалистов ГА.

Исходя из целей и гипотезы исследования, в работе ставятся следующие задачи:

• Обобщить результаты научных исследований, практический опыт в области организации учебно-научных комплексов профессионального образо вания.

• Выявить теоретико-методологические основания системы управления качеством подготовки специалистов ГА.

• Разработать концептуальную модель УНК и подготовки специалистов ГА.

• Разработать концепцию управления качеством профессионального образования специалистов ГА и программу ее реализации в УНК.

• Разработать научно-методические рекомендации по созданию системы управления качеством профессионального образования специалистов ГА вУНК.

Методологическую основу исследования составляют ведущие положения философского учения о человеке и его духовной культуре как высшей ценностиконцепция всеобщего управления качествомсистемный, синергети-ческий, диалоговый подходы в управлении социальными процессами.

Методологическим основанием исследования выступили работы по теории управления образовательными системами (Т.И. Березина, Е. С. Березняк, В. П. Беспалько, Н. Н. Булынский, Т. М. Давыденко, В. И. Загвязинский, В. И. Зверева, А. Е. Капто, Б. С. Кобзарь, Ю. А. Конаржевский, В. Ю. Кричевский, К. А. Нефедова, А. А. Орлов, В. А. Сластенин, Н. С. Сунцов, П. И. Третьяков, Т.К. Чекмаре-ва, И. К. Шалаев, Т.И. Шамова) — управления профессиональным образованием (С.Я. Батышев, А. П. Беляева, А. К. Маркова, А .Я. Найн) — формирования управленческой компетентности руководителей образовательных учреждений (В.И. Бондарь, М. Г. Захаров, A.M. Моисеев, M. J1. Портнов, В. П. Симонов, Е. П. Тонконогая, П.В. Худоминский) — оптимизации обучения (Ю.К. Бабанский, Н. В. Кузьмина, М.М. Поташник) — квалитологии образования (В.П. Панасюк, И. Г. Салова, Н. А. Селезнева, А. И. Субетто, Ю.К. Чернова) — непрерывности образования (Б.С. Гершунский, А. И. Красильников, П. В. Лепин, А. Н. Орлов, Т. Д. Павлова, В.Я. Синенко).

Методы исследования:

— теоретические, включающие диалектико-системный анализ философской, науковедческой, педагогической, психологической и управленческой литературы, нормативных документов федерального, регионального и муниципального уровнейсравнение, систематизация, обобщение, моделирование, прогнозирование образовательных и управленческих систем и процессов;

— эмпирические, включающие наблюдение, анкетирование, эксперти-рование, тестирование, изучение педагогического опыта учебно-научных комплексов, педагогический эксперимент, статистическую и аналитическую обра.

• ботку экспериментальных данных, графическое отображение результатов.

Логика и этапы исследования. Исследование проблем повышения качества подготовки специалистов ГА проводилось в 1996 — 2003 гг. на учебно-лабораторном, материально-техническом и финансово-экономическом базисе Красноярского авиационного технического колледжа ГА и включало в себя четыре этапа.

На первом этапе (1996 — 1997 гг.) осуществлялся анализ интеграционных процессов в сфере профессионального образования специалистов ГА, научной литературы, организационно-распорядительной документации и практического опыта в сфере построения УНК, а также существующих подходов к повышению качества подготовки специалистов. Был проведен первичный сбор и анализ эмпирического материалавыявлены основные противоречия и теоретико-методологические основания системы управления качеством профессионального образования специалистовопределены объект и предмет исследования, его цели, гипотеза, задачи и основные методы.

На втором этапе (1997 — 1999 гг.) разрабатывалась модель УНК профессионального образования, система управления качеством подготовки специалистовуточнялись ее компонентный состав и структурно-функциональные характеристики в соответствии с авиационной спецификой подготовки специалистов, а также система педагогических положений, технологические и частно-методические компоненты профессионального образования. Были определены основные пути и формы управления профессиональным образованием специалистов ГА в рамках УНК. Выявлены организационно-педагогические возможности УНК в повышении качества подготовки специалистов.

В педагогическом эксперименте участвовало более 100 педагогических работников и руководителей структурных подразделений УНК, более 800 студентов колледжа и филиала академии ГА, около 1200 авиаспециалистов авиапредприятий Сибири и Дальнего Востока.

•.

На третьем этапе (1999 — 2002 гг.) осуществлялись обработка полученных результатов, корректировка концептуальной модели учебно-научного комплекса и системы управления качеством подготовки специалистов ГА, разработка технологии их внедрения и реализации в практику функционирования отраслевых учебных заведений системы профессионального образования.

На четвертом этапе (2002 — 2003 гг.) были обобщены основные результаты теоретического и экспериментального исследования, осуществлено оформление диссертации и ее обсуждение.

Экспериментальная база исследования.

Региональный учебно-научный комплекс профессионального образования, включающий Красноярский авиационный технический колледж (АТК) ГА, Красноярский филиал академии ГА, Хабаровский филиал Красноярского АТК ГА, региональный научно-образовательный центр (РНОЦ) ГА, Центр переподготовки и повышения квалификации авиаспециалистов (ЦПиПК) ГА. Участниками эксперимента явились студенты, научно-педагогические работники, инженерно-технический и летный состав авиапредприятий Сибири и Дальнего Востока.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Модель УНК подготовки специалистов ГА состоит из трех взаимосвязанных компонентов:

— концептуального, содержащего теоретическое обоснование (концепцию) и критериальную базу комплекса;

— содержательного, состоящего из системы принципов профессионального образования (опережающего, интеграционного, личностно-ориентированного, диалектического и др.), блоков продготовки (науковедче-ский, гуманитарный, технический, компьютерный, специальный, производственный);

— структурно-функционального, содержащего целостную структуру УНК, многоуровневую двухконтурную систему управления им, педагогическую систему управления качеством подготовки специалистов.

2. Управление качеством подготовки специалистов ГА представляет собой комплексный скоординированный процесс целенаправленного воздействия на свойства организационной структуры, педагогической системы профессионального образования или отдельного учебного заведения ГА, осуществляемый с целью поддержания мотивационно-побудительного, информационно-содержательного, процессуально-технологического, рефлексивно-аналитического и ресурсного компонентов личности специалистов на уровне стандартов качества.

3. Технология рефлексивного управления качеством учебно-познавательной деятельности студентов состоит из трех взаимосвязанных и последовательно выполняемых компонентов:

— мотивации как единства противоположностей внешних (ситуационных) и внутренних (диспозиционных) мотивов учения;

— ориентации как процессуально-технологических и организационных составляющих учения;

— рефлексии как отражения последовательного движения познания от чувственной к логической ступени в соответствии с тремя видами анализа и синтеза учебного материала (прямого, возвратного и структурно-генетического).

4. Эффективность подготовки специалистов в УНК обеспечивается при реализации следующих педагогических условий: использование совокупности диалогового метода и метода творческих проектов, рефлексивная система контроля, формы организации коллективной деятельности учащихся и др.

Наиболее существенные результаты, полученные соискателем, их научная новизна и теоретическое значение:

— уточнены видообразующие признаки основных понятий системы качества профессионального образования специалистов ГА;

— обоснована совокупность теоретических положений, влияющих на управление качеством профессионального образования специалистов ГА;

— разработана инновационная модель подготовки специалистов УНК ГА;

— создана система управления качеством подготовки специалистов ГА в условиях учебно-научного комплекса профессионального образования.

Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в нем положения и выводы, разработанные теоретическая и практическая инновационные модели подготовки специалистов позволили создать Региональный учебно-научный комплекс профессионального образования гражданской авиации УНК могут быть эффективно использованы в системе высших, средних, специальных учебных заведений для разработки методических рекомендаций, управленческих технологий, программ, управления качеством подготовки специалистов профессионального образования, а также в системе повышения квалификации.

Достоверность и надежность полученных результатов обусловлены: строгой методологией системного синтеза и проектирования модели УНК, разработкой концепции опытно-экспериментального исследования синтезированной модели комплекса, организацией педагогического эксперимента в соответствии с целями, задачами и условиями его проведениярепрезентативностью статистической выборкиадекватностью применяемых методикобработкой данных эксперимента на основе методов математической статистики.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты докладывались и получили одобрение на Международном симпозиуме «Науковедение: теоретические и организационные проблемы развития» (Красноярск, 1999 г.) — Международной научно-практической конференции «Гражданская авиация на рубеже веков» (Москва, 2001 г.) — Всероссийской научной конференции с международным участием «Проблемы развития и интеграции науки, профессионального образования и права в третьем тысячелетии» (Красноярск, 2001 г.) — Всероссийских научно-практических конференциях: «Психодидактика высшего и среднего образования» (Барнаул, 2002 г.), «Проблемы биологической науки и образования в педагогических вузах» (Новосибирск, 2002 г.), «Наука, образование, профессия: актуальные проблемы обучения и воспитания российской молодежи в третьем тысячелетии» (Красноярск, 2002 г.), «Образование в культуре и культура в образовании» (Новосибирск, 2002 г.) — обсуждались на заседаниях Объединенного научно-методического совета Межвузовского учебно-научного центра науковедения и кафедры педагогики Новосибирского государственного педагогического университета. На основе авторской инновационной модели учебно-научного комплекса и подготовки специалистов разработаны научно-методические материалы, адресованные руководителям образовательных учреждений гражданской авиации. Основные идеи исследования нашли отражение в десяти статьях, в итоговых документах конференций, в программе развития системы профессионального образования специалистов гражданской авиации на период до 2010 года.

Во введении обосновывается актуальность проблемы исследования, определяются цель, объект, предмет, формулируется гипотеза, описываются этапы, методы исследования, научная новизна и практическая значимость работы, предлагаются положения, выносимые на защиту, приводятся сведения об апробации.

В первой главе «Теоретическое обоснование инновационной модели повышения качества подготовки специалистов гражданской авиации» дается анализ организационнораспорядительной документации и практического опыта в области организации УНКпроводится рассмотрение проблемы повышения качества подготовки специалистов как объекта управленияобосновывается модель управления качеством подготовки специалистов гражданской авиации, производится синтез системной модели УНК ГА.

Во второй главе «Опытно-экспериментальная проверка предложенной модели учебно-научного комплекса профессионального образования» разрабатывается концепция эксперимента, приводится содержательная модель УНК ГА, дается общая характеристика экспериментальной работыпроводится анализ эффективности предложенной моделипредлагается технология внедрения результатов и рекомендаций исследования в практику управления качеством подготовки специалистов ГА. В заключении подводятся итоги исследования, формулируются выводы и даются научно-практические рекомендации.

Выводы по второй главе В ходе разработки и экспериментальной проверки системной модели УНК ГА достигнуты результаты, позволяющие говорить о ее эффективности. В регионе Сибири и Дальнего Востока создан УНК ГА, реализующий непрерывную подготовку специалистов в системе среднее, высшее и дополнительное профессиональное образование. В рамках системной модели УНК ГА разработана и реализована педагогическая система управления качеством подготовки специалистов ГА, включающая следующие компоненты: теоретико-методологические: разработана система принципов синтеза и построения УНК регионального профессионального образования ГА, концептуальная модель рефлексивного управления качеством подготовки специалистов, программы ее реализацииорганизационные: создано специальное научное подразделение — научно-учебный центр науковедения, обеспечивающее теоретико-методологическое и методическое обеспечение управления качеством подготовки специалистов ГАуправленческие: разработана технология рефлексивного управления качеством подготовки специалистов ГАкадровые: в комплексе внедрена система подготовки научно-педагогических кадров через обучение в аспирантуре, докторантуре и соискательствосистема стимулирования научно-исследовательской деятельности преподавателей и руководителей структурных подразделенийсформирована группа экспертов по оценке системы управления качеством подготовки специалистов ГАнормативные: инновационная деятельность руководителей, преподавателей, механизмы управления качеством обеспечены отраслевыми и собственными нормативными документаминаучно-методические: внедрена система повышения квалификации и научного консультирования преподавателей по проблемам управления качеством профессионального образованияразработаны межпредметные и транспредметные учебные программы непрерывного профессионального образования Ф специалистов ГАинформационные: создано единое информационное пространство на основе единого библиотечного фонда, применения новых информационных моделей и технологий, в том числе с выходом в глобальную информационную сеть ИНТЕРНЕТсоздан механизм организации и проведения научных и научно-практических конференцийматериально-технические: создан устойчивый рыночный механизм фи-Ь нансово-экономического и материально-технического обеспечения системы управления качеством.

Обеспечение качества условий, процесса и результата функционирования УНК ГА зафиксировано в итогах лицензирования, государственной аттестации и аккредитации всех системных подразделений комплекса. т т.

3 АКЛ ЮЧЕНЕ.

В процессе теоретических исследований и опытно-экспериментальной работы нами были решены поставленные в диссертации задачи:

1.Обобщены результаты научных исследований, организационно-распорядительной документации и практический опыт в области организации Учебно-научных комплексов.

2.Изучены теоретико-методологические основы процесса управления качеством профессионального образования специалистов ГА.

3.Разработана системная модель Учебно-научного комплекса и система управления качеством профессионального образования специалистов ГА.

4.Уточнены видообразующие признаки понятий системы качества профессионального образования специалистов ГА.

5.Выявлено влияние специфики организации педагогического процесса в УНК на качество профессионального образования специалистов ГА.

6.Выявлены онтологические и гносеологические основания противоречий между отраслевым и общим (университетским) образованием.

7.Разработаны научно-методические рекомендации по созданию системы комплексного управления качеством профессионального образования специалистов ГА.

Результаты опытно-экспериментальной работы заключаются в создании регионального УНК ГА, реализующего систему непрерывного профессионального образования специалистов: разработана педагогическая система управления качеством подготовки специалистов среднего специального, высшего и дополнительного профессионального образованияразработаны необходимые нормативные и научно-методические документыосуществляются структурно-профессиональные преобразования комплекса в отраслевое высшее учебное заведениепроисходит постепенный переход к единым транспредметным планам и программамповышается уровень технологизации управленияукрепляется система обеспечения функционирования и развития комплексанаучно-педагогическим сообществом принята стратегическая линия движения комплекса к высшему учебному заведению ГА посредством освоения и внедрения системы управления качеством профессионального образования.

Реализация системной модели УНК ГА оказала существенное влияние на всю систему отраслевого профессионального образования, побуждая Отдел учебных заведений Государственной службы ГА к разработке подобных системных моделей применительно к многочисленным и разобщенным авиационным учебным центрам. Представляется весьма важным подчеркнуть, что становление, успешное функционирование и развитие УНК ГА может происходить не только на базе высшего учебного заведения с последующим объединением вокруг него заинтересованных в интеграции образовательных учреждений, но и на базе разноуровневых учебных заведений с последующим их движением к высшему учебному заведению и, далее, к комплексу.

Развитие Учебно-научных комплексов ГА в регионе ограничивается сдерживающими факторами, к которым следует отнести: инерцию мышления значительной части преподавательского состава, особенно звена среднего профессионального образования, относительно необходимости более глубокого освоения логико-философской и науковедческой культурыотсутствие необходимой нормативно-правовой и законодательной базы относительно региональных УНЦ ГА, формирующихся не на базе высшего учебного заведениянегативное отношение к интеграционным процессам в сфере отраслевого профессионального образования ГА со стороны родственных вузов Минобразования РФ.

Дальнейшая работа по реализации системной модели УНК ГА будет связана с укреплением и развитием собственной системы воспроизводства научно-педагогических кадров, совершенствованием механизма управления качеством образовательного процесса и разработкой нормативных документов в сфере образовательных комплексов на уровне отраслевого министерства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. Г. Теория и практика оценки качества товаров (Основы ква-лиметрии). М.: Экономика, 1982. — 256 с.
  2. Анализ состояния безопасности полетов в гражданской авиации Российской Федерации в 2001 году //Государственная служба ГА Минтранса РФ- Управление госнадзора за безопасностью полетов. М.: Изд-во МТ РФ. — 101 с.
  3. О.С., Деркач А. А. Основы общей и управленческой акмеоло-гии. М.: Изд-во Российской академии государственной службы при президенте РФ, 1995.-268 с.
  4. Х.А. Организационно-педагогические условия создания и функционирования сельского образовательного комплекса: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Казань, 2000. — 20 с.
  5. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: Дидактический аспект. М., 1982.
  6. В.И. Образовательный стандарт: теоретические и концептуальные основы (опыт системного исследования). Спец. 13.00.01 Общая педагогика: Дис. д-ра пед. наук, — М., 1999.
  7. В.В. Атрибутивный анализ педагогической деятельности. Челябинск: Южно-Уральское кн. Изд-во, 1991. — 144 с.
  8. А.И. Разработка и исследование моделей поведения сложных систем на примере научного комплекса вуза: Дис.канд. техн. наук. Киев, 1974.- 185 е.: ил.
  9. Ю.Бенькович И. В. Организационно-педагогические модели интеграционных процессов в региональном образовании: Автореф. Дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Вел. Новгород, 2000. — С. 17.
  10. П.Беспалько В. П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1977.-304 с.
  11. В.П. О критериях качества подготовки специалиста //Вестник высшей школы, 1988, № 1. С. 3 — 8.
  12. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  13. В.П. Стандартизация образования: Основные идеи и понятия //Педагогика, 1993. № 5. С. 16 — 25.
  14. В.П. Мониторинг качества образования. 1996.- № 2. — С. 31−36.
  15. Н.И. Методология системного подхода к решению проблем. СПб.: Изд-во СПб университета экономики и финансов, 1997. — 386 с.
  16. А.А. Нормативное обеспечение и регулир-е инновац-й д-сти гос.научн. центров: Дис. д-ра эконом, наук: 08.00.15. СПб., 1998. — 327 с.
  17. Л.Г. Эффективность образования. М., 1991.
  18. О.Н., Боярская JI.B., Неполноценным детям полноценную школьную жизнь //Советская педагогика. — 1991. № 12. — С. 116 — 120 с.
  19. М.И., Ивченко Н. П., Каширин В. П. и др. Науковедение: фундаментальные и прикладные аспекты /Под ред. В. П. Каширина. -Красноярск: Изд-во КВКУРЭ ПВО, 1998.- 121 с.
  20. М. И. Сивохина JI.H., Солтанова М. С. Способ диалектического обучения (технология организации и проведения семинара). Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2001. — 100 с.
  21. М.И., Трофимов Ю. Н., Халин В. В. Теоретико-методологические проблемы современного профессионального образования //Философия образования для XXI века.-2001. № 1. С. 206 — 211.
  22. М.И., Трофимов Ю. Н. Интегративные процессы в современном профессиональном образовании //Философия образования для XXI века. 2001. № 2.-С. 214−221.
  23. М.И., Трофимов Ю. Н. Красноярский авиационный технический колледж — 20 лет в системе кадрового обеспечения гражданской авиации //Сборник материалов Международной научно-практической конференции «САКС 2001». Красноярск, 2001. — С. 39 — 41.
  24. Н.Н. Теория и практика управления качеством образ-я в проф. училищах: Дис. д-ра пед. наук. Челябинск, 1997.
  25. В.Н., Ириков В. А. Модели и методы управления организационными системами. М.: Наука, 1994. — 265 с.
  26. В.Н., Кондратьев В. В. Механизмы функционирования организационных систем. М.: Наука, 1981.- 383 с.
  27. Н.П. Моделирование сложных систем. М.: Наука, 1978. -400 с.
  28. Бык И. С. Развитие научного потенциала вузов в условиях интеграции образ-я, науки и пр-ва: Дис. д-ра эконом, наук: 08.00.16. Киев, 1989. — 387 е.: ил. — Библиогр.: С. 361 — 387.
  29. К.Я., Петров Ю. Н., Беликовский В. Р. Педагогический менеджмент: концепция, опыт работы. М., 1991. — 268 с.
  30. Д.М. Теоретические и практические проблемы управленческой деятельности в современных условиях. М., 1989.
  31. Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики /Под ред. Т. И. Шамовой.-М., 1991.
  32. JT.K. Научно-методическое обеспечение проектирования многоступенчатой подготовки специалистов в учебном заведении интегрированного типа: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Минск, 1999. — С. 21.
  33. Т.П. Философские проблемы образования в информационном обществе: Дис. д-ра фил. наук: 09.00.98. М., 1995. — 353 с. — Библиогр.: С. 345 -353.
  34. Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики / Под ред. Т. И. Шамовой. М.: Педагогика, 1991. — 192 с.
  35. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. -М.: Школа-Пресс, 1995. С. 22 — 23.
  36. .С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций) М., 1998.
  37. Гиг Д. В. Прикладная общая теория систем в 2-х книгах. М.: Мир, 1981.-730 с.
  38. ГСГА подвела итоги //Авиатранспортное обозрение. 2002. № 38. — С. 12−14.
  39. В.В., Конторов Д. С. Системотехника. М.: Радио и связь, 1985.-200 с.
  40. А.Н. Институциональная организация научно-исследовательской деятельности: Дис. д-ра экон. наук: 08.00.05. М., 1987. -313 е.: ил. — Библиогр.: С. 306 — 313.
  41. О.А. Аксиологические аспекты науки и образования: Дис.канд. фил. наук: 09.00.01. Томск, 2000. 152 е.: ил.
  42. З.Д. Методологические основы технологии разработки и & формирования комплексной системы контроля качества подготовки специалистов в вузы: Дис. д-ра пед. наук. СПб.: СПБГУ, 1996.
  43. В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М., 1992.49.3агвязинский В.И., Гильманов С. А. Творчество в управлении школой. 1. М.: Знание, 1991.-61 с.
  44. Закон Российской Федерации об образовании. М., 1996.
  45. В.Н. Интеллектуальные системы управления: Основные поня• тия и определения// Изв. А. Н. Теория и системы управления. 1997. № 3.
  46. К. Японские методы управления качеством. М., 1988.
  47. В.Г. Образовательная система как объект оценивания (Ква-лиметрический подход). Спец. 13.00.01 теория и история педагогики: Дис. канд. пед. наук. — М., 1995.
  48. В.А. Система систем. Очерки общей теории и методологии. -М.: Прогресс Академия, 1995 .-416 с.
  49. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования /Под ред. М. Н. Скаткина, В. В. Краевского. М.: Педагогика, 1978. — 208 с.
  50. Л.Ф., Турченко В. Н., Борисова Л. Г. Эффективность образования. М., 1991.
  51. Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Пестолоцци И. Г. Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1989. — С. 13.
  52. Концептуальные основы организации управления высшим и средним профессиональным образованием региона. Екатеринбург, 1996.
  53. Концепция государственного регулирования гражданской авиационной деятельности РФ (Справочно-информационный материал). М., ГСГА Минтранса РФ. — 43 с.
  54. Концепция высшего технического образования в новых социально-экономических условиях. Ч. l./Под ред. Проф. О. П. Нестеренко и проф. Ю. А. Сидорова. М.: МАИ, 1992. — 164 с.
  55. A.M. Интеграция науки и образования на региональном уровне (Политико-экономич.аспект): Дис.канд. экон. наук: 08.00.01. Кострома, 1999, — 140 с.-Библиогр.: С. 131 — 140.
  56. Г. А. Управление качеством допрофессионального педагогического образования в лицее: Дис.канд. пед. Наук: 13.00.01- Новосибирск, 2002.
  57. Т.Ю. Социально-инженерное проектирование в образовании: Дис. .канд. фил. наук: 22.00.06. -М, 1998. 145 с. — Библиогр.: С. 138 -145.
  58. Г. Ф. Кадровая политика и ее роль в формировании интеллектуального потенциала вуза: Дис.канд. социол. наук: 22.00.04. М., 1994, — 120 с.-Библиогр.- С.113- 120.
  59. Г. Ф. Научно-педагогические кадры высшей школы (состояние и перспективы развития): Дис. д-ра социол. наук: 22.00.88. -М., 1998. 249 с.
  60. Краткий словарь по логике/ Д. П. Горский, А. А. Ивин, A.JI. Никифиров- Под ред. Д. П. Горского. М.: Просвещение, 1991. — 208 с.
  61. М.С. Реализация управления деятельностью высших учебных заведений на основе рейтинговой системы оценивания: Дис.канд.техн.наук: 05.13.10. Воронеж, 2000. — 122 с.
  62. Ю.И. Нечеткие системы управления// Изв. А.Н. техн. кибернетика. 1990, № 5. С. 196 — 206.
  63. Ю.Г. Акмеологический подход к построению мониторинга системы образования //Квалиметрия человека и образования- методология и практика. М.: Исследовательский центр, 1992. — С. 62 — 67.
  64. Н.А. Введение в квалиметрию общеобразовательной школы. Монография. Ижевск, 1998. — 106 с.
  65. Е.Б. Управление образованием в условиях рынка. М., 1997.
  66. А.Б., Селиванов И. Л. Введение в методологию управления социальными процессами и системами. Уфа, 1995.
  67. И.С., Разумов В. И., Теслинов А. Г. Концептуальные теории интеллектуальных систем (систематизация методологических основ интеллекти-ки). Новосибирск, 1994. 269 с.
  68. Т.М. Интеллектуализация управления научно-образовательными комплексами на основе формализации целенаправленности процессов и неопределенности информационной среды: Дис. д-ра техн. наук: 05.13.10.-Воронеж, 1999.-274 с.: ил.
  69. П.В. Стратегия развития региональной системы непрерывного педагогического образования (на материалах Западной Сибири). Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2000. — 176 с.
  70. А.Н. Философия психологии /Под ред. А. А. Леонтьева и Д. А. Леонтьева. М.: Изд-во МГУ, 1994. — 287 с.
  71. И.А. Организационно-экономические основы создания инновационного центра в регионе: Дис.канд. экон. наук: 08.00.05. СПб., 1992. — 201 е.: ил. — Библиогр. С. 185 — 201.
  72. .Г. Экспертные оценки и принятие решений. — М.: Патент, 1996.-270 с.
  73. Дж.Г. Теория и практика создания пьесы и киносценария /Перевод с английского Е. С. Макарова и З. М. Скаловой. М.: Искусство, 1960. -С. 150.
  74. Н.П., Наумченко И. Л. Интеграция региональных систем образования: Из опыта работы регионального учебного округа Мордовского университета. Саранск, 1996.
  75. Л.В. Преподаватель: модель деятельности и аттестация. М.- Исследовательский центр, 1992. — 161 с.
  76. А.А. Методология и методы системной организации комплексного мониторинга качества образования: Дис. д-ра техн. наук: 05.13.10. -М., 1999. 372 с. ил. + прил.
  77. А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения.-М.: Просвещение, 1990.- 191 с.
  78. К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. — т. 23.
  79. Материалы 45-й сессии Международной конференции по образованию. -Женева, 1996.
  80. М.И. Современный урок. Вопросы теории. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Педагогика, 1985. — 184 с.
  81. Е.И. Теория и практика мониторинга качества образования в региональной системе образования. М.: Педагогическое общество России, 1999.-224 с.
  82. Н.А. Методологические особенности проектирования профессионального знания: Дис.канд. фил. наук.: 09.00.01. Кемерово, 2000. -180 с.
  83. А.Я. Инновации в образовании. Челябинск: ГУПТО адм. Челяб. обл. Челяб. филиал ин-та проф. образования РФ, 1995. — 288 с.
  84. М.В. Педагогические условия и средства управления комплексом непрерывного образования: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01. М., 1994. — 168 с. + прил. (83 с.) — Библиогр. С. 115 — 127.
  85. Н.Н., Кутергин В. А. Об уровнях знаний и умений в экспертных системах //Экспертные системы: состояние и перспективы /Под ред. Д. А. Поспелова. М.: Наука, 1989. — 151 с.
  86. ЮО.Окрепилов В. В. Всеобщее управление качеством. Учебник. СПб: СПбГ. — 454 с. 101 .Орлов А. А. Управление учебно-воспитательной работой в школе. М., 1991.
  87. Основы политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2010 года. М.: Минтранс РФ, 2001. — 14 с.
  88. Основы инженерной психологии: Учебник для техн. вузов /Б.А. Душков, Б. Ф. Ломов, В. Ф. Рубахин и др.- Под ред. Б. Ф. Ломова. М.: Высш. шк., 1986.-488 е.: ил.
  89. Ю4.Панасюк В. П. Педагогическая система внутришкольного управления качеством образовательного процесса: Дис. д-ра пед. Наук: 13.00.01 Общ. Педагогики. — СПб.: Ин-т ПТО РАО, 1998.
  90. В.П. Системное управление качеством образования в школе /Под ред. А. И. Субетто. Изд. 2-е. СПб.- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. — 239 е.: ил.
  91. Юб.Панасюк В. П. Научные основы проектирования педагогических систем внутришкольного управления качеством образовательного процесса /Под ред. А. И. Субетто. С.-П.-М.: Исследовательский центр, 1997. — 297 с.
  92. В.П., Салова И. Г. Применение квалиметрических методик и процедур в управлении качеством образования в школе. СПб, 1997. — 75 с.
  93. Педагогические технологии: Что это такое и как их использовать в школе /Под ред. Т. И. Шамовой, П. И. Третьякова. М., 1994.
  94. Педагогика /Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Педагогика, 1983, — 608 с.
  95. Ю.Петровичев В. М. Региональное обозрение: организация, управление развитием. Тула, 1994.111 .Письмо министра транспорта РФ от 28.02.2001 г.
  96. Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. М.: Прогресс, 1986.
  97. З.Попкова Н. В. Самоуправление в педагогических коллективах как фактор радикального обновления образования: Дис.канд. филос. наук: 09.00.10. -Саратов, 1992. 241 с. — Библиогр.: С. 198 — 219.
  98. Н.Попов А. А. Социально-философские основания системной модели педагогической деятельности: Дис.канд. фил. наук: 09.00.11. Томск, 1999. -172 с. — Библиогр. С. 156 — 172.
  99. С., Постовалова Г. Управление комплексом: ситуация успеха //Образование и рынок № 3, 1997. С. 26 — 29.
  100. Постановление правительства Российской Федерации «Об университетских комплексах» от 17 сентября 2001 г., № 676. М.: 2001, — 5 с.
  101. У. Современные основания общей теории систем: Пер. с англ. -М.: Наука, 1971.-556 с.
  102. Н.Ф. Диагностика качества преподавания (Общетеоретические аспекты): Дис. канд. пед. Наук: 13.00.01 Общая педагогика: — М., 1997.
  103. Прикладные нечеткие системы/ Д. Ватада. С. Иваи и др. М.: Мир, 1993.-368 с.
  104. Программа развития среднего профессионального образования Россиина 2000 2005 годы. — М., 1999. — 51 с. 121 .Психология развивающейся личности /Под ред. А. В. Петровского. -М.: Педагогика, 1987. 240 с.
  105. В.Н. Основы общей теории систем: Логико-методологический анализ. М.: Наука, 1974. — 290 с.
  106. Н.А. Автоматизация проектирования систем управления качеством высшего образования: Дис. д-ра техн. наук в форме научн. доклада. -Воронеж, 1992. 37 с.
  107. Э 125. Селезнева Н. А. Оценка качества высшего образования //Квалиметриячеловека и образования: методология и практика. 4.1. -М.: Исследовательский центр, 1992. 189 с.
  108. В.Д. Взаимодействие школы и социальной сферы. -М.: Педагогика, 1986. 112 с.
  109. В.Д. Педагогика среды: Учебное пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. пед. ин-та, 1993 — 63 с. р 128. Семенов В. Д. Педагогическое управление взаимодействием школьногоколлектива с социальной средой: Автореф. Дис.докт.пед.наук-М.: 1982.-35 с.
  110. В.К. Теория и практика становления педагогических комплексов в системе непрерывного образования учителя: Дис. д-ра пед. наук (в форме научн. доклада): 13.00.08. Волгоград, 1998. — 79 с. — Библиогр.: С. 74 — 79.
  111. В.К. Непрерывное педагогическое образование: концепция и технологии учебно-научно-педагогических комплексов (вопросы теории).
  112. Волгоград: Перемена, 1997. 10,5 п.л.
  113. В.К. и др. Профессиональное становление будущего учителя в • условиях учебно-научно-педагогического комплекса (мотивационный аспект).- Волгоград- Перемена, 1997. 12, 8 п.л.
  114. Сергеев В. К. Теория и практика становления педагогических комплексов в системе непрерывного образования учителя. Волгоград: Перемена, 1998.
  115. ИЗ.Светенко Т. В. Теоретические основы моделирования инновационных образовательных систем: Дис. д-ра пед. наук: 13.00.01. СПб., 1999. — 436 с.
  116. В.А. Инновационная деятельность. -М., 1997. «135.Сластенин В. А., Исаев И. Ф. и др. Педагогика: Учебное пособие длястудентов педагогических учебных заведений. М., 1997.
  117. Иб.Сластенин В. А., Подымова JI.C. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997.
  118. В.А., Руденко Н. Г. О современных подходах к подготовке учителя//Педагогика 1996. — № 1- 1997. — № 3.
  119. А.В. Организационно-педагогические условия управления tp> качеством среднего общего образования на муниципальном уровне: Дис.канд. пед. Наук: 13.00.01. Общая педагогика. Томск, 2000.
  120. Создание новой структуры управления региональной образовательной системой. М., 1992.
  121. Социально-педагогические проблемы формирования личности. -Свердловск: Изд-во Урал. гос. ун-та, 1982. 137 с. 141 .Советский энциклопедический словарь.-М.: Сов. энциклопедия, 1985. -, 1600 с.
  122. Советская педагогика, 1990, № 7, с.60−61. В. Кутьев. Точка зрения редактора.
  123. Е.Н. Теория и технология моделирования воспитательной системы образовательного учреждения: Дис. д-ра пед. наук: 13.00.01 Ярославль, 1988.-319 с.
  124. А.И. Исследование проблемы качества сложной продукции: Дис. д-ра экон. наук. JL, 1987. — 722 с.
  125. А.И. Введение в квалиметрию высшей школы. Кн. 1. М.: Исследовательский центр, 1991.
  126. А.И. Введение в квалиметрию высшей школы. Кн. 2. Концепция квалиметрии. Система категорий и понятий. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1991. — 122 с.
  127. А.И. Введение в квалиметрию высшей школы. Кн. 3. Общая квалиметрия и специальные методы квалиметрии. М.: Исследовательский центр, 1991. 171 с.
  128. А.И. Введение в квалиметрию высшей школы. Кн. 4. Квалиметрия высшей школы как предметная квалиметрия. М.: Исследовательский центр, 1991, — 163 с.
  129. А.И. Системологические основы образовательных систем: В 2-х ч. /Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. М.: 1994, ч. 1. 284 е., ч. 2. — 290 с.
  130. А.И. Проблемы качества человека и образования в контексте управления качеством жизни и императива выживаемости человека в XXI веке //Стандарты и качество. 1995. — № 2. — С. 6 — 9.
  131. А.И. Концепция стандарта качества базового высшего образования. С.-П.-М.: Исследовательский центр, 1992. — 45 с.
  132. А.И. Проблема качества высшего образования в контексте глобальных и национальных проблем общественного развития /Научный доклад. И.: Исследовательский центр, 1994. — 185 с.
  133. А.И. Проблемы фундаментализации и источников содержания высшего образования. Кострома — Москва: Исследовательский центр, 1995. -326 с.
  134. Субетто А. И, Селезнева Н. А. Комплексный мониторинг «Российское гражданское общество и образование». М.: Исследовательский центр, 1997. -60 с.
  135. А.И., Чекмарев В. В. Мониторинг источников формирования содержания высшего образования.: Москва Кострома.: Исследовательский центр, 1996.-242 с.
  136. Н.Ф. Теоретические основы контроля в учебном процессе. -М.: Знание, 1983.-96 с.
  137. Ю.Н., Ботов М. И. Смотрят в будущее . в Красноярске // Новости аэронавигации. 2002. № 4. — С. 13.
  138. Ю.Н., Халин В. В. Проблемы научной организации в авиа-ционно-техническом колледже: Материалы международного симпозиума «Науковедение: теоретические и организационные проблемы развития». Красноярск, 1999. — С. 156- 159.
  139. Турбович J1.Т. Информационно-семантическая модель обучения. Л.: ЛГУ, 1970.
  140. Управление качеством продукции //Справочник/ Под ред. В.В. Бойцо-ва и А. В. Гличева. М.: Изд. Стандартов, 1985. — 464 с.
  141. У правление развитием школы /Под ред. М. М. Поташника и С. В. Лазарева. -М.: Новая школа, 1995.
  142. У правление современным образованием: социальные и экономические аспекты / А. Н. Тихонов, А. Е. Абрамешин, Т. П. Воронина, А. Д. Иванников, О. П. Молчанова. М., 1998.
  143. Т.М. Развитие образовательного пространства региона посредством создания новых видов инновационных образовательных учреждений: Автореф. канд. пед. наук: 13.00.01. Барнаул, 2000. — С. 29.
  144. Учебно-научно-педагогический комплекс: проблемы и перспективы //Педагогика. 1996. — № 2. — С. 31 — 36.
  145. Н.В. Совершенствование управления профориентацией молодежи в системе областного профцентра в современных условиях: Дис.канд. пед. наук: 13.00.01.-Чебоксары, 1999−225 с.
  146. Т.Ю. Программно-целевой подход к формированию и развитию интеллектуального потенциала в образовательной системе. Дис. канд. экон. наук.-Елец. 05.13.10, СПб, 1996. — 208 с. — Библиогр. С. 177- 189.
  147. Н.К. Теоретико-методологические основы педагогической интеграции: Дис. докт. пед. наук: 13.01.01. Екатеринбург, 1998. — 462 с.
  148. Чу гай И. В. Проектирование центра педагогической культуры как многофункциональной структуры педагогического вуза: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Майкоп, 2000. — 21 с.
  149. В.Д. Проблемы системогенезиса профессиональной деятельности. М., 1982, — 184 с.
  150. И.К. Программно-целевая психология управления. Барнаул, Изд-во БГПУ, 1997.- 158 с.
  151. Т.И. Исследовательский подход в управлении школой. М.,
  152. Т.И., Давыденко Т. М., Рогачева Н. А. Управление адаптивной школой: проблемы и перспективы. Архангельск, 1995.
  153. Н.К. Подготовка руководителей образовательных учреждений к управлению инновационными процессами в сфере воспитания: Дис.канд. пед. наук: 13.00.012. Киров, 1998. — 146 с. — Библиогр.: С. 121 -130.
  154. В.М. Педагогические условия и средства оптимизации процесса профессионально-личностного становления будущего офицера-летчика. -Дис. канд. пед. наук. Спец. 13.00.01, Саратов, 2000. — 178 с.
  155. А.П. Категории диалектики М.: Высш. школа, 1971 -279 с.
  156. А.П. Диалектический метод познания. М.: Политиздат.1993.-320 с.
  157. В.В. Управление качеством подготовки инженеров на основе интегративно-дивергентного подхода к проектированию мультидисциплинар-ных комплексов: Дис. д-ра техн. наук: 05.19.18. М., 1999. — 368 с.
  158. Е.Н., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. Ростов-на-Дону, 1995.
  159. Ю.А., Шаров А. А. Системы и модели. М.: Радио и связь, 1982.-252 с.
  160. П.Г. Очерки по философии образования. М., 1993. 185. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика.1989.-560 с.
  161. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978.-391 с.
  162. В.А. Обучение как процесс управления. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988, — 159 с.
  163. Ямбург E.LLI. Теоретические основы и практическая реализация модели адаптивной школы: Дисс. д-ра пед.наук. -М., 1997. 362 с.
  164. А.Н. Теория и практика интегративного подхода к обеспече-• нию качества подготовки абитуриентов технических вузов: Дис. д-рапед.наук: 13.00.08. Тольятти: ТолПИ, 1999. I
Заполнить форму текущей работой